наглядное обучение на уроках истории

Доклад «Роль наглядности на уроках истории и обществознания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ наглядость на уроках.docx

Доклад «Роль наглядности на уроках истории и обществознания»

1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место

• работа с мелом и доской;

• фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

• рисунки и аппликации;

• видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).

Работа с иллюстрациями

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А.Томби «Саламинский бой», М.Г.Ройтера «Вступление Жанны д, Арк в Орлеан» и т.д. Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы К.В.Лебедевым; среди них – «Полюдье», «Вече в Новгороде».

Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Картины-портреты помогают воссоздать образы исторических личностей. Портреты изучаются в узком и широком смысле. При изучении портрета в узком смысле слова в первую очередь обращается внимание на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности.

По своей смысловой нагрузке иллюстрации могут выполнять и равноправную с текстом функцию: тогда они так и называются равноправными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте.

Приведем пример работы с событийной картиной «Иван III топчет ханскую грамоту» (художник А. Кившенко) на уроке по теме «Конец эпохи раздробленности»

Подготовка учащихся к восприятию картины осуществляется в ходе рассказа учителя: «Московское государство росло и крепло, но все еще зависело от Орды. При Иване III продолжался сбор русских земель в одно большое русское государство. Он присоединил к Московскому княжеству Ярославское, Тверское, Ростовское княжества, Новгородскую республику, Вятскую землю. В результате войн к Москве отошли и западные русские земли с городами Чернигов, Брянск и др.

А с другой стороны в 15 веке из-за вражды ханов между собой за власть не стало Золотой Орды. Она распалась на несколько государств-ханств: Большая Орда, Крымское ханство, Казанское и Астраханское ханства.

Умный Иван III подчинил своему влиянию Казанское ханство, подружился с Крымским ханом. Хан же Большой Орды по-прежнему считал, что русские должны платить ему дань, и прислал к Ивану III своих послов.

Было заведено, что русские князья всегда должны были особыми обрядами встречать татарских послов, привозивших басму (верительную грамоту в виде пластинки). Решив положить этому конец князь Иван III отказался платить дань. Тогда ордынский хан отправил в Москву своих послов. Всегда с почтением встречали ханских послов, торжественно принимали их в Грановитой палате Кремля. Но, как гласит легенда, на этот раз вместо того, чтобы опустившись на колени, принять от них ханскую грамоту (басму), московский князь Иван III разорвал ее и, бросив под ноги, растоптал. Этот момент и изобразил художник А. Кившенко на своей картине, которую так и назвал «Иван III топчет ханскую грамоту». Кинулись, было, послы к князю, да только стража не подпустила их. А князь продолжал гордо стоять в окружении бояр, не проявляя ни тени страха перед врагами». (Во время своего рассказа учитель указывает на персонажей картины, их позы, выражения лиц.)

Обобщающая работа по картине: «О чем говорит такое смелое и дерзкое поведение московского князя? – Сильным стало Московское государство, можно и вызов бросить врагу, чтобы окончательно сбросить ненавистное иго. Одного из послов Иван III велел отпустить в Орду и передать хану такой ответ: «Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца».

Ученикам можно задать следующие вопросы:

1.Какому историческому событию посвящена эта картина?
2.Какие исторические личности на ней изображены?
3.Назовите автора картины

4.Определите основной замысел картины.

5. Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?

6.Что изображено на переднем плане? Опишите эти объекты.

7. Что изображено на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?

9. Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?

В современной ситуации необеспеченности школ наглядны­ми пособиями использование доски и мела учителем истории стало жизненной потребностью. Поэтому сегодня еще ему нуж­ны графические навыки.

Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя ис­тории благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем мело­вой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изло­жения. Благодаря этому значительно облегчается процесс вос­приятия материала. Поскольку меловой чертеж или рисунок развивается на глазах учащихся, то содержит огромные возмож­ности для активизации внимания.

Все детали рисунка вводятся учителем постепенно, именно поэтому они воспринимаются учащимися последовательно, эле­менты изображения накапливаются поэтапно. Именно это об­стоятельство определяет созда­ние более глубокого и осмысленного образа.

Рисунок учителя на доске обычно служит примером для под­ражания, дети производят вместо записей эскизные зарисовки в своих тетрадях. Эта работа учит распределять внимание, пе­реключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала.

Условно-графическая наглядность — вид наглядных средств обучения, способствующих зрительному восприятию школьниками учебной информации посредством символических изображений.

К условно-графической наглядности, используемой в процессе обучения обществознанию, относятся: графики, диаграммы, схемы, таблицы и т.п. Эти средства могут отражать количественные и качественные стороны общественных процессов, тенденции развития общественных явлений, их причинно-следственные связи. Так, например, графики являются очень эффективным средством для наглядного представления экономических явлений и источником для формирования у учащихся новых знаний. Диаграммы используются для формирования у учеников умений видеть развитие общественных явлений, для сравнения изучаемых процессов.. Приведем пример работы с динамичной диаграммой, которая представлена ниже Социологи провели репрезентативные опросы 1600 юношей и девушек станы Z. Им задавали вопрос: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Треть респондентов уверены, что основы жизненного опыта молодёжь приобретает в высших учебных заведениях.

2) Большая доля молодых людей считает, что основы жизненного опыта формирует семья.

3) Каждый третий юноша указал, что жизненный опыт, полученный в армии, имеет большое значение.

4) Равные доли опрошенных считают, что основы жизненного опыта формируются школой, компанией товарищей и средствами массовой информации.

5) Книги перестали быть основой жизненного опыта для более 90 % современной молодёжи.

Представленный методический прием обучения в целом направлен на тренировку умения (предполагается, что школьники уже работали с диаграммами в данном курсе обществознания) извлекать информацию из условно-графического источника, делать выводы, на развитие умений связывать статистические данные с изучаемыми общественными процессами

В процессе обучения обществознанию широко используются различные схемы. Схемы могут быть логические (отражают причинно-следственные связи явлений) и структурные (отражают структуру, признаки явлений, понятий). Особенно эффективным является оформление учителем схемы в виде схематического рисунка на классной доске. С помощью схематического рисунка учитель может осуществить анализ и синтез изучаемого объекта, явления.

Использование мультимедийных технологий

Учащиеся втянуты в виртуальный мир вне школы гораздо сильнее, чем в ее стенах (онлайн-игры, социальные сети и многое другое), поэтому очевиден повышенный запрос на использование различных компьютерных инноваций в школах со стороны обучающихся и их родителей. Современная школа должна соответствовать этому запросу, учитывать факторы мотивации детей к обучению, выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы детям было интересно. А для этого необходимо применять не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Интерактивные наглядные средства обучения на уроках истории позволяют повысить мотивацию обучения детей, развивать их творческие способности и познавательную активность, увеличить эффективность самостоятельной работы. Педагог с помощью интерактивных средств обучения повышает интенсивность учебного процесса, уровень наглядности, эмоциональную, эстетическую и научную убедительность преподавания, устанавливает межпредметные связи, развивает рефлексию. Все это способствует повышению качественного образования, соответствующего требованиям времени.

Привлекая обучающихся к организации компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и мультимедийных презентаций, к подбору графических изображений при прохождении конкретной исторической темы, учитель одновременно способствует формированию предметной компетентности, развивает способности обучающихся, создавая ситуацию успеха и формирует социально значимые умения и навыки.

В настоящее время можно воспользоваться различными обучающими итернет-платформами, видеоуроками, учебными фильмами. Я экономлю массу времени на уроке, благодаря использованию учебных электронных пособий:

— сайты и презентации, созданные учениками;

— виртуальная школа Кирилла и Мефодия;

— электронные диски «Личности в истории» и «Россия на рубеже третьего тысячелетия»;

— учебное электронное пособие «Обществознание. Практикум»;

— репетитор, подготовка к ЕГЭ;

— интерактивные курсы подготовки к ЕГЭ по истории и обществоз-нанию.

Включение в урок учебных презентаций позволяет:

— развивать у ученика логическое мышление;

— в процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни;

— включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Историю невозможно изучать без знания дат, а они могут быть представлены с помощью различных средств наглядности.. Хронология — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавли­вать даты исторических событий (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события про­изошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длитель­ность исторических явлений, периодизацию исторических процес­сов, время создания исторических источников. Эта отрасль науки создает ту основу, на которой базируется школьная хронология.

В соответствии с принятой научной периодизацией системати­ческие курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, раз­делы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов. В школьном обучении истории даты условно подразделяют, исходя из их значимости, на основные и опорные. Основные даты связаны с главными фактами, например: первое упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380). Опорные даты способ­ ствуют временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внут­реннего смысла исторических явлений. Так, по отношению к ос­ новной дате (1380) опорными будут 1382 г. (поход Тохтамыша на Москву) и 1389 г. (начало правления Василия I). По внешнему признаку выделяют даты событий (год) и округленные даты про­ цессов (век, часть века, десятилетия).

В процессе объяснения нового основные и опорные даты фик­сируются на доске. Основные записываются более крупно и за­ключаются в рамку. Вертикальной колонкой размещаются по­следовательные даты, а синхронные записывают на одном гори­зонтальном уровне. Ученики записывают даты в хронологические карточки или составляют хронологические таблицы

1237— нападение Батыя на Рязань.

1238— битва на р. Сити.

1240 — захват Батыем Киева; 15 июля 1240 — Невская битва.

Осознанию длительности исторических периодов и выделению общего помогают синхронистические таблицы. Они отражают од­новременность (синхронность) событий или явлений обществен­ной жизни из истории древних цивилизаций

Образование древних государств ( до нашей эры)

Источник

Реферат «Средства наглядности и их носители на уроках истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Средства наглядности и их носители на уроках истории.

Наглядность обучения как средство активизации учебного процесса

1.Классификация средств наглядности

2.Презентация как наглядное средство обучения

Тема « Средства наглядности и их носители на уроках истории » актуальна и требует тщательного изучения, в связи с тем, что современная школа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:

• сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;

• организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;

• включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;

• активизировать научную деятельность.

Достижение предусмотренных данной программой учебных результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности учеников на уроках как отечественной, так и всемирной истории.

Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, изучение которого поможет учителю достичь высоких результатов.

Исходя из вышесказанного, объектом данного исследования является организация процесса обучения детей на уроках истории в школе.

Предметом исследования являются средства наглядности на уроках истории.

Цель курсовой работы: изучить эффективность использования наглядных средств на уроках истории; влияние их на доступность и качество получаемых знаний учащимися.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

• раскрыть методику работы со средствами наглядного обучения на уроках истории.

• изучить влияние средств наглядности на работу учащихся в процессе изучения истории.

• сделать выводы, как наглядность влияет на улучшение процесса обучения, повышения качества знаний и интереса учащихся к изучению истории.

Научная новизна данного исследования заключается в постоянной необходимости внедрения современных технологий в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий.

Наглядность обучения как средство активизации учебного процесса.

Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников

1.Классификация средств наглядности.

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.), и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.)

Средства наглядности подразделяются:

на изобразительные (картины, портреты (их репродукции), фотографии);

графические (схемы, таблицы, графики, карты и т.п.)

предметные (реконструированные предметы культуры, быта, производства);

естественные монументальные (храмы, сооружения и т.п.)

аудиовизуальные (телефильмы, кинофильмы, радио, звукозаписи, компьютерные версии и т.п.)

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные, графические и аудиовизуальные средства наглядности: портреты, картины, схемы и т. д.

Рассмотрим некоторые из видов наглядностей, рассмотренных в вышеизложенной классификации.

