нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо

Как понимают счастье герои и автор в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо

«Кому живётся весело, вольготно…»

Своей поэмой Некрасов хотел показать крестьянской России путь к истинному счастью, к свободе, которой можно достичь только при помощи жестокой революции.

В самом произведении нет как такового портрета «счастливца», который действительно радуется каждому дню жизни, есть только Гриша Добросклонов, который наиболее приближен к человеку, познавшему хорошую сторону жизни, счастье. В понимании Некрасова, счастье — то, что может стать смыслом жизни, а для него это служение народу. Именно в службе людям и родной стране видит счастье автор поэмы.

Семь странников — семь мужиков

На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина. Горелова, Неелова — Неурожайка тож, сошлися — и заспорили: кому живётся весело, вольготно на Руси?

нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо

Главными действующими лицами поэмы выступают семеро мужиков, которые решили отправиться в путь и найти всё-таки того, кому «весело, вольготно живётся на Руси». Странствие героев не ограничивается реально возможными событиями, здесь Некрасов использует сказочные аспекты, например, самобраную скатерть «по вашему велению», структуру и композицию, свойственные именно русским сказкам.

Всё это нужно, чтобы реально показать всю «необъятную Русь» и сделать это ёмко и кратко, уместив действие в сравнительно небольшие размеры. Сами мужики чем-то схожи с героями русских сказок, при помощи этого поэт смог наделить своих персонажей основными чертами простого русского человека.

Мужики начинают своё странствие, дабы найти счастливого. Все герои произведения видят счастье в самых разных вещах, которые на деле не приносят настоящей радости. Некоторые, например, считают, что «быть богатым» — предел человеческого счастья, однако автор примерами это опровергает: он показывает, что богатые так же, как и все, могут быть несчастными, ведь по тем или иным причинам видят радость в чём-то другом — в том, чего сами не имеют.

Именно это и характеризует почти всех русских людей, независимо: простой ли это мужик, или зазнавшийся помещик: все они желают того, чего у них нет, а то, что есть — никак не ценится, пока не исчезнет. Такая вот народная особенность, и это Некрасов стремился искоренить из людей, чтобы они смогли зажить настоящей жизнью, свободной от всякой зависти.

нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо

Счастливцы на пути

Во время своего путешествия герои встречают самых различных претендентов на истинную радость жизни. Однако не только эти персонажи являются героями поэмы, поэтому стоит выделить всех тех, кто помогает автору донести до читателя свои мысли по поводу настоящего жизненного счастья:

нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо

Таким образом, Некрасов подводит в эпилоге произведения читателя к выводу, что счастлив тот, кто знает своё предназначение, кто готов жертвовать и служить родине и населяющим её людям. Всё это автор доказывает примером Гриши Добросклонова. Все другие, встретившиеся на пути, не ведают радостей жизни, однако на этом стоит остановиться поподробнее.

Типы крестьян

В поэме представлены разные представители крестьянской Руси. И каждый из персонажей являет собой отдельный собирательный образ русского человека. Наиболее удобный и понятный способ разобраться во всех героях произведения — таблица:

ОБРАЗЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА
Семеро мужиковПоиск ответа на вопрос об истинном счастье.
Яким НогойДемонстрация духовного мира русского народа.
Ермил ГиринЗащита общественных интересов.
СавелийОппозиция власти. Образ русского богатыря.
Матрена ТимофеевнаБорьба с общественными устоями на Руси.
Гриша ДобросклоновСлужение Родине и народу.

Некрасов смог отлично передать всю суть русских людей, разобрав по отдельности каждый слой общества. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо», показывая, что из себя представляют крестьяне на Руси, размышляет о счастье, которого все так искренне желают, и старается дать читателю верный путь к обретению его.

Реальная ценность богатства «богатых»

Первый, с кем знакомит мужиков рассказчик, это безымянный священнослужитель. Жаждущие правды герои расспрашивают незнакомца, в чём счастье попа.

нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо

Мужики, которые всегда верили, что церковники — люди, уж точно познавшие радость жизни, оказываются разочарованными; они вдруг узнают, что «высокие» и значительные тоже могут быть несчастливы. Сам батюшка говорит, что его жизнь далеко не сахар, и что он мечтает о другом, о том, чего у него, конечно, нет.

Автор постепенно подводит читателя к тому, что все люди привыкли видеть настоящие радости в том, чего у них самих нет: мужики видели счастье в богатстве, так как у них самих ни гроша в карманах, а те самые «богатые» считают, что деньги не так уж и важны и жизни, и грезят уже о чём-то другом, о том, чего у них нет.

Далее Некрасов продолжает свою мысль, подтверждая его разными примерами. Особенно стоит выделить встречу мужиков с помещиком Оболтом-Оболдуевым. Ещё один «богатый» предстаёт перед читателем и героями человеком, который также не может найти счастья. Этот помещик, который ни во что не ставит простых людей, привыкший жить за счёт других, даже понятия не имеет, что такое честь, не чувствует в своей жизни никакой благодати. Он тоже чего-то хочет, что-то ищет; он не знает, что ему требуется от жизни и не может быть счастливым.

Роль песен в поэме

Песенное творчество всегда было неотъемлемой частью жизни человека на Руси и, следовательно, поэмы, которая посвящена быту русского народа. Песни всегда были и будут вечным спутником в жизни человека, так как в них выражается общее сознание народа.

нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо

Все песни посвящены народу, его месту в жизни страны, его тяжёлому прошлому, непонятному настоящему и неизвестному будущему. Изначально они лишь дополняют смысл всей поэмы и помогают читателю его понять. Однако, ближе к концу несут основные мысли самого Некрасова, например, песня Гриши Добросклонова содержит желанный ответ на вопрос о настоящем счастье:

нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо

Истинный путь к счастью

То, каков, по мнению Некрасова, путь к счастью, прекрасно отражается в одном из персонажей поэмы — Грише Добросклонове. Семеро мужиков искали всю дорогу того самого счастливца, у которого можно было бы всё расспросить о счастье, но так и не смогли отыскать «правильное» представление о счастье.

нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Картинка про нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо. Фото нашли ли мужики счастливого в поэме кому на руси жить хорошо

Некрасова по-настоящему беспокоил вопрос о счастье для народа, именно поэтому он решил написать огромную поэму-эпопею, где затронул бы все мельчайшие аспекты жизни русского человека, но он не успевал это сделать, так как болезнь перечёркивала все его планы. Первоначальный замысел поэта был куда обширнее и иначе, чем вышло в итоге: было множество так и не получивших развития сюжетных ходов, персонажей, вопросов и ответов. Но он, к сожалению, так и не успел всё это осуществить.

Однако одно он точно успел сделать — Некрасов смог дать читателю огромную пищу для размышлений о счастье и, своего рода, ответ на важнейший вопрос: «кому на Руси жить хорошо?» — тому, кто знает, для чего он живёт, кто готов к самопожертвованию ради других, может служить народу и стране. Вот кто на самом деле счастлив — именно это и состояло основным смыслом поэмы, в которой Некрасов всё-таки дал ответ на главный вопрос в жизни русского человека.

Источник

Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая, Попова дочка белая, Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Жизнь попа

Сельская церковь – место службы персонажа поэмы. Автор не приводит в описании индивидуальных черт внешности. Поп типичен и практически безлик. Единственный эпитет – строгое лицо. Заработок священнослужителя – доходы от крестьян. Он мало чем отличается от нищих: побирается, прося за свой труд. Поп не требует платы, ему дают каждый столько, сколько может. Понимает персонаж, что деревни нищают, и его жизнь становится трудней. Ему хочется счастья для мужика. «Наживаться» на богатых проще. Поп объясняет странникам, почему он берет у крестьян: это плата за работу, средства для пропитания своих членов семьи. Если брать плату только словами благодарности, семья попа пойдет по миру. Тяжело совестливым священнослужителям брать пятаки из костлявых рук больных и нищих. Мозолистые руки дающих сами просят о помощи. Богатые купцы и помещики перебираются в города, оставляя деревни под присмотр своих слуг, управляющих.

Жизнь и манера поведения священнослужителей часто становилась предметом насмешек. Поп знает об этом. В песнях, сказках, частушках высмеивается не только сам поп, но и его жена, дочь, дети. Не всегда это справедливо, но слава о них бежит впереди. Даже приметы в народе не радуют священника: «С кем встречи вы боитеся». Дурной знак, если на пути появляется священник. Нет почета в народе к служителям веры в Бога, потеряли они уважение к себе.

Счастье простого народа

Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.

Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты. Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…

Женское счастье

В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный, Головка непоклончива»…

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Тест по произведению

Положительные черты характера героя

«Нет сердца, выносящего … предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль…».

Душа переболит, ломается, но не черствеет.

Священники чаще получают приход по наследству. Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.

Умение выслушать и поддержать.

Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.

Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег. Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.

Источник

«Поиски счастья мужиками» Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» nadia_91@list.ru

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Она задумана как эпопея, которую можно продолжать бесконечно, но можно поставить точку на любом отрезке ее пути. (Я буду) относиться к поэме, как к законченному произведению, поставившему и решающему философский вопрос — проблему счастья народа и отдельной личности.
Форма путешествия помогает поэту показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей России.
— Полцарства мы промеряли, — говорят мужики.
Беседуя с попом, помещиком, крестьянами из главы “Счастливые”, Ермилой Гириным, наши путешественники не находят по-настоящему счастливого, довольного судьбой, живущего в достатке. Вообще понятие “счастье” довольно многообразно. Дьячок утверждает:
Что счастие не в пажитях.
Не в соболях, не в золоте,
Не в дорогих камнях.
— А в чем же?
“В благодушестве! ”
Солдат счастлив:
Что в двадцати сражениях Я был, а не убит!
“Каменотес олончанин” счастлив, что наделен от природы богатырской силой, а раб князя Переметьева “счастлив”, что болен “благородною подагрою”. Но все это довольно жалкое подобие счастья. Несколько ближе к идеалу стоит Ермил Гирин, но и Он “споткнулся”, воспользовавшись своей властью над людьми. И приходят наши путешественники к выводу, что надо поискать счастливую среди женщин. Рассказ Матрены Тимофеевны полон драматизма. Жизнь “счастливой” крестьянки полна потерь, горя, тяжкого труда. Горьки слова признания Матрены Тимофеевны:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Разве не драматична такая ситуация? Неужели не найти мужикам-странникам истинно счастливого, довольного своейжизнью человека в целом свете? Приуныли наши страннички. Сколько им еще ходить в поисках счастливого? Увидят ли они когда свои семьи?
Встретив Гришу Добросклонова, мужики понимают, что перед ними истинно счастливый человек. Но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
За время своего путешествия странники духовно выросли. Их голос сливается с мнением автора. Именно поэтому они единодушно называют счастливым бедного и безызвестного пока Гришу Добросклонова, в образе которого хорошо просматриваются черты русских демократов: Чернышевского, Белинского, Добролюбова.
Заканчивается поэма грозным предупреждением:
Рать подымается — Неисчислимая!
Сила в ней скажется Несокрушимая!

На многое способна эта рать, если поведут ее за собой люди, подобные Грише Добросклонову.

Источник

Анализ главы «Счастливые»

В главе «Счастливые» на пути у мужиков появится толпа мужиков и баб. Многие из встретившихся крестьян объявляют себя «счастливыми», но не с каждым соглашаются мужики. Исследователи поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отметили важную особенность в этом перечне «счастливых» – в целом они представляют разные мужицкие «профессии», их рассказы открывают «почти все стороны жизни трудовых масс: здесь и солдат, и каменотес, и рабочий, и крестьянин-белорус и т.д.». В этом эпизоде странники уже сами выступают в роли судей: не их нужно убеждать, кто счастлив, а кто нет, – они решают этот вопрос самостоятельно. И потому они посмеялись над «дьячком уволенным», уверявшим, что счастье – «в благодушестве», в приятии малой радости; посмеялись над бабой старой, «счастливой» тем, что «у нее по осени / Родилось реп до тысячи / На небольшой гряде». Пожалели старого солдата, считающего счастьем, что он «смерти не дался», побывав в двадцати сражениях. Уважили могучего каменотеса, убежденного в том, что счастье – в силушке, да все же не согласились с ним: « а не будет ли / Носиться с этим счастием / Под старость тяжело. » Не случайно сразу же следует и рассказ мужика-богатыря, потерявшего и свою силу, и здоровье на тяжелой работе и вернувшегося на родину умирать. Сила, молодость и здоровье – ненадежные основания для счастья. Не приняли некрасовские крестьяне и «счастье» охотника на медведей, радующегося, что он не погиб, а всего лишь ранен в схватке со зверем, не признают счастье белоруса, вдоволь получавшего «хлебушка». С позором прогнали они лакея князя Переметьева, видевшего счастье в своем лакействе. Но счастье Ермилы Гирина и им, и многим свидетелям этих бесед кажется весьма оправданным.

История Ермилы Гирина не случайно занимает центральное место в главе. Его история и поучительна, и действительно заставляет поверить в то, что мужик может быть счастливым. В чем счастье Ермилы Гирина? Родом из мужиков, он умом и трудом заработал деньги, сначала держал «сиротскую мельницу», потом, когда ее решили продать, – задумал купить. Обманутый подъячими, Ермил не привез деньги на торг, да выручили мужики, знавшие честность Гирина: по копеечке собрали «мирскую казну». «Мир» доказал свою силу, свою способность противостоять неправде. Но «мир» помог Гирину потому, что всем была известна его жизнь. И другие истории из жизни Ермила Ильича подтверждают его доброту и порядочность. Единожды согрешивший, отправивший вместо родного брата в солдаты сына вдовы, Ермил покаялся перед народом, готовый принять любое наказание, любой позор:

Пришел и сам Ермил Ильич,
Босой, худой, с колодками,
С веревкой на руках,
Пришел, сказал: «Была пора,
Судил я вас по совести,
Теперь я сам грешнее вас:
Судите вы меня!»
И в ноги поклонился нам,
Ни дать, ни взять юродивый

Путешествие мужиков могло бы завершиться встречей с Ермилом Гириным. Его жизнь отвечает народному пониманию счастья и включает в себя: спокойствие, богатство, почет, добытый честностью и добротой:

Да! был мужик единственный!
Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *