начало повествования кому на руси жить хорошо представляет собой форму речи
Язык поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов применил все богатство своего поэтического языка. В ней использованы разнообразные интонации, богато представлен фольклор.
Характерные для фольклорной поэзии повторения звучат в речи крестьян:
Поспоривши, повздорили,
Повздоривши, подралися,
Подравшися, удумали.
То же встречается в речи Савелия:
Не дотерпеть-пропасть,
Перетерпеть-пропасть.
Представители различных классов, социальных групп говорят речью, соответствующей их социальному положению. Язык Оболт-Оболдуева отличается и по словарю и по самому построению речи от языка крестьян.
Четко дает Некрасов и портреты действующих лиц. Таков, напри¬мер, портрет Оболт-Оболдуева:
Помещик был румяненький,
Усы седые, длинные,
Осанистый, присадистый,
Запоминается и внешность Савелия, хотя портрет его дан всего в четырех стихах:
С большущей сивой гривою,
Чай двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Чай двадцать лет не стриженной,
Дед на медведя смахивал.
Поэма осталась неоконченной, но и в данном виде она представляет собой широчайшее полотно, на котором нарисованы представители разных социальных групп, преимущественно крестьяне, широко охвачена жизнь дореформенной и пореформенной России.
Все указанные особенности поэмы прочерчивают резкую грань между дворянской поэзией и поэзией Некрасова.
Начало повествования кому на руси жить хорошо представляет собой форму речи
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 66
Н. А. НЕКРАСОВ.
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА,
ФОЛЬКЛОРНОЕ НАЧАЛО В ПОЭМЕ
Цель:
отметить художественное своеобразие и проанализировать языковые особенности поэмы; определить фольклорное начало в поэме; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; расширять и углублять предметную компетенцию; прививать чуткое, бережное отношение к слову, к народным истокам, фольклорным традициям русского народа.
Оборудование:
раздаточный материал, текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», иллюстративный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют художественное своеобразие и языковые особенности поэмы; определяют фольклорное начало в поэме; выполняют аналитическую, сопоставительную работу в парах, группах; участвуют в беседе.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
— Некрасов был глубоким знатоком народного творчества. Много устно-поэтических материалов хранилось в его записях, ещё большее богатство хранил он в своей удивительной памяти.
Особенно высоко поэт ценил те произведения устного народного творчества, в которых звучали гнев, ненависть и протест крестьянства против векового угнетения и бесправия. Некрасов воспользовался народной поэзией не только для того, чтобы сделать свои произведения доступными народу, но и для того, чтобы показать необыкновенную талантливость народа, его духовную мощь, воздействовать на народ в революционно-демократическом духе. Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов, по его же словам, собирал «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить… — писал поэт, всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его…». Г. И. Успенскому Н. А. Некрасов говорил, что он хотел создать «полезную, понятную народу и правдивую» книгу.
Такой и получилась поэма «Кому на Руси жить хорошо». Стремясь создать произведение понятным и близким народу, поэт обратился к духовным сокровищам, созданным самим народом. Таким сокровищем явилось для поэта устное народное творчество. В нём, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Первое, на что обращаешь внимание при чтении поэмы,— на её колоритный, оригинальный язык, былинный размер, напевный, неторопливый слог.
В изобилии встречаются использованные почти в неизменном виде пословицы, присказки и прибаутки, песни и плачи, сказки и суеверия, обрядовые заговоры, пословицы. Тут и «красное солнце», и «скатерть самобраная», и «добрые молодцы», и другие красочные и точные народные сравнения. При этом сами герои повествования (Савелий Корчагин, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, семеро мужиков-правдоискателей) зачастую выступают не только как рассказчики, использующие в своей речи народную мудрость, народные выражения, но и как творцы, интерпретаторы. Фольклор в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — это и объект, и средство художественного изображения: объект — как воплощение народного миросозерцания, его развития; средство — как выявление творческой одарённости тех лиц, тех героев, которые хранят его в своей памяти, обновляют известные тексты, создают новые.
Искатели счастливого человека, как и многие другие крестьяне, хранят в памяти большое количество фольклорных текстов, умеют вставить «слово меткое», иногда переосмысливая его. Например, в рассуждениях мужиков-правдоискателей можно найти такую переосмысленную пословицу: «Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка — по выбору».
Переосмысление пословиц связано также и с образом Савелия, богатыря святорусского: «А немец, как ни властвовал, да наши топоры лежали — до поры» (вместо «Есть у бога топоры, да лежат до поры»); «И гнётся, да не ломится, не ломится, не валится… Ужли не богатырь?» (вместо «Лучше гнуться, чем переломиться»). Обновление пословиц в поэме Н. А. Некрасова мотивируется характером героев, их взглядами. Обновлённые и заново созданные пословицы, поговорки выявляют творческую одарённость русского крестьянства. Фольклор, процесс его рождения, бытования и обновления изображается поэтом как выражение развивающегося народного самосознания.
Использование фольклорных элементов создаёт также неповторимый и оригинальный стиль поэмы, делает её похожей на народную былину, близкую по духу русскому крестьянству. Народный язык удачно выбран Н. А. Некрасовым в качестве выразительного средства для точного описания жизни крестьянского сословия, для передачи идей автора. Язык повествования помогает ответить на вопрос: хорошо ли жить на Руси крестьянину, крестьянке, холопу?
Нет, отвечает поэт, нельзя этих людей назвать счастливыми. Слишком много в их жизни труда и скорби, слишком мало наград, справедливости и жалости:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь.
В этой песне поэт словно подводит итог, рисуя образ крестьянской Руси. По сюжету произведения эта песня не является народной, её сочинил народный заступник Гриша Добросклонов, но в ней звучит подлинно народная любовь к родине. И ласково-трогательное обращение к родине — «матушка» — отражает отношение народа к ней. Может быть, для того, чтобы взглянуть на Русь не с официальной, отчуждённой, европейской точки зрения, а с точки зрения народа — детей Руси, Н. А. Некрасов и написал свою поэму народным языком. Поэт глубоко проник в народное миросозерцание, а тон и пафос поэмы согласуются с духом народного творчества.
2. «Начинающие литературоведы»: сопоставительная работа в парах
(раздаточный материал)
Задание.
Докажите мнение К. И. Чуковского, исследователя творчества Н. А. Некрасова, сравнив приведённый фольклорный материал с текстом поэмы. При выполнении задания обратите внимание: обрабатывая фольклорный материал, Некрасов, убирая всё непонятное, недостаточно поэтичное, стремился усилить социальное звучание.
Карточка № 1
…Изучая творческую работу Некрасова над добытыми из этих источников песнями, пословицами и другими произведениями народной поэзии, мы никогда не должны забывать, что, сколько бы фольклорных материалов ни заимствовал оттуда Некрасов, все эти заимствования были бы убоги, бесплодны и шатки, если бы не опирались на прочный фундамент его огромного личного опыта. Личный опыт дал ему точное знание подлинных крестьянских стремлений и чаяний. Личный опыт помог ему выработать надёжный критерий для идейной оценки тех или иных материалов фольклора…
…Этот материал превращался под пером у Некрасова в новое произведение поэзии, выражающее его собственные — некрасовские — идеи и чувства, порою даже противоположные тем, какие он нашёл в первоисточнике.
Анализ пролога поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Анализ пролога поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Именно в прологе впервые появляется рефрен – «кому живется весело, вольготно на Руси», который пройдёт через всю поэму. В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков…
Поэт сообщает, что русский мужик упорен в достижении цели, причём не практической, а именно «блажи», поиске истины. При этом говорится, что спорщики были заняты своими обычными делами: один из них шёл в кузницу, другой «соты медовые нёс на базар», третьи «ловили коня упрямого». Однако все будничные занятия оставлены, потому что крестьян охватила общая забота найти, «кому живётся весело, вольготно на Руси».
Подобной авторской характеристикой крестьянства и спорщиков читатель психологически подготавливается к восприятию картин жизни и судеб русских людей. Уже в прологе возникает образ автора-повествователя. Автор обращается к читателю напрямую, создавая впечатление непринужденного разговора. Ой, тени! Тени чёрные! Кого вы не нагоните, Кого не перегоните? Вас только, тени чёрные, Нельзя поймать-обнять!
Реальные мужики, сложившиеся на водку, начинают пьяную драку, которая разрастается в грандиозное побоище, потрясающее целый лес, взывающее к силам самой природы: Весь лес переполошился, С летающими птицами, Зверями быстроногими И гадами ползучими. И стон, и рев, и гул!
Описание «разгула» эха интересно не только положенной в его основу гиперболой-олицетворением, но и близостью автора к миру природы. Описывая разбуженный лес, поэт использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («зайка», «галчата», «пеночка», «птенчик», «гнёздышко»), метафоры («плачет пеночка», «кукушечка старая… надумала», филины «любуются побоищем»), сравнение («А их глазище желтые// Горят, как воску яркого//Четырнадцать свечей»).
Этот разговор строится на олицетворении. На олицетворении строилась и загадка об эхе: «Без тела – а живёт оно, без языка – кричит». Сова уподоблялась «заморской княгине», «лисица хитрая» наделялась «любопытством бабьим».
Таким образом, открывающие «Пролог» семь мужиков уже к концу его становятся семью странниками – правдоискателями.
С прологом из поэмы уйдёт и сказка. Мы входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввёл нас в этот мир больших измерений – времени и пространства, человеческих судеб и народной судьбы – эпос.
Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)
19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа – отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ. ». Певец народной жизни, Некрасов и в этот раз не остался в стороне – с 1863 г. начинает создаваться его поэма «Кому на Руси жить хорошо», повествующая о жизни в пореформенной Руси. Произведение считается вершинным в творчестве писателя и до сегодняшнего дня пользуется заслуженной любовью читателей. Одновременно, несмотря на свой кажущимся простым и стилизованный под сказочный сюжет, оно является очень непростым для восприятия. Поэтому проведем анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чтобы глубже понять его смысл и проблематику.
История создания
«Кому на Руси жить хорошо» — одно из последних произведений Некрасова. Когда он писал его, он был уже серьезно болен: его поразил рак. Именно поэтому оно не закончено. Его по крупицам собрали близкие друзья поэта и расположили фрагменты в произвольном порядке, едва улавливая спутанную логику творца, сломленного смертельным недугом и бесконечными болями. Он умирал в мучениях и все же смог ответить на поставленный в самом начале вопрос: Кому же хорошо живется на Руси? Счастливцем в широком смысле оказался он сам, ведь преданно и самозабвенно служил интересам народа. Это служение и поддерживало его в борьбе с роковым недугом. Таким образом, история поэмы началась в первую половину 60-х годов 19 века, примерно в 1863 году (крепостное право отменили в 1861), а первая часть была готова в 1865.
Книга публиковалась фрагментарно. Пролог издали уже в январском выпуске «Современника» в 1866 году. Позже выходили и другие главы. Все это время произведение приковывало внимание цензоров и нещадно критиковалось. В 70-х годах автор написал главные части поэмы: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Он планировал написать гораздо больше, но из-за стремительного развития болезни не смог и остановился на «Пире…», где выразил свою основную мысль относительно будущего России. Он верил, что такие святые люди, как Добросклонов, смогут помочь его родине, погрязшей в нищете и несправедливости. Несмотря на ожесточенные нападки рецензентов, он нашел в себе силы стоять за правое дело до конца.
Жанр, род, направление
Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» — эпическая поэма. То есть, в основании книги уживается не один род литературы, а целых два: лирика и эпос:
Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.
Фольклор и язык
Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:
Я потупленную голову, Сердце гневное ношу.
В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.
Композиция
Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.
О чем поэма?
Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.
В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.
Кому на Руси жить хорошо — анализ
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начинал писать за несколько лет до своей смерти. Будучи больным раком, он старался завершить его и найти ответ на вопрос: Кому на Руси живётся лучше всего? Но, к сожалению, его здоровье не смогло выдержать всех страданий, поэтому писатель умер, так и не закончив эту поэму. Стоит поблагодарить его верных друзей, собравших поэму буквально по крупицам. Тем не менее её основа была опубликована, хоть и без логичного конца. Но какой идейный смысл у этого произведения, что оно несёт в себе?
Главные герои представлены в виде семи странников, которые реши найти самого счастливого человека на Руси. По пути им встречаются самые разнообразные личности: общинный председатель – очень добрый и честный человек, который не пользуется своим служебным положением и работает на благо народа, крестьянка – сильная и трудолюбивая женщина, повидавшая за жизнь множество бед и несчастий, и интеллигент, добившийся всего в жизни своими собственными руками. Каждый герой располагает большими усилиями для достижения успеха. Но, к несчастью, каждый из них не испытывает полного удовлетворения в жизни. У каждого из них свои проблемы и недуги, но все они пытаются их преодолевать.
Во время путешествия семерых странников поднимаются важные общественные темы: условия жизни людей, достаток сословий, борьба с пережитками крепостничества. Некрасов пытается показать состояние общества того времени. В поэме повествуется о совершенно разных классах людей, отличающихся взглядами на жизнь, предпочтениями и желаниями. Автор пытается раскрыть характер каждого персонажа, показав большой разрыв в социальном расслоении. Некрасов призывает к социальному равенству всех людей.
К концу произведения Некрасов так и не даёт ответ на поставленный вопрос. Конечный вариант произведения лишь приходит к выводу, что всем живётся трудно. Возможно, если бы болезнь не сразила его, то мы бы узнали о самом счастливом человеке на Руси. Но нельзя откидывать тот факт, что он хотел, чтобы читатели сами ответили на этот вопрос с помощью предоставленной почвы для размышлений. Каждый сам для себя решить, кому на Руси жить хорошо.
Главные герои и их характеристика
О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст. Например, в произведении подчеркнуто единство семи странников. Они не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Эти действующие лица – единое целое, их диалоги, на самом деле, — коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.
Персонажи в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многообразны и позволяют составить картину нравов и быта того времени.
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ
Портрет Н. А. Некрасова, 1872: Wikipedia / Н. Н. Ге
Жемчужина творчества великого русского писателя Николая Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Краткое содержание произведения в общих чертах описывает, как жили крестьяне после отмены крепостного права, раскрывает взгляды Некрасова на проблемы русского общества.
«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание
Некрасов признавался, что на протяжении жизни слышал множество историй о судьбах обычных людей. Они в итоге легли в основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо». О чем повествует произведение, узнаете из краткого пересказа:
«Кому на Руси жить хорошо»: пролог
Произведение начинается с безымянной главы, которая обрисовывает завязку истории. На столбовой дороге встречаются семь мужиков — бывших крепостных. Между ними завязывается спор: кому на Руси лучше всех живется? Каждый предлагает свой вариант: помещику, чиновнику, попу, купцу, боярину, министру или царю.
За активным обсуждением мужики не заметили, как прошли лишних тридцать верст, а домой идти уже поздно. Они разожгли костер и продолжили спор под водку. Началась драка, но и она не разрешила спор.
Волшебным образом в руки мужикам попадает скатерть-самобранка. Она может не только обеспечивать их едой и выпивкой, но и чистит, чинит вещи, — все, что нужно для путешествия. Мужики решают пойти по Руси и отыскать счастливого человека.
«Кому на Руси жить хорошо»: безуспешные поиски счастливца
Многих людей встречали мужики на пути: солдат, нищих, обычных работяг. Но какой толк расспрашивать их о счастливой жизни?
