наглядность в обучении истории

Доклад «Роль наглядности на уроках истории и обществознания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ наглядость на уроках.docx

Доклад «Роль наглядности на уроках истории и обществознания»

1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место

• работа с мелом и доской;

• фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

• рисунки и аппликации;

• видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).

Работа с иллюстрациями

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А.Томби «Саламинский бой», М.Г.Ройтера «Вступление Жанны д, Арк в Орлеан» и т.д. Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы К.В.Лебедевым; среди них – «Полюдье», «Вече в Новгороде».

Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Картины-портреты помогают воссоздать образы исторических личностей. Портреты изучаются в узком и широком смысле. При изучении портрета в узком смысле слова в первую очередь обращается внимание на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности.

По своей смысловой нагрузке иллюстрации могут выполнять и равноправную с текстом функцию: тогда они так и называются равноправными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте.

Приведем пример работы с событийной картиной «Иван III топчет ханскую грамоту» (художник А. Кившенко) на уроке по теме «Конец эпохи раздробленности»

Подготовка учащихся к восприятию картины осуществляется в ходе рассказа учителя: «Московское государство росло и крепло, но все еще зависело от Орды. При Иване III продолжался сбор русских земель в одно большое русское государство. Он присоединил к Московскому княжеству Ярославское, Тверское, Ростовское княжества, Новгородскую республику, Вятскую землю. В результате войн к Москве отошли и западные русские земли с городами Чернигов, Брянск и др.

А с другой стороны в 15 веке из-за вражды ханов между собой за власть не стало Золотой Орды. Она распалась на несколько государств-ханств: Большая Орда, Крымское ханство, Казанское и Астраханское ханства.

Умный Иван III подчинил своему влиянию Казанское ханство, подружился с Крымским ханом. Хан же Большой Орды по-прежнему считал, что русские должны платить ему дань, и прислал к Ивану III своих послов.

Было заведено, что русские князья всегда должны были особыми обрядами встречать татарских послов, привозивших басму (верительную грамоту в виде пластинки). Решив положить этому конец князь Иван III отказался платить дань. Тогда ордынский хан отправил в Москву своих послов. Всегда с почтением встречали ханских послов, торжественно принимали их в Грановитой палате Кремля. Но, как гласит легенда, на этот раз вместо того, чтобы опустившись на колени, принять от них ханскую грамоту (басму), московский князь Иван III разорвал ее и, бросив под ноги, растоптал. Этот момент и изобразил художник А. Кившенко на своей картине, которую так и назвал «Иван III топчет ханскую грамоту». Кинулись, было, послы к князю, да только стража не подпустила их. А князь продолжал гордо стоять в окружении бояр, не проявляя ни тени страха перед врагами». (Во время своего рассказа учитель указывает на персонажей картины, их позы, выражения лиц.)

Обобщающая работа по картине: «О чем говорит такое смелое и дерзкое поведение московского князя? – Сильным стало Московское государство, можно и вызов бросить врагу, чтобы окончательно сбросить ненавистное иго. Одного из послов Иван III велел отпустить в Орду и передать хану такой ответ: «Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца».

Ученикам можно задать следующие вопросы:

1.Какому историческому событию посвящена эта картина?
2.Какие исторические личности на ней изображены?
3.Назовите автора картины

4.Определите основной замысел картины.

5. Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?

6.Что изображено на переднем плане? Опишите эти объекты.

7. Что изображено на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?

9. Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?

В современной ситуации необеспеченности школ наглядны­ми пособиями использование доски и мела учителем истории стало жизненной потребностью. Поэтому сегодня еще ему нуж­ны графические навыки.

Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя ис­тории благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем мело­вой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изло­жения. Благодаря этому значительно облегчается процесс вос­приятия материала. Поскольку меловой чертеж или рисунок развивается на глазах учащихся, то содержит огромные возмож­ности для активизации внимания.

Все детали рисунка вводятся учителем постепенно, именно поэтому они воспринимаются учащимися последовательно, эле­менты изображения накапливаются поэтапно. Именно это об­стоятельство определяет созда­ние более глубокого и осмысленного образа.

Рисунок учителя на доске обычно служит примером для под­ражания, дети производят вместо записей эскизные зарисовки в своих тетрадях. Эта работа учит распределять внимание, пе­реключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала.

Условно-графическая наглядность — вид наглядных средств обучения, способствующих зрительному восприятию школьниками учебной информации посредством символических изображений.

К условно-графической наглядности, используемой в процессе обучения обществознанию, относятся: графики, диаграммы, схемы, таблицы и т.п. Эти средства могут отражать количественные и качественные стороны общественных процессов, тенденции развития общественных явлений, их причинно-следственные связи. Так, например, графики являются очень эффективным средством для наглядного представления экономических явлений и источником для формирования у учащихся новых знаний. Диаграммы используются для формирования у учеников умений видеть развитие общественных явлений, для сравнения изучаемых процессов.. Приведем пример работы с динамичной диаграммой, которая представлена ниже Социологи провели репрезентативные опросы 1600 юношей и девушек станы Z. Им задавали вопрос: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Треть респондентов уверены, что основы жизненного опыта молодёжь приобретает в высших учебных заведениях.

2) Большая доля молодых людей считает, что основы жизненного опыта формирует семья.

3) Каждый третий юноша указал, что жизненный опыт, полученный в армии, имеет большое значение.

4) Равные доли опрошенных считают, что основы жизненного опыта формируются школой, компанией товарищей и средствами массовой информации.

5) Книги перестали быть основой жизненного опыта для более 90 % современной молодёжи.

Представленный методический прием обучения в целом направлен на тренировку умения (предполагается, что школьники уже работали с диаграммами в данном курсе обществознания) извлекать информацию из условно-графического источника, делать выводы, на развитие умений связывать статистические данные с изучаемыми общественными процессами

В процессе обучения обществознанию широко используются различные схемы. Схемы могут быть логические (отражают причинно-следственные связи явлений) и структурные (отражают структуру, признаки явлений, понятий). Особенно эффективным является оформление учителем схемы в виде схематического рисунка на классной доске. С помощью схематического рисунка учитель может осуществить анализ и синтез изучаемого объекта, явления.

Использование мультимедийных технологий

Учащиеся втянуты в виртуальный мир вне школы гораздо сильнее, чем в ее стенах (онлайн-игры, социальные сети и многое другое), поэтому очевиден повышенный запрос на использование различных компьютерных инноваций в школах со стороны обучающихся и их родителей. Современная школа должна соответствовать этому запросу, учитывать факторы мотивации детей к обучению, выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы детям было интересно. А для этого необходимо применять не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Интерактивные наглядные средства обучения на уроках истории позволяют повысить мотивацию обучения детей, развивать их творческие способности и познавательную активность, увеличить эффективность самостоятельной работы. Педагог с помощью интерактивных средств обучения повышает интенсивность учебного процесса, уровень наглядности, эмоциональную, эстетическую и научную убедительность преподавания, устанавливает межпредметные связи, развивает рефлексию. Все это способствует повышению качественного образования, соответствующего требованиям времени.

Привлекая обучающихся к организации компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и мультимедийных презентаций, к подбору графических изображений при прохождении конкретной исторической темы, учитель одновременно способствует формированию предметной компетентности, развивает способности обучающихся, создавая ситуацию успеха и формирует социально значимые умения и навыки.

В настоящее время можно воспользоваться различными обучающими итернет-платформами, видеоуроками, учебными фильмами. Я экономлю массу времени на уроке, благодаря использованию учебных электронных пособий:

— сайты и презентации, созданные учениками;

— виртуальная школа Кирилла и Мефодия;

— электронные диски «Личности в истории» и «Россия на рубеже третьего тысячелетия»;

— учебное электронное пособие «Обществознание. Практикум»;

— репетитор, подготовка к ЕГЭ;

— интерактивные курсы подготовки к ЕГЭ по истории и обществоз-нанию.

Включение в урок учебных презентаций позволяет:

— развивать у ученика логическое мышление;

— в процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни;

— включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Историю невозможно изучать без знания дат, а они могут быть представлены с помощью различных средств наглядности.. Хронология — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавли­вать даты исторических событий (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события про­изошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длитель­ность исторических явлений, периодизацию исторических процес­сов, время создания исторических источников. Эта отрасль науки создает ту основу, на которой базируется школьная хронология.

В соответствии с принятой научной периодизацией системати­ческие курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, раз­делы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов. В школьном обучении истории даты условно подразделяют, исходя из их значимости, на основные и опорные. Основные даты связаны с главными фактами, например: первое упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380). Опорные даты способ­ ствуют временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внут­реннего смысла исторических явлений. Так, по отношению к ос­ новной дате (1380) опорными будут 1382 г. (поход Тохтамыша на Москву) и 1389 г. (начало правления Василия I). По внешнему признаку выделяют даты событий (год) и округленные даты про­ цессов (век, часть века, десятилетия).

В процессе объяснения нового основные и опорные даты фик­сируются на доске. Основные записываются более крупно и за­ключаются в рамку. Вертикальной колонкой размещаются по­следовательные даты, а синхронные записывают на одном гори­зонтальном уровне. Ученики записывают даты в хронологические карточки или составляют хронологические таблицы

1237— нападение Батыя на Рязань.

1238— битва на р. Сити.

1240 — захват Батыем Киева; 15 июля 1240 — Невская битва.

Осознанию длительности исторических периодов и выделению общего помогают синхронистические таблицы. Они отражают од­новременность (синхронность) событий или явлений обществен­ной жизни из истории древних цивилизаций

Образование древних государств ( до нашей эры)

Источник

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

наглядность в обучении истории. Смотреть фото наглядность в обучении истории. Смотреть картинку наглядность в обучении истории. Картинка про наглядность в обучении истории. Фото наглядность в обучении истории

Дата публикации: 08.07.2021 2021-07-08

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории / Е. Р. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83146/ (дата обращения: 09.11.2021).

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Ключевые слова: наглядность, обучение, история, активизация учебного процесса, классификация наглядных средств обучения.

Наглядность — один из старейших и важнейших принципов обучения. Сегодня без применения наглядности не обходится ни один школьный предмет, будь то география, биология и т. д. История — не исключение из этого правила.

Принцип наглядности был сформулирован чешским педагогом Я. А. Коменским (1592–1670) ещё в XVII веке. Он указывал, что использование наглядности даёт учителю возможность сильно облегчить сам процесс обучения. [6, c.150] Педагог полагал, что начальное познание вытекает из ощущений, т. е. он считал, что начинать обучение нужно непосредственно с наблюдения за вещами, а не со словесного толкования о них. [3, c.15]

Дальнейшее развитие принцип наглядности получил в работах другого известного педагога — И. Г. Песталоцци (1746–1827). В частности, он считал наглядность высшим принципом обучения. [6, c.151]

Немалый вклад в обоснование этого принципа внесли и отечественные педагоги, такие как К. Д. Ушинский (1823–1870) и П. Ф. Каптерев (1849–1922).

Стоит отметить, что данный принцип активно применяется на современном этапе школьного обучения. Бесспорно, что без применения наглядности эффективное обучение по любому школьному предмету будет недостижимо. Особенно справедливо это по отношению к истории.

Применение наглядности на уроке истории помогает учителю актуализировать внимание учеников на изучаемом материале, ученики же могут лучше понять и представить себе события прошлого. У них появляется интерес к изучаемым событиям, датам явлениям и т. п.

Более того, информация, получаемая с помощью различных наглядных средств, запоминается гораздо лучше, причём на гораздо длинный срок.

В противном случае обучение истории превращается в банальную «зубрёжку» материала.

Наглядным является обучение, при котором представления и понятия формируются у учеников на основе непосредственного восприятия ими изучаемых явлений или же с помощью их изображений. [5, c.67]

Наглядное обучение, как правило, затрагивает не только сферу чувств при восприятии событий прошлого, но и активно воздействует на сферу мышления человека. Помимо этого, оно выполняет ряд важных функций, о которых будет сказано немного позднее.

С помощью наглядных средств обучения у учеников складываются правильные, достоверные образы прошлого. Также они могут содержать в себе дополнительную интересную информацию, которую не всегда можно встретить в учебнике.

Наглядные средства выступают очень важным источником исторических знаний. Они, если говорить простым языком, помогают воспринимать исторические события через «живое созерцание». [7, c.144]

Не будет заблуждением сказать, что наглядные средства помогают ученикам подметить тот или иной факт, особенность или черту в том или ином историческом факте или явлении. То есть, речь идёт о том, что наглядность является своеобразной «опорой» для выявления сущности исторических явлений, формирования большинства исторических понятий и закономерностей. Это положительно влияет на понимание и усвоение материала учащимися.

Можно привести такой пример. Если сравнить экономическое развитие СССР после Великой Отечественной войны и во времена Н. С. Хрущёва будет показывать тот факт, что после войны страна смогла восстановиться и совершить большой рывок вперёд, что были достигнуты определённые успехи по сравнению с предыдущим периодом, помогает уяснить суть реформ советского руководства в сфере сельского хозяйства и промышленности. Показать эту разницу можно с помощью сравнительных таблиц и схем, в которых есть показатели развития страны в указанные два периода. Можно также использовать фотографии, сделанные очевидцами давно минувших событий, кадры кинохроники.

Наглядное обучение помогает ученикам всесторонне развиваться, оно способствует развитию у учащихся внимательности, наблюдательности, мышления, памяти, речи. Наглядное обучение помогает учителю поддерживать постоянный интерес своих подопечных к истории и историческому прошлому.

У наглядных средств обучения истории есть функции:

Информационная средства обучения являются непосредственными источниками знаний и способствуют передаче этих самых знаний;

Обучающая улучшает понимание воспринимаемой информации;

Организационная позволяет подбирать учебные материалы и способы их представления.

Контролирующая обеспечивает контроль над развитием формируемых знаний, умений и навыков учащихся. [11, c.179]

Роль наглядности в учебном процессе очень велика. Усольцев А. П. и Шамало Т. Н. выделяют такие функции наглядности, как:

Активизация внимания

Активизация мотивации к познавательной деятельности

Управление процессом понимания. [10, c.104]

В основном, в учебном процессе средства наглядности выполняют две функции — информационную и познавательную. Их суть сводится к следующему: знакомят учеников с особенностями того или иного исторического процесса; помогают лучше изучить деятельность исторических личностей; укрепляют знания в области истории культуры и многое другое. [2, c.287–289]

Принцип наглядного обучения предполагает использование в процессе обучения применение различных наглядных средств для демонстрации и объяснения учебного материала. Демонстрировать и объяснять учитель может как весь материал, так и его часть.

На сегодняшнем этапе в современной школе принцип наглядного обучения опирается не только на визуальные предметы (плакаты, картины, схемы и т. п.). Современный учитель имеет выбор из обширного набора наглядных средств. Большое их разнообразие породило потребность в их упорядоченности и классификации. Что касается классификаций этих средств, то их на данный момент имеется большое количество.

Прежде чем переходить к вопросу о классификации, стоит упомянуть, что единой классификации наглядных средств обучения, которая была бы общепринятой, просто не существует.

А. Е. Денисов и В. М. Казанский выдвинули следующую классификацию средств наглядности:

средства предъявления наглядности: доска, плакаты, все возможные проекционные устройства, средства звукозаписи, раздаточные материалы и учебные пособия;

средства контроля знаний: средства безмашинного контроля, специальные контрольные машины, классы с обратной связью;

тренажёры и обучающие машины;

натуральный показ объектов и лекционные демонстрации;

вспомогательные средства: вычислительная техника, справочные устройства, статистические накопители. [11, c.179]

В. А. Кобзарев выделил другую классификацию:

традиционные: учебники, раздаточный материал, печатные пособия, плакаты, макеты, схемы и т. п.;

новые: диафильмы, диапозитивы, тренажёры, машины с обучающей программой. [11, c.180]

И. Л. Дрижун — доктор педагогических наук — построил свою классификацию по-другому. Он поделил средства наглядности на три группы, в зависимости от характера отображения окружающей действительности:

натуральные: объекты, вещества, коллекции;

изобразительные: фотографии, рисунки, проекторы;

символические: схемы, графики, диаграммы, формулы. [11, c.180–181]

А. В. Петров и Н. Б. Попова — отечественные специалисты в области педагогических наук — предлагают следующую классификацию:

1) по происхождению:

конкретные предметы (натуральные, естественные объекты и явления);

знаково-символические (графические, знаковые, планы познавательной деятельности, изобразительная наглядность);

технические (экранно-звуковые, телевизионная наглядность, компьютерная наглядность, мультимедийная наглядность).

2) по дидактическим особенностям использования:

раздаточные (рисунки, фотографии, приборы, таблицы);

демонстрационные (плакаты, стенды, приборы, структурно — логические схемы, диафильмы, мультимедиа).

3) по содержанию:

структурные схемы по формированию и развитию (эмпирических знаний, практических знаний, теоретических знаний);

—знаковые средства наглядности;

—схемы последовательной деятельности;

—обобщенные планы познавательной деятельности и т. п. [11, c.182]

Как можно заметить, классификаций наглядных средств обучения существует большое количество. Наиболее популярной здесь представляется последняя приведённая нами классификация — по содержанию и характеру изображаемого материала.

Если опираться на работы советских методистов, то мы сможем чётко выделить три группы наглядных средств обучения: предметную, изобразительную и условно-графическую. [1, c.47–49] Данная классификация является наиболее распространённой.

Рассмотрим каждую из этих групп по отдельности.

Предметнаянаглядность сама по себе предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников прошлого и его материальных следов. Как правило, сюда относят монументальные исторические памятники.

Изобразительная наглядность подразумевает использование таких средств, как реконструкции памятников архитектуры, предметов повседневного труда и быта людей и т. п.

Условно-графическая наглядность. Сюда относят карты, схемы, графики, плакаты, диаграммы и т. п. [4, c.44–47] Как можно понять из самого названия, такая наглядность отображает суть исторических событий и явлений, их динамику и специфику языком условных знаков.

При проведении уроков истории в большинстве случаев учитель применяет словесную подачу материала. Ученики, в свою очередь, не имеют возможности непосредственно наблюдать события прошлого, его предметы. В этом нет ничего удивительного. Ведь учитель рассказывает о событиях давно уже прошедших. В таком случае учащиеся представляют себе рассказываемый материал посредством своих же внутренних представлений . Они могут, естественно, очень сильно отличаться от того, что было в реальности.

Здесь напрашивается вполне очевидный вывод о том, что никакие словесное описание, каким бы хорошим оно не было, не сможет дать учащимся тех необходимых представлений о прошлом. Именно для этого и нужны наглядные средства обучения истории.

При изучении истории учащиеся, как правило, имеют дело в основном с двумя видами наглядности: это иллюстрации в учебнике и иллюстративный материал, который использует уже учитель. [8, c.39–40]

Говоря о наглядных средствах обучения, мы уже коснулись вопроса по поводу классификации этих самых средств. Теперь стоит выяснить, какие средства наглядности применяются в процессе обучения истории.

Наиболее распространённой является классификация наглядных средств по содержанию и характеру излагаемого материала. Конкретно в ней выделяют предметную, изобразительную и условно-графическую наглядность.

Рассмотрим данную классификацию более подробно, применительно к преподаванию истории. В неё входит:

1)Естественная монументальная наглядность. Сюда входят подлинные вещественные памятники прошлого, памятные места, исторические монументы, экспонаты музеев и коллекций.

2)Изобразительные наглядные средства. В свою очередь, они могут быть:

—объёмные (модели, макеты)

—плоскостные (различные учебные рисунки — если это 5–7 классы, фотографии, плакаты)

картины на историческую тематику. В отношении картин стоит помнить одно очень важное обстоятельство — они не являются источником или учебным пособием, т. к. это всего лишь взгляд художника.

3)Условно-графические средства. Как правило, к ним относятся исторические карты, схемы, графики, диаграммы, меловые рисунки. [9, c.91]

Отдельно к наглядным средствам обучения истории можно добавить видеофильмы (кинофильмы, хроника, компьютерные реконструкции и т. д.).

Как можно заметить, наглядных средств обучения истории существует большое количество. Каждому из них можно найти достойное применение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *