наин нава история бурятского народа
Легендарная Наян-Наваа: о местонахождении «земли обетованной» – прародины хори-бурят
О том, где находилась легендарная прародина хоринцев Наян-Нава, в интервью с д.и.н. Булатом Зориктуевым.
— Булат Раднаевич, почему вы обратились именно к этой проблеме?
— Бурятская народность состоит из четырёх племенных общностей – хори, булагат, эхирит, хонгодор, а также территориально-этнической группы селенгинских бурят. По селенгинским бурятам ситуация ясна – это мигрировавшие на Селенгу группы из Халхи и Предбайкалья, преимущественно булагатско-эхиритские роды. А вот история образования названных племён, в том числе и хори, до сих пор известна очень плохо.
— Но ведь по истории хори опубликовано достаточно работ, и их количество продолжает расти?
— Большая часть проблем остаётся нерешённой, поскольку исследователям неизвестен начальный этап этнической истории хоринцев. Ими не учитывается взгляд на свою историю самих хоринцев, которые твёрдо убеждены в том, что являются пришлыми к Байкалу людьми. Они утверждают, что их древней колыбелью была местность Наян-Нава, находившаяся в далёкой благодатной стране. О ней, как о щемящей душу родине предков, сохранилась песня «Наян-Нава», в прошлом её знал каждый член хоринского племени. А отсутствие ответа на вопрос о местонахождении прародины закрывает путь к раскрытию ранней истории хори, в частности, к адекватному пониманию и интерпретации известной легенды о Хоридое и его супруге деве-лебеди, в которой в сфокусированной форме преломлен этногенез хори. В силу неизвестности материала о Наян-Нава, легенда о Хоридое никогда не становилась объектом глубокого анализа исследователей. Такая прослеживается взаимосвязь.
— И как же образовалась этническая основа племени хори?
— Предками племенного этноса хори была сяньбийская общность тоба. В начале IV века тобасцы с востока Монголии прибыли в Амдо, к озеру Кукунор, где стали известны как хор-тоба. Там из их состава, унаследовав древний сяньбийский тотем собаки, выделилась группа родов, получившая имя хор, со временем принявшего форму хори. Эта группа осела западнее Кукунора, в Цайдаме.
— И там же находилась Наян-Нава?
— Совершенно верно, об этом эпизоде в бурятском фольклоре сохранились отголоски двух ранних цайдамских вариантов легенды о Хоридое и его супруге лебеде Хобоши, сложение которых связано с реально существовавшим в Цайдаме оз. Садамтын-Саган-нур. Они в комплексе с другими источниками свидетельствуют о том, что прилегавшая к этому водоёму территория была древней прародиной хоринцев, оставшейся в их памяти как Наян-Нава.
— Широко известная версия о Наян-Нава в Ираке не подтверждается?
— Достоверно известно, что название административного центра провинции Найнава в Ираке образовано от слова Ниневия — названия столицы Ассирийского государства, существовавшего на территории Северного Ирака на левом берегу Тигра в VIII-VII вв. до н.э. Это зафиксировано во всех энциклопедиях и многочисленных научных трудах. Кроме того, в источниках нет сведений об участии хоринцев в монгольских завоеваниях на запад. Этот факт говорит о том, что хоринцы в XIII веке в составе монгольских войск на Тигре и Евфрате не были, следовательно, иракский топоним Найнава никто к Байкалу не приносил.
— А какие, конкретно, источники говорят в пользу вашей версии?
— Широко известный в Бурятии знаток фольклора хори-бурят Р.Э. Эрдынеев из Еравны в 1978 году сообщил мне текст песни «Наян Наваа» и так объяснил её содержание: «Наян Наваа — это имя древней прародины хоринцев, она находилась между Монголией и Тибетом. Там родилось племя хори…».
А о существовании оз. Садамтын- Саган впервые в конце XIX века поведал собиратель-этнограф Матвей Хангалов. Название этого озера и имена, связанных с ним божеств, присутствуют в шаманских призываниях западных бурят. А самую яркую специфику культа сайтани бурхад, местом пребывания которых был Цайдам, составляло присутствие в их пантеоне предка хоринцев Хоридоя и его супруги Хобоши. Характеризуя сайтинские божества, Хангалов писал: «Сатинские боги — добрые, покровительствуют людям; к ним принадлежит Хоредой-нойон и его жена Хобоши-хатун, дочь Неба Шара-Хасара, превращавшаяся в лебедя, почему буряты чтут лебедей и никогда не убивают». Важно подчеркнуть, что название оз. Садамтын- Саган-нур, выражение сайтани (сатани) бурхад этимологически связаны с топонимом Цайдам.
— Булат Раднаевич, но ведь у хоринцев тотемом была собака, а не лебедь?
— В начале VI века к озеру Садамтын-Саган с Саяно-Алтая прибыла группа тюркских родов, почитавшая лебедя. Она омонголилась и слилась с хоринцами. Возникшее племя, будучи основанным на базе монголоязычных родов, стало называться хори. Соединение в этносе двух этнических начал – монголоязычного и тюркоязычного – обусловило функционирование в нём системы двойного счёта родства, в соответствии с которым все 11 хоринских родов одновременно принадлежали и к патрилинейной (связанной с предком-праотцом Хоридоем), и к матрилинейной (связанной с легендарной праматерью – девой-лебедем Хобоши) родственным группам. В конце I тыс. н. э. у хоринцев утвердились нормы отцовского рода, что привело к закреплению патрилинейного правила счёта родства, по которому непрерывная связь от потомка к предку и в том числе к легендарному прародителю Хоридою велась исключительно по мужской линии. Хоринцы, несмотря на смену счёта родства, сохраняя почтительное отношение к родству по материнской линии, свято из поколения в поколение берегли память о легендарной прародительнице Хобоши. Поэтому они до сих пор говорят, что произошли от лебедя. Что касается прежнего сяньбийско- тобаского тотемного культа собаки, то он, утратив своё былое значение, сохранился в форме родового самоназвания галзут.
— А какие хоринские роды имеют тюркские корни?
— Сначала в составе хоринского племени было пять тюркских чисто лебединых родов: хуасай, хубдут, хальбин (хангин), шарайт (шарят) и харят. На каком-то этапе харяты выпали из него. Поэтому омонголившихся тюркских родов в составе хоринцев осталось четыре. Тогда семь других родов — харгана, худай, галзут, гучит, бодонгут, батнай, цаганут — имеют, надо полагать, чисто монгольские корни, хотя этническая принадлежность харганаевцев и худаевцев, которых Ц.Б. Цыдендамбаев относил к тюркским родам, требует дополнительного изучения.
— Что же произошло дальше? Почему хоринцы покинули Наян-Нава?
— Возможно, начались межплеменные распри за лучшие места обитания в Цайдаме. Поэтому хоринцы предположительно на рубеже I—II тыс. н. э. оставили Наян-Нава и оказались в верховье Лены на западной стороне Байкала. Они были одной из первых монголоязычных групп на берегу сибирского моря и в XIII веке прочно входили в состав предбайкальского населения. На это указывает этнографический материал, собранный мной у качугских и ольхонских бурят. Так, на Верхней Лене находится особо почитаемая местными бурятами гора Ягшал. Её эжином (духом-хозяином) является Хорёодой Ехэ Yбгэн (Великий старец Хоридой), а его супругой — Хобширой Ехэ Хатан (Великая госпожа Хобширой). Хорёодой и Хобширой являются местными вариантами имён Хоридой и Хобоши, дополненными почётными эпитетами мэргэн и хатан.
— А как они оказались в Забайкалье?
— Со временем хоринцы сместились южнее, охватив устья р. Большая и Малая Бугульдейка и о. Ольхон. С Ольхона они проникали на восточный берег Байкала. В начале XVII века они заняли правый берег низовьев Селенги, называвшийся Кударинской степью, и отсюда постепенно расселились по другим ныне занимаемым местам в Забайкалье. Этот финальный этап этнической истории хори получил развёрнутое выражение в широко известном ныне позднем байкальском варианте легенды о Хоридое, в котором все действия происходят на Ольхоне и обоих берегах Байкала. Данная версия легенды, необоснованно считаясь единственной, привела к достаточно прочно закрепившемуся в бурятоведении ошибочному мнению, что хоринцы являются автохтонами Байкальского региона.
Наин нава история бурятского народа
Наян нава не только песня тысячелетия
(Два века бурятской истории связаны с Месопотамией?)
У хори-бурят существует очень старинная и широко известная песня «Наян-Наваа» со словами:
Аян (хан) заяа заяанай
Наян-Наваа минии лэ
Байдан, Байдан байдалай
Бада-Ёго минии лэ
Походная жизнь от судьбы
Наян-Нава ты моя
Байдан-байдан от жизненной ситуации
Бада-Ёго ты моя
На вопрос, что означает содержание этой песни, наши предки всегда давали однозначное разъяснение о том, что в очень давние времена наш народ проживал в прекрасном южном крае, расположенном очень далеко и с названием Наян-Наваа, а после того как люди покинули родные места и родилась эта песня.
В народной памяти слова Наян-Нава и Бада-Ёго ассоциируется с названиями местностей. В связи с этим встает вопрос, а где расположен этот прекрасный и загадочный ныне край, на многие века оставшийся в преданиях и песнях?
Этот загадочный край находится в современном Ираке в провинции Наи Нава. Буряты в 13-15 веках кочевали в верхне-месопатамской провинции Наян-Нава в предгорной возвышенности с хорошими пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заба и Малый Заба (В бурятских преданиях упоминается и Заян Заба). Известно, что когда Месопотамия входила в состав монгольского государства Джелаиридов (1340-1410 г.г.), то резиденцией ее правителей был Багдад. Хори-Буряты держали власть согласно «Ясе» Чингис-хана в улусе Хулагидов, куда входили Ирак, Иран, Турция, Азербайджан.
———–
Почему буряты оказались там? «Золотой род» Темуджина (Чингис-хана) является ответвлением от хори-туматского племени Баргуджин-Тукум, которая начиналась «вниз по течению реки Селенги». По хроникам персидского ученого Рашид-ад-Дина знаем, что коренной юрт или фамильные владения чингисидов по бассейнам рек Онон и Керулен (современное Забайкалье и часть Северо-Восточной Монголии) – гол ун улус (гол-ось, стержень, основа), был передан согласно обычаям, младшему сыну Чингис-хана Толую. А сыновья Толуя – Мункэ и Хулагу, в середине 13 века снарядили крупную военную экспедицию из 30 тыс. человек под командованием Хулагу, для закрепления и колонизации завоеванных еще в 20-30-х годах Ирана, Багдада и Западной Азии.
Хори-Буряты в улусе Хулагидов (провинция Наян-Нава) правили 2 столетия. Это 7-9 поколений бурят. Для них загадочный край Наян-Нава стала второй родиной. После ухода хоринцев из Наян-Нава вероятно многие топонимы изменили свое название, но всегда остаются неизменяющиеся названия, такие как сама географическая область «Наи Нава». В этой провинции Ирака сегодня обнаруживается немало топонимов, удивительно совпадающих с упоминаемыми в бурятских преданиях. Например, немного севернее города Мосул (Могул) – административного центра провинции Наи Нава, есть населенный пункт Айн-Зьала (в бурятской песне – Аян Заяла), к западу от Мосула расположен городок Эль-Бади, т.е. Бада (Эль – приставка в арабском написании названий) (ст. Бада в Читинской области). Там же, в Наи Нава, протекают реки Заб(а), Хабур (Хабар), а на северной окраине провинции есть город Заху (Заха). На реке Заба стоит городок Алтын кёпрю, есть город Майдан (Байдан). И все это на небольшой территории провинции Наи Нава государства Ирак.
оказывается, там прошагала бурятская конница!!
Зуб зуб, Болд))) это одна из версий
Вот так даааа… Слов нет, одни маты, почему мы об этом не знаем.
федералам, советским Гэбэшникам, царским слугам никогда не было выгодно видеть в бурятах большой сильный народ с богатыми историческими событиями.
Это история наша! Мы её сами пишем!! И мне плевать на федералов!!
Ух ты…!:D:D:D ничего себе,я даже и представить не могла…круто!вот какое у нас было правительство…ппц…
Сэрэмжид Бадмаева sain uu
напишите пожалуйста о легенде, по которой бурят будут вытеснять, типо будет два исхода в Наян Наваа. И что по пути туда, а путь будет лежать через Халха, нас будут добивать халхи.. Это предание очень древнее у бурят. Мож кто слышал об этом.
да, слыхал. есть такое пророчество, кто такое предрек не помню, какой-то старец. он говорил, что придет такое время, когда буряты вроде как расколются, одни останутся и будут бороться. Другие же уйдут в Халху, а они их не примут, устроят резню или просто холодно к ним отнесутся. а потом вроде как в Наян Наваа они придут. и там будет новая Родина для бурят.
что за враг такой будет вроде бы не сказано. что-то такое прадед рассказывал, что, мол, буряты станут чужими на своей земле, какие-то пришлые будут сживать нас с собственной земли. ну и будет конфликт, те кто останется и будет воевать – погибнут.
но прадед называл все это бредом)) это одно только пророчество. на сколько я знаю, более никто такой судьбы нам не предвещал) да и не думаю, что мы доведем до такого. одоол яажа ухообиибди даа)
Содном Дашинамжилов eto o vas o Rossii skazano
Версия действидельно находит очень много поджтверждений! Этим можно объяснить удивительное родство Калмыкского и Бурятского языков, схожесть традиций и обычаев и очень сильное различие с Бурятов с Монголами (с которыми граничат напрямую). Можно объяснить существование племен Хазарийцев на юге Афганистана, язык которых по словам схож с Калмыкским и Бурятским. Хорин Буряты или же холын Буряты (Буряты из далека) к которым относятся и Агинские Буряты возможно действительно являются народом совершившим одно из величайших путешествий в истории, рядом с которым Библейский «Исход» будет смотреться как всего лишь прогулка по дворику:))
Я лично убежден, что сам Чингисхан или по крайней мере его родным народом были Буряты. Просто в дальнейшем в ввиду сильного преобладания Монголов история изменилась. Кто не согласен или согласен, пишите мне на страницу. :))
Пророком был Молон багша,живший в19ом веке в Ульдурге Еравнинского аймака Бурятии,он предвидел:придет незнакомый народ и вспашет землю,огненный метал опоясывает землю(электрика),полетят железные птицы,порушат дацаны Анинский,Эгитуйский,в Анинском будет беситься скотина(там была скотобойня в совет. время),будут переселения людей на юг.Его,конечно,считали чудаком.
Однажды он неожиданно собрался и поехал в Эгитуйский дацан(гандан),объявив что обязан встрется с великим ламой приехавшим из Монголии,все удивились;они незнакомы,не виделись,да и в дацанах бывал редко.
Народу собралось очень много,Великий лама,встал и пошел,народ расступался,навстречу шагал Молон багша они обнялись,Лама скзазал,что Молон является перерожденцем его учителя.
я тоже слышал это предсказание. Интересно, кто на нас нападет?
Чья-то провокация, забейте на это и учите партизанскую борьбу и тактику или, что лучше, пусть вами гордится наш народ – добивайтесь успеха в своем деле)))
Бурятия- для бурят. свою землю нельзя никому никогда уступать.
Я вообще думаю, что буряты, калмыки и монголы это один народ, просто разделенный временными, и топографическими границами. Ведь вообще по большому счету мы называемся бурят-монголы, ойрат-монголы, и халха-монголы. А особенно меня прикалывает общность менталитета, у всех этих народов есть одна черта, когда собираются вместе много происходит ярмарка тщеславия))), причем у всех.
А по Молон багшу мой дядя книгу написал))) опять мое монгольское тщеславие))) Почитайте Бахлаева.
Классик бурятской советской литературы Владимир Митыпов выдвинул свою версию об истоках древней песни Наян Наваа
(фрагменты Древнейшей истории Азии)
Лет пятьдесят назад кое-где в Бурятии еще помнили старинную песню с таинственными словами «Наи-Нава» (или Наин-Нава). Слыша ее от матерей и бабушек, дети спрашивали, о чём это. Смысл ответа обыкновенно сводился к следующему: ²О далекой южной стране, где когда-то жили наши предки². До обидного мало для любознательного детского ума…
В самом начале 2002 г. в периодическом издании «Угай зам» – «Путь предков» (тогда это было приложение к журналу «Байкал») вышла статья Цыбикжапа Доржина «Наян Нава – не только песня тысячелетия». Она стала откликом на более раннюю публикацию народного писателя Бурятии Ц.-Ж. А. Жимбиева «Заян Наваа – песня тысячелетия», призывающую отозваться всех, кто знает что-нибудь, связанное с этой загадочной памятью старины.
В своей статье Ц. Доржин выдвигал совершенно неожиданную версию о местонахождении «страны Наян Нава»: к статье прилагалась копия географической карты, где на севере современного Ирака была штриховкой выделена провинция… НАИНАВА, расположенная в междуречье Тигра и Евфрата. Административный центр провинции – город Мосул…
Ц. Доржин (географ по университетскому образованию) подошел к проблеме с позиций исторической географии, что позволило ему не только указать местонахождение таинственной Наи-Нава, но и увязать пребывание там бурят со строительством Монгольской империи в эпоху Чингисхана и его преемников.
Вспомним, что междуречье Тигра и Евфрата – это еще со школьных лет знакомая нам Месопотамия, она же Двуречье. Один из древнейших очагов человеческой культуры. Государства Шумер, Аккад, Вавилонское, Ассирийское… Цари Хаммурапи, Навуходоносор, Ашшурбанипал… Глубокая, глубокая древность!
Ссылаясь на доступные исторические хроники, Ц. Доржин полагал, что для заселения монголы избрали нынешнюю верхнемесопотамскую провинцию Наинава – предгорную возвышенность с обширными пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заб, Малый Заб (название Заян-Заба также упоминается в бурятских преданиях). Местность эта по своим природно-климатическим условиям, гарантирующим круглогодичный выпас, являлась почти идеальной для кочевого и полукочевого скотоводства.
Итак, что это за земля такая, Наинава, и каковы корни ее названия, столь таинственно-поэтического для нашего слуха?
… С глубокой древности принято говорить, что Египет – творение Нила. Точно так же про Месопотамскую низменность можно сказать, что она – творение двух рек: Тигра и Евфрата. На востоке Месопотамскую низменность окаймляет Иранское нагорье, а на западе до самой Саудовской Аравии простирается пустыня. В былые времена европейские путешественники, описывая непривычный пейзаж, не забывали отметить, что «вокруг, насколько видит глаз, простирается рыжая безлюдная пустыня да поросшая редкой травой степь. Кое-где виднеются убогие мазанки феллахов, которые своим присутствием словно еще больше подчеркивают тягостное ощущение пустоты.
Бесконечная, залитая дремотной тишиной равнина. Дрожит, искрится воздух от убийственного зноя. Время от времени вдруг вздымается туча пыли, забивая нос и рот одинокого странника. Нередко появляются миражи, кажется, что ландшафт пронизывает холодная гладь воды. Но бывалый человек не даст себя обмануть предательским забавам природы, он знает, что раскаленная, сожженная в пепел земля с незапамятных времен является пустыней.
Трудно поверить, что эта пустыня была когда-то густонаселенной страной, что существовали здесь многочисленные города, собирались обильные урожаи хлебов, овощей и фруктов, что расцветали наука и искусство, бурно развивались торговля и ремёсла. Однако крутые холмы с развалинами на вершинах не оставляют никаких сомнений в том, что когда-то, в отдаленные времена несчастная земля пережила богатую и славную молодость».
По-видимому, сложно найти на земле еще один регион со столь впечатляющим историческим прошлым, насчитывающим многие тысячи лет. Считается, что начало богатейшей культуры Двуречья было заложено шумерами. Вопрос о происхождении этого загадочного народа до сих пор не решен, хотя следы их культуры обнаруживали в Афганистане, Белуджистане1 и в долине Инда. С этим согласуется косвенное указание в Ветхом Завете, что шумеры ²пришли с востока и заняли землю Сеннаар², т.е. Вавилонию. Есть также предание, что они пришли с юга, из-за моря, и принесли с собой письменность, умение возделывать землю и обрабатывать металлы.
Самоназвание шумеров в древней Месопотамии – ″черноголовые″…
Примечателен их обычай размещать свои храмы на специально воздвигнутых для этого пирамидах. Считается, это связано с тем, что на первоначальной их родине было принято строить святилища на горных вершинах. В плоской, низменной Месопотамии, чтобы соблюсти священный обычай, им пришлось возводить искусственные горы. В каждом шумерском городе имелись свои зиккураты – увенчанные храмом ступенчатые пирамиды, высота которых в отдельных случаях, как полагают, достигала 90-метровой высоты.
В поисках упомянутой «первоначальной родины» шумеров взглянем на этот регион даже не с высоты птичьего полёта, а как бы с борта искусственного спутника Земли. И тогда мы увидим, что буквально по соседству с Месопотамией расположены Гималаи, где храмы издревле сооружались именно на вершинах гор. И данный обычай особенно характерен для той части великой горной страны, которая охватывает смежные районы нынешних Сиккима, Непала и Тибета.
Н.К. Рерих называл эти храмы, окрашенные в белый цвет, ²орлиными гнездами на горных вершинах² и отмечал их распространенность: ²на каждой вершине, сколько хватает глаз, вы замечаете белые точки…² Маститый знаток Гималаев, он полагал, что история строительства такого рода святилищ уходит в глубокую древность, к истокам религии Бонпо. Он писал: ²…Бонпо, так называемая черная вера, древнейшего добуддийского происхождения. Эти почитатели богов свастики представляют для нас еще не разрешенную загадку. … в их учениях сквозят какие-то полузабытые знаки друидического почитания огня и почитания природы. в отношении Бонпо и в отношении археологических древностей Тибет слишком мало изучен² 2.
Предположение о тибетских корнях шумеров не столь абсурдно, как может показаться. Народу, пребывающему на пике пассионарности – а именно об этом говорят их выдающиеся достижения, – было вполне по силам добраться до Двуречья. Река Инда и его долина в этом отношении представляют собой, можно сказать, самой природой созданный самый удобный и естественный магистральный путь из Тибета к Аравийскому морю. А дальше, двигаясь через Белуджистан и вдоль побережья Персидского залива, выходцам из сердца Азии уже несложно было оказаться в низовьях Тигра и Евфрата. Кстати, это «великое переселение народов» скорее всего представляло собой некое поступательное движение, неспешное (торопиться им было ни к чему, за ними никто не гнался), неуклонное, происходившее как по суше (с востока), так и со стороны моря (с юга). Т. е. это было скорее не ″переселение″, а некое неспешное «распространение» – растянувшееся во времени на продолжение жизней целого ряда поколений.
Характерная внешность шумеров позволяет исследователям даже на сохранившихся древних изображениях уверенно отличать их от других племён-народностей. Так, на мозаичной картине, найденной в царских захоронениях г. Ур, они предстают людьми с большими головами, широкими лицами и выступающими носами; в отличие от ассирийцев и вавилонян, они не носили ни усов, ни бороды. Если судить по результатам гималайских экспедиций Н.К. Рериха и некоторых других, подобный тип человека не редкость среди многочисленных тибетских народностей.
Заставляют задуматься и следующие факты. Исследователями отмечено, что среди тибетских племен существует поверье, что их первоначальным тотемным предком было некое могучее обезьяноподобное существо, пришедшее откуда-то с севера, из окрестностей священной горы Сумеру (Меру). Не задерживаясь на многозначительном созвучии слов «Сумеру» и «Шумер», укажем, что одним из двух главных благородных героев древнейшего в мире эпоса, шумерского «Сказания о Гильгамеше», является наделенное сверхъестественной силой косматое человекообразное существо – Энкиду2. (Вспомним некое созвучие таких «языковых окаменелостей», как упомянутый Энкиду – и имя одного из персонажей древних мифов Центральной Азии Энхэ-Булат-батора… Или Заратустра – Хурмаста…)
С языком шумеров тоже не все ясно. Есть мнение, что его нельзя отнести ни к одной их известных языковых семей, что это один из немногих языков-одиночек (подобно языку айнов, живущих на японских островах). Но ведь таковым же долго считался и язык басков3, пока наконец не стали сопоставлять его с иберийскими языками4, и это при том, что оба они изначально пребывали буквально «под рукой» у европейских ученых-лингвистов. Поэтому так ли уж фантастично предположение о древнейших родственных корнях тысячелетия назад исчезнувшего шумерского языка и одного из наречий малоисследованного Тибета, где языковеда могут ожидать любые сюрпризы. Тут уместно привести слова Н.К. Рериха: ²Вообще с наречиями в Тибете трудно, ибо …каждая местность имеет свой говор, иногда настолько отличный, что сами тибетцы лхасского наречия не понимают своих соплеменников²
Принято также говорить о принадлежности шумеров к урало-алтайской языковой группе. Примечательной в этом смысле выглядит точка зрения конца XIX в., которая нашла отражение в известном «Библейском энциклопедическом словаре» д-ра Эрика Нюстрема. В его время уже умели читать знаменитые клинописные тексты из библиотеки царя Ашшурбанипала5, однако ничего еще не было известно о шумерах, поэтому все их достижения и их роль в древнейшей истории Двуречья приписывались другому народу. Вот как это виделось во времена д-ра Э. Нюстрема: ²…задолго до семитической культуры в Халдее существовала культура более древнего происхождения, язык которой не имел никакого сходства с еврейским или арабским, но с ясными признаками турецко-татарского происхождения. Это был аккадский народ, создавший халдейскую культуру. Он же изобрел клинообразные письмена и воздвиг города Ур, Эреш, Арку, Вавилон и другие, о чем свидетельствуют надписи на кирпичах (т.е. на глиняных клинописных табличках)².
В дальнейшем было доказано, что ассиро-вавилонский язык действительно имеет своей основой аккадский, однако аккадская письменность по сути своей не что иное, как клинопись шумеров.
Итак, древность шумерского народа не вызывает сомнений, вопрос в другом: насколько велика эта древность?
Известны два династических списка, последовательно перечисляющие шумерских царей от сотворения мира. Один из них был составлен шумерскими летописцами, второй – Беросом, вавилонским жрецом, жившим в III в. до н.э. Открывают список девять працарей, эпоха которых длилась согласно одному списку 241 300, согласно другому – 456 000 лет. ²Потом был потоп, а после потопа цари снова сошли с неба², − неоднократно подчеркивают древние хроники. Причем они четко отделяют царей-долгожителей до потопа от более земных царей, пришедших после потопа и правивших шумерами на протяжении 24 150 лет. Эта последняя цифра европейским ученым-историкам показалась настолько фантастической, что древние династические списки были сразу же отнесены к разряду мифов..
Очень похожая ситуация сложилась с историей другого древнейшего государства – Египта. Официальная наука относит начало его истории к 3100 г. до н.э., ко времени Менеса, которого принято считать самым первым фараоном. Однако существуют сведения жившего в III в. до н. э. египетского жреца Манефона, и вот согласно его хронологии, царствованию Менеса предшествует так называемое «Первое Время», длившееся 24 945 лет, когда страной правили «боги и полубоги».
Именно такую информацию сообщают нам из глубины веков. Однако европейские исследователи тут же поспешили «заткнуть рты» и древним шумерам, и древним египтянам, не позволив им говорить самим за себя.
Западные учёные, закладывавшие основы научной шумерологии и египтологии, были правоверными христианами, мыслившими строго в рамках Библии. Поэтому такие хронологические гиганты – 24 150 лет и 24 945 лет – были для них категорически неприемлемы: ведь, согласно Библии, мир был сотворен в пятом тысячелетии до Рождества Христова. Поверить Беросу и Манефону – значит, прости Господи, усомниться в Библии.
Именно они и только они владели истиной в последней инстанции, что можно видеть на примере вице-канцлера Кембриджского университета Джона Лайтфута, с полнейшей убежденностью писавшего в 1859 г.: ²Человек был создан 23 октября 4004 г. до Р.Х., в 9 часов вечера².
Твердокаменные христиане-европейцы принялись ²исправлять² историю неевропейских стран, слишком уж неудобную для их ума, взращенного на библейской цифири. Было применено гениальное в своей простоте рассуждение: все эти древние восточные жрецы, видите ли, плохо отличали день от ночи, поэтому, говоря о годе, т.е. солнечном цикле из 365 дней, они на самом-то деле разумели цикл лунный, состоящий из 30 дней. Так простенькая операция позволила им, к примеру, одним махом в тридцать с лишним раз укоротить ²чересчур длительную² цивилизацию Древнего Египта…
Если же говорить о цивилизации шумеров, то о степени её древности свидетельствует хотя бы следующее. Еще в 4-м тысячелетии до н.э. у шумеров существовали города-государства. Аналогичные образования, полисы, появились в Древней Греции значительно позднее, в 8 ̶ 6 вв. до н.э. В указанный период у шумеров уже имеется клинопись – самый первый письменный язык на нашей планете. Клинопись еще тысячелетия оставалась господствующей системой письма во всем ²библейском мире², пока ее не начал вытеснять изобретенный в XIII в. до н. э. финикийский алфавит. Кроме того, шумеры создали шестеричную (шестидесятиричную) систему исчисления, принцип которой сохранился в нашей практике измерения времени и в гониометрии: час делится на 60 минут, минута – на 60 секунд; круг содержит в себе 360 градусов, что опять-таки кратно шести.
В 4-м тысячелетии до н. э. в Шумере поразительного развития достигли архитектура и прикладное искусство. Были изобретены такие архитектурные элементы, как арка, купол, пилястры, откосы, фриз, мозаичные стенные орнаменты. Они разработали основы пропорций и гармонии в строительстве, поэтому крепостные стены, храмы, дворцы и ступенчатые пирамиды (зиккураты), несмотря на свою массивность, производили впечатление легкости и изящества.
Об их достижениях в области юриспруденции можно судить хотя бы из следующего примера. Живший на тысячу лет позднее вавилонский царь Хаммурапи создал свой знаменитый кодекс именно на основе древнего шумерского законодательства, в частности, так называемого шумерского судебника Билалама. Законы Хаммурапи считаются первым в мире светским кодексом, в котором не бог, а государство выполняло роль правосудия: вина подсудимого определялась чисто юридическими категориями, без привлечения каких-либо религиозных норм.
Шумеры создали точный лунный календарь, в котором время обращения Луны вокруг Земли было подсчитано с погрешностью всего в 4 секунды. Орбиту Меркурия они определили точнее, чем позднейшие греческие астрономы – Гиппарх и Птолемей из Александрии. В математике они умели пользоваться поразительно большими числами. Греки, заслуги которых в математике никак не убавить, считали число 10 000 слишком ²большим, невозможным для счета². В Европе понятие ²миллион² стало широко известным только в начале XIX века. А между тем на одной из шумерских клинописных табличек найден математический расчет, результат которого выражается числом 195 955 200 000 000.
(Кстати, не могла ли существовать когда-то, в глубочайшей древности, некая связь Шумера с народом и цивилизацией майя еще до их появления на землях Южной Америки?)
В свете всего вышесказанного уже не столь удивительными предстают «…загадочные предметы (″багдадские батарейки″), найденные археологами в отвердевшем иле неподалеку от берегов Тигра, южнее Багдада. Этим предметам – несколько тысяч лет. Небольшие сосудики из обожженной глины, соединенные последовательно, содержат внутри необычную начинку: разъеденные медные цилиндрики и бруски, а также битум. Анализ показал, что разъедание цилиндриков скорее всего объясняется воздействием уксусной или лимонной кислот, хорошо тогда известных. Электрический элемент? Это подтверждается рядом косвенных данных. Электрический элемент за тысячи лет до Вольта?!» (В. Карцев. Приключения великих уравнений. М., 1986).
Шумеры были изобретателями семинотной гаммы. Шумерам же человечество обязано созданием библиотек, архивов и художественной литературы. За много столетий до Гомера, на заре человеческой цивилизации, в недрах шумерского общества возникла уже упомянутая выше эпическая поэма − ²Сказание о Гильгамеше². Шумерами была построена продуманная система каналов, регулирующая ежегодные разливы Тигра и Евфрата, и пока она существовала, ничто на протяжении тысячелетий не угрожало плодородию земель Месопотамии.
Этот расцвет урбанистической культуры не был спонтанным, привнесенным откуда-то, а, напротив, явился высшей точкой процесса, начавшегося в Двуречье на тысячелетия раньше. Следовательно, можно говорить о куда более длительном развитии шумерской цивилизации, чем это ныне принято считать.
И в то же время вся история шумеров – это непрерывные братоубийственные войны между городами-государствами, такими как Лагаш, Ур, Урук и др. Вторжение сплоченных аккадских племен во главе с Саргоном I (2369 – 2314 гг. до н.э.) привело к возникновению единого Шумеро-Аккадского государства, в котором язык и культура шумеров продолжали сохранять доминирующее положение.
Через два века оно подверглось вторжению воинственных племен гутиев (эламитов) с Иранского нагорья, и это стало началом заката Шумеро-Аккадской державы. Спустя три столетия на её руинах великий завоеватель Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) воздвиг могучую Вавилонскую империю.
В 1250 г. до н. э. в Двуречье возникает Ассирийская держава, про которую можно говорить как про преемницу Вавилона. Столицей Ассиро-Вавилонского государства стала Ниневия. В эпоху царей Тиглатпаласара III (745-727 до н.э.) и Ашшурбанипала (669-626 до н.э.) – кстати, создателя знаменитой библиотеки клинописной литературы – страна достигает вершины военного могущества.
Начало конца Ассирии ознаменовалось тем, что отпала южная часть страны – ею овладели халдейские племена и создали Нововавилонское царство (625 – 538 гг. до н.э). Именно халдеи в 612 г. до н. э. захватили и уничтожили Ниневию.
Фактически же Ассирийское государство перестало существовать в 605 г. до н. э. после поражения на берегах Евфрата.
В 538 г. до н.э. Вавилон завоевал царь Кир Великий, с которого начинаются века персидского господства в Месопотамии.
Наконец в лучах вечереющего солнца Древнего Мира народам Ближнего Востока предстал блистательный Александр Македонский, ²повелитель четырех сторон света², затмивший уже смутную к тому времени память о предыдущих великих царях и царствах.
Дальнейшая история Ближнего Востока, в том числе и Двуречья, − это уже история средневековых государств и средневековых войн…
Если взглянуть на карту Месопотамии, то в верхнем течении Тигра, в углу, образуемом этой рекой и впадающим в нее слева Большим Забом, можно увидеть символ, которым принято обозначать развалины древних городов. Это – Ниневия. Это о ней в Ветхом Завете сказано: ²Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы² (Ион. 3:3). Огромные холмы, образовавшиеся над развалинами древних дворцов, храмов и ступенчатых пирамид, являли собой как бы четыре угла неправильного параллелограмма длиной от 50 до 60 км и от 20 до 30 км шириной. Считается, что все это место занимала Ниневия в широком смысле этого слова, ²Город Великий².
Город возник в пору становления могучего Ассирийского государства (1250 г. до н. э.), но название его восходит к шумерам, обитавшим здесь еще за 1500 лет до ассирийцев. С шумерами произошло то же самое, что и с римлянами: они уже давно не существовали, а их язык продолжал жить в качестве языка жрецов, судей, ученых, писцов и вообще образованной части населения.
Ассирийцы унаследовали многих шумерских богов под их прежними именами. В частности, даже тысячелетие спустя сохранялись в обиходе шумерские слова «эн» – «господин» и «нин» – «госпожа», если речь шла о богах и богинях. К последним относились Нин-Гиззида, Нин-Гирсу, Нин-Ти. И шумеры, и вавилоняне с ассирийцами равно чтили богиню луны Нин-Гал, ее храм в городе Ур просуществовал более 2 тысяч лет.
Нин-Хурсаг – таково было имя великой матери шумерских богов. Археологическими раскопками вскрыты развалины посвященного ей величественного храма времен первой после великого потопа царской династии, правившей, по утверждению жрецов, на протяжении 24 150 лет.
Уместно предположить, что возведенный ассирийцами великий город был посвящен или находился под покровительством Нин-Хурсаг, что и отразилось в его названии – Ниневия.
Город великой матери богов перестал существовать в 612 г. до н. э. Халдеи, обрисованные в Ветхом Завете как «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями» (Аввакум. 1:6), буквально стерли Ниневию с лица земли. Ее уничтожали с тем особенным остервенением, с каким неисчислимое множество раз в истории человечества уничтожалось именно талантливое и прекрасное, − с тем остервенением, которое порождается злобным и завистливым осознанием собственной неспособности создать что-либо подобное.
Ниневии не стало, но великая мать богов уберегла свой город от забвения.
Согласно «Библейскому словарю» д-ра Э. Нюстрема, слово «Ниневия» в разные времена и у разных народов произносилось по-разному: Нина − Нинве – Нинуа. В трудах римского историка Тацита (ок. 58 – ок. 117 гг. н.э.) оно запечатлелось как Нинус, а у Рашид-ад-дина – как Ниневэ.
Память о Ниневии осталась в названии всего этого края, на который так много веков падал золотой отблеск ее величия и славы и который стал называться Наинава…
2 Рерих Н.К. Избранное (Сердце Азии). М., изд. Советская Россия. 1979.
2 Проводить параллель между Энкиду и персонажем из древних мифов Центральной Азии Энхэ-Булат-батором было бы явной натяжкой, но задуматься над таким созвучием, видимо, все же стоило бы.
3 Баски, одна из народностей Испании.
4 Иберийско-кавказские языки, языки народов Кавказа.
5 Ашшурбанипал, самый могущественный царь Ассирии (669 – 626 гг. до н.э.). Один из наиболее просвещенных людей своего времени, любитель и коллекционер письменных памятников Шумера, Ассирии и Вавилона. На месте его дворцовой библиотеки в Ниневии было найдено более 30 тыс.