настоящая история сергия радонежского

Реформаторы в реалиях: Сергий Радонежский

Сегодня — День обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского, «игумена всея Руси», одного из самых любимых и чтимых восточными христианами Божиих угодников. Игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский глубоко почитаем на Руси не только как основатель Троицкого монастыря под Москвой (Троице-Сергиевой лавры) и преобразователь монашества в Северной Руси. Преподобный Сергий Радонежский — знаковая фигура в противостоянии России силам Зла и язычеству.

настоящая история сергия радонежского. Смотреть фото настоящая история сергия радонежского. Смотреть картинку настоящая история сергия радонежского. Картинка про настоящая история сергия радонежского. Фото настоящая история сергия радонежского

«Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Димитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России», — писал в предисловии к своей книге «Преподобный Сергий Радонежский» писатель Серебряного века Борис Зайцев.

Согласно житию (написанному учеником Сергия и его первым биографом Епифанием Премудрым), младенца окрестили на сороковой день после рождения и нарекли Варфоломеем. По традиции он получил имя того святого, память которого праздновалась Церковью в день крещения. Поскольку день памяти апостола Варфоломея выпадает на 11 июня, то днем рождения будущего подвижника можно считать 3 мая 1314 года.

Имя «Варфоломей» было довольно редким среди бояр и вообще не встречалось среди княжеских имен. Так звали одного из 12 апостолов — ближайших учеников Христа. По преданию, Варфоломей был распят язычниками в Армении.

Читайте также: Почему Петра и Павла «объединили»?

Точного места рождения преподобного Сергия его Житие не указывает. Но у его родителей ростовского боярина Кирилла и его жены Марии, как гласит старинное ростовское предание, в селе Варницы, в трех верстах к северо-западу от Ростова Великого, по дороге на Ярославль, была отцовская усадьба. Село расположено на левом берегу речки Ишни, впадающей в ростовское озеро Неро. Название «Варницы» происходит от издавна существовавших в этих местах соляных варниц.

В житие сказано, что с младенчества Варфоломей был отмечен «благодатью». Незадолго до рождения его мать Мария стояла в церкви на воскресном богослужении. В самые важные моменты литургии чадо трижды прокричало в материнском чреве. В первый год жизни он отказывался от молока матери в постные дни недели — среду и пятницу. Когда мальчику исполнилось семь лет, он чудесным образом овладел грамотой, которая с трудом ему давалась, при помощи ангела, явившегося ему в поле в виде старца-монаха.

Известно, что сам жанр жития обязывает автора описывать своего героя по образцу жизнеописаний великих подвижников древности. Если предположить, что в них содержится толика реальных историй, то, может быть, Варфоломей, которого родители отдали учиться в школу вместе с братом Стефаном, уступал в учении старшему брату, которому наука давалась легко. После встречи с таинственным странником Варфоломей стал читать любую книгу без запинки и даже обогнал своих товарищей. Прав Борис Зайцев, увидевший силу Сергия не в учености, а в живой связи с Богом: «Сергий, кажется, принадлежал к тем, кому обычное дается тяжко, и посредственность обгонит их — зато необычайное раскрыто целиком».

Точно неизвестны причины, заставившие боярина Кирилла вместе с несколькими ростовскими боярскими семьями покинуть родные места и переселиться в небольшое село Радонежское, расположенное на северо-восточной окраине Московского княжества. Радонежское, или Радонеж, лежало на высоком обрывистом берегу реки Пажи, в ее крутой излучине. Через село проходила торная дорога из Москвы в Переяславль-Залесский. На его окраине для размещения на ночлег обозов и войск был устроен острог.

В Радонеже старший брат Стефан и младший Петр обзавелись семьями. После смерти жены Стефан впал в отчаяние и затворился в монастыре, его двое сыновей Климент и Иван, воспитывались родственниками. Варфоломей не думал о женитьбе и тоже собирался постричься в монахи. Отец наотрез отказался благословить его после ухода в монастырь старшего сына Стефана. Мечта Варфоломея исполнилась после смерти родителей. Исследователи единодушно свидетельствуют: ничто не могло бы удержать его от этого шага, лишь глубокое уважение к отцовской воле.

Году в 1337-м Варфоломей и Стефан построили на холме Маковец небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм во имя Святой Троицы. Примерно через год-полтора старший брат ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Оставшемуся одному Варфоломею бесы являлись в обличье людей, в одеждах и шапках литовских островерхих, какпишет его агиограф. У кельи анахорет устроил небольшой огород, наготовил дров и собрал целебных трав.

7 октября (возможно, в 1341 году), в день памяти древних христианских мучеников Сергия и Вакха, игумен Митрофан совершил постриг над своим духовным сыном и нарек его Сергием. С этим именем Радонежский и войдет в историю.

Современный биограф преподобного Сергия, писатель-историк Николай Борисов, отмечает: «Сергий никогда не впадал в мрачные крайности аскетизма: ношение железных вериг, восхождение на «столп». Его аскеза — пост и труд. В этом проявилась коренная черта преподобного: умение всегда и во всем сохранять достоинство, не терять человеческого облика. Эта черта не позволяла ему вступить на стезю попрошайничества «Христа ради», отдаться во власть темной стихии юродства. Он уважал Человека — «образ и подобие Божие» — не только в других, но и в самом себе».

В памяти благодарных потомков Сергий Радонежский навсегда останется как основатель Троице-Сергиева монастыря и как святой, благословивший московского князя Дмитрия Донского на победу в Куликовской битве, и давший ему, к тому же, двух монахов-схимников — Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

«Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик. Вряд ли двинулись бы рыцари-монахи в мелкую войну из-за уделов», — верно подметил Борис Зайцев.

Сергий основал несколько монастырей: Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский), а также его духовными собеседниками, такими как Стефан Пермский. «Меньше всего был он орудием — власти ли церковной или государственной», — писал о Сергии Радонежском Борис Зайцев.

В своей «посмертной жизни» Сергий стал личным небесным покровителем великих князей Московских, а затем и царей. Сергий Радонежский появлялся в тяжелые для Русского государства минуты. Накануне штурма Казани войсками Ивана Грозного, сам Сергий подметал на улицах города сор и пыль, говоря, что «утром у меня здесь будет много гостей». Предводитель народного ополчения Кузьма Минин доверительно сообщил троицкому архимандриту Дионисию, что Сергий трижды являлся ему во сне, заставив бросить клич о сборе людей и средств для освобождения Москвы от польско-литовских интервентов.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

настоящая история сергия радонежского. Смотреть фото настоящая история сергия радонежского. Смотреть картинку настоящая история сергия радонежского. Картинка про настоящая история сергия радонежского. Фото настоящая история сергия радонежского

настоящая история сергия радонежского. Смотреть фото настоящая история сергия радонежского. Смотреть картинку настоящая история сергия радонежского. Картинка про настоящая история сергия радонежского. Фото настоящая история сергия радонежского

настоящая история сергия радонежского. Смотреть фото настоящая история сергия радонежского. Смотреть картинку настоящая история сергия радонежского. Картинка про настоящая история сергия радонежского. Фото настоящая история сергия радонежского

Прямой эфир

Чем прославился на Руси Сергий Радонежский и что нельзя делать в день его преставления

настоящая история сергия радонежского. Смотреть фото настоящая история сергия радонежского. Смотреть картинку настоящая история сергия радонежского. Картинка про настоящая история сергия радонежского. Фото настоящая история сергия радонежского

8 октября день преставления одного из самых почитаемых на Руси святых – преподобного Сергия Радонежского. Его считают хранителем земли русской и великим чудотворцем. Рассказываем, кто такой Сергий Радонежский и почему его так любят в России.

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днём его рождения 3 мая 1314 года.

Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было ещё двое детей. Старший – Стефан и младший – Пётр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.

настоящая история сергия радонежского. Смотреть фото настоящая история сергия радонежского. Смотреть картинку настоящая история сергия радонежского. Картинка про настоящая история сергия радонежского. Фото настоящая история сергия радонежского

Как говорится в житии святого, ещё ребёнком Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился». Такое поведение сына не нравилось его родителям и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдёт только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушёл. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввёл правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный – Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин – рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский – на Клязьме.

С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей всё никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и «со слезами молился Богу».

Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца, «старца благообразного, подобного ангелу», рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть её, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.

Считается, что Сергий примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. И именно благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришёл к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. «Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить», – произнёс Радонежский и пообещал молиться за победу русских воинов.

В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.

Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:

Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся источник воды.

Воскрешение ребёнка. Один местный житель принёс Сергию больного сына. Но ребёнок умер. Убитый горем отец ушёл за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило», говорится в житии.

Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и «не хотел платить за него денег». Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь». Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.

В этот день следует хотя бы несколько часов освободить от мирских забот, сходить в храм, помолиться. В народе считают, что в этот день нельзя проводить генеральную уборку и большую стирку. Не рекомендуются работы на огороде.

Избегайте конфликтов и ссор.

А поскольку Сергий Радонежский – покровитель домашней птицы, сегодня нельзя забивать кур и готовить блюда из курятины.

Источник

О Сергии Радонежском. Вся истинная правда жизни

Если кто обладает хоть какой-нибудь «зацепкой» за правду, буду очень счастлива! Мы же все сейчас пытаемся разобраться где правда, а где ложь, в наше непростое переходное время!

———————
«Вера древних руссов сеяла патриотическую гордость, а не безродный космополитизм» Валерий Емельянов

И Серафим Саровский, и Сергий Радонежский, и Иоанн Кронштадтский и даже Матрона Московская предупреждали о том, что наступят времена, когда вера уйдет из храмов, потому-что в них будут служить золотому тельцу.
Взгляните на нынешнего Гундяева- и вы поймёте, насколько они были правы.
БЕСсознательные люди сами себя отдают в руки темных, посещая «христианские» церкви.
И это очень плачевно, когда люди, видя всю грязь что творится вокруг р.п.ц продолжают нести мзду церкви и разбивать в колено-локтевой позе себе лбы перед алтарями зла.

———————
«(С)ПАСИ нас БОг» – мольба овец дрожащих,
Бредущих на закланье к алтарю…

———————
«(С)ПАСИ нас БОг» – мольба овец дрожащих,
Бредущих на закланье к алтарю…

Деньга попа купит и бога обманет
За деньги и поп в алтаре пляшет.
В поповский карман с головой спрячешься.
Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма.
Кому мертвец, а попу товарец.
Людское горе попа кормит.

Эти поговорки появились ведь не при Кирилле и Алексии 2, а намного раньше. Так что, не совсем правы эти личности.

———————
«(С)ПАСИ нас БОг» – мольба овец дрожащих,
Бредущих на закланье к алтарю…

тут только про попов могут стебануться

Оно, конечно, очень глупо, отвечать тому, кто, вероятнее всего, давно уже ответа и не ждет)))

К чему я? Для меня не существуют те, кто присвоил себе право посредников. И никогда не существовали. Но, сила народная, веками берегущая те или иные символы своей народности, начинается, на мой взгляд, тогда, когда возрождается ПАМЯТЬ! А она, память, возрождается.

скачать на infanata.org.

———————
Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. 3:19 Пер. посл. св. ап. Павла к коринфянам

В поисках нового подхода к столь значимой теме в настоящей статье впервые в полном объеме привлекается уникальный цикл миниатюр по ранней истории Андроникова монастыря в Троицком списке пространного лицевого Жития Сергия Радонежского.5 Создание этого замечательного памятника (полуустав, вязь, малые инициалы, 381 л., 315 x 200) было приурочено, но нашему мнению, к двухсотлетию преставления преподобного Сергия Радонежского в 1592 году, а раскраска иллюстраций завершена лишь в конце XVII в.6
здесь

———————
Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. 3:19 Пер. посл. св. ап. Павла к коринфянам
———————
Я знал охотника Ли,он выслеживал ветер.Ли стал монахом,ветер по прежнему волен.

Алексей Липкин. Сказы древней земли.

Радонежье… Край застывшей истории. Небольшое путешествие в это местечко не может пройти бесследно. Радонеж не просто остается в памяти, он снится.

Древняя земля, еще не слишком тронутая человеком первозданная природа и путь. Старый путь, древний Переславский тракт, по которому шли сюда наши предки. Издалека доносятся стуки топоров. Мимо меня с узелком пробежал босоногий мальчишка и свернул в сторону леса, туда, где его отец валит деревья. Вот и еще для одной семьи Радонежский край станет домом.

Странный запах щекочет ноздри. Хочется разбежаться, прыгнуть и нырнуть в это зеленое море колышущихся от малейшего дуновения ветерка трав.

Сзади раздается цокот копыт и лошадиное ржание. Внезапно все вокруг окрашивается в цвет тревоги. Дмитрий Донской. Здесь? Ах да, ведь именно по этой дороге он проезжал к Сергию Радонежскому в святую обитель на гору Маковец, чтоб получить совет и благословение на битву с татарами на Куликовом поле. Быстро проносятся всадники и тают в облаке поднятой ими же пыли.

За небольшим перелеском открывается город, окруженный крепостной стеной, от которой в наше время остались лишь искусственные валы. Так вот он какой, древний Радонеж. В центре города шумит ярмарка. Незамысловатая крестьянская утварь и драгоценные камни, конская сбруя и меха, заморские ткани и серебряная посуда. Яблоки, мед, пироги, рыба, квас, творог, соленые огурчики и капустка. Чего здесь только нет…

Со всех сторон раздается перезвон колоколов. Вспоминаю… семь церквей и два монастыря. В наши дни здесь только одна церковь.

На мою ладонь плавно опускается дубовый лист. Да, некогда здесь находились священные родники и дубравы. До наших дней донеслась легенда о дубе, который в этих местах посадил сам Сергий Радонежский.

В сознании всплывают и несколько раз повторяются странные слова «Белые Боги», «Белые Боги», «Белые Боги»…

Что это, откуда? Это шепот древней земли. Когда-то здесь существовало языческое святилище, стояли каменные или деревянные идолы, приносились жертвы этим самым «Белым Богам».

Постепенно картинки прошлого тают, теряют свою четкость, и в памяти остаются лишь звуки протяжных девичьих песен и СКАЗЫ ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ…

В детстве каждый из нас заслушивался рассказами бабушек о различных чудесах, загадочных явлениях. Мы с удовольствием слушали сказки о необычных существах, которые иногда помогают людям, иногда приносят вред.

Эти же образы, пусть и в ином обличье, существуют и в нашей сегодняшней реальности. Мы часто можем слышать от наших друзей, как кто-то из них заблудился в хорошо знакомом лесу, кто-то наблюдал, словно из-под земли возникающих, а затем внезапно исчезающих людей, у кого-то в доме возникает полтергейст, а кто-то видел НЛО.

Вряд ли для кого-то станет открытием, что именно в «бабушкиных сказках» и таится та самая самобытность, та самая «душа народа», о которой так много везде говорится. Ведь именно за этим приезжают сюда гости из других стран, иных культур.

Славится северо-восток Подмосковья своими мифами и легендами. Здесь можно встретить много рассказов о существах, традиционных для славянской мифологии. Представляет этот регион интерес и для тех, кто занимается уфологией и аномальными явлениями. Вот уж где истинно край, «где чудеса, где леший бродит…», где разгулялась «нечистая, неведомая и крестная сила».

Чудесами пронизана вся история Сергиево-Посадского района. Каких только странных историй и сегодня не услышишь от жителей наших городов и деревень. Стоит лишь пересечь границу района, как попадаешь в мир истории, необычный уголок, каждая пядь которого пронизана историческими событиями, легендами, быличками и бывальщинами, одни из которых дошли до нас из глубин веков, постепенно трансформируясь, приобретая, порой, совершенно неожиданную форму, а другие рождаются и в наши дни.

Ну что же, пора отправляться в путешествие. Постараемся и мы пройти через века по этой земле вплоть до наших дней и поближе познакомиться со сказами этой древней земли.

И начнем мы рассказ из глубины веков…

Существуют и сегодня на этой древней земле места древних стоянок, городища, могильники. Земли Радонежа, Богородского, Замостья, Морозово отмечены этими многовековыми следами деятельности наших предков.

А людская память доносит до нас весть и о древних языческих святилищах.

Одно из них – древнее капище «Белые Боги» располагалось недалеко от Радонежа, в прошлом, древнейшего славянское поселения, от которого остались сегодня сельцо, да городище. Точное местонахождение святилища сегодня забыто, но упоминание о нем мы встречаем из материалов польского археолога и этнографа Ходаковского, побывавшего в этом месте.

«…В Дмитровском Уезде, бывши в селе Городок, которое прежде называлось Радонежью, узнал я весьма редкое название.

…Доброхотный тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному своему городку и рассказали все урочища вокруг себя. Не доставало только одного, которое имело бы в начале, или в конце слог “Бог” или “Буг”. Долго собеседники мои не могли вспомнить. Напоследок один из них сказал: “есть название, похожее на бога; но это не в нашем владении, а может, и не пригодится Вам; оно смежно с нами и не дальше одной версты от этого городка”. Молодая женщина, которая за отсутствием мужиков привезла меня с большой дороги в соседний городок, знала также про «Белые боги», и завезла меня к ним. Осмотрел я сие место; оно в прекрасном положении, близ раздолья или лощины, которое отделено от урочища называемого Могильцы».
.

Для локализации урочища большой интерес представляет запись, сделанная 3.Я. Ходаковским: «Бывши в селе Городке, что звалось прежде Радонежью, — писал он, — узнал я редкое название. Тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному городку и рассказали все урочища вокруг себя. Напоследок один из них говорит: …есть Белые Боги подле Воздвиженского села, оно смежно с нами, не дальше одной версты от этого Городка. Молодая женщина, которая привела меня с большой дороги в сие место, знала также про сии Белые Боги и завела меня к ним. Прекрасное местоположение согласуется со своим названием — оно близко раздолья или лощины, которою отделено от урочища, называемого «Могильцы» 33.

Судя по этому описанию, Белые Боги находились к югу от Троицкой дороги (от с. Городок к Лавре — рис. 7, № 50), за которой начинались поля села Воздвиженского. Восточная граница территории, в пределах которой находилось святилище, определяется указанием Ходаковского на то, что святилище удалено от села Городок «не дальше одной версты». Остается очертить западную и южную границы этой территории. Первая устанавливается на основании рассказа К.С. Аксакова о поисках им места Белых Богов: «Оставивши экипаж у перелеска 34, — вспоминал он,- мы прошли пешком сквозь него, вышли в поле и скоро по отлогому скату дошли до овражка, в котором сочилась вода. Мы принялись искать всеми силами… 35 Овражек, или «мочежинка», как назвал его собеседник К.С. Аксакова — крестьянин с. Городок, — это ручей Оржавец, протекающий в 800 м к востоку от окраины с. Городок (рис. 7, № 229). Таким образом, поле Белые Боги находилось к востоку от Оржавца, на его левом берегу.

По 3.Я. Ходаковскому, поле Белые Боги было отделено лощиной от «урочища… Могилицы». Это указание позволяет определить южную границу района наших поисков. Местоположение урочища Могилицы устанавливается с большой точностью по рассказам старожилов (рис. 7, № 224, 225). Межевание 1617 г. не только подтверждает такую локализацию, но и сообщает, что ранее здесь существовала «деревня Могилки», которая к 1588/1589 г. обратилась в пустошь Могилицкую (рис. 6, № 3) (36).

Место д. Могилки было обследовано автором в 1981 г. (селище Лешково-2 — рис. 5, № 27). Заложенный здесь раскоп (48 кв. м) выявил под слоем распашки подпечную яму (2,5X2,2 м; глубина 0,6 м) жилой постройки. По характеру залегания заполнения ямы было видно, что перед нами — закрытый комплекс, содержащий набор вещей и керамики, бытовавший в период существования сооружения (37). Это были находки значительно более архаичные, чем те, которые встречались на селищах, известных по актам XV в. Красноглиняная грубая керамика XIV-XV вв., типичная для последних, здесь отсутствовала. Из 105 определимых фрагментов 14 имели орнамент в виде косой волны по шейке сосуда и представляли собой переходный вариант от серой к красноглиняной керамике. Преобладала серая керамика и около 5% относилось к курганной посуде.

Были найдены также овальное кресало второй половины XIII-XIV в., точильный камень, обломки глинобитной печи с отпечатками ткани и часть цилиндрического пружинного замка (38), датирующегося второй половиной XIII — началом XV в. Учитывая отсутствие красноглиняной и наличие курганной керамики (XIII в. и ранее), дата комплекса была сужена до второй половины XIII – первой половины XIV в. (39)

На селище был найден крест-тельник с трехлепестковыми криповидными концами и ромбиком в средокрестии, датируемый XIV в. (рис. 3 врезка)40. Селище занимает мыс в южной части поля Ржавец. С запада оно ограничено одноименным ручьем. По берегам ручья находится множество ключей, благодаря которым он именовался Оржавцем или «мочежинкой» (41). Именно здесь, на берегу «мочежинки», в середине XIX в., по свидетельству местных жителей, лежали «белые камни» (42). Район ключей на Оржавце — одно из немногих мест вблизи Радонежа, где в древности существовали источники при дубравах (43). Поэтому можно предположить, что в выборе данного места сказался славянский обычай почитать старые дубы, близ которых вытекают ключи. С распространением христианства дуб стали чтить как земное отражение райского дерева, которое точит живую воду, исцеляющую от недугов (44).

Вопрос о культах радонежского святилища может быть намечен лишь в самой общей форме. «Бел бог,- писал И. М. Снегирев,- почитается… общеславянским высшим божеством неба, света и жизни, разделяющим со своим антитезой Чернобогом, демоном тьмы, владычество над вселенной. Но, собственно говоря, Бел бог — только эпитет ко всем вообще «солярным божествам» (45). «Белые Боги» и «Радонеж» — эти слова в самом первом и непосредственном впечатлении осознаются как семантически родственные. Приводимые ниже соображения показывают, что параллели между ними могли существовать и в древности.

Белые Боги и урочище Могилки лежали к востоку от Радонежа и находились в зоне видимости от него. Такое местоположение вряд ли было случайным: направление на восток мыслилось как главная ось сакрального пространства. Могилки располагались строго на восток от Радонежа, и жители Радонежа могли наблюдать восход солнца над этим урочищем в равноденствие, которое приходилось в конце XIII- XIV в. на 11 марта. Двигаясь к «летнему восходу», как называли тогда место летнего солнцестояния, точка восхода солнца к 1-2 апреля перемещалась к мысу, на котором располагалось святилище (46). Ранняя весна в русском аграрном цикле праздников была временем наиболее ярко выраженного поминовения усопших. Учитывая, что топоним «Могилки» восходит к концу XIII—XIV в. (47), нельзя исключать связи данного названия с культом поминовения. Своего апогея поминальные обряды достигали на Радуницу, когда крестьяне всем селением шли на кладбище к могилам своих близких (48). Радуница отмечалась во вторник Фоминой недели (на второй день после пасхи) или на пасху (22 марта —25 апреля). Эти наблюдения заставляют с вниманием отнестись к предположению И.М. Снегирева о происхождении топонима «Радонеж» от слова «Радуница» (49).

Оно в определенном смысле нашло подтверждение в записях, которые были сделаны в окружающих Радонеж деревнях. В д. Короськово, например, сохранилось припоминание о том, что в старину «деревня называлась Радоница 50. В д. Лешково о городище в с. Городок рассказывают: «Вот эта Городина… Раде… Раженец, что-ли, как называли… Радонёц — городок-то называется это место» (51).

Вариантность в произношении слова «Радонеж» ведет свое происхождение от устной традиции очень раннего времени: и письменных источниках она перестает наблюдаться уже в конце XV в. Вариант написания слова «Радонеж» через «у» встречается в духовной грамоте кн., Владимира Андреевича 1401-1408 гг. «Радунежские бортники» 52. Таким образом, можно предположить, что топоним «Радонеж», образовавшийся от личного имени, народная этимология издревле связывала со словом «радуница». Все это говорит о том, что обычай поминовения предков играл большую роль в древних культах Радонежа.

Уже то немногое, что известно о начальном этапе формирования радонежского ландшафта, говорит о чутком внимании древнего населения к природе — чувстве, которое роднило человека «со стихийной мировой жизнью, разлитой вокруг него» (53). Организация ландшафта отразила уходящие в раннее средневековье представления об обитаемом пространстве, которое воспринималось, говоря языком современного исследователя, как неоднородное и качественно ориентированное на центры, составляющие наибольшую ценность — «вечно животворящее родовое начало» (54).
.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *