научная концепция экспозиции музея истории спбгэту лэти
Музейный комплекс
Музейный комплекс состоит из Музея истории СПбГЭТУ и Мемориального музея А.С. Попова, включающего в себя музей-лабораторию и музей-квартиру изобретателя радио.
Музей истории СПбГЭТУ
Музейный комплекс Санкт-Петербургского электротехнического университета учрежден приказом ректора №146 от 13.02.1998 г. и является структурным подразделением университета. В музейный комплекс входят Мемориальный музей А.С. Попова, музей истории СПбГЭТУ и галереи выдающихся ученых.
Музей А.С. Попова является ассоциированным членом Союза музеев России, членом Ассоциации научно-технических музеев Российского комитета ИКОМ (Международного совета музеев), музей включен в Международный каталог музеев мира.
Руководитель музейного комплекса СПбГЭТУ и директор Мемориального музея А.С. Попова – заслуженный работник культуры РФ, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, почетный радист России, член ИКОМ – Золотинкина Лариса Игоревна.
Золотинкина Лариса Игоревна
Руководитель музейного комплекса
Новости и события
«Нам прошлое сегодня помогает»: в ЛЭТИ открылась юбилейная выставка
На 14 экспозиционных стендах, подготовленных сотрудниками Музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ», представлена информация о выдающихся ученых и ключевых достижениях Первого электротехнического вуза Европы.
В ЛЭТИ откроется выставка в честь 135-летия вуза
16 сентября в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» пройдет открытие экспозиции, посвященной истории развития вуза.
Валентин Петрович Вологдин – основоположник высокочастотной электротермии в России
15 июня ЛЭТИ отметит 135-й день рождения открытием памятника В.П. Вологдину, ученому, изобретателю и организатору науки. Почему ЛЭТИ бережно хранит память о Вологдине – читайте в материале.
Руководитель Музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Лариса Золотинкина: «Нельзя быть специалистом в какой-либо области, не зная ее истории»
В интервью, приуроченном к Международному дню музеев, Лариса Игоревна Золотинкина рассказала о роли Музейного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в подготовке высококвалифицированных кадров.
История музея
Музей истории ЛЭТИ открылся в 1986 году, однако идея о его создании появилась еще в начале XX века.
Необходимость формирования коллекции приборов и дальнейшего ее сохранения была высказана директором института П. Д. Войнаровским. Богатый материал собран в книгах по истории института разных лет, в коллекции фотографий, документов из личных архивов преподавателей. В 1948 году была открыта выставка, посвященная 50-летию ЛЭТИ, где демонстрировались приборы, отражающие целые отрасли развития науки и техники. Но представленная коллекция не сохранилась до нашего времени в полном объеме из-за нехватки помещений. Наглядный материал о выставке можно найти в фотоальбоме альбоме на экспозиции. Однако в 1960-е гг. вновь встал вопрос о создании музея, в 1965 году была опубликована заметка в институтской газете «Электрик»: «Создадим музей истории ЛЭТИ». А в 1970 году профессор Н. Н. Разумовский обратился к ректору А. А. Вавилову с инициативой создания исторического архива ЛЭТИ, что в дальнейшем послужило бы основой для музейной экспозиции. В результате объединения усилий Совета по истории ЛЭТИ, профессоров, выпускников, студентов началась работа по организации музея.
Для будущего музея выделили помещение лекционной аудитории №322 в административно-учебном корпусе №3. Художественным проектированием и полной перепланировкой аудитории под музей занимался коллектив художников Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной (В. Я. Бугаев, И. В. Алексеев, Е. Н. Винокуров, И. Г. Шкретова). Перед художниками стояла непростая задача увеличения экспозиционной площади и создания уникального стиля музея. Для улучшения пропорций по высоте художники предполагали устройство ажурного подвесного потолка, предназначенного для подвески светильников. Подвесная структура должна была символизировать «индустриальный характер учебного заведения, вклад ученых и выпускников в создание электротехнических энергосистем». Подвесной потолок, центральный и настенные стенды создавались как визуализация атомной кристаллической решетки. По проекту в центре зала должен быть устроен универсально-разборный стенд на подиуме из тех же элементов, что и подвесной потолок, предназначенный для меняющейся экспозиции.
Музей истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Музей истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» был открыт в 1986 году к 100-летию со дня основания университета в административно-учебном корпусе, построенном в 1956 году по проекту архитекторов Г.А. Александрова, А.А. Сперанского и И.И. Фомина.
Музей занимается сохранением и изучением памятников истории первого в России электротехнического высшего учебного заведения.
На площади 120 м 2 представлены документы и экспонаты, свидетельствующие об основных этапах развития и становления вуза, а также наиболее значимых событиях в развитии электротехнической науке России. Всего в фонде музея хранится более 44000 предметов, документов и фотоматериалов.
Экспозиция музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Картина О.Котик «Доклад А.С.Попов перед преподавателями и студентами ЭТИ 19 октября 1897 г.»
Карта-схема подготовки в ЛЭТИ инженерных и научных кадров для зарубежных стран
Макет первой телеграфной учебной лаборатории в Училище Почтово-телеграфного ведомства
(период становления СПбГЭТУ)
Модель крейсера «Киров» и модель ракетного подводного крейсера стратегического назначения
На экспозиции представлен альбом, посвященный деятельности проф. П.Д. Войнаровского, сыгравшего большую роль в становлении электротехнических школ ЭТИ и в развитии учебного процесса.
В музее также можно увидеть макеты некоторых лабораторий ЭТИ, до мельчайших подробностей воссоздающие их обстановку. Это макет первой в России учебно-научной телеграфной лаборатории в старом здании института (заведующим первой в России кафедры телеграфии был проф. П.С. Осадчий), и макет физической лаборатории в новом здании ЭТИ.
Большой интерес представляет собрание первых учебников по электрическим измерениям, подготовленные, в основном, преподавателями института.
Основы радиотехнического образования в России были заложены А.С. Поповым. В 1897 году он выступал в ЭТИ с докладом о беспроволочной телеграфии. В экспозиции представлена картина художницы О. Котик «Доклад А.С. Попова перед преподавателями и студентами ЭТИ 19 октября 1897 г.».
На стендах музея представлены этапы развития отечественной научно-инженерной школы радиотехники ЭТИ-ЛЭТИ-СПбГЭТУ, основанной проф. И.Г. Фрейманом, внесшей определяющий вклад в развитие отечественной радиоэлектроники. В витрине представлен его фундаментальный труд «Курс радиотехники» (1928), опередивший многие иностранные издания своим научно-инженерным подходом к решению задач радиотехники.
Электротехнический институт являлся пионером и в области электрохимии, в музее представлен макет электролизера и первые учебные пособия по электрохимии.
Как ярчайшая иллюстрация развития энергетического направления в университете на экспозиции представлен макет Волховской ГЭС, первой крупной ГЭС, построенной под руководством проф. Г.О. Графтио. Рядом расположен макет лаборатории техники высоких напряжений (1929 г.). Лаборатория, носящая имя своего создателя проф. А.А. Смурова, была в то время самой крупной в Европе.
В витринах музея представлены фотографии и документы, отражающие историю проектирования и строительства первых теплоэлектростанций под руководством проф. В.В. Дмитриева, историю создания и развития первой в мире отечественной научной школы электропривода под руководством проф. С.А. Ринкевича.
В 1931 г. С.Я. Соколовым была организована первая в мире кафедра электроакустики, создана отечественная школа ультразвуковой техники и дефектоскопии, получившая в настоящее время всемирное признание, в музее представлен один из первых образцов дефектоскопа (1932 г.).
На отдельном подиуме размещен индуктор, предложенный членом-корреспондентом АН СССР В.П. Вологдиным – основоположником промышленного использования техники высоких частот в мире. Им была основана школа индукционной закалки металлов и организована подготовка по специальности высокочастотная электротермия (1936 г.), организована в вузе первая в мире кафедра высокочастотной техники (1946 г.).
В годы блокады в ЛЭТИ размещались подразделения политуправления Краснознаменного Балтийского флота. В музее представлена минидиарама бункера командующего Краснознаменным Балтийским флотом адмирала В.Ф. Трибуца.
В послевоенные годы ученые ЛЭТИ активно участвовали в разработке систем управления различного вида объектами, в разработке радиоэлектронных средств ВМФ и ВВС. В экспозиции представлен демонстрационный макет антенны с фазированной антенной решеткой трехсантиметрового диапазона и макет пассивной радиостанции.
ЛЭТИ внес свою лепту и в освоение космического пространства. На отдельном подиуме представлены микросхемы и блоки аппаратуры для спектрометрической аппаратуры и бортовых спектрометрической и радиометрической систем метеорологических искусственных спутников Земли «Метеор», «Метеор-Природа», «Электро».
Собрание музейных экспонатов, документов по истории университета постоянно пополняется новыми экспонатами и документами, свидетельствующими о педагогической, научной, общественной и студенческой жизни Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ».
Глава III. Перспективы развития музея на основе научной концепции экспозиции
Обширная группа университетских музеев является наиболее чувствительной к изменениям общества, так как имеет дело с молодежной аудиторией. Богатейшее наследие этих музеев берет начало несколько столетий назад, и на протяжении этого долгого времени университетские коллекции непосредственно вовлекаются в учебный процесс. Тем не менее, в современных условиях университетские музеи становятся собирателями не только коллекций, но и традиций, истории живой жизни, стремительно изменяющейся среды и меморий. Они же призваны стать для студенческой аудитории местом интеллектуального, культурного обогащения. Для сторонних посетителей формируют образ университета, знакомят с научными достижениями. Однако университетским музеям необходимо решать широчайший спектр проблем: как создавать актуальные проекты, не нарушая устоев академической среды; как взаимодействовать с музейным миром; как выстраивать экспозицию современными средствами; каким образом работать с аудиторией.
На конкретном примере – музее истории Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) можно выявить перечисленные выше проблемы и попытаться найти методы их решения. Музей истории технического университета заключает в себе характерные черты сразу нескольких групп музеев: исторических, научно-технических, мемориальных. При этом присутствует и необходимость включения музея в образовательный процесс. Перед музеем стоит сложная задача совмещения этих особенностей. На протяжении тридцати лет с момента создания музей не менялся и сейчас не отвечает на запросы времени, требуется сформулировать свежую концепцию развития музея. Конкретная насущная цель – научная концепция реэкспозиции. Модернизация музея должна быть ориентирована на основную целевую аудиторию – студенчество, на совершенствование экспозиционно-выставочной деятельности, на выбор перспективных направлений комплектования фондов.
Выбор темы настоящей магистерской диссертации продиктован практической необходимостью разработки теоретической базы для создания полноценного проекта по реэкспозиции музея истории Электротехнического университета.
Целью магистерской диссертации является создание научной концепции реэкспозиции.
В исследовании использовались следующие методы: сравнительный анализ (сравнение музея истории ЛЭТИ с университетскими и научно-техническими музеями), исторический метод (обзор истории, эволюции и динамики изменений университетских музеев, изучение истории музея ЛЭТИ), метод аксиологический, имеющий целью формирование современной системы ценностей в пространстве музея.
Работа посвящена научной концепции – базовому документу, обосновывающему дальнейшие преобразования в музее. Заинтересованность в изучении сферы музейного проектирования и экспозиционно-выставочной деятельности определяется реальными потребностями практической деятельности автора в музее истории ЛЭТИ.
Объектом исследования является экспозиционно-выставочная деятельность, предметом исследования – научная концепция экспозиции.
Магистерская диссертация основывается на изучении музееведческой литературы, трудов и статей специалистов в сфере музейного дела, междисциплинарных наук. Используемую литературу можно отнести к нескольким типам источников.
Во-первых, литература по истории и формированию университетских музеев, основные авторы: А.В. Таран, А. Степынина, С.Д. Ворошин, М.И. Бурлыкина, Л. Литвина, М.В. Ромашова, С.В. Муравская, Л.З. Боголепова, сборники статей Ассоциации вузовских музеев, статьи из журналов по музейному делу о современных тенденциях в вузовских музеях.
Во-вторых, источники по музейному делу, сборники научных трудов, статьи и монографии по музейному проектированию (А.В. Лебедев, Т.П. Поляков, О.Н. Ган, Н. Никишин и др.), работы и авторефераты диссертаций по экспозиционно-выставочной деятельности, специфике экспозиционной работы (М.Т. Майстровская, А.И. Михайловская, А.Ю. Волькович и т.д.).
И, наконец, документы и статьи по истории музея ЛЭТИ, а также литература по становлению и развитию Электротехнического университета. Широкий спектр источников позволяет освещать затронутую тему с различных позиций.
Магистерская диссертации состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе «Специфика университетского музея» раскрывается история создания и существования зарубежных и отечественных музеев при университетах. Исторический экскурс нужен для понимания специфики университетского музея, его актуальных целей и задач, имея в виду, что университетские музеи создавались как учебные центры, на базе их коллекций выстраивался образовательный процесс. Также описываются цели, различные типы университетских музеев от отдельных узкоспециализированных коллекций до музеев истории высших учебных заведений. В главе раскрываются основные проблемы и особенности данной группы музеев. Вторая часть главы посвящена истории создания музея ЛЭТИ. В последнем параграфе дается характеристика ситуации в музее на сегодняшний день, затрагиваются насущные проблемы в представлении материала, недостатки в художественном оформлении, «пробелы» в экспозиционной, просветительской и образовательной деятельности. В параграфе формулируются проблемы, которые необходимо акцентировать и решить при разработке научной концепции экспозиции.
Вторя глава «Создание научной концепции экспозиции музея истории ЛЭТИ» отражает пункты научной концепции реэкспозиции музея, в ней формулируется теоретическое обоснование будущей концепции. В первом параграфе «Обоснование научной концепции» обозначены примеры концепций, раскрывается содержание этого термина, уточняются ключевые позиции для экспозиции музея истории ЛЭТИ. В следующем параграфе рассматриваются примеры университетских, научно-технических музеев, формы работы, художественные решения, экспозиционные методы, подходы к интерпретации музейных предметов. Подобный анализ позволяет выделить перспективные идеи и приемы для использования в музее истории ЛЭТИ. Далее описываются основные категории посетителей музея (студенты, профессорско-преподавательский состав, выпускники, школьники), рассматриваются особенности восприятия разных групп посетителей. Кроме основной целевой аудитории важно обратить внимание на другие группы посетителей, если речь идет не только об узко образовательной и учебой направленности музея. В параграфе «Метод построения экспозиции и рекомендации к художественному проектированию» описываются два подхода к работе над художественным оформлением: работа собственных музейных работников и приглашенных художников и совместный проект музея и организаций, занимающихся музейным проектированием. Также анализируется теоретические аспекты построения экспозиции, что помогает определить модель будущей экспозиции, формулируются конкретные рекомендации по цвету, свету, стилю экспозиции. В параграфе «Предметная база будущей экспозиции» оценивается потенциал музейного собрания, направления комплектования и образовательные возможности экспозиции. Последний параграф «Информационные технологии на экспозиции» посвящен конкретным примерам и целям использования IT, дополнительным возможностям по раскрытию музейного материала.
В третьей главе рассматриваются актуальные направления развития музея: новые подходы к интерпретации музейных предметов; взаимодействие с социокультурными институтами, музеями, интенсификация контактов с факультетами, студентами, преподавательским составом; популяризация музейного собрания разными способами. Каждое из направлений связывается с конкретной практикой музея ЛЭТИ. Результаты анализа и исследования – основа для формирования перспективных проектов для развития музея ЛЭТИ.
По теме магистерской диссертации готовится к публикации статья «Место и роль музеев истории высших учебных заведений в группе университетских музеев (на примере музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)», статья «Проблемы в интерпретации музейных предметов и перспективы развития музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по результатам X научно-практической конференции «История техники и музейное дело» (г. Москва, 2016 г.), статья «Возможности и интерактивный потенциал музейной экспозиции на примере музея истории ЛЭТИ» в сборнике докладов студентов, аспирантов и молодых ученых университета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (2017 г.). Результаты исследования в ходе работы над магистерской диссертацией были представлены в виде доклада на молодежной секции международной научно-практической конференции «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры» (14-16 апреля 2016 г.), доклада на тему «Цели и перспективы модернизации музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на 70-йнаучно-техническойконференциипрофессорско-преподавательского состава университета (1 февраля 2017 г.), доклада на тему «Проблемы в интерпретации музейных предметов и перспективы развития музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на X научно-практической конференции «История техники и музейное дело» (г. Москва, 6-8 декабря, 2016 г.).
Выносимые на защиту положения:
Музей истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» был основан в 1886 году и стал первым в Европе высшим учебным заведением, специализированным в области электротехники. Немудрено, что за это время в структуре университета сформировался целый музейный комплекс:
1) галереи выдающихся ученых;
2) мемориальный музей А.С. Попова:
Занимает один зал площадью 120 м. кв., в котором представлены документы, фотографии, приборы, макеты, картины, иллюстрирующие основные этапы становления ВУЗа, а также наиболее значимые события в развитии электротехнической науки России. Всего в фондах хранится более 44 000 предметов.
Интересно собрание первых учебников по электрическим измерениям, подготовленные, в основном, преподавателями института.
Часть экспозиции рассказывает о первых опытах в области электрохимии. Отдельные стенды посвящены развитию отечественной радиоэлектроники.
Несколько макетов в мельчайших деталях воссоздают обстановку лабораторий ЛЭТИ:
— учебно-научная телеграфная лаборатория в старом здании института (заведующим первой в России кафедры телеграфии был профессор П. С. Осадчий) ;
— физическая лаборатория в новом здании ЭТИ ;
— лаборатория техники высоких напряжений (1929 г.).
Как ярчайшая иллюстрация развития энергетического направления в ЛЭТИ представлен макет Волховской ГЭС — первой крупной ГЭС, построенной по плану ГОЭЛРО под руководством профессор ЛЭТИ Г. О. Графтио.
В витринах выставлены фотографии и документы, отражающие историю проектирования и строительства первых теплоэлектростанций под руководством профессора В. В. Дмитриева; историю создания и развития первой в мире отечественной научной школы электропривода под руководством профессора С. А. Ринкевича; работу института в условиях блокадного города…
В экскурсию по музею включен небольшой интерактив: сняв трубку старинного телефона, посетители могут послушать речи двух Владимиров: Маяковского и Ленина.
БОЛЬШЕ ФОТОГРАФИЙ: Музей истории ЛЭТИ