наше лето история песни
Что за песня: «Яхта парус — в этом мире только мы одни!»
Всем привет! В последнее время, в тик токе все активнее продвигается песня Валентина Стрыкало — Наше лето. Да да, это так, в которой есть слова: «Яхта, парус — в этом мире только мы одни! Ялта, август — и мы с тобою влюблены!». Не мудрено — на дворе лето, многие едут в отпуска. И эта песня идеально подходит под настроение людей.
Давайте посмотрим что это за песня, кто ее поет и как она вообще появилась?
Популярность песни
Удивительно, но песня была выпущена еще в далеком 2011 году! Причем оформлена она была в очень забавный ретро-клип.
На данный момент, клип набрал более 24 миллионов просмотров.
Для справки
Группа “Валентин Стрыкало” была создана в 2010 году в Запорожье композитором и музыкантом Юрием Капланом. Коллектив исполнял инди-рок, камеди-рок и неопсиходелию, было выпущено три студийных альбома с 2012 по 2016 год. В мае 2019 года группа прекратила свою деятельность. На данный момент Юрий Каплан работает над новым музыкальным проектом.
А начнём мы с гениального ретро-клипа на знаменитую песню “Наше лето” (“Яхта, парус”). Это замечательное видео было опубликовано на канале YouTube ещё в октябре 2011 года, значительно опередив своё время и собрав почти 24 миллионов просмотров. Итак, смотрим легендарное видео, ностальгирует о прошлом и вспоминаем свои курортные романы.
Аккорды
Текст песни
Тихо лужи покрывает лед, помнишь мы с тобою
Целовались ночи напролет под шум прибоя
Это лето не вернуть уже я знаю
Но когда печаль в моей душе я вспоминаю:
Яхта, парус, в этом мире только мы одни.
Ялта, август и мы с тобою влюблены.
Яхта, парус, в этом мире только мы одни.
Ялта, август и мы с тобою влюблены.
Но расстаться нам с тобой пришлось кончилась путевка
И вагон плацкартный меня нес в Новую Каховку
Не забуду ночи при луне и твою улыбку
Ты открытку подарила мне, а на той открытке:
Яхта, парус, в это мире только мы одни.
Ялта, август и мы с тобою влюблены.
Яхта, парус, в это мире только мы одни.
Ялта, август и мы с тобою влюблены.
Яхта, парус, в это мире только мы одни.
Ялта, август и мы с тобою влюблены.
Яхта, парус, в это мире только мы одни.
Ялта, август и мы с тобою влюблены.
Послушать песню
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
6 оттенков пошлости. №6: ВАЛЕНТИН СТРЫКАЛО — «Наше лето» (2011)
Создание дурацких и пошлых песен не всегда обусловлено отсутствием вкуса или циничной конъюнктурой (в духе, «не мы такие — народ такой»). Нередко их пишут с целью, как раз, высмеять ту самую пошлость.
Подобный приём был очень распространён в советских фильмах – например, чтобы выявить «мещанскую» сущность персонажей. Достаточно вспомнить замечательный тандем композитора Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенёва, писавший уморительные стилизации для комедий Гайдая: «Где среди пампасов бегают бизоны…» (из к-ф «12 стульев»), «Помоги мне» (из к-ф «Бриллиантовая рука») или «Чёрные подковы» (из к-ф «Не может быть!»).
Забавно, что многие из этих песен быстро становились хитами. Причём среди слушателей обязательно находились те, которые не замечала иронию авторов и принимали всё за чистую монету. Например, те же «Чёрные подковы» вне контекста фильма вполне можно было принять за настоящий цыганский романс.
Ночью вдруг из рук,
Выпала гитара,
Ветер дунул вдруг,
И любви не стало,
Только тьма в кустах,
Мерзнет одиноко,
Как душа пуста,
Зимняя дорога…
Да, авторская ирония может быть очень завуалированной.
Во времена студенческой юности мы очень любили поиздеваться над всяческими жанрами и клише (от рока и рэпа до попсы и блатняка), сочиняя издевательские циничные пародии. То перепевали «Я тебя никогда не забуду» на мотив «Синей птицы» МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. То превращали «Я хочу быть с тобой» в рэп-речёвку типа Эм-Си Хаммер. То доводили до абсурда блатную песенку «Голуби летят над нашей зоной». То стебали поэтический стиль Цоя:
У меня на груди — звезда,
Потому что я герой соцтруда.
А почему я герой соцтруда?
Потому что у меня звезда…
(на мотив «Звезды по имени Солнце»)
Тогда же у меня появилась идея записать попсовый альбом, где ирония была бы полностью незаметной. Потом дождаться, когда окружающим песни понравятся, и злорадно объявить, что это лишь имитация, написанная на раз-два в туалете с помощью левой ноги. Свою подлую затею я так и не осуществил. Из нескольких опусов в памяти сохранилась лишь одна песенка, сочинённая в рамках некоего эксперимента — я должен был за 5 минут сочинить текст, а мой друг — музыку. В итоге вышло некое подобие попсы начала 90-х:
Неподаренные розы
Я сжимаю в руках.
Неподаренные розы
Искололи пальцы в кровь.
Неподаренные розы —
Словно знак
Того-о, что ухо-о-одит любо-о-овь.
Кто бы мог подумать, что спустя 17 лет я сам куплюсь на подобный «развод»…
Произошло это так. Жена смотрела по телевизору нашумевший фильм Бориса Хлебникова «Аритмия», а я (не большой любитель современного российского кино) сидел в углу, уткнувшись в ноутбук. И тут краем уха услышал, как героиня фильма сказала, что сейчас включит «песню пубертатного периода». После чего с экранов полились ностальгические мотивы времён поздней перестройки, а жалостливый голос пел:
Тихо лужи покрывает лёд, помнишь мы с тобою
Целовались ночи напролёт под шум прибоя
Это лето не вернуть уже я знаю
Но когда печаль в моей душе я вспоминаю
Яхта, парус, в этом мире только мы одни
Ялта, август и мы с тобою влюблены…
Я оторвался от ноутбука и удивлённо воскликнул; «Что это? Почему не знаю? У меня же вся юность пришлась на перестройку и начало 1990-х!». Ринувшись в Интернет, я облегчённо вздохнул. Песня оказалась а) совсем не такой старой и б) представляла собой тонкий авторский стёб. Тем не менее, чувство меломанского стыда всё-таки осталось, когда я узнал, что хит «Наше лето» к моменту выхода «Аритмии» имел шестилетнюю историю.
Она началась в 2008 году, когда на YouTube стали появляться ролики от некоего странного провинциального паренька по имени Влентин Стрыкало. Ролики представляли собой обращения к поп-звёздам — Вячеслава Малежику, Диме Билану — с просьбой помочь юному таланту и сопровождались песенками вроде «Мент поганый» или «Мама, я гей».
Песни изрядно веселили Интернет-аудиторию, и видео быстро стали «вирусными». Разумеется, это был искусный «троллинг». Под маской Стрыкало скрывался остроумный киевский юноша Юрий Каплан.
Юрий Каплан:
«Популярность была для меня неожиданностью. Я хотел стать известным музыкантом, но я никогда бы не подумал, что меня прославит образ Валентина Стрыкало».
На волне успеха Каплан начинает выступать сольно, а в 2010 году формирует свою группу под тем же раскрученным брендом. В 2012 году группа ВАЛЕНТИН СТРЫКАЛО записала свой первый альбом «Смирись и расслабься», который, по моему мнению, до сих пор остаётся лучшим в её творчестве. Самой сильной стороной Каплана была именно сатира. Иногда это выглядело, как откровенный стёб («45 лет», «Кайен»), а иногда, как пародия на поп-музыку («Рустем», «Гори»). Причём пародии даже чисто мелодически звучали лучше многих современных эстрадных хитов.
