нахимовское училище здание история
Здание Нахимовского военно-морского училища — Городской училищный дом
Здание Нахимовского училища в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ретроспективизма, построенное в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно-морское училище.
Интересные факты:
Идея строительства Училищного дома имени Петра Великого была приурочена к 200-летию Санкт-Петербурга, поэтому изначально здание планировалось не только как учебный комплекс (начальные классы, мужское и женское училища, ремесленное училище, читальня), но и как памятник архитектуры. Для строительства был выбран участок на территории Гагаринского буяна (пенькового склада-пристани) вблизи домика Петра I. Тожественная закладка Училищного дома состоялась в день юбилейных торжеств и в присутствии многих зарубежных гостей.
Однако закладка первого камня еще не означала начала строительных работ. Сперва, в 1905 году, был проведен конкурс проектов, в котором победил архитектор А. И. Дмитриев. В 1908 году этот проект был утвержден и в день уже 200-летнего юбилея Полтавской битвы, в 1909 году, здание было заложено вновь, уже по-настоящему и на новом месте — на берегу Большой Невки. В 1910 году в доме начались первые занятия, но полностью строительные работы были окончены в 1912 году.
Облик Училищного дома был выполнен в архитектурном стиле ретроспективизма, течения, основанного на архитектуре прошлых веков. Поэтому здание многими элементами копирует стилистику петровского барокко — высокий шпиль с корабликом, кровля с переломом, оконные переплеты, двухцветный окрас. По эскизам художника A. H. Бенуа были выполнены скульптурные группы атлантов на фронтоне главного фасада и большие часы-витраж фирмы «Фридрих Винтер». В нише третьего этажа находится бронзовый бюст Петра I, изображенный в богатой императорской горностаевой мантии, с табличкой внизу: «Отцу Отечества. 1703-1903». Фасад, обращенный к Неве, украшает горельеф с богиней Минервой (греческой Афиной) — покровительницей искусств и ремесел, так как в этой части здания размещалось Ремесленное училище.
Интерьеры здания также повторяют стиль петровского барокко, например, Актовый зал украшен панелями из расписных изразцов в стиле XVIII века с рисунками кораблей и морских батальных сцен.
В Училищном доме учился будущий председатель Совмина СССР А. Н. Косыгин.
После революции 1917 года в здании продолжались размещаться школы, а в 1944 году Городской училищный дом имени Петра Великого передали Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2-4. | |
Здание Нахимовского училища на карте: Ближайшие станции метро — «Горьковская», «Площадь Ленина». Наземный транспорт — остановка «Улица Чапаева». Туристу на заметку:Посещение здания Нахимовского военно-морского училища будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — Петроградской и Петровской набережными, крейсером «Аврора», памятником 300-летию российского флота, домиком Петра I, домом «Дворянское гнездо», домом Балтфлота. Нахимовское училище (Петроградская наб., 2)В день юбилея были открыты Троицкий мост и одетая в гранит Петровская набережная. Торжественная закладка Училищного дома состоялась на следующий день. Среди важных гостей были как известные российские политические деятели, так и множество иностранных лиц. Среди них были парижская и сербская делегации, мэры французских городов, бургомистры Берлина, Мюнхена, Данцига и Кёнигсберга, глава Софии, мэр Бухареста, бургомистр Стокгольма. В символический фундамент была заложена памятная доска, городской голова бросил туда несколько золотых и серебряных монет «на счастье». После этого на месте закладки был поставлен выкрашенный голубой краской крест. Новому зданию предстояло положить начало украшению тогда малообустроенной части города. После празднования 200-летия Санкт-Петербурга был проведён конкурс на застройку Училищного дома. В здании Комиссия по образованию планировала разместить ремесленные мастерские, однако бюджет строительства этого не позволял. Споры Комиссии и Городской Думы утверждавшей бюджет продолжались достаточно долго, пока стороны не пришли к компромиссу. Окончательные условия конкурсы были таковы: в главном здании должны разместиться двенадцать классов начального училища, мужское и