надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Надпрофессиональные навыки

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

В мире существует тысячи профессий. Некоторые из них устаревают, другие претерпевают существенные изменения, третьи только зарождаются. Но есть и умения, которые ценятся в специалистах всех уровней. Эти качества может и не имеют прямого отношения к выполнению обязанностей, но отлично характеризуют соискателя. На них потенциальный работодатель обращает внимание при наборе сотрудников в команду и отдает предпочтение тем, кто обладает нужными компетенциями.

Что такое надпрофессиональные навыки?

Надпрофессиональными называют навыки, которые делают человека востребованным и успешным вне зависимости от сферы его деятельности. К таким навыкам относится системное мышление — оно помогает быстро схватывать информацию и решать проблемы наиболее эффективным способом.

Надпрофессиональные навыки являются универсальными, для их освоения не нужно тратить годы. Они позволяют легко менять сферы деятельности и искать себя в разных профессиональных областях.

Сейчас проектная работа на пике популярности. Она подразумевает участие в небольших и непродолжительных проектах вместо рутинной работы в одной организации. Во время работы выполняется создание интересных продуктов. Таким образом, специалист расширяет круг знакомств, осваивает новые навыки, обменивается опытом. Команда может состоять из руководителя, менеджера, аналитика, дизайнера, маркетолога. В обычных условиях все эти специалисты вряд ли бы пересеклись. К слову, в работе с новым командами хорошо прокачивается еще один надпрофессиональный навык — коммуникация.

Особенно важно обретать новые навыки в кризисное время, когда компании вынуждены пересматривать штат и делать выбор в пользу определенных специалистов. Сотрудники с нужным набором навыков всегда ценятся и именно им будет отдаваться предпочтение.

Во время кризиса сотрудники страдают от ряда проблем, одна из которых — психологическая. Стресс сопровождает специалисты из-за внутреннего поиска соответствия между знаниями и запросами бизнеса. Исходя из этого, возникает еще одна проблема: нужно оперативно решить, какие навыки особенно требуют развития. Преодолеть эти проблемы можно, если понимать, какие навыки необходимы на рынке труда.

Факторы, влияющие на развитие надпрофессиональных навыков

Обозначенные факторы свидетельствуют об изменениях, которые постепенно происходят в мире. Под них нужно подстраиваться и развивать соответствующие им надпрофессиональные навыки.

ТОП-10 навыков в профессиях будущего

Исходя из факторов развития современного мира, можно выделить ТОП-10 надпрофессиональных навыков, обрести которые имеет смысл уже сейчас:

Конечно, это не все надпрофессиональные навыки, обязательные к развитию. Но этого перечня вполне хватит для того, чтобы стать востребованным сотрудником. Работодатель ценит в специалистах инициативность, умение принимать решения и анализировать ситуацию, а также следовать современным мировым трендам.

Заключение: важность надпрофессиональных навыков

Условия в мире меняются очень быстро. Тем, кто хочет достичь успеха, важно уметь приспосабливаться к изменениям и обретать все новые и новые знания. Надпрофессиональные навыки не только расширяют спектр профессиональных возможностей, но и защищают от страха увольнения. Человек, обладающий нужными навыками, не останется без работы, он всегда найдет возможности трудоустройства и повышения качества жизни.

Источник

Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Знание и умение формируют навык

Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.

Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.

Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:

Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.

«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире

В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.

В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.

Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.

«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни

Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.

Источник

11 надпрофессиональных навыков в профессиях будущего

Исследователи научного центра «Сколково» попытались определить, какие профессии появятся в будущем и чему стоит учиться, чтобы потом работать в этих сферах. Они выделили, так называемые, надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. О них мы вам сегодня расскажем.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Мир меняется с каждым днем. Появляются новые профессии, исчезают старые. Мы уже обозревали этот вопрос в статье о том, какие профессии умирают. Вы уже не увидите на улице пикинера или кучера. Технологии развились до того, что эти профессии больше не нужны. Как же оставаться на плаву?

Что такое «надпрофессиональные навыки»?

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Это те навыки, которые помогают повысить эффективность работы. Например:

А профессиональные навыки – это умения, необходимые для той или иной должности.

Различие между профессиональными и надпрофессиональными навыками в том, что последние – универсальные. Они могут пригодиться в каждой профессии.

В этом коротком видео более подробно объясняется разница между этими типами навыков:

Какими надпрофессиональными навыками нужно обладать?

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

В выпущенном Сколково «Атласе новых профессий» выделили такие навыки:

Если вы думаете, что такие навыки нужны только профессиям будущего – вы ошибаетесь. Возьмем, к примеру, журналистику. Эта профессия не исчезнет в ближайшее время. А значит, каждому журналисту уже сейчас необходимы навыки работы с людьми, системного мышления и работы в условиях неопределенности.

Это я к тому, что после прочтения этой статьи я советую сразу начать обучаться этим навыкам, а не ждать кризисного момента. Помощи можно спросить у специалиста. Мы как раз собрали список лучших онлайн курсов по личностному и карьерному росту.

Источник

Надпрофессиональные навыки для успешной карьеры в XXI веке

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Какими компетенциями должен обладать соискатель, чтобы получить работу мечты? Этим вопросом задаются практически всегда те, кто хотят получить востребованную и хорошо оплачиваемую работу и составляют свое резюме. Вопрос один, а вот ответы на него с течением времени меняются. От привычного – хорошее образование и опыт работы по специальности мы уже давно перешли к требованиям о повышении квалификации, потом добавилась необходимость владения языками и компьютерная грамотность, позже возросла роль личных характеристик – коммуникабельность и стрессоустойчивость. Какими надпрофессиональными навыками должен владеть человек в XXI веке, чтобы быть востребованном в карьере или успешным в собственном бизнесе, «Радио1» рассказала креативный директор проекта «Атлас новых профессий» Дарья Варламова.

«Когда мы говорим о базовых навыках 21 века, стоит прежде всего иметь ввиду, что узкопрофессиональные компетенции сейчас будут отходить на второй план. Потом что знания очень быстро обновляются, технологии очень быстро обновляются, в любой профессии постоянно появляются новые инструменты. Поэтому, соответственно, на протяжении жизни и карьеры человеку придется много раз переучиваться этим узкопрофессиональным знаниям и навыкам. Поэтому на первый план выходят как раз, так называемые «мягкие» навыки. И в целом некий внутренний стержень человека, способность себя организовывать, рефлексировать, ставить перед собой цели, разбивать их на задачи, учиться переучиваться. То есть речь идет о какой-то такой новой психологической зрелости.

Если мы говорим про конкретные «мягкие» навыки, которые понадобятся, можно перечислить следующие.

Если эти навыки вы будете у себя развивать, очень велика вероятность, что вы будете чувствовать себя вполне хорошо даже в самых непредсказуемых ситуациях и добьетесь успеха в непростом мире XXI века»

Источник

Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

При создании гида по soft skills нам помогали эксперты из:

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое Soft Skills и почему это важно

В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).

Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.

Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.

Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе.

Например, для дизайнера «жесткими навыками» будут владение графическими редакторами, а для плотника — умение обращаться с электролобзиком. Жесткими навыками можно овладеть за несколько недель, а их эффективность — измерить. Hard skills нужны под конкретные задачи, формируются в процессе обучения и основаны на технических знаниях.

Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили [1], что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

В 2017 году Google провела внутреннее исследование [2], чтобы определить самые продуктивные команды внутри компании. Исследователи обнаружили, что их лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными «гибкими навыками». Дальнейшие исследования показали, что на успех работы повлияли развитые навыки коммуникации, эмпатии и лидерства.

Гибкие и жесткие навыки должны дополнять друг друга, чтобы решать задачи разной сложности. Например, графическому дизайнеру будет полезно освоить soft skills: общение, креативное мышление, эмпатию и hard skills: владение Adobe Photoshop, Sketch, Figma.

Какие soft skills развивать, где использовать и как прокачивать

Вместе с Анной Аполосовой, федеральным тренером Ассоциации тренеров РСМ составили список из 14 важных «гибких навыков», которые помогут не потеряться в будущем. Рассказываем, что это за soft skills, где пригодятся и как их развивать:

1. Коммуникация

Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. В ближайшие десятилетия люди точно будут общаться друг с другом, поэтому навык будет актуальным независимо от изменений способов коммуникации. В блок коммуникации входят два важных навыка:

Деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей.

Презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали.

Как развить. Больше общайтесь с конкретной целью, например, проведите переговоры с клиентом, презентации или лекции. Вступите в клуб дебатов или запишитесь на курсы переговорщиков. Устраивайте дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.

Что изучить о коммуникации:

2. Критическое мышление

Критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Мы постоянно находимся в информационном потоке. В нем легко потеряться, потерять фокус внимания или стать жертвой манипуляций. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы.

