надя рушева биография рисунки причина
Надя Рушева. Печальная судьба юного гения
Это случилось в начале весны. Девочка как обычно собиралась утром в школу. Внезапно она упала и потеряла сознание. Срочно вызвали скорую и юную школьницу увезли в больницу
Жизнь ребенка оказалась в руках врачей. А ребенком этим была Надя Рушева. Гениальная художница
Признание пришло к ней в 12 лет. Тогда состоялась персональная выставка ее рисунков.
Первым талант девочки заметил Лев Кассиль и сразу же уговорил журнал «Юность» организовать показ Надиных иллюстраций.
Ее заметили, о ней заговорили. О ее творчестве много писали. С трепетом, осторожностью, любовью и восхищением. Молва о новом даровании разошлась по всему Советскому Союзу.
А Надя оставалась школьницей с задорными косичками и продолжала рисовать.
Однажды, на выставке в МГУ организаторы запланировали встречу художницы с гостями. Но, увидев огромную толпу народа, Надя расплакалась и убежала. Общение с автором выставки не состоялось
В следующие пять лет прошли еще пятнадцать выставок ее работ в Москве, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.
В 16 лет она стала иллюстратором романов «Война и мир», «Мастер и Маргарита».
К 17 годам Надя нарисовала более 10 000 рисунков Ее ждало прекрасное будущее.
Запомните это лицо. Задумчивый взгляд человека, углубленного в самого себя. Запомните эти руки. Руки музыканта, скрипача. Эти руки брали вместо смычка перо, фломастер, цветные карандаши и когда прикасались к чистому листу бумаги, совершалось чудо
Долгих 5 часов врачи боролись за жизнь девочки. Внезапная болезнь. Кровоизлияние в мозг. И Нади не стало
Мне всегда грустно, когда молодые талантливые люди так рано уходят из жизни. Они нам так нужны тут, среди нас Как считаете?
Это родители Нади. Папа Николай Рушев — художник. Мама Наталья Ажикмаа — балерина. Дедушка Нади был оперным певцом. Девочка родилась 31 января в Улан-Баторе.
Полное имя Нади — Найдан. В переводе с монгольского значит «вечно живущая».
Надя совсем не пользовалась ластиком. Если рисунок не получался, она комкала листок и начинала заново. Редкое для ребенка трудолюбие и упорство.
Надежда Николаевна Рушева
Фото Все
Видео Все
Надя Рушева / Цвет времени / Телеканал Культура
Памяти Нади Рушевой Недетский почерк детского рисунка
Надя Рушева — биография
Надя Рушева – талантливая советская художница-график. За свою короткую жизнь успела создать более 12-ти тысяч рисунков, что в 6 раз больше, чем, к примеру, все творческое наследие прославленного Клода Моне. Популярность получила в 12 лет, когда прошла ее первая персональная выставка рисунков.
Она навсегда осталась семнадцатилетней. Именно столько отмерила судьба Наде Рушевой, талантливой девочке, художнику-самоучке. Она никогда не брала уроки графики или рисунка, просто садилась, доставала лист бумаги, и набрасывала на нем несколько контуров. Надя не знала, что такое делать эскизы, все ее рисунки выполнялись «набело». Когда что-то не получалось, девочка никогда не стирала неудачную линию, просто начинала все с чистого листа. Но это был уже другой рисунок.
Детство
Настоящее имя художницы – Найдан Рушева. Ее мать – Наталья Ажикмаа-Рушева, по национальности тувинка, была первой тувинской балериной, отсюда и такое необычное имя девочки. Переводится на русский, как «вечноживущая». Надя родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе, в Монголии, где ее родители жили с 1950-го. Отец девочки – известный советский художник Николай Рушев. После рождения Нади семья переехала в Москву. Николай нашел себе работу на Центральном телевидении, куда его взяли художником. Мама оставила свою творческую карьеру, занялась домом и воспитанием малышки.
Надя Рушева
Невероятные художественные способности проявились у Нади еще в пять лет. Родители решили не нагружать ребенка перед школой, поэтому, когда она шла в первый класс, то не умела ни писать, ни читать, зато уже во всю создавала свои неординарные эскизы и рисунки, хотя этому ее тоже никто не учил.
Творчество
В школе Надя училась хорошо, успевала по всем предметам, много читала. Но еще больше рисовала. Отец продолжал по вечерам читать ей сказки, а она попутно создавала к ним иллюстрации, так, как видела, как представляла героев в своем детском воображении. В семилетнем возрасте Надя создала иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», причем все 36 рисунков появились за один вечер, пока отец читал это произведение вслух.
Позже, когда Рушева сама научилась хорошо читать, она нарисовала иллюстрации к «Медному всаднику», «Евгению Онегину» и «Повестям Белкина». Немного повзрослев, девочка научилась создавать свои шедевры не только графитовым карандашом, начала использовать фломастеры, перо, пастель. Наде было всего 12, когда отец показал ее работы своим коллегам-художникам, и они в один голос заявили, что у девочки невероятный талант. Первая выставка юной художницы состоялась весной 1964-го, ее организатором стал журнал «Юность». Потом на его страницах появились публикации некоторых из ее работ. Рушеву не воспринимали всерьез, что взять с 12-летнего ребенка, какой у нее опыт в жизни, ведь это всего лишь пятиклассница, к тому же, без художественного образования. Но Надя продолжала жить в привычном ритме, училась в школе, волновалась за оценки, читала и по-прежнему, много рисовала.
Надя Рушева рисует
Пушкинист А.Гессен попросил начинающую художницу проиллюстрировать его книгу под названием «Жизнь поэта». Надя очень ответственно отнеслась к выполнению этой просьбы, побывала в Мемориальной квартире поэта, перечитала множество литературы на эту тему. Для работы девочка использовала гусиное перо, но Гессену ее иллюстрации не понравились.
Книга в итоге вышла без ее рисунков, а почти три сотни иллюстраций после смерти художницы попали на хранение в музеи.
Двенадцатилетняя школьница продолжала успешно развивать свою творческую биографию. На то время она уже стала автором 5-ти тысяч рисунков, причем на самую различную тематику. Ежегодно организовывались ее персональные выставки, причем, не только в Советском Союзе. Ее картины покорили Польшу, Румынию, Чехословакию, Индию. В 1965-м на страницах того же журнала «Юность» появились новые публикации работ Рушевой. На этот раз она проиллюстрировала повесть «Ньютоново яблоко» Эдуарда Пашнева.
Рисунок Нади Рушевой в журнале «Юность»
У Нади нет ни одного эскиза, она не пользовалась ластиком, ее картины получались с первого раза. Если что-то не выходило, она просто откладывала этот лист, брала новый и создавала очередной шедевр. Каждый образ возникал в ее детской голове, и в тот же миг перемещался на бумагу. Спустя некоторое время Рушева увлеклась мифами Древней Греции и Древнего Рима, и создала ряд рисунков к «Подвигам Геракла», «Иллиаде», «Одиссее».
Надя живо интересовалась балетом, и сумела передать в своих рисунках «Анну Каренину». К сожалению, сама она его так и не увидела, «Анна Каренина» композитора Родиона Щедрина появилась спустя несколько лет после того, как Рушева умерла. А балерина на рисунках Нади очень похожа на Майю Плисецкую, исполнительницу главной роли в этой постановке.
Несомненно, Надя обладала природным даром, ведь она никогда специально не училась рисовать, родители решили, что она обойдется без занятий в художественной школе, боялись, что там начнут ломать ее самобытность. Рушева стала автором иллюстраций к «Войне и миру», «Мастеру и Маргарите». Специалисты пророчили ей прекрасное будущее, говорили, что из нее получится гениальный книжный график.
Рушева живо интересовалась и общественной жизнью школы. Она была участницей команды КВН, занималась оформлением стенгазеты. Всей семьей Рушевы отправлялись то в музей, то в театр.
В ее планах на ближайшее будущее было создание иллюстраций к произведениям Некрасова, Лермонтова, Есенина, Блока, Шекспира, Грина. Родителям она рассказала о своей мечте, Надя видела себя мультипликатором.
Мастер и Маргарита
Когда иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» попали к вдове писателя Булгакова – Елене Сергеевне, та просто замерла в немом удивлении. Надина Маргарита на рисунке точь-в-точь походила на саму Елену Сергеевну, а она ведь не знала, что прообразом главной героини романа действительно была супруга писателя. Вдова Булгакова сказала, что Надя первая из всех художников, полностью раскрывшая образ Маргариты.
Личная жизнь
Только один раз Надя уехала отдыхать без родителей. Это случилось в 1967-м, когда ее наградили путевкой в пионерский лагерь «Артек». Она и там постоянно рисовала, и эти картины потом передали на хранение в музей. Кроме того, что пятнадцатилетняя девочка выпускала стенгазету, она продолжала творить для себя.
Надя Рушева с ребятами из лагеря «Артек»
Надя слишком рано ушла, поэтому в ее личной жизни была лишь подростковая влюбленность, которую она испытывала к одному из своих товарищей – Олегу Сафаралиеву. После окончания лагерной смены подростки продолжали переписываться, размышляли о будущем, строили какие-то планы. Надя писала о школе, делилась успехами в творчестве. Мама Нади – Наталья Ажикмаа разрешила опубликовать эту переписку, а известный режиссер Сафаралиев бережно хранит эти письма и рисунки, которыми талантливая художница иллюстрировала свои послания.
Смерть
Смерть Надежды Рушевой случилась мгновенно, в возрасте семнадцати лет. Незадолго до этого трагического события Надя и ее отец побывали в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» снимали картину о ее таланте. Ленту назвали «Тебя, как первую любовь», но закончить так и не успели.
Утром 6 марта 1969 года девочка как обычно собиралась в школу. И вдруг она упала на пол без сознания. Отец был рядом, быстро вызвал неотложку, которая и доставила Надю в больницу. Несколько часов доктора боролись за ее жизнь, но оказались бессильными, Рушева умерла от врожденной аневризмы сосуда головного мозга, и последующего кровоизлияния.
О том, что их дочь больна, родители узнали только после ее смерти. В то время с такими заболеваниями еще не умели справляться. Медики сказали, что обычно такая болезнь становится причиной смерти в более молодом возрасте, и что 17 лет, это достаточно много.
Местом упокоения Нади Рушевой стало Покровское кладбище. На ее могиле стоит памятник с изображенным на нем «Кентавренком», рисунком самой художницы.
Могила Нади Рушевой
Именно Кентавренок стал символом призов на кинофестивалях «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». В 2003 году по мотивам этого рисунка в Санкт-Петербурге установили памятник, прямо возле Дома Кино.
Надина школа превратилась в музей ее творчества, ее имя носит один из кавказских перевалов. В 1973-м вышла пьеса «Девочка Надя», известного драматурга Анны Родионовой.
Несмотря на короткий земной путь, художница успела создать свыше двенадцати тысяч рисунков. Многое из написанного девушкой хранится у ее друзей и знакомых. Увидеть работы Найдан Рушевой можно в музеях Москвы, Кызыла, Санкт-Петербурга, Сарова.
После смерти дочери отец посвятил свою жизнь тому, чтобы сохранить память о его любимой Наденьке, он организовывал выставки ее работ, на основе ее заметок написал произведение, получившее название «Последний год Нади».
Николай Рушев умер в 1975-м от онкологии. Его похоронили рядом с дочерью. Мама художницы дала согласие на публикацию материалов «Последнего года Нади» в газете «Центр Азии». Биография и творчество Нади Рушевой стали предметов исследования специалистов и почитателей ее таланта.
Известные работы
Ссылки
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
Художник Елена Вавилина. Акварельные цветы
—Настольные игры онлайн
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«.Надя Рушева. Удивительные факты о жизни самой юной художницы СССР»
Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей на выставку графики 17-летней московской школьницы, которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» — лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова. 31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17. В день рождения Нади Рушевой мы решили восстановить хронику жизни и творчества невероятно талантливой девочки.
1. Мама Нади Рушевой была первой тувинской балериной
Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.
Первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева
Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу. На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.
2. Рисовать Надя начала в пять лет
Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывает:
«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время — рисовала то, что в данный момент чувствую Потом, когда сама научилась читать, делала уже к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, к „Евгению Онегину“
Маленькая Надя Рушева с родителями
3. Надя никогда не пользовалась ластиком
Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:
На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции — часто всего несколькими линиями.
Наталья Гончарова, жена Пушкина — пожалуй, самый известный рисунок Нади Рушевой
4. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу
Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение — не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади — её удивительное воображение, которому научить невозможно.
Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»
5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет
В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки — в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.
В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок – в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.
Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»
6. «Браво, Надя, браво!», — написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари
В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны — чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику. Объяснение было одно: девочка — гений.
«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»
«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», — восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.
«Аполлон и Дафна», 1969.
Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.
7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков
Среди работ Нади Рушевой — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади — это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.
Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.
Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.
Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)
Другие известные циклы Нади Рушевой — «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.
Отдыхающая балерина (1967)
8. Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова
Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании. Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире. Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.
Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова — и самыми удачными, во многом пророческими. Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной — удивительная прозорливость, качество гения. А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.
Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади:
Однажды весной, в час небывало жаркого заката…
Мастер и Маргарита
Первая встреча Мастера и Маргариты
Маргарита выхватывает рукопись из огня
Мастер и Маргарита в подвале у застройщика
9. Буквально накануне смерти Надя ездила в Ленинград, где про неё снимали документальный фильм
В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, фильм «Тебя, как первую любовь» остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти.
Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма — те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.
Надежда Рушева. Автопортрет
10. Она умерла неожиданно
5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо — дожить до 17 лет с таким диагнозом.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.
«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, — пишет Шеваров. — Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. „Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!“ — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».
Процитировано 16 раз
Понравилось: 28 пользователям