наука в средневековой руси
Наука и техника в допетровской России
Уровень научных знаний в России в XVI–XVII веках в сравнении с Западной Европой отличался определённой отсталостью. В частности, в Европе в это время был произведён ряд фундаментальных открытий в различных областях науки, таких, как астрономия (гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера), физика (классическая механика Ньютона, возникновение оптики), математика (дифференциальное и интегральное исчисление), в то время как на Руси никаких подобных открытий не происходило. Причины этого уходят корнями в Средневековье и связаны с культурными и социальными особенностями этих регионов.
Аполлинарий Васнецов, «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке»
В католической Европе, в определённой мере унаследовавшей культуру Римской империи, научные знания поначалу развивались благодаря изучению сочинений античных авторов. Большую роль сыграл латинский язык, ставший универсальным в западном мире. Основными носителями римского наследия стали монастыри, известно немало научных работ VII–X веков, созданных западноевропейскими монахами. Первые университеты в Западной Европе появились ещё в XI–XIII веках.
С XV века на Руси отмечался интерес к логике. Был популярен труд «Диалектика» Иоанна Дамаскина, переводились «Логика Авиасафа» (аль-Газали), «Книга, глаголемая логика» Маймонида. В XVI веке Андреем Курбским в Вильно был издан перевод немецкого труда по логике «От другие диалектики Иоанна Спанъинбергера о силогизме вытолкована», а также «Сказ о лоике» собственного сочинения, однако эти труды не оказали заметного влияния на московское общество (3).
В XVII веке прослеживается определённый рост в области просвещения. Переводятся новые научные трактаты. В Украине под влиянием католической Польши начиная с конца XVI века стали возникать первые университеты – Острожская школа, Киево-Могилянская академия, университет Яна Казимира. Вслед за ними стали возникать университеты и в России. В 1648 году при Андреевском монастыре создаётся школа боярина Ф.М.Ртищева для дворян, в 1665 при Заиконоспасском монастыре – школа Симеона Полоцкого для подьячих. В 1687 году была основана Славяно-греко-латинская академия. Помимо гуманитарных наук, в ней изучались арифметика, физика, логика, философия. Эта академия подготовила учёных, развивавших русскую науку в XVIII веке.
Что касается математики, то на Руси была известна не только арифметика, но и, в какой-то степени, геометрия. В некоторых списках «Русской правды» (с XV века) предложены различные арифметические задачи. Источники XVI–XVII веков свидетельствуют об использовании для вычислений «дощатых» счёт, а также косточек. По косвенным данным, они могли применяться и раньше. Система записи чисел, основанная на кириллице, позволяла работать с натуральными числами до сотен тысяч и десятков миллионов, а также с дробными числами. Что касается более сложных разделов математики, таких, как алгебра, тригонометрия, доказательная математика, то они видимо, не были известны.
[1] Юшкевич А.П. История математики с древнейших времён до начала XIX столетия. М., 1970. Т.1, С. 205, 253.
[2] Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. М., 2007.
[3] Иванова И.И. Изучение логики и философии в России как начало и начала российского образования.
[4] Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1978. С. 63–73, 113–132.
[5] Данилевский В.В. Русская техника. Л., 1947. С. 127.
[6] Данилевский В.В. Русская техника. Л., 1947. С. 19.
Наука в Киевской Руси
Содержание
[править] Общие сведения
Древнерусская культура в первую очередь находилась под влиянием византийской культуры; именно у византийцев русские переняли письменность, религию и знакомились с византийской литературой, многие книги которой были переведены на русский. Основное славянское население имело традиционные познания, основанные на наблюдении и опыте, владело металлургическими и многими другими навыками и знаниями. В меньшей степени можно говорить о влиянии норманнов и хазар. Так, влиянием хазар можно назвать некоторую государственную терминологию (каган и т. д.), а также следы влияния еврейской литературы (например, в «Повести временны́х лет» имеется отрывок из средневекового еврейского исторического труда «Иосиппон» [1] ). От норманнов на Руси узнавали о народах и странах Западной Европы.
Крупную роль в становлении науки на Руси сыграли византийцы Кирилл и Мефодий — создатели старославянской азбуки.
