нация евреев и история
История происхождения еврейского народа
В течении длительного времени (начиная с 1972 года) я самостоятельно (это мое увлечение, которым я занимаюсь и в настоящее время) собирал всю информацию по древнейшей истории всех народов мира. Это была информация по различным наукам – в археологии, этнографии, антропологии. Эта информация извлекалась из различных исторических справочников, научных книг, популярных журналов, газет и телевидения, а последние годы из Интернета. За 30 года (к 2002 году)у меня собралось очень много научной информации и я думал, что я близок к своей цели – создать исторический атлас всех народов, племен и культур начиная с самых древнейших времен. Но используя всю информацию такой атлас не получился, и я стал перечитывать всю религиозную литературу, мифы и легенды. Только после этого, а также прочитав книги Блаватской, Рериха и других авторов, которые проводили анализ мифов и легенд, у меня получилась полная картина происхождения всех народов мира начиная с 17 млн.лет днэ. После этого я завершил создание своего исторического атласа, это произошло в 2006 году. Попытки издать атлас не увенчались успехом, так как все издатели заранее требовали денег, получается, что издать книгу может только тот, кто имеет много денег. А то, что нужна ли такая книга людям никого не волнует (особенно издателей). На основе своего атласа, а также своей книге «Вымысел о древней истории» я теперь могу хронологически последовательно историю происхождения любого народа мира. И я решил свое первое исследование произвести на примере еврейского народа, одного из самых древних народов мира.
Примерно 79 тыс.лет днэ на Ближнем Востоке (включая территорию современного Израиля) сформировался древний народ – аккадийцы. Аккадийцы являются первой волной переселения атлантов (и их потомков) с материка Атлантида.
Около 8500 лет днэ на территории Ближнего Востока сформировалась натуфийская археологическая культура. Племена натуфийцев являются предками всех семито-хамитских народов.
Примерно в 7500 лет днэ на территории долины реки Иордан сформировалось древнейшее государство мира – Иерихонское. Его создателями были древние семито-хамиты, но наиболее вероятным является, что это государство было создано древними хамитами (позднее их стали называть ханаанеями). Предки евреев жили еще в общей массе семито-хамитских племен и жили они восточнее Иерихонского государства.
Примерно в 5700 году днэ из общей массы семито-хамитских народов выделились прото-семиты, они отделились от древних хамитов (ханаанеев) территориально и по языку (хотя в те времена языковые различия были незначительны). Прото-семиты населяли территорию к югу и востоку от Ханаана.
Примерно в 3100 году днэ из общей массы хамитов выделились собственно ханаанеи и угаритяне (жители древнего города Угарит на территории побережья Сирии и Северного Ливана). Угаритяне наиболее сильно сохранили язык древних аккадийцев и впоследствии часть их поселившихся в северной части Междуречья (современного Ирака) назывались аккадцами (по имени древнего города Аккад). А прото-семиты (включая предков евреев) расслелялись все обширнее, заняли территорию от Сирийской пустыни и запада современного Ирака, до крайнего юга Аравийского полуострова, частично они проникали даже в северную часть современного Сомали и западной Эфиопии, участвовали создании кушитских народов (это смесь западных нилотских народов и южных прото-семитов). Прото-семиты значительно участвовали и в формировали древнеегипетского народа и ливийского (древнеберберского) народа в северной части Сахары.
Примерно в 2500 году днэ из общей массы ханаанеев выделился новый народ – финикийцы (это жители прибрежной части Ханаана – городские жители городов Библа, Тита, Сидона и других городов), которые создали множество городов-государств на восточном побережье Средиземного моря. Прото-семиты (включая предков евреев) продолжали расселяться по Ближнему Востоку, на востоке их племена стали появляться вблизи западного берега Евфрата (запад современного Ирака).
Примерно в 2300 году днэ от основной массы северных ханаанеев (в основном угаритян) выделились аккадцы, которые заселили северную часть Междуречья, где создали мощное государство – Аккадскую державу.
Примерно в 1900 году днэ из общей массы прото-семитов выделились два новых народа – амореи и гиксосы. Амореи заселили территорию Междуречья (современный Ирак), а гиксосы заселили территорию, восточнее Египта ( и впоследствии вторглись в Египет).
Примерно с 1500 года днэ из общей массы северных прото-семитов стал формироваться новый народ – арамеи, в это же время из юго-восточной части арамеев (живших в окрестностях города Ур) началось формирование древнеерейского народа, который в те времена еще сильно не отличался от арамеев.
Примерно в 1350 году днэ формирование еврейского народа в основном завершилось, это произошло на территории южной части современного Израиля и Палестины.
В 11 веке днэ было создано первое древнееврейское государство – царство Саула. Эту дату можно считать датой окончание формирование еврейского (израильского) народа. Израильский народ получил от имени своего вождя – Иакова, который имел второе имя – Израиль.
В 2286 году днэ. – закончился потоп, в котором спаслись Ной и его сыновья.
В 1859 году дн. – Авраам (со всеми родными) переселился из Ура в Харран.
В 1804 году днэ – Авраам (со всеми родными ) переселился из Харрана в Ханаан.
В 1779 году днэ – родился Исаак
В 1719 году днэ – родился Иаков.
В 1680 году днэ – родился Иосиф. Предков евреев уже стали называть израильтянами.
В 1486 году днэ – умер Иосиф, израильтяне стали рабами египтян.
В 1375 году днэ – Моисей получил от Бога наказ вывести израильтян из Египта.
В 1374 году днэ – Моисей вывел израильтян из Египта. Всего с ним вышло 605550
человек, эту дату можно считать датой окончательного формирования
израильского (еврейского) народа.
В 1276 году днэ – умер Иоисей, вождем (судьей) стал Иисус Навин, израильтяне жили в
местности вокруг Иерихона.
В 1164 году днэ – вождем израильтян стал Гидеон
В 1091 году днэ – израильтяне подчинены филистимлянам
В 1038 году днэ – родился Самуил
В 1018 году днэ – израильтяне освободились от власти филистимлян
В 1016 году днэ – царем Израильского государства стал Саул
В 1000 году днэ – царем Израильского государства стал Давид.
Сверка дат по моему историческому атласу с датами по Библии показывает, что они в основном соответствуют друг другу. Меня удивляет одно – почему многие народы Ближнего Востока исчезли (ханаанеи, амореи, финикийцы, арамеи), а израильтяне как народ (со своей культурой и языком) сохранились, хотя вокруг их проживают арабы, и долгое время они жили под властью арабов.
Нация евреев и история
Как и у любого другого народа, в истории еврейской нации были свои взлеты и падения. Доходило даже до того, что практически все евреи изгонялись со своей земли. Однако они сумели туда возвратиться и построить новое процветающее государство. Интересно, что в отличие от многих других народов, возникших словно ниоткуда, у евреев есть точка отсчета, когда появился первый представитель их национальности. Причем этот факт зафиксирован в письменном источнике – Библии.
Начало начал
Хотя собственно евреи появились значительно позже, старт появлению нации был дан праведником Ноахом (Ноем). У его старшего сына Шема впоследствии появился правнук Эвер. Этот человек оказался единственным духовным лидером, который отказался принимать участие в строительстве Вавилонской башни. Спустя годы один из его потомков Терах стал отцом Авраам, который считается прародителем всех евреев.
Авраам родился в 1948 году от сотворения мира (в 1812 году до н.э.). При рождении он не был евреем, каковым он был назначен впоследствии. В одном из сочинений Торы четко указывается данный момент: «…известил Аврама – иври…». Именно с этого момента начинается история этой нации.
Впоследствии Авраам совершил много подвигов. Правда, героические поступки эти не совсем привычны современным людям. Ведь он не руководил армиями, не захватывал новые земли, не уничтожал разнообразных врагов, а нес человечеству идею о едином Боге. Авраам делал это исправно, за что для будущей нации Всевышним была дарована земля, которая впоследствии получила название Эрец-Исраэль.
Египетский период
Авраам прожил 175 лет. К периоду жизни его внука Яакова всего на тот момент насчитывалось порядка 70 человек, именовавших себя евреями. Ситуация изменилась после прихода Яакова в Египет, в котором к тому моменту уже проживал в качестве советника фараона его сын Йосеф (Иосиф). Интересная ситуация складывалась в этой стране, которой правил тогда клан руководителей-пришельцев. Очень часто завоеватели больше привечают не местных представителей, а выходцев из других мест. Для Яакова с его семьей это стало шансом.
Благодаря стараниям Йосефа они смогли получить земельные участки и начать активно заниматься ведением хозяйства. Параллельно с экономической деятельностью они вели просветительскую работу, что позволило в кратчайшие сроки увеличить количество людей, считавших себя иудеями, до значительной величины, исчислявшейся десятками тысяч человек. Сам же Яаков получил новое имя – Израиль, после чего весь этот народ стал именоваться сынами Израиля.
К сожалению, жизнь в привилегированном состоянии для сынов Израиля однажды закончилась. В Египте вспыхнуло восстание против пришельцев, и трон фараона был возвращен представителям местной знати. Для иудеев настали трудные времена. Утратив большинство своих прав, они на длительный срок фактически превратились в рабов. Неудивительно, что в их среде развернулось движение за выход из Египта, тем более что Всевышним им уже была уготована собственная земля – Эрец-Исраэль.
Исход из Египта и обретение Родины
Вполне закономерно, что с помощью Всевышнего евреи смогли добиться разрешения покинуть ставшую неуютной египетскую землю. Под предводительством Моисея и его брата Аарона они, к тому моменту представлявшие собой конгломерат из потомков 12 сыновей Яакова (получивших название «12 колен Израиля»), выдвинулись на восток, в сторону Синайского полуострова. В пустыне их ожидало событие, ставшее одним из важнейших за всю историю человечества. Бог даровал людям 10 заповедей и Тору.
40 лет еврейский народ странствовал по пустыням Синая. Лишь после кончины последнего представителя, помнившего эпоху египетского рабства, они вышли к границам земель Ханаанских, которые Богом были определены как Эрец-Исраэль.
Под предводительством нового лидера Иисуса Навина они начали захватывать ханаанские города, отвоевывая для себя территорию своего будущего государства. Не покорились евреям только филистимляне, сами захватившие часть этих земель некоторое время назад, что привело к длительной череде войн между этими двумя народами.
Расцвет и распад государства
Как бы то ни было, первоначальные границы Израиля определились, и началось нормальное функционирование государства. Его территория была поделена между всеми коленами. Лишь колену Леви земля не была выделена. Как представители религиозной элиты они могли селиться где угодно, неся представителям других колен слово Божье. Страна богатела. Апофеозом ее развития и силы стало строительство в Иерусалиме грандиозного Храма. Данное событие произошло в период правления царя Соломона (Шломо), человека, чей ум даже сегодня поражает людей.
К сожалению, после кончины Соломона центральная власть в стране потеряла свою силу. Элите из части колен Израилевых перестал нравиться принцип распределения доходов внутри страны. Но больше всего их не удовлетворял особый статус левитов. В стране вспыхнуло восстание, в конечном итоге приведшее к ее распаду на два обособленных еврейских государства: Северный Израиль и Иудею.
Иудея по большей части состояла из земель, предназначенных для колена Иуды и частично колена Биньямина. Сюда также переселились уцелевшие и не утратившие веру в единого Бога представители колена Леви. Все остальные земли отошли к Северному Израилю. И если Иудея продолжила поклоняться единому Богу, то ее бывшие соотечественники возвратились в язычество, что впоследствии сыграло для них роковую роль.
Как сумела выжить Иудея
Распад Израиля на два противостоящих государства привлек внимание соседей. Первым под натиском войск Ассирии, имевшей тогда лучшую в мире армию, пал Северный Израиль. Его жители были полностью уведены на территорию метрополии, где их расселили небольшими анклавами среди других народностей Ассирийского царства. А земли в Израиле заняли других национальностей, специально приведенные сюда. Очень скоро в единой религиозной среде евреи ассимилировались, фактически перестав существовать как единая нация.
Вскоре настала очередь Иудеи испытать на себе несчастья иностранного вторжения. Вавилонское царство, возникшее на руинах Ассирии, напало на эту небольшое государство, которое не могло противостоять весьма мощной и крупной державе и вскоре потерпело поражение. Большая часть иудеев, как ранее их северные соседи, были уведены на восток, а Первый Храм разрушен до основания. Однако на этот раз вера в единого Бога, уже получившая собственное имя иудаизм, помогла евреям сохранить себя как нацию.
70 лет длилось рабство, пока Вавилонское царство само не пало под натиском армии персидского царя Кира Великого. Новый правитель не просто освободил евреев из неволи, но даже разрешил им вернуться на родину и отстроить заново Иерусалимский храм. Но и те из них, которые по какой-то причине остались жить вне родины, остались иудеями, и не ассимилировались с другими народностями.
Эпоха Второго Храма
Возвратившись в Иудею, евреи вновь начали отстраивать свое государство. И главным символом возрожденной страны вновь стал Иерусалимский храм. Жизнь государства относительно спокойно продолжалась вплоть до появления в Европе новых мощных центров силы. Апофеозом всего стал выход на мировую политическую арену Римской империи, хитростью и силой сумевшей подчинить себе все окрестные страны. Не стала исключением и Иудея, попавшая под влияние Рима в период правления династии Иродиадов.
И хотя родоначальник династии царь Ирод I Великий реконструировал Иерусалимский храм, сделав его самым величественным на Ближнем Востоке, он же и позволил римлянам сначала хитростью, а потом и силой, закрепиться в Иудее. Поначалу пришельцы вели себя вполне лояльно по отношению к иудеям и их религии. Однако со временем они освоились, и стали держаться как настоящие завоеватели. Ответом на это стали два мощнейших восстания.
Конечно же, небольшой народ не мог противостоять огромной махине самого мощного в Европе государства. Восстания были жестоко подавлены, Иерусалимский храм, также как и сам Иерусалим, разрушены до основания, а евреи, населявшие Иудею, уведены в метрополию в качестве рабов. Так печально завершилась история первого еврейского государства.
Жизнь в изгнании и появление нового Израиля
Тяжкой была доля изгнанников вне пределов Родины. В мире распадались старые и рождались новые государства, а отношение к ним оставалось на одном и том же уровне: их считали недостойными, всячески сторонились и притесняли в правах. Сама еврейская нация раскололась на несколько частей, наиболее значительными из которых стали ашкеназы, сефарды и мизрахи. С течением времени у них выработались собственные ритуалы, однако все эти части одного народа старались поддерживать связь между собой.
Со временем у евреев выработалась особая тактика поведения: вытесняемые из одного государства они перетекали в другое, где образовывали свою диаспору. Гонимому народу приходилось постоянно самосовершенствоваться, поэтому среди них всегда сохранялся высокий процент грамотных людей. В свою очередь, это позволяло бизнесменам удачно вести дела в сферах, заведомо считавшихся нерентабельными, что вызывало как уважение, так и зависть у государствообразующих народностей и их элит.
Самым страшным событием за всю историю человечества стала Вторая Мировая война сопровождающаяся Холокостом. Существует несколько теорий, почему Гитлер истреблял евреев, но сам факт этого события уже никто не отрицает. К началу 1939 года евреев в мире насчитывалось 18 миллионов, к завершению Мировой войны их стало на 1/3 меньше. 6 миллионов человек одной нации были убиты только потому, что они евреи.
Настоящим переворотом в еврейской истории стал 1948 год, когда Израиль вновь стал полноценным государством. И хотя его появление было в штыки воспринято мусульманским населением Ближнего Востока, практически полторы тысячи лет безраздельно правившим в этих краях, иудеи вновь смогли обрести свою историческую родину. Израиль стал для представителей этой нации центром притяжения. И если раньше происхождение они старались скрывать, то теперь есть целая процветающая страна, в которой граждане гордятся, что они евреи.
История еврейского народа на этом не заканчивается. Продолжение можно почитать в статье краткая история Израиля.
Еврейская история
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
История евреев и еврейского народа — одного из древнейших в мире — насчитывает три с половиной тысячи лет, примерно с XVIII века до н.э. по сей день. События еврейской истории и их точная датировка, как правило, хорошо известны, они подробно описываются в Торе, Пророках и Писаниях (ТаНаХ) и обогащаются фактами Устной Традиции, запечатленными в Талмуде и Мидраше. Наиболее важные события еврейской истории отмечены в еврейском календаре в виде праздников и памятных дней.
Современная наука, прежде всего, библейская археология, установила за последние сто лет множество фактов, подтверждающих и проясняющих библейские тексты, «привязывающих» их к конкретным местам и временным периодам.
Оглавление
Особенности еврейской истории [↑]
История еврейского народа уникальна, т. к. не выписывается ни в одну научную концепцию в рамках материалистического взгляда на развитие и исчезновение этносов.
С момента первого изгнания из Страны евреи теряют свою территорию, язык и отчасти культуру, что, согласно мнению части знаменитых учёных, должно было привести к постепенному растворению еврейского народа в среде окружающих народов.
Однако еврейский народ существует до сих пор, сохраняя веру и неповторимую самобытность, несмотря на неоднократные попытки тотального уничтожения и принудительной ассимиляции.
Традиционный иудаизм считает причины такой сохранности исключительно духовными. В частности, мы видим здесь исполнение обещания Б-га Аврааму в рамках союза между рассеченными частями (Берешит 15) — вечно оберегать его потомков от тотального уничтожения.
Б-жественный план еврейской истории [↑]
Еврейская история и история мира в целом развиваются по четкому Б-жественному «сценарию». В нем еврейскому народу отведена особая роль: нести веру в единого Б-га и быть Его служителями «от имени» всего человечества.
История евреев насчитывает почти 4 тысячи лет
Выполнение евреями своей задачи является непреложным условием существования мира и достижения цели, ради которой мир был создан.
В Торе неоднократно повторяется, что благополучная жизнь евреев на своей земле обусловлена безукоризненным соблюдением законов Торы, а отход от соблюдения приведет к изгнанию. Сказано в главе Бехукотай (Ваикра 26): «Если будете идти по Моим законам и заповеди Мои чтить… то дам дожди вовремя… и будете жить спокойно в стране вашей…. Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти… будете поражены врагами вашими и будут властвовать над вами ненавистники ваши…»
Исторический опыт подтверждает сказанное. Расцвет еврейского государства пришелся на время правления царей Давида и Шломо, когда евреи строго соблюдали заповеди. А разрушение Первого и Второго Храмов произошло в период духовного падения народа.
Последние две тысячи лет еврейский народ находится в самом продолжительном изгнании за всю свою историю — галутЭдом, охарактеризованном в Торе как период «сокрытия лика Б-га», т. е. период, когда участие Б-га в происходящем будет неочевидно. Описания событий и страданий последнего изгнания содержатся в книгах Пророков, а также в книге Дварим («Второзаконие») в главе «Ки таво».
Влияние еврейской истории на мировую цивилизацию [↑]
Еврейская история описывает жизнь единственного народа, получившего Б-жественное откровение и пронесшего его в сохранности через множество веков.
От еврейского народа распространилось монотеистическое учение, принятое и в более поздних авраамических религиях, таких, как христианство и ислам.
Дарование Торы, а позже распространение Септуагинты стало переломным моментом в мировой истории, изменив культурные, государственные и религиозные модели Древнего мира. На сегодняшний день этические, имущественные и гражданские нормы Библии присутствуют практически во всех государственных и судебных системах современного общества — в той или иной степени.
Рассеяние еврейского народа в разных странах способствовало экономическому, культурному и научному развитию этих стран в разные периоды мировой истории.
Антисемитизм как часть еврейской истории [↑]
Появление еврейского народа на мировой арене ознаменовалось возникновением нового явления — антисемитизма, религиозной и национальной нетерпимости к евреям. С тех пор в истории евреев мы видим регулярные попытки истребления народа — как физического, так и духовного, — перемежаемые периодами относительного спокойствия.
Существует множество теорий, стремящихся объяснить враждебность к евреям в рамках политических, социальных, исторических и религиозных концепций.
Традиционный иудаизм видит в антисемитизме элемент Б-жественного замысла, призванный сохранить еврейский народ от полной ассимиляции.
Четыре царства [↑]
Трагедия в истории еврейского народа —
разрушение Храма и изгнание евреев
В пророчестве Даниэля(глава 7) описываются четыре зверя, олицетворяющих четыре цивилизации-сверхдержавы, под игом которых последовательно будет находиться еврейский народ. Согласно традиционным комментариям, эти четыре царства — Вавилон, Персия, Греция и Рим. Каждая деталь описания зверя указывает на определенное свойство народа, который он олицетворяет.
Наследниками Римской империи принято считать христианские страны, перенявшие культуру и религию римлян.
В каббалистических книгах сказано, что кроме четырех царств, упомянутых в книге Даниэля, будет еще одно, последнее — это могущественное царство Ишмаэля, которое причинит много страданий еврейскому народу в конце дней (Пиркей дэ-раби Элиэзер 32, Зоар к Шмот 17а, Аризаль в книге «Эц даат тов»). Религия Ишмаэля — Ислам.
Основные события еврейской истории [↑]
В еврейской истории много чудес, расхождение
вод Красного моря — одно из них
Штетл — еврейское местечко в Восточной
Европе до Холокоста в истории евреев
Конец дней [↑]
Одной из основ иудаизма является вера в приход Машиаха — Мессии, который завершит Эдомское изгнание и откроет новую веху человеческой истории. В этот период весь мир будет верить в Единого Б-га, прекратятся войны, а евреи вернутся в Святую Землю, где будет отстроен Третий Храм. Во главе народа встанет праведный царь из рода Давида.
Эти события будет сопровождать воскрешение мертвых — тхият а-метим.
Согласно традиционному летоисчислению, Машиах придет не позднее шестого тысячелетия со дня сотворения мира.
О деталях и хронологической последовательности событий времен Машиаха мнения мудрецов различны. Спорят и о будущем физическом устройстве мира, и о том, будет ли у человека в те времена свобода выбора.
Рамбам («Законы о царях» 12:2) говорит об этом так: «И никто не может знать, как произойдут эти события, пока они не наступят, поскольку об этом нет четкой устной традиции, а пророческие описания недостаточно ясны. И все мнения мудрецов основаны только на понимании текста, оттого по этим вопросам существуют разногласия…»
Сегодня мы видим исполнение многих предсказаний пророков о временах Машиаха. В том числе — возвращение евреев в Святую Землю, которая вновь дает свои плоды…
Еврейский народ ждет Машиаха и Третий Храм, который уже не будет разрушен!
Кто и как изобрёл еврейский народ
Следует помнить, что, хотя национальные государства начали образовываться ещё до введения системы всеобщего обязательного образования, только с её помощью они смогли укорениться и окрепнуть. Высшим приоритетом государственной педагогики с самого начала стало распространение пересаженной «национальной памяти», а сердцем её – национальная историография.
Взращивание однородных коллективов в новейшую эпоху требует, среди прочего, построения долгосрочной исторической фабулы, демонстрирующей непрерывную связь во времени и пространстве между сегодняшними членами этих коллективов и их древними «праотцами».
Поскольку эта прочная культурная связь, надёжно «функционирующая» в организме всякой нации, никогда ни в одном обществе не существовала, профессиональные «агенты памяти» должны изрядно потрудиться, чтобы её изобрести.
Научные данные, накопленные в основном, благодаря стараниям археологов, историков и антропологов, претерпевают ряд впечатляющих косметических операций, произведённых авторами исторических романов, эссеистами и журналистами. В результате, изборождённое глубокими морщинами лицо прошлого превращается в гордый, сияющий безупречной красотой национальный портрет.
Несомненно, ни одно историческое исследование не обходится без мифов, но в национальной историографии они играют особенно грубую роль. Истории народов и наций строятся по тем же стандартам, что и монументы на столичных площадях: они должны быть большими, мощными, устремлёнными к небу и излучающими героическое сияние.
До последней четверти XX века изучение национальной историографии напоминало пролистывание страниц спортивного раздела ежедневной газеты. Разделение мира на «мы» и «они» было самым естественным историографическим приёмом. Создание коллективного «мы» являлось делом жизни «национальных» историков и археологов, лицензированных «агентов памяти», на протяжении более 100 лет.
До того как в Европе началось национальное дробление, многие европейцы всерьёз полагали, что являются потомками Древних троянцев. Однако с конца XVIII века мифология стала наукообразной.
После появления набитых фантазиями трудов, созданных профессиональными исследователями прошлого, греческими и европейскими, граждане современной Греции стали считать себя одновременно биологическими потомками Сократа и Александра Великого и (в рамках параллельного нарратива) прямыми наследниками Византийской империи.
«Древние римляне», начиная с конца XIX века, при помощи удачных учебных пособий стали перерождаться в типичных итальянцев.
Галльские племена, взбунтовавшиеся против Рима во времена Юлия Цезаря, превратились в школах Третьей республики в истинных французов (правда, обладающих совсем не латинским темпераментом). Другие историки утверждали, что принятие христианства франкским королём Хлодвигом (Clovis) в V веке н.э. является несомненным моментом зарождения французской нации.
Первопроходцы румынского национализма дотянули свою нынешнюю самоидентификацию до древней римской колонии Дакия. Это величественное родство побудило их назвать свой новый язык «румынским».
В XIX веке многие жители Великобритании усмотрели в Боудикке (Boudicca), предводительнице кельтского племени иценов, отчаянно сражавшейся против римских захватчиков, первую англичанку. И действительно, её почитаемый образ был увековечен в величественном лондонском монументе.
Немецкие авторы без устали цитировали старинное сочинение Тацита, рассказывающее о племенах херусков, возглавлявшихся Арминием (Arminius), которого они полагали праотцом своего древнего народа.
Даже Томас Джефферсон (Jefferson, 1743-1826), третий американский президент, владевший примерно сотней чернокожих рабов, требовал, чтобы на государственной печати Соединённых Штатов были запечатлены изображения Хенгиста (Hengist) и Хорсы (Horsa), полулегендарных предводителей первых саксонцев, вторгшихся в Британию в том же столетии, когда крестился Хлодвиг. Основанием для этого оригинального предложения стал следующий тезис: «Мы считаем себя их потомками и осуществляем их политические принципы и формы правления».
Так обстояло дело и в XX веке. После распада Оттоманской империи граждане новоиспечённой Турции вдруг осознали, что они вообще-то белые люди, арийцы, а их далёкими предками были шумеры и хетты.
Некий ленивый британский офицер самовольно провёл на карте Азии почти совершенно прямую линию – границу Ирака. Люди, ставшие неожиданно для себя иракцами, вскоре узнали от «авторитетнейших» историков, что являются одновременно потомками древних вавилонян и арабами, правнуками героических солдат Салах ад-Дина.
Многие граждане Египта точно знают, что древняя языческая империя фараонов была их первым национальным государством, что, разумеется, не мешает им оставаться правоверными мусульманами.
Индийцы, алжирцы, индонезийцы, вьетнамцы и иранцы по сей день верят, что их народы существуют испокон веков, и их дети с малолетства заучивают в школах тысячелетние исторические нарративы.
В отличие от этих явных и неприкрытых мифологий, в пересаженной памяти каждого израильтянина и каждой израильтянки (разумеется, еврейского происхождения) укоренён набор бесспорных и абсолютных «истин».
Всем им точно известно, что непосредственно с момента дарования Торы на Синае существует еврейский народ и что они являются его прямыми и единственными потомками (если не считать, конечно, десяти колен, местопребывание которых до сих пор точно не установлено).
Они убеждены, что этот народ «вышел» из Египта, захватил и колонизировал «Эрец-Исраэль», которая, как известно, была обещана ему Всевышним, основал величественное царство Давида и Соломона, а затем раскололся пополам и создал два царства – Иудею и Израиль.
Они совершенно уверены, что этот народ был изгнан из «Страны Израиля» после завершения расцвета своей государственности, причём не один, а целых два раза: с разрушением Первого храма в VI веке до н.э., а затем в 70 году н.э., после разрушения Второго храма. Ещё до того, как произошло последнее трагическое событие, этот особенный народ сумел создать еврейское царство Хасмонеев, искоренившее влияние злодеев-эллинизаторов в своей стране.
Они полагают, что этот народ, вернее, «их народ», по общему убеждению, народ чрезвычайно древний, скитался в изгнании на протяжении почти двух тысячелетий и, несмотря на столь длительное пребывание в окружении неевреев, блестящим образом уберёгся от смешения и ассимиляции. Этот народ рассеялся по всему миру.
В своих многотрудных странствиях он добрался до Йемена, Марокко, Испании, Германии, Польши и далёкой России. Тем не менее, ему всегда удавалось сохранять прочные узы крови, связывавшие далёкие друг от друга общины, так что самобытность народа нисколько не пострадала.
Лишь в конце XIX века сложились условия, породившие уникальный исторический шанс: древний народ пробудился от долголетней спячки и подготовил почву для своей второй молодости, то есть для возвращения на древнюю «родину».
И действительно, началось массовое возвращение, сопровождаемое всеобщим воодушевлением. Многие израильтяне всё ещё верят, что, если бы не резня, устроенная страшным мясником Гитлером, «Страна Израиля» в течение короткого периода была бы заселена миллионами евреев, приехавшими туда с радостью и энтузиазмом. Ведь они мечтали об этой земле тысячелетиями!
Точно так же, как народ-скиталец нуждался в собственной территории, пустынная и невозделанная страна жаждала возвращения народа, без которого не могла расцвести. Правда, в этой стране успели поселиться незваные гости, однако, поскольку «народ хранил ей верность во всех странах рассеяния» на протяжении двух тысячелетий, эта страна принадлежит только ему, а не малочисленным «пришельцам», лишённым исторических корней и попавшим сюда по чистой случайности.
Поэтому все войны, которые велись народом-скитальцем с целью завоевания страны, были справедливыми, а сопротивление местного населения – преступным. И лишь благодаря еврейскому (отнюдь не ветхозаветному) милосердию чужакам было разрешено и дальше жить бок о бок с народом, вернувшимся в своё восхитительное отечество и к своему библейскому языку.
Тем не менее, и в Израиле эти завалы памяти возникли не сами собой. Они накапливались слой за слоем, начиная со второй половины XIX века, благодаря деятельности талантливых исторических «реставраторов», манипулировавших в основном осколками иудейской и христианской религиозной памяти и вылепивших из них при помощи богатого воображения непрерывную родословную «еврейского народа».
Технология культивации коллективной «памяти» до этого времени просто не существовала; как это ни странно, с тех самых пор она практически не изменилась. Академизация изучения еврейской истории, начавшаяся с основания Еврейского (Иерусалимского) университета в подмандатной Палестине, ставшей затем Израилем, и увенчанная созданием многочисленных кафедр еврейских исследований по всему западному миру, ничего не изменила. Концепция еврейского исторического времени осталась прежней – целостной и этнонациональной.
Разумеется, в обширной историографии, посвящённой еврейству и евреям, существуют различные подходы. Фабрику, занятую производством «национального» исторического наследия, постоянно сотрясают споры и разногласия.
Однако до сих пор практически никто не пытался оспорить основные идеи, сформировавшиеся и укоренившиеся в конце XIX- начале XX века. Важнейшие процессы, радикально изменившие западную историческую науку в конце прошлого столетия, а также существенные перемены в сфере изучения наций и национализма не затронули отделения «истории еврейского народа» в израильских университетах.
К величайшему удивлению, они почти не повлияли и на научную продукцию, поставляемую «еврейскими» кафедрами американских и европейских университетов. Если время от времени и обнаруживались данные, не вписывающиеся в модель еврейской истории как непрерывного линейного процесса, они практически не удостаивались упоминания. Однако, когда они всё же изредка всплывали на поверхность, их быстро «забывали» и прятали в бездне забвения.
Национальные потребности были мощными цензорами, предотвращавшими малейшие уклонения от господствующих нарративов. «Закрытые системы», занимающиеся исключительно накоплением сведений о еврейском, сионистском и израильском прошлом (то есть кафедры «Истории еврейского народа», полностью отгородившиеся от отделений общей истории и истории Ближнего Востока), также во многом способствовали этому удивительному параличу, равно как и упорному нежеланию воспринять новые историографические идеи, истолковывающие происхождение и идентичность евреев.
То обстоятельство, что практический вопрос: кого именно следует считать евреем, время от времени будоражил израильское общество, в основном из-за связанных с ним юридических затруднений, также нисколько не заботило израильских историков. У них был готовый ответ: все потомки народа, изгнанного два тысячелетия назад, – евреи!
Бурная полемика, развёрнутая так называемыми новыми историками в конце 80-х годов прошлого века, казалось, на некоторое время подорвала фундамент израильской коллективной памяти. Однако «лицензированные» исследователи прошлого практически не принимали в ней участия. Большинство тех немногих, кто был вовлечён в публичные дебаты, пришли из иных научных дисциплин или же вовсе не из академических кругов.
Социологи, политологи, востоковеды, филологи, географы, литературоведы, археологи и даже независимые эссеисты изложили свои новые соображения относительно еврейского, сионистского и израильского прошлого. К ним присоединились молодые учёные, обладатели докторских степеней по истории, недавно прибывшие из-за границы и ещё не осевшие в израильских академических учреждениях.
Из стана специалистов по «истории еврейского народа», которые должны были бы находиться в авангарде исследовательского прорыва, раздавались лишь опасливые консервативные выпады, сдобренные апологетической риторикой, опирающейся на традиционный консенсус.
«Альтернативная историография» 90-х годов занималась в основном перипетиями и результатами войны 1948 года. Моральные результаты этой войны привлекли к себе основное внимание.
Действительно, значение этой полемики для понимания морфологии израильской коллективной памяти не вызывает сомнения. «Синдром 48 года», по-прежнему тревожащий израильскую коллективную совесть, крайне важен для будущей политики государства Израиль. Можно даже сказать, что он является неотъемлемым условием его существования. Любой значимый компромисс с палестинцами, если он когда-нибудь будет достигнут, должен брать в расчёт не только еврейское прошлое, но и недавнюю «чужую» историю.
Увы, эта важная полемика не привела к значимым исследовательским достижениям. Да и в общественном сознании она заняла лишь незначительное место. Представители старшего поколения категорически отвергли новые данные и вытекающие из них выводы. Они не сумели примирить свои профессиональные обязанности с бескомпромиссной моралью, определившей их исторический путь.
Молодое поколение интеллектуалов, вероятно, было готово признаться в «грехах», совершённых в период создания государства, однако и его (не столь одеревеневшая) мораль без труда проглатывала «некоторые перегибы».
В самом деле, разве можно сравнивать палестинскую драму с холокостом? Как можно сопоставлять страдания палестинских беженцев, непродолжительное и ограниченное по своим масштабам, с судьбой народа, скитавшегося в мучительном изгнании на протяжении двух тысячелетий?
Социоисторические исследования, посвящённые не столько политическим событиям, иными словами, «грехам», сколько длительным процессам развития сионистского движения, удостоились гораздо меньшего внимания и, хотя и были написаны израильтянами, никогда не публиковались на иврите.
Немногочисленные работы, ставившие под сомнение парадигмы, лежащие в фундаменте национальной истории, не привлекли ни малейшего внимания. Среди них следует отметить смелое сочинение Боаза Эврона «Национальный счёт», а также интригующее эссе Ури Рама под названием «История: между сущностью и вымыслом». Обе эти работы бросили радикальный вызов профессиональной историографии, занимающейся еврейским прошлым, однако «лицензированные» производители прошлого практически не обратили на них внимания.
Написание данной книги стало возможным, благодаря научному прорыву, совершённому в 80-х начале 90-х годов прошлого столетия. Автор вряд ли отважился бы подвергнуть радикальному пересмотру самые корни своей самоидентификации и, тем более, не сумел бы перебраться через завалы памяти, с детства загромождавшие его представления о прошлом, если бы не дерзкие шаги, предпринятые Эвроном, Рамом и другими израильтянами, и, самое главное, если бы не огромный вклад «иностранных» исследователей национального вопроса, таких как Эрнст Геллнер (Gellner) и Бенедикт Андерсон (Anderson).
В лесу национальной истории кроны многих деревьев так тесно смыкаются, что за ними невозможно рассмотреть сколько-нибудь широкую перспективу, а, следовательно, и оспорить господствующий «метанарратив». Профессиональная специализация заставляет исследователей фокусироваться на специфических фрагментах прошлого, пресекая тем самым любую попытку рассмотреть весь лес целиком.
Разумеется, разрастающийся набор фрагментарных нарративов не может в конце концов не поколебать «метанарратив». Однако для этого историческая наука должна существовать в рамках плюралистической культуры, не находящейся под прессом вооружённого национального конфликта и не испытывающей постоянного беспокойства по поводу своей идентичности и своих корней.
Это утверждение может (отнюдь не безосновательно) показаться пессимистичным в свете ситуации, в которой пребывал Израиль в 2008 году. За шестьдесят лет существования Израиля его национальная история не слишком повзрослела, и трудно предположить, что она начнёт взрослеть именно сейчас.
Поэтому автор не тешит себя иллюзиями относительно того, как будет воспринята эта книга. Он лишь надеется, что найдутся хотя бы немногочисленные люди, готовые (уже сегодня) рискнуть, то есть подвергнуть радикальному пересмотру своё национальное прошлое. Такой пересмотр может помочь хотя бы слегка расшатать неделимую идентичность, под прессом которой рассуждают и принимают решения почти все израильтяне-евреи.
Книга, которую вы держите в руках, написана «профессиональным» историком. Тем не менее, автор взял на себя риск, который обычно считается недопустимым в рамках его профессии. Чёткие правила игры, принятые в научных сферах, обязывают исследователя оставаться в уготованной ему колее, то есть в области, в которой он является «настоящим» специалистом.
Но даже беглый взгляд на перечень глав этой книги ясно указывает, что спектр исследуемых в ней тем далеко выходит за рамки какой-либо одной «научной» специализации. Библеисты, исследователи Древнего мира, археологи, медиевисты и, в особенности, «специалисты» по истории еврейского народа возмутятся поведением амбициозного автора, незаконно вторгшегося в чужие исследовательские пространства.
Их претензии имеют определённые основания, и автор сознаёт это в полной мере. Было бы гораздо лучше, если бы данную книгу написала группа исследователей, а не одинокий историк. К сожалению, этого не произошло, ибо «преступник» не нашёл себе «соучастников». Поэтому вполне возможно, что в данной работе найдутся те или иные неточности. Автор заранее приносит извинения за все допущенные им оплошности и призывает критиков содействовать их исправлению.
Поскольку автор ни в коем случае не уподобляет себя Прометею, похитившему для израильтян огонь исторической истины, он одновременно не опасается, что всемогущий Зевс, в данном случае корпорация еврейских историографов, пошлёт орла, чтобы тот выклевал теоретизирующий орган – печень? – из его прикованного к скале тела.
Он лишь просит обратить внимание на известный факт: пребывание вне пределов специфической сферы исследования и балансирование на разделяющих такие сферы границах иногда способствуют появлению нестандартного взгляда на вещи и позволяют обнаружить неожиданные связи между ними. Зачастую именно размышление «извне», а не «изнутри» может обогатить историческую мысль, невзирая на все слабости, связанные с недостатком специализации и необычно высокой степенью спекулятивности.
«Специалисты» по еврейской истории не имеют обыкновения задаваться фундаментальными вопросами, удивительными на первый взгляд, но вместе с тем элементарными. Время от времени стоит проделывать эту работу ради них и вместо них. Например:
– Действительно ли еврейский народ существовал на протяжении тысячелетий, в то время как все остальные «народы» растворялись и исчезали?
– Каким образом и отчего Библия, несомненно, впечатляющий сборник теологических произведений, время написания и редактирования которых никому толком не известно, превратилась в надёжный исторический трактат, описывающий рождение нации?
– В какой степени иудейское царство Хасмонеев, разноплемённые подданные которого даже не говорили на общем языке и в большинстве своём не умели читать и писать, может считаться национальным государством?
– Действительно ли жители Иудеи были изгнаны после разрушения Второго храма, или же это всего лишь христианский миф, отнюдь не случайно воспринятый еврейской традицией?
– И если изгнания не было, то, что произошло с местным населением?
– И кем были миллионы евреев, появлявшиеся на исторической арене в самых неожиданных уголках мира?
– Если евреи, разбросанные по всему миру, действительно образуют один народ, на какие общие признаки указывают культурно-этнографические характеристики евреев Киева и Марракеша – помимо общих религиозных верований и кое-каких культовых практик?
– Может быть, вопреки всему, что нам рассказывали, иудейство – это «всего лишь» захватывающая религия, распространившаяся по миру прежде, чем в нём восторжествовали её конкуренты – христианство и ислам, и, несмотря на преследования и унижения, сумевшая продержаться вплоть до нашего времени?
– Разве концепция, определяющая иудейство как существующую с древности до наших дней важнейшую религиозную культуру, которая никогда не была единой народной культурой, умаляет его значимость, как постоянно утверждают апологеты еврейской национальной идеи на протяжении последних ста тридцати лет?
– Если у различных еврейских религиозных общин не было общего светского культурного знаменателя, можно ли говорить о том, что их сплачивали и выделяли «кровные узы»?
– Неужели евреи действительно являются особым «народом-расой», как утверждали антисемиты, стремившиеся убедить всех нас именно в этом, начиная с XIX века?
– Неужели Гитлер, потерпевший военное поражение в 1945 году, в конце концов одержал интеллектуальную и психологическую победу в «еврейском» государстве?
– Как можно нанести поражение его учению, утверждавшему, что евреи обладают особыми биологическими свойствами (в прошлом это была «еврейская кровь», сегодня – «еврейский ген»), если столь многие израильтяне искренне убеждены в его правильности?
Ещё одна ироническая гримаса истории: Европа знала времена, когда всякий, кто утверждал, что все евреи относятся к одному и тому же народу иностранного происхождения, немедленно квалифицировался как антисемит.
Сегодня же тот, кто высказывает предположение, что люди, составляющие так называемую еврейскую диаспору (в отличие от современных израильтян-евреев), никогда не были и ныне не являются ни народом, ни нацией, моментально оказывается заклеймённым как ненавистник Израиля.
Адаптация сионизмом весьма специфической национальной концепции привела к тому, что государство Израиль с самого момента своего основания, вот уже шестьдесят лет, не склонно считать себя республикой, существующей ради своих граждан.
Как известно, около четверти из них не считаются в Израиле евреями, так что, в соответствии с духом израильских законов, государство и не должно аффилироваться с ними или им принадлежать. Оно с самого начала отняло у этих людей возможность присоединиться к новой метакультуре, созданной на его территории.
Более того, оно целеустремлённо выталкивало их наружу. В то же время, Израиль отказывался и до сих пор отказывается переродиться в федеративную демократию наподобие Швейцарии или Бельгии или в мультикультурную демократию вроде Британии или Голландии, то есть в государство, одобряющее и принимающее сложившееся в нём культурное многообразие и считающее себя обязанным в равной степени служить всем своим гражданам.
Вместо этого Израиль упорно считает себя еврейским государством, принадлежащим всем без исключения евреям мира, несмотря на то, что они больше не гонимые беженцы, а полноправные граждане тех стран, в которых живут по собственному выбору.
Обоснование столь грубого нарушения основополагающих принципов современной демократии и сохранения безудержной этнократии, жестоко дискриминирующей часть своих граждан, по сей день основано на активно эксплуатируемом мифе о существовании вечного народа, которому суждено в будущем вернуться на «историческую родину».
Непросто рассматривать еврейскую историю под иным углом, но по-прежнему через толстую призму сионизма: преломляемый ею свет постоянно окрашивается в яркие этноцентрические тона.
Читателям нужно принять во внимание следующее: данное исследование, выдвигающее тезис о том, что евреи во все времена принадлежали к важным религиозным общинам, появлявшимся и обосновывавшимся в разных регионах мира, а не к «этносу», имеющему единое происхождение и постоянно скитавшемуся в изгнании, не занимается напрямую реконструкцией исторических событий.
Его главная задача – критика устоявшегося историографического дискурса. По ходу дела автору поневоле пришлось коснуться кое-каких альтернативных исторических нарративов.
Когда он приступил к написанию данной книги, в голове его звучал вопрос, заданный французским историком Марселем Детьеном: «Каким образом можно осуществить денационализацию национальной истории?» Каким образом можно прекратить шагать по одним и тем же дорогам, мощёным из материалов, некогда выплавленных из национальных устремлений?
Изобретение понятия «нации» было важным этапом развития историографии, впрочем, как и самого процесса модернизации. Начиная с XIX века, многие историки внесли в него деятельный вклад.
К концу прошлого столетия национальные «сновидения» начали блекнуть и увядать. Исследователи стали всё чаще и чаще анатомировать и буквально разбирать на части величественные национальные предания, в особенности мифы об общем происхождении, откровенно мешавшие историческим изысканиям.
Излишне добавлять, что секуляризация истории разворачивалась под молотом культурной глобализации, принимающей самые неожиданные формы в различных уголках западного мира.
Вчерашние идентификационные кошмары не тождественны завтрашним помыслам об идентичности. Как в каждом человеке уживаются множество текучих и многообразных идентичностей, так и человеческая история, среди прочего, – идентичность в движении. Предлагаемая читателю книга предпринимает попытку осветить этот индивидуально-социальный аспект, скрытый в лабиринте времени.
Представленный здесь длительный экскурс в историю евреев отличается от общепринятых нарративов, но это не означает, что в нём отсутствует субъективный элемент или что автор полагает себя свободным от идеологической предвзятости.
Он намеренно пытается прорисовать некоторые контуры будущей альтернативной историографии, которая, быть может, приблизит появление пересаженной памяти иного рода: памяти, сознающей относительный характер заключённой в ней истины и пытающейся свести заново и воедино складывающиеся местные идентичности и универсальную, критически осмысленную картину прошлого.
Фрагмент из ]]> книги ]]> Шломо Занда «Кто и как изобрёл еврейский народ»
Шломо Занд. Презентация книги «Кто и как изобрёл еврейский народ»