научные статьи по истории искусств
Статьи по истории искусства
Материалы и сведения по истории искусства в коротких очерках и научных статьях, включающих данные археологических исследований. Часть приводимых в рубрике эссе являются переводами с зарубежных источников, а также публикациями для широкого круга читателей статей из трудов историков разного времени, не публиковавшиеся нигде ранее.
История искусства. Творчество народов мира.
Японизмы в европейском искусстве 19 века
Влияние японского искусства на европейских художников 19 в.; синтез искусства Востока и Запада
Экзотицизм в декоративном европейском искусстве 19 века
Влияние восточной экзотики ручной работы на декоративно-прикладное искусство и дизайн Европы 19 в
Что такое русский авангард
Что такое авангард и определение термина авангардный художник применительно к эпохе СССР
Кратко о художественной культуре СССР
Краткий обзор художественной культуры СССР за 69 лет Советского Союза
Ренессанс
Самореклама
Средневековые игральные карты: искусство гравюры
Если бы художественные миниатюры на игральных картах в средние века рисовались только вручную, представляли собой ручную роспись, до настоящего момента не дожила бы ни одна колода. Благодаря тому, что производство игральных карт в средние века шло в промышленных масштабах, часть экземпляров мы можем лицезреть в коллекциях музеев, главным образом немецких.
Средневековые игральные карты ручной росписи
Во многом на основе художественного стиля эти карты приписываются художникам Бургундских Нидерландов, проходивших обучение в монастырских мастерских, и датируются 1475-80 годами.
Художественная миниатюра средневековых игральных карт
Для нас образцы средневековых игральных карт это, прежде всего, искусство художественной миниатюры. Без них история искусства была бы не полной. Свой обзор мы начнем с итальянского Таро (смотрите ниже), а в последующих двух статьях последовательно расскажем о ручной росписи средневековых игральных карт и их промышленном производстве в Германии методом ксилографии, гравюры на деревянных дощечках.
Культура инков
Золото индейцев культуры Викус
искусствоведение
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о последних проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки
Научные статьи по истории искусств
О ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЖАНРА LIED В КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ХУГО ВОЛЬФА
Статья посвящена изучению камерно-вокального наследия Хуго Вольфа с точки зрения влияния музыкальных и внемузыкальных факторов на театрализацию жанра Lied. Особое внимание уделено сочетанию пластического, пространственно-временного и интонационного начал. Подчёркивается значимое место речевой интонации как одного из ведущих факторов достижения интонационно зримой, психологически достоверной характеристики в передаче музыкальных образов.
МНОГОЛИКОЕ ИСКУССТВО
В статье рассматривается полифункциональность искусства, его объекты, цели и возможности. Искусство отражает реальность, акцентируя социальные и гуманистические идеи, чувства и эстетику. Искусство обогащает и совершенствует человека, оно наполняет жизнь особым содержанием и открывает невидимую духовную связь с миром.
О СМЫСЛЕ ПЕСНИ «НИ ТАМ НИ ТУТ», ВНУТРЕННЕМ МИРЕ И ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
В статье представлены результаты исследования творчества Глеба Самойлова, а именно песни «Ни там ни тут» (альбом «Опиум», 1994 г.). Целью исследования является поиск и обоснование смысла музыкального произведения, интерпретация и критический анализ. Основными методами проведённого исследования следует полагать монографический, дедукцию, индукцию, аналогию и сравнение. Автором проведен построчный и дословный анализ текста песни, проведена оценка музыкального ряда, обосновано личное мнение. Рекомендуется для прочтения студентам, аспирантам и молодым ученым в области культурологии, филологии. искусствоведения, а также всем интересующимся творчеством Г.Самойлова и меломанам. Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебной и научной работах.
ГАРМОНИЧЕСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЛИФОНИИ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН
Статья посвящена средневековому периоду истории музыки и рассматривает такое явление как феномен гармонической вертикали. Автором отмечаются типичные свойства созвучий, характерные в целом данной эпохе и вместе с тем показаны отличительные черты звукосочетаний на протяжении всего средневекового времени. Основное внимание уделяется специфике звучания созвучий, их консонатности, как важнейшего маркера данного исторического периода. В то же время приводятся наблюдения об изменениях и эволюции качества звукосочетаний на примере таких произведений, как мотеты XIII века, сочинения французских композиторов Ф. де Витри XIV века и Г. де Машо, а также произведения итальянского композитора Ф. Ландини, которые наиболее ярко представляют данную эпоху.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН КОМЕДИЙНОГО СТИЛЯ В МУЗЫКЕ ГАЙДНА
Музыка Франца Йозефа Гайдна признана остроумной и юмористической, полной здорового, простого и непринужденного интереса, его уникальный музыкальный стиль был подчеркнут в его инструментальных произведениях. В данной статье предпринята попытка исследовать формирование комического стиля в музыке Гайдна, которое будет включать влияние эпохи Просвещения XVIII века, барокко и языка оперы в XVIII веке. Гайдн вкладывал комедию во все свое музыкальное творчество, придавая ей важность как музыкальному стилю, из которого мы можем ясно наблюдать процесс от простой игривости до комедии. В статье определяется разнообразие в его приемах комического выражения и комических эффектах. комический характер музыки Гайдна можно ясно проследить как в его фортепианных произведениях, так и музыке струнного квартета или симфониях.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИНФОГРАФИКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ
Экологические проблемы человечества ставят новые вопросы перед всеми отраслями деятельности, в том числе перед графическим и информационным дизайном. Требуется визуализировать все большие объемы данных в сфере защиты окружающей среды. Статичная инфографика, которая использовалась для этих целей на протяжении длительного времени, сменяется интерактивной инфографикой, обладающей рядом преимуществ и особенностей: интерактивность, драматургическая структура, макет и сторителлинг. Они находят отражение в визуализации экологической информации. Исследуются актуальные примеры интерактивной инфографики, визуализирующей данные о природе и ее проблемах. Делаются выводы относительно отличительных черт экологической интерактивной инфографики (использование карт и картограмм как основного типа отображения информации, внедрение среднего и высокого уровня интерактивности, линейно-нелинейной и нелинейной драматургии, применение особой цветовой гаммы) и ее тенденции (добавление звука, анимации, видео, 3D объектов).
«ЭСМЕРАЛЬДА» А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО КАК АВТОРСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МОДЕЛИ ФРАНЦУЗСКОЙ БОЛЬШОЙ ОПЕРЫ
Cтатья посвящена принципам реализации музыкальной драматургии французской большой оперы на различных композиционных уровнях «Эсмеральды» Даргомыжского. Исследуется влияние М. Глинки и Н. Кукольника, а также причины обращения к творчеству В. Гюго. Рассмотрены характерные особенности западноевропейской оперной модели и индивидуальная ее трактовка русским композитором. Особое внимание уделено оригинальным выразительным средствам, подчас опережающим свое время и получившим развитие в последующем творчестве Даргомыжского. Его авторский почерк обнаруживается в сольных, ансамблевых и хоровых сценах «Эсмеральды», использовании характерных гармонических и оркестровых средств, органичном претворении интонаций русской вокальной лирики.
К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ ФРАГМЕНТА ФРЕСКИ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
В данной статье дан анализ композиции, изображенной на фрагменте фрески Благовещенского собора Московского Кремля из собрания ГИМа. Кратко приведена история перестроек Благовещенского собора. Рассмотрены все упоминания данного фрагмента фрески в литературе и его атрибуция. Благодаря сравнительному анализу композиции фрагмента с кругом ближайших по времени памятников, удалось точно определить изображенный на фрагменте сюжет как «Евхаристию», а вернее правую его часть — «Причащение Крови». Уточнение атрибуции фрагмента фрески Благовещенского собора Московского Кремля из собрания ГИМа позволяет теперь включать его как важный памятник для изучения искусства XV в., алтарных росписей этого периода, а также развития и бытования иконографии «Евхаристии».
ЗАРОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В РЕСПУБЛИКАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (ЧУВАШИЯ, ТАТАРСТАН, МАРИЙ ЭЛ): ИСТОКИ, ВИДЫ, ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
В статье исследуются истоки развития исторического жанра в живописи региона, выявляется взаимосвязь русской художественной культуры с изобразительным искусством республик Среднего Поволжья. Материал работы позволяет содействовать развитию диалога с соседними республиками России, что помогает укреплению межкультурных связей.
ПОЭТИКА СКАЗОЧНЫХ ОБРАЗОВ В БАЛЕТЕ И.СТРАВИНСКОГО «ЖАР-ПТИЦА» (К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ ДЯГИЛЕВСКИХ СЕЗОНОВ В ПАРИЖЕ)
В статье выявляются эстетико-семантические идеи русских народных сказок, воплощенные в художественно-эстетической концепции раннего балета И.Стравинского «Жар-птица». Прослеживается концептуальный подход авторов балета к прочтению русского фольклора и интерпретации его сказочных образов. На примере воплощения главного образа произведения Жар-птицы аргументируется творческая концепция дягилевского театра как синтетического искусства, соединяющего в одном цельном художественном образе музыку, живопись и одушевленную пластику.
ИЗ ИСТОРИИ ЭКСПОРТА ДАГЕСТАНСКИХ КОВРОВ. КОНЕЦ ХIХ – ХХ ВВ.
Ковроткачество Дагестана изучалось многими исследователями. Однако его экспортная составляющая остается малоизученной. Ковровая продукция была одним из востребованных товаров традиционных промыслов Кавказа за рубежом издавна. Масштабный экспорт дагестанских ковров в Турцию и оттуда в европейские страны начался в конце ХIХ в. В советское время государство пыталось возобновить экспорт дагестанских ковров. Развитию экспорта способствовала организация ковровых артелей, создание экспортных совещаний. Центральные органы особое внимание уделяли ковроткачеству Дагестана и в послевоенные годы. Ковры шли за рубеж через всесоюзное внешнеторговое объединение Новоэкспорт. С 1990-х годов экспорт дагестанских ковров резко снизился и о перспективах его возрождения сегодня трудно говорить, так как существуют острые проблемы с крашением пряжи, маркетингом ковровых изделий и даже их дизайном.
ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПТЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
В статье анализируется развитие живописи Китая в различные временные периоды. С момента своего появления шесть тысяч лет тому назад китайская художественное творчество под влиянием объективных социально-политических факторов претерпело множество изменений, что обуславливает его уникальность на современном этапе развития общества. Также в статье исследуются особенности произведений изобразительного искусства в эпоху правящих династий, в ХХ веке и в настоящее время; особое внимание уделено анализу религиозно-философских канонов, лежащих в основе живописной традиции Китая. Анализ исторических и философских концептов и символов в живописи позволит не только понять её природу, но и определить дальнейший вектор развития художественного мастерства в Китае.
РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КЛИРОСНОЙ ПРАКТИКЕ ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ
В статье исследуется духовная взаимосвязь современного клиросного пения Валаамского Спасо–Преображенского монастыря с каноническим пением хоров Афонских монастырей. Подчеркивается просветительская роль Валаама, как “Северного Афона.” Анализируются некоторые аспекты возникновения и развития на рубеже XX-XXI вв. региональной певческой модели ново-валаамского обихода в рамках единой православной традиции церковного пения. Характеризуется отличительная особенность клиросного пения братского монастырского хора: органичное объединение византийского исона и древнерусского знаменного распева. Автор статьи исследует творческий вклад иеродиакона о. Германа (Рябцева) по воссозданию ново-валаамского певческого обихода и деятельность иеромонаха Давида (Легейды) – регента братского хора на современном этапе.
