натюрморт история возникновения жанра
История натюрморта
Первые натюрморты
Кроме того, натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы натюрморта входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с I в.
Римская мозаика
В восточном искусстве
Применительно к восточному, а именно китайскому и японскому, искусству трудно говорить о натюрморте в классическом понимании. Отчасти с жанром натюрморта сопоставимы произведения так называемого жанра «цветы и птицы», а также отдельные изображения фруктов.
Картина жанра цветы и птицы
«Ранний натюрморт»
Рождение натюрморта как полноценного самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа.
Симоне Мартини. Благовещенье
Самостоятельный жанр
Окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.
Францискус Гейсбрехтс, Vanitas
Расцвет жанра
В целом, XVII век в Европе отмечен как век расцвета натюрморта. В этот промежуток были созданы все основные разновидности натюрморта. К тому же, не смотря на принятое в это время символическое наполнение смыслом всех изображаемых предметов, их повседневная красота интересовала художников отнюдь не меньше. Например, в картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари.
Питер Артсен, Рыночная торговка овощами
Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика.
Ян Брейгель, Натюрморт с цветами
Разнообразие типов и форм натюрморта, сложившихся в этот период, объясняется активным формированием национальных школ, каждая из которых привносила в жанр что-то своё. Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, излюбленными темами в нём становятся цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги.
Караваджо, Корзина с фруктами
Традиции караваджизма ощутимы и в испанском натюрморте. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском натюрморте отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта.
Томас Йепес, Фрукты из Делфта и две вазы
Но одним из самых ярких национальных школ этого периода остаётся, несомненно, фламандская.
Её развитие связано с именами крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю искусства Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.
Франс Снейдерс, Натюрморт с ведёрком для охлаждения вина
Ян Фейт, Добыча
Другая мощная школа натюрморта известна под названием “голландский натюрморт”. Авторами этих произведений были харлемские живописцы Виллем Хеда и Питер Клас.
Виллем Хеда, Натюрморт с ветчиной
Они стали создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов, уставленных огромным набором предметов, типичным для семьи голландского бюргера 1630-1640-х годов. Простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, и настроения первого поколения голландских буржуа.
Питер Клас, Натюрморт с фруктами
С развитием академической системы образования возникает учебный или постановочный натюрморт, ставший одним из обязательных элементов обучения. В середине 18 в. возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др.). Идеи классицизма отнесли натюрморт к числу «низменных» жанров, однако именно в это время появляются великолепные полотна Ж.Б. Шардена, оживляющего мир «мертвой натуры».
Жан Батист Шарден, Скат
Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине XIX века. Импрессионизм, постимпрессионизм, а также течения изобразительного искусства XX века дали новый толчок в развитии этого жанра. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописное восприятие мира вещей, решают проблемы светоцветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. Постимпрессионисты разрабатывают сложные проблемы цветового решения картины. Натюрморт становится прежде всего выражением идей и темперамента художника. Также, как и на полотнах XVII века, натюрморт зачастую обладает иносказательным смыслом.
Ренуар, Цветы в вазе
В первые годы XX века происходит не только размывание границ вещей внутри натюрморта, но и в значительной мере размывание границ самого жанра. В распахнутых полотнах Матисса составляющие натюрморт предметы, пронизанные органическими ритмами природы, сливаются с пейзажем или сами превращаются в пейзаж, преодолевая преграду между миром живого и миром неживого.
Матисс, Натюрморт с голубой скатертью
В сконструированных кубистических пейзажах Пикассо «сама природа опредмечивается, приобретает черты сделанности, вещности, пейзаж уподобляется натюрморту».
Пикассо, Ваза с фруктами
В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.
Хруцкий, Цветы и плоды
Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.
Осипов, Васильки
В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
Натюрморт продолжает развиваться и по сей день. Современная петербургская художница Мария Иванова-Очерет, обращаясь к жанру натюрморта, создаёт сложные композиции включающие в себя не только традиционные для этого жанра букеты цветов или бытовые предметы, но и аллюзии на произведения великих мастеров живописи, таких как Микеланджело, Вермеер, Рембрандт.
Мария Иванова-Очерет, Ирисы и рисунки Микеланджело
Благодаря этому натюрморты художницы приобретают многоуровневый подтекст и глубокую символичную наполненность, как бы вступая в диалог с шедеврами мирового искусства.
подготовила искусствовед Ксения Подлипенцева
Натюрморт история возникновения жанра
Натюрморт – произведение искусства: рисунок, живопись или фотография группы предметов. В английском языке «Still Life» – неподвижная жизнь. В классическом натюрморте изображаются, как правило, цветы, фрукты и другие виды пищи или мертвые животные – отсюда «жизнь». Французский вариант «nature morte» – «натура мертвого» или «мертвая природа».
В настоящее время, натюрморт изображает любые объекты, достаточно маленькие, чтобы быть представленными перед зрителем на столе.
Натюрморты «Vanitas» были призваны напомнить, что люди не должны слишком привязываться к имуществу. Во всяком случае, художники всегда изображали дорогие и причудливые предметы, музыкальные инструменты и бокалы для вина, предметы для удовольствия. В сюжеты включались предметы напоминающие о времени, такие как свеча или песочные часы, или о смерти, обычно черепа.
Художники продолжали писать натюрморты, но считались менее важными, чем сцены из Библии. Предметная живопись служила для тренировки технических навыков художника.
Это изменилось в XIX веке с появлением импрессионистов. Теперь художники не были заинтересованы в создании фотореалистичной живописи – после изобретения фотографии в этом не было никакого смысла. Вместо этого начались эксперименты с цветом, формой и способом нанесения краски на холст, чтобы создавать прекрасные произведения сами по себе, в визуальной эстетике – не из-за символизма или сюжета. Величайшим из этих художников был Поль Сезанн. Он в одиночку поднял натюрморт к уважаемой художественной форме.
Последователи Сезанна развили идею не расписывать вещи в перспективе с одной точки зрения, а изображать плоскости из нескольких точек зрения, чтобы создать нечто более оригинальное и эффектное.
Как Брак, так и Пикассо рисовали многочисленные натюрморты. В некоторых случаях трудно понять, какие объекты на них изображены. С этого момента начинается абстрактная живопись, в которой художник не рисует ничего реального, а просто создает привлекательные образы краской.
Ранняя фотография натюрморта в значительной степени черпала вдохновение из живописи, хотя более поздние фотографии подошли к жанру через призму современных художественных движений.
Фотографы, как и художники, часто обращались к натюрмортам по практическим соображениям. На неподвижных предметах удобно отрабатывать навыки работы с освещением и композицией. В течение ХХ столетия фотографы начали добавлять художественные штрихи к композициям натюрморта, используя мягкие линзы и играя со светом и тенью, чтобы создать изображения приближенные к эстетике живописи.
Современный натюрморт обобщает опыт предыдущих стилей, но с новыми технологиями диапазон потенциальных предметов расширился и включает движущиеся объекты.
Вместо заключения предлагаю вашему вниманию проект современного художника Лоренцо Виттури. В нем хорошо видно, как переосмысливается предыдущий опыт художников.
Dalston Anatomy – это проект, о Ridley Road Market в Восточном Лондоне. Виттури показывает рынок как уникальное место, где «разные культуры сливаются воедино в празднике жизни, разнообразия и непреодолимой энергии». Живя рядом с этим рынком он был вдохновлен тем, как место трансформировалось до неузнаваемости.
Более семи лет, Виттури ежедневно посещал рынок и был свидетелем жизни местного сообщества, торговли и самой природы рынка, меняющейся вокруг него с поразительной скоростью.
В стейтменте к проекту на сайте автора написано:
«Используя выброшенные продукты и обрезки, частично сгнившые, Виттури группирует их в композиции и фотографирует на фоне материлов также найденных на рынке. Эфемерный характер этих скульптур отражает непостоянную природу самого рынка, а реконструкция и размещение этих тотем-объектов в выставочном пространстве обращает внимание на постоянство цикла производства, разрушения и переработки».
Натюрморт — один из жанров живописи, история его появления и современная интерпретация
Не нужно быть языковедом, чтобы понять значение и происхождение слова «Натюрморт». Во всех языках, имеющих родственные корни с латинским языком, натюрморт значится, как «мертвая природа». Во всех языках, имеющих родственные корни с латинским языком, натюрморт значится, как «мертвая природа».
Не нравится такой перевод? Тогда воспользуйтесь другим толкованием, более точно отражающим суть этого термина, — «застывшая жизнь».
С точки зрения семантики, слово «Натюрморт» имеет два близких по смыслу значения.
Кроме объектов неживой природы, вещей из нашего бытового окружения и различных аксессуаров художники в натюрмортах изображают цветы, добытую на охоте дичь, предметы научной деятельности. Люди, животные или птицы редко появляются на картинах, причем чаще являются дополнением, нежели выходят на первый план. В некоторых случаях натюрморту пытаются дать символическое толкование.
Изображенные на картине предметы соответствуют определенным философским категориям.
Так, к примеру, стекло символизирует хрупкость чего-либо, а зеркало означает тщеславие, щетка является символом чистоты, а яблоко намекает на грехопадение человека.
СЧ помощью таких приемов художник не только может зафиксировать элементы натуры, но и вовлечь зрителя в игру воображения, пряча в картине содержательные смыслы.
Натюрморт считается сложным жанром, благодаря обилию различных элементов и деталей. При работе над картиной художник должен обращать повышенное внимание на структуру композиции, ее объем и фактуру. Цель у натюрморта тоже может быть сложной. С помощью него художник воплощает многослойный художественный образ, задавая зрителю интеллектуальную задачу и одновременно фиксируя реальный мир.
Не стоит забывать и про украшательскую функцию картин. Характер элементов натюрморта обычно передает черты той эпохи, в которую картина была создана.
История натюрморта
Не сразу натюрморт стал обособленным жанром живописи. Это произошло только в XVII веке, хотя люди еще в древности старались запечатлеть предметы окружающего мира сначала на скалах и стенах, а затем уже и на картинах.
Храмы и гробницы египетских фараонов были украшены сюжетными картинами, где изображался процесс подношения богам различных даров. Не секрет, что многие фрески дошли до наших дней в первозданном виде, причем некоторые изображенные вещи оказались легко узнаваемыми. Древние художники, имена которых, естественно, неизвестны, не уделяли внимание реалистичности вещей, однако они старались подчеркнуть их важность.
Древнеримские мозаики и росписи, дошедшие до наших дней, отличаются тем, что элементы прорисованы более детально. Римские и греческие художники проявляли настоящее мастерство в живописи, работая с разными оттенками, однако сюжетная линия их картин практически отсутствовала. Творчество имело декоративное значение. Изображения отдельных цветов или фруктов украшали стены и ниши зданий, как жилых, так и общественных.
В Европе к XV-XVI веку было представление о натюрморте, как о приеме, однако он не являлся полноценным жанром живописи. Окружающие предметы являлись лишь второстепенной частью какой-либо картины, в сюжете которой просматривалась историческая или религиозная тематика.
Отдельные предметы являлись своеобразным декором и оформлением мебели или обстановки дома. Коренной перелом в искусстве произошел лишь к началу XVII века, когда натюрмортная живопись была признана художниками, как полноценный и самостоятельный жанр. Начало этой эпохи ассоциируется с именами голландских художников Питера Класа и его сын Хеда Виллема Класа, являвшихся представителями школы «малых голландцев».
Естественно, предметы природного происхождения встречались и в работах более ранних мастеров, однако именно они сделали на этих предметах основной акцент.
Существует еще одно мнение относительно первопроходца в новом жанре. Речь идет о Микеланджело да Караваджо и его знаменитой картине «Корзина с фруктами».
В то же время историки утверждают, что первым полноценным натюрмортом можно считать картину Якопо де Барбари «мюнхенский натюрморт», где изображена куропатка, латная рукавица и арбалетный болт. Картина была написана в 1504 году.
Таким образом, мы приходим к выводу, что процесс обособления натюрморта, как жанра происходил постепенно, поэтому достаточно сложно говорить о том, кто стоял у истоков его развития.
Можно лишь отметить первых последователей. Помимо Питера и Виллема Клас натюрмортом увлекались Виллем Калф, Балтасар ван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян ван Хёйсум.
На распространение натюрморта как жанра в XVI — начале XVII века оказало существенное влияние становление и развитие естественных наук. В связи с этим, у художников сформировался повышенный интерес к быту людей и окружающим предметам.
Яркими последователями того времени считаются нидерландец П. Артсен и фламандец Я. Брейгель Бархатный. В мировой живописи к XVII веку новый жанр достиг по популярности своего апогея. Появились первые национальные реалистические школы, на профиль которых оказывали идейное влияние именитые мастера. Благодаря этому натюрморт подразделяется на формы и типы.
Голландские и испанские натюрморты в станковой живописи занимают особе место. В них излюбленные тематики посвящены цветам, овощам, фруктам рыбе и морепродуктам, а также кухонной посуде. Причем считается, что испанские натюрморты выполнялись в более строгом стиле. Данная эпоха отождествляется с именами таких мастеров, как М.Кампидольо, П.П. Бонци, Дж. Рекко.
Голландские натюрморты отходят от строгости и получают определенную долю интима. В них прослеживается точность передачи света и тени, фактуры, а также изящество цвето-тональной линии.
Следует также подчеркнуть разнообразие композиционного строя и множество сюжетных жанров.
Это и скромные по колориту картины В. Хеды, и полные насыщенных цветов картины с десертами В. Калфа, и изображения рыб А. Бейерена, и картины Я. Венике, на которых нарисована битая дичь. Голландские натюрморты отличаются малыми форматами, так как картины покупали для украшения небольших домиков.
Покупателями были не только аристократы, но и бюргеры с зажиточными крестьянами.
Также следует отметить тщательность прорисовки и детализацию композиции.
Некоторые предметы обладают символизмом. К примеру, карманные часы олицетворяют ход времени.
Фламандский натюрморт можно отличить от голландского по ряду признаков. Он более выразителен, более пышный и яркий. Не даром такими натюрмортами украшались парадные залы и монастырские трапезные. Представителями данного жанра являются Питер Пауль Рубенс, Амброзиус Босхарт Старший, Франс Снейдерс. Жанр натюрморта в Германии и Франции в эпоху классицизма развивался по несколько иному пути. Композиции художников тех лет отличались характерной строгостью, но, в то же время, элегантностью и изяществом.
Живопись средневековья выдвигает на первый план исторический жанр, батальный жанр и портрет. Таким образом, популярность натюрморта несколько снижается. Но к XIX веку художники, работавшие с сюжетными композициями, словно воскресили жанр натюрморта, придав его развитию новый виток. К ним относятся Эжен Делакруа, Густав Курбе, Франциско Гойя, А. Фантен-Латур и У. Харнет (США).
В работах художников-постимпрессионистов натюрморт приобретает вторую жизнь. Ван Гог, Гоген, Сезанн – это лишь яркие примеры тех, кто считал, что основа понимания бытия состоит из окружающих нас вещей. В начале XIX века натюрморт приходит и в русское творчество. Однако в большинстве картин известных художников он играет лишь эпизодическую роль. В виде самостоятельного жанра натюрморт сформировался только в XX веке в работах Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, К. А. Коровина, А. Я. Головина.
Типы и поджанры натюрморта
Многообразие сюжетных линий натюрморта настолько велико, что возникла необходимость классифицировать жанр. Различают типы и поджанры натюрморта. Тип совершенно не зависит о того, что будет изображено на картине, а, скорее всего, указывает на способ подачи композиции.
Условно все картины делят на два типа. К первому типу относят те, на которых изображены вещи, принадлежащие конкретному лицу, причем по этим вещам зритель может косвенно охарактеризовать владельца. Натюрморты второго типа наполнены самоценными вещами. Они ценны сами по себе и являются акцентом декоративности изображения.
Что же касается поджанров, то их гораздо больше, нежели типов. Некоторые из них могут объединяться между собой. Другие же, наоборот, в современных реалиях целесообразно разделить. Именно поэтому в разных источниках перечень поджанров может несколько разниться.
Цветочный поджанр
Цветочный натюрморт пришел в мир живописи из Голландии. Она, как известно, в середине XVII века стала крупнейшим центром торговли тюльпанами, что и определило направление в живописи. Цветы на картинах раскупались по всей Европе, так как купить реальную луковицу тюльпана мог себе позволить только состоятельный человек.
Картина с роскошным букетом вполне заменяла экзотические на тот момент цветы. Достаточно трудно приходилось художникам, так как собрать букет цветов, чтобы писать с них картину, они физически не могли. Приходилось цветы рисовать по памяти.
Поджанр «Ванитас, Суета сует»
Этот натюрморт отражает аллегорию эпоха барокко. Для его толкования зритель должен знать определенные религиозные символики и быть знакомым с Библией. Само слово «Ванитас» с латинского переводится, как суета, тщеславие. Основная идея картин – неизбежность смерти и быстротечность жизни. Данный поджанр стал популярным в Нидерландах и во Фландрии. Отдельные его проявления встречаются в искусстве Франции и Испании в XVII веке.
Завтраки, банкеты, сервированные столы
Одна из разновидностей жанра, ставшая популярной в голландском натюрморте XVII века, отличается наличием изображения домашней утвари на столе и утренней трапезы. Картины могли отличаться богатством яств, однако общая тематика все равно прослеживается. Центром зарождения данного поджанра считается Харлем.
