насмешливое отношение автора к персонажу
Что такое ирония в литературе? Определение иронии
Ирония – это одна из разновидностей иносказательности. Иносказательность – это употребление слов в переносном, иносказательном смысле. Такие иносказательные слова называются в литературе тропами (от гр. тропос – оборот). Чтобы наиболее полно ответить на вопрос, что такое ирония в литературе, необходимо обратиться к истории возникновения этого термина.
Историческая справка иронии
Ирония как прием стилистики впервые возникла в античной риторике. У древних греков этот прием означал притворство, желание человека казаться не тем, кто он есть на самом деле. Так, Сократ обладал способностью доказывать свою правоту методом “от противного”. Последователи Аристотеля объясняли иронию как способ именования вещей противоположными названиями.
В классицизме термин “ирония” понимался как один из тропов сатиры. Романтическая эстетика подняла иронию до высот жизненной философии, специфического мировоззрения, придала иронии трагический оттенок. На смену романтическим настроениям в литературу пришло понимание того, что ирония нужна авторам как самый разносторонний и непредвзятый взгляд на мир, как способ целостного изображения художественного образа.
Толкование термина ирония
Собрав информацию из разных словарей, можно дать такое подробное определение слова “ирония”. Ирония – это:
Виды иронии
Примеры использования иронии в литературе
Различные виды иносказательности всегда жили и продолжают жить в разговорной речи. Используются они при этом чаще всего неосознанно. Совсем другое дело – речь художественная. Здесь традиционным формам иносказательности придается особое значение. Использование иронии в литературе главным образом получило распространение там, где изображаются персонажи или явления в сатирических и юмористических тонах.
А. С. Пушкин осуждает неприятное ему светское общество, называя его насмешливо “цветом столицы”, “необходимыми глупцами”, “везде встречаемыми лицами”.
Гоголь изображает своих низких и подлых героев словами притворно хвалебными. Пример: “Итак, два почтеннейших мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой! и за что? за вздор, за гусака”. Называет Чичикова “самым благопристойным человеком, какой когда-либо существовал в свете”.
И. Крылов в своей басне описывает ворону как красавицу, талантливую певицу.
Ирония может выполнять функцию композиционного принципа. Ее цель при этом – показать нелепость происходящего. Например, в сказках М. Салтыкова-Щедрина, лирике А. Блока, В. Маяковского, прозе М. Булгакова, А. Платонова.
Автор-ироник должен обладать специфическим даром, особенным зрением, которое предполагает наличие концептуального видения, остроты ума, языковой чуткости.
Что такое ирония простыми словами?
Ирония (от др. греч. eironea / ειρωνεια (притворство)) — это тонкое издевательство или насмешка, произносится, как противоположность того, что человек имеет в виду; обычно используется для юмористического или выразительного эффекта.
Синонимы слова ирония: насмешка, ироничность, притворство, осмеяние.
Примеры иронии
Часто используемые в повседневной жизни ироничные фразы:
Разница между иронический и ироничный
Иронический — насмешливый, ехидный, содержащий в себе иронию как стилистический приём (т. е. используется в оборотах терминологического типа).
Например: ироническая строфа, ироническое употребление слов.
Ироничный — что-то, что имеет элементы иронии, использующейся с целью насмешки.
Например: ироничный взгляд, ироничная кличка, ироничный тон письма, ироничный намёк.
Однако если имеется в виду значение «заключающий в себе насмешку», то они являются синонимами.
Например: ироническое/ироничное замечание, ироническая/ироничная улыбка. В словарях их часто ставят как синонимы.
Разница между сарказмом и иронией
Оба являются художественными тропами, которые автор использует, чтобы внести скрытый сатирический смысл.
Сарказм — это злая шутка, которая показывает негативную оценку объекту насмешки, жестокое и язвительное высмеивание.
Ирония заключается в тонкой, но острой шутке, это литературный инструмент с комическим содержанием, с намерением вызвать смех.
В сарказме же объект критики осуждается; говорящий нравственно оценивает объект, показывает своё неприятие, а не смешит.
Ирония в литературе может показать мнение автора о нелепости ситуации, понизить пафосность персонажа и т. д.
А сарказм автор использует для жёсткой критики, для подчёркивания каких-либо негативных личных человеческих характеристик или ситуаций и таким образом вызывает у читателя осуждение.
Типы иронии
На протяжении многих десятилетий разные авторы в разных странах мира пытаются разделить иронию на разные типы и представить их обществу. Здесь мы представляем одну из этих версий.
Вербальная ирония
Использованные слова означают нечто отличное от того, что на самом деле говорит человек.
Пример: «Я жду не дождусь, чтобы прочитать этот отчёт на семьсот страниц».
Вербальная ирония также делится на:
Драматическая ирония
Когда зрители знают о чём-то, о чём персонажи в действии не догадываются. Этот тип иронии популярен в искусстве (фильмах, книгах, стихах и пьесах).
Она проходит в три этапа:
Установка — зрители узнают о том, о чём персонаж не знает.
Разработка — использование этой информации для развития любопытства среди аудитории.
Развязка — события, которые происходят, когда персонаж наконец узнаёт правду.
Ситуационная ирония
Несоответствие между тем, что ожидается, и тем, что происходит на самом деле, т. е. происходит полная противоположность тому, что должно было произойти.
Ирония в литературе
Создать иронию в литературе, которую читатель поймёт и оценит, довольно непросто. Автор должен отличаться талантом и своеобразным видением, которое подразумевает присутствие развитого интеллекта, концептуального образа мыслей и языковой чувствительности.
Например, всеми нами любимый А. С. Пушкин порицает малопривлекательное ему светское общество, с насмешкой именуя его «везде встречаемыми лицами», «необходимыми глупцами» или «цветом столицы».
В басне Ивана Андреевича Крылова «Лисица и Осёл» Лиса обращается к Ослу, при этом на самом деле она считает его глупым:
А в его басне «Стрекоза и Муравей» Стрекоза слышит от Муравья иронию, так как для него пение — безделье:
Гоголь тоже любил использовать иронию. Например то, как он описывает с помощью мнимо восторженных фраз своих гнусных и подловатых героев:
«Итак, два почтеннейших мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой! И за что? За вздор, за гусака».
Ещё один пример из созданий Гоголя — в «Мёртвых душах» он характеризует Чичикова как «самого благопристойного человека, какой когда-либо существовал на свете».
Понятие иронии
Определение иронии в литературе можно дать после знакомства с историей возникновения приема. Он получил известность благодаря древним грекам, у которых слово «иронизировать» означало говорить неправду, насмехаться. Ирониками называли людей, которые обманывали с помощью слов. Основателем направления считают философа Сократа. Он иронизировал во время споров с конкурентами, разоблачая их самодовольство и самомнение.
Ирония для древних мудрецов стала глотком свежего воздуха. Она помогла противостоять самовольству и ограниченности обыденного сознания личности, получила развитие в античных комедиях и литературе. Во времена Средневековья прием использовали в народной смеховой культуре, причем люди смеялись над собой. В эпоху Возрождения иронию использовали в народной и праздничной культуре. Не обходили ее вниманием королевские шуты, которым нравилось обсуждать пороки королей в завуалированной форме.
В период барокко иронисты научились сопоставлять несопоставимое, что было важно для дальнейшего развития направления. В XIX веке ирония с трудом выдержала натиск научно-технического прогресса. В литературе это выражалось вялостью и неестественностью, что стало следствием разрушения привычных основ и простых человеческих ценностей.
С момента появления ирония имеет большое психологическое и литературное значение. У Сократа это самодовлеющее отрицание («Я знаю только то, что ничего не знаю»). У римских ораторов — вариант аллегории (иносказания), которую использовали в дальнейшем мастера эпохи Возрождения (Эразм Роттердамский) и Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Дж. Свифт). В наше время ирония в литературе передается через речь персонажей или автора. Она придает произведению ироничную окраску, но тема обсуждения получает не снисходительное одобрение, а неприятие.
Итак, ирония в литературе — сатирический прием, с помощью которого писатель дает оценку высмеиваемому предмету. Это одна из форм отрицания, отличительным признаком которой выступает двойной смысл. Истина заключается не в высказывании, а в противоположном ему значении. Нередко осмеивается не только сущность объекта, но и его отдельные черты и особенности. В первом случае это имеет уничтожающее значение, а во втором — корректирующее, совершенствующее.
Способы выражения в тексте
Выразить иронию в текстах помогают лингвистические и стилистические средства (постоянные эпитеты, архаизмы, сказовые формы повествования). Часто используются морфологические и синтаксические средства. Например, выразить иронию помогают синонимы и паронимы к словам, уменьшительно-ласкательные суффиксы — «голубчик», «работнички».
Художественные произведения, где представлено межличностное общение автора и публики, дополнены ремарками, кавычками, цитациями, курсивом. Выражать иронию могут и метафоры — выражения, передаваемые в переносном значении на основе сходства с каким-либо соотношением предметов, явлений. Распространены следующие типы выражения иронии:
Отличие от сарказма
Ирония — это тонкая, скрытая насмешка в литературе, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. Сарказм — тоже насмешка, однако между этими понятиями есть разница. Цель сарказма — обидеть, унизить, причинить человеку боль. Он несет негатив и злость, подчеркивает превосходство над окружающими. С язвительным сарказмом следует быть осторожным при написании текстов или эссе. Лучше использовать легкую иронию и добрый юмор. Они конструктивны и мотивируют на успех.
Распознать сарказм можно по таким признакам, как язвительность и некоторая доля беспощадности. Людей, которые используют сарказм и иронию в повседневной жизни и переносят свои мысли на бумагу, не так много. Умение тонко высмеивать людские пороки и разные события — признак неординарного ума.
Примеры из литературных источников:
Основные виды и формы
В зависимости от контекста выделяют такие виды иронии: прикрытая и открытая. Прикрытую характеризует преобладание разума над чувствами. Она осмотрительна, придерживается узкого контекста и понятна немногим читателям. В произведениях с открытой иронией над разумом преобладают чувства. Здесь писатель не скрывает своей оценки, подвергает сомнению возможность исправления недостатков высмеиваемого объекта, иногда использует сарказм.
В литературе рассматривают следующие формы иронии:
В русской литературе
Ирония используется там, где требуется изобразить персонажи и явления в юмористических или сатирических тонах. Особенно много узнать о ней можно при изучении русских литературных произведений XIX — начала XX века (стихи, басни, проза). Наглядные примеры:
Нередко ирония выполняет композиционную функцию, демонстрируя нелепость происходящего. Примеры — сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, проза М. А. Булгакова, лирика В. В. Маяковского.
У зарубежных писателей Нового времени
У авторов Нового времени (Ф. Кеведо, М, Сервантес) ирония была исходной позицией повествования, что на рубеже XVIII — XIX веков привело к формированию романтической иронии. Это направление противопоставляет реальному миру гибкий идеал — поэтический вымысел, в котором проигнорированы реальные события и связи. Оно является основой для творчества романтиков, которые воплощали свои литературные фантазии без ограничений.
Например, в пьесе Л. Тика «Кот в сапогах» сказочный сюжет изложен в необычной форме. Вначале открывается занавес, и публика видит таких же, как она сама, зрителей, ожидающих начала спектакля. В ожидании идут разговоры о будущем представлении, затем выходит директор театра. После всего открывается второй занавес, и начинается действо.
Романтическую иронию неоднократно подвергали критике. Например, датский философ С. Кьеркегор трактовал ее с точки зрения отношения к личности и миру. Его критический взгляд поддержали экзистенциалисты (О.Ф. Больнов, К. Ясперс), которые отрицали любые истины, кроме субъективных знаний о жизни.
Новейшее время
В XX веке ирония приобретает форму авторской отстраненности от повествуемого. Это достигается за счет введения фигуры рассказчика и прослеживается в новеллах Т. Манна, романе Бёлля «Групповой портрет с дамой». Такой прием позволяет читателю получить истинное суждение о ходе событий. В настоящее время широкое распространение получили иронические детективы и поэзия. Они связаны с юмором, сатирой и хорошим настроением.
С лета 2017 года в Рунете в моде постирония. Ее описывают как «шутку настолько несмешную, что становится смешно». Использование подобного вида не всегда уместно. Им обозначают картинки мемы, плохой юмор, попытки в шуточной манере обсуждать серьезные дела.
Примеры из произведений
В своих произведениях писатели иронисты тонко и тактично насмехаются над персонажами и несуразными ситуациями. Они делают это естественно и легко, что дарит удовольствие от чтения и вызывает улыбку. Ирония (примеры из литературы):
Способ научиться писать иронично
Люди, которые обладают острым умом и тонким чутьем, легко приспосабливаются к миру и быстро завоевывают симпатии окружающих. Если этого дара нет, можно научиться иронизировать и даже попробовать самостоятельно написать юмористическое произведение. В этом помогут три важных правила:
Применяя тропы, следует учитывать культурные традиции и менталитет страны, возраст и пол читательской аудитории. То, что смешно для одних, у других может вызвать скуку, недоумение и даже обиду.
Например, одни люди с удовольствием воспринимают шутки в стиле КВН и «Камеди Клаб». Другие приходят в восторг от тонкого юмора, наподобие того, что представлен в произведениях классиков.
Ирония
Всего получено оценок: 95.
Всего получено оценок: 95.
В литературе существует множество приемов, которые используют писатели в своих произведениях, чтобы оказать влияние на читателя, погрузить его в свой мир. Чтобы скрыть или исказить истинный смысл часто употребляют иронию. Так что такое ирония в русском языке, и каковы ее особенности?
Что такое ирония?
Ирония (от греческого eironeia – насмешка) – один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому. Скрытый смысл, который пытается донести автор часто противоречит явному. Ирония – это простыми словами добрая насмешка над объектом, которая создает иллюзию, что изображаемый объект не такой, каким он кажется.
Рис. 1. Ирония определение.
Часто ироническое высказывание берется автором в кавычки.
В литературе иронически изображен Ленский в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.
Сарказм также является видом сатирического изображения, однако по сравнению с иронией он используется для жесткой критики человеческих пороков.
Формы иронии
Иронию можно разделить на несколько форм:
Что мы узнали?
Из данной статьи мы узнали об определении термина «ирония». Узнали, что ирония имеет различные формы: прямая, антиирония, самоирония, сократова ирония, ироническое мировоззрение и постирония.
Читательская лаборатория Как определить авторское отношение к герою
Как определить авторское отношение к герою
Отношение автора к герою – это проявление авторской позиции в художественном произведении. Она помогает читателю понять систему ценностей, которую писатель утверждает или отрицает в литературном произведении.
Ты недавно прочитал произведение Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Название сразу обращает наше внимание на главного героя произведения.
Правило первое. Чтобы правильно определить отношение автора к герою, необходимо сначала проследить, есть ли в тексте прямые авторские оценки героя и его поступков, отметить прямые авторские выводы и комментарии, относящиеся к герою.
В произведении Н. В. Гоголя прямых авторских оценок героя немало: «Бульба упрям был страшно»; «неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Автор неоднократно подчеркивает в Тарасе силу духа, мужество, любовь к отчизне: «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность». Такая авторская характеристика, безусловно, говорит о том, что Тарас не просто главный герой произведения, он – герой, защитник Русской земли.
Перечитаем эпизод казни Тараса Бульбы: «Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки…» Жалость, сострадание к герою чувствует читатель, восхищаясь его мужеством и верностью духу товарищества. Прямой авторский вывод усиливает и дополняет наше понимание отношения автора к своему герою: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Правило второе. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти авторскую характеристику поведения героя.
Однако отношение автора к герою не всегда выражается прямо и формулируется четко. Чаще авторская оценка, авторское отношение скрыты в повествовании и выражены лишь косвенно. И нужно много потрудиться, чтобы тайна авторского отношения открылась читателю.
Правило третье. Найди в тексте эпизоды, в которых о герое говорят другие персонажи. Определи отношение этих персонажей к герою.
Перечитай эпизод выборов Тараса атаманом. Найди оценку героя другим персонажем. «Нет из нас никого равного ему в доблести», – говорит «старейший годами» Касьян Бовдюг. Герой до последней минуты остается верен высокой доблести. Постоянство, вера, верность героя, несомненно, вызывают симпатии автора к герою, что и показано читателю через отношение к нему других персонажей.
Правило четвертое. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти, если есть в тексте, слова, высказывания, монологи героя. Речь героя не только характеризует самого героя, но может косвенно выражать авторское отношение к нему.
Чистота помыслов, сердца, мощь и сила духа слышны в речах Тараса. И автор им любуется, говоря о «молодой жемчужной душе» героя.
Как ты думаешь, как относится автор к сыну Тараса, Андрию, который произносит такие речи: «А что мне отец, товарищи и отчизна. Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна».
Сравни их со словами Тараса: «…Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…» Идеалы Андрия – личные, хотя у него чувствительная и нежная душа, он мужествен и прекрасен. Рыцарство Андрия – служение прекрасной полячке. А для Тараса и Остапа рыцарь – это защитник Русской земли. Идеал Тараса – Запорожская Сечь, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы», товарищество, защита Родины и веры. На основе сравнения высказываний персонажей, их поступков также можно сделать вывод об авторском отношении к герою.
Правило пятое. Постарайся найти в произведении сопоставление героя с другими персонажами, если оно присутствует. Это важно для углубления нашего понимания авторского отношения к герою произведения.
Как правило, в произведении дан портрет главного героя. Через описание внешности автор выражает свое отношение к герою.
Правило шестое. Найди портрет героя, отметь характерные детали, позволяющие сделать вывод об авторском отношении к нему.
Портрет Тараса Бульбы дан в самом начале повествования. Авторские описания внешности главного героя небольшие по объему, это скорее детали, но они также говорят нам об авторском отношении.
Перечитай: «…Слеза тихо округлилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась». О каком отношении автора к своему герою может рассказать эта деталь портрета Тараса? В своем повествовании автор употребляет устаревшее в русском языке слово «зеницы», причем ставит его в единственном числе, в котором это слово не употреблялось. И это, конечно, не ошибка автора. Слеза «округлилась», навернулась «тихо» только в одном глазу героя: мужественный Тарас плачет, вспоминая молодость и своих умерших товарищей, плачет скупо, по-мужски. Употребление устаревшего слова выражает отношение автора к герою.
Подчеркивая его физическую силу («Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»), автор отмечает и глубину чувств старого козака, мужественного бойца, хотя он ехал, уныло понурив «поседевшую голову». Авторский вывод, в котором автор прямо выражает свое отношение к герою как одному из защитников Русской земли, подготовлен краткой, но очень емкой портретной характеристикой: «Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед». И тогда читателю становится понятно, почему для Тараса его родной сын, предавший веру, товарищество, Отечество, становится «подлой собакой». «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей!» – с горечью и болью пишет о предателе автор. Прямая авторская оценка поступка героя здесь подчеркивает, что страсть Андрия стала разрушительной, расторгла кровные, товарищеские узы, привела к отступничеству от Отечества и веры. У читателя складывается впечатление об отрицательном отношении автора к нему.
Автор сближает образ Тараса с былинным богатырем Ильей Муромцем, убившем на поединке своего сына Соколко, за то, что тот предал веру и стал служить татарам.
Правило седьмое. Если образ героя «похож» на образ какого-либо персонажа (постарайся вспомнить!) другого произведения искусства, то этим также выражается авторское отношение к герою.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Читательская лаборатория Как научиться цитировать художественное произведение
Читательская лаборатория Как научиться цитировать художественное произведение Постижение читателем авторского замысла вне текста невозможно. Текст художественного произведения – основа понимания авторского идеала, поэтому работа читателя требует постоянного
Читательская лаборатория Как научиться определять художественную роль интерьера
Читательская лаборатория Как научиться определять художественную роль интерьера Вы уже знаете, что у писателя много способов характеристики героя: это и его имя, портрет, поступки, история жизни, его речь и др. Есть и еще один способ – интерьер, внутреннее убранство дома,
Читательская лаборатория Как научиться работать с учебной статьей
Читательская лаборатория Как научиться работать с учебной статьей Если ты спросишь у своих родителей, похожи ли твой учебник литературы и учебник, по которому учились они, то узнаешь, что очень похожи. И в том и в другом собраны лучшие произведения русской и зарубежной
Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения
Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения Ты можешь удивиться, что с тобой, пятиклассником, я начинаю разговор о том, как научиться читать: ты уже умеешь это делать. Это действительно так. Ты можешь прочитать художественное
Читательская лаборатория Как научиться отвечать на вопросы
Читательская лаборатория Как научиться отвечать на вопросы Самое интересное и увлекательное при изучении литературы – это чтение. Отвечать на вопросы к тексту художественного произведения тебе, наверное, нравится меньше, но Автор всякий раз предлагает это делать.
Читательская лаборатория Как научиться сопоставлять два произведения
Читательская лаборатория Как научиться сопоставлять два произведения Читая сказки, фольклорные и литературные, ты обратил внимание на сходство некоторых из них: немецкой народной сказки «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина,
Читательская лаборатория Как пересказать эпизод художественного произведения
Читательская лаборатория Как пересказать эпизод художественного произведения Часть художественного произведения, которая обладает относительной самостоятельностью, рассказывает о конкретном событии, происшествии, связана по смыслу с содержанием произведения в
Читательская лаборатория О чем нам говорят «голоса» персонажей в произведении
Читательская лаборатория О чем нам говорят «голоса» персонажей в произведении Ты уже знаешь, что в литературе персонажи очень часто разговаривают между собой. Ты можешь встретить в художественном тексте прямую речь: монологи и диалоги персонажей. Но мы помним, что
Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения?
Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения? Скоро закончится учебный год. Ты многому научился за это время. Ты теперь умеешь читать произведения художественной литературы, а главное, – любишь их читать. Ты уже
Читательская лаборатория Как научиться различать фольклорное и литературное произведения
Читательская лаборатория Как научиться различать фольклорное и литературное произведения Главное отличие литературы от фольклора состоит в том, что это – авторское творчество, воплощающее нравственно-эстетический идеал конкретного человека. Напомним, фольклорное
Читательская лаборатория Как определить основную тему произведения
Читательская лаборатория Как определить основную тему произведения Как бы ты ответил на вопрос «О чем баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?». Ответы могут быть самыми разными: произведение о ратных подвигах князя Олега, о мудрости кудесников, о смерти князя Олега
Читательская лаборатория Как написать отзыв о прочитанном произведении
Читательская лаборатория Как написать отзыв о прочитанном произведении Когда читателю понравилась прочитанная книга, ему очень хочется рассказать о ней друзьям, родителям, знакомым. Как сделать этот рассказ интересным? Для этого нужно знать несколько правил.Отзыв о
Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения
Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения Ты получил задание пересказать произведение. Уточни задание, потому что пересказывать можно и сюжет, и фабулу. Это разные виды пересказа. Если ты будешь кратко рассказывать о том,
Читательская лаборатория Как научиться характеризовать особенности композиции
Читательская лаборатория Как научиться характеризовать особенности композиции Композиция – организация повествования, построение литературного произведения, последовательность в нем основных эпизодов сюжета.Первое правило. Чтобы научиться характеризовать
Читательская лаборатория Как услышать в художественном произведении голос автора
Читательская лаборатория Как услышать в художественном произведении голос автора При различении литературы и фольклора как видов словесного творчества центральными понятиями становятся «автор», «авторский идеал» и «авторская позиция». Независимо от того, какую форму
Читательская лаборатория Как научиться определять стихотворный метр
Читательская лаборатория Как научиться определять стихотворный метр Ты уже знаком с таким понятием, как «музыка стиха», и знаешь, что, как правило, каждое стихотворение обладает своим метром (размером). Причем два стихотворения, написанных одним метром (например,