Первый, кто заинтересовал мужиков, был поп. Но и тот разочаровал путников: не владеет он благами, которые сделали бы его счастливым, — ни роскошной жизнью, ни покоем, ни почетом. И в праздники, и непогоду вынужден иметь дело с больными и умирающими крестьянами, на которых много не заработаешь. А богатые помещики разъехались за границу. Да и уважением попы перестали пользоваться: все их обходят стороной, а то и вовсе презирают. Мужики поняли — у попа счастья не сыскать.
Дорога привела путников в торговое село Кузьминское. Здесь есть все, что нужно людям:
На центральной площади — шумная ярмарка. В одном из рядов мужики увидели старика: он пропил все деньги и не может купить внучке обещанные башмачки. На помощь приходит Павлуша Веретенников и покупает заветную обувь. Он человек без звания, но почему-то все зовут его барином.
«Ярмарка», 1910: Wikipedia / И. С. Куликов
Напрасно пытались в Кузьминском мужики отыскать счастливого человека. Куда ни пойдут — все вокруг пьют до беспамятства и спорят, кому тяжелее живется. Тем временем Павлуша рассуждает, как умен русский народ, какие у него песни да пословицы, одна беда — пьет много. Но мужики перебивают его: не стоит Павлуше равнять себя, барина, с крестьянами. Если бы люди не пили, то не выдержали бы тяжелой судьбы.
В толпе мужики слышат историю о Ермиле Гирином, которого здесь все уважают. Когда ему понадобилось выкупить мельницу, все давали в долг без расписки, а уже через неделю он все вернул. Может, ему хорошо живется? Но оказалось, Ермила служил старостой, и после бунта его посадили в тюрьму. Разочарованные мужики идут искать дальше.
Странники встречают шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он рассказывает, что когда-то его жизнь была роскошной и беззаботной. Поля и леса, богатые имения, крестьяне в подчинении — можно было жить и ни о чем не беспокоиться. Но после крестьянской реформы все пришло в упадок. Некому больше за него работать, а сам-то он этого не умел. Мужики поняли, что и помещик им не подходит.
«Кому на Руси жить хорошо»: кратко об истории Матрены Тимофеевны
Странники решают расспросить женщин: может, им хорошо живется? Их направляют к Матрене Тимофеевне Корчагиной: по слухам, «губернаторша» — та, кого они ищут. Но Матрена так не считает и в доказательство выкладывает свою историю:
Ее история убедила мужиков: для крестьянской женщины на Руси счастье невозможно.
Кто он — счастливый человек на Руси?
Во время сенокоса путники оказываются на берегах Волги, где видят странную картину: к берегу на лодках подплывает барское семейство, и косцы, которые только присели отдохнуть, тотчас вскочили и стали изображать усердную работу. Оказывается, дети выжившего из ума пана скрывают от отца отмену крепостного права, а крестьянам пообещали поделиться наследством. Однако после смерти барина никто не получает обещанного.
Еще много горьких историй слышали мужики. Одна из них — про верного холопа Якова. Всю жизнь он безропотно, терпя унижения, прислуживал барину: когда у того отказали ноги, то хлопотал, как о собственном ребенке. Племянник Якова захотел жениться на местной красавице, но вспыльчивый барин отдал парня в рекруты. Чтобы отомстить, Яков отвез хозяина в лес и перед ним повесился: наедине с трупом барин провел целую ночь.
Но в селе Вахлачине живет один дьячок Гриша Добросклонов. Он потерял мать, которую очень любил, и с ней ассоциирует всю Русь: о ней молится и за нее готов отдать жизнь. Знали бы мужики, как сильно Гриша любит родную землю, — вернулись бы домой, ведь наконец нашли бы счастливого человека.
Гриша Добросклонов: YouTube / MyBook
«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения
Какие мысли вложил в произведение Некрасов? «Кому на Руси жить хорошо» (краткое содержание произведения дает это понять) — дневник крестьянской жизни в пореформенный период. Глубину авторского замысла поможет понять аналитическая справка:
История создания
Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.
Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.
Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.
Суть и проблематика поэмы
Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:
Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.
Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.
Жанровая принадлежность поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов объединил лирику с эпосом, поэтому его логично идентифицировать как поэму:
Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.