Именно там был создан первый натюрморт «Накрытый стол» Николаса Гиллиса, где он запечатлел утренний завтрак. На столе можно увидеть фрукты, сыр и вино. Существует даже перечень элементов, которые должны быть включены в натюрморт. Изначально туда входили: булочки, ветчина, сыр. Затем виды несколько изменились.
Связано это с тем, что зажиточные горожане стали заказывать картины с изображением дичи или вина. Впоследствии в натюрморт вписалась дорогая посуда, морепродукты и прочие диковинные элементы. Изображенные на картине ступа с пестиком символизировали мужчину и женщину. Пустой бокал означал смерить, а бокал, наполовину наполненный вином, — умеренность.
Ученый натюрморт
Считается, что ученый натюрморт является разновидностью поджанра ванитас. На картине можно встретить такие предметы, как глобус, карты, книги. Поджанр зародился в университетском Лейдене. Нередко применяются специальные эффекты, вызывающие обман зрения.
Но такие картины со временем образовали самостоятельное направление, в котором применяются «обманки».
Так же как и ванитас, ученый натюрморт требует от зрителя умения абстрактно мыслить, а также знаний Библии. Все вышеперечисленные предметы являются символами науки. Кисти и краски, естественно, символизируют живопись или поэзию. Музыкальная труба и горн являются вестниками славы.
Охотничий натюрморт
В среде богатой буржуазии охота была излюбленным и чрезвычайно модным занятием. Она уже превратилась из способа добычи пищи в досуг, поэтому считалось, что состоятельный аристократ просто обязан похвастать своими трофеями.
Альтернативой настоящим трофеям стали картины с изображением битой дичи, а также живых зверей. Сочетание зелени парков и лесов с окрасом шести животных или оперения птиц, которое реализовывалось яркими и теплыми тонами, делало картину необычайно выразительной. Такие натюрморты размещали в рабочих кабинетах и гостиных. Наиболее выдающимися мастерами, работающими в этом жанре, являются Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс.
Винный натюрморт
Тайные смыслы, которые вложены в натюрморты с изображением винограда и вина, тесно переплетаются с библейскими сюжетами. Картины на первый взгляд кажутся самыми обычными, однако вино практически всегда символизирует кровь Христову, а хлеб – его плоть. Нередко натюрморты с вином добавляются фруктами. Клубника символизирует Рай, а вишня – страсти Христовы.
Пролитое вино указывает на кровь, пролитую ради спасения человека. Если же присутствует омар, то зритель должен понимать это, как акцент на воскрешение Христа. Искусствоведы могут толковать натюрморты и по-другому. В современной живописи вино ассоциируется с красочностью жизни и с весельем.
Восточный натюрморт
Восточный натюрморт выступал и выступает в виде обособленного поджанра. Его с легкостью можно узнать по стилю композиции, а также по цветовой гамме. Ключевыми элементами натюрморта считаются кувшины и кальян.
Дополняют картины ковры с характерной вышивкой, меха, кинжалы ручной работы. Такие натюрморты передают быт и особенности религиозной культуры стран Индокитая и Востока.
Гирлянда
Гирлянда является разновидностью цветочного поджанра. Она спиралеобразно оборачивается вокруг центрального изображения. В такую гирлянду художники тоже вкладывают сакральный смысл. Змея во многих культурах считалась символом мудрости и вечности.
В центре композиции размещаться может что угодно, но обязательно присутствовали белые лилии и хлебные колосья, как символ Девы Марии и Христа.
Картина говорит об их чистоте. Цветы, овощи и фрукты могли также указывать и на время года (цветы – весна, виноград – осень, лимон – зима). Гирлянда обвивает портреты, часы, евхаристическую чашу, бокал вина.
Кухонный натюрморт
Кухонные натюрморты пришли к нам, благодаря таким художникам, как Питер Артсен и Иоахим Бёккелар. Подобно тому, как цветочный натюрморт называют голландским, кухонный считается нидерландским. Здесь люди уходят на второй план. В центре композиции может быть кухонная утварь, мясо, рыба, овощи.
Натюрморт с животными
К основоположникам данного поджанра смело можно отнести Отто Марсеуса ван Скрика и Маттиаса Витхоса, творивших в начале XVIII века. Звери, насекомы или птицы представлены на картинах в произвольных композициях. Они могут быть подобраны или объединены в одну картину произвольно.
Примечательно то, что каждому животному наделяется определенное человеческое качество, поэтому в любой картине зритель может увидеть подтекст.
Белка обладает трудолюбием, заяц – отличным слухом и робостью, попугай – красноречием, рак или омар – благоразумием.
Натюрморт в современном искусстве
В начале XX столетия натюрморт, как отдельный жанр изобразительного искусства, пережил свой очередной расцвет. Преобразованию подлежали языки цвета, а также принципы построения композиции картины. В какой-то степени, натюрморт становится жанром художественного эксперимента.
Надо отметить, что любое новой художественное течение вносило в натюрморт изменения и особенности.
Жанр служил и служит основой демонстрации зрителю выбранного стиля. Картины с изображением цветов или фруктов становились настоящей визитной карточкой многих известных художников. Даже Пабло Пикассо задействовал натюрморт в стиле кубизм, сюрреализм и постимпрессионизм. Естественно, одни и те же предметы в разных стилях интерпретировались по-разному.
Сальвадор Дали, Рене Магритт и Джорджо Моранди, известные сюрреалисты, использовали натюрморты при написании реалий фантастических миров. В современном мире на развитие жанра большое влияние оказала реклама. Желание привлечь внимание покупателей идеализирует предметы. В настоящее время очень востребованы художники, участвующие в продвижении и рекламе товара. Хотя мир знает несколько красочных примеров (Энди Уорхол и Джеймс Розенквист), когда натюрморт позволил высмеять безрассудный потребительский ажиотаж.
В середине прошлого века натюрморт стал трехмерным. Так появились инсталляции, то есть, пространственные композиции. Но современным трендом все-таки является натюрморт на керамике. Кухонная посуда и изобразительной искусство всегда были тесно связаны. Но если раньше художники рисовали кухонную утварь, то сегодня каждый мастер-керамист желает пополнить свою коллекцию расписным панно или декоративными тарелками, декорированными при помощи натюрморта.
Вполне естественно, что на декоративных тарелках изображаются чаще всего продукты питания. Но от этого стереотипа вскоре отказались, вспомнив, что керамические тарелки сегодня служат больше украшением, нежели имеют практическое применение. Практически любой поджанр может быть воплощен в реальность, если того захочет художник-керамист.
Важно, что данная работа под силу только тем мастерам, которые работают с глиной и специальными красками.
Процедура оформления усложняется тем, что в процессе обжига глиняного изделия краски меняют свои оттенки, поэтому художник должен наперед угадать, какие пигменты нужно использовать.
Техника создания натюрморта
Любой художник, рисующий натюрморт, прежде всего, должен решить основную задачу, то есть, передать форму и цветовое сочетание всех объектов композиции. Картина при этом обязана соответствовать следующим требованиям:
Для работы с натюрмортом художник должен уметь прорисовывать фактуры и формировать поверхности. На первом этапе происходит подготовка нужных инструментов. Понадобится полотно, кисти разного размера, карандаши, ластик, точилка и краски. В качестве бумаги хорошо подойдет ватман.
Простым карандашом художник делает контуры.
Начинающим любителям рекомендуется все материалы приобретать в специализированных магазинах, где можно будет получить необходимую консультацию.
Рисование натюрморта начинается с построения композиции. Сначала выбирается нижний (нулевой) уровень. Обычно им является поверхность, на которой будут лежать предметы. Если элементы располагаются на столе, то его плоскость отчерчивается горизонтальной линией.
Также следует определить высоту рисунка, углы перспективы. Только после этого можно определить зону, где лежат предметы. Постепенно формируется скатерть и имеющиеся на ней складки. Важно соблюдать не только форму объектов, но и взаимное расстояние между ними.
Не у каждого начинающего художника сразу получается композиция в центре листа. Именно поэтому рекомендуется прорисовать углы комнаты, как ориентиры.
Раскрашивать картину нужно начинать с тех элементов, которые будут наиболее яркими. Здесь можно использовать краски с максимальной интенсивностью. Далее укладывается полутень.
Не стоит делать резкий переход от света к полутени и от полутени к тени. Зоны разной освещенности могут перекрывать друг друга.
Заканчивается натюрморт наложением штриховки. Светотень распределяется по форме предметов так, чтобы при удалении они мягко прорисовывались. Особе умение потребуется для рисования ткани. Венцом данного элемента являются складки. Форма ткани образуется за счет того, что она наброшена на какой-либо предмет. Форма этого предмета и является формой ткани. К примеру, можно посмотреть картины новгородской художницы, и отметь для себя все важные моменты.
Ошибка начинающих художников заключается в том, что они не придают ткани форму. С учетом формы художник определяет направление складок. Общий алгоритм выглядит следующим образом: