набережная фонтанки 201 история дома
город Санкт-Петербург, набережная Реки Фонтанки, д.201
Оценки дому от жильцов
Всего оценок | Средн. балл | Общий рейтинг | |
ТСЖ (УК) | 0 | 0 | 0 |
Инфраструктура | 0 | 0 | |
Дом (комфорт) | 0 | 0 | |
ЖК | 0 | 0 | |
Застройщик | 0 | 0 |
Паспорт здания
«Съезжий дом 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части»
Дополнительное описание:
город Санкт-Петербург, набережная Реки Фонтанки, д.201.
, не выбран, дом, построен в 1849-1851 году
Съезжий дом 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части
Бернгард Рудольф Богданович ([110]. С. 23 в topohron-е Бернгард не указан)
Фрагмент карты 1913 г.
По средней оси главного фасада установлена кирпичная трехъярусная каланча, квадратная в плане. Первый и третий ярус завершены такими же карнизами. Наверху каланчи была установлена деревянная будка для дежурного, обитая железом, с металлической мачтой для подачи сигналов о пожаре. Общая высота здания примерно 40,6 м.
Во внутреннем дворе находился четырехэтажный флигель для арестантов с конторой смотрителя дома на первом этаже. Боковой фасад главного здания со стороны двора имел четыре этажа, там были устроены мужские и женские камеры для пьяных и камеры для арестантов. Также имелась двухэтажная каменная служба, где находились конюшни, цейхгауз и сеновалы.
В настоящее время в здании располагаются факультет переподготовки и повышения квалификации и факультет подготовки финансово-экономических кадров Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации
В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (297).
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21. 07. 2009 г. [ ].
Доп. описание набережной Реки Фонтанки
Макияж для близнеца. История двух домов на набережной Фонтанки
Прогуливаясь по Фонтанке между Семеновским и Горсткиным мостами, непременно обратишь внимание на эти два стоящих бок о бок дома (набережная реки Фонтанки, 87, 89). Один (№ 87) дошел до наших дней из классицистического прошлого без потерь: симметричный фасад, портик под треугольным фронтоном, барельефы. Другой погружает нас в эпоху модерна, однако присмотревшись, увидим полное сходство архитектурного строя с его соседом: те же три этажа на высоком подвале, та же симметрия, те же окна, та же проездная арка и даже тот же протяженный балкон по центру.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Такое ощущение, что одному «близнецу» просто однажды сделали модный броский макияж. Впрочем, именно так оно и было.
Дом № 87 был построен в 1808 – 1809 годах для купца из Вытегры Кузьмы Галашевского, однако автор проекта до сих пор неизвестен: еще в 1910 году были утрачены чертежи этого дома, которые, по всем правилам, должны были содержать подпись архитектора-проектировщика. Здание признано объектом культурного наследия федерального значения под наименованием «Дом Лебедева» – по фамилии последнего владельца поручика Владимира Лебедева, который остался здесь жить и после 1917 года, когда дом приспособили под коммунальные квартиры.
Документов по дому № 89, очевидно, тоже нет, но определить, что он возведен в одну эпоху с соседом и по сходному проекту, можно и визуально. Помимо одинаковых пропорций, габаритов и деталей фасада родство явственно прослеживается при знакомстве со сводчатыми лестницами обоих зданий. По меньшей мере с конца XIX века дом принадлежал тайному советнику Герману фон Лерхе. В 1905 году, когда участком уже владели его наследники, они пригласили германского подданного архитектора Карла Маккензена, чтобы тот придал зданию «модный» вид.
Не исключено, что наследники тайного советника могли увидеть в журнале «Зодчий», издававшемся столичным Обществом архитекторов, архитектурные фантазии Маккензена, проникнутые, по словам историков архитектуры Б. М. Кирикова и М. С. Штиглиц, «духом символизма». А может, в марте 1904 года они посетили выставку работ германского зодчего, устроенную им в зале собраний Общества архитекторов?
Не исключено, что преемники фон Лерхе рассудили так: раз уж графические композиции Маккензена регулярно помещает на своих страницах солидный журнал, а с его работами знакомят в авторитетном архитектурном обществе, отчего же не заказать ему перелицовку доставшегося по наследству дома? Тот успешно справился с задачей: не только перелицевал уличный фасад дома наследников фон Лерхе, но надстроил и перестроил дворовые флигели, оформив пространство в глубине квартала по канонам модерна.
Во внутренний двор выходит эркер со щелевидными окнами, стены дворовых фасадов украшены графическим лепным декором, над проездной аркой возвышается щипец сложной формы. Для удобства жильцов Маккензен сделал вход в здание с главного, лицевого, фасада. Прежде, как и в соседнем доме № 87, попасть на лестницу можно было лишь со двора.
Карл Маккензен, построивший и перестроивший в Петербурге несколько многоэтажных домов, в 1915 году «пропал». Очевидно, Первая мировая война заставила германского зодчего, специально для работы в России выучившего русский язык и настойчиво рекламировавшего свои идеи в печати, вернуться в родные края.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (6858) от 05.02.2021 под заголовком «Макияж для близнеца».
Съезжий дом 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части
Съезжий дом 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части кирпичный
Бернгард Рудольф Богданович ([ 110 ]. С.23; в topohron-е Бернгард не указан)
1846 г. ЦГИА СПб.
* см. ниже
16 октября 1875 г.
** см. ниже
Ф.-В. Перро. Площадь у
Калинкина моста.
Около 1840.
Фото между 1920-1930 гг.
(добавил люблюпитер)
* Выкопировка с плана участков земли принадлежащих городу в IV Адмиралтейской части с обозначением съезжего дома и Калинкинской
площади. 1846 г. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.169. Д.2. Л.3.
** План 2-го участка Коломенской части с показанием перенесения верстового столба с Петергофского проспекта в Коломенский сквер.
Фасад верстового столба. 16 октября 1875 г. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.101. Д.321. Л.1-2.
По средней оси главного фасада установлена кирпичная трехъярусная каланча, квадратная в плане. Первый и третий ярус завершены такими же карнизами. Наверху каланчи была установлена деревянная будка для дежурного, обитая железом, с металлической мачтой для подачи сигналов о пожаре. Общая высота здания примерно 40,6 м.
Во внутреннем дворе находился четырехэтажный флигель для арестантов с конторой смотрителя дома на первом этаже. Боковой фасад главного здания со стороны двора имел четыре этажа, там были устроены мужские и женские камеры для пьяных и камеры для арестантов. Также имелась двухэтажная каменная служба, где находились конюшни, цейхгауз и сеновалы.