женское четырехклассные училища и городская бесплатная читальня. В отдельном здании – мужское и женское ремесленные училища по 150 человек. Все училища должны были иметь отдельные входы, уборные, раздевальные. Для персонала предусматривалась подъёмная машина (то есть, лифт). На прямоугольном участке буяна нужно было разместить два двора: большой для игр и малый служебный. На главном фасаде, обращенном к домику Петра I, по условиям конкурса предписывалось установить бюст или полнофигурную статую основателя Санкт-Петербурга. По «компромиссному» решению планировалось создание крупного учебного комплекса, это должен был быть учебный комплекс и памятник одновременно. Конкурс объявленный в 1903 году состоялся в апреле-мае 1905 года. Участвовали в нём лишь три архитектора: А. И. Дмитриев, А. Л. Лишневский и Н. А. Виташевский. В жюри вошли Г. В. Барановский, Л. Н. Бенуа и А. И. фон Гоген. В итоге, победу в конкурсе одержал Александр Иванович Дмитриев. В ноябре 1910 года не дожидаясь официальной церемонии открытия в здании начались занятия в 37 классах. 15 января 1912 года здесь открылись ремесленные училища. Этим училищам придавалось большое значение. Здесь обучали специалистов для нужд промышленности, обучали рисованию и черчению. К сентябрю 1911 года закончена художественная отделка парадных залов, а через пол года здание было освящено. Освящение было приурочено ко дню рождения Петра I. На фасаде здания Училищного дома были установлены часы известной тогда фирмы «Фридрих Винтер». Именно этой фирмой были установлены часы на Адмиралтействе, на Николаевском вокзале, на башне Городской Думы. Здесь же эта работа оказалось для «Фридрих Винтер» последней в Санкт-Петербурге. В классах Учебного дома в 1910-х годах учился А. Н. Косыгин, будущий видный политический деятель Советского Союза. Его семья жила тогда в доходных домах Колобова, которые стояли тогда на месте гостиницы «Санкт-Петербург». В 1944 году здание было передано Нахимовскому училищу. Его воспитанники проходят практику на находящемся рядом крейсере «Аврора». В Петербурге заложен городской училищный Дом им. Петра Великого, ныне — здание Нахимовского училищаВ настоящее время единственное действующее Нахимовское военно-морское училище находится в Санкт-Петербурге. Строительство здания велось в 1909-1910 годы, автор проекта — выдающийся отечественный архитектор А. И. Дмитриев, скульптурный декор выполнен по рисункам знаменитого российского художника А. Н. Бенуа. Торжественное открытие и освящение здания состоялось 12 мая 1912 года. С момента открытия в Училищном доме располагаются учебные заведения. Первоначально здесь готовили кадры младших специалистов для русского коммерческого флота, в послереволюционное время размещалась средняя общеобразовательная школа, а с 1944 год и по сей день — Нахимовское военно-морское училище. История зданияОсвящение места под постройку Училищного дома состоялось 17 мая 1903 года. На участке между Малой Дворянской (ныне Мичуринской) и Пеньковой улицами с конца XVIII века располагались склады пеньки и льна — Гагаринский буян. По юбилейной программе Городской думы к 200-летию Петербурга планировалось строительство серии училищных домов. Первый крупный училищный дом был возведен на Среднем проспекте, 31/52. Ограниченный конкурс проектов здания на Гагаринском буяне состоялся в 1905 года. Первая премия была присуждена работе архитектора А. И. Дмитриева. В проекте 1905 года архитектор использовал мотивы раннего барокко. Основной продольный корпус включал 12 классов начальных школ и четырехклассные училища. Перпендикулярно ему располагался корпус ремесленного училища и объем зала, к которому примыкал небольшой флигель для персонала. Классы ориентированы на улицы, а широкие коридоры — во двор. Вскоре после конкурса место для постройки было перенесено на набережную Большой Невки, что повысило градоформирующую роль здания. Дмитриев не стал менять структурное решение, но так как строительство откладывалось, продолжил поиски более выразительной композиции фасада. К разработке проекта интерьеров Дмитриев привлёк художников круга «Мир искусства» во главе с А. Н. Бенуа. Проект был одобрен Городской думой 10 октября 1908 года и утверждён Техническо-строительным комитетом МВД 21 апреля 1909 года. Официальную закладку, которая прошла 9 июля (26 июня по ст. ст.) 1909 года приурочили к 200-летию Полтавской битвы. Здание было возведено к осени 1910 года, год потребовался на внутреннюю отделку. В последнюю очередь в 1912 г.оду открылось ремесленное училище. Основной продольный фасад, обращённый к Большой Невке, подчеркнуто ассиметричен. Ритм членений обусловлен расположением классов. Заглубленное звено в левой части зрительно отделяет корпус ремесленного училища. Над высокой кровлей с переломами поднимается легкий фонарик и тонкий шпиль, увенчанный корабликом-флюгером. Общая высота 57, 5 м. Пластический декор центральной части фасада создан по эскизам А. Н. Бенуа скульптором В. В. Кузнецовым. В тимпане фронтона помещен картуш с монограммой Петра I и фигуры юношей, удерживающих львиную шкуру, на которой помещен циферблат часов. Часы изготовлены фирмой «Фридрих Винтер». Бронзовый бюст Петра I в нише третьего этажа был отлит в мастерской В. З. Гаврилова. Южный фасад строго симметричен. Среднее звено завершено лучковым фронтоном с аллегорическим рельефом. В этом корпусе размещалось ремесленное училище. С северной стороны находится лестничная башня со ступенчато расставленными окнами, зрительный зал с высокими проёмами и служительский корпус. Кованые решётки и другие металлические элементы изготовлены в мастерской В. К. Рейнгарда и В. В. Палехова. После Октябрьской революции в здании размещались школы. В 1944 г. Училищный дом передали Нахимовскому училищу. В 2016 году Севастопольское президентское кадетское училище и Владивостокское президентское кадетское училище стали филиалами Нахимовского училища в Санкт-Петербурге. 1 сентября 2017 года был открыт третий филиал училища в Мурманске. Таким образом с 2017 года Нахимовские военно-морские училища созданы на всех 4-х флотах России. В планах на 2019 год открытие четвёртого филиала училища в Дагестане при Каспийской флотилии. Экскурсия в Нахимовское училищеВ конце января заглянули вместе с ИНСТИТУТОМ ПЕТЕРБУРГА в Нахимовское училище. Изначально здание по проекту архитектора А. И. Дмитриева строилось для Городского училищного дома им. Петра Великого (1910-1912 гг). После Октябрьской революции в здании размещались школы. В 1944 г. Училищный дом передали Нахимовскому училищу, названного в честь выдающегося отечественного флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова — героя Крымской войны 1853-1856 гг., погибшего при обороне Севастополя 12 июля 1855 г. Совсем недавно у входа появилась новая скульптура «Служим Родине с детства» (автор — выпускник академии Штиглица петербургский мастер Арутюн Акобян), символизирующая преемственность поколений прославленной морской школы страны и призванная увековечить память о юных нахимовцах, чьи отцы отдали жизни, защищая Родину. С 1 сентября 2016 года по приказу руководства Нахимовского училища каждый воспитанник, проходя мимо памятника, обязан совершить воинское приветствие. Началась экскурсия с музея, иллюстрирующего историю учебного заведения. Затем пересекли внутренний двор и поднялись по лестнице. Она примечательна тем, что на перилах выгравированы имена всех выпускников-отличников. прошли в главную изюминку училища — актовый зал. Необарокко с элементами модерна — красивое решение. Что ж, остался «неохваченным» только камин. Надеюсь, что и он когда-нибудь попадет в объектив моего фотоаппарата)) История Нахимовского военно-морского училищаВ годы Великой Отечественной войны, когда советские войска практически полностью освободили территорию СССР от фашистских оккупантов, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота. Первоначально в училища, как правило, брали «детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны». В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении, им была установлена военно-морская форма одежды. Страна в условиях жестокой борьбы с фашизмом нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, создана соответствующая материальная база. Нахимовские военно-морские училища, как средние учебные заведения закрытого типа, были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ от 21 августа 1943 года и были предназначены для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование «Нахимовские» они получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, героя Крымской войны 1853-1856 гг. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени, от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С. Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. «Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером — последнее есть вернейший» Училища создавались с 1943 г. в Тбилиси, в 1944 г. – в Ленинграде и в 1945 г. – в Риге. Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Из первых воспитателей и преподавателей можно назвать Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики, сыновья полков и юнги флота, имевшие боевые награды. Это участник героической обороны Севастополя Борис Кулешин и партизан Василий Чертенко, на груди которых сияли орден «Красной Звезды» и многие медали, у Василия Осадчего – три боевых медали, Борис Кривцов был награжден медалью «Адмирал Нахимов», Константин Гавришин медалью «Адмирал Ушаков», Петр Паровов орденами «Красной Звезды», «Славы» 3-й степени и медалью «За отвагу», юнга с торпедного катера Валерий Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом «Красной Звезды». Им было в ту пору по двенадцать — пятнадцать лет. Условия жизни, быта, процесса обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был военным, который предусматривал подъем, физзарядку, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовку, свободное время, вечернюю прогулку и отбой. Культурный досуг украшался концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами, культпоходами в театры, музеи и кино. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, нахимовцы шли по городу с песнями. Знания получали сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике. Трудовые знания и опыт нахимовцы получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Нахимовцы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура. Обучали бальным и классическим танцам. В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у нахимовцев морские качества, прививать любовь к романтике флотской службы, давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание уделялось строевой подготовке, которая способствовала высокой слаженности и воинской выправке, воспитывала чувство флотского товарищества, коллективизма, другие качества и навыки, необходимые будущим офицерам. Особую роль, безусловно, отводилось учебной практике, включавшей в себя военно-морскую, общевойсковую и физическую подготовку. Практический опыт, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого нахимовца. Затем, на основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 года № 745, приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня1944 года № 280 было создано Ленинградское, а в 1945 г. Рижское Нахимовские военно-морское училища. Дата издания приказа Наркома ВМФ о формировании Ленинградского училища 23 июня установлена годовым праздником НВМУ. Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1 ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачный выбор здания по размещению училища. 18 сентября 1944 г. состоялось первое зачисление в Ленинградское Нахимовское училище. Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее — три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей — первой, куда входили семиклассники, до младшей — пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая — номер роты, вторая — номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: «воспитанник 13-го класса» означало, что он учился в 7-в классе, а «воспитанник 51-го класса» — соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, «по ротам» ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной… Воспитанник — первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами. Из числа наиболее опытных и активных назначались младшие командиры, им присваивалось очередное звание «вице-старшина». У этих ребят были особые отличия на погонах, но дисциплинарной властью они не обладали, а исполняли, скорее, роль звеньевых и старост класса, как в обычных школах. Так как нахимовцы по малости лет не принимали воинскую присягу, то и власть взрослых не была такой, как в действующем флоте. Состав воспитанников был весьма пестрым. В их среде существовали неписаные законы детского сообщества. На первых порах они держались группами — боялись, не обидел бы кто; и объединялись по-своему — сначала фронтовики, однополчане, земляки, товарищи, потом уже — взводы и роты. Были и свои авторитеты, то есть те, кто фактически определял ход и течение училищной жизни. Быстро появились клички и прозвища. И, в конце концов, образовалось своего рода «тотемное» самоназвание нахимовцев. Они стали называть себя «питонами». Впервые сочетание слов «воспитанники — воспитоны — питоны» зафиксировано в стихотворении А. Генкина (2-я рота), написанном в 1947 г. Но, по мнению его друга В. Солуянова, это прозвище появилось гораздо раньше. Его, по созвучию со своей фамилией, получил Валентин Воспитанный, зачисленный в старшую (1-ю) роту в 1944 г. Звание «питон» — очень почетное. Позже Нахимовское училище, в параллель «системе» (так назывались на морском жаргоне высшие военно-морские училища) получило неофициальное, почти географическое, вызывающее уважение название — «Питония». Оно, несмотря на все запреты, пережило десятилетия. В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет. Многие из них, такие как Николай Сенчугов, Петр Паровов и многие другие, пришли в училище прямо с фронта, имели боевые награды. Конечно, снова сесть за парту было для них нелегким делом, но большинство преодолели трудности учебы и успешно окончили училище. В 1948 г. состоялся первый выпуск, который проходил торжественно на борту крейсера «Аврора». Этот исторический корабль, участник русско-японской, русско-германской и Великой Отечественной войн, был по предложению адмирала И.С. Исакова установлен рядом с училищем на вечную стоянку как живое напоминание нахимовцам о традициях и героических подвигах моряков Российского и Советского флотов, а также как учебная база для изучения военно-морского дела. Начальники, педагоги, воспитатели тех давних лет — их вклад в становление Нахимовского училища огромен. И конечно, главным результатом их труда являются выпускники. За время существования училища путёвку в жизнь получили около 14 тысяч выпускников, среди них Герои Советского Союза, В.Е. Соколов, (выпускник Тбилисского Нахимовского военно-морского училища 1953 года) и Ю.П. Филипьев (выпускник Тбилисского Нахимовского военно-морского училища 1952 года), Герои Российской Федерации: контр-адмиралы А.А. Берзин, В.Л. Хмыров, В.В. Варфоломеев, капитаны 1 ранга С.В. Справцев и А.И. Опарин, генерал-майор Т.А. Апакидзе. Около 60 выпускников стали адмиралами, 14 – генералами, более 9 тысяч удостоены правительственных наград. Адмиральские погоны носят нахимовцы первого набора Радий Зубков, Юрий Ефимов, Анатолий Шлемов, Владлен Наумов и Александр Богатырев, Владлен Лободенко их более молодые соученики Владимир Высоцкий, Николай Максимов, Олег Бурцев, Владимир Захаров, Андрей Воложинский, Михаил Ильиных, Александр Шуванов и многие другие. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 ноября 2015 года № 687 Герой Российской Федерации генерал-майор Т.А. Апакидзе зачислен навечно в списки 2-й учебной роты училища. Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Борис Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом «Красной Звезды»). Были нахимовцы и на полигонах, где испытывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты. На первой советской атомной подводной лодке «К-3», которая в июне 1962 г. достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов, выпускник 1952 г., награжденный орденом Ленина. Восьмым командиром этой лодки, уже носившей имя «Ленинский комсомол», в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, выпускник 1970 г. Со времени появления первых атомных подлодок, возможно, на той же «К-3», начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969 г. он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров. Из простых и честных поступков нахимовцев, их высоких боевых и морально-нравственных качеств вырастает неизменная готовность к подвигу, пожертвовать собой во имя гражданского, воинского долга и Отечества. Так, 10 августа 1956 г. в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец 2 роты С. Денисов, загорелся дом. Станислав проявил мужество в борьбе с пожаром, а в адрес начальника училище пришло благодарственное письмо от председателя поселкового совета. 13 августа 1966 г. курсант 1-го курса ВВМУРЭ им. А. С. Попова Константин Несмиян погиб при задержании преступника, за что был удостоен государственной награды – медали «За отвагу» (посмертно). В октябре 1981 г., выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, погиб выпускник училища (1966 г.) капитан 3 ранга Федор Гладков, награжденный орденами «Красной Звезды» и «Красного Знамени» (посмертно). Во время аварии на атомной подлодке «Комсомолец» 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов. Проявили мужество во время аварии офицеры Андрей Махота и Константин Федотко (выпуск 1982 г.), награждены орденом «Красного Знамени». В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник училища 1951 г. На подводной лодке «Курск», гибель которой 12 августа 2000 г. потрясла весь мир, нахимовцев было семеро. Это офицеры Вадим Бубнив, Сергей Логинов, Андрей Милютин, Дмитрий Репников, Максим Сафонов, Алексей Станкевич, Илья Щавинский. 17 июля 2001 г. во время демонстрационного полета, выполнив все фигуры высшего пилотажа и пытаясь спасти неуправляемый самолет, погиб Герой Российской Федерации генерал-майор Тимур Апакидзе (выпуск 1971 г.) С 1955 г. по 2016 г. функционирует одно Нахимовское военно-морское училище в Ленинграде (Санкт-Петербурге). В 2016 г. два Президентских кадетских училища во Владивостоке и Севастополе в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2016 г. № 496 реорганизованы в филиалы Нахимовского военно-морского училища. В 2017 году сформирован и принял первых воспитанников филиал в г. Мурманске. С начала 2020/2021 учебного года открыт филиал НВМУ в г. Калининграде, с вводом которого, филиалы Нахимовского военно-морского училища расположены на всех четырех Флотах России. За последние десятилетия система комплектования воспитанниками претерпела ряд преобразований и в настоящее время в училище обучаются юноши с 5 по 11 класс. Сегодня Нахимовское военно-морское представляет собой общеобразовательное учреждение с военно-морской направленностью обучения, которое готовит воспитанников к поступлению в высшие военные, военно-морские, учебные заведения страны. Училище располагает прекрасной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами персонала, педагогов, воспитателей и находится в историческом центре Санкт-Петербурга, у легендарного крейсера «Аврора», где воспитанники не только познают «азы» флотской жизни, но и приобщаются к славной истории и традициям отечественного флота. За годы существования нахимовских училищ не одно поколение юношей прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все они воспитаны в духе верности воинскому долгу, отечеству, славным боевым традициям Российского военно-морского флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь выпускников-нахимовцев, они останутся до конца своих дней верными флотскому, нахимовскому братству. Начиная с 1991 г. нахимовцы участвовали в дальних морских и заграничных походах. За эти годы они побывали в Финляндии и Голландии, Англии и Франции, Бельгии и Дании, Греции и Болгарии и других странах. Нахимовцами под руководством опытных офицеров училища капитана 1 ранга А.А. Попкова, капитанов 2 ранга В.Г. Демкина, В.И. Строгова совершены походы в Атлантику и вокруг Европы с посещением морей, где славно сражались и выполняли свой долг перед Родиной русские моряки. На груди у многих нахимовцев засияли знаки «За дальний поход», и это окрыляло их в учебе и дальнейшей службе. С мая 1946 года по май 2008 года нахимовцы традиционно принимали участие в военных парадах в городах Москве и Санкт-Петербурге. Неизменная оценка их строевой подготовки – «отлично». Славная традиция участия нахимовцев и суворовцев в военных парадах на Красной площади была возрождена в 2013 году. В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, 24 июня 2020 года воспитанники приняли участие в параде Победы на Красной площади. Ежегодно нахимовцы принимают участие в Главном Военно-Морском параде в Санкт-Петербурге. Каждый участник парада награждается медалью Министерства обороны России «За участие в параде», что является у нахимовцев основанием для гордости. Выпускники училища служат на передовых рубежах защиты Отечества. Они свято чтят завет адмирала Павла Степановича Нахимова.
|