нарушение процесса чтения выражающееся неспособностью овладеть навыком чтения
Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции
Надежда Епифанова
Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции
Нарушения чтения: причины, проявления, приемы коррекции
В логопедической практике существует определение, характеризующее трудности формирования процесса чтения, которое называется дислексия. К сожалению, в настоящее время наблюдается увеличение количества школьников, испытывающих трудности при чтении.
Под дислексией понимается частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении. Это нарушение обусловлено несформированностью тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения.
С точки зрения структуры чтение представляет собой воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного изображения. В обеспечении процесса чтения участвуют сенсо-моторный и семантический уровни.
Благодаря сенсо-моторному уровню происходит звукобуквенный анализ слов; удержание полученной информации в памяти; возникновение на основе воспринятой информации смысловых догадок; сличение – контроль возникших догадок с данным материалом. Таким образом, данный уровень организации чтения обеспечивает его техническую составляющую, скорость восприятия и его точность.
Семантический уровень формируется на основе данных сенсо-моторного уровня и отвечает за понимание значения и смысла информации.
Основными недостатками, обусловливающими нарушения в технике чтения,являются:
1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг к другу; невозможность заметить мелкие различия сходных по внешнему виду предметов).
2. Регрессии (неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения).
3. Артикуляция (внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза).
4. Малое поле зрения (за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, поэтому глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. При сформированной технике чтения за одну фиксацию взгляда можно воспринимать всю строку, а иногда и абзац).
5. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования (неумение предугадывать написанное и делать смысловые догадки).
6. Низкий уровень организации внимания (скорость чтения снижается неумением контролировать свое внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается).
7. Отсутствие гибкой стратегии чтения (начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. В зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы, как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное чтение).
Часто встречающимися проявлениями нарушений чтения являются:
1. Неправильное называние при чтении некоторых букв вследствие их неузнавания или незапоминания ребенком, что приводит к неузнаванию и самих слов (вместо «окна» читает «скна»).
2. Побуквенное (а не послоговое) чтение (при назывании букв возникают их призвуки, что осложняет понимание прочитанного).
3. Искажение звуко-слоговой структуры слов («дрога» или «дорга» вместо «дорога»).
4. Чтение отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево, т. е. в обратном направлении.
5. Нарушение понимания прочитанного при технически правильном и даже достаточно беглом чтении (связано с бедностью словарного запаса).
Приемы коррекционной работы при нарушениях чтения.
• Прием «Дермолексия» (для запоминания букв) педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
• «Цветная проволока»: педагог вместе с учителем складывает буквы из проволоки.
• Опознать и назвать наложенные, зашумленные, пунктирные буквы.
• Прием «Перепутанные слоги».
то,ре,ше (решето, ро,ва,ко (корова, та,за,бо (забота, то,ло,бо (болото,
ри,ла,пе (перила, ны,го,ва (вагоны, за,бе,рё(берёза, ца,си,ли (лисица,
пу, ста, ка (капуста, рел, та, ка (тарелка, вар, мо, са (самовар).
• Замени подчёркнутую букву на другую,чтобы получилось новое слово.
мука чашка горки перец чихать позвал
мука чашка хобот заход больной метель
печка мышка халат повар яблони сказка
печка мышка танец мешок спелый кожура
печка билет варит везёт корона кружок
цапля белка варит сынок малина гренки
венок шубка льды Алёна перила стёкла
•Добавление в слова заданных букв:
Для отработки техники чтения:
• «Наступи на пятку» (чтение в паре, либо учитель – класс через слово в быстром темпе);
• Чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);
• «Буксир»: учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;
• «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);
• «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);
• «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение).
2. Афонькина Ю. А. Справочник учителя-логопеда школы. – Учитель, 2009. – 165с.
3. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. –Спб: Питер, 2009. – 370с.
Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей «Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей». 1. Введение. Особенности.
Социальные причины нарушения звукопроизношения (Подготовила учитель-логопед Кутовая Екатерина Александровна) Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих.
Консультация «Формы проявления агрессии. Проблемы, советы» Человек был, есть и, возможно, еще долго будет агрессивным. Это кажется ясным и бесспорным. Но почему он агрессивен? Что заставляет быть.
Консультация для родителей «Детские страхи: причины и способы коррекции» Консультация для родителей «Детские страхи» Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх одна из первых.
Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей-дошкольников: причины, проявление» Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т. е. поставить.
Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе.
Проявления кризиса трех лет КРИЗИС 3-х ЛЕТ В этом возрасте ребенок еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение по большей части носит непроизвольный.
Видео «Игровые приёмы для коррекции звука речи [Л]» Среди детей с трудностями в развитии речи выделяют группу, которую определяют как дети «группы риска по дисграфии (частичное нарушение письма).
Научно-
образовательный
портал IQ
Картотека: дислексия и её причины
5 октября отмечается Всемирный день знаний о дислексии (World Dyslexia Awareness Day). Вместе с лингвистом, младшим научным сотрудником Центра языка и мозга Светланой Дорофеевой, IQ разобрался в особенностях и причинах этого нарушения.
Что такое дислексия?
Согласно определению Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association, IDA), «дислексия — это специфическое расстройство обучения, имеющее нейробиологическую основу. Оно характеризуется трудностями с точным и/или быстрым распознаванием слов, с плохими навыками письма и чтения. Эти трудности обычно являются результатом дефицита фонологического компонента речи и часто оказываются неожиданными, так как ребенок демонстрирует хорошее развитие общих когнитивных способностей и прекрасно выполняет инструкции учителей в классе. Вторичные последствия дислексии могут включать проблемы с пониманием прочитанного и сокращением читательского опыта, что, в свою очередь, может препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний».
А дисграфия — тоже имеет отношение к дислексии?
В западной традиции для обозначения нарушений письменной речи у детей используется единый термин — «дислексия развития» (developmental dyslexia). В отечественной традиции принято использовать термин «дислексия» для обозначения трудностей с освоением чтения и термин «дисграфия» для обозначения проблем с освоением письма. При этом нужно учитывать, что чтение и письмо — это сложные, комплексные процессы, каждый из которых обеспечивается слаженной работой целого ряда когнитивных функций. Обычно их набор, необходимый для чтения и письма, пересекается, поэтому часто оба этих расстройства — дислексия и дисграфия — сочетаются.
И много детей страдают дислексией?
По оценкам Американской психиатрической ассоциации, 5–15% детей школьного возраста имеют расстройство обучения. Примерно у 80% детей с расстройством обучения есть расстройство чтения, называемое дислексией. Кстати, в детстве ей страдало и немало знаменитостей: актёры Том Круз, Дженнифер Энистон и Кира Найтли; режиссёры Уолт Дисней, Стивен Спилберг и даже Квентин Тарантино (при том, что его IQ в школьные годы равнялся 160); пловец, многократный олимпийский чемпион Майкл Фелпс, повар, телеведущий и ресторатор Джейми Оливер.
Каковы же причины этого расстройства?
Причинами того, что внешне проявляется как трудности с обучением чтению (медленное освоение слогового чтения, медленное чтение, чтение с большим количеством ошибок, плохое понимание прочитанного), могут быть особенности развития на нескольких уровнях: генетическом, нейробиологическом, а также на уровне когнитивных функций.
Ок, можно подробнее о генетическом уровне?
Генетический уровень до сих пор недостаточно изучен, однако то, что дислексия передается по наследству, было замечено еще более 100 лет назад. Также есть исследования, подтверждающие, что дети из семей, в которых были люди с дислексией, имеют более высокий риск возникновения проблем с освоением чтения и письма. Подробнее о биологической природе дислексии и о попытках найти гены, связанные с развитием нарушений чтения, можно прочитать в статье психогенетика Елены Леонидовны Григоренко «Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований».
А нейробиологический уровень, видимо, как-то связан с мозгом?
Да, это так. В исследованиях на нейробиологическом уровне анализируют особенности строения и функционирования мозга дислектиков по сравнению с людьми, легко осваивающими чтение. Начались эти исследования со структурного анализа мозга дислектиков постмортум (после смерти), однако таких исследований было немного. Основными методами, используемыми современной наукой, является метод функционального картирования мозга с помощью фМРТ и исследование структурных характеристик, а также анализ проводящих путей с помощью трактографии.
И что удалось выяснить?
Многими исследованиями были подтверждены различия в ряде областей головного мозга и мозжечка у дислектиков и людей без дислексии (и это является косвенным подтверждением того, что дети с дислексией не «мало стараются», а испытывают объективные и существенные трудности). Однако после накопления достаточного массива данных, стали появляться мета-аналитические обзоры, которые показали: результаты разных исследований в этой области плохо согласуются друг с другом. Отличия в строении и функционировании мозга людей с дислексией регулярно обнаруживаются, но они обычно в разных областях, а результаты исследований трудно воспроизвести в аналогичных условиях. Причиной разногласий в результатах может быть и то, что не всегда при подборе испытуемых с дислексией достаточно строго учитывался тип дислексии, а именно — особенности развития когнитивных функций, приводящие к нарушениям чтения.
То есть мы подошли к третьему — когнитивному уровню?
Именно! На уровне когнитивных функций причинами дислексии могут быть недостаточно развитые навыки фонологической обработки информации (различение звуков речи, звуковой анализ и синтез, способность производить операции с фонемами), слухоречевой памяти, отличия в обработке зрительной и зрительно-пространственной информации, регуляторные нарушения и др.
Людям с дислексией может быть трудно соотнести буквы, которые они видят, со звуками, которые слышат и издают, а также удерживать произвольное внимание или запоминать последовательности звуков и обозначающих их букв. Часто чтение и письмо для детей с дислексией — это очень энергозатратный процесс, особенно в случаях, когда нарушена работа не одной, а двух или нескольких когнитивных функций.
Как диагностируют дислексию?
Дислексию определяют не по единичным ошибкам, а по их совокупности и стойкому характеру. Дети без нарушений чтения могут делать единичные ошибки в обычном состоянии, а также могут делать много ошибок в стрессовых ситуациях, после болезни или при усталости. Но именно стойкие ошибки, от которых не удается избавиться ни после разъяснений, ни после отдыха, ни после дополнительных занятий, становятся одним из признаков дислексии.
Одна из главных проблем с дислексией в нашей стране в настоящее время — это отсутствие массовой своевременной диагностики. Ранняя диагностика очень важна, ведь чем раньше дислексию диагностируют, тем раньше начнётся коррекция, и ребенок будет меньше психологически травмирован, сможет быстрее догнать своих сверстников.
И каковы инструменты диагностики?
Обязательный компонент — тест на чтение. Для выявления нарушений чтения необходимо использовать стандартизированные тесты, для которых собраны данные о том, как дети читают в норме и каковы границы текущей нормы. Обычно это достаточно большая выборка — сотни протестированных детей.
Для русского языка пока что существует единственная Стандартизированная методика исследования навыков чтения у детей (СМИНЧ), разработанная А.Н. Корневым в 1997 году. Она используется логопедами и другими специалистами при диагностике дислексии. Однако нормативные данные для этого теста были собраны более 10 лет назад, а потому требуют обновления. В целом подобные обновления регулярно требуются для большинства стандартизированных тестов.
Применяются ли какие-то другие специальные методики?
Когда у ребёнка обнаружены нарушения чтения, возникает необходимость выявить их причины. На текущем уровне развития науки сделать это с помощью исследования на генетическом или нейробиологическом уровне нельзя (хотя возможно, это будет доступно в будущем). А вот на уровне когнитивных функций — возможно. Это делается с помощью комплексного нейропсихологического обследования. Кроме того, отдельные когнитивные функции могут быть протестированы с помощью специализированных батарей тестов. Например, навыки фонологической обработки можно теперь исследовать с помощью батареи тестов ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка). Надёжная и детальная диагностика причин дислексии на уровне когнитивных функций — основа эффективной коррекции.
В НИУ ВШЭ проверили диагностическую валидность теста СМИНЧ
Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с профессором нейропсихологии из МГУ им. М.В. Ломоносова и специалистами из Центра патологии речи и нейрореабилитации провели оценку диагностической валидности СМИНЧ и проверили, насколько актуальны имеющиеся нормативные данные. Результаты исследования, обновленные уровни по скорости чтения, а также контрольные уровни для оценки этих показателей представлены в статье, опубликованной в The Russian Journal of Cognitive Science. Новые сведения помогут специалистам проводить более точную диагностику нарушений чтения.
Ранее до этой работы экспериментальная оценка диагностической валидности теста СМИНЧ никогда не проводилась. Отсутствовала научная проверка, насколько точно при использовании этого теста дети с дислексией будут диагностированы как дислектики, а дети, не имеющие нарушений чтения — как относящиеся к группе нормы.
Авторы исследования протестировали 90 типично развивающихся детей, успешно осваивающих чтение, и 50 детей, у которых опытными специалистами была клинически диагностирована дислексия. После этого они проанализировали соответствие между клиническим диагнозом и показателями этих детей по СМИНЧ, используя оригинальные нормы, приведенные в опубликованном руководстве к тесту, а также новые нормативные данные.
Исследование показало высокую специфичность теста. Это означает, что СМИНЧ позволяет идентифицировать типичные показатели чтения и отсутствие дислексии с высокой точностью: от 100% (при использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах) до 94,4% (при использовании контрольных уровней, рассчитанных на данных 2018 года). Однако чувствительность СМИНЧ, то есть его способность выявить ребенка с дислексией как имеющего нарушения чтения, существенно зависит от нормативных данных, используемых для расчета «уровней отсечки».
При использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах, чувствительность теста находилась между 36,6% и 39,0% (в зависимости от текста), а при использовании новых данных по скорости чтения, полученных в 2018 году, чувствительность теста достигала 60,0–72,0%. Однако даже 72,0% — очень низкий показатель чувствительности. Он означает, что до 28,0% детей будут ошибочно диагностированы как не имеющие нарушений чтения, хотя по факту могут быть дислектиками.
Относительно низкая чувствительность СМИНЧ является результатом использования только одного (хотя и самого важного) диагностического критерия — скорости декодирования. Однако СМИНЧ фактически позволяет использовать два дополнительных диагностических критерия: уровень понимания прочитанного и взвешенную оценку ошибок, допущенных при чтении.
IQ
Нарушение процесса чтения выражающееся неспособностью овладеть навыком чтения
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.
Статья:
АЛЕКСИЮ (полная невозможность овладения чтением или его полная утрата).
ДИСЛЕКСИЮ
— биологические причины: недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка.
В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе чтения. При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.
к таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. По А. Егорову четыре ступени
1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.
2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.
3. Становление целостных приёмов восприятия. Слова знакомык простые по структуре, читаются целостно. Трудные по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.
4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов.
Главная задача – осмысление прочитанного. Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения.
С учетом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии:
— тактильная; Фонематическая дислексия – вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии.
Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.
Вторая форма фонематической дислексии
связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.
В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа:
— определение наличия (отсутствия) звука;
— определение первого (последнего) звука;
— определение места звука в слове (начало, середина, конец);
— определение количества звуков
определение последовательности звуков;
— определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки); При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов,частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.
При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов,частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.
При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.Различные нарушения:
— оптико-пространственного гнозиса и праксиса;
— несформированность пространственных представлений.
Аграмматическая дислексия – проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексиейнаблюдаются следующие ошибки: изменение падежных окончаний существительных,
Мнестическая дислексия. Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы.
— замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки, замены графически сходных букв;
— нарушения слияния букв в слоге;
— искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов);
— нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения;
— аграмматизмы при чтении, иногда зеркальное чтение; Неречевая симптоматика дислексии
1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.
2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.
3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта). Основные методы и приёмы при работе по преодолению дислексии на уроках литературного чтенияОсновные приемы и методы работы с детьми дислексиками:
1. Оттянуть уши вперёд. Затем назад. Медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
3. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов:
1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки,где цветок обозначает позицию звука: в начале, в середине и в конце слова.
2. Определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона) Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.
3. Найди в прямоугольниках ту букву,которая отличается от остальных:
4. Добавь недостающую часть,чтобы получилась буква:
5. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?
6. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями :
7. Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные):
Модифицированные зрительные диктанты
1. Тает снег. (8 букв)
1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)
2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)
3. По нашему краю течет красивая полноводная река Енисей. (46) Зеркальное рисование
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
— рисовать то же самое обеими руками вместе;
— рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии;
— так же рисовать круговыми, синусоидовидными движениями;
— рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси;
— рисование несложных орнаментов: совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Можно предложить детям следующие упражнения:
1. Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия- разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх.Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
3. «Ищет птичка». Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев).На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков!
4. «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь).Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз, ладонь ребром,ладонь вниз:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.
Не хотят носить обноски —
Им бы праздничные блестки
Да высокие прически! Интеллектуально –развивающие словесные игры:
(греч.) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову,например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами.
Подберите анаграммы к следующим словам:
верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.
(Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.) Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой.
Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота,
Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.
(Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон –гонСлова-перевертыши:
Лают ворота: Слова матрешки
Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга,например:
АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК;
КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ.
Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные цепочки
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста,если он:
1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8)затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.
Таким образом, корректировать трудности в чтении нужно, обеспечивая слаженную работу всех отделов мозга, активно подключая тело или т. н. сенсомоторный уровень.
Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.