наблюдение за процессом усвоения знаний умений и навыков это
Контроль за усвоением знаний и формированием умений
Контролем качества знаний принято называть наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. По своей сути контроль обеспечивает коррекцию неверно усвоенной информации, создает обратную связь между учителем и учеником, способствует установлению дисциплины, а, в конечном счете, более полному, крепкому и правильному закреплению в памяти учебного материала. Основные виды контроля: предварительный (выявляется начальный уровень знаний с целью определения возможности для учащегося приступить к освоению очередного этапа обучения, например, вступительные экзамены в вуз), текущий (в процессе обучения), периодический (охватывает определенные периоды, например, сессия), тематический (по окончании изучения темы), итоговый (по окончании обучения или этапа обучения), отсроченный (через какое-то время после окончания обучения, например, единый федеральный экзамен).
По форме контроль может быть индивидуальным (индивидуальное задание – экзаменационный билет), групповым (защита лабораторной работы, выполненной группой) и фронтальным (коллективное решение проблемы в едином темпе – семинарское обсуждение).
Выделяют следующие методы контроля: устный, письменный, практический, машинный и самоконтроль.
Различные формы и методы контроля реализуются через механизм проверки. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков, дающая рекомендации для учителя, как наиболее полно и объективно проконтролировать результаты учебного процесса в данной ситуации.
Серьезной проблемой для дидактики является ошибка или недостаточная объективность оценивания знаний учащихся. Перечислим основные причины ошибочного, необъективного оценивания знаний:
• перенос симпатии или, что гораздо хуже, антипатии с ученика на отметку;
• отметка как следствие настроения преподавателя;
• отсутствие твердых критериев отметки. В начале экзамена преподаватель ставит низкие оценки, а ближе к концу экзамена они становятся выше или наоборот;
• неустойчивость системы оценивания. Ученики не знают, когда ожидается контрольное мероприятие;
• близость оценки тем, которые поставлены ранее. «До третьего курса студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на студента». Чтобы удержаться от этого соблазна, в уставе высшей школы написано, что преподаватель должен сначала вербализировать отметку, а потом браться за зачетку;
• перенос отметки за поведение на отметку за предмет – раз сидит тихо, значит, старается, ну что делать, если не получилось, он же старался. Важно представлять себе, что оцениваются не приложенные усилия, а достигнутый результат;
• завышение и занижение отметок как дисциплинарная мера, однако завышение отметки для стимулирования дальнейшей работы учащегося является не ошибкой, а педагогическим приемом.
Наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков называется
1. Процесс приобретения и закрепления или изменения наличных способов деятельности индивида называется:
В основе логических форм и операций мышления лежит:
Необходимое условие и основной механизм психического развития человека:
4. Автор теории функциональных систем:
Референтная группа характеризуется тем, что:
+Человек принимает ее цели и ценности
В ней все участники- лидеры
В ней нет сплоченности
Человек отвергает ее цели и ценности
Она создается искусственно
Процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности в результате взаимодействия преподавателя со студентом?
В настоящее время именно данная функция рассматривается как важнейшая социальная функция семьи:
Функция духовного общения
Функция социальной регуляции, контроля и опеки
Учение должно быть :
Совокупностью действий внешних и внутренних факторов
Соотношением обучения и развития
Одним из средств и мощным фактором развития личности является реализуемое в обучении :
+Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешную деятельность
Термин «защитные механизмы» был введен в психологию:
12. Какой тип семьи базируется на двух основных принципах?
+Восприятие и оценка друг друга
Воздействие на партнера
14. Какой психолог, изучая законы «чистой» памяти придумал искусственные слова:
15. Специфика современной семьи определяется четырьмя особенностями. Особую роль отводят:
16.Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности называется:
+Когнитивный опыт личности
Опыт практической деятельности
Опыт творческой деятельности
Опыт психологической деятельности
Опыт осуществления способов деятельности называется
+Опытом практической деятельности
Когнитивным опытом личности
Опытом творческой деятельности
Опытом актерской деятельности
18. Опыт, который обеспечивает готовность обучающегося к поиску решения новых проблем, творческому преобразованию действительности называется:
+Опытом творческой деятельности
Опытом актерской деятельности
Опытом практической деятельности
Когнитивным опытом личности
Система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений личности называется:
+Опытом отношений личности
Опытом творческой деятельности
Когнитивным опытом личности
20. Автор термина «Послепроизвольное внимание»:
Особый феномен, являющийся следствием социального развития личности называется :
Важный компонент образовательного процесса :
Развитие организма человека называется :
Высшей ступенью человеческого познания является:
25. Данный принцип связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения обучаемым общечеловеческой культуры:
Принцип структурного единства
Наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков называется
27. Контроль, проводимый к началу обучения с целью выявления имеющихся в наличии знаний, умений и навыков называется:
28.Конечные результаты обучения выявляет :
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 389 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников.
Все разнообразие методов обучения (классификация методов по назначению М.А. Данилова, Б.П. Есипова) можно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний.
Основными из них являются следующее:
а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;
в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
г) выпускные и переводные экзамены.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний. Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов?
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.
Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.
Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.
При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин. дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся, так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
Контрольные работы.
Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
Первое: контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному усвоению.
Второе: необходимо за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявления творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестандартных задач и упражнений. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.
Третье: очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.
Четвертое: при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.
Пятое: контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что, несомненно, может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.
Шестое: учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.
Проверка домашних работ учащихся.
Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.
Программированный контроль.
Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
Педагогическая диагностика в процессе обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
· Понятие о педагогической диагностике.
· Сущность, функции и виды контроля.
· Дидактические тесты. Тестовые задания в начальном образовании.
Понятие о педагогической диагностике.
Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.
Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащихся, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль отражает в себе оценивание как процесс и оценку как результат проверки. Оценки фиксируются в виде отметок.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся являются объективность, систематичность, наглядность.
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном отношении педагога ко всем обучаемым, установленным адекватным критериям оценивания знаний, умений. Объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
Сущность, функции, виды контроля
Контроль выполняет следующие функции:
Контроль бывает разных видов и форм. В педагогической практике применяется несколько видов контроля:
· итоговый контроль и
Предварительный контроль проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.
Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявит пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.
Периодический контроль подводит итоги работы за определенной период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.
Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.
Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся;
устный опрос — индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла;
проверка домашних работ,
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности.
Сущность устного опроса (индивидуальный, фронтальный, уплотненный) заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учащимися устных и письменных упражнений.
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего количества учащихся.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).
Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее состоит в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение небольшого времени дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
Сущность выполнения контрольных работ состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку умений и навыков учащихся.
Проверка домашних работ учащихся позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, сущность которого состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, па каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным.
Дидактические тесты. Тестовые задания в начальном образовании
В психологии и педагогике тест определяется как краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления индивидуальных различий в сравниваемых величинах.
В начале XX века начинают разграничиваться 2 направления в развитии методики тестирования: разработка психологических тестов (предназначенных для исследования интеллекта), и педагогических тестов (для измерения успешности обучения по тем или иным школьным дисциплинам).
Тест достижений фиксирует состояние знаний (или других результатов обучения) на момент тестирования, и эти данные нельзя непосредственно использовать для предсказания результативности последующего обучения.
Требования к тестам обученности:
• относительная краткосрочность (не требуется много времени на ответы);
• удобство для математической обработки;
Критерии диагностических тестов:
• дифференцированность (различимость) предполагает возможность выявления степени усвоения знаний, навыков, умений различными категориями учащихся.
Сейчас в начальном образовании широко используются задания тестового характера. Они используются как в процессе обучения, так и для контроля и оценки знаний учащегося, сформированное™ у него умений их применять, владеть определенными способами действий. Учитель, использующий тест, должен понимать, что тестом является не любое задание с выбором ответов. К составлению тестов предъявляются требования, нарушения которых приводит не только к ошибкам в оценке учащегося, но и к неправильным прогнозам.
При анализе тестов, которые используются в начальной школе, их можно разделить па следующие типы:
• с выбором одного верного ответа из четырех предложенных вариантов;
• с выбором нескольких верных ответов из пяти-шести предложенных вариантов;
• с кратким ответом, где требуется только запись результата выполненного действия (число, выражение, рисунок, словосочетание и т.п.), соотнесение схемы и конкретного примера ( описание объекта и его название);
• с развернутым ответом, требующим его объяснения (записи собственного высказывания, построения, записи решения задачи).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.