налог на руси оброк
История России
1-10 век
11 век
12 век
13 век
14 век
15 век
16 век
17 век
18 век
1 половина 19 века
2 половина 19 века
1 четверть 20 века
2 четверть 20 века
3 четверть 20 века
4 четверть 20 века
Оброк и барщина на Руси
Барщина и оброк – формы политической и экономической зависимости крестьян от феодалов, существовавшие в Древней Руси во времена расцвета феодализма и формирования крепостнической зависимости.
Основное отличие оброка от барщины состоит в том, что оброк – это денежная или товарная уплата налога, или ренты, а барщина – это выполнение работы, физический труд, который идет в счет суммы долго за аренду земли.
С развитием на Руси феодально-крепостнической системы установились весьма своеобразные отношения между владельцами земель (феодалами) и подчиненными им людьми, которые проживали на землях феодала (крестьянами). Те крестьяне, которые не могли позволить себе выкупить землю (а затем это и вовсе было запрещено законом) вынуждены были арендовать землю у феодала, а за нее необходимо было платить. Для выплаты налога использовали либо деньги, полученные с продажи продуктов, выращенных на земле, либо сами продукты. Попавшие в зависимость от своего хозяина люди (феодала или князя) постоянно должны были платить откуп, чтобы иметь право и дальше жить на земле.
С развитием государственности и налоговой системы оброк преобразовался в барщину – теперь долг можно было не только отдать, но и отработать.
Оброк
У этого понятия существует несколько основных определений. Впервые термин «оброк» упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период развития Киевской Руси, когда князья ездили по вверенной им территории и взимали с граждан оброк в виде товара, а затем продавали его на рынке и деньги клали в казну. Под оброков тогда понималась практически любая дань – деньгами, продуктами или даже людьми. Позднее понятие оброк приняло более определенный смысл, знакомый нам сегодня. Оброком стали называть дань, которую выплачивал зависимый крестьянин своему феодалу за то, что феодал позволял ему жить на его земле. Оброк просуществовал в денежной форме до 1863 года, а в товарной форме до 1861 года, когда было отменено крепостное право.
Понятие оброк древние славяне понимали практически также, как мы сейчас понимает слово «аренда», поэтому оброк можно отнести не только к отношениям крестьянин-феодал. Любой человек или даже община, которая брала в аренду у феодала или государства участок земли в пользование вынуждена была платить регулярный оброк в счет земли. Кроме того, среди самих феодалов было нормально отдавать «оброк» не только товары и деньги, но даже целые деревни вместе с людьми, так как крестьяне тогда считались собственностью феодала.
Начиная с 16 века оброк – это форма государственной подати, уплачиваемая гражданами в государственную казну. Крестьяне платили оброк своему феодалу, феодал платил оброк тому, чьи земли он арендовал (если они не были куплены) и таким образом казна регулярно пополнялось. Со временем это создало серьезные экономические трудности, поэтому оброк было решено заменить барщиной.
Барщина
Барщина – это труд крепостного крестьянина в пользу феодала в счет уплаты денег за пользование землей.
Широкое распространение барщина получила в 16 веке, когда оброк показал себя не самой лучшей системой сбора денег, так как зачастую у бедных крестьян, которые итак жили впроголодь, просто не было денег, чтобы заплатить феодалу. Если же крестьянин отдавал оброк товаром, то семья крестьянина потом голодала, некоторые даже умирали. В связи с этим было принято решение разрешить крестьянам работать на земле феодала бесплатно, чтобы отработать свой долг. Причем отрабатывать можно было не только непосредственно трудясь на полях феодала, можно было заниматься рыбалкой, охотой, услуживать в доме – все, что могло приносить пользу шло в счет барщины.
У барщины было несколько основных принципов, на которых она строилась. Во-первых, барщина взималась исключительно физическим трудом, зачастую феодалы не смотрели даже на возраст крестьянина или его физическое состояние. Во-вторых, труд на земле феодала был абсолютно бесплатным, крестьянин мог целый день работать в поле или охотиться, а в итоге не получить ничего и прийти домой с пустыми руками. В-третьих, от барщины не освобождался никто, это была фактически трудовая повинность, которая существовала параллельно оброку в некоторых случаях.