Наиболее развиты были наука и образование в Киеве и Новгороде. Именно в Новгороде появляются первые русские учёные и там же находят следы широкой грамотности населения — берестяные грамоты.
Сохранилось около 1 тысячи древнерусских рукописей. Большинство из дошедших памятников написано на территории Новгородской земли.
В XII веке начался упадок Киевской Руси, вызванный рядом неблагоприятных внутренних и внешних процессов (междоусобица, снижение значения «Пути из варяг в греки» из-за Крестовых походов и т. д.), завершившийся распадом государства и монгольским нашествием. Эти процессы подорвали и развитие науки, в том числе и из-за упадка Византии, с которой была тесно связана древнерусская культура.
[править] Историография
Наиболее развитым в Киевской Руси видом науки была история — существовали сравнительно подробные (по средневековым меркам) и хронологически выверенные летописи:
Особенно важна ПВЛ, автором которой является Нестор Летописец. Она была опубликована около 1113 года.
Считается, что первые исторические записи начали делать в Киеве в XI веке.
При повествовании событий применялась погодная запись, использовались документы, в частности тексты договоров с Византией.
Менее научный характер имеют житие («Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского»), былины, Слово о полку Игореве и т. п. литературные памятники. Тем не менее, и из них можно почерпнуть некоторые исторические сведения.
«Летопись Авраамки» была составлена в Пскове или Новгороде.
Древнерусская историческая литература, как и аналогичная литература в других странах, основное внимание уделяла войнам и прославлению князей.
Переводились также книги по еврейской истории (иудаике). В XI—XIII веках был сделан перевод «Иудейской войны» Иосифа Флавия (с греческого), вышеупомянутый Иосиппон (с иврита), книга Эсфирь (с иврита) и т. д. Возможно, эти еврейские книги попали на Русь из Хазарии вместе с пленниками или переселенцами после её разгрома (влияние Иосиппона замечается в письме хазарского еврея, для более поздней литературы жидовствующих доказаны тюркизмы и караизмы). Допускается, что переводчиком «Иосиппона» и «Эсфири» был один и тот же человек.
[править] География и этнография
Будучи норманнами, русы хорошо знали Северную и Западную Европу, морские пути в Византию и Хазарию, и даже посещали мусульманские страны.
В ПВЛ даётся некоторая попытка построения на основе Библии описания стран и народов и места среди них Руси, причисляемой к потомкам Яфета. Например, даётся следующая картина географии Руси:
Из торговых и военных походов русов очевидно, что они хорошо знали географию Черного моря, включая его византийские берега, Волгу, зная о существовании Хорезма (хорошо известного на Руси), и т. д. Князь Глеб в 1068 году пытался узнать глубину Керченского пролива. Сохранились две работы о паломничестве в Святую землю — «Хождение отца Даниила Киевского» (1106—1107) и описание Добрыни Новгородского (1200—1201). Новгородцы изучали и колонизировали берега Кольского полуострова и Северного Ледовитого океана.
Стефан Новгородец описал путешествие в Константинополь, — ценный источником по истории и топографии столицы Византии.
В ПВЛ упоминается множество народов и племён. Делаются попытки установления близости и дальности народов. Например, русы называются народом близким (или тождественным) к шведам и норманнам:
Упоминание в русской литературе иудаизма у хазар во времена Владимира I и существования их общины имеет важное значение для хазароведения. Другие важные сведения о Хазарии из русских летописей — о хазарской дани и о разгроме Хазарии Святославом.
[править] Математика и астрономия
Первым русским математиком был Кирик Новгородец, работавший в одном из монастырей Новгорода. Он написал «Учения о числах» («Кириково учение, имже ведати человеку числа всех лет», 1136 год), первая русская книга по математике. В ней приводились календарные расчёты. В арифметических расчётах в ней фигурируют числа до десятков миллионов. Это был астрономический трактат, посвящённый вычислениям пасхалий. Кирик использовал пятеричные дроби и довел подразделения до единицы седьмого разряда, то есть до дроби 1/78125.
Подавляющее большинство берестяных грамот имеют хозяйственное содержание, и демонстрируют знание арифметики широкими слоями населения. Так, в грамоте № 245 говорится: «Сукна мои за тобой: красное, очень хорошее – 7 аршин». В грамоте № 246 говорится: «От Жировита к Стояну. С тех пор, как ты взял у меня взаймы и не присылаешь мне денег, идет девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен, то я собираюсь за твою вину конфисковать товар у знатнейшего новгородца» и т. д.
Запись хозяйственно-технических математических сведений и расчётов осуществлялась с помощью десятичной алфавитной системы нумерации. Числа от 1 до 9, десятки и сотни изображались буквами славянского алфавита. Три главные древнерусские меры длины носят название частей тела. Меньшая мера — малая пядь, — расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами; большая пядь, — расстояние между большим пальцем и мизинцем. Локоть — расстояние от локтевого сочленения до концов вытянутых пальцев. Сажень — расстояние от ступни до конца вытянутой вверх руки. Для определения больших расстояний существовала верста, или поприще. Весовой и денежной единицей в Киевской Руси была гривна.
Меры поверхности находились в тесной связи с мерами сыпучих тел, прежде всего зерновых культур. В Киевском государстве и княжествах XIII–XV вв. главной мерой сыпучих тел служила кадь (примерно 14 пудов ржи). Основные дореволюционные меры поверхности — десятина и четверть появляются в XIII–XV вв., причем две четверти составляли десятину.
К более позднему периоду можно отнести перевод еврейской астрономической книги «Шестокрыл» Иммануэля бен Яакова Бонфиса (также была переведена книга Маймонида «Книга, глаголемая логика» — пособие по логике, и перевод с еврейского книги «Логика Авиасафа» [3] ) и включение в списки «Русской правды» арифметических задач с числовыми результатами порядка сотен тысяч.
[править] Юриспруденция
До появления Киевской Руси существовали правовые системы как славян, так и русов-норманнов. Обе системы находились под влиянием хазар. Арабские авторы оставили некоторые описания права русов, например у русов был обычай оставлять в наследство имущество только дочери; если у руса рождается сын, отец вручал ребёнку меч, заявляя: это — твоё наследство, отец приобрёл мечём своё достояние, так и ты должен поступать. Во времена Хазарского каганата у славян и русов был особый суд:
Другое мнение высказывал персидский автор Насир Хосров. Из его данных, выходит, что и на русов тоже распространялась право, основанное на Торе:
Существовали Русская Правда, а также церковные и княжеские уставы, судебные грамоты и т. д.
В 1016 году новгородский князь Ярослав Мудрый выпустил 1-й на Руси кодекс уголовных и процессуальных норм — «Правда Ярослава». Из неё впоследствии был создан сборник правовых норм «Русская Правда».
[править] Медицина и биология
На медицинские познания Древней Руси большое влияние оказала византийская литература, в том числе и переводная (трактат «Физиолог» и «Шестоднев» Иоанна Болгарского).
Имелись врачи, называемый «лекарь» или «лечець», а позже и «врач». Врачей было несколько видов, были «кровопускники» (в Новгороде они образовывали собственное объединение типа ремесленного цеха), «кильные» (лечили грыжи), очные (офтальмологи), «чечуйные» (лечили геморрой), «резальник» (хирург) и т. д.
Имелся медицинский инструментарий. Раны зашивали конопляными нитями, перевязочным средством служила баранья шерсть. Использовались болеутоляющие (красавка, болиголов и т. д.) и другие лекарственные средства. Хирурги выполняли сравнительно сложные операции, включая чревосечение, ампутацию конечностей, трепанацию черепа и пр.
В «Русской правде» имеются элементы регламентации практики врача, например отмечается его право вознаграждение за лечение.
Были и иностранные врачи, например армяне. Так, из Киевско-Печерского патерика известна дискуссия («стязание о врачевьской хытрости») между киевским врачом-«орменином», лечившим великого князя, и монахом-врачевателем Киевского-Печерского монастыря Агапитом.
Медициной занимались и женщины, например «бабки-повитухи».
Евфросиния Черниговская (XIII век) под руководством русского учителя Феодора «извыкла» в чтении «асклепиевых книг» настолько, что затем занималась врачеванием в основанной ею монастырской больнице в Суздале. В «Сказании о Муромском князе Петре и девице Февронии» описывается излечение крестьянской девушкой-лекарем князя, тело которого было покрыто струпами. Лечебная практика женщин разрешалась в «Правде Ярославичей».
Больницы, создаваемые при монастырях, в домонгольское время существовали в Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыни и т. д.
Знания о живой природе строились на практическом наблюдении. Так, повадки животных и птиц приводятся в «Поучении» Владимира Мономаха и в «Слове о полку Игореве».
[править] Химия и металлургия
В Древней Руси металлургия довольно рано отделилась от металлообработки. Производством железа занимались металлурги, жившие в деревнях. Добыча руды производилась осенью и весной. Техника металлургического производства состояла в прямом восстановлении железной руды в металлическое железо. При производстве стали железо насыщалось углеродом. Данный метод именуется сыродутным. В древнерусских письменных памятниках сталь называется «оцел». На Руси использовались 3 вида стали: 1) цементованная с однородным строением и равномерно распределённым по всей массе углеродом, 2) сварочная сталь неоднородного строения, 3) сырновая, слабо и неравномерно науглероженная. Железо изготавливалось из болотной или озёрной руды кричным методом с помощью небольших горнов с дутьем. Использовались по два воздуходувные меха. В качестве топлива использовался древесный уголь.
В числе распространённых на Руси в Х—ХIII веках химических ремёсел упоминаются: изготовление земельных и растительных красок, применявшихся в масляной живописи и для окраски тканей, изготовление цветных эмалей, кожевенное производство, изготовление лекарственных и гигиенических препаратов и веществ (мыловарение и пр.), обработка поверхностей металлов (особенно воронение стальных изделий) и другие.
В древнерусской литературе упоминается сера, известь, уксус, соль, кислота, щелок (раствор щелочи, обычно поташа), квасцы и т. д. Изготавливались чернила, эмаль, стекло, лекарственные настои (зелья) и пр. На севере новгородцы добывали соль из морской воды путём искусственного испарения в сковородах или котлах.
[править] Техника
Летописи свидетельствуют о многообразии судовых конструкций на Руси: морская ладья, дубас, дубок, чёлн, галея, учан, северный ушкуй.
Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, стал одним из самых значительных архитектурных сооружений своего времени.
Особенно далеко вперёд ушёл в техническом отношении Новгород:
Блоки и полиспасты, вороты и рычажные подъемники были также известны в X—XI веках и применялись, например, при строительстве Софийского собора в Новгороде в середине XI века.
Первое упоминание о рычажном механизме, поднимавшем и удерживавшем подвижную часть подъемного моста, относится к 1229 года.
В том числе применялось и сложное вооружение — достаточно вместительный корабли (ладьи), способные преодолевать огромные расстояния, и могли нести таран и метательное вооружение, осадная техника и метательные машины. Создание и использование подобных сложных военных устройств как корабль и военная машина требуют определённого технического и научного уровня. Например, дальние морские путешествия были бы невозможны без умения ориентироваться. Флот Киевской Руси был сравнительно силён, и лишь благодаря греческому огню он уступал византийскому.
Были катапульты, называемые «пороками». Русские летописи упоминают о метательных машинах — пороках — свыше 130 раз, а участие их в боевых боях отмечено в 40 случаях.
Средневековая наука Руси
Авторская разработка на тему «Средневековая наука Руси» по предмету «История Отечества» содержит 74 страницы, 7 рисунков, 1 таблицу и 36 источников.
Ключевые слова: История Отечества, Культурология, Естественные науки, История культуры, Реклама.
Объектом исследования является анализ условий «Средневековая наука Руси». Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Средневековая наука Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы «Средневековая наука Руси», в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления «Средневековая наука Руси», изучалась природа темы «Средневековая наука Руси».
Далее проводилось исследование актуальности «Средневековая наука Руси» в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.
В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы «Средневековая наука Руси», в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы «Средневековая наука Руси» и определены тенденции развития тематики «Средневековая наука Руси».
Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.
Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем «Средневековая наука Руси».
В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:
Обозначенную проблему «Средневековая наука Руси» рассматривает в книге «Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 5. Древнескандинавские источники», изданной в 2009 году и содержащей 384 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что
Пятый том Хрестоматии «Древняя Русь в свете зарубежных источников» посвящен древнескандинавским источникам. Скандинавские письменные памятники IX-XIV вв. представляют собой одну из самых больших групп среди иностранных источников, содержащих сведения по истории Древней Руси. В их число входят скальдические стихи, рунические надписи, историографические сочинения, исландские саги (родовые, королевские, о епископах, о древних временах), норвежские гомилиарии и жития святых, исландские географические сочинения, исландские анналы. В качестве иллюстраций использованы фотографии рунических камней, прорисовки изображений с готландских камней, инициалы и маргиналии из средневековых исландских рукописей, а также рисунки скандинавских художников XIX в.: Халвдана Эгедиуса, Кристиана Крога, Герхарда Мюнте, Эйлива Петерссена, Эрика Вереншелля, Вильхельма Ветлесена. Для историков, филологов.
Также проблем регулирования современных вопросов по теме «Средневековая наука Руси» касается в монографии «Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 2. Византийские источники». Данная книга была выпущена в издательстве «Русский Фонд Содействия Образованию и Науке» в 2010 году, содержит 384 стр.
Второй том Хрестоматии «Древняя Русь в свете зарубежных источников» содержит публикацию византийских памятников в переводах с греческого языка, в которых отражены события истории народов Восточной Европы, Руси и ее соседей в IV-XIII вв. Первая часть издания посвящена раннеславянской истории и эпохе Великого переселения народов, затронувшего южные территории нашей страны, Причерноморье, Нижнее Подунавье, Северный Кавказ. Во второй части публикуются свидетельства о Древней Руси. В византийских источниках отразились взаимоотношения Византии с Русью и кочевниками Причерноморья, а также различные стороны военно-политической, дипломатической, династической, торговой, экономической, церковной, административно-правовой жизни восточноевропейского региона эпохи «византийского тысячелетия». Хрестоматия предназначена для студентов историко-филологических отделений вузов, для исследователей средневекового периода истории Восточной Европы, для всех интересующихся историей нашей.
Ряд актуальных проблем был затронут в книге «Восточные славяне. Антропология и этническая история». определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2002 году в издательстве «Научный мир». В описании книги сказано следующее.
Коллективная монография суммирует итоги более чем столетнего периода изучения восточных славян. В ней освещаются проблемы этнической истории восточных славян, их взаимоотношения с балто- и финноязычными и другими соседящими народами, проблемы ранней и поздней колонизации восточноевропейских земель, генетических истоков восточных славян и славянской `прародины`. Анализируются различные системы антропологических признаков, позволяющих использовать антропологический материал в качестве исторического источника. Это диагностика физического типа древнего и современного населения, дерматоглифика, одонтология, генетические маркеры, палеодемография, ономастика, фотопортрет. Работа коллектива авторов не просто подводит итоги сделанного за столь продолжительный период изучения восточнославянской антропологии, но, с учетом новых направлений исследований в мировой антропологической науке, с применением методов многомерной статистики и использованием новейших антропологических.
Представленная работа посвящена теме «Средневековая наука Руси».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема «Средневековая наука Руси» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Средневековая наука Руси».
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Средневековая наука Руси». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Средневековая наука Руси» определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Средневековая наука Руси» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Средневековая наука Руси» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Средневековая наука Руси».
Теоретическое значение изучения проблемы «Средневековая наука Руси» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий «Средневековая наука Руси».
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Средневековая наука Руси» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы «Средневековая наука Руси». Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов «Средневековая наука Руси».
В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы «Средневековая наука Руси».
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития «Средневековая наука Руси».
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Средневековая наука Руси», круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме «Средневековая наука Руси» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Средневековая наука Руси», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
История Отечества | образцы работ |
Культурология | образцы работ |
Естественные науки | образцы работ |
История культуры | образцы работ |
Реклама | образцы работ |
Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.
Спасибо, ваше сообщение отправлено
В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.
Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.