Портрет – «произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-либо определенного человека или группы определенных людей»

Портреты изучаются в узком и широком смысле слова.

При изучении портрета в узком смысле слова, в первую очередь, внимание учащихся обращается на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Так, изучая тему «Великая Отечественная война», при рассмотрении портрета полководца Г.К.Жукова учащиеся отмечают открытые лицо, высокий лоб, волевой подбородок, строгий, умный взгляд – все говорит о сильной, волевой личности, обладающей недюжинным талантом, способностью принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию и конечный результат и т.п.

Такая характеристика соответствует роли и месту Жукова в истории: полководческий талант, проявившийся на Халхин-Голе и, особенно, в Великую Отечественную войну, гордость, высокое личное достоинство, принципиальное до жестокости отстаивание своих позиций (единственный из маршалов, смевший открыто возражать Сталину публично, за что он подвергался снятию или понижению в должностях как во время войны, так и после) и т.д.

При изучении портрета в широком смысле наряду с «обрисованием» анатомических черт лица и их расшифровкой большое внимание учащихся обращается на награды, знаки отличия. Все это комментируется учителем, что, в конечном итоге, дает содержательную характеристику изображенной личности и ее места в истории.

К примеру, портрет выдающегося полководца А.В. Суворова.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

В правой руке – жезл, соответствующий его воинскому званию фельдмаршала. На груди выделяется голубая лента через правое плечо. Это говорит о том, что полководец был удостоен высшей награды России – ордена Андрея Первозванного (за победу в Кинбурнском сражении).

Левая рука Суворова придерживает золотую шпагу, украшенную алмазами – за победу над турками и в честь годовщины заключения с ними Кючук-Кайнарджийского мира (1774г.). До Александра Васильевича за всю историю России только 18 генералов русской службы имели такую награду.

Под портретом императора четырехугольный знак – орден Святого Георгия первой степени за победу на реке Рымник. (До Суворова его получили лишь пять человек: генерал-аншефы П.А. Румянцев-Задунайский, А.Г. Орлов, П.И. Панин, В.М. Долгоруков-Крымский, генерал-фельдмаршал Г.А.Потемкин).

Так, одна за другой рассматриваются награды великого полководца. Учитель подчеркивает, что за каждой наградой стоит сражение, победа, переход и т.д. Те из событий, которые входят в школьную программу, раскрываются более полно, другие лишь перечисляются.

Работа с портретом может строиться на изучении одежды, головного убора, обуви, причесок, что в свою очередь характеризует время, традиции, стиль и т.п. Так, рассматривая портреты русских князей, царей, бояр (до XVIII в.), учащиеся обращают внимание на восточный стиль их одежды – в золоте и бриллиантах длинные шубы, конусного типа головные уборы, бороды и усы на лице и т.д. Начиная с петровской эпохи, портреты современников выглядят больше по-европейски: выбритые лица, завитые парики, расшитые камзолы, модные цветные «галстуки», высокие башмаки с золотыми пряжками; у женщин – открытые платья с большими вырезами на груди и спине, причудливые парики, прически в виде фрегата, замка, букета цветов, несусветной величины шляпы.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках историинаглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Учитель поясняет, что часто при работе с портретом одного лица необходимы альтернативные изображения. Портреты писались художниками, герои которых могли быть им симпатичны, безразличны, неприятны, может быть, даже ненавистны. Кроме того, многие портреты писались по заказу, следовательно, художники должны были удовлетворить капризы заказчиков и т.д.

По этой причине мы наблюдаем многообразие изображений одних и тех же лиц, но разными художниками.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Документальный скульптурный портрет Ивана Грозного работы

Иван Грозный. Гравюра на дереве. Венская библиотека.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Гравюра на дереве неизвестного западноевропейского мастера XVI в.

Царь Иван Васильевич Грозный. 1897г. В.М. Васнецов. Фрагмент.