Как развить. Развивайте логику и наблюдение. Попробуйте определить ролевые модели поведения коллег на работе. Понаблюдайте, как они реагируют на входящую информацию. Учитесь задавать вопросы. Применяйте методики критического мышления на новостях. Например, начните с простых методик проверки информации «5W+H» или IMVAIN:

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Что изучить о критическом мышлении:

3. Клиентоориентированность

Клиентоориентированность — умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой. Например, если у вашего клиента нет времени идти в магазин, вы можете доставить товар ему домой. Клиент увидит заботу и сэкономит время, а вы получите лояльного покупателя. Навык помогает конкурировать на рынке труда, товаров и услуг. В стране с развивающейся рыночной экономикой это особенно ценно.

Как развить. Проанализируйте свою целевую аудиторию. Например, если устраиваетесь на работу — это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.

Что изучить о клиентоориентированности:

4. Управление проектами

Проекты везде. Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Вокруг проекта собираются разные люди, например, клиент, помощники, подрядчики, внешние силы в виде государства. Человек, который управляет проектами, стоит в середине системы. У него есть рычаги и связь со всеми ее компонентами. Именно от него зависит, каким получится проект. Бизнес, НКО и госорганы в России переходят на проектное управление, поэтому умение управлять проектами становится необходимым для людей всех возрастов.

Том Вуйец на выступлении TED «Построишь башню — создашь команду» делится результатами исследования «задачи с зефиром».

Как развить. Представьте свои текущие дела в виде проектов. Обозначьте цель, сроки, этапы. Подумайте, как можно оптимизировать свои проекты: получить больше пользы или сэкономить ресурсы. Например, если часто опаздываете на работу, заранее приготовьте одежду и еду на утро или смените маршрут.

Что изучить об управлении проектами:

5. Наставничество и менторинг

Традиционная система образования жесткая и неповоротливая. В ней есть разрыв между компетенциями, которые мы получаем в университете и тем, что требуется на реальной работе. Чтобы быстрее вырасти профессионально и адаптироваться к требованиям рынка нужен наставник или ментор.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Наставник поможет составить план обучения и следить за результатами. С ним работают регулярно, чтобы видеть прогресс и корректировать свое обучение. Если сами станете наставником, сможете делиться умениями и знаниями с другими людьми, которым нужна эта компетенция. Адаптировать команду к задаче, проекту или рабочему месту.

Как развить. Подумайте, какие компетенции нужно прокачать, как эффективнее это сделать. Составьте себе план обучения на год. Следуйте ему, фиксируйте результаты. Когда научитесь управлять своим обучением, предложите коллегам или друзьям стать их ментором на некоторое время. Так отработаете навык и поможете другим людям.

Что изучить о наставничестве:

6. Ненасильственное общение

Ненасильственное общение (ННО) — метод четко, понятно и точно доносить до собеседника информацию и добиваться своего. В ненасильственном общении вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляется его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу. Так вы не причините людям вреда, удовлетворите свои потребности, определите насильственную коммуникацию в свой адрес и вовремя ее остановите. Навык помогает договариваться в коллективных совещаниях, личном общении с коллегами и близкими.

Автор базовой книги по ННО Маршалл Розенберг предлагает ясно формулировать каждый из четырех компонентов ненасильственного общения. Без оценок, суждений и перекладывания ответственности.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Как развить. Научитесь понимать себя и относитесь к людям с сопереживанием. Применяйте методику ненасильственного общения с друзьями, чтобы безопасно отработать ее на практике. Посещайте встречи и тренинги по ННО, где люди учатся общаться без насилия. А еще — прочитайте нашу статью о том, как применять ННО в жизни.

Что изучить о ненасильственном общении:

7. Принятие решений

Принятие решений — способность осознанно выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей. Например, если вам предложили две интересные вакансии, но вы не знаете, какую выбрать — можете упустить обе.

Как развить. Чтобы развить навык принятия решений, нужно научиться видеть максимальное количество вариантов, верно расставлять приоритеты в каждой конкретной ситуации и выбирать лучшее из возможного. Если возникают сложности на работе, обращайтесь к руководителю с решением, а не проблемой.

Что изучить о принятии решений:

8. Решение проблем

Если что-то идет не так, вы можете жаловаться или принимать меры. Навык решения проблем помогает справляться с трудностями на работе и в жизни. Чем сильнее его прокачиваете, тем более сложные ситуации вам будут по плечу. Решение проблем похоже на управление проектами и принятие решений — вы преодолеваете трудности, чтобы достичь целей и получить результат.

Экономист Нави Раджу делится тремя принципами создания большего с минимальными затратами.

Как развить. Обозначьте несколько главных проблем в вашей жизни и придумайте 20—30 решений для каждой. Установите срок и попробуйте реализовать каждое из них за это время. Если решить проблему не сможете, придумайте новые способы с ней справиться. Помните, что главное в проблеме — найти решение.

Что изучить о решении проблем:

9. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции, мотивацию, намерения свои и других людей и управлять всем этим. Навык помогает решать практические задачи, принимать решения и строить коммуникацию с другими людьми. Например, если во время своей презентации вы видите, что слушатели устали — сделайте перерыв.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Как развить. Чтобы прокачать эмоциональный интеллект, нужно развивать эмпатию по отношению к себе и другим людям. Понаблюдайте за своими эмоциями и эмоциями других. Подумайте, с чем они связаны, и как влияют на окружающих. Попробуйте контролировать себя и принимать лучшие решения, основанные на наблюдениях.

Что изучить об эмоциональном интеллекте:

10. Управление знаниями и обучаемость

Обучаемость — способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать повседневные задачи. Знания формируют умения, а умения — навыки. Важно не собирать концепции и теории, а применять их на практике, превращая в полноценные компетенции. Управление знаниями помогает выбирать нужные источники информации, сортировать ее и управлять планом обучения.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Как развить. Составьте план обучения, отфильтруйте нужную информацию, выберите знания, которые хотите применить на практике. Теории и концепции обучения важно проживать, пробовать на себе и анализировать. Например, если узнали о матрице управления временем, попробуйте ее в жизни.

Что изучить об управлении знаниями:

11. Работа в режиме неопределенности

Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity), и нам придется в нем жить. Работа в режиме неопределенности — умение быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Чтобы конкурировать на рынке и быть востребованным, нужна гибкость и умение быстро адаптироваться к изменениям. Например, в навык работы в режиме неопределенности входит стресс-менеджмент.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Стресс-менеджмент — управление состоянием и поведением своим и других людей в периоды физического и психологического напряжения: сжатых сроков, форс-мажоров, сильных нагрузок.

Как развить. Нужно развивать самостоятельность. Придумывайте выходы из разных трудных ситуаций, пробуйте подходы, которыми раньше не пользовались. Пробуйте новые инструменты: Телеграм, онлайн-форматы обучения, удаленную работу. Следите за трендами и новыми технологиями, выбирайте то, что подходит вам. Откройте собственный бизнес или запустите блог. Продумайте пути его развития в разных обстоятельствах: когда всё идет хорошо, в кризис, когда много конкурентов или нет желания им заниматься.

Что изучить о работе в режиме неопределенности:

12. Бережливое производство

Бережливое производство — умение устранять потери любого рода, искать узкие места и улучшать процесс создания чего-либо. Навык помогает экономить ресурсы конкретного человека или целого производства. Например, если правильно рассчитываете свою нагрузку — вы не выгораете, поэтому успеваете сделать больше и лучше. Навык необходим предпринимателям, которые связаны с мелким, средним или крупным производством.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Как развить. Организуйте собственное пространство: рабочий стол, компьютер, квартиру. В бережливом производстве есть технология 5S — удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов, совершенствование порядка. Начните с нее — наведите порядок в шкафах, создайте свою систему хранения и сортировки вещей, мусора и информации.

Сортируйте письма и файлы на компьютере и в телефоне, сделайте свое пространство удобным. Чем лучше будут ваши системы, тем лучше разовьете навык. Спланируйте свои задачи через канбан или скрам-доску.

Что изучить о бережливом производстве:

13. Экологическое мышление

Экологическое мышление — это способность осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Экологическое мышление предполагает ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру. Навык помогает увлекаться своим делом и получать удовлетворение от результата. Например, если в проекте сдвигаются сроки — вы не паникуете, а ищете решение проблемы. Быстрее преодолеваете трудности и стремитесь закончить работу качественно.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Как развить. Развивайте в себе проактивное мышление, вместо реактивного. Например, если вам нагрубят в очереди, вы не грубите в ответ, а сначала думаете и решаете: стоит ли грубить в ответ. Если от этого никому лучше не станет, значит отвечать не стоит.

Экологично относитесь к ресурсам, которые расходуете дома: ведите раздельный сбор мусора, выключайте воду, когда чистите зубы, покупайте меньше пластика или сдавайте одежду в переработку.

Что изучить об экологическом мышлении:

14. Саморефлексия

Саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение, что делать дальше. Например, если вы никак не можете наладить отношения с коллегами, саморефлексия поможет найти ошибки в общении с вашей стороны. Этот навык развивает осознанность — вы будете принимать более взвешенные решения, если знаете себя и осознаете свои потребности.

На каждом этапе обучения нужно осознанно ставить цели. Навык целеполагания помогает их формулировать и достигать. В отдельном материале мы подробно рассказали, как работать с целями для своего обучения и представить его в виде проекта:

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Как развить. Понаблюдайте за собой: отмечайте детали поведения и поступков. Попробуйте вести дневник — записывайте туда впечатления о прожитом дне, инсайты и анализ своего поведения. Каждый день записывайте людей, которым вы благодарны за что-либо в своей жизни.

Что изучить о саморефлексии:

Как понять, какие soft skills нужны лично мне?

Чтобы понять, какие soft skills вам нужны:

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

А сложно развить гибкие навыки?

Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.

Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.

Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.

У каждого «мягкого» навыка свои уровни и критерии развития. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше развиваются навыки. Главное — получать обратную связь и анализировать прожитый опыт, иначе вы будете стоять на месте.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Как понять, на каком уровне развития гибкие навыки

Оценить уровень развития навыков и компетенций помогают методики ассессмента. Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова предлагает определить, из чего состоит компетенция и выбрать шкалу уровня ее развития. Каждую компетенцию описывают через комплекс индикаторов, в которых она проявляется.

Хороший пример детального описания компетенций по уровням показывают в книге «Знать или уметь» [3]. Здесь авторы представляют модель 6К, дополняя модель 4К уверенностью в себе и преодолением неудач «confidence», работой с информацией и эрудицией «content». Каждая компетенция детально разложена на четыре уровня.

Возьмем пример — коммуникативную компетенцию. Первый уровень коммуникации — проявление эмоций, типичный для детей и некоторых управленцев в состоянии стресса. Второй уровень хорошо иллюстрирует диалог из «Криминального чтива». Героиня Умы Турман — Миа Уоллес спрашивает героя Джона Траволты — Винсента Вегу: «Ты слушаешь? Или просто ждешь, когда можно заговорить?» Вега отвечает: «Я жду, когда можно будет сказать, но пытаюсь слушать».

На третьем уровне выстраивается полноценный диалог, появляется умение слушать вторую сторону. Здесь общение предполагает, что мы как минимум учитываем образ мышления слушателя. На четвертом уровне коммуникации мы способны «увидеть» скрытый подтекст.

Авторы книги Роберта Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек приводят индикаторы проявления каждой компетенции у детей, взрослых, в деловой среде.

Инструменты оценки soft skills

Youthpass. В конце обучения участникам часто вручают сертификаты. В Youthpass сертификаты используют для оценки результатов неформального образования в программе Erasmus+. Одна часть сертификата подтверждает участие в проекте. Вторая помогает участнику определить, как изменились его восемь ключевых компетенций [4] по итогам образовательного мероприятия. Тренер создает пространство для рефлексии, тем самым помогает участнику самостоятельно оценить свои компетенции.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Open badges, Mozilla и badgecraft. В 2010 году Mozilla представила образовательные бейджи — показатели достижения, навыка или качества. Их используют для мотивации, постановки образовательных целей или виртуального резюме компетенций. На бейдже указывают организацию, которая его выдавала, «оценщиков компетенции» и достижения человека.

В системе формального образования преподаватель оценивает компетенции учеников. В неформальном образовании бейджи может выдавать любой: организатор курса, одногруппник, эксперт, коллега и сам участник. Система бейджей создает особую образовательную среду, помогает в альтернативных каналах обучения.

Appraiser. Международная гильдия молодежных тренеров разработала платформу Appraiser для оценки компетенций членов сообщества. Каждую компетенцию тренера разбили на показатели, которые он определяет, как сильные стороны или зоны роста. Например, обучаемость включает развитие через обратную связь, умение оценивать собственные компетенции и находить ресурсы для своего обучения. Сумма показателей сильных сторон и зон роста дают уровень компетенции в целом.

Далее подключается метод 360 — по итогам совместной работы на образовательном мероприятии собственную оценку тренера сравнивают с оценкой членов команды и участников. После самоанализа и обратной связи тренеры составляют свой план развития.

Города для обучения. Оценку компетенций завершают новым планом развития. Хороший пример проекта, который позволяет строить такие планы — интерактивная карта возможностей Cities of Learning.

надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Смотреть картинку надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Картинка про надпрофессиональные навыки в профессиях будущего. Фото надпрофессиональные навыки в профессиях будущего

Вы ищете на карте места, которые подходят вашим интересам и целям, составляете образовательный маршрут — плейлисты. Полученные компетенции можно подтвердить цифровыми бейджами.

Развивайте гибкие навыки, оценивайте свой прогресс и составляйте планы обучения. Подчеркивайте развитые компетенции в резюме и сопроводительных письмах, чтобы получить интересную высокооплачиваемую работу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *