накидка царя как называется
м а н т и я
королевская накидка
• Парадное одеяние царей, папы римского, судей
• Шиpокая длинная одежда, одеваемая повеpх дpугого платья
• Широкая и длинная одежда в виде плаща
• В биологии: складка кожи у моллюсков
• Внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли, находящаяся под ее корой и доходящая до ее ядра
• ж. нарядный плащ, широкий или безрукавый охабень, присвоенный иному сану или званию. царская, парчовая, с вышитыми орлами, на горностае; архиерейская, шелковая, гиацинтового цвета, с бархатными скрижалями на груди; архимандритская, черношелковая, с зелеными или красными бархатными скрижалями; монашеская, вся черная; кавалерская, бархатная, по цвету ордена. Мантийный, к ней относящ. Манта ж. южн. молдаванская, подольская свита, у которой вместо кобеняка (видлоги, куколя) род висячего ворота, лоскут падающий на спину; в него при непогоде завертывают голову. Манто ср. несклон. или мантон м. женский плащ особого покроя. Мантилья, женская накидная епанечка, особ. употреб. в Испании. Мантильница ж. щеголиха, которая ходит в этом наряде. Мантелет м. воен. подвижной щит, обитый войлоками и листовым железом, или тур, для защиты от пуль, при осадных работах. Плащик римско-католических епископов
• и орган моллюска, и одежда кардинала, и оболочка Земли
• оболочка Земли под корой
• одежда короля, академика и планеты
• одежда участников «Своей игры»
• парадное одеяние монарха
• складка в виде кармашка у моллюска
• складка кажи у некоторых беспозвоночных животных, охватывающая тело
• складка кожи у беспозвоночных
• слои Земли между ядром и корой, от 5—70 до 2900 км в глубину
• спецодежда судьи в суде
• судейская «тога» и плащ кардинала
• хламида судьи и бакалавра
• часть костюма Древнего мира и средневековья, широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья
• что окружает ядро Земли
• что окружает ядро в центре Земли
• широкая длинная (до земли) одежда
• широкая, ниспадающая до земли торжественная или ритуальная одежда монархов, священнослужителей, судей, адвокатов, членов академий
м а н т и я
королевский плащ
• Парадное одеяние царей, папы римского, судей
• Шиpокая длинная одежда, одеваемая повеpх дpугого платья
• Широкая и длинная одежда в виде плаща
• В биологии: складка кожи у моллюсков
• Внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли, находящаяся под ее корой и доходящая до ее ядра
• ж. нарядный плащ, широкий или безрукавый охабень, присвоенный иному сану или званию. царская, парчовая, с вышитыми орлами, на горностае; архиерейская, шелковая, гиацинтового цвета, с бархатными скрижалями на груди; архимандритская, черношелковая, с зелеными или красными бархатными скрижалями; монашеская, вся черная; кавалерская, бархатная, по цвету ордена. Мантийный, к ней относящ. Манта ж. южн. молдаванская, подольская свита, у которой вместо кобеняка (видлоги, куколя) род висячего ворота, лоскут падающий на спину; в него при непогоде завертывают голову. Манто ср. несклон. или мантон м. женский плащ особого покроя. Мантилья, женская накидная епанечка, особ. употреб. в Испании. Мантильница ж. щеголиха, которая ходит в этом наряде. Мантелет м. воен. подвижной щит, обитый войлоками и листовым железом, или тур, для защиты от пуль, при осадных работах. Плащик римско-католических епископов
• и орган моллюска, и одежда кардинала, и оболочка Земли
• оболочка Земли под корой
• одежда короля, академика и планеты
• одежда участников «Своей игры»
• парадное одеяние монарха
• складка в виде кармашка у моллюска
• складка кажи у некоторых беспозвоночных животных, охватывающая тело
• складка кожи у беспозвоночных
• слои Земли между ядром и корой, от 5—70 до 2900 км в глубину
• спецодежда судьи в суде
• судейская «тога» и плащ кардинала
• хламида судьи и бакалавра
• часть костюма Древнего мира и средневековья, широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья
• что окружает ядро Земли
• что окружает ядро в центре Земли
• широкая длинная (до земли) одежда
• широкая, ниспадающая до земли торжественная или ритуальная одежда монархов, священнослужителей, судей, адвокатов, членов академий
м а н т и я
королевская накидка
• Парадное одеяние царей, папы римского, судей
• Шиpокая длинная одежда, одеваемая повеpх дpугого платья
• Широкая и длинная одежда в виде плаща
• В биологии: складка кожи у моллюсков
• Внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли, находящаяся под ее корой и доходящая до ее ядра
• ж. нарядный плащ, широкий или безрукавый охабень, присвоенный иному сану или званию. царская, парчовая, с вышитыми орлами, на горностае; архиерейская, шелковая, гиацинтового цвета, с бархатными скрижалями на груди; архимандритская, черношелковая, с зелеными или красными бархатными скрижалями; монашеская, вся черная; кавалерская, бархатная, по цвету ордена. Мантийный, к ней относящ. Манта ж. южн. молдаванская, подольская свита, у которой вместо кобеняка (видлоги, куколя) род висячего ворота, лоскут падающий на спину; в него при непогоде завертывают голову. Манто ср. несклон. или мантон м. женский плащ особого покроя. Мантилья, женская накидная епанечка, особ. употреб. в Испании. Мантильница ж. щеголиха, которая ходит в этом наряде. Мантелет м. воен. подвижной щит, обитый войлоками и листовым железом, или тур, для защиты от пуль, при осадных работах. Плащик римско-католических епископов
• и орган моллюска, и одежда кардинала, и оболочка Земли
• оболочка Земли под корой
• одежда короля, академика и планеты
• одежда участников «Своей игры»
• парадное одеяние монарха
• складка в виде кармашка у моллюска
• складка кажи у некоторых беспозвоночных животных, охватывающая тело
• складка кожи у беспозвоночных
• слои Земли между ядром и корой, от 5—70 до 2900 км в глубину
• спецодежда судьи в суде
• судейская «тога» и плащ кардинала
• хламида судьи и бакалавра
• часть костюма Древнего мира и средневековья, широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья
• что окружает ядро Земли
• что окружает ядро в центре Земли
• широкая длинная (до земли) одежда
• широкая, ниспадающая до земли торжественная или ритуальная одежда монархов, священнослужителей, судей, адвокатов, членов академий
м а н т и я
одежда короля, академика и планеты
• Парадное одеяние царей, папы римского, судей
• Шиpокая длинная одежда, одеваемая повеpх дpугого платья
• Широкая и длинная одежда в виде плаща
• В биологии: складка кожи у моллюсков
• Внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли
• внутренняя сфера Земли, находящаяся под ее корой и доходящая до ее ядра
• ж. нарядный плащ, широкий или безрукавый охабень, присвоенный иному сану или званию. царская, парчовая, с вышитыми орлами, на горностае; архиерейская, шелковая, гиацинтового цвета, с бархатными скрижалями на груди; архимандритская, черношелковая, с зелеными или красными бархатными скрижалями; монашеская, вся черная; кавалерская, бархатная, по цвету ордена. Мантийный, к ней относящ. Манта ж. южн. молдаванская, подольская свита, у которой вместо кобеняка (видлоги, куколя) род висячего ворота, лоскут падающий на спину; в него при непогоде завертывают голову. Манто ср. несклон. или мантон м. женский плащ особого покроя. Мантилья, женская накидная епанечка, особ. употреб. в Испании. Мантильница ж. щеголиха, которая ходит в этом наряде. Мантелет м. воен. подвижной щит, обитый войлоками и листовым железом, или тур, для защиты от пуль, при осадных работах. Плащик римско-католических епископов
• и орган моллюска, и одежда кардинала, и оболочка Земли
• оболочка Земли под корой
• одежда участников «Своей игры»
• парадное одеяние монарха
• складка в виде кармашка у моллюска
• складка кажи у некоторых беспозвоночных животных, охватывающая тело
• складка кожи у беспозвоночных
• слои Земли между ядром и корой, от 5—70 до 2900 км в глубину
• спецодежда судьи в суде
• судейская «тога» и плащ кардинала
• хламида судьи и бакалавра
• часть костюма Древнего мира и средневековья, широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья
• что окружает ядро Земли
• что окружает ядро в центре Земли
• широкая длинная (до земли) одежда
• широкая, ниспадающая до земли торжественная или ритуальная одежда монархов, священнослужителей, судей, адвокатов, членов академий
Сюрко крестоносцев
Первые сюрко появились во второй четверти 12 века и повсеместно распространились к началу 13 века, хотя вплоть до середины 13 века встречались рыцари, не имевшие сюрко. На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными. Основное назначение сюрко неизвестно. Возможно, оно защищало доспехи от воды и не давало им раскалиться на солнце.
СТОП! Попробуем разобраться, что это за элемент одежды и почему он стал так широко популярен в раннем средневековье. Мы имеем четкие временные рамки его появления. Чем известен этот период, что занимало умы и простых людей и знатных вельмож? Ответ лежит на поверхности: это время первого крестового похода, который был организован в 1096 году. В истории часто случается, что после победоносных войн некоторые элементы военного быта, аксессуары или части одежды, становятся весьма популярны среди гражданского населения. Сюрко, как неотъемлемая часть образа благородного и отважного рыцаря-крестоносца, с радостью было принято обществом и стало дополнением к нарядам. С этим всё более или менее просто и понятно. Интересно другое: почему вдруг простая накидка от пыли смогла завоевать сердца людей, став символом доблести и бескорыстия? Разве какая-нибудь панамка от солнца может занять столь почетное место. Кстати о панамках: почему рыцари не покрывали лоскутом светлой ткани и шлемы? Если им мешали нагретые на солнце доспехи, то разве раскаленный шлем не являлся причиной многочисленных солнечных ударов? Ведь на юге исстари носили светлые платки и т.п. Где логика и что важнее для организма? Да и не станет всадник нестись в бой в каком-то чехле от пыли, который лишь сковывает движения. Все знают, что любое сражение может стать последним для воина. Поэтому издавна принято было чинить доспехи, мыться и одеваться достойно. Достаточно вспомнить, как солдаты Великой Отечественной перед серьезными наступлениями начищали до блеска даже пуговицы. Если бы сюрко служило лишь для защиты от плохих погодных условий, его бы снимали и отдавали оруженосцам, представая перед врагами в сверкающей и внушающей трепет броне. Когда речь идет о жизни и смерти, вес имеет каждая мелочь, и всё лишнее без колебаний отбрасывается. Значит, сюрко не только защищало от жары и пыли. Всё говорит о том, что эта светлая накидка почему-то была крайне важна в сражении.
Начнем с того, что сюрко явно появилось не на пустом месте. Вспомним, что крестовые походы принесли в средневековую Европу массу новшеств, заимствованных крестоносцами на Востоке. Длительные и ожесточенные войны с сельджуками и арабами послужили хорошей школой для европейцев.
Рыцари, оказавшись в непривычно-жаркой полупустыне, пытались как-то адаптироваться, наблюдая за местными жителями. Нет сомнений в том, что они подсмотрели эту накидку на доспехи у своих врагов — турок-сельджуков. Среди тех, даже рядовые воины, часто носили кольчугу, а поверх неё халат. Под кольчугу, и в Европе и в Азии, принято было одевать плотную одежду. Но сюрко — лишь тонкая ткань в один слой, накинутой прямо на железо. В чем же его польза? Ответ можно найти в описании войск Чингисхана. Легенда гласит: «У каждого воина была рубашка из плотного шелка, которую он надевал перед боем. Чингисхан обнаружил, что стрелы редко пробивали шелк, а чаще вдавливали его в рану, и тогда врачи извлекали у раненых наконечники стрел, просто потянув за шелк рубашки.» Конечно же, эти качества шелка открыли не при Чингисхане, а значительно раньше. Ведь китайцы, которые ещё за 4 тыс. лет до н.э. научились разводить шелкопряда, большую часть своей истории вели кровопролитные войны. Значительно позднее, в начале 1880-х, в Аризоне, доктор Джордж Эмери Гудфелоу (George Emery Goodfellow), один из пионеров современной судебной медицины, при вскрытии трупа обнаружил, что пуля, попавшая в сложенный шелковый платок, застряла в ткани, и в тело не вошла. Он описал этот случай, и, впоследствии, заметками врача воспользовался человек, которого по праву можно считать изобретателем современного бронежилета — Казимир Зеглен.
Известно, что крестоносцы столкнулись с непривычной для них тактикой ведения боя. Их тяжелая кавалерия была практически неуязвима для сельджуков, основным вооружением которых были легкие луки и стрелы. Такого града стрел европейцы еще не встречали. Ещё с 9 и до середины 13 века в доспехах господствовала кольчуга. А со второй половины 13 века и вплоть до конца 16 благородные рыцари отдавали предпочтение латам. Бронебойные наконечники для стрел появились в Европе уже первом тысячелетия и получили наибольшее распространение в 8 и 9 веках. Поэтому времена крестовых походов богатые воины носили хорошо защищавшие кольчуги двойного плетения, которую трудно пробить даже бронебойной стрелой. Но надо сказать, что уже тогда в ходу были стрелы с иглообразными наконечниками, проникавшими и сквозь них. Поэтому, остаться невредимым при массовом обстреле, шансов оставалось мало.
Теперь представим, что произойдет при попадании стрелы в шелковое сюрко, накинутое на кольчугу. Даже игольчатый наконечник, проходя сквозь кольцо, затянет за собой часть ткани. Это помешает острию проникнуть глубже. Воин (если достанет) сможет, обхватив стрелу и потянув за накидку, самостоятельно выдернуть наконечник прямо во время боя. Кроме того шелк обладает антисептическими свойствами, что крайне важно, когда речь идет о заживлении ран в жарком климате.
Далеко на востоке самураи изобрели неплохую защиту от стрел, сделанную как раз из шелка. Это плащ хоро, который обычно просто висел за спиной и только на скаку раздувался в огромный пузырь за плечами. Скользкая прочная ткань в надутом состоянии отклоняла направление летящих стрел, прекрасно прикрывая всадника с тыла.
А теперь главный сюрприз: хоро появился у самураев в 11-12 веках! Совпадение? Нет! Это на Великом Шелковом пути сработало сарафанное радио. Слишком ценна жизнь человека, и поэтому любое новшество, способное помочь в бою, очень быстро становится известно, сначала врагу, а чуть позже и воинам других армий.
Весьма вероятно, что “отцом“ сюрко был восточный шелковый плащ типа хоро. Недаром сюрко принято было перепоясывать кушаком, отдельным от пояса, на котором вешался меч (ведь меч оттягивал его своим весом). Если немного вытянуть накидку из-под ремня, то при скачке она начнет “пузыриться“ за спиной. И это должна быть именно легкая скользкая ткань, подобная шелку! “Сработает“ подобный плащ-пузырь лишь при верховой езде, т.е. перед нами атрибут всадника.
В пользу того, что изначально рыцарская накидка шилась из шелка, говорит и само её название. Лишь позднее появилось слово сюрко, изначально же эта вещь, скорее всего, называлась серко, от распространенного в те времена названия шелка ‘сэрк, серик‘. Ещё греки и римляне называли Китай “Страной шелка“ – Серика, а китайцев, от которых и получали этот товар – serik или serikum. Кто-то позднее произнёс упрощенно ‘silk‘, так и произошло слово ‘шёлк‘. В пользу этой версии названия накидки говорит и то, что до середины 14 века парадные сюрко шили из наиболее ценной материи, включая тисненый бархат и чистейший китайский шелк. Если бы первые рыцари возвращались в холщовых накидках, а знать на приёмах появлялась бы в похожих, но шелковых, то выглядело бы всё это довольно глупо, напыщенно и неуместно. Одеваться богаче, чем принято в данной социальной категории, считалось проявлением гордости или признаком упадка. Одной из важнейших рыцарских добродетелей, наряду с благородством, мужеством и бескорыстием, считалась именно скромность. А это значит, что сюрко крестоносцев изначально были действительно шелковыми.
Огромные кресты на плащах рыцарей также не были просто украшательством. Достаточно представить, что чувствовал рыцарь, сражающийся в доспехах на сорокоградусной жаре. Обзор итак был значительно ограничен прорезями забрала, так ещё стекающий пот с пылью из-под сотен копыт мешали глазам. Вокруг сражалась масса воинов в разноцветных одеяниях (ведь единой униформы тогда не существовало). В такой ситуации трудно быстро разобрать, где свой, где чужой. Маленьким отличительным знаком или повязкой было не обойтись, а вот большой крест пришелся как нельзя кстати. К тому же, мусульманин никогда не накинет на себя такой плащ, даже в целях хитрой маскировки. Наверняка, в первых боях были случаи, когда полуослепшие рыцари в пылу сраженья атаковали соратников. Тогда-то и появились отчетливые гербы и кресты на светлой одежде крестоносцев. Известно, что до 14 века в Европе на сюрко не часто размещали геральдику. Ведь она здесь и не была столь жизненно необходима, как в схватках на Святой Земле. Скорее всего, это стало отличительным знаком тех, кто ходил в Крестовые походы.
В комплексе получаем следующие свойства плаща:
1) сюрко привезли (как военный атрибут) в 11 веке с востока из Крестовых походов;
2) сюрко были шелковыми для защиты от стрел;
3) сюрко помогало воину и после ранении;
4) шелк сюрко был часто светлым для защиты от южного солнца.
Собираем воедино весь образ одетого в сюрко средневекового европейского дворянина:
1) Изначально накидку носила лишь знать, которая могла себе позволить воевать в рыцарских доспехах и на коне.
2) Если человек надевал сюрко, то он тем самым говорил, что принадлежит (телом или мыслями) к воинам Христовым, и готов продолжать сражаться за веру даже будучи раненным (шелк).
3) Если накидка светлая (или выгоревшая), то это рыцарь, вернувшийся из Крестового похода. Если же человек не был на Святой Земле, то сюрко был какого-либо насыщенного цвета. Сначала их шили из шелка, (а позднее из бархата, порчи и даже с меховой оторочкой).
4) Если разрезы располагались впереди и сзади, то это всадник, а не пеший воин, у которого они были по сторонам сюрко.
Разрезы у сюрко по бокам.