наблюдение в истории психологии современная трактовка сущности метода наблюдения
Наблюдение
Метод наблюдения в психологии исторически является одним из самых старых научных методов и на первый взгляд наиболее простых. Наблюдение – это преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.
Наблюдение является методом, которым пользуются все люди. Однако научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни (житейское наблюдение), имеют ряд существенных различий.
Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Научное наблюдение также отличается организованностью, предполагает четкий порядок проведения и фиксацию результатов в специальном дневнике.
Наблюдение в психологии предполагает не только полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. В результате житейских наблюдений формируются житейские понятия. Это те понятия, которыми пользуются люди в повседневном языке и в обыденном общении. От научных понятий житейские понятия отличаются меньшей определенностью и точностью, большей изменчивостью формулировок и слабой операциональностью.
Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.
В современной психологии мы исходим из единства внешнего и внутреннего. Поэтому речь здесь идет не о совместном применении наблюдения как двух разнородных, внешне друг друга дополняющих методов, а об их единстве и взаимном переходе друг в друга.
С помощью наблюдения изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Предметом наблюдения являются действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика и жесты.
Психолога как исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому наблюдающий должен выжидать нужные ему проявления свойств личности или психических состояний. Восприятие внешнего поведения человека носит субъективный характер, поэтому не следует спешить с выводами, необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Кроме того, наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно. Исследователь должен убедиться в характерности, типичности того или иного свойства. Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий человека. Анализ характера ошибок, причин их возникновения позволяет наметить реальные пути их устранения.
Основным условием научности наблюдения является его объективность, которая обеспечивается контролем либо повторным наблюдением, либо применением других методов исследования (например, эксперимента). Для повышения объективности наблюдения часто используют дополнительно различные технические средства регистрации: фото-, кино-, видеосъемку, аудиозаписи.
Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком или за отдельным работником, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в различных условиях, например в трудовом коллективе, группе детского сада или в школьном классе.
Обладая несомненными достоинствами, метод наблюдения имеет и существенные недостатки. Так, наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут возникнуть именно те ситуации, которые наиболее интересуют исследователя. Другим недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость.
Наблюдения бывают нескольких видов:
— стандартизированное (проводится строго в соответствии с намеченной программой);
— свободное (не имеющее заранее установленных рамок);
— включенное (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение);
— невключенное (внешнее наблюдение, когда исследователь наблюдает со стороны за деятельностью, которую он изучает);
— скрытое (незаметное для испытуемого наблюдение со стороны, примером может служить телепередача «Скрытая камера»);
— внутреннее (самонаблюдение, интроспекция – наблюдение за своими мыслями и чувствами).
Давая характеристику указанных видов наблюдения, рассмотрим сначала стандартизированное и свободное наблюдения.
Стандартизированное наблюдение заключается в последовательном и целенаправленном восприятии и предполагает следующие необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксацию результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверку гипотезы в последующих наблюдениях.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, но всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов.
Чаще всего свободное наблюдение применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования.
Включенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь является непосредственным участником событий и тех процессов, за которыми ведет наблюдение. Сам психолог на время становится активным участником того процесса, за которым ему нужно вести наблюдение, и фиксирует его как бы изнутри. Метод включенного наблюдения используется, когда, например, требуется изучить психологию поведения и взаимоотношения людей в особых условиях, не допускающих наблюдения извне, со стороны: замкнутых преступных групп, религиозных сект и других закрытых объединений людей.
Говоря о включенном наблюдении, в нем можно выделить полное включенное наблюдение и простое включенное наблюдение.
При полном включении наблюдение проводится скрыто, изнутри, а истинные цели и участие психолога неизвестны наблюдаемым. Он вступает в коллектив или группу и принимает участие в его деятельности наравне с другими.
При простом включенном наблюдении исследователь, осуществляя наблюдение, выбирает для себя нейтральную позицию. Не принимая активного участия в групповой деятельности, психологу следует помнить, что любое новое лицо своим присутствием вносит в его деятельность определенные нарушения, которые могут исказить картину его повседневной деятельности. Поэтому иногда рекомендуется на несколько дней приостановить наблюдение, чтобы, вернувшись к нему, увидеть обстановку другими глазами.
Когда под влиянием личного участия психолога его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше использовать другой вид наблюдения, например невключенное наблюдение. При этом невключенное или внешнее наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного (С.Л. Рубинштейн, 1999). Используя невключенное (внешнее) наблюдение следует иметь в виду, что внешняя сторона деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом служит её внутреннее психическое содержание.
Степень участия наблюдателя в исследуемой ситуации во многом определяется характером самого психологического исследования и его задачами.
В психологии часто используется скрытое наблюдение, при котором наблюдаемый не знает и не подозревает, что за ним ведется наблюдение. Метод скрытого наблюдения применяется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, если испытуемый знает, что за ним наблюдают. Понятно, что человек будет вести себя иначе, чем в том случае, когда ему известно, что его никто не видит.
Для психолога такое наблюдение один из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, а также психических особенностей. Так по внешним проявлениям психолог судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии учебного материала, об отношениях со сверстниками, взрослыми и т.д. Однако психолога интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной исследовательской задачей.
Для возможности скрытого наблюдения могут использоваться магнитофон, видеокамера, а также зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой стороны (со стороны того, за кем наблюдают). Методом скрытого наблюдения нередко изучают поведение и взаимоотношения детей, их индивидуальные и совместные игры.
Внутреннее наблюдение как самонаблюдение наблюдателя за своими переживаниями, мыслями является специфическим методом, применяемым только в психологии. Для того чтобы успешно работать с другими, понимать их психологическое, психолог должен уметь правильно оценивать свое состояние и свои переживания.
С наблюдением связан и метод самонаблюдения. Самонаблюдение является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Метод самонаблюдения можно использовать как дополнительный и как самостоятельный, хотя и не основной метод психологического исследования. Так, сведения о качественной стороне психических явлений даются только самонаблюдением. Что, значит различать тон, видеть зеленый, желтый и другие цвета, думать, гневаться, стыдиться или желать и хотеть – все это превосходно известно нам из самонаблюдения. Кому какое-либо душевное состояние не дано в нем самом, тот ни из каких других источников не пополнит своего знания. Слепорожденный и глухонемой не могут на основе внутреннего опыта познать цвета и звуки.
Знание всего этого образовалось вследствие долгого наблюдения над самим собой, наблюдением того, какие душевные состояния и как выражались в слове.
Особенно полезным метод самонаблюдения может быть при изучении психологических состояний: настроения бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психологическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему поведению, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать свое состояние и свои переживания.
В процессе наблюдения важным профессиональным качеством психолога является его наблюдательность. Так, некоторые специалисты ведут дневники наблюдения. К примеру, на основе своих дневников А.С. Макаренко была написана «Педагогическая поэма».
Следует отметить, что метод самонаблюдения, помимо преимуществ, обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний.
Сущность метода наблюдения и его примеры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность метода
Наблюдение – это исследовательский описательный психологический метод сбора первичной социологической информации, касающейся изучаемого объекта
Метод наблюдения относится к общенаучным и широко используемым в естествознании и обыденной жизни, а широкое его применение началось с конца XX века. Этот старейший психологический метод применяется там, где особенное значение имеет фиксация поведения человека в различных условиях – прежде всего, в клинической, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития и в психологии труда.
В социологии применение этого метода ограничено, потому что социальные явления далеко не все поддаются визуальному и слуховому восприятию.
Наблюдение необходимо применять в комплексе с другими методами сбора информации.
Социологическое наблюдение имеет важную особенность, которая заключается в том, что это способ непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. При непосредственном восприятии объекта особенности поведения человека фиксируются непосредственно в момент его проявления и независимо от того, умеет респондент описать словами свое поведение или нет.
Наблюдение дает возможность лучше понять смысл действий наблюдаемых, их поведение в той или иной ситуации, суть их реакций на происходящие события.
Метод наблюдения одновременно является самым простым и самым сложным, в психологии его можно использовать как для получения предварительного материала, так и для получения иллюстративных данных.
Наблюдение является основным методом получения первичной информации.
Готовые работы на аналогичную тему
В тех случаях, когда вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой, метод наблюдения не применяется.
Особенностью метода является связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, а также пристрастность и сложность повторного наблюдения.
Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого относится к одной из психологических проблем, поскольку присутствие исследователя оказывает влияние на поведение испытуемого.
Объектами исследования могут быть вербальное и невербальное поведение, перемещения человека, дистанция между людьми, физические воздействия, т.е. всё то, что объективно возможно зарегистрировать, причем свойства психики исследователь не наблюдает.
Поскольку психика проявляется в поведении человека, то психолог, на основании полученных при наблюдении данных, может только строить гипотезы о психических свойствах испытуемого.
Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.
На основании поставленных целей определяется, какой характер будет носить наблюдение – научный или практический. Результаты наблюдения в области практической деятельности сразу используются для достижения основной цели.
Классификация наблюдений
Специалисты выделяют два вида наблюдений в зависимости от того, в какой степени исследователь вовлечен в изучаемую среду.
К первому виду относится включенное наблюдение, когда наблюдатель принимает личное участие, а другие участники принимают его участником события.
Ко второму виду относится стороннее наблюдение, при котором наблюдатель действует как бы «со стороны», без непосредственного участия.
Включенное наблюдение имеет два варианта:
В основном, когда человек замечает, что за ним наблюдают, свое поведение резко меняет.
Исходя из характера взаимодействия с объектом, есть скрытое и открытое наблюдение.
При скрытом наблюдении, человек не знает, что является объектом наблюдения. В этом случае используется зеркало Гезелла, скрытая камера или психолог маскируется под обычного участника событий.
Открытое наблюдение говорит о том, что человек осведомлен о наблюдении.
В зависимости от объекта выделяют интроспекцию, т.е. самонаблюдение, правда, результаты этого наблюдения в современной психологии на веру не принимаются, но, учитываются в качестве фактов и внешнее наблюдение за поведением других людей.
Различают наблюдение и относительно времени исследования – они могут быть однократные, периодические, лонгитюдные, т.е. проводимые в течение длительного времени.
Исходя из характера восприятия, наблюдения могут быть сплошными и выборочными. При сплошном наблюдении исследователь в равной степени обращает внимание на все объекты, ему доступные.
При выборочном же наблюдении выбираются только определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций.
Подразделяются наблюдения и по характеру регистрации данных, есть наблюдение констатирующее, задача которого зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения и оценивающее наблюдение, когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя шкалу рейтинга.
Результаты наблюдения можно фиксировать в процессе наблюдения или через какое-то время, правда, тогда память наблюдателя будет иметь большое значение, а достоверность полученных результатов будет не совсем надежной.
По степени стандартизированности процедур выделяют свободное или поисковое наблюдение в котором при необходимости возможно изменение правил и предмета исследования.
Данное наблюдение, несмотря на определенную цель, лишено четких ограничений в выборе того, на что необходимо обращать внимание и какие моменты надо фиксировать.
Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы. Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение.
Рисунок 1. Метод наблюдения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примеры использования наблюдений
Примеры довольно хорошо раскрывают метод наблюдения и таких примеров можно привести довольно много.
Военному исследователю, допустим, надо выяснить склонность военнослужащих к различным правонарушениям, например, пьянству, насилию, стяжательству и др. Новобранцы, в данном случае, будут объектом наблюдения. На первом этапе информация о них собирается исследователем через офицеров подразделений. Такую информацию офицеры могут получить от тех, кто сопровождал новобранцев с призывного пункта.
Особое внимание обращается на то, в какой социальной среде воспитывался и рос солдат – благополучная семья или нет, полная или неполная, какие у неё ценностные ориентации, были ли претензии со стороны правоохранительных органов, каковы черты характера новобранца, его психологические и физиологические характеристики и др.
Исходя из анализа этой первоначальной информации, исследователь выделяет потенциально неблагополучных солдат, определяет их особые признаки, по которым можно судить о склонности объектов к отклоняющемуся (девиантному)поведению.
Девиантное поведение солдат не соответствует правовым и нравственным нормам в этом обществе. Девиантное поведение может проявляться в недобросовестном отношении к служебным обязанностям, оскорблению сослуживцев, упрямстве, неподчинении командирам, в попытках доминирования и др.
На основании этих признаков и с помощью случайного наблюдения исследователь собирает уточняющую информацию и составляет подробную программу исследования.
Среди примеров типичных ситуаций, когда реализуется метод наблюдения, является учебное занятие, во время которого можно определить умения, знания, усердие солдат, сплоченность коллектива в целом.
В часы досуга наблюдатель может выяснить темы разговоров, мнения и точки зрения солдат. В вопросах хозяйственных работ определяется интерес и отношение к труду, взаимоотношения во время выполнения этих работ, лидеры и подчиненные.
В ситуациях смены караула, несения службы и развода выявляется степень воинской подготовки, убеждения солдат, мотивация к выполнению обязанностей.
Во время вечерней поверки внимание можно обратить на общую дисциплину, реакцию на служебные обязанности и их распределение.
Очень ярко взаимоотношения между солдатами и их поведение проявляются в конфликтных ситуациях. Здесь важно отметить зачинщиков, выявить причину, динамику и развязку конфликта, определить роль каждого участника.
Вехи развития метода наблюдения в психологии
|
Ч.Дарвин |
Таким образом, с помощью метода наблюдения ученые предпочитали исследовать, прежде всего, поведение детей, в отношении которых интроспекция изначально непригодна.
Так продолжалось и далее, вплоть до начала ХХ века. Затее наметилось два пути дальнейшего развития метода наблюдения.
В континентальной же психологии этот метод продолжал занимать значительно более устойчивое положение.
· построения типологии характеров,
· развития методов определения типа характера по выразительным действиям (телосложение индивида [Кречмер Э., 2003], экспрессия, почерк и т.д.).
Здесь индивид трактовался как душевно-телесная целостность, внешние проявления которого точно соответствуют его внутреннему душевному содержанию. В рамках характерологии работали, в частности Л.Клагес, Э.Кречмер,Ф.Лерш, А.Веллек и др. [Идеалистическая диалектика в XX столетии. 1987].
|
Рис. 2.1. Типология темпераментов по Кречмеру |
|
Рис. 2.2. Мандала – симол индивидуации (по К.Г.Юнгу) |
Наиболее яркие примеры использования понятия символа, как методологического ориентира, даны в психоанализе, который выступил непосредственным преемником немецкой характерологии. Так, в рамках психоанализа символ трактуется как выражение бессознательной жизни:
· у З.Фрейда – индивидуальной [Фрейд З., 1913],
|
З.Фрейд |
|
К.Г.Юнг |
При разработке стратегий наблюдения, в чем заслуга немецкой характерологии очень значительна, понятие символа сыграло также ключевую роль.
При этом исторические корни «созерцательного подхода» к внешним проявлениям психического, ставшего лейтмотивом немецкой психологии, тянутся, прежде всего, от френологии и физиогномики.
|
Ф.Й.Галль |
|
Рис. 2.3. Френологическая карта |
Исходными выступали следующие предположения:
· определенная психическая функция имеет строгую локализацию в коре больших полушарий головного мозга («узкий локализационизм»);
· лучшее развитие мозговой ткани обусловливает и лучшее функционирование соответствующей психической функции;
· о степени развития мозговой ткани свидетельствует ее объем и, соответственно, неровности в черепе, например, выпуклости (бугры, шишки).
Им самим и его учениками была составлена детальная карта мозга, где была дана локализация основных моральных и интеллектуальных качеств человека, таких как:
❑ любовь к родителям,
❑ инстинкт продолжения рода,
❑ склонность к поэзии,
❑ талант живописи, музыки и пр.
Так, например, отвечающим за память на слова был признан участок мозга в нижней части лба за глазницами, а за память на местности — участок между основанием носа и серединой лба.
Данное учение научных подтверждений не нашло, но сыграло свою положительную роль в популяризации идеи о необходимости исследования материальных оснований психики и ее телесных проявлений.
(См.: Хрестомат. 2.2.), (См.: Хрестомат 2.3.)
· редкая борода и т.д. («стигматы»).
Несмотря на всю реакционность его взглядов, в его школе были разработаны многочисленные приемы наблюдения внешнего поведения, связанные, прежде всего, с эмоциональными проявлениями.
Таким образом, можно заключить, что хотя в немецкой характерологии и схожих характерологических направлениях были наработаны интересные материалы, но необходимо признать, что действительное развитие психологического наблюдения возможно лишь при решительном отказе от символической интерпретации наблюдаемых психических проявлений. В утверждении такого взгляда существенную роль сыграл бихевиоризм, предложивший своей ориентацией на строго определенные («локальные») поведенческие акты новые критерии получения научно-психологических знаний (см. рис. 2.4.).
|
Рис. 2.4. Традиционный объект исследования в бихевиоризме |
Новый синтез позитивистских установок и традиции наблюдения оказался возможен, в первую очередь, в рамках детской психологии. Так, с 1960-х годов ученые вновь обратились к детскому поведению как предмету исследования. Усиление интереса ученых к методу наблюдения вызвано неудовлетворением и негативными эффектами от преимущественного использования в психологии теоретических спекуляций (немецкая характерология) или узких лабораторных экспериментов(американский бихевиоризм).
|
Рис. 2.5. Карта А.Гезелла |
Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 1412 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