налоговые льготы для ооо при благотворительности
Налоговые льготы для ооо при благотворительности
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 июля 2020 г. N 03-03-07/65327 О налоговых льготах по налогу на прибыль и НДС для юридических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу о налоговых льготах по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость для юридических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность, и сообщает следующее.
В части налога на прибыль организаций.
Учитывая, что в силу норм Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются, в том числе и организации, созданные в форме фонда, преследующие благотворительные цели, положения подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ распространяются и на случаи осуществления юридическими лицами благотворительной деятельности, при соблюдении условий, определенных указанной нормы НК РФ.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 286.1 НК РФ законами субъектов Российской Федерации может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации, на инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 НК РФ.
При этом подпунктом 3 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав инвестиционного налогового вычета не более 100 процентов суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.
В части налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Таким образом, передача в благотворительных целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ, товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнение работ, оказание услуг на безвозмездной основе не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Одновременно отмечаем, что в случае, если получателем товаров (работ, услуг), указанных в абзаце первом подпункта 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, является организация, то документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, являются:
договор или контракт о безвозмездной передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг);
акт приема-передачи товаров (работ, услуг) или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
Обзор документа
Организации вправе учитывать при налогообложении прибыли расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного:
— НКО, в наибольшей степени пострадавшим от коронавируса;
СОНКО признаются в том числе организации, созданные в форме фонда, преследующие благотворительные цели. Соответственно, возможность учета этих расходов распространяется на случаи осуществления юрлицами благотворительной деятельности.
В состав инвестиционного налогового вычета включаются пожертвования учреждениям культуры, а также фондам на формирование целевого капитала.
Передача в благотворительных целях товаров (за исключением подакцизных), выполнение работ, оказание услуг на безвозмездной основе не облагается НДС.
Минус в плюс: как бизнесу получить налоговый вычет за благотворительность
Какие есть условия для компаний
О том, как бизнесу получить налоговый вычет за пожертвования, рассказала директор по правовым вопросам группы компаний Philin Philgood Наталья Дроздовская на конференции «Добро 2020».
Получить преференцию для бизнеса на удивление просто — не надо подавать специальных заявлений или вступать в какие-либо реестры. Применяется она при расчете налога на прибыль, начиная с 1 января 2020 года. Теперь пожертвования в благотворительные и другие некоммерческие организации бизнес может учитывать как расходы, а значит, уменьшать на эту сумму базу при расчете налога на прибыль. Единственные условия для компании — пользоваться общей системой налогообложения и, собственно, сделать благотворительное пожертвование.
«Любое пожертвование — деньги, имущество, ценные бумаги — может быть безвозмездно передано юрлицом, и потом будет учитываться как внереализационный расход. В конечном итоге налоговая база может быть уменьшена на величину переданных пожертвований. Но такое уменьшение не может составлять более 1% от выручки. Это условие распространяется на все пожертвования, которые были сделаны с 1 января текущего года», — объясняет Дроздовская.
Кому можно жертвовать
Важный нюанс — организация, которой вы решили пожертвовать, должна находиться в одном из следующих реестров. В июне 2020 года вышли два новых постановления правительства — № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» и № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
Вот кто в них вошел:
Оба реестра ведет Минэкономразвития, они публичны и обновляются:
Кроме того, для получения вычета можно жертвовать централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в их структуру, а также социально-ориентированным НКО, учредителями которых являются такие организации.
Что же касается корпоративных жертвователей, Дроздовская подчеркивает, что главное условие для них — быть на общей системе налогообложения:
«Чтобы получить льготу по налогу на прибыль, очевидно, что этот налог нужно платить. То есть организация-жертвователь должна быть на общей системе налогообложения, а не на «упрощенке» или одном из специальных режимов. А пожертвование должно быть в адрес НКО, входящих в один из реестров».
Как правильно оформить пожертвование
У компании должны быть документы, подтверждающие факт пожертвования, — договоры пожертвования, платежные поручения, акты приема-передачи (для случая передачи имущества). Налоговый кодекс России не устанавливает конкретный перечень документов, а значит, не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (см. письмо Минфина России 03-03-06/2/82006 от 18 сентября 2020 года).
Если у компании нет документов о пожертвовании — их потеряли или не оформили вовремя, — следует обратиться в некоммерческую организацию, которой помогали, и попросить продублировать их или подписать повторно. Главное, чтобы это было сделано в разумные сроки, и контрагент оставался действующим.
Когда вы жертвуете имущество, желательно указать в договоре пожертвования его балансовую и/или оценочную стоимость, и зафиксировать это в акте приема-передачи. Иногда потребуется помощь профессионального оценщика, например, если вы жертвуете крупный объект недвижимости.
Как получить сам вычет
Пожертвование можно учесть в составе внереализационных расходов в налоговом учете в момент его осуществления, а затем включить в декларацию по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде. (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшится на данную сумму — это и будет вашим налоговым вычетом. Но важно следить, чтобы сумма декларируемого пожертвования не превышала 1% от общей выручки.
Эта норма Налогового кодекса не носит заявительного характера. Никаких документов прикреплять к декларации не нужно. Но ФНС может запросить их при проведении камеральной проверки налога на прибыль.
Похожие правила действовали до 2005 года, но были отменены из-за вероятности коррупционных злоупотреблений. В нынешний непростой год к ним решено было вернуться.
Налоговые льготы при благотворительности
Во всем мире для людей и организаций, часть своей прибыли отдающих на помощь ближним своим, поддержку нуждающихся. Большинство стран имеет разработанное законодательство, регулирующее эту сферу жизни, в том числе включающее определенные налоговые льготы, послабления, особые возможности для людей, решивших отдать часть своей прибыли на благое дело.
В России до сих пор идет постепенное формирование этой части правовых взаимоотношений между людьми и государством. Благотворители имеют небольшие послабления, но крупных выгодных дополнительных программ, как в некоторых европейских странах, пока нет. Однако в будущем году готовится пересмотр законопроектов о благотворительной деятельности. Один из вопросов, который надеются решить законодатели – улучшение положения меценатов, благотворителей в России.
Благотворительный фонд помощи детям имени Примакова Е. М. поддерживает участников своих программ и проектов, поэтому наши юристы разъясняют дарителям все нюансы процедуры и рассказывают о возможностях уменьшить сумму, облагаемую налогом, или оформить возврат вычета взносов НДФЛ, снизить НДС, влиять на финансы.
Налоговые льготы при благотворительности в России в 2020 году
Современная система налогообложения дает определенные поблажки, льготы, возможности снижать плату государству из тех средств, которые были затрачены на благотворительность, вернуть налоговый вычет, получить освобождение от платы.
В 2020 году в Москве и регионах благотворитель (частное лицо или компания) может рассчитывать на:
Размер возврата ограничен 13 процентами от уплаченного за год НДС. Вычет можно заказать за три предшествующих календарных года. Подавая документы, помните, что воспользоваться этой возможностью можно только поп одному направлению в год.
Если, занимаясь добровольной помощью нуждающимся, вы в будущем рассчитываете получить уменьшение выплат налогов, обращайте особое внимание на документацию. Для юридических лиц важны не только доказательства передачи финансовой помощи Фонду, подтверждение безвозмездности дара, но и подтверждение того, что полученные средства были потрачены на общественно полезные дела.
Необходимые документы для получения налоговых льгот
Исходя из буквы закона, участниками благотворительной деятельности считаются:
Спонсорство не входит в понятие благотворительность как таковое, так как имеет возмездную основу. Спонсор заключает с Фондом особый договор о оказании дополнительных рекламных услуг, то есть получает определенную прибыль от своих действий, поэтому налоговые льготы на них не распространяются.
Для уменьшения суммы налогообложения, получение возврата НДС нужно предоставить пакет документов в налоговую. В зависимости от статуса обращающегося (частное лицо, ИП или компания) список корректируется, но в него обычно входят:
То есть, чтобы получить вычет, необходимо в первую очередь доказать, что вы действительно передали деньги и ресурсы в помощь нуждающимся на полностью безвозмездной основе.
Юристы Благотворительного фонда помощи детям имени Примакова Е. М. при первичной консультации смогут подробнее осветить этот вопрос с учетом специфики каждого отдельного благодетеля.
Льготы на благотворительность. Кто может рассчитывать на вычет?
В период продолжающегося экономического кризиса и пандемии коронавируса, благотворительная помощь нуждающимся становится на вес золота. Однако, с точки зрения налогообложения, компаниям и ИП не всегда выгодно ее оказывать. Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» отчасти был принят для того, чтобы исправить ситуацию.
Как следует из пояснительной записки к Закону № 172-ФЗ, суть его принятия заключается в снижении налоговых издержек компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих безвозмездную передачу имущества, используемого для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса.
Налоговые поблажки благотворителям на борьбу с коронавирусом
Что дает принятый Закон № 172-ФЗ компаниям и предпринимателям?
В первую очередь, возможность признавать в налоговых расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования):
Имущество должно быть безвозмездно передано медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Это означает, что на стоимость безвозмездно переданных на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств, компании или ИП смогут уменьшить налоговые расходы и не платить налог на прибыль по ставке 20% (либо единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).
Во-вторых, теперь не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям. Такая мера позволит благотворителям, оказывающим помощь по борьбе с пандемией, сэкономить еще 20% на НДС.
При этом получателями денежных средств или имущества должны быть:
В противном случае (например, передача имущества или денежных средств частному медицинскому центру) — учесть расходы не получится.
Указанные расходы (при соблюдении условий о получателе благотворительной помощи) подлежат учету либо:
Внесенные поправки действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.
До принятия поправок благотворители платили 20% налога на прибыль (либо единый налог при УСН или ЕСХН) с таких расходов и восстанавливали 20% НДС.
Помощь некоммерческим организациям, включенным в специальный реестр
Законом № 172-ФЗ установлена возможность учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, пожертвования в виде имущества, переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.
Речь идет о безвозмездно переданному имуществу (включая денежные средства) следующим категориям НКО (пп.19.6 п.1 ст.265 НК РФ):
— социально ориентированным, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
На практике это означает, что перечисление благотворительной помощи только тем НКО, которые числятся в реестре, позволит благотворителям воспользоваться правом на вычет. Но не все, даже известные благотворительные фонды, подпадают под эти критерии.
Например, известный благотворительный фонд «Подари жизнь», который собирает деньги для лечения детей, не получает субсидии и гранты и не включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, данные налоговые послабления не коснутся компаний, применяющих «упрощенку» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и ЕСХН. То есть при расчете единого налога при УСН, ЕСХН они не вправе воспользоваться вычетом.
Налоговые расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) благотворителя (которая, в свою очередь, определяется в общем порядке в соответствии со ст.249 НК РФ).
Внесенные поправки также действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.
При этом под имуществом подразумеваются как непродовольственные, так и продовольственные товары (письмо Минфина РФ от 28.05.2020 г. № 03-03-06/3/45318).
Для каких целей и в какой момент будет использоваться получателем имущество, не скажется на налоговой льготе благотворителей.
Критерии для включения НКО в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, устанавливаются Правительством РФ. Поэтому установленное ограничение в 1% (видимо для предотвращения попыток злоупотребления операций по обналичиванию денег через благотворительные фонды) кажется излишним, ведь числящиеся в реестре НКО являются законопослушными.
На сегодняшний день ведением такого реестра занимается Минэкономразвития РФ.
Так, в реестре (информация Минэкономразвития РФ от 05.06.2020 г.). по состоянию на 29.06.2020 г. число социально-ориентированных НКО составило 22 895.
Однако не все так гладко. В части НДС при передаче имущества НКО льгот у благотворителей нет. Если перечислены деньги, то объекта налогообложения НДС не возникает в любом случае (ст.146 НК РФ).