В отличие от оброка, барщина оказалась более живучей и просуществовала долгое время, на некоторых территориях даже после отмены крепостного права. Однако прежде, чем быть отмененной был издан указ о трехдневной барщине в 1797 году, когда барщина ограничивалась тремя днями и не позволяла феодалу взять крестьянина в трудовую зависимость и использовать, как дешевую рабочую силу.
Конец барщины и оброка
Барщина и оброк на Руси, несмотря на весь ужас подобной системы, несмотря на постоянные попытки борьбы, просуществовали достаточно долго и сохранялись в том или ином виде вплоть до конца 19 века. Причина этого лежала в экономическом состоянии страны, которое за столько веков феодализма просто не могло подстроиться под новую систему, феодализм привел к тому, что люди находились в глубокой зависимости друг от друга и даже тогда, когда крестьяне могли уйти, у них не было средств, чтобы сделать это. Барщина и оброк, как и весь феодализм, сильно ослабили экономику Руси и стали одной из причин отставания государства от продвинутых европейских стран.
Оброк
Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Обро́к — термин, встречающийся в древнерусских памятниках вместе с термином «дань»; поэтому старые финансисты наши думали, что «под оброком разумеется всякий налог, собираемый натурой, или доход, получаемый с известного предмета» (Ю. А. Гагемейстер). Уже граф Д. А. Толстой не соглашался с этим определением и полагал, что «Оброк была подать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разнородных повинностей, деньгами или какой другой однообразной ценностью». «Новейшие» исследователи, гг. Лаппо-Данилевский и Милюков, установили, что «в своём происхождении оброк противоположен государственной подати, как доход, вытекающий из договорных, частноправовых отношений».
Обро́к — форма феодальной ренты.
Понятие слова
Под словом «оброк» понимали в древности то, что в настоящее время разумеется под словом аренда, то есть срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. Частноправовой характер оброка выступает особенно ярко в случаях отдачи «на оброк из наддачи», то есть с публичных торгов, городских торговых мест, лавок, харчевен, перевозов, кузниц, мельниц и других промышленных заведений, а также бобровых гонов, рыбных ловель, бортных ухожьев и других угодий, государством и монастырями. Уже в XVI веке бывали случаи отдачи «на оброк» (в аренду) целых деревень, с живущими в них крестьянами, причём арендатор, обязываясь уплачивать определенную сумму оброка, принимал на себя и платеж всех государственных податей и повинностей «по сошному разводу».
Наряду с этим уже в XV веке слово «оброк» употребляется в значении государственной подати. Весьма вероятна догадка, что такое смешение понятий произошло ввиду распространения приемов дворцового хозяйства и на чёрные волости, при отсутствии резкого различия между государственным и дворцовым управлением. Оброк являлся взамен тягла в двух случаях: 1) когда земля выходила из тягла (вследствие бегства или смерти тяглеца и т. п.) или ещё не бывала в тягле, правительство отдавало запустевшую или порожнюю землю на оброк до настоящих тяглецов; 2) когда необходимо было облегчить временно самих тяглецов или упростить их податные обязанности, оброком заменялась одна, или несколько, или все подати, входившие в состав тягла.
Когда на оброк переходила целая община, то для уплаты он раскладывался, как и тягло, на доли сошного письма и таким образом совершенно утрачивал свой первоначальный характер. В сфере отношений между крестьянами и помещиками или вотчинниками оброку можно противопоставить «изделие», хотя оброк, в виде платы денежной или продуктами, постоянно встречается наряду с «изделием», то есть уплатой повинностей работами (см. Крестьяне). Об отношении оброка к оброчной подати см. Оброчная подать.
Оброк, отрабатываемый крестьянами зимним трудом, например рыболовством, назывался «Зимнее серебро».
Налоги по-русски
Автор: Евгений Сивков
Кто придумал налоги? Кому пришла в голову идея собирать с населения деньги на содержание чиновников и силовых структур? История не сохранила имени этого гениального человека. Скорее всего, в разных странах процесс изобретения налогов проходил по-разному. Как это происходило у нас, в России? Мы попросили рассказать об этом налогового консультанта, кандидата экономических наук, председателя Партии налогоплательщиков России Евгения Сивкова.
От белки до рубля
История государственности на Руси связана с иностранцами. Славяне были народом довольно мирным, им больше нравилось не воевать, а охотиться, рыбачить, огородничать и торговать. Но их земли окружали агрессивные соседи, которые предпочитали жить грабежом. Разумный человек всегда доверит решение проблемы профессионалам. Славяне обратились за услугами к зарубежному частному охранному предприятию «Рюрик и братья». Услуги оказались платными. Так на Русь пришли налоги.
Налоги тогда взимались натурой, поскольку денежное обращение ещё было не развито.
В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты» — крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские управляющие, и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались « повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что освобождало их от повторного сбора. Ольга хорошо помнила, чем закончилась попытка её мужа, князя Игоря, повторно собрать дань с древлян. Те восстали и убили жадного правителя.
Польза от этой системы была взаимная: славяне получили возможность спокойно жить и трудиться, а варяжские князья с дружиной в свободное от охранных мероприятий время ходили в завоевательные (и очень прибыльные) походы, что в свою очередь давало привилегии славянским купцам. История сохранила ряд торговых договоров между Русью и Византией, в которых упоминались такие привилегии. Организация торгового пути из варяг в греки сказочно обогатила и мирных славян, и воинственных князей-скандинавов. Арабские историки с изумлением описывают стены русских городов, завешенные роскошными тканями. Торговля приносила неплохие деньги, а потому и сбор налогов перешёл в денежную форму. На смену кунам пришли рубли. А в захоронениях русских князей встречаются и «доллары» того времени: золотые арабские дирхемы.
Но вот пришли монголы
Несколько столетий длилась эта идиллия. Государство, собирая с населения налоги, выполняло свои главные функции: обеспечивало оборону от внешнего врага и поддерживало прибыльную торговлю. Но в один печальный момент всё кончилось. И безопасность, и торговля. Пришли монголы. Последствия были ужасны: Батый за свой поход разрушил 40 русских городов. До этого те же шведы называли нашу страну Гардарики – страна городов. После Батыя перестали. Кроме того, кочевники обрушили всю существовавшую до этого систему мировой торговли. Путь «из варяг в греки» был нарушен. А завоеватели обложили Русь серьёзной данью: десятая часть доходов. Которых стало гораздо меньше. Исчезли нарядные ткани со стен оставшихся на Руси городов, в могилах тогдашних князей перевелись средневековые доллары-дирхемы. Население неоднократно восставало против тяжкого налогового бремени, завоеватели отвечали карательными походами. Русь за первые 80 лет татаро-монгольского ига 13 раз подвергалась жестоким погромам.
Но затем русские князья уговорили ханов Золотой Орды сменить систему сбора налогов на более эффективную. Вместо монгольских наместников (баскаков) роль налоговых инспекторов брал на себя великий князь.
Эта система в конечном итоге привела к освобождению Руси от ордынского ига. Московские князья собирали налоги в полном объёме: 10 %. А в Орду отправляли только часть. Благодаря этому Москва поднялась и объединила вокруг себя русские княжества.
Новые времена – новые налоги
Прошло несколько столетий. Московская Русь превратилась в могучую империя, начало которой положили реформы Петра Великого. Реформы эти стоили огромных денег, которые беспощадный царь немилосердно выжимал из населения всеми доступными способами.
И, наконец, вершина творческого усердия прибыльщиков: налог на бороду. Причём налог этот был дифференцированный: если бриться отказывался дворянин – с него казна брала 60 рублей, с купцов в зависимости от гильдии – от 60 до 100 рублей. А если бритву в руки отказывались брать мелкие людишки, то они обогащали казну государеву на 30 рублей ежегодно. С крестьян брали при въезде в город и выезде из него по 2 деньги с бороды. Что ещё взять с колхозника! А вот сибиряков от «волосатого» налога освободили. И правильно: попробуй на тамошних морозах с голой физиономией погулять. Учтите, что покупательная способность тогдашнего рубля была во много раз выше нынешней. 100 рублей в год – огромные деньги. Это можно сравнить только с нынешним транспортным налогом на «Ягуар».
В дальнейшем Пётр провёл серьёзную налоговую реформу. Он установил подушную подать, которую обязаны были уплачивать свободные крестьяне. А за крепостных её должен был платить помещик (как сегодня за своих работников перечисляет социальные взносы работодатель). И масса свободного населения России добровольно пошла в кабалу. Страна получила проблемы, с которыми не справилась и спустя 200 лет.
Государство ввело при Петре ещё одну интересную подать – налог с дыма, то есть с каждого отдельного дома. Вроде бы, уклониться от него в принципе невозможно. Ведь у каждого есть изба, в которой он живёт. Но русские крестьяне – люди смышлёные. Они начали селиться по нескольку семей в один дом. Такие сельские коммунальные квартиры получились. Однако и русские налоговые инспекторы тоже глупостью не отличались. Они в ответ стали облагать налогом каждую наружную дверь, поскольку именно их количеством определялось число семей в доме. Тогда крестьяне стали заколачивать лишние двери, потом вообще бросали дома и бежали, куда глаза глядят, становились вольными казаками.
Что интересно: император принципиально не вводил такой очевидный налог, как налог на наследство. Видимо, опасался недовольства богатого купечества и помещиков. Ведь эти люди и так вносили весомый вклад в пополнение государственной казны.
Налоги наследников Петра
По-настоящему великого монарха после смерти Петра I Россия ждала довольно долго. Екатерина II продолжила дело своего предшественника, в том числе и в деле реформирования налоговой системы. До неё на протяжении многих поколений царская казна пополнялась за счёт казённых монополий, особенно на соль и на алкоголь. Екатерина снизила размер некоторых платежей, а отдельные монополии и вовсе отдала на откуп частным лицам. Например, на алкоголь. Это, пожалуй, было ошибкой. К чему приводит отказ государства от алкогольной монополии – мы видели на примере России 90-х годов прошлого века. Рост пьянства в сочетании со снижением налоговых доходов бюджета.
А ещё великолепная царица реформировала сбор налогов с купечества. Для зачисления в одну из трёх гильдий купчина должен был уплатить в казну взнос, размер которого зависел от заявленного им капитала. Ежегодные платежи составляли определённый процент от этого капитала. В дальнейшем императоры несколько раз повышали ставки этого налога.
Изменила Екатерина и систему сбора подушной подати. Крестьянская община получила право самостоятельно распределять размер платежей между односельчанами. Кроме того, размер ставки был в дальнейшем привязан к плодородию земель, на которых жили крестьяне. Современный земельный налог, кстати, учитывает кадастровую стоимость земли.
А главной особенностью налоговой системы императорской России было наличие большой группы косвенных налогов. Они составляли свыше 40 % от всей массы налоговых поступлений. И половина из таких налогов были налоги питейные. Кстати, уровень потребления алкоголя в дореволюционной России был в разы меньше, чем сейчас.
Вот где кроется огромный резерв пополнения напряжённого бюджета Российской Федерации!
Но в конце XIX века правительство России усваивает более прогрессивные методы налогообложения. Главными налогами взамен подушной подати стали налог со строений (крестьяне не могли уже заколотить избу и бежать в Сибирь, поскольку и туда добрались царские чиновники), а также налог за пользование землёй. Появились новые налоги, связанные с развитием рыночных отношений: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, промысловый налог. Так что в России всё шло как у людей: государство отслеживало изменение экономической ситуации и пыталось настроить на волну преобразований налоговую систему.
Продолжилась ли эта традиция в советское время? Об этом в следующем номере.