настоящая история робин гуда
Робин Гуд: правда и вымысел
Большинство из нас знает легенду о благородном разбойнике Робин Гуде. Он крал у богатых и отдавал бедным, которых эти богатые обобрали. В любой легенде есть доля правды и много вымысла. Легенда о Робин Гуде в этом смысле ничем не выделяется. Ученые давно пытаются понять, кто был прототипом этого народного героя. За все время изучения данного вопроса сложилось несколько распространенных версий. Давайте разбираться.
Робин Добрый Малый
Начнем немного нестандартно и издалека, а именно с фольклора саксов и скандинавов – точнее, с лесного духа Пака, или Пэка, или Пука (англ. Puck), которого в самой Англии называют Хобом (англ. Hob). Фольклор саксов тут важен, поскольку часть этого древнегерманского племени участвовала в формировании этнического состава населения Британских островов. Скандинавы также поучаствовали, но позднее, начиная с эпохи Нормандского завоевания Англии 1066–1072 годов.
Собственно, Пак – это лесной дух, который пугает людей и делает так, чтобы те блуждали по чащам. И если в скандинавском фольклоре Пак – существо, ассоциирующееся скорее со злом, то для англичан это шутник и баловник, трикстер (может как помогать, так и вредить). Редьярд Киплинг в «Сказках старой Англии» описывал его как эльфа, одетого во все зеленое. Помимо цветов одежды (Робин Гуд носил зеленый плащ/накидку с остроконечным капюшоном) и двойственного поведения (разбойник, но хороший разбойник), существует и сходство в имени, так как англичане называют Пака, или Хоба, еще и именем Robin Goodfellow – Робин Добрый Малый. Можно предположить, что на определенном этапе Хоб «воплотился» в персонажа легенды о Робин Гуде, но это не совсем так.
Исторические прототипы
Наиболее распространенная версия о Робин Гуде – та, в которой разбойник выступает современником короля Ричарда I Львиное Сердце (вторая половина XII века). Об этом сообщается в хронике XVI века. Но тут есть нюанс – знаменитый эпизод из легенды о Робин Гуде, в котором описано его участие в соревнованиях по стрельбе из лука. Дело в том, что такие соревнования в Англии стали проводиться не раньше XIII века. Впрочем, ничто не мешало этому сюжету оказаться в легенде не сразу.
Другие сведения, относящиеся к 1261 году, сообщают нам о некоем разбойнике Робине, хозяйничавшем в лесах Англии в то время. Также существуют данные, согласно которым Роберт Гоуд (Гуд или Ход) родился в 1290 году, жил в эпоху Эдуарда II, в 32 года оказался на службе у графа Ланкастерского, который потерпел поражение в ходе поднятого им восстания против короля, а его слуги были объявлены вне закона. Чтобы избежать правосудия, Роберт ушел в Шервудский лес, где собрал разбойничью банду с целью выколачивания денег из богачей. Про этого же Роберта есть запись, что он несколько месяцев работал при дворе Эдуарда II – легенда красиво обыграла этот эпизод, выстроив свою хронологическую последовательность событий. Умер Роберт в 1346 году в Кирклейском монастыре от тяжелой болезни.
Получается, что факт существования знаменитого разбойника (или нескольких) зафиксирован документально и относится к XIII–XIV векам. Но действительно ли он и его банда соответствовали тому образу, который создала народная молва?
Даниэль Маклиз. Робин Гуд и его люди развлекают Ричарда Львиное Сердце в Шервудском лесу
Похоже, что нет, а скорее всего, совсем нет. Даже если он и помогал бедным, то это не зафиксировано ни в одном документе. С девушкой Мэриан (легендарная возлюбленная Робина) он знаком не был. Мэриан попала в легенду про благородного разбойника из французской поэмы XIII века, где она выступает в роли подруги пастуха Робина. Монах Тук, любитель выпить, весельчак и непревзойденный боец поединков на палках, либо целиком вымышленный персонаж, либо прототипом его явился реальный священник одной местной церкви, который в реальности создал собственную разбойничью банду и жил в XIV–XV веках. Верный друг Робин Гуда Малыш Джон, чья могила была вскрыта в 1784 году, действительно был человеком очень высокого роста. Но он вовсе не был весельчаком. Наоборот – суровый, обидчивый и способный на жестокие убийства.
Выходит, что реальный прототип, легший в основу легенды про благородного разбойника Робин Гуда и его банду, все же существовал. Но людям в те суровые времена так хотелось «лучика света», что его собирательный образ оказался совершенно неузнаваем…
ПРАВДА О РОБИНЕ ГУДЕ
ПРАВДА О РОБИНЕ ГУДЕ
Фотография М. Риза. Статуя Робина Гуда, Ноттингем
Робин Гуд — всемирно известный герой британского фольклора. Народные предания о нем интересны и по прошествии сотен лет, а имена разбойников (Робина Гуда, монаха Тука, Маленького Джона, Уилла Скарлетта, Алана Дейла и девицы Мэрион) стали нарицательными. Снова и снова пересказываются легенды о благородных средневековых сорвиголовах, которые отбирали имущество у богатых, раздавали бедным и боролись против несправедливости и деспотии принца Джона, злобного шерифа ноттингемского и им подобных.
Однако как возникла эта история? Действительно ли Робин Гуд, который скрывался в лесах Англии, защищал права нищих и угнетенных? Первые письменные упоминания о разбойниках, хотя и довольно отрывочные, содержатся в труде Уильяма Ленгленда «Видение о Питере-пахаре», написанном в 1377 г. Один из персонажей этого произведения говорит: «Я знаю стихотворение о Робине Гуде». Далее в «Шотландской хронике» Эндрю де Уинтоуна, написанной около 1420 г., Робин Гуд назван разбойником. Описывая события 1283 г., автор упоминает Робина Гуда и Маленького Джона — печально известных лесных разбойников Барнсдейла, что в графстве Йоркшир (на севере Англии). Двадцатью годами позже Уолтер Боуер в комментариях к 1266 г. «Шотландских хроник» (Scotichroni-con), рассказывая о восстании Симона де Монфора против Генриха III, упоминает «известного головореза» Робина Гуда и Маленького Джона. И снова местом их пребывания назван лес Барнсдейл, к северу от ставшего легендарным Шервудского леса в Ноттингемшире. Надо сказать, что в те времена леса в Англии занимали более обширные территории, чем сегодня, и, поскольку графства Ноттингемшир и Йоркшир расположены рядом, вполне возможно, что банда Робина Гуда орудовала и там, и там.
Истории о Робине Гуде сохранились в балладах и песнях, которые исполняли бродячие певцы. Древнейшей из них была баллада «Благие деяния Робина Гуда». С развитием книгопечатания в Англии, связанным с именем Уильяма Какстона, после 1500 г. появилось несколько изданий баллады. В «Благих деяниях» снова описываются леса Барнсдейла. Когда-то исследователи полагали, что произведение возникло задолго до появления печатных изданий и датируется примерно 1360–1400 гг., но сегодня большее распространение получила гипотеза, что она возникла в 1450 г. Ко времени сочинения баллады уже были известны фрагменты предания о Робине Гуде, верными спутниками которого был не только Маленький Джон, но и Уилл Скарлетт, и Мач, сын мельника. Ею врагами были аббаты католической церкви (которых он грабил) и шериф Ноттингема. И только в балладе впервые появляется описание стрельбы из лука, когда рассказывается о попытке шерифа поймать злодеев. Робин избавился от врагов, обезглавил шерифа ноттингемского и охотника за вознаграждением Гая Гисборна. В Шервудском лесу на него охотился сам король Эдуард II, желая наказать за убийство шерифа, но Робин дал ему клятву верности, был прощен и вскоре оказался на королевской службе. Но подобное занятие ему быстро приелось, и он вернулся в лес, где принялся за старое. Годы спустя он заболел и отправился на излечение к своей кузине — настоятельнице аббатства Кирклис. Однако Робин не знал, что та была любовницей его врага — сэра Роджера из Донкастера. Кузина неудачно сделала ему кровопускание, и он умер от потери крови. Перед смертью Робин пустил свою последнюю стрелу в окно и приказал Маленькому Джону похоронить его там, где та упадет.
Впрочем, в легенде есть некоторые несоответствия. Ни в одном письменном источнике норманны не изображались как злодеи, и нет фактов, подтверждающих борьбу против жестокого принца Джона или дружбу с его благородным братом — королем Ричардом Львиное Сердце. Лишь в романе сэра Вальтера Скотта «Айвенго», опубликованном в 1819 г… Робин Гуд превращается в англичанина, который борется против норманнских угнетателей. Скотт выводит на первые роли и такого персонажа, как монах Тук. В более поздних пьесах и рассказах он представлен как дворянин, но в старинных балладах он всего лишь крестьянин (купец или фермер), который никогда не подавал милостыню нищим. Только в пьесе 1598 г., предназначенной для аристократии, общественное положение Роберта повысилось и он стал графом Хантингдоном [Граф Хантингдон — один из дворянских титулов средневековой Англии, сохранившийся до настоящего времени. Даровался как дополнительный для уже титулованных аристократических семей Англии.]. В конце XVI в. также был создан рыцарский роман с новым персонажем — девой Мэрион, вероятно, написанный к «майским играм» — весенним празднествам, происходившим в начале мая. Эпизодически этот образ был связан с легендой еще с 1500 г. Однако главным персонажем она стала лишь после публикации в 1822 г. романа Томаса Лава Пикока «Дева Мэрион».
У персонажей баллад, рассказов и пьес есть прототипы — реальные исторические личности, а в случае с Робином Гудом — кандидатов на место героя очень много. Разумеется, в письменных источниках Англии XIII–XIV вв. найдется немало упоминаний о людях по фамилии Гуд. Роберт (сокращенная форма Робин) — довольно распространенное христианское имя того времени, поэтому найти того самого Робина Гуда, воспетого в легенде, чрезвычайно сложно. Однако есть несколько заслуживающих внимания версий. В 1226 г. в Йоркском суде (придворном суде) слушалось дело о беглеце из графства Йоркшир по имени Роберт Год. В 1227 г. это имя снова появилось в документах, но уже дополненное прозвищем Хоббегод, значение этого слова выяснить так и не удалось. К сожалению, больше о Роберте Годе ничего неизвестно. По другой версии Роберт Гуд — сын Адама Гуда, лесника на службе у Джона де Уорена, графа Суррея. Он родился в 1280 г. и вместе со своей женой Матильдой проживал в Уейкфилде, в графстве Йоркшир, что в 10 милях от Барнсдейла — того места, где, по легенде, скрывался Робин. В некоторых балладах упоминается отец Робина Гуда по имени Адам, который был лесничим, а в двух пьесах елизаветинских времен девица Мэрион названа Матильдой. В 1317 г. Роберт Хоуд не явился на военную службу и исчез. Конечно же, некоторое сходство между Робином из Уейкфилда и легендарным
Робином Гудом прослеживается, однако в то время эти истории уже ходили из уст в уста, а значит, Хоуд не подходит на эту роль. Надо сказать, что на тот момент в письменных источниках робингуд употреблялось как презрительное прозвище преступников. По крайней мере до 1300 г. в источниках упоминается восемь человек, которые либо присвоили себе это имя, либо были так прозваны.
Большой дуб — 800— 1000-летнее дерево Шервудского леса в Ноттингемшире, которое, по преданию, служило укрытием для Робина Гуда
Прекрасной тому иллюстрацией является случай с Уильямом де Февром из городка Энборн в графстве Беркшир. В 1261 г. в судебных записях города Ридинга он упоминается как преступник, а годом позже в Истере, согласно королевским документам 1262 г., он присваивает себе новое имя — Уильям Робегуд. Если это не канцелярская ошибка, значит в начале 1262 г. легенда о Робине Гуде была хорошо известна, отчего преступники стали называть себя в его честь. В таком случае, настоящий Робин Гуд жил не позднее 1261–1262 гг. Впрочем, существует и противоположная точка зрения: преступников того времени часто называли робингудами — вот и возникла такая легенда. А значит, годы жизни Робина Гуда остаются дискуссионным вопросом. Любопытную теорию предложил Тони Молинекс-Смит в 1998 г. В своей книге «Робин Гуд и лорды из Уэллоу» он утверждает, что Робин Гуд — не один человек, а прозвище потомков сэра Роберта Фолиота, которые до конца XIV в. владели поместьем Уэллоу неподалеку от Шервудского леса. Это интересная версия, но в дальнейшем предстоит тщательное изучение истории этой семьи, чтобы установить связь между семьей Фолиота и возникновением известного предания о разбойнике.
Конечно же, рассказ о Робине Гуде — не первое и не единственное средневековое предание о преступнике. Легенды с дерзкими побегами, спасениями и переодеваниями наверняка возникли под влиянием подлинных и выдуманных поступков реально существовавших преступников. Одним из таких нарушителей порядка был торговец и пират монах Эстей (1170–1217), о котором говорится в рыцарских романах XIII в., а также у его современника — историка Матфея Парижского в произведении «Великая хроника». Еще одним прототипом Робина Гуда был Херевард (Уэйк, что на русский можно перевести как «будитель»), В XI в. он возглавил борьбу англичан с Вильгельмом Завоевателем, взяв под контроль остров Или в топких болотистых землях южного графства Линкольн и оказывая сопротивление наступающим норманнам. Херевард стал народным героем: подвиги смельчака прославлялись в песнях, которые в течение 100 лет после его смерти распевали в тавернах Англии, а когда появилась книга Жоффрея Гаймара «Истрия англов» (около 1140 г.) и были написаны «Деяния Хереварда Саксонского», он уже стал легендой. Многие факты, которые позднее станут связывать с героем-преступником Робином Гудом, можно найти в рассказах о Хереварде. Он был смелым, учтивым, находчивым, ловко прятался и всегда был начеку, чем оправдывал свое прозвище Уэйк, что означает «бдительный». Еще одним героем того времени был Фулк Фицварин. В предании рассказывается о молодом дворянине Фулке, жившем в начале XII в., который отправился на службу к королю Джону Английскому [Иоанн Безземельный Плантагенет (1167–1216), прототип героя хроники У. Шекспира «Король Джон».], но вскоре восстал против него, поскольку король конфисковал земельные владения семьи Фулка. Дворянин направился в лес, отдав предпочтение жизни разбойника. В некоторых деталях эта история повторяет эпизоды из легенды о Робине Гуде. Например, Фулк испытывал на честность богатых путешественников, ловко заманил короля Джона в лес, где тот попал в руки шайки головорезов. Однако предание о Фулке Фицварине (как и весь ранний героический эпос Англии) от легенды о Робине Гуде отличает наличие мифической составляющей (великаны, драконы, эпические сказания).
Позднее была предложена абсолютно иная интерпретация образа Робина Гуда, которая основана на его роли в британском фольклоре. Предположительно, на создание легенды о Робине Гуде оказали влияние языческие персонажи, такие как зеленый человек (или Робин, Добрый Малый) и дикий лесной человек. Образ Робина и рассказ о нем, безусловно, связаны с «майскими играми» — праздником прихода весны, который отмечался до XVI в. Однако вряд ли легенда берет свое начало от этих празднеств. Ведь предание было хорошо известно и до того, как в нем появились «майские игры».
Если Робин Гуд вообще существовал, то наиболее убедительной является версия о том, что он жил примерно в XIII в. Скорее всего, это был не отдельный индивидуум. Робин Гуд — собирательный образ, олицетворение типичного героя-разбойника, прототипами которого отчасти были реальные исторические персонажи. Предание о Робине Гуде создавалось постепенно, в течение более 700 лет, и преобразовывалось на злобу дня и по желанию слушателей. Этот процесс продолжается и сегодня. После того как в 1991 г. вышел фильм «Робин Гуд: принц воров» с Кевином Кестнером в главной роли, легенду дополнили новейшие выдумки. Здесь легендарный герой представлен как бывший крестоносец конца XII в. и как воин, сражающийся в лесах с кельтскими воинами. И это при том, что кельты существовали за 1000 лет до этого. Несомненно, и в будущем легенда будет развиваться и изменяться, становясь частью загадочной истории о Робине Гуде.
Читайте также
Правда первая. Правда о едином народе, или кто такие евреи?
Правда первая. Правда о едином народе, или кто такие евреи? Пренебрегать иудейством безумно; браниться с иудеями бесполезно; лучше понять иудейство, хотя это
Правда вторая. Правда о расе
Правда вторая. Правда о расе Когда-то персы были великими воинами, но вошли в соприкосновение с евреями и теперь влачат жалкое существование на задворках Дальнего Востока в качестве
Правда третья. Правда об иудаизме
Правда третья. Правда об иудаизме Сидят на паперти двое: один юродивый, другой богоизбранный. Слова народные, автора скоро
Правда четвертая. Правда об иудаистской цивилизации
Правда четвертая. Правда об иудаистской цивилизации Аристократия помойки Диктует моду на мораль. Я ничего, но сердцу горько, И в печени сидит печаль. Уличная песня 1992
Правда пятая. Правда о пришельцах
Правда пятая. Правда о пришельцах Пустившись по белому свету, Готовый к любой неизвестности, Еврей заселяет планету, Меняясь по образу
Правда шестая Правда о появлении евреев в Российской империи, или Привет из Речи Посполитой
Правда шестая Правда о появлении евреев в Российской империи, или Привет из Речи Посполитой Сквозь королей и фараонов, Вождей, султанов и царей, Оплакав смерти миллионов, Идет со скрипочкой
Правда седьмая. Правда о любви евреев к земле
Правда седьмая. Правда о любви евреев к земле В мире нет проворней и шустрей, Прытче и проворней (словно птица), Чем немолодой больной еврей, Ищущий возможность
Правда восьмая. Правда о роли евреев в Российской империи
Правда восьмая. Правда о роли евреев в Российской империи Когда черпается счастье полной миской, Когда каждый жизнерадостен и весел, Тетя Песя остается пессимисткой, Потому что есть ума у тети
Правда девятая. Правда о погромах
Правда девятая. Правда о погромах Еще он проснется, народ-исполин! И ток его мыслей свободных Взовьется, как пух из еврейских перин, Во дни пробуждений
Правда десятая. Правда о роли евреев в «освободительном движении»
Правда десятая. Правда о роли евреев в «освободительном движении» Растет по чердакам и погребам Российское духовное величие. Вот выйдет и развесит по столбам Друг друга за малейшее
Правда одиннадцатая. Правда об участии в революции
Правда одиннадцатая. Правда об участии в революции Мчатся бесы рой за роем, В беспредельной глубине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце
Правда двенадцатая. Правда о племени разрушителей
Правда двенадцатая. Правда о племени разрушителей Любовь? Но съеденные вшами косы; Ключица, выпирающая косо; Прыщи, обмазанный селедкой рот, Да шеи лошадиной
Правда тринадцатая. Правда о России без евреев
Правда тринадцатая. Правда о России без евреев В Британии и сегодня живут джентльмены. Всем им по 70 или по 80
Баллады о Робине Гуде
Баллады о Робине Гуде …Неподалеку от города Ноттингема простирается огромный Шервудский лес, через который проходит проложенный еще римлянами Великий северный тракт – одна из главнейших транспортных артерий Северной Англии. Именно Шервуд, согласно легендам, стал
«Правда Ярослава», или «Русская правда»
«Правда Ярослава», или «Русская правда» «Русская правда»— памятник русского права в Древней Руси XI–XII вв. Это сборник постановлений на основе права того времени. Статьи, составляющие сборник, карают за убийства, за поджоги, за уничтожение скота.Различают три основные