научная фантастика история жанра
Научная фантастика
Научная фантастика — это такой жанр. Содержит в себе множество поджанров, от стимпанка и киберпанка до космической оперы.
Если описанные автором технологии не существовали на момент написания книги, то она определённо является научной фантастикой. Например, классика жанра, «20 000 лье под водой» — идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе.
Если не углубляться в тонкости множества поджанров научной фантастики, стоит упомянуть о двух школах — «мягкой» и «твёрдой». Мягкая школа использует будущее как сеттинг, то есть невероятные технологии являются всего лишь декорацией, позволяющей межпланетному преступнику Джиму ди Гризу одерживать невероятные победы над силами зла и правопорядка. Звездолёты звездолётами, роботы роботами, а в результате всё равно приключенческий детектив с лазерными пистолетами. Чтобы сделать историю более понятной простым людям, принципы работы механизмов или не объясняются вовсе, или выведены чрезвычайно общими псевдонаучными фразами.
Твёрдая школа, напротив, считает, что описания технологий будущего и последствий их внедрения являются самоценными и могут быть основой сюжета. Например, классические рассказы о роботах Айзека Азимова являют собой объяснение трёх законов робототехники. Часто приверженцы этой школы придерживаются мнения, что хорошо проработанные персонажи и сюжет отвлекут читателя от раздумий над техническими аспектами, так что всё это можно принести в жертву. Результат получается специфический.
В свою очередь, мягкая научная фантастика делится на жидкую — с ещё большим упором на социалку и типичные фобии обычного человека (сюда идёт большинство антиутопий), и космическую оперу, которая вообще уже находится на стыке с фэнтези, ибо любит эксплуатировать типичные фэнтезийные штампы — эпика, звёздные короли с прекрасными принцессами, Абсолютное Галактическое Зло, которое может завалить только рыцарь из пророчества, и тому подобное. Ну, а твёрдая фантастика в каноничном (визионерская фантастика тридцатых) виде практически мертва, осталась лишь железобетонная, в которой принципиально не используются технологии ещё не открытые (а ещё там напрочь отсутствуют резиновые морды и прекрасные принцессы). По понятной причине фантастика сегодняшнего дня в пятидесятые и сейчас отличаются довольно сильно.
Главным героем твёрдой фантастики практически всегда является путешественник, учёный, инженер или космонавт. Главным героем мягкой фантастики может быть кто угодно, при условии, что у него достаточный уровень героизма в крови.
Когда появилась научная фантастика?
Собственно, жанр фантастики специалисты возводят к «Илиаде» Гомера. А вот с научной фантастикой все намного проще: первым писателем, который писал в этом жанре, был Жюль Верн. Вот только он этого факта не знал, поскольку термина такого в середине XIX века еще не существовало. Когда вообще появился термин «science fiction», или, если по-русски, «научная фантастика»?
В 1914 году в России был напечатан рассказ «Завтрак в невесомой кухне» Я. Перельмана в журнале «Природа и люди». Подзаголовок у него был: «Научно-фантастический рассказ». Сам рассказ был оформлен как «пропущенная» глава романа «Из пушки на Луну». Яков Исидорович Перельман
Фото: ru.wikipedia.org
А английское название нового литературного жанра придумал в 1915 году Хьюго Гернсбек. Он назвал его «science fiction», что, если буквально, следовало бы перевести как «вымысел о науке».
Как стал научным фантастом Жюль Верн? Очень просто. Он очень любил писать, популяризируя последние достижения науки, его первые рассказы вышли еще летом 1851 года. При этом, испытав какие-то ощущения, он описывал не совсем их, а в сильно преувеличенном виде.
Например, после того как он совершил путешествие из Ливерпуля в Нью-Йорк и обратно на пароходе «Грейт Истерн», он написал роман «Плавучий город» — про то, как специально для очень богатых людей построили гигантский корабль-город, который обеспечивал своим жителям максимальный комфорт и всегда отличную погоду. Жюль Верн
Фото: Félix Nadar, ru.wikipedia.org
А ведь навеявший писателю все эти впечатления «Грейт Истерн» был всего лишь очень большим для того времени колесным пароходом с парусами! Но воображение Жюля Верна смогло создать идею сооружения, к которому (в рамках развития науки сегодня) люди дойдут еще очень нескоро.
Герберт Уэллс написал свою «Машину времени» в 1895 году, оказавшись, таким образом, первым научным фантастом Англии. Герберт Джордж Уэллс
Фото: Джордж Чарльз Бересфорд, ru.wikipedia.org
Читателям понравились и изыски ближайшего развития науки, описанные Жюлем Верном, и придуманное будущее Земли, описанное Гербертом Уэллсом. Научно-фантастические романы у читателя пользовались спросом. А спрос рождает предложение, посему писать в новом жанре начали и другие писатели.
Романы Жюля Верна и Герберта Уэллса просто описывали реальную современную для авторов жизнь на Земле, пока вдруг не случалось «нечто» экстраординарное. Ну, скажем, марсиане прилетали в своих кораблях с Марса или выныривал из пучин океана гигантский нарвал, который оказывался в итоге подводной лодкой «Наутилус» капитана Немо — и дальше шло описание обычных современников писателей, просто в условиях крайне необычных обстоятельств. Карел Чапек
Фото: ru.wikipedia.org
После Первой мировой войны писатели-фантасты стали модны. Почти как комиксы. В одном из своих романов чех Карел Чапек придумал термин «робот». В 1925 году Жозеф Анри Рони-старший написал роман «Звездоплаватели», в котором был употреблен термин «астронавтика». А вообще в период между двумя мировыми войнами фантастика печаталась в так называемых pulp-журналах. Это был несерьезный жанр, вроде комиксов.
В СССР в это время были и Владимир Обручев, и Алексей Толстой, и Александр Беляев, в романах которых человек начинал покорять космос, делал великие открытия в самых различных науках — от географии до хирургии. Советская фантастика была занята популяризацией успехов науки, продолжая направление, заданное Жюлем Верном. Александр Романович Беляев
Фото: ru.wikipedia.org
В середине XX века родилась «космоопера» — большие романы, на страницах которых гигантские космические корабли покоряли просторы Вселенной, а бесстрашные пионеры-косморазведчики открывали новые миры и их богатства. В это время начали творить самые знаменитые фантасты XX века: Азимов, Хайнлайн, Бредбери, Саймак и многие другие.
Если романы Жюля Верна можно было объединить только общей темой «описание чудесных путешествий и восхищение развитием науки», то фантасты середины XX века уже писали серии романов и начинали творить свои миры.
Тот же Азимов с его великолепной серией книг о роботах, о развитии человечества, подготовке человечества к межзвездному прыжку, покорению Галактики и созданию гигантской межгалактической Империи… Которая через много десятков тысяч лет развалилась и вновь воссоздалась, но уже вокруг другого центра — и тоже в течение многих тысяч лет (серия «Основание»). А в окончании серии «Основания» читатель с удивлением узнает, что тема «основания» выросла из ранних романов Азимова о робототехнике: там появляется один из героев «Стальных пещер» — по хронологии автора это происходит через десятки тысяч лет после событий этого романа. Айзек Азимов
Фото: Phillip Leonian, ru.wikipedia.org
Станислав Лем написал великолепную серию о пилоте Пирксе, описав постепенное взросление курсанта школы космогации, а потом его взросление, сначала становление пилота, а потом и капитана космического корабля. Несколько десятков лет, практически вся жизнь космопилота — в серии рассказов. Станислав Лем
Фото: Mariusz Kubik, ru.wikipedia.org
Мир «Дюны» Фрэнка Герберта тоже описывает галактическую Империю. Тут и всесильный император, и его приближенные вельможи, каждый из которых являлся владельцем множества планет. И при этом мир непередаваемой жестокости, когда уже бесконечно богатые, надеясь разбогатеть еще больше, убивают без зазрения совести не просто тех, кто им противостоит, но и целые страны и народы.
А еще примерно за последние полвека были созданы и оптимистичные миры будущего.
Мир драконов Перна авторства Энн Маккефри. Странно, но, как оказалось, жители сверхвысокотехнологичного мира могут желать построить свой собственный мир на основах ограничения технологий, во имя достижения патриархальных отношений, времен, знакомых создателям этого мира только из романов — когда младшие уважают и слушают старших, когда законы существуют для того, чтобы их исполнять, и когда люди сплочены вместе и работают ради блага своей общины. Энн Маккефри
Фото: ru.wikipedia.org
В советской фантастике мэтры тоже создавали миры торжества коммунизма и, до некоторой степени, коммунистического рая на Земле и в Галактике.
Иван Ефремов создал в серии романов мир общегалактического коммунизма «Великого Кольца».
Братья Стругацкие создали несколько серий научно-фантастических романов. Среди их миров и «Мир Полудня», и серия о Максиме Каммерере.
Жаль, что в последние десятилетия научную фантастику вытеснило фэнтези, а фэнтези, в свою очередь, начали вытеснять аудио-книги. Хороший чтец и из инструкции по эксплуатации пылесоса может интонационно создать что угодно. Хоть ужасы, хоть героическую балладу.
А некоторые сегодня вполне счастливы, отправив в нужник все свои книги. Им, прогрессивным, вполне достаточно Интернета и ТВ. Неужели и впрямь мир катится к невежеству?
Ерунда — так считали еще в Древней Греции, ибо настенные надписи с причитаниями «куда катится современная молодежь…» археологи датировали примерно 5-м веком до нашей эры. Как молодежь никуда не укатилась — так вернутся в обиход и книги. Хочется верить.
Научная фантастика
2000 год в представлении Альбера Робида
Содержание
Терминология [ ]
Определение научной фантастики [ ]
Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, построении новых моделей общества.
Сергей Снегов в 1992 году в предисловии к своей книге « Люди как боги » писал: «Раз фантастика, значит, нечто выдуманное, нечто отличное от реальной действительности. А раз научная, то, стало быть, в чём-то соответствует законам развития и познания мира, выражает какую-то реальность природы и человека — хоть и выдуманное, но правдивое зеркало глубинной человеческой сущности».
История фантастики [ ]
Фантастика в Советском Союзе [ ]
Разновидности научной фантастики [ ]
Научная фантастика за свою историю развилась и разрослась, породила новые направления и поглотила элементы более старых жанров, таких как утопия и альтернативная история. Научная фантастика делится, в основном, по области допущения: открытия и изобретения, ход истории, организация общества, путешествие во времени и др. Разумеется, деление на направления достаточно условно, так как одно и то же произведение может сочетать элементы сразу нескольких видов фантастики.
«С Земли на Луну» Жюля Верна
Твёрдая НФ [ ]
Социальная фантастика [ ]
Произведения в которых фантастическим элементом является другое строение социума, полностью отличное от реально существующего, или являющееся доведением его до крайностей. Шаблон:Sect-stub
Хронофантастика [ ]
Из-за злоупотребления этими приемами в развлекательной фантастике, жанр получил также прозвище «хроноопера» (по аналогии с космооперой, см. ниже). Заезженная тема обрела второе дыхание в пародиях и иронической фантастике. Классические примеры — кинотрилогия « Назад в будущее », фильм « Иван Васильевич меняет профессию », фрагмент трилогии Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Альтернативно-историческая [ ]
Произведения в которых развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти.
Какой была бы карта мира, если бы нацисты победили (Филип К. Дик, « Человек в высоком замке »)
Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика [ ]
Тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).
Одним из первых образцов современного постапокалипсиса был роман Мэри Шелли «Последний человек», в котором человечество гибнет от страшной эпидемии. Джек Лондон написал роман «Алая чума» на ту же тему.
Утопии и антиутопии [ ]
«Спящий» Уэллса: технократическая антиутопия с кастовым строем. Иллюстрация Х. Ланоса
Жанры, посвященные моделированию общественного устройства будущего. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях — полная противоположность идеалу, ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство.
Бурные события XX века, череда мировых войн и революций, установление диктатур, породили целый ряд произведений в обоих жанрах. Ключевые антиутопии XX века:
В кинематографе антиутопия началась с классического немого фильма 1927 года « Метрополис », в котором присутствовали все основные элементы антиутопии: технологически развитое, тоталитарное, разделенное на касты общество и борющийся за его изменение герой. Другие ключевые антиутопии: « Заводной апельсин » (по одноимённому роману Бёрджеса), « Гаттака », « Эквилибриум », « V — значит вендетта ». Сложилась даже разновидность развлекательных антиутопий, в которых типичный сеттинг антиутопии служит как фон для приключений героев: « Бегство Логана », « Судья Дредд », « Эон Флакс », « Ультрафиолет ». Фильмы в жанре утопии встречаются реже. К ним относят, например, экранизацию «Туманности Андромеды» и других утопий.
Кос для творчества Юкито Кисиро, Аластера Рейнольдса и Андрея Ливадного.и для творчества Юкито Кисиро, Аластера Рейнольдса и Андрея Ливадного. [ ]
Бак Роджерс на обложке журнала Amazing Stories — одного из крупнейших издателей космической оперы
Действие «космоопер» происходит в космосе и на других планетах, обычно в условном «будущем». В основе сюжета лежат приключения героев, а масштабы происходящих событий ограничены лишь фантазией авторов. Изначально произведения этого жанра были чисто развлекательными, но впоследствии приёмы «космической оперы» вошли и в арсенал авторов художественно значительной фантастики.
Киберпанк [ ]
Жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделе
Научная фантастика
Научная фантастика это вид фантастической литературы (или литературы о необычном), основанный на единой сюжетной посылке (допущении) рационального характера, согласно которой необычайное (небывалое, даже, казалось бы, невозможное) в произведении создается с помощью законов природы, научных открытий или технических изобретений, в принципе не противоречащих естественнонаучным воззрениям, существующим в то время, когда создавалось научно-фантастическое произведение. Вместе с фэнтези — один из двух основных видов литературной фантастики 20 века. В рамках одного и того же произведения могут сочетаться элементы как научной фантастики, так и фэнтези (литературы «принципиально невозможного»), постоянно происходит диффузия различных художественных систем (один из наиболее показательных примеров — «Космическая трилогия», 1938-45, К.С.Льюиса).
Определение научной фантастики
Сложность определения научной фантастики связана с тем, что на протяжении долгого времени ее изучали отдельно, в отрыве от других видов фантастической литературы, а также в отрыве от литературы реалистической. Однако если реалистическая литература описывает привычный и знакомый читателю мир, то научная фантастика показывает мир вероятностный, представляющий собой модель возможной действительности, реалистически точную (убеждающую) в деталях, степень реалистичности которой в целом определяет глубина и актуальность поднимаемых в произведении вопросов современности. Научная фантастика возникает в эпоху становления современной науки (17-18 века); как самостоятельный вид литературы выделяется в 20 веке. Употребляемое в отечественном книгоиздании и в науке о литературе ее обозначение можно считать русскоязычным эквивалентным английского science fiction, предложенного в 1927 американским инженером, популяризатором науки и писателем-фантастом Хьюго Гернсбеком, издателем первого в истории специализированного журнала Научная фантастика. Гернсбек полагал, что одна из главных задач научной фантастики — удовлетворять потребность в знании, причем потребность именно инженера (его Гернсбек считал главным действующим лицом будущих изменений в Америке), побуждать инженера к научно-техническому творчеству. От своих авторов Гернсбек требовал, чтобы художественные произведения создавались по формуле «75% литературы и 25% науки», а потому печатал научную фантастику только научно-популярного, прогностического характера, названную одним исследователем «фантастикой для инженеров». Тем не менее многие западные исследователи (и прежде всего, американские) считают, что именно Гернсбек создал Научную фантастику.
Другие утверждают, что он загнал ее в «гетто» специализированной периодики, отлучив от литературы «основного потока». Связь науки и научной фантастики сказывается прежде всего в общем влиянии научных методов на принципы подхода фантастики к действительности. Ситуации, создаваемые научной фантастикой, в принципе не должны противоречить материальности мира, развитие сюжета должно быть подчинено логике исходного допущения, сделав которое, писатель не может выходить за его рамки. Однако если бы фантастическое допущение обладало строгой научной обоснованностью, то это могло бы лишить научную фантастику возможности моделировать сколь угодно гипотетические ситуации. Очевидно, что научность в литературе заключается не в скрупулезном следовании фактам конкретных наук, а в подходе к науке, в умении пользоваться ее методом, основанным на убежденности в познаваемости мира, признании его объективности. научная фантастика не занимается прогнозированием технических чудес будущего, это не «литература идей», сфера ее применения — исследование жизни социума и индивидуума, происходящие в них изменения под действием сдвигов в развитии науки и техники. Элементы такого подхода к литературе видны уже в произведениях Т.Мора, И.Кеплера, Ф.Бэкона, Дж.Свифта. Формирование научной фантастика приходится на 19 века, в начале которого вышел роман М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а в конце — романы Ж.Верна и Г.Уэллса, представлявшие традиции фантастики научно-технической, прогностической и фантастики социально-философской.
Научная фантастика в странах мира
Ведущие «фантастические» державы Запада—США и Великобритания. В США с конца 19 века стала развиваться индустрия журнальной фантастики, достигшая пика в 1920-30-е (наиболее известные авторы — Э.Р.Берроуз, Э.Гамильтон, Э.Смит). На это время приходится деятельность Гернсбека и Дж.Кэмпбелла, с именем которого связан переход научной фантастики от научно-технической, прогностической к социальной и философской. В эти годы в литературу вошли писатели, наиболее активный творческий период которых получил название «золотого века» американской фантастики: Р.Хайнлайн, А.Азимов, А.Ван Вогт, Т.Стерджен, А.Бестер, Д.Найт, Г.Каттнер, К.Саймак. Вскоре привлекли внимание читателей Р.Брэдбери, Р.Шекли, П.Андерсон. Конец 1960-х — время «новой волны», самого радикального направления в англоязычной фантастике, в американской научной фантастике представленного именами Х.Эллисона, Н.Спинреда, С.Дилэни. Последняя четверть 20 века — время, когда работают американские фантасты Ф.Херберт, Г.Гаррисон, Ф.Дик, Р.Силверберг, Р.Желязны, У.Ле Гуин, Г.Бир, Д.Брин, О.С.Кард, У.Гибсон, Б.Стерлинг. Английская научная фантастика первой половины 20 века представлена Уэллсом, О.Стэплдоном. После второй мировой войны традицию Уэллса продолжали Д.Уиндем и А.Кларк, а также Д.Браннер. С «новой волной» связано творчество Дж.Г.Балларда, М.Муркока и Б.Олдисса, крупнейшего писателя-фантаста Великобритании конца столетия. Из стран западной Европы выделяются Франция, Германия и Италия, как имеющие наиболее богатые культурные традиции и традиции развития фантастического элемента в национальных литературах. Во Франции Ж.Ронистарший, Ф.Карсак продолжают традицию Верна; П.Буль и Р.Мерль пишут фантастику политическую, а Р.Баржавель, Ж.Клейн и Ж.П.Андревон — психологическую, обращенную к внутреннему миру героев. Из немецких авторов выделяются К.Лассвиц, Г.Франке, супруги Й. и Г.Браун, из итальянских — Л.Альдани, Т.Ландольфи, И.Кальвино, Д.Буццати. Научная фантастика в Восточной Европе в 20 веке наиболее представительно развивается в Польше, Чехии, Болгарии. Широко известны имена поляков Е.Жулавского, К.Фиалковского, К.Боруня и С.Лема, чехов К.Чапека, Л.Соучека, Й.Несвадбы, болгар С.Минкова, Э.Манова, П.Вежинова и Л.Дилова. Из фантастов стран Северной Европы выделяются писатели Швеции: автор антиутопии «Каллокаин» К.Бойе (1940), лауреат Нобелевской премии Х.Мартинсон, написавший фантастическую поэму «Аниара» (1953), современные авторы С.Люндваль и П.Ершильд. В Японии научная фантастика представлена в творчестве Абэ Кобо, Саке Комацу, Синити Хоси. Китайская фантастика обозначена в 20 веке лишь одной фигурой мирового масштаба — Лао Шэ, автора «Записок о Кошачьем городе» (1933).
Научная фантастика в России
В России традицию научной фантастики связывают с именем В.Ф.Одоевского, автора романа «4338-й год» (1840). Исследователи указывают на фантастические элементы в творчестве писателей конца 19 — начала 20 века: А.И.Куприна, А.А.Богданова, В.Я.Брюсова. Важна роль в становлении отечественной научной фантастики романов А.Н.Толстого «Аэлита» (1922) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1926); В.А.Итина «Страна Гонгури» (1922), В.Е.Орловского «Бунт атомов» (1928). Особое место в истории российской научной фантастики занимает А.Р.Беляев. Заложенные этими писателями традиции не смогли развиваться в 1930-50-е из-за влияния «фантастики ближнего прицела» (В.И.Немцов, А.П.Казанцев), утверждавшей «прикладное значение» научной фантастики, ее роль как пропагандиста и популяризатора научно-технических достижений ближайшего будущего. Велика роль романа И.А.Ефремова «Туманность Андромеды» (1958), с которого начинается новейший период отечественной научной фантастики 1960-е — её «золотой век», время вхождения в литературу А.Н. и Б.Н.Стругацких, И.И.Варшавского, Д.А.Биленкина, С.Ф.Гансовского, Е.Л.Войскунского и И.Б.Лукодьянова, К.Булычева, М.Т.Емцева и Е.И.Парнова, О.Н.Ларионовой. Конец 1980-х-90-е связан с именами Б.Г.Штерна, В.М.Рыбакова, М.Г.Успенского, А.Г.Лазарчука, Е.Ю.Лукина.
История научной фантастики
Первые работы по истории научной фантастики появились в США в 1930-е и принадлежали перу не профессиональных литераторов, а любителей фантастики. Клубы поклонников этой литературы начали появляться в конце 1920-х; тогда же стали выпускаться любительские журналы, в которых печатались материалы по истории фантастики. Начало профессионального изучения фантастики приходится на конец 1950-х, когда возник первый специализированный журнал «Экстраполейшн», «фронтальное» же изучение следует датировать 70-ми, когда в США и Великобритании стали издаваться аналогичные «Экстраполейшн», журналы «Сайнс фикшн стадиз» и «Фаундейшн», выходить энциклопедии научной фантастики, появился целый отряд академических исследователей, началось преподавание научной фантастики в различных университетах Запада. В СССР критика научной фантастики, как и всех других видов литературы, была предельно идеологизированной, политизированной, задачей научной фантастики считалось популяризация достижений науки и техники. Ситуация отчасти изменилась в 1960-е, когда к её изучению обратились не только литературоведы, но и философы, историки, социологи.