Как мы уже отмечали, в отношении помощи по борьбе с коронавирусом, обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает (пп.51 п.2 ст.146 НК РФи абз.1 пп.2 п.3ст.170 НК РФ). Иная ситуация возникает в случае безвозмездной передаче имущества НКО. Если компания передает имущество благотворительному фонду (например, продуктовые ритейлеры зачастую жертвуют продукты питания), то НДС со стоимости переданного имущества придется восстановить. Возможно в ближайшее время будет устранена законодательная недоработка в части НДС, чтобы стимулировать благотворителей оказывать помощь.
Аудиторы компании «РосКо» смогут грамотно и профессионально оказать помощь по налоговому законодательству. Заполните форму, и мы оперативно проконсультируем вас по вопросам применения налоговых льгот:
Льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность
Какие льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность, предусмотрены действующим законодательством РФ, если они применяют общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанности по уплате НДС не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.
Расходы организации на благотворительность не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.
Обоснование вывода:
Гражданско-правовые аспекты
В п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ определены цели, для реализации которых осуществляется благотворительная деятельность. Таковыми целями являются:
— социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
— подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
— содействие защите материнства, детства и отцовства;
— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
— содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
— охрана окружающей среды и защита животных;
— охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
— подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
— социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
— содействие добровольческой деятельности;
— участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
— содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
— поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
— содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
— содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Законодательно установлено предоставление благотворительной помощи только некоммерческим организациям, к которым, в частности, относятся благотворительные фонды (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В ст. 5 Закона N 135-ФЗ благотворители определены как лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:
— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.
Также установлено, что они могут определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Договор пожертвования, в соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ, является особым видом договора дарения, а именно дарением вещи или права в общеполезных целях. В свою очередь, ст. 128 ГК РФ к вещам относит и деньги.
Пожертвования делаются гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 582 ГК РФ установлено, что пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.
В письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42 по вопросу предоставления льгот коммерческим организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, указано, что рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.
Аналогичную позицию высказывали и налоговые органы (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).
Налог на прибыль
Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, исчисленная как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (пп. 1 ст. 247 НК РФ).
В п. 16 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. При этом в целях применения НК РФ денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).
Также не учитываются в целях налогообложения прибыли целевые отчисления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к коим относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, денежные средства, перечисленные в рамках благотворительной деятельности, в расходах при исчислении налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/40, УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825, от 15.11.2005 N 20-12/85449, от 30.06.2004 N 26-12/43525).
Минфин России в письме от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13800, ссылаясь на главу 25 НК РФ, на п. 1 ст. 582 ГК РФ, на Закон N 135-ФЗ, указал следующее. «. пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования. Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 Кодекса. Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Концепция главы 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены.»
В то же время согласно положениям абзаца 4 п. 3 ст. 12 НК РФ в отношении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 284 НК РФ законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
То есть в региональном законодательстве могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, несущих расходы на благотворительность (смотрите, например, Закон Новгородской области от 31.10.2013 N 373-ОЗ «О налоговых ставках на территории Новгородской области», п. 3 ст. 8 Проекта Закона Тверской области «О благотворительной деятельности в Тверской области»).
Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.
В пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты.
Значит, при передаче денежных средств в рамках благотворительной деятельности у организации, передающей эти средства, объекта обложения НДС не возникает, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112).
Налог при применении УСН
В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы расходов, указанных в данной норме.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, приведенный в указанной норме, является закрытым (письмо ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932).
Ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.
Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ни с объектом налогообложения «доходы», ни с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).
В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
То есть для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в зависимости от их категории, законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ.
При этом НК РФ не определено содержание понятия «категория налогоплательщиков».
Как указано в письме Минфина России от 02.06.2009 N 03-11-11/96, «вместе с тем, исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях».
О применении пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», например, в Московской области, смотрите письмо ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/13608@.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет безвозмездной передачи материалов;
— Энциклопедия решений. Учет перечисления денежных средств на благотворительные цели.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.