Задачи учащихся при работе с портретами царя могут быть следующими:

выявить сходные черты лица;

соотнести изображения личности на разных портретах с их описаниями в учебнике и учебных пособиях;

определить, какой портрет более всего соответствует исторической действительности.

В результате анализа становится понятным, что портреты, созданные европейскими художниками, заметно отличается от портретов, выполненных Васнецовым и Герасимовым. Вероятно, европейцы либо не видели живым русского царя, либо писали портреты в угоду ему. В.М. Васнецов написал портрет исходя из исторических источников. Проницательность художника оказалась феноменальной, так как созданный позже антропологом, археологом и скульптором М.М. Герасимовым портрет царя на основе скелетных останков как бы подтвердил васнецовский. Таким образом, более всего соответствуют исторической действительности изображения, созданные русскими художником и скульптором.

Учащимся может быть предложено развернуть учебную дискуссию, взяв за основу позиции правителей России в оценке Ивана Грозного (ведь портрет рассматривается не ради портрета):

Алексей Михайлович признал вину своего «прадеда»;

Петр I считал Ивана IV своим предшественником во внутренней и внешней политике;

Александр II отрицательно относился к Ивану Грозному, (не случайно скульптура Ивана IV отсутствует в ряду других русских правителей в памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862), хотя в нем нашлось место попавшим в опалу при царе Адашеву и Воротынскому.

Так на основе анализа портретов можно, например, начать изучение царствования Ивана Грозного.

Наибольшую ценность для развития образности представляют картины (репродукции). Более достоверными изображениями считаются картины, которые написаны современниками событий. Художники, воссоздавшие прошлое, часто допускали исторические ошибки. Иногда причиной ошибок в изображениях, являлся стиль в искусстве, которого придерживался художник, или его личностные качества. Необходимо обратить внимание детей, каким увидели, например, Степана Разина художники В. Суриков и М. Кудреватый.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Репродукции демонстрируются с помощью компьютера и проектора. Картины используются практически на всех видах занятий. Выбор определяется тем, насколько широк и глубок охват изображенных на ней исторических событий, насколько изображение соответствует теме и будет способствовать ее раскрытию.

Для анализа картины, учащимся можно предложить следующий план.

Кто эти люди? Иногда это легко определить сразу, но, бывает, что вы должны определить это по каким-либо условностям.

Сюжет картины. Что происходит?

Знаки и символы. Точное описание того, что происходит, часто строится на толковании знаков и символов. Причем не только в буквальном смысле, но также на интерпретации выражений лица, движений, жестов, расположения людей на картине, их размеров, света и тени, цвета изображения.

Кто написал картину и для кого она была предназначена? Была ли эта картина заказана художнику? Кем? Или он нарисовал ее по собственному желанию? Входило ли в намерения художника в чем-то убеждать людей, разочаровывать их, производить впечатление?

Какими возможностями располагал художник для создания объективной, беспристрастной картины? Информацией из первоисточников или из вторых рук?

Каковы были его намерения в отношении картины? Какие приемы он использовал, чтобы донести до зрителя идею своего произведения? Получилось ли у него это, на ваш взгляд?

Какие достоинства или предвзятости вы можете обнаружить в картине? Они могут быть осознанными или бессознательными для художника, но они практически всегда присутствуют на картинах. Является ли это произведение выражением какой-либо особой идеологии?

Одно дело, когда учащимся предлагаются картины, содержание которых носило судьбоносный для Отечества характер.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

«Военный совет в Филях в 1812г».

Событие происходит в дни, когда решалась судьба Москвы и всей России. Внимание учащихся обращается на то, что по позам, выражениям лиц высшего командного состава русской армии можно понять, как сложно дается генералам решение М.И.Кутузова оставить Москву без боя.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Строительство Санкт-Петербурга, создание русского флота, стремительное движение к новому – вот что характеризует поза Петра, ясно видящего цель, строящиеся вдали корабли, море на переднем и дальнем плане, склады бревен, ветреная погода, идущие, но едва поспевающие люди – так может быть прочитана эта картина.

