Anna D 2019-09-25T14:07:55+00:00 September 24th, 2019 | Всякое интересное | Нет комментариев 0 1,236
Знаешь ли ты, что изобрели в Европе, а национальный праздник отмечают в США?
Комикс — рисованная история, рассказ в картинках. Он сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
Сегодня мы подготовили для тебя подборку смешных комиксов на английском.
Essay – what I did on my summer. You mean you haven’t been following me on twitter all summer?
Garfield. Hi, Odie! Great to see you! But now, sadly, our visit must end. Oh, the pain of it all! Boot! Literally. Crash!
…Don’t turn the page yet!! English is still my second language, you know!
Oh my God, I have so much to do, I don’t even know where to start! Well, I Gave it my best shot.
Sigh. Rats! I just can’t get more comfortable.
Slow. Children texting.
Here comes Arlene! Eeeeyuuuhhh Hi, Arlene. Hello, Garfield. Well, it’s been nice talking to you. I’m sure you have to run… Oh no I have lots of time. So… How are you doing? I’m busy! See you! Whew! Vanity, thy name is Garfield.
8. Наш всеми любимый Дональд.
Bip Bip Boop Beep How about going out with me tonight, Ellen? Well, I thought we’d take the bus down to the mall… Have a romantic dinner for two in the food court… And then visit Santa! … You know, Ellen, Santa heard that too. And I bet he’s blushing.
10. Мамы точно поймут.
Of course I have eyes on the back of my head, I’m your mother!
When you’re a little kid: What’s your name? – Terry. Wanna be friends? – Ok. When you’re a grown-up: Sure. We eat lunch together sometimes, but does that make us friends or just being polite… Oh, God. They probably all just hate me.
Dave figures out how to burn 3000 calories over the holidays.
Tyr, how did you learn to speak English? Actually, I didn’t. I have a magic talisman that translates for me! Really? Lemme hear you with it! Think we could get one of those for the Swedish chef? Some things even magic can’t help…
– Welcome to P.E.! – I thought this was gym class. – P.E. is an abbreviation for physical education. An abbreviation is a shortened form of a phrase or word. – You sure this isn’t English class?
15. И напоследок, очень актуальный комикс про нашу жизнь.
Ahhh. Finally time for a good, full night’s sleep.
Уверены, что закромах точно найдутся любимые тобой комиксы. Обязательно поделись с нами в комментариях.
Исторические иллюстрации. Нарисовать не так просто!
Исторические иллюстрации. Итак, существует очевидная проблема незнания. То есть многие просто не представляют себе, как появляются на свет иллюстрации к статьям и книгам на исторические темы. И наверняка рассказ об этом будет интересен многим читателем «ВО», ведь каждая такая иллюстрация — не что иное, как ожившая история.
Давайте познакомимся с работой художника-иллюстратора «вживую», то есть на конкретных примерах его работы. И эта возможность у нас сегодня есть. И это редкая возможность, так как не все они любят показывать свою «кухню», а уж тем более подробно описывать, что и как они делают. Но… «для милого дружка и сережку из ушка». Так что смотрите, читайте и кому, что покажется особенно интересным – спрашивайте. Вот это, например, иллюстрация из книги «Armies of the Volga Bulgars and Khanate of Kazan 9th-16th Centuries» (Оsprey, Men-at-Arms №491). Оформляли ее Гэрри и Сэм Эмблетоны. Отец и сын. Гэрри проработал на «Оспрей» более 20 лет. Живет в Швейцарии, где также создает фигуры для музеев. Что же касается рисунка, то на нем изображены воины, которых (две фигуры, стоящие справа) каждый может увидеть в экспозиции Национального музея республики Татарстан в Казани. Стоят они там в стеклянных шкафах. Я их со всех сторон сфотографировал и… художникам оставалось лишь только их нарисовать в «живых позах»!
Ну а начать мне придется с того, что столкнуться с проблемой иллюстрирования мне пришлось еще в 1995—1997 гг., когда издательство «Просвещение» готовило к печати «Рыцарей Средневековья». Тогда были живы еще традиции советской печати и подобные книги выходили с «картинками», а не с фото из Интеренета. Образцы для художника были взяты из соответствующих изданий британского издательства «Оспрей» и книг Функенов. Причем, человеком он оказался понимающим: нарисовал все весьма точно, но совершенно в другой манере, да так, что графическая основа каждого рисунка совершенно не совпадала с источником. А вот детали были несколько размыты, так что все было «так» и в то же время «совсем не так»!
Одна из самых ранних реконструкций, запавших мне в душу – картинка из книги про Спартака начала 50-ых годов прошлого века. Сделана по фреске в Помпеях и вызывает сегодня (по крайней мере у меня!) очень много вопросов. Там же была и другая реконструкция, на мой взгляд более верная… Но эту показать проще, она крупнее и на ней хорошо видны все детали.
Кстати, такие художники большая редкость. Например, стал я искать «аналог» у себя в Пензе и мне посоветовали женщину, которая «хорошо рисует одежду» и чуть ли не эскизы готовит для театра. Встретился с ней, дал сделать копию рисунка с иллюстрации из издания «Оспрей» на пробу. И получил… Спрашиваю: «А почему у вас на ремне пряжка уже ремня? Посмотрите на вашу сумку, разве такое возможно» «Ах, это… но это же такая мелочь!» Нашли мне двух студенток-дипломниц нашего художественного училища им. Савицкого. Нарисовать двух наших воинов, участников «Ледового побоища» для статьи в английском журнале «Милитари вогеймер». И вроде бы и неплохо вышло. Но как-то очень уж лубочно. Очень хорошие иллюстрации получались у И.Зейналова. Они печатались и в Англии, в журналах «Милитари вогеймер», «Милитари иллюстрейтид», в Бельгии в журнале «Ла фигурин», но… занялся он металлом и стало ему не до иллюстраций. Потом книгу в «Оспрей» взялся оформлять наш художник В.Корольсков, а затем он же оформил еще и книгу «Рыцари, замки, оружие», но… унесла его совсем не ко времени костлявая с косой. И тут уже пришлось самым серьезным образом выполнять требования издательства «Оспрей». И настолько это было интересно, хотя и сложно, что рассказать об этом будет просто необходимо.
Те, кто знаком с этими британскими изданиями, представляют себе, что в серии «Мэн-эт-Армз» должно быть ровно восемь цветных иллюстраций. Которые каждый приглашенный художник делает по-своему, но в принципе техника одна. Сначала на каждый рисунок автор готовит сценарий, то есть пишет, кто на нем, и примерно в какой позе. При этом каждая фигурка нумеруется и указывается «ее время». Затем ты, а не кто-то другой, не «чужой дядя» делает на каждую фигурку эскиз. Он может быть и не очень хорошим, но обязан быть проработан в деталях. То есть если на голове у воина шлем – то должно быть фото или рисунок этого шлема, и ссылка на источник – откуда это взято. Если узор на одежде, то… также фото – на основе чего ты его сюда поместил.
А вот это несколько вольная интерпретация на тему «рыцарь 14 века», созданная как раз по этой прорисовке и эффигии. Автор А. Шепс. То есть учитывая, что все рыцари в то время одинаковых доспехов не носили, но… во многом были очень близки и постоянно друг у друга что-нибудь разными способами «заимствовали», такая реконструкция имеет полное право на существование!
Еще одна очень популярная реконструкция А.Шепса. Собственно, и не реконструкция даже, а художественная перерисовка эффигии в цвете. Перед нами Роджер де Трампингтон с эффигии в Трампингтонской церкви в Кэмбриджшире, около 1329 г. Поза, естественно, изменена. Единственный недостаток данного изображения – нет узора на щитках ножен (очень он мелкий и было не разобрать, что там) и неизвестно, какого цвета наколенники. Вдруг они медные или были позолочены?
Затем следует «роспись цветов». Ты указываешь материал, из которого сделана та или иная деталь предлагаемого тобой костюма и ее цвет. Очень хорошо, если в качестве оригинала используются фотографии. Но они должны быть из музея и с указанием – из какого музея и кто автор этой реконструкции.
Все это указывается стрелками и нумеруется, а на приложенных к эскизу листах расписывается цвет каждой детали и – главное, откуда все они взяты. То есть опять-таки желательны фото музейных витрин, или ксерокопии заслуживающих внимание монографий.
Дальше следовала сама работа, причем периодически тебе присылаются готовые эскизы на предмет уточнений. Интересна технология работы некоторых из английских художников. Например, тот же Ангус МакБрайд, живший в Африке под Кейптауном, имел там не только художественную студию, где еще и обучал молодежь, но и… конюшню! Молодых людей, одетых в спортивное трико в обтяжку, он сажал на коня и… фотографировал в различных позах с копьем или луком в руках. После этого с фотографии он делал героический рисунок и насыщал его нужными деталями. Как видите, все даже очень просто: пошел в конюшню, выбрал нужного коня, человека нужного роста и комплекции, после чего бери фотографируй и рисуй.
И вот тут мне опять-таки очень повезло с соавтором. Им оказался профессор Ноттингемского университета доктор Дэвид Николь. И получилось так, что он был сыном известного в Англии книжного литератора и с детства умел хорошо рисовать. Не настолько, чтобы самому еще и иллюстрировать собственные книги, но вполне профессионально, чтобы подготовить качественные эскизы для художника. Работу он себе, кстати, точно также постарался облегчить до предела. Он нарисовал пару-тройку фигур людей и коней, а затем… просто переодевал их по надобности! Так что один и тот же человек бог быть у него и русским витязем, и монголом, а кони под разными седлами и с разной сбруей кочевали из века в век. Но в принципе это было логично, поскольку предназначалось художнику, которых по этим его эскизам и по моему сценарию должен был бы сделать цветную иллюстрацию.
Так что в отношении иллюстраций издательства «Оспрей» можно сказать, что они исключительно историчные, каждая мелочь в них имеет свое обоснования, а «отсебятина» художника в них только разве что поза и выражение лица… Ну, а если кто-то захочет попытать счастья в работе с этим издательством, то… будьте готовые выполнить все эти их требования!
P. S. Думается, что образцы текста на английском с описанием цветов и деталей рисунка сюда помещать не надо, уж очень много места они занимают. Но без них тоже, увы, никуда!
P. P. S. Так что не надо говорить плохо про английских художников иллюстраторов. У нас, кстати, мастеров такого уровня тоже совсем немного, но они есть. Это и Олег Федоров, и Роберто Палласиос Фернандес, и Николай Зубков, и Игорь Дзысь, и А. Шепс, который, кстати, еще и прекрасно рисует боевую технику. Есть и те, кто рисует воинов более позднего времени, но их я не знаю.
14 правил визуальной разработки: как рассказать историю одним рисунком
Визуальная разработка – это проектирование всего, что может помочь визуализировать вашу историю. В этой статье вы узнаете все необходимое об основах визуальной разработки. Эти знания пригодятся не только художникам, но и всем, кто работает над построением декораций, расстановкой света, и созданием кадра в целом.
На этапе разработки художники рисуют множество сцен, для визуализации своего вымышленного мира. Это один из самых приятных этапов работы, в котором каждый художник должен попробовать свои силы. Также мы поговорим о том, на какие художественные приемы нужно обратить внимание.
Мой наставник в Pixar однажды сказал мне: «Даже если цвета плохо сочетаются, рисунок выглядит хорошо, при условии что соотношение светотени идеальное». В этой статье я поделюсь с вами советами, с помощью которых ваши работы однозначно выйдут на новый уровень.
Я люблю путешествовать и всегда фотографирую пейзажи, которые меня вдохновляют. Даже если вы не увлекаетесь путешествиями или фотографией, вам все равно нужны хорошие фотореференсы. Они нужны для того, чтобы на их основе вы могли создать свой собственный сказочный мир. Постарайтесь найти в интернете фотографии, способствующие полету воображения.
2. Создание набросков
Обычно я рисую наброски на сером фоне, размер которого соответствует пропорциям экрана кинотеатра (2,39: 1). Это помогает удостовериться, что мои идеи будут интересно смотреться на большом экране. Также, благодаря маленькому размеру я могу видеть всю картину в кадре. На этом этапе я выявляю и исправляю все возможные проблемы в композиции.
3. Улучшение композиции
Композиция помогает направить взгляд зрителя в главные точки рисунка. Основной инструмент композиции – это правило третей. Это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле золотого сечения. Таким образом, для облегчения компоновки вы делите вашу картину на девять частей. Рекомендуется поместить зрительный центр на линии деления, которые вы накладываете на кадр.
4. Разместите ромбы и зигзаги
Разместите ромбовидную рамку вокруг основного фокуса, тем самым создавая линии направления взгляда. Каждая фигура, располагаемая на рисунке, должна помочь зрителю изучить изображение. Зигзаги помогут организовать фигуры и создать визуальное разнообразие. Также они способствуют тому, чтобы взгляд зрителя двигался в определенных направлениях.
5. Проверяем соотношение светотени
Это самая важная часть процесса рисования. Перед добавлением освещения или окрашиванием светотени должны выглядеть идеально. Зрители должны иметь возможность читать ваши фокусные точки даже на расстоянии. Убедитесь, что самая светлая или темная точка находится в фокусе.
6. Группируйте светотени с умом
Когда вы изображаете свет или тень, они не должны нарушать диапазон, с которым вы решили работать, если на то нет веской причины. Например, фигуры в этом диапазоне светотени также могут помочь ориентироваться по изображению.
7. Создайте контраст, используя противоположности
Вы можете контрастировать светотень, используя самые светлые и самые темные цвета в сцене. Они сразу же привлекут внимание зрителя. Обычно наши глаза фокусируются либо на самом насыщенном цвете на рисунке, либо на сером, окруженном яркими цветами. Противоположности притягивают взгляд, и тот же принцип применим и к фигурам.
8. Построение структуры сцены
Я всегда разделяю светотени на три плана: передний, средний и задний. Каждая структура имеет свои светотени в пределах диапазона группы. Благодаря перекрытию фигур ваш рисунок будет более глубоким. Я рекомендую разделять фигуры на три большие структуры.
9. Создаем ощущение пространства
Это изображение поможет вам увидеть, как я создаю ощущение пространства между каждой наземной структурой. Наложение светлых и темных объектов поможет создать глубину. Вы можете настроить диапазон светотени в меню «Изображение»> «Настройка»> «Яркость / Контрастность». Эти шаги помогут вам сгруппировать светотени.
10. Локальные цветовые решения
Вы можете использовать любой понравившийся вам цвет, но важно сосредоточиться на светотеневой структуре. Кроме того, попробуйте использовать цвет или оттенок, который находятся рядом друг с другом на цветовом круге. Это поможет сделать сцену гармоничной. Не бойтесь играть с цветами. Вы всегда можете использовать «Тон/Насыщенность», чтобы их изменить.
11. Определяемся с цветами и добавляем освещение
На этом этапе я добавил больше синего и фиолетового цвета в локальные цвета. Вы можете изменить цвета, используя инструмент «Тон/Насыщенность» или «Цветовой баланс». Далее, я использую корректирующий слой «Жесткий свет» для освещения сцены. С его помощью можно смешивать светлые цвета и локальный цвет на свое усмотрение.
12. Начинаем рисовать окружающую среду
Во-первых, я использую «Смешивающую кисть» для создания вариаций цветов. Я добавляю локальные цвета объекта, а затем создаю формы, которые позволяют направить взгляд зрителя. Обратите внимание, что для достижения нужного эффекта фигуры должны находиться в пределах зоны светотени.
Работа с цветом идентична созданию светотеневой структуры, и вы можете потратить некоторое время, играясь цветами в этом конкретном диапазоне цветов, чтобы увидеть, что подходит лучше всего.
13. Определите композиционные недостатки
На этом этапе я вношу глобальные изменения. Светотеневое соотношение призрачной девочки было слишком схоже с тем, что на колоне позади. Мое решение состояло в том, чтобы удалить часть колоны и вместо этого сделать зигзагообразную форму фигур.
Помните, что свет над темными фигурами создает глубину и делает объект более легким для восприятия. Небо и лес на рисунке служат элементами каркаса, благодаря которым улучшается фокусировка на главных деталях рисунка.
14. Проанализируйте рисунок
Первое, что бросается в глаза на этом рисунке, – это девочка-призрак, а второе – объекты на могиле на переднем плане. Ярко-красные туфли девушки помогают установить связь с надгробной плитой. Это сцена о маленькой девочке, которая умерла в этом пруду. Она смотрит на пруд, но не видит своего отражения. И это история, которую я рассказал в одном изображении!
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Николай Рерих Славяне на Днепре 1905
Славяне – самая большая семья народов в Европе и одна из самых больших в Азии. Не сразу из отдельных племён сложились народы, а некоторые, в том числе и многочисленные славянские племена вообще исчезли. Поляне, которые жили по берегам среднего течения Днепра, составили основу населения Киевской Руси. Ильменские словене были ядром Новгородской республики. Кривичи – предки смолян – были защитниками западных рубежей славянских земель. Потомки волынян и бужан, живших по берегам рек Западный Буг и Волынь, живут там и доныне. Столицей вятичей стал город Вятка. Потомки древлян живут в Полесье – украинском и белорусском… Недавно украинские археологи провели раскопки в Коростене – так называется столица древлян Искоростень – и сделали там много важных открытий. А дреговичи, жители некогда славного Туровского княжества, менее заметны на общем славянском фоне. “Растворились” среди других славянских народов и племена радимичей, северян, уличей и тиверцев.
Виктор Васнецов Бой скифов со славянами 1881
Неизвестный художник Торг у древних Славян
На картине изображён славянский торг на реке Днепре. Из каких тоько краёв ни пожаловали купцы, что они только ни привезли! Удивляться такому разнообразию товаров, нарядов, языков, “валют” не приходится: через славянские земли проходило несколько важнейших торговых путей. Главный путь – “из варяг в греки”, то есть из Скандинавии в Византию. На юг ехали не только шведы, норвежцы и датчане, но и купцы из всех стран Северной Европы. А византийские греки спешили на север. Их целью не обязательно были страны, расположенные на берегах Балтийского моря. Они могли продать свой товар славянам, купить у них шкуры диких животных, мёд, изделия кузнецов и гончаров и вернуться домой, чтобы на берегах Босфора с большой выгодой продать товары с берегов Днепра. Можно было торговать изделиями славян и в Скандинавии… Торговых людей было много, и потому купцы, несмотря на опасности, которые подстерегали их в дальних странствиях, спешили в путь. Был и другой путь – “из варяг в персы”. Купцы плыли с севера по Волге в Каспийское море. И в обратном направлении.
Генрих Семирадский Похороны знатного руса
Летом 921 года из Багдада в Волжскую Булгарию отправились арабские дипломаты, чтобы установить добрые отношения между двумя странами. В составе делегации был секретарь – Ахмад Ибн Фадлан. Он старательно описывал всё, что увидел во время путешествия. А увидел он много такого, о чём многие не знали ни до, ни после него. На берегах Волги встретил Ибн Фадлан русов, наших предков. Он описал их внешность и обычаи. Особенно подробно рассказал, как русы хоронили знатного соплеменника. Русы стрили для умершего огромную ладью, клали в неё всё, что было дорого тому в жизни, а потом поджигали ладью вместе с телом и всем добром. На вопрос Ибн Фадлана, зачем они это делают, один из русов объяснил: “Вы, арабы, берёте умершего, самого любимого для вас человека, самого уважаемого вами, и бросаете его в землю, и съедают его прах черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он входит в рай немедленно”. Описание древнего обряда было сделано арабским путешественником так точно и подробно, что спустя десять веков художник Генрих Ипполитович Семирадский смог его изобразить на своей картине.
Клавдий Лебедев Ночь на Ивана Купалу
У восточных славян Купала был главным персонажем праздника летнего солнцестояния – так называли чучело. Во время праздника его “купали”, то есть топили в реке – отсюда и название. А когда славяне приняли христианство, этот праздник был приурочен уже ко дню рождения Иоанна Крестителя, которого в народе стали называть Иваном Купалой, он в реке Иордан крестил Иисуса Христа. Хотя праздники совпали, но не смешались в один. Сохранилось ещё много языческих поверий и обычаев. В этот праздник трав, воды и гаданий девушки плели венки и пускали их по воде: важно, чтобы венок, подхваченный течением, уплыл далеко-далеко, где его найдёт будущий жених. В ночь на Ивана Купалу прыгали через костёр, чтобы сжечь все грехи. Люди верили, что только в эту ночь расцветает папоротник. Цветок будто бы светится в темноте. Кто сможет его найти и унести из леса, тот обретёт счастье. Цветок укажет, где зарыт клад. С цветком нужно уходить, не оглядываясь. Если оглянешься, нечистая сила выхватит ценное растение из рук, а человек окажется в темноте, в которой можно легко пропасть. Многие поверья этого праздника описаны Николаем Васильевичем Гоголем в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.
Картина изображает призвание новгородцами варягов Руси – Рюрика, Синеуса и Трувора, описанное много позже в “Повести временных лет”. Летопись Нестора гласит, что ильменские словене (жили по берегам озера Ильмень), кривичи и их финно-угорские соседи – чудь – жили богато, но договориться ни о чём не могли. И тогда решили они послать гонцов за море и призвать к себе русского князя Рюрика и двух его братьев, Синеуса и Трувора, опытных мореходов и воинов, закалённых в сражениях. Править они могли честь по чести. Называли их “русью”. От варягов, призванных из-за моря славянами, чудью и кривичами, чтобы прекратить междоусобицы и распри, была прозвана Русская земля. За братьями видны корабли, на которых они приплыли к новгородцам. В середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор. Справа стоят новгородцы – ильменские словене. У них длинные волосы и бороды, они в льняных домотканых рубахах и в подбитых мехом шубах. Они выложили дары для гостей – дорогие меха и мёд в горшках. Среди новгородцев выделяется седовласый высокий человек. Наверное, это новгородский посадник – избранный глава города. Может быть, он говорит варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.
Неизвестный художник Убиение Аскольда и Дира Олегом
Николай Рерих Княжья охота. Вечер. 1901
Николай Бодаревский Князь Олег прибивает свой щит на врата Царьграда
Виктор Васнецов Прощание Олега с конём. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” 1899
Виктор Васнецов Баян. Тризна. 1910
В древности по погибшим воинам было принято устраивать тризны – поминальные трапезы, на которых исполнялись героические песни о подвигах погибших воинов. Вот и здесь мы видим, как на могиле князя Олега расположилась его дружина. Гусляр-сказитель поёт воинам и князьям песню о славных былых временах. Такие сказители были у многих народов. Ирландцы называли их “бардами”, греки – “аэдами”. Самым известным русским сказителем был Баян (в старину – Боян). Он упомянут в “Слове о полку Игореве”, есть о нём запись и на стене Софии Киевской. А в Новгороде Великом имеется улица Бояна. Имя этого певца происходит от слова “баять” – “сказывать”. Боянами называли когда-то выдающихся поэтов и исплнителей. Это имя распространено среди болгар и тюркских народов, предки которых были кочевниками. Баяна в “Слове…” называют “вещим”: он и песни пел, и предвещал будущее. Но его нельзя назвать гадателем: Баян был великим наставником князей и людей из народа. Его песни призывали к объединению не только русских княжеств, но и всех славянских народов. В Трубчевске и Новгород-Северском установлены памятники древнему сказителю.
Гусли – струнный музыкальный инструмент. Его звучание, напевность соответствует русскому характеру, а потому на Руси было немало знаменитых гусляров. Древние греки играли на кифаре, армяне наслаждаются звуками своего канона, иранцам милее сантур, финны ни на что не променяют кантеле, а литовцы – канклес… Славяне ещё в IX веке удивляли игрою на гуслях византийских императоров. Гусли делались из долблёной сухой доски ели или клёна. Вид клёна Явор особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – “яровчатые”. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться “звончатыми”. Из былин мы знаем имя гусляра и новгородского купца Садко. На гуслях играл и богатырь Добрыня Никитич. Любил ударить по струнам и разбойник Соловей Будимирович. Но всех превзошёл лучший гусляр Киевской Руси Баян. Был он и вещим сказителем.
Василий Сазонов Первая встреча князя Игоря с Ольгой
Сын Рюрика и его наследник, будущий великий Киевский князь Игорь, встретил псковитянку Ольгу и полюбил её. Согласно легенде, Ольга была простой крестьянкой – дочерью перевозчика через реку. На переправе Игорь и увидел девушку, и её красота покорила его. Свадьба состоялась позже, когда по требованию Игоря в столицу Киевской Руси привезли его невесту. Учёные до сих пор спорят о том, кем по происхождению была княгиня Ольга и в каком году она вышла замуж за Игоря. Некоторые исследователи утверждают, что она была княжной, возможно, скандинавского происхождения. В 945 году, возвращаясь с полюдья в Киев, Игорь решил обложить древлян повторной данью. Сначала к князю направили послов, которые напомнили ему, что вся дань уже собрана. Когда Игорь не уступил и настаивал на повторном сборе полюдья, его схватил и жестоко казнили. Княгиня Ольга осталась вдовой и правила страной единолично от лица малолетнего сына, Святослава Игоревича. Так она стала первой русской женщиной-правительницей. Первым делом она жестоко отплатила убийцам своего мужа, которого очень любила и сына которого, Святослава, растила.
Клавдий Лебедев Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года 1903
Сбор дани при князе Игоре. Крестьяне, ремесленники и охотники должны были делиться нажитым добром с князем. Продукты и изделия шли на содержание дружины, которая защищала подданных от набегов врага. Кроме того, дружинники совершали военные походы, расширяя владения князя. Крестьяне, в частности, древляне, в этих походах и сражениях не участвовали: они пахали землю и собирали урожай. Существовали нормы дани, но крестьяне зачастую утивали продукты от сборщиков дани. После неудачного похода на Византию дружинники Игоря стали жаловаться, что они обеднели и желают отправиться за данью к древлянам. В 945 году князь с дружиной отправился к Искоростеню, древлянской столице. Когда дань была собрана, Игорь отправил часть войска домой, а с меньшей частью решил вернуться за новой данью. Древляне, узнав об этом, сказали своему князю Малу: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. Мал согласился с решением подданных. После этого древляне вышли из города, остановили Игоря на дороге и расправились с князем и его воинами.
Андрей Иванов Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810
Князь Святослав отправился в поход против Болгарского царства. В Киеве не было и воеводы Претича – он находился на другом берегу Днепра. Печенеги решили, что настало время отомстить киевлянам за поражения. Княгиня Ольга решила отправить гонцом юношу, который знал язык печенегов. Он должен был пройти через ряды врагов, вплавь переправиться через Днепр и отыскать Претича. Княгиня сказала, что, если юноша не приведёт подмогу утром, она прикажет сдать город. Вечером молодой киевлянин тайком выбрался из города. Он бродил от одного костра к другому и спрашивал на печенежском языке, не видел ли кто его лошадь. Воины только отмахивались – мол, сам упустил, сам и ищи. Парень добрался до воды и поплыл к противоположному берегу. Только тут печенеги догадались, что выпустили из города гонца. Получив сообщение княгини, воевода приказал тут же выступить в поход. С восходом солнца рать уже была на другом берегу реки. Но дружина небольшая, а печенегов – целое войско. Тогда Претич велел дуть в трубы, бить в барабаны – поднять шум, чтобы печенеги решили: Святослав вернулся. Осада была снята, и горожане спасены благодаря смелости юного киевлянина, имени которого так никто и не узнал.
Иван Акимов Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев. 1773
Великий князь Святослав – сын князя Игоря и Ольги. Сохранилось описание его внешности: “Был он среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую, и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином”. Был Святослав воином, ходил на болгар. Возвращение из этого похода изображено на картине. В то время, как княгиня Ольга осталась одна с внуками в Киеве, к городу подступили полчища печенегов. Но благодаря подвигу киевлянина Святослав вовремя получил известие о грозящей опасности, успел вернуться в Киев и спасти город. Картина выполнена в академической манере. Святослав на ней похож, скорее, на римского воина, нежели на русского князя. Это легко объяснить: историческая наука в 1773 году, в котором написана эта картина, только-только обратила своё внимание на русскую историю.
Клавдий Лебедев Свидание Киевского князя Святослава с византийским императором Иваном Цимисхием.
Вскоре после дунайского похода Святослава Киев был окружён печенегами, и великий князь был вынужден вернуться на защиту столицы. Отбив печенегов, он снова вернулся в Болгарию, а около 971 года в союзе с болгарами и венграми начал войну с Византией. После боя с превосходящим войском у Большого Преслава и Доростола русское войско выдержало трёхмесячную осаду. А в 971 году Святослав Игоревич заключил мир с Византией. На картине Клавдия Лебедева изображена встреча великого князя Святослава Игоревича с византийским императором Цимисхием после заключения мирного договора. По описанию историка-очевидца Льва Диакона, он приплыл на встречу с императором в лодке, причём работал веслом наравне с другими гребцами. Киевский князь был одет в простую рубаху, зато в его ухе красовалась серьга с двумя жемчужинами и рубином. На обратном пути, уже у днепровских порогов, Святослав был убит поджидающими его в засаде печенегами.
Андрей Рябушкин Пир богатырей у ласкового князя Владимира 1888
На знаменитой картине “Богатыри” три могучих витязя, защитника Руси, “богатырская застава”. В центре – Илья Муромец. Слева от него – Добрыня Никитич на белом коне. Справа – Алёша Попович. Они стали символом единения русских земель: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома, Алёша – из Ростова. Есть на картине и символы Света и Тьмы: Алёша – как Зоренька Ясная, Добрыня Никитич – Белый День, а Илья – Ноченька Тёмная. Три мужские силы: удаль молодецкая, неодолимая мощь зрелости и опыт старшего возраста. А были ли эти богатыри на самом деле? Конечно, были! Добрыня Никитич – дядя великого князя Владимира, который крестил Киев, а Добрыня – Новгород. Илья Муромец охранял границы Киевской Руси, а потом стал монахом Киево-Печерского монастыря. Потому и похоронен Илья в Ближних пещерах лавры. О приключениях сына ростовского священника, озорного Алёши Поповича, много былин сложено.
Виктор Васнецов Витязь на распутье 1882
Эту картину художник Виктор Васнецов назвал “Витязь на распутье”. Считается, что на ней изображён былинный богатырь Илья Муромец. Родился он в деревне Карачарове, но тридцать три года не мог ходить. Но пришли к нему калики перехожие, излечили его да ещё и силой богатырской наделили. Нашлись для богатыря меч, латы и конь подходящий. Оседлал он коня и поехал вершить добрые дела, с нечистью бороться. Но вдруг преградил ему путь-дорогу камень. На нём что-то написано, но на картине не прочитать: часть букв стёрлась, а другие мхом поросли. Художник в письме к другу сообщил, что на камне написано: “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному. Направо ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти”. В этом и есть главное испытание для витязя: какую дорогу выбрать? Если жениться, ему станет не до подвигов: будет дома с любимой женой жить. Богатому тоже незачем по чистому полю на коне скакать, ему бы свои богатства подсчитывать да увеличивать. А тот, кто смерти не боится и прямо поедет, и есть настоящий витязь.
Евграф Сорокин Ян Усмовец, удерживающий быка 1849
Самые знаменитые богатыри на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Но были и другие – среди них Ян Усмовец. В 992 году пришли на Русь печенеги и начали похваляться силой. Собрались перед сражением два войска: русское и печенежское. Главный печенег и говорит: пусть, мол, выйдет русский силач и померяется силой с нашим богатырём. Но никто не спешил выходить на поединок первым. Князь Владимир боялся, что придётся признать поражение. Но тут один старик сказал, что его меньшой сын так силён, что разрывает кожу быка. Решили испытать силача. Бежит зверь – вот-вот поднимет молодца на рога! В последний момент Ян отступил в сторону и схватил быка за бок одной рукой. Да так, что тот никак не мог вырваться. А когда всё же вырвался, в руке у Яна остался кусок бычьей шкуры. Увидели это печенеги и поняли: русский богатырь сильнее их поединщика. Так и ушли в свои степи. В том месте, где Ян показал свою силу, построили город и назвали его Переяславом. Назвали так, потому что Ян Усмовец перехватил – перенял – славу у печенежского силача. Прошли годы, и люди стали прославлять силу Никиты Кожемяки: рассказывали и о таком же случае. Были ли это два разных человека или один, неведомо. Много было на Руси сильных богатырей.
Василий Перов Первые христиане в Киеве 1880
Художник Василий Перов изобразил первых христиан в тогда ещё языческой столице Киевской Руси – в городе Киеве. Это собрание происходило в IX веке – до того, как великий князь Владимир Святославович крестил Русь. Тогда у христиан ещё не было своей церкви и им негде было молиться Богу. Первыми христианами были представители разных народов – греческие купцы, скандинавские воины или местные славяне: всех объединяла вера в Единого Бога. Как показано на картине, христиане собирались в уединённом месте, вечером, и читали Священное Писание: днём их могли заметить язычники. Но темнота на картине имеет и символическое значение – это тьма неверия в Бога. И только горящая свеча заставляет её отступить: это свет веры, который исходит не только от пламени, но и от самого Священного Писания. Пройдёт немного времени – и в Киеве построят первый каменный православный храм, Десятинную церковь, и зажгут там свечи, рассевающие тьму неверия. Построят прекрасный Софийский собор. Будет основана Киево-Печерская лавра, в которой станут обитать монахи: иконописцы, лекари, летописцы. Но это будет потом, а пока в темноте зажигают свою свечу первые киевские христиане.
Клавдий Лебедев Убиение двух варягов 1903
Вдова великого князя Игоря, княгиня Ольга, в конце жизни поехала в Константинополь, тогда же и крестилась. А её сын, князь Святослав Игоревич, остался язычником. Он погиб в 972 или 073 году, когда на него у днепровских порогов напали печенеги. После смерти великого князя остались трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После отца Киевским князем стал старший сын, Ярополк. Правил он недолго – с 970 по 980 годы. Он, как и отец, тоже был язычником, но с пониманием относился к другим верованиям. При нём в нижней, торговой части города стали строить первые христианские храмы. Строили себе дома и сами христиане – строили, где хотели, в том числе и рядом с княжеской крепостью, детинцем. Там же стояли и языческие идолы. Двое крещёных варягов поселились как раз в этом месте. После крещения отец получил имя Феодор, а сына нарекли Иоанном. Как сообщают летописи, волхвы, недовольные тем, что рядом с их кумирами живут иноверцы, натравили на них народ. Когда варяги заперлись в доме, язычники разобрали строение по брёвнышку и убили его хозяев. Феодор и Иоанн стали первыми русскими мучениками за православную веру.
Хромолитография Нестор-летописец Виктор Васнецов Княгиня Ольга 1885-1896
Монах Нестор жил на рубеже XI и XII веков, а княгиня Ольга – в X веке. Их разделяло столетие, и оба они – знаковые фигуры в древней истории нашего государства. Нестор – летописец, автор известной летописи “Повесть временных лет”. Из этого исторического труда мы узнаём о том, как возникло наше государство, как была крещена Русь и о других важных событиях. Он считается автором “Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба” – труда о первых русских святых, и “Жития Феодосия Печерского” – описания жизни основателя Киево-Печерской лавры, монахом которой был и Нестор. Княгиня Ольга, вдова князя Игоря и мать князя Святослава, стала первой русской княгиней, принявшей христианство. После крещения она получила новое имя – Елена. Княгиня Ольга умерла в 969 году. Потомки сохранили о ней добрую память: недаром древний летописец назвал её “провозвестницей христианской земли”. Её внук, князь Владимир Святославич, по некоторым данным, в 1007 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле гробницы княгини Ольги. Многие люди исцелялись от болезней.
Серия “Русская история в картинах” будет продолжена в следующих постах – вплоть до начала XX века и вы познакомитесь с замечательными творениями русских живописцев на темы отечественной истории.