напиток байкал история создания
Газированные напитки :: Байкал
Когда в СССР появилась газированная вода Байкал? История создания рецепта напитка Байкал.
Из чего делали газировку Байкал? Каков был состав советского напитка Байкал?
Сколько стоила бутылка Байкала в СССР?
Байкал – безалкогольный тонизирующий напиток со своеобразным травяным вкусом и притягательным ароматом с нотками лимона. Выпущенный в преддверии Олимпиады-80 напиток практически сразу завоевал бешеную популярность и стал нашим ответом знаменитой американской коле. При этом состав «Байкала» выгодно отличал напиток от западной газировки: помимо традиционных воды, сахара, лимонной кислоты в него добавляли экстракт зверобоя, солодкового корня и элеутерококка. А также эфирные масла: эвкалиптовое, лимонное, лавра, пихтовое. Рецепт «Байкала» сохранён и сейчас, его даже выкупили известные западные компании.
Всё началось с того, что в начале 70-х в Новороссийске был запущен первый завод по производству пепси-колы из привозных концентратов. Вскоре после этого в Министерстве пищевой промышленности СССР было принято решение создать альтернативу американскому напитку. Выполнение данной задачи поручили лаборатории при Русаковском заводе безалкогольных напитков. Специалисты там работали грамотные и творческие. Через какое-то время они придумали очень интересный рецепт. Сочетание зверобоя, элеутерококка, солодкового корня, листа лавра, эвкалипта, цедры лимона и сосновых почек дало оригинальный, ни с чем несравнимый вкус и букетистый аромат.
Однако после того как в 1973-1974 гг. начали пробное производство, обнаружились проблемы. Напитку недоставало микробиологической стойкости, а при его хранении образовывался осадок. В общем, для торговли он оказался не годен. Тогда же стартовали работы по определению альтернативной технологии, ведь сперва применяли водные вытяжки из сырья. На «Дагвино» попытались перейти на водно-спиртовую основу, но подобные эксперименты не увенчались успехом. Градусы никак не хотели «растворяться». И вот в 1975-м в Институт пивоваренной и безалкогольной промышленности пришло поручение от управления пивобезалкогольной отрасли при Минпищепроме. Требовали в кратчайшие сроки, всего за полгода, создать концентрат для широкомасштабного промышленного выпуска «Байкала».
Специалисты Института решили разделить процесс на два параллельных этапа: создание ароматической части концентрата из сырья, содержащего эфирные ароматические масла, и экстрактивной части, которая даёт вкусовую основу, из зверобоя, элеутерококка, солодкового корня, натурального колера и лимонной кислоты. При этом экстрактивная часть являлась главной – ведь от неё зависел вкус напитка.
Надо сказать, что биоконверсия растительного сырья – ферментативный гидролиз – тогда только начинала развиваться, вот и учились специалисты НИИ извлекать водно-растворимые экстрактивные вещества, чтобы они не выпадали в осадок. В результате в экстракт из растительного сырья переходили дубильные вещества (они очень полезны для организма) – аминокислоты, которые нужны человеку каждый день, и прочие важные ингредиенты. В итоге разработчики получили очень качественные экстракты. Для сгущения и адсорбции летучих фракций использовали колер – натуральный, сахарный. Вышел концентрат, который хорошо растворялся в воде, сохранял вкус и аромат. Присутствующие в рецептуре Байкала сосновые почки были заменены на пихтовое масло. Органолептические свойства продукта при этом не пострадали, скорее, даже улучшились. С ароматической частью вообще проблем было меньше всего, применили соответствующие эфирные масла: эвкалиптовое, лавровое, лимонное и пихтовое. Благо последних требуется совсем немного.
Все изыскания завершились как раз к Олимпиаде-80. Потребитель на ура принял «Байкал», люди его быстро распробовали и оценили. Организовали три одноименных фирменных магазина, один из них, самый большой, открылся на Ленинском проспекте. Поскольку объёмы дикорастущего сырья для производства Байкала были ограничены, со временем потребовалась альтернатива, сохраняющая свойства продукта. Зверобой заменили чёрным чаем, также являющийся настоящим кладезем полезных веществ. При этом дегустаторы не могли отличить «Байкал» с чаем от напитка со зверобоем. Вкусоароматическая гамма, тонизирующие и целебные свойства остались неизменными.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
ИСТОРИЯ НАПИТКА «БАЙКАЛ»
Невзрачное учреждение на улице Россолимо с непроизносимым названием «ФГБНУ ВНИИПБиВП» вошло в историю отечественной пищевой промышленности как создатель качественно нового советского безалкогольного бренда.
В 1952-ом году президентом США был избран Дуайт Эйзенхауэр, а вице-президентом стал Ричард Никсон. А в 1956-ом году вице-президентом по маркетингу компании «Пепси» стал близкий друг Никсона Дональд Кендалл.
В 1959 году в Москве в Сокольниках открывалась первая в истории национальная выставка США. И представлять американское правительство на ней должен был именно Никсон. Кендалл (уже глава корпорации «PepsiCo») не замедлил воспользоваться шансом.
«Вечером,— вспоминал Кендалл,— накануне открытия выставки, был обед в посольстве. Послом тогда был Томми Томпсон. Я признался Никсону, что у меня большие проблемы дома, и сказал: «Мне нужно, чтобы у Хрущева в руках оказалась пепси, не то мне несдобровать». Никсон ответил: «Не беспокойтесь, я подведу его к вашему киоску»». Хрущеву напиток очень понравился, и семя было брошено в плодородную почву. Таким образом, появилась вот эта историческая фотография.
Уже в 1970-ом году Дональд Кендалл из «Пепси-колы» приезжает в Россию и встречается с премьер-министром Косыгиным, достает из портфеля банку Пепси и вручает ее Косыгину. А внутри банки на самом деле был приемник, и он был настроен на московское радио, к удивлению Косыгина. Эффект был потрясающий.
И Косыгин сказал: «Мы хотим с вами торговать, ваша пепси за нашу водку, литр на литр». Кендалл несколько бестактно ответил: «Я могу понять, почему вы не министр торговли. Литр на литр! Мы, конечно, готовы отдавать литр за литр». Косыгин заметил: «Я говорю о вашем концентрате, литр на литр». Концентрате!
Пепси делают из концентрата. Концентрат приходит из США в 19-литровых пластиковых канистрах. Эта канистра разводилась на 1000 литров сиропа. Сироп — еще с 5000 литрами воды. Итого — 6000 литров пепси. Или 18 181 стеклянных бутылок по 0,33 литра. Деваться Кендаллу было уже некуда, и он согласился. Так что кто еще не может быть министром торговли, надо посмотреть.
Весной 1974-го в России открылся первый цех по производству заграничного напитка. В некоторых местах «Пепси» можно было спокойно, без всяких очередей приобрести прямо на улице. По цене 45 копеек, против 15 копеечного лимонада. Осушить бутылочку из горлышка. И сдать ее назад, вернув свои законные 10 копеек «за тару».
Но заокеанское происхождение не скроешь, и Пепси-кола сразу обросла городскими легендами. И бритва за ночь в ней растворялась, и асфальт кола прожигала насквозь, и СПИД-ом она заражена, и дети от нее умирали в мучениях. Народ откровенно опасался зарубежного напитка, кроме того, были и другие, не менее прозаические причины создать новый популярный безалкогольный бренд.
Да и привыкли москвичи к тому, что у всего западного есть свой аналог в Союзе, который и вкуснее, и здоровее, и дешевле. Конечно, были у нас напитки собственного производства всех расцветок: «Дюшес», «Крюшон», «Тархун», «Ситро», «Буратино». Одна беда – не было среди них только коричневого, только та самая «Кола», которую нашей назвать было никак нельзя.
СССР всегда строился с опорой на собственные силы, эквивалент должен был быть для всего. Например, одноразовому американскому стаканчику эквивалентом у нас служил многоразовый. Поэтому и коричневой газировке должна была найтись замена. Для этого подключили лучшие силы – «Всесоюзный научно-исследовательский институт пиво-безалкогольной и винодельческой промышленности» (ВНИИ ПБП).
Задача была поставлена труднейшая:
1. Чтобы новый напиток был коричневого цвета.
2. Чтобы он изготавливался только из отечественных составляющих.
3. Чтобы при всем при этом его можно было еще и пить.
Новый напиток должен был занять достойное место в ряду советской безалкогольной продукции.
Однако через пару лет, ученые так и не смогли одомашнить дикорастущий зверобой. Поскольку объёмы дикорастущего сырья для производства Байкала были ограничены, со временем потребовалась альтернатива, сохраняющая свойства продукта. Зверобой заменили чёрным чаем, также являющийся настоящим кладезем полезных веществ. При этом дегустаторы не могли отличить «Байкал» с чаем от напитка со зверобоем. Вкусо-ароматическая гамма, тонизирующие и целебные свойства остались неизменными.
Новый напиток всех очаровал. Создали рекламу, на которой молодой человек в жару с чемоданами бежит на поезд с символическим названием «Байкал». А в окошке поезда на столиках стоит коричневая газировка с таким же названием – «Байкал». Молодой человек останавливается, и перед его глазами встает свежесть таежного озера, прекрасная девушка и любимый прохладный напиток. Он зажмуривается – и опаздывает на поезд.
Все изыскания завершились как раз к Олимпиаде-80. Потребитель на ура принял «Байкал», люди его быстро распробовали и оценили. Организовали три одноименных фирменных магазина, один из них, самый большой, открылся на Ленинском проспекте. Ларьки «Пепси-колы» потеряли свою популярность.
В мае 1985 года грянул гром – вышло постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». «Всесоюзный научно-исследовательский институт пиво-безалкогольной и винодельческой промышленности» был бесславно переименован во «Всероссийский научно-исследовательский институт безалкогольных напитков и минеральных вод». Но прошли годы, все изменилось, и доброе имя было возвращено – теперь он стал институтом напитков вообще.
Бывшая глава НИИ, Галина Филонова, живет и здравствует в Москве. А президент «Пепси» Дональд Кендалл до сих пор живет в городе Гринвич штат Коннектикут. Ему уже 98 лет, встречу Хрущева и Никсона он помнит как сегодня. И, кажется, он так и не перешел с «Пепси-Колы» на разработанный в СССР знаменитый напиток «Байкал».
Картинки без моих логотипов взяты из Сети.
Рубрики: | Интересно Разное |
Метки: Байкал ВНИИПБиВП Кендалл Кока-кола Никсон Россолимо Хрущев
Процитировано 1 раз
Понравилось: 12 пользователям
История создания «Байкала»
Многие в детстве любили этот вкусный, и даже полезный напиток. Какова же его история? Более полувека назад, а, если говорить точнее, 24 июля 1959 года руководитель советского государства Никита Сергеевич Хрущев попробовал диковинный заморский напиток пепси-колу.
В этот день в Москве прошло открытие первой Национальной выставки США. На торжественной церемонии присутствовали лидеры двух мировых держав – Хрущев и Никсон. Никита Сергеевич с интересом осматривал заграничные товары, тем более, что советский рынок в то время не был избалован импортом. Оказавшись у стенда с продукцией компании «Пепсико», Хрущев попробовал темно-коричневый газированный напиток.
Лучшей рекламы для производителя невозможно было придумать. Фотография Хрущева с красно-синим стаканчиком в руках облетела весь мир. Западные журналисты даже шутили, что, попробовав пепси-колу, советский руководитель стал более общительным и доброжелательным.
Компания «Пепсико» заявила о своих планах установить в Советском Союзе предприятия по разливу напитка. Правда, процесс затянулся на долгие годы. Только в 1972 году в нашей стране появились линии по изготовлению пепси в Москве, Ленинграде, Новороссийске, Киеве, Ташкенте и Таллинне.
Вскоре, новинка была официально зарегистрирована и пущена в продажу. Новый напиток получил название «Байкал». В его входили, кроме воды, лимонная кислота, сахар углекислый газ, натуральные эфирные масла и целый букет экстрактов лечебных трав.
«Байкал» действительно оказался не только вкусным, но и полезным, в отличие от своего заморского конкурента. Это подтверждалось тем фактом, что ряд иностранных компаний, в том числе и «Пепсико», приобрели лицензию на его изготовление.
Сделано в СССР: Легендарная газировка «Байкал». История создания уникального напитка из природных компонентов. ФОТО
Лето, жара — самое время пить что-нибудь прохладительное. И вовсе не обязательно употреблять иностранную «химию», есть вкусные и полезные альтернативы отечественного происхождения.
О них «Культуре» рассказала автор рецептуры «Байкала», заведующая лабораторией технологий безалкогольных напитков ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Галина ФИЛОНОВА.
Культура: Когда именно появился «Байкал»? На сей счет ходят разные версии.
Филонова: Дело было так. В начале 70-х в Новороссийске запустили первый завод, на котором из привозных концентратов стали делать «Пепси-Колу». И тут же в Министерстве пищевой промышленности СССР ударили кулаком: а мы чем хуже? Создать «наш ответ» поручили лаборатории при Русаковском заводе безалкогольных напитков. Специалисты там работали грамотные, творческие. Через какое-то время они придумали очень интересный рецепт. Сочетание зверобоя, элеутерококка, солодкового корня, листа лавра, эвкалипта, цедры лимона и сосновых почек дало поразительный результат — оригинальный, ни с чем не сравнимый вкус и букетистый аромат. Однако после того как начали пробное производство, обнаружились проблемы. Напитку недоставало микробиологической стойкости, а при его хранении образовывался осадок. В общем, для торговли он оказался не годен.
Культура: Какой год стоял на дворе?
Филонова: 1973–1974-й. Тогда же стартовали работы по определению альтернативной технологии, ведь сперва применяли водные вытяжки из сырья. На «Дагвино» попытались перейти на водно-спиртовую основу, но подобные эксперименты не увенчались успехом. Градусы никак не хотели «растворяться». И вот в 1975-м в наш институт пришло поручение от управления пивобезалкогольной отрасли при Минпищепроме. Требовали в кратчайшие сроки, всего за полгода, создать концентрат для широкомасштабного промышленного выпуска «Байкала».
Мы решили разделить процесс на два параллельных этапа: создание ароматической части концентрата из сырья, содержащего эфирные ароматические масла, и экстрактивной части, которая дает вкусовую основу, из зверобоя, элеутерококка, солодкового корня, натурального колера и лимонной кислоты.
Культура: Какая часть была главной?
Филонова: Экстрактивная, — ведь от нее зависит вкус напитка. Биоконверсия растительного сырья — ферментативный гидролиз — тогда только начинала развиваться, вот мы и учились извлекать водно-растворимые экстрактивные вещества, чтобы они не выпадали в осадок. В результате в экстракт из растительного сырья переходили дубильные вещества (они очень полезны для организма) — аминокислоты, которые нужны человеку каждый день, и прочие важные ингредиенты. В итоге мы получили очень качественные экстракты. Когда работали, здесь, на втором этаже в институте, висел такой чудесный запах. Для сгущения и адсорбции летучих фракций использовали колер — натуральный, сахарный. Вышел концентрат, который хорошо растворялся в воде, сохранял вкус и аромат.
Культура: Неужели в рецепте осталась и такая экзотика, как сосновые почки?
Филонова: Нет, конечно, их заменили на пихтовое масло — органолептические свойства продукта не пострадали, скорее, даже улучшились. С ароматической частью вообще проблем было меньше всего, применили соответствующие эфирные масла: эвкалиптовое, лавровое, лимонное и пихтовое. Благо последних требуется совсем немного.
Культура: И когда наконец изыскания завершились?
Филонова: Как раз к Олимпиаде-80 все было готово, потребитель на ура принял «Байкал», люди его быстро распробовали и оценили. Организовали три одноименных фирменных магазина, один из них, самый большой, открылся на Ленинском проспекте. Там присутствовали все наши напитки — натуральные, на сахаре, с органической (лимонной) кислотой, экологически чистые и полезные.
Культура: Неужели даже без консервантов?
Филонова: Бензоат натрия и сорбиновая кислота применяются в нашей стране с 60-х годов, первый — как раз в безалкогольных напитках, второй — в соках и соковых напитках. На тысячу литров напитка идет всего 170 граммов бензоата натрия. Это максимально допустимая дозировка, рекомендованная Роспотребнадзором. Превышать концентрацию нельзя. Еще одно ограничение: в напитке не должна присутствовать «химия», которая может вступить с ним в реакцию. Впрочем, в «Байкале» нет неорганических препаратов, поэтому даже теоретической угрозы здоровью он не несет.
Культура: А можно ли обойтись совсем без консервантов?
Филонова: Стопроцентную стерильность производства обеспечить нельзя, это очень дорого, да и все равно напитки, включающие сахар, через неделю начнут портиться — бродить. Это естественный природный процесс, для нас нежелательный. Поэтому и добавляется бензоат натрия, обеспечивающий срок хранения до полугода. Торговля просто не возьмет скоропортящийся товар. Без консервантов можно обойтись, если напиток в стеклотаре пропастеризовать.
Культура: Вы упоминали зверобой — дикорастущее растение. Неужели природного ресурса до сих пор хватает для производства «Байкала»?
Филонова: Когда напиток еще создавался, данный вопрос изучали в первую очередь. Да, объемы дикорастущего сырья ограничены, поэтому требовалась альтернатива, сохраняющая свойства продукта. Зверобой заменили черным чаем, это тоже самый настоящий кладезь полезных веществ. Мы специально проверяли: дегустаторы не смогли отличить «Байкал» с чаем от напитка со зверобоем. Вкусоароматическая гамма, тонизирующие и целебные свойства остались неизменными.
Но мы идем дальше. Совсем недавно выполнили работы по замене черного чая на более доступное сырье. По этому рецепту вместо зверобоя используются плоды рябины обыкновенной и боярышника в определенном соотношении. Получилось отлично. И не менее полезно.
Культура: Кому принадлежит бренд «Байкал»? В глубинке каких только напитков с этим названием не встретишь, и ведь все — разные.
Филонова: Бренд зарегистрирован на ВНИИПБ и ВП, причем запатентована и технология, позволяющая получать высококачественный продукт. Его основа — исключительно натуральное сырье, которое сегодня перерабатывают лишь несколько предприятий. До 2005 года Курская биофабрика производила концентрат, сейчас — уже нет. «Аквалайф» (Черноголовка) делает его по нашей лицензии, в том числе для других производителей. В Германии изготавливают «Байкал» тоже по лицензии, правда, там он называется «Восток». Немцам нравится, продажи идут хорошо.
Что же касается отечественных региональных производителей, то на местном уровне, действительно, порой можно нарваться на откровенный фальсификат. Но его немного, это дело рук мелких фирмочек. По большей части «Байкал» в России правильный, сделанный по нашей оригинальной технологии.
Культура: А другие советские рецепты ВНИИПБ и ВП по-прежнему в ходу?
Филонова: К сожалению, нет. Во второй половине 80-х, когда развернулась антиалкогольная кампания, мы создали интересную серию напитков.
Это вообще отдельная удивительная история. Началась она с того, что к нам буквально ворвался директор совхоза с Северного Кавказа, его хозяйство производило пряное сырье для изготовления вермутов — имбирь, померанцевую корку, гвоздику, донник. «Вы должны нас спасти — сделать на их основе безалкогольные напитки, отговорки не принимаются», — заявил гость. Пришлось соглашаться — людям требовалась помощь.
Пряности они настаивали на крепком растворе спирта, около 65 градусов, но для безалкогольных напитков эта технология не подходила. Решили применить нашу биоконверсию, пропустить сырье через экстрактор. В итоге появились «Флора гвоздичная», «Флора померанцевая», «Флора мятная», «Флора кориандровая». Мы наладили технологии промышленного производства этих напитков, как говорится, «под ключ». Документацию утвердили, в Минздраве согласовали, цены тоже экономисты посчитали. Другой пример: в Омске оборонный завод — тогда конверсия была в моде — построил первую и, увы, единственную установку: промышленный экстрактор для данного типа сырья. Запустили, я торжественно разбила о него бутылку шампанского, прямо как при спуске корабля. Было это в 1990-м.
Появились небольшие пробные партии, у нас в ВНИИПБ и ВП сохранились даже этикетки тех лет. Однако вскоре развалился СССР, и про новые напитки все позабыли. А потом их произвести стало невозможно.
Культура: Но рецептура сохранилась?
Филонова: Конечно, сохранилась. Вот она, в этой книге — сборнике рецептур безалкогольных напитков 1990 года. Проблема в том, что, как я говорила, в России осталось не так много предприятий по приготовлению экстрактов из растительного сырья. По нашей технологии работают такие предприятия, как уже упоминавшийся Курск, Владивосток («Лимонник»), Архангельск («Биопродукт») и столичный КиН. Да и с самим сырьем, то есть с пряностями отечественного производства, тоже нынче проблемы. Ведь тех колхозов и совхозов давно уже нет.
Культура: Сейчас ваша лаборатория что разрабатывает? Есть новинки?
Филонова: В последние годы высок запрос на использование местного натурального сырья, в этом направлении и трудимся. Так, дагестанская компания «Денеб» совместно с институтом разработала напитки на основе растительных ингредиентов (шиповник, курага). И теперь Курская биофабрика из их сырья производит для них концентраты.
Отмечу также наш сироп для кислородных коктейлей, нынче это, как известно, модная тема. В традиционном рецепте присутствует яичный белок, который способствует образованию устойчивой мелкозернистой пены, но он быстро портится. Вместо него мы применили желатин в сочетании с экстрактом солодкового корня. Сироп — натуральный, яблочный. Продукт всем понравился, особенно детям. Сейчас этот коктейль выпускают в Ставрополе.
Культура: В России и СССР был еще один известный бренд — «Воды Лагидзе». Есть какая-то преемственность между теми напитками и современными?
Филонова: «Тархун» начинался как раз с «Вод Лагидзе». Его основа — настой эстрагона, на Кавказе он называется тархун. Вот только экстракт этот совсем не ярко-зеленый, а коричневый. Но при составлении рецептуры напитка авторы добавили туда два пищевых красителя — тартразин и индигокармин. Первый — желтый, второй — синий, при смешении и получился тот самый удивительный ярко-зеленый цвет.
Мы, то есть ВНИИПБ и ВП, были против. Не потому, что вредно, все равно «химия», да и не очень стойкая — если оставить стакан с «Тархуном» на свету, то через пяток дней он поблекнет. Я вообще считаю, что все компоненты должны быть натуральными. Однако яркий цвет всем очень понравился, и наше пожелание не учли.
«Исинди» — помните, был такой замечательный напиток? Он также пошел от Митрофана Лагидзе, кое-где его еще можно встретить. В основном в провинции. Там вообще сильны местные бренды.
Культура: Потому что они дешевле?
Филонова: Нет. Сегодня потребитель все чаще смотрит на заднюю этикетку, где указан состав. И выбирает товар, который сделан на натуральной основе, без «химии», с минимумом консервантов. Голосует рублем за наши напитки, за отечественные. В провинции люди менее брендозависимые, поэтому позиции импорта не столь сильны. Этот процесс, я уверена, будет лишь набирать обороты по всей стране. В том числе и в столицах.