АЛТАЙСКАЯ ДОМОВАЯ РЕЗЬБА КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается сохранившийся декор деревянных построек в Алтайском крае, датируемый концом XIX – началом XX века. Дается искусствоведческий анализ композиционных решений и сюжетных линий резных наличников. Характеризуются традиции внутреннего убранства избы.
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ДОМРЕ И МАНДОЛИНЕ
В данной статье актуализируются существующие аспекты в сфере мандолинного и домрового искусства. Они представлены в контексте становления и формирования инструментария, а также исполнительских школ в контексте их общих и отличительных признаков. На современном этапе этот комплекс вопросов носит дискуссионный характер, поэтому обозначенная тема входит в круг значимых для исполнительского искусства на домре и мандолине, на народных инструментах в целом. Актуальность темы состоит в попытке систематизировать взгляды на исполнительское искусство на домре и мандолине в историческом разрезе. Выделение исполнительских школ, их функционирование, выявление родственных признаков существующих школ игры демонстрируют проблематику домрово-мандолинного исполнительства. Анализ заявленных проблем дал возможность предположить, что для дальнейшего функционирования народных инструментов в современной инструментальной музыке необходимо взаимовлияние домры и мандолины. В статье развивается тезис о формировании нового этапа перспективы развития и эволюции струнно-щипковых инструментов.
ТЕНДЕНЦИИ ЖАНРОВОГО РАЗВИТИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КРЫМСКОТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА
В статье обоснованы основные факторы, которые оказали существенное влияние на становление творческих личностей композиторов Крыма в XX веке. В музыкальном языке А. Рефатова, Я. Шерфединова, А. Каври, И. Бахшиш, Э. Налбандов нашли отражение органическое сочетание народной основы с классическими музыкальными системами и находками собственного творчества. Актуальность статьи обусловлена тем, что произведения крымскотатарских композиторов, опирающиеся на фольклор, изучены еще не в полной мере. Творческое наследие актуально для современной крымскотатарской культуры, что объясняется частым обращением к нему современных исполнителей и слушателей.
Цель статьи – анализ и систематизация музыкального творчества с позиций жанрового развития, преломления национального и инонационального, выявления мировоззренческих основ, нашедших выражение в соответствующих жанровых направлениях. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучить музыкальное наследие композиторов; выявить факторы, оказавшие существенное влияние на становление их творческих методов.
МУЖСКИЕ СВАДЕБНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НОГАЙЦЕВ XIX–НАЧАЛА XX ВВ.
Настоящее исследование посвящено проблеме изучения и выявления традиционных особенностей мужских головных уборов ногайцев различных этнографических групп, используемых в свадебной обрядности в XIX – начале XX вв. Впервые, с позиций искусствоведческой науки, на основе обширной источниковой базы, определяется место головных уборов жениха в системе «свадебный костюм». Проводится комплексный анализ каждого изделия, выявляются принципы формообразования головных уборов, способы их крепления и ношения, материал изготовления, цветовая гамма, орнаментальные мотивы и их символическое значение, особенности художественного оформления – места локализации декора, техники вышивки, виды басонных плетений.
ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА В ПЕРИОД 1960-Х – СЕРЕДИНЫ 1980-Х ГОДОВ
В задачи статьи входит воссоздание музыкально-культурного контекста, взаимосвязанного с композиторским творчеством 1960–80-х гг. на Дальнем Востоке России. Освещен ряд вопросов организационно-творческого порядка, среди которых важное место занимает проблема кадрового состава Дальневосточной композиторской организации. Показаны ее структура и функции, обозначены основные направления деятельности руководителя организации Ю. Владимирова. Подчеркнуты региональные особенности в области профильного композиторского образования, имеющие проблемный характер. Уделено внимание таким явлениям, сопутствующим творчеству и непосредственно связанным с ним, как музыкальное исполнительство региона, концертно-просветительская, фольклористическая работа композиторов. Сделан вывод о стимулирующем действии всех названных социокультурных факторов на композиторское творчество.
МУЖСКИЕ ОБРАЗЫ В «КОПЕНГАГЕНСКОМ КОЛЬЦЕ»: К ВОПРОСУ О РЕЖИССЁРСКОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ
В статье рассмотрены мужские образы вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга» в постановке режиссёра К. Хольтена. На примере избранных героев раскрывается действие приёмов режиссёрской актуализации (гипербола, персонализация и оппозиция). Названные приёмы проясняют режиссёрские намерения и соответствующий им инструментарий.
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ «МОДНЫХ» ИЛЛЮСТРАЦИЙ ПЕРИОДА АРТ ДЕКО
Статья посвящена «модной» иллюстрации периода Арт Деко. Целью исследования является выявление стилистических особенностей «модных» иллюстраций указанного периода. Для достижения цели представляется необходимым решить следующие задачи: вычленение основных этапов развития «модной» иллюстрации периода Арт Деко; анализ авторских стилей ведущих иллюстраторов и влияния кубизма, сюрреализма, абстракции и других направлений на стилевое решение классических «модные» иллюстрации; выявление новых трактовок их смыслового значения, а так же значения символики в изображении модного костюма периода Арт Деко. Материал исследования может быть использован в лекциях, спецкурсах и семинарах, посвященных стилевым особенностям печатной графики начала ХХ века; в процессе обучения специалистов вузов; для искусствоведов.
Научные статьи по истории искусств
Редакционная совет: М. Б. Пиотровский (председатель, Государственный Эрмитаж, СПбГУ), Л. С. Белоусов (МГУ имени М.В. Ломоносова), С. П. Карпов (МГУ имени М.В. Ломоносова), А. Х. Даудов (СПбГУ), А. Л. Баталов (Музеи Московского Кремля), Г. В. Вилинбахов (Государственный Эрмитаж), М. М. Дандамаева (Государственный Эрмитаж), И. А. Доронченков (ГМИИ имени А. С. Пушкина), Т. В. Ильина (СПбГУ), А. Ю. Казарян (НИИТИАГ), А. А. Трофимова (Государственный Эрмитаж), З. А. Акопян (Ереванский государственный университет, Армения), Дж. Боулт (Университет Южной Калифорнии, США), М. Бюхсель (Франкфуртский университет имени И. В. Гёте, Германия), М. Константудаки (Афинский университет имени Каподистрии, Греция), Р. Нелсон (Йельский университет, США), И. Стевович (Белградский университет, Сербия), Е. Эрдельян (Белградский университет, Сербия), А. Якобини (Римский университет Сапиенца, Италия)
Редакционная коллегия: А. В. Захарова (отв. ред., МГУ имени М.В. Ломоносова), С.В. Мальцева (отв. ред., СПбГУ, НИИТИАГ), Е.Ю. Станюкович-Денисова (отв. ред., СПбГУ, НИИТИАГ), Е. С. Кочеткова (МГУ имени М.В. Ломоносова), И. В. Антипов (СПбГУ), Ю. А. Арутюнян (СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина), Ю. Б. Балаханова (Государственный Эрмитаж), С. С. Ванеян (МГУ имени М.В. Ломоносова), Я. Э. Виленский (Государственный Эрмитаж), А. В. Гусева (НИУ ВШЭ), Е. Н. Дмитриева (Государственный Эрмитаж), Е. А. Ефимова (МГУ имени М.В. Ломоносова), Н. К. Жижина (Государственный Эрмитаж), А. А. Карев (МГУ имени М.В. Ломоносова), Т. П. Кишбали (МГУ имени М.В. Ломоносова), Е. В. Клюшина (СПбГУПТД), А. К. Лепорк (Государственный Эрмитаж), М. А. Лопухова (МГУ имени М. В. Ломоносова), К. А. Малич (НИУ ВШЭ), О. Г. Махо (Государственный Эрмитаж), Н. А. Налимова (МГУ имени М.В. Ломоносова), И. В. Палагута (СПб ГХПА им. А.Л. Штиглица), А. В. Пожидаева (НИУ ВШЭ), А. С. Преображенский (МГУ имени М. В. Ломоносова), Д. А. Пыркина (ГТГ), А. В. Рыков (СПбГУ), Е. А. Скворцова (СПбГУ), М. В. Соколова (МГУ имени М.В. Ломоносова), М. Ю. Торопыгина (ВГУКИ)
ISSN Bib-ID: 2312-2129
DOI: 10.18688/aa200
УДК: 7.061
ББК: 85.03
Сборник научных статей содержит материалы 8-й Международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства», проходившей 2–6 октября 2018 г. в Москве. В статьях на русском и английском языках представлены результаты исследований в области изучения искусства от Нового времени до современности: истории, теории, а также практики музейного экспонирования. Специальным тематическим разделом этого выпуска впервые стали «Балканские исследования».
Издание предназначено в первую очередь для специалистов. Может быть использовано в учебной, научно-практической деятельности, а также интересно широкому кругу любителей искусства.
На обложке: Франциско Инфанте-Арана. «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства». 1964 г., из цикла «Динамические спирали». Фрагмент. © Франциско Инфанте-Арана; Государственная Третьяковская галерея
Статьи, опубликованные в сборнике, индексируются в международных наукометрических базах данных и размещаются в электронных библиотеках: Scopus, РИНЦ, ERIH PLUS и др.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Научные электронные ресурсы по искусствоведению (в том числе)
Общее
БиблиоРоссика — это современная электронно-библиотечная система, предназначенная для исследователей, преподавателей и студентов. В ней представлены коллекции актуальной научной и учебной литературы по гуманитарным, техническим и естественным наукам.
Где искать диссеры
disserCat — научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. Самый крупный каталог научных работ в российском интернете.
ПроКвест. Как официальный внешний репозиторий диссертаций для Библиотеки Конгресса США, ProQuest стремится сохранять, собирать и распространять дипломные работы из учреждений по всему миру.
Theses — поисковая система для кандидатских диссертаций на французском языке.
EThOS — поиск диссертаций в каталоге Британской библиотеки.
Научные публикации (статьи, йолке)
elibrary — научная электронная библиотека. Крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 29 млн научных статей и публикаций, в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов, из которых более 4800 журналов в открытом доступе.
Киберленинка — научная электронная библиотека. Предоставляет возможность читать тексты научных статей бесплатно.
Google scholar — бесплатная поисковая система по полным текстам научных публикаций всех форматов и дисциплин. Google Scholar выполняет поиск не только по статьям, доступным онлайн, но и по статьям, доступным только в библиотеках или за деньги. Индекс Google Scholar включает данные из большинства рецензируемых онлайн журналов крупнейших научных издательств Европы и Америки. По функциям Google Scholar похож на сайты Scirus, CiteSeerX и GetCITED. Также Google Scholar похож на сайты, предоставляющие доступ к публикациям после оформления платной подписки, например, Scopus и Web of Science.
Web of Science — поисковая интернет-платформа, объединяющая реферативные базы данных публикаций в научных журналах и патентов, в том числе базы, учитывающие взаимное цитирование публикаций. Web of Science охватывает материалы по естественным, техническим, общественным, гуманитарным наукам и искусству. Платформа обладает встроенными возможностями поиска, анализа и управления библиографической информацией.
WorldCat — крупнейшая в мире библиографическая база данных, насчитывающая свыше 240 млн записей обо всех видах произведений на 470 языках мира. База создается совместными усилиями более чем 72 тыс. библиотек из 170 стран мира в рамках организации OCLC.
Scopus — библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Индексирует 24 тыс. названий научных изданий по техническим, медицинским и гуманитарным наукам 5 тыс. издателей. База данных индексирует научные журналы, материалы конференций и серийные книжные издания, а также «профессиональные» журналы.
East view — научные журналы на русском языке.
Springer — более 3000 журналов по широкому кругу дисциплин: медицина, экономика, инженерное дело, архитектура, строительство, транспорт. Все журналы являются рецензируемыми и индексируются в наукометрических базах данных, репозитариях и поисковых системах. Около 80% журналов издается на английском языке.
Коллекция электронных журналов De Gruyter. Насчитывает более 330 авторитетных изданий и ежегодников, издаваемых De Gruyter, Oldenbourg Wissenschaftsverlag и Akademie Verlag, а также журналы, которые распространяются в сотрудничестве с издательскими домами Bohlau Verlag, Sellier European Law Publishers, Veralg Dr. Otto Schmidt и Gutersloher Verlagshaus.
Oxford University Press. База данных журналов, издаваемых в Оксфордском университете. Доступна с компьютеров, установленных в РГБ и во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино. Поиск по базе данных можно осуществлять с любого компьютера, в том числе с домашнего.
Cambridge University Press. Журналы, издающиеся в Кембриджском университете. База данных, как и предыдущая, доступна в Библиотеке иностранной литературы, а читатели РГБ могут подключаться к ней даже с домашних компьютеров. Как и в Oxford University Press, для поиска по базе данных авторизация не требуется.
Wiley Online Library. База данных американского издательства John Wiley & Sons, одного из крупнейших научных издательств в мире. Доступ открыт с компьютеров, установленных в РГБ.
Cairn.info. Французская база данных, созданная в 2005 году и содержащая более 400 журналов французских и бельгийских издательств в области общественных и гуманитарных наук (политика, экономика, психология, философия и др.). Специально для пользователей, не читающих по-французски, параллельно основному порталу ведётся его англоязычный аналог — Cairn International Edition, куда регулярно выкладываются метаданные и переводы статей на английском языке. Доступ открыт с компьютеров, установленных в Библиотеке иностранной литературы; для поиска статей можно использовать любой компьютер.
Elsevier. Поиск рецензируемых журналов, статей, глав книг.
EBSCO. Представлены свыше 8500 научных журналов, глубина архива достигает 1887 года. Имеются также многочисленные тематические базы данных. Доступ к серверу предоставляется только авторизованным пользователям; если вы попытаетесь зайти на него с обычного компьютера, то вам будет недоступен даже поиск. В то же время читатели Российской государственной библиотеки могут подключаться к EBSCOhost с любых компьютеров, включая домашние.
SAGE. Публикует более 1000 журналов, более 800 книг в год, справочные работы и электронные продукты, охватывающие бизнес, гуманитарные науки, социальные науки, технологии и медицину. С домашних компьютеров эта библиотека недоступна, но желающие могут воспользоваться компьютерами, установленными в «бумажных» библиотеках, например, в РГБ.
JSTOR. База данных полнотекстовых научных журналов на различных европейских языках, а также книг (только на английском языке, по гуманитарным наукам), основанная в 1995 году. Ресурс некоммерческий, однако доступ к нему платный, поэтому, как и в случае с EBSCO и SAGE, проще всего воспользоваться библиотечной подпиской. Читатели Исторической библиотеки могут работать с JSTOR со своих домашних компьютеров. Архивы большинства журналов на JSTOR обновляются с запозданием в несколько лет — механизм, аналогичный «эмбарго» в EBSCO, только здесь он называется “moving wall”. Этот срок различается для разных журналов, но для отслеживания свежих номеров и статей JSTOR в любом случае не подходит. Зато если вам требуются статьи из более старых номеров, то здесь архив JSTOR может оказаться как нельзя кстати.
Project MUSE. База данных рецензируемых академических журналов и электронных книг. Project Muse даёт доступ к контенту по общественным и гуманитарным наукам более чем 250 университетских издательств и научных обществ. Доступ к Project MUSE платный, но ценовая политика по сравнению с коммерческими ресурсами достаточно гибкая, проект изначально рассчитан на поиск взаимовыгодных решений, в равной степени удовлетворяющих интересам как издателей, так и библиотек. В настоящее время в Project MUSE доступны свыше 600 научных журналов различной тематики, а с 2012 года в базу данных добавляются также и книги.