Самой «завуалированной» пародией оказалась именно песня «Наше лето». Пишут, что Каплан сочинил её ещё со своей старой группой ВОДИЧКА ПУЗЫРЬКИ.
Юрий Каплан:
«…на одной из вечеринок мы с ребятами веселились, и придумали такую песню за 10 минут. Потом мы просто решили, что это одна из тех песен, которая может прозвучать по радио и которая может ротироваться. Потому что там нет электрогитар, там есть клавиши, нет мата и грубых слов».
Тогда Юрию казалось, что они написали «адовый трешак в стиле ЛАСКОВОГО МАЯ», поэтому и клип решили снять соответствующий. Режиссёром выступил сам автор. По его словам, он хотел, чтобы они выглядели, как советские «задроты и ботаники, но получились больше похожими на маньяков из 80-х».
Юрий Каплан:
«Мы купили усы, очки. Пришли на локацию – там советская квартира. Тогда мы добрали еще всяких предметов интерьера – пластинок, плакатов, допотопный сервиз в горошек, совковый телефон, проигрыватель, – расставили и начали снимать. Концепта закосить под 80-е не было, просто хотелось снять клип, который бы смотрелся смешно. Но когда он вышел, оказалось, что у многих людей песня вызывает ностальгию.
И, черт, это же неплохо! Несмотря на то что мы вкладывали в нее изначально, оказалось, что ее можно воспринимать и по-другому. Даже мое отношение к этой песне изменилось. В моих глазах это уже не трешак, а стилизация под 80-е, которая получилась такой помимо нашей воли».
Клип был снят ещё в 2011 году, но прошёл тогда мимо моего внимания (как и всё творчество ВАЛЕНТИНА СТРЫКАЛО). Тем не менее, все 2010-е группа успешно гастролировала, как по Украине, так и по России. А количеству каверов на их песни могут позавидовать даже именитые исполнители.
Юрий Каплан:
«Для меня идеальная песня группы ВАЛЕНТИН СТРЫКАЛО — это ироничный трек, где не все могут прочитать эту иронию. Возьмем, к примеру, песню «Наше лето». Многими людьми она воспринимается как хорошая лирическая композиция. Мы выступали на телевидении, и одна женщина даже пустила слезу. Потому что она показалась ей действительно милой. Другим эта песня может показаться просто смешным веселым стёбом. Она одновременно и смешная, и в то же время трогательная и наивная. Вот это мне нравится. По-моему, это идеальный коктейль. Это то, что я хотел бы делать. Это никого не отпугнёт».
С выходом «Аритмии» песня про Ялту и август пережила своё второе рождение. Особенно, если учесть, что звучала она там два раза — в сцене вечеринки и в финале.
Борис Хлебников:
«Песня была с самого начала прописана Наташей Мещаниновой в сцене вечеринки. И когда мы эту сцену сняли, я ехал домой со смены и вдруг четко понял, что если ее поставить в фильме во второй раз, на титры, то она решит две проблемы. Во-первых, собьет пафос последнего кадра с дорожной пробкой, через которую едет «скорая». А во-вторых, закончит все кино отношениями главных героев, а не медициной. Именно потому, что это музыка с вечеринки, где они друг на друга так смотрели. Песню мы поставили. Песня заработала».
В завершение, я хотел бы привести ссылки на другие композиции Юрия Каплана. Хотя в последние годы он ударился в лирику, смешные песни мне нравятся у него гораздо больше.
Лишь однажды
(осторожно, нехорошие слова!)
Автор: Сергей Курий
август 2018 г.
Goblin рекомендует заказывать разработку сайтов в megagroup.ru
cтраницы: 1 | всего: 65, Goblin : 1 |
>i У меня к этой песне особенное отношение. Мы с девушкой тоже впервые встретились в Ялте в августе. До этого год переписывались по сети, общались как приятели с общими интересами, ничто не предвещало. Я в Москве, она в Ялте. И тут мне на работе выдали отпуск. Я к тому моменту года полтора как не был в отпуске и лет 17 не был на море, так получилось. Написал подруге, мол так и так, выдали отпуск, хочу съездить в Ялту на море, не хочешь встретиться лично как-нибудь? Она согласилась. И вот уже 2,5 года как мы вместе. Чего стоят только его «видеообращения к звёздам» и адовые клипы. > «Мама, я гей» он же пел? А есть не зацензуренная версия песни, где вместо «август» поют более логичное «анус»? Ударник до конца образ не додержал 🙂 Лёгкий забег по питерским комиссионкам. Год назад я снял квартиру в Старом Петергофе, так там на антресолях считай половина нужного реквизита уже обнаружилась, включая чайный сервиз. > Только на хера молоком обливаться в конце- не ясно Ты не заметил, как солист с гитаристом переглядывались сладострастно? Ай спасибо! Заслушиваюсь. > хм, отсылка к дерипаске и рыбке? к разбору х/ф Аритмия, где я услышал эту песню > Стрыкало жёстко затроллил советскую эстраду, а песня стала хитом. Верно, но на этот раз, такое впечатление, народ не заметил троллинга и просто скушал няшку. > А есть не зацензуренная версия песни, где вместо «август» поют более логичное «анус»? Вспомнился август 1998го в Ялте. Мы приехали туда 15го. Поддерживаю. Блин, камрад, огромное тебе спасибо полез смотреть остальное и там. > Что это за ХЕРОТА? Сам ты! Школьник наверное! Ага. Ещё «вся в габане на каене.. » норм заходит))) Да, он. У него раньше одна песня угарней другой были, жег ацетиленом. > Стрыкало жёстко затроллил советскую эстраду Нельзя затроллить нечто ныне не существующее. Он спародировал её. Есть отличное слово «пародия». Расширяйте словарный запас, не будьте героями картинки про человека узнавшего слово «лайфхак». Да там масса всего. Вроде какая-нибудь дурацкая подростковая песенка, а где-нибудь в тексте что-нибудь такое на серьёзных щах ввёрнуто, что не заржать невозможно. «Я отдавала ему всё, что было и не просила ничего взамен, жёлтыми листьями дороги крыло, а его крыло непонятно чем. «, «не сплю я потому что мне никак не удаётся не грустить, я ночью мну подушку, а Таню мнёт другой какой-то тип. «. Из относительно свежего «Я стараюсь быть лучше» тоже прекрасна. > «Мама, я гей» он же пел? Не, это Дима Билан. Только в гриме очень похожем на Стрыкало. > Нельзя затроллить нечто ныне не существующее Спасибо за науку, друг. Я ещё плохо понимаю современные слова. Кому: Kobold-Android, #13 > В жанре «городская жалостливая песня» ему просто нет равных. «Самого симпа-а-атичного во дворе» никакая другая песня не перебьёт. Я бью женщин и детей потому что я красавчик А сегодня в ночном клубе огромадный костолом > Оно же под мелодию композиции Numb ВИА inkin Park Спасибо за ссылку, интересно. Вспомнился «День рождения» под Nirvana’у от Wallas Band. Звук со стоп-картинкой: Полноценного клипа, к сожалению, нет. Есть любительская запись части концерта в акустике (не лучшего качества): Недавно увидел другой его шедевр. Песня о любви и расставании. группа давно дала трещину, возможно ты видел автора и наемников Куда пропала первая исполнительница хита «Король Оранжевое лето». Анна Салмина и группа «Браво»»/>Рок-н-рольная, захватывающая, энергичная группа «Браво» на протяжении своей карьеры неоднократно оказывалась на грани распада, но всякий раз происходило чудо, и она опять возрождалась. Коллектив постоянно обновлялся, однако больше всего поклонникам запомнились вокалисты: Жанна Агузарова, Евгений Осин, Анна Салмина, Валерий Сюткин и Роберт Ленц. В 1986-м году Алла Пугачёва представила артистов в программе «Музыкальный ринг» (кстати, сказала, что она старая, больная женщина, и хотела бы видеть замену себе. А в это время её будущий муж Максимка учился писать и считать…). Через некоторое время музыкантов пригласили на «Рок-панораму-86», где они лихо «откатали» программу, и их признали такие мэтры, как: Александр Градский, Андрей Макаревич («Машина времени»), Александр Ситковецкий («Автограф»). После громкого успеха ребят зачислили в штат Московской областной филармонии. Официальный статус позволил музыкантам гастролировать по стране и участвовать во всевозможных фестивалях. Правда, Жанна Агузарова постоянно была чем-то недовольна и после очередного скандала бросила коллектив. Евгений Хавтан (руководитель, композитор, гитарист) срочно начал искать замену, и вскоре Анна Салмина начала репетировать песню «Король Оранжевое лето». Группа «Браво» тщательно готовилась, ведь их пообещали показать в самой популярной советской программе «Утренняя почта». Правда было одно условие: изменить некоторые фразы в песне. Текст песни «Король Оранжевое лето» написал Вадим Степанцов (в будущем лидер группы «Бахыт-Компот»), а музыку – Евгений Хавтан. Изначально припев звучал так: Цензура этот вариант не пропустила, и припев в срочном порядке переделали: Песню «Король Оранжевое лето» записывали в первом тон-ателье Останкино. После выхода в эфир, а также по опросу «Звуковой дорожки» «МК», занимала первые позиции среди музыкальных произведений в 1986 году. Несмотря на такой ошеломляющий успех Анна Салмина недолго пела в группе, хотя пережила вместе с коллективом не самые лучшие годы. Откуда же она появилась? Где родилась? И куда потом пропала? Мы постараемся ответить на все вопросы, но, к сожалению, об талантливой певице в интернете очень скудная информация. Начнем с того, что Аня появилась на свет 17 января 1958 года в городе Николаеве (Украина). Первая музыкальная группа, в которой она пела, называлась «Диалог» (экс-ВИА «Поющие юнги»). В 1978 году юную вокалистку пригласили в ВИА «Синяя птица», заменила Евгению Завьялову. В начале восьмидесятых Салмина покинула коллектив, а через некоторое время стала солисткой легендарной рок-группы «Браво». У ребят был с филармонией договор, согласно которому в течение трёх месяцев должны были отыграть 90 концертов. Только после этого худсовет давал разрешение на гастроли по всей стране. Аня вместе с музыкантами ездила по окраинам Москвы. За день, бывало, наматывали больше ста километров, да плюс ещё концерты. Мужики порой не выдерживали, а она всё стойко переносила. Почему покинула «Браво» неизвестно, наверное, потому что Агузарова решила вернуться. Далее пела и играла на скрипке в ВИА «Девчата». Следующий жизненный этап проходил в группе «Роковые яйца», но уже под другой фамилией – Салминг. Сейчас Анна живет в Москве, изредка сотрудничает с музыкальным коллективами, а также принимает участие в творческих вечерах. О личной жизни вокалистка не распространяется, предположительно замужем, есть дети. Несмотря на возраст, певице 61 год, хорошо выглядит, предпочитает молодежный стиль одежды, любит животных, особенно кошек. Огромное спасибо всем, кто уже подписался! Благодаря вам, уважаемые читатели, наш канал быстрее развивается! Чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники «Яхта парус, Ялта август» – cover «Наше лето» Валентина Стрыкало в исполнении уличного музыкантаУличные музыканты в Санкт-Петербурге любят исполнять песню «Наше лето» Валентина Стрыкало, и Евгений Морган (он же «Улица без имени») – не исключение. ВПитере3.4K постов 10.1K подписчиков Жаль что Стрыкало стал мало писать, пару отличных песен в его «творчестве» было. Ну. На любителя. Очень. Ммммм лето Крым 2020 первый раз услышал эту песню и влюбился в неё Семииз ПРИВЕТ. не вытягивает как он А гитара ему зачем? он даже лады не зажимает. )) Правый берег рекиАлександра Пахмутова. Сегодня ей исполнилось 92 года!В Волгограде есть необычный памятник. Это маленькая девочка, играющая на аккордеоне. Он поставлен реальной девочке, которая ездила в госпиталь к бойцам, раненным во время Сталинградской битвы, и часами играла им. Девочке было тогда 13 лет, но выглядела она лет на 9. Аккордеон был большой и тяжелый. Но бойцы очень любили ее концерты, и каждый день ждали их. Поэтому девочка снова шла пешком в госпиталь с тяжелым аккордеоном, чтобы скрасить бойцам госпитальные дни, наполненные страданиями. Звали эту девочку – Александра Пахмутова. Метеоры на окраине Санкт-ПетербургаМесто, где стоят метеоры называется «Уткина заводь» Граффити и интересные места в Санкт-Петербурге 9 частьОчередной пост-квест в поисках стрит-арта и интересных мест в Санкт-Петербурге. Литейный проспект, 37-39 лит Г Граффити «Ёжик в тумане» Фурштатская, 9 Кирочная, 8 Особняк на улице Марата 63 Пиксель арт «Бойцовский Клуб» На заборе рядом с домом Кожевенной линией, 39к1, напротив входа в Рядом с Бойцовским клубом На территории Севкабель Порт небольшая историческая справка о появлении Севкабель во дворе дома 7-я линия В.О., 40 Граффити «Вуди Вудпекер» Граффити «Голубая сойка» Большой Казачий переулок, 11 Во дворе Горохой 42 Морской вокзал Санкт-Петербурга В Санкт-Петербурге уличным музыкантам запретили выступать на время локдаунаУличным музыкантам, ранее согласовавшим свои выступления, запретили играть в Санкт-Петербурге на время локдауна. Главной причиной такого решения стала ухудшающаяся эпидемиологическая ситуация, власти стараются избежать массовых скоплений людей на улицах, сообщает пресс-служба Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В нерабочие дни в центре города собралось множество людей и одним из поводов для столпотворений стали уличные концерты на Невском проспекте. Послушать уличных музыкантов собрались сотни людей, что при нынешней ситуации с заболеваемостью коронавирусом крайне нежелательно. Ограничительные меры будут действительны до 7 ноября текущего года. Кафе и рестораны работают только навынос, открытыми остаются аптеки и продовольственные магазины. Ответ на пост «Локдаун в Петербурге выглядит так»А в Казани было это.. В последний день перед большими выходными, ночные клубы зазывали клиентов как в последний раз. Народу забивалось по 500-600 человек, чтоб нормально затусить перед локдауном. Локдаун в Петербурге выглядит такАгнета и ФридаНа территории новочеркасской школы нашли довоенное подземелье1 октября во дворе проводили урок физкультуры. Учительница заприметила провал в асфальте, под которым находилось глубокое пустое пространство. Детей оттуда увели, а о находке сообщили в городское управление образования. Выходить во двор несовершеннолетним после этого запретили из соображений безопасности. Через месяц дорожники пришли, чтобы залатать провал. Когда они начали снимать асфальт, то поняли, что это вовсе не яма, а вход в подземное помещение. Там обнаружились комнаты, выложенные красным кирпичом. На стенах можно разглядеть надпись “Дружба”, также там нашли фамилии, имена и даты – 1942 и 1927. Самой загадочной находкой стал заваренный вход в одну из комнат. Что находится внутри нее, до сих пор неизвестно. Лайфхак из ПитераЭхо войныB Шoлoxoвcкoм paйoнe кoмбaйн пoдopвaлcя нa минe вpeмeн Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны. ЧП пpoизoшлo вo вpeмя убopки пoдcoлнeчникa нa пoлe. K cчacтью никтo нe пoгиб. У кoмбaйнepa лeгкaя кoнтузия Уличные музыкантыГреция, о.Крит, г.Ретимно Снято на Sony a7m3 FF1.8/50mm (sony) Торжественная церемония подъема Андреевского флага на дизель-электрической подводной лодке Б-602 «Магадан» проекта 636.3На окнах ПетербургаО ПЕТЕРБУРГСКИХ ГЛИНАХНаверное, всякий знает: если попросить быстро назвать домашнюю птицу, фрукт и поэта – большинство не задумываясь ответят: «Курица, яблоко, Пушкин». А вот триаду «Петербург, кирпич, Слепушкин» знают немногие. Почему так, и о чём вообще речь? Строить, строить, строить! Пётр Первый мечтал, чтобы Петербург был похож на Амстердам с каменными домами под крышами из черепицы. Архитекторы Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини вычертили план необычного для России города с прямыми улицами. Строгой сетью линий рассекли Васильевский остров, торгово-административный центр Петербурга… К 1725 году здесь насчитывали 40,000 жителей, а дом был нужен каждому с самых первых дней. Как строить, из чего строить? Из дерева срубили первый в городе Троицкий собор, первый Гостиный двор, первую пристань и первый трактир «Аустерия четырёх фрегатов». Даже в Петропавловской крепости каменные стены с бастионами начали возводить только на третий год. Типовыми служили одноэтажные каркасные дома, обмазанные местной глиной, иногда с дёрном на крыше. Сенат – мазанка, Почтовый двор – мазанка, и новый Гостиный двор тоже. Но богатые россияне не желали жить в хатах. Канцлер Головин взял камень из развалин крепости Ниеншанц, и в 1710 году на Берёзовом острове появился первый каменный дом Петербурга. Для генерал-губернатора Меншикова построили каменную усадьбу на Васильевском острове. Тогда же Пётр Первый объявил кирпич главным строительным материалом будущей столицы и повелел в указе: «Кирпичным заводам существовать при Санкт-Петербурге по рекам Неве, Ижоре и Тосне». Кирпич кирпичу рознь Глину здесь добывали за столетия до Петра. Технология была немудрёной: в тёплое время года вручную формовали блоки, сушили на солнце, а потом обжигали в небольших печах. Тогдашний завод – это «изба для рабочих с каморкой, пять печей кирпичных, над печами шатры, покрытые тёсом, амбар, восемь кирпичных сараев». Производства при старинных глиняных карьерах принадлежали Канцелярии каменных дел, работали подрядным способом и вскоре стали выпускать до 15 миллионов кирпичей в год. Много это или мало? Например, дом Нарышкиных – это 438,200 кирпичей. К 1726 году на Васильевском острове было 113 кирпичных зданий. Голландские мечты Петра постепенно сбывались, хотя даже через сто лет из 8,000 петербургских домов больше 5,000 всё ещё были деревянными. На правом берегу Невы против села Рыбацкого в 1765 году обосновались 60 переселенцев с семьями из королевства Вюртемберг и прусской провинции Бранденбург. Так появился Новый Саратов – в отличие от Саратова главного, где жили немцы Поволжья. Новосаратовская колония быстро выросла в аккуратный патриархальный германский городок, где к удивлению и восхищению русских никогда не было нищих. Впавшему в бедность помогали всем миром, чтобы побыстрее выкарабкался. Малолетним сиротам вскладчину собирали деньги на учёбу и воспитание, а подросшим подыскивали удачный брак. В 1775 году контроль за производством кирпича передали специально созданному Каменному приказу, а в пушкинские времена к здешним кирпичным заводчикам ездили учиться. Фёдор Никифорович Слепушкин появился на свет в 1783 году и фамилию получил по кличке ослепшего деда. Крепостной крестьянин из-под Ярославля выучился читать и в 1803 году перебрался на отхожий промысел в Петербург. Торговал вразнос на улицах варёной грушей, со временем открыл мелочную лавку, а потом продал всё и переехал в Новосаратовскую колонию. Там Слепушкин осилил немецкий язык, открыл лодочный перевоз через Неву, научился у немцев производству, выстроил завод и скоро уже поставлял городу по семи миллионов кирпичей в год… …а ещё начал писать стихи. Он заочно учился у Языкова, Крылова, Жуковского и Пушкина: увидав стихи Слепушкина, Александр Сергеевич сперва отказывался верить, что тот пишет сам. Успех, свобода и триумф Слух о крестьянском поэте, который кирпичи миллионами печёт, – или кирпичном заводчике, который недурные стихи сочиняет, – дошли до Николая Первого. Молодой любопытный император вызвал Слепушкина к себе и под впечатлением от разговора пожаловал гостю кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Фёдоровна подарила золотые часы. Пушкин завидовал и возмущался: «Стыдное дело: Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и медаль, а Пушкину полному – шиш». Золотой медалью Слепушкина наградила Российская Академия наук. При этом до 1826 года кирпичный король оставался крепостным: хозяйка его, урождённая графиня Орлова, заломила за вольную 3,000 рублей – стоимость 200,000 кирпичей в ценах начала XIX века. Вынуть громадные деньги из оборота и оторвать их от семьи Фёдор Никифорович не мог. Тогда Пушкин и другие поэты при поддержке княгини Юсуповой собрали нужную сумму; Слепушкин выкупил себя со всей семьёй и приписался к купеческому сословию. Первый поэт среди кирпичников и первый кирпичник среди поэтов опубликовал ещё несколько книг и получил золотую медаль на Андреевской ленте; его стихи сборником издала Академия наук, их публиковали в переводах на немецкий, французский и английский в Европе. Фёдор Никифорович, имея к середине 1840-х годов семью в 50 человек, содержал на средства от кирпичного производства школу в Рыбацком: он по своему опыту знал, как важно выходцам из низов общества обучиться грамоте. Умер Слепушкин в 1848 году во время эпидемии холеры – не уберёгся, помогая заболевшим. Дети, а потом внуки продолжили его дело и по-прежнему выпускали кирпич. Долгое время семья жила в доме Фёдора Никифоровича, который он выстроил на фундаменте старой шведской сторожевой башни, а в 1907 году фамильное гнездо безвозмездно передали Начальному народному училищу: девочки и мальчики учились там бесплатно – Слепушкины покрывали все расходы. К началу XX века счёт кирпичам для Петербурга шёл на сотни миллионов ежегодно. С тех пор много воды утекло в Неве. Страну лихорадило – войны, революции, катаклизмы. Заводы закрывались, разграблялись, возрождались, объединялись, переоснащались, процветали – и снова закрывались. А дом Слепушкиных, простоявший больше полутора столетий и уцелевший во время блокады, в 2013 году неожиданно сгорел: уж больно хотели застройщики освоить землю под историческим памятником и отгрохать на его месте что-нибудь бетонное. О петербургском бетоне надо рассказывать отдельно. В городе больше 48,000 жилых зданий, и около половины из них бетонные. Из бетона выстроен самый высокий небоскрёб Европы, «Лахта-центр» – 372 м (462 м со шпилем). Как строительный материал бетон хорош, но лишён того тепла, которым обладает кирпич. Ведь из новосаратовской глины не меньше пятисот лет создавали игрушки, кухонную утварь – и те самые кирпичи, из которых сложены стены подавляющего большинства всемирно известных петербургских зданий. Кирпичи долговечнее человеческой памяти. Люди забывают ремесло, забывают историю, забывают многие добрые дела; забыли уникального Слепушкина, да и Пушкина уже не очень твёрдо помнят. Но пока ещё есть Нева, есть речной песок, есть глина в Новосаратовке. Есть хорошие люди и есть надежда на возрождение.
|