На них изображены события, сыгравшие огромную роль в истории России.

Несколько по-другому используются картины, изображения на которых носят эпизодический для истории характер.

«Петр допрашивает царевича Алексея».

Отображена трагедия, происшедшая между отцом и сыном. Отец – суров, непреклонен, при этом пытается выяснить, почему сын не вместе с ним. Алексей – слаб, деморализован, чувствует безысходность своего положения. На столе – бумаги, определившие его судьбу.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Эта картина может быть использована фрагментарно, для подтверждения сложных проблем петровских преобразований.

Учитель, подбирая портреты и картины для использования на занятиях, всегда исходит из одного фактора – их информативной направленности.

Картины – это источники познания на уровне живого созерцания исторической действительности.

Графическая наглядность находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем и ответов учащихся.

С целью повышения качества обучения, графическая наглядность должна отвечать ряду требований:

соответствие средства содержанию изучаемого материала ;

неперегруженность объектами для запоминания;

шир o кая цветовая гамма изображения и т.д.

Естественно, занимают еще определенное место на занятиях по истории изображения мел o м на доске. Однако учителя, п o льзующегося доской и мелом, часто поджидают неприятности: т o мел сырой, то у учителя доска шероховатая. Поэтому доска с мелом должны использоваться в тех случаях, когда изучаемое положение темы невозможно раскрыть с помощью электроннотехнических средств.

Наиболее распространенными графическими средствами наглядности в преподавании истории являются схемы, графики, таблицы. Не исключаются диаграммы, картограммы и т.д.

Схемы в свою очередь делятся на структурные, логические и поисковые.

Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

Органы государственной власти Российской Федерации

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержание его составляющие, вытекающие одно из другого:

Ликвидация неграмотности в СССР

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Поисковые схемы это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.

Ликвидация неграмотности в СССР

(наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках историиПоисковая схема)

Таблицы – это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам:

Расходы военного министерства России, млн. руб.

Главные статьи расходов

Содержание военных заводов

Меры Сталина по охране государственной собственности

(наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории1932-1933)

Шансы на поступление в институт, %

Примечание. 1 – дети руководителей и специалистов;

2 – дети служащих, рабочих и крестьян

Графики чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.

Ожидаемая средняя продолжительность жизни людей,

родившихся в 1998 г.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Для сравнения: в 30-е гг. этот показатель в России составлял 30 лет для мужчин и 32 года для женщин.

Ассигнования на церковно-приходские школы в России, тыс. руб.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Рост населения СССР в 1970 – 1988 гг. (на 1000 чел.)

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Картограммы – это карты, на которых графически (штриховкой, раскраской и т.п.) представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению:

Количество осужденных, отбывающих наказание, тыс.чел.

наглядное обучение на уроках истории. Смотреть фото наглядное обучение на уроках истории. Смотреть картинку наглядное обучение на уроках истории. Картинка про наглядное обучение на уроках истории. Фото наглядное обучение на уроках истории

Все представленные выше схемы, таблицы, картограммы конечно же можно найти в многочисленных изданиях и альбомах, но продуктивно воспользоваться ими на уроке можно только при наличии данного дидактического средства у каждого учащегося.Чаще такая ситуация невозможна, и учитель должен обеспечить учеников необходимыми средствами, используя компьютер как универсальное средство создания наглядности.

Неоспоримы достоинства использования видео носителей на уроках, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.

К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие, познавательная значимость, фактологическая достоверность, связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху, подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Учащиеся тоже могут быть привлечены к этой работе. Старшеклассники, например, могут записать для уроков документальные фильмы, созданных на основе архивных материалов, (я использую на уроках истории отрывки из таких фильмов, как «Первая мировая война», «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Обыкновенный фашизм», « Война и мир», « Они сражались за Родину»). Фрагменты этих подготовленных к уроку фильмов позволяют ученикам сделать собственные умозаключения, принять участие в дискуссиях, сопоставить собственное мнение с выводами ученых.

Прежде всего, я бы посоветовала каждому учителю, имеющему в своем распоряжении компьютер, проектор и интерактивную доску, решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку и каталог с привлечением материалов, содержащих научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов. Затем, надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях. Для демонстрации фильмов на уроке необходимо: провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра (15-20мин), разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для учащихся, определить значение фрагмента для изучения конкретной темы, выявление результатов просмотра.

2.Презентация как наглядное средство обучения

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

Использование презентаций в работе учителя прочно вошло в нашу жизнь. Существует несколько проблем, с которыми обязательно сталкивается создатель презентации и которые я хотела бы обсудить в этой работе, исходя из своего опыта.

1.Для начала, необходимо определиться к какому именно типу урока я готовлю презентацию – уроку повторения уже изложенного материала или, например, к уроку изучения новой темы. В первом случае, готовится презентация с разветвленной схемой (у учителя будет возможность уточнять какие-либо детали при повторении и обобщении материала), во втором – структура презентации будет линейной, с определенной последовательностью слайдов.

2.Затем необходимо учесть возраст учащихся, для которых готовится урок (подача материала и форма оформления слайда должна соответствовать определенной возрастной группе учащихся).

3. Далее планируется количество слайдов, исходя из задач поставленных перед презентацией (например, объяснение новой темы должно занять 30 минут урока, следовательно, создается 15 слайдов: на каждый слайд отводим около двух минут урочного времени).

5. Каждый слайд не должен быть перегружен одновременно и картами, и фотографиями, и таблицами, и схемами одновременно. Гораздо лучше усваивается предлагаемый материал, когда он включает в себя не более трех визуальных объектов.

6. Стоит обязательно остановиться на выборе стиля презентации – цветовом фоне и шрифтах. Бесспорно, если мы готовим презентацию по истории Древней Руси и подберем шрифт, имитирующий старославянские буквы, а также выдержим цветовую гамму (например, красные народные узоры на белом фоне), наша работа будет выглядеть очень стильно. Но я при подборе фона и шрифта слайда исхожу, прежде всего, из их «читаемости». Кабинет, в котором я работаю, оснащен большой интерактивной доской, но это не дает гарантии четкого изображения – в день демонстрации презентации может быть солнечная погода и жалюзи не всегда создают эффект «темного кинозала». Поэтому я выбираю для своих презентаций нейтральный цвет фона (серый, бежевый, голубой) и черный шрифт Times New Roman. Историки нередко оказываются в ситуации, когда рассказа учителя и текста учебника оказывается недостаточно для их работы. Рассмотрим подобные случаи.

Во-первых, при работе с источниками и литературой. В Интернете есть неплохие цифровые коллекции исторических источников и литературы (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, библиотека электронных ресурсов истфака МГУ, Российский образовательный портал) – там всегда можно найти необходимый документ, который учитель может продемонстрировать учащимся при объяснении новой темы.

Во-вторых, при необходимости демонстрации иллюстративного материала. Практикующие учителя меня поймут – незнание учениками визуальной составляющей истории просто удручающе. Большинство детей «не узнает в лицо» исторических деятелей, архитектурные памятники, классику исторической живописи. Чтобы восполнить эти пробелы, для «добывания» средств наглядности я использую интернет.

В-третьих, карты. Не секрет, что даже при наличии в кабинете истории огромной коллекции карт, учитель не всегда может воспользоваться этим наглядным средством. Виной этому наша ежеминутная занятость: дежурства на переменах, срочная сдача очередных отчетов, разбор проблемных ситуаций в вверенном тебе классе и т.д. При этом каждый учитель истории знает, что без опоры на историческую географию преподавание некоторых событий и процессов становится бессмысленным. И в данной ситуации на помощь опять приходит интернет и компьютер. Заранее подготовленные на « рабочем столе» учителя карты государств и сражений гораздо быстрее могут быть использованы на уроке, чем те которые нужно доставать из шкафов, распаковывать, размещать на доске.

7. И последнее. Хотелось бы еще остановиться на вопросе создания ученических презентаций, используемых на уроке. Роль учителя в данном случае – это роль консультанта или помощника в создании конечного продукта. Создание собственных презентаций способствует наиболее полному раскрытию творческих способностей детей, так как в процессе работы над презентацией ученики, увлеченные темой работы, сами производят поиск нужных средств наглядности и исторической информации, комментирующей их. Учащиеся, в составе рабочих групп анализируют предложенную учителем информацию, в том числе Интернет-ресурсы в соответствии с поставленными задачами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Творческая обработка полученной информации является законченным продуктом, созданным учеником или группой учащихся. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.

Историки нередко оказываются в ситуации, когда рассказа учителя и текста учебника оказывается недостаточно для их работы. Рассмотрим подобные случаи.

Во-первых, при работе с источниками и литературой. В Интернете есть неплохие цифровые коллекции исторических источников и литературы (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, библиотека электронных ресурсов истфака МГУ, Российский образовательный портал) – там всегда можно найти необходимый документ, который учитель может продемонстрировать учащимся при объяснении новой темы.

Во-вторых, при необходимости демонстрации иллюстративного материала. Практикующие учителя меня поймут – незнание учениками визуальной составляющей истории просто удручающе. Большинство детей «не узнает в лицо» исторических деятелей, архитектурные памятники, классику исторической живописи. Чтобы восполнить эти пробелы, для «добывания» средств наглядности я использую интернет.

В-третьих, карты. Не секрет, что даже при наличии в кабинете истории огромной коллекции карт, учитель не всегда может воспользоваться этим наглядным средством. Виной этому наша ежеминутная занятость: дежурства на переменах, срочная сдача очередных отчетов, разбор проблемных ситуаций в вверенном тебе классе и т.д. При этом каждый учитель истории знает, что без опоры на историческую географию преподавание некоторых событий и процессов становится бессмысленным. И в данной ситуации на помощь опять приходит интернет и компьютер. Заранее подготовленные на « рабочем столе» учителя карты государств и сражений гораздо быстрее могут быть использованы на уроке, чем те которые нужно доставать из шкафов, распаковывать, размещать на доске.

В-пятых, урочный и внеурочный контроль знаний. ИКТ технологии дают возможность проводить тестовые работы, используя наглядные средства (например, одно из заданий конкурса знатоков истории «Умники и умницы», проходившего в нашей школе, состоял в том, что соревнующиеся должны были определить по фотографиям личность исторических деятелей, памятники архитектуры, шедевры мировой живописи.)

Таким образом, на основании данной работы мы можем сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения на уроках истории, что в свою очередь приводит к следующим результатам:

— помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;

— дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся;

— использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;

— помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;

— раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;

— проанализированный опыт преподавания истории показывает, что использование наглядных пособий значительно экономит время подачи нового и закрепления пройденного материала;

— обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (картины, иллюстрации и макеты) имеют большое воспитательное значение в преподавании истории;

— ознакомление с вещественными памятниками и применение наглядностей на уроках истории пробуждают у детей интерес к изучению прошлого, к истории, как науке, активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.

Необходимость применения компьютерных технологий в качестве наглядности на уроках истории, обоснована нами как результат технического прогресса, имеющего немалое влияние на образовательный процесс, учитывая стремление России к европейским стандартам образование. Использование компьютерных карт, учебников, поисковых систем в рамках работы на уроке истории, усиливает не только необходимый методический аспект, но также создает комфортные условия для обучения истории.

Таким образом, изучив классификацию и методику применения наглядных средств обучения, а также использовав такие наглядные пособия как карты, портреты, схемы, мы подтвердили собственную гипотезу о том, что оптимизация использования наглядных пособий достигается при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и является важным методическим компонентом преподавания истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *