наутилус помпилиус три царя смысл песни

О каких трех царях идет речь в песне

Собственно, сабж, а песня вот эта: Наутилус Помпилиус – Три царя. Надеюсь, есть тут любители поклонники этой группы, а тред не снесут по синей дури.

Линукс тут при том, что я слушаю Наутилус через mocp.

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

Мельхиорий, Дюралий и Чугуний ☺

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

ИМХО, по ключевым словам «три царя» и «младенец» сложно не нагуглить.

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

Лучше скажи, каким образом золотые ноги позволят ходить по бриллиантовым дорогам.

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

А вдруг тут есть СГС?

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

Торвальдс, Столман и Фолькердинг же

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

Вполне возможно, есть и какие-то другие смыслы. Иногда о них даже сам автор не догадывается, т.к. то, что пишется на вдохновении, имеет отдалённое отношение к сознательному. Однако, я бы обратил внимание на уровень повыше: не отдельные образы, а их композицию.

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

Галлюциногены, эйфоретики, стимуляторы. Очевидно же!

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

Эйфоретики стимуляторы и галлюциногены

Это вера надежда любовь пожёванные злой муреной

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

Стимуляторы, галлюциногены и эйфоретики доказывают, что рай умещается в пакетики.

Эта мне нравится больше 🙂

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

И так уж если: Полиморфизм, Наследование, Инкапсуляция. Аминь

Тема Гуррен-дана не раскрыта.

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

Не ко мне. Ненавижу ООПщину, т.к. не понимаю.

Источник

Об одном из самых ярких манифестов 1980-х на тему того, что именно и насколько НЕ нравилось в СССР. Особенно людям ДУМАЮЩИМ и ЧЕСТНЫМ.

…”Наутилус” очень много сделал для России тем, что в песне “Скованные одной цепью” музыканты точно назвали заболевания общества, перечисляя их в каждой строчке – назвали беса по имени»

Альбом «Разлука» был представлен в свердловском рок-клубе летом 86-го, и через пару дней его президент Николай Грахов сообщил, что «Скованных» исполнять нельзя. Было принято решение песню из альбома убрать, но в суматохе никто не сообщил об этом людям, которые его записывали. Поэтому «Разлука» вышла со всеми одиннадцатью треками.

Песня была исполнена на фестивале «Рок-панорама-87» и попала на одноимённую виниловую пластинку; также вошла в студийный альбом «Князь тишины» (первая песня) и концертную запись «Ни Кому Ни Кабельность».

В 1990 году вышел поэтический сборник Кормильцева «Скованные одной цепью», оформленный рисунками Вячеслава Бутусова. Журналом Time Out помещена в список «100 песен, изменивших нашу жизнь»

В списке ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, составленном по результатам голосования слушателей радиостанции «Наше радио», «Скованные одной цепью» заняла 94-ое место.

Песня была написана на заре перестройки в 1986 году, во время перехода на рыночные отношения и начала либерализации общества. Зимой 1984-го двадцатипятилетний поэт Илья Кормильцев писал тексты песен по ночам в подъезде. Он выходил туда, потому что ему запрещали курить дома, и работал над двумя стихотворениями.

Первое называлось «Метод Станиславского», и о нем сегодня неизвестно ничего. Второе начиналось со слов «круговая порука мажет, как копоть» — и через два года стало песней, а через шесть лет дало название первому кормильцевскому сборнику стихотворений. Леонид Порохня, гораздо позже рассказавший об этом в истории Nautilus Pompilius, по поводу обоих текстов не без оснований сообщил тогда Кормильцеву: «Илья, тебя посадят».

Текст песни содержит большое количество афоризмов, вошедших в повседневное общение русскоговорящей аудитории. В свою очередь, в тексте песни можно встретить фразы, которые очень остро отзываются на социальные и идеологические проблемы позднего периода советской власти. К таким фразам можно отнести «здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц», «можно верить и в отсутствие веры», «можно делать и отсутствие дела», «одни слова — для кухонь, другие — для улиц», «нищие молятся, молятся на // то, что их нищета гарантирована».

В песне неоднократно упоминается, что заработная плата не находилась в зависимости от результатов труда, из-за чего рабочие не занимались своими прямыми должностными обязанностями («можно делать и отсутствие дела», «здесь мерилом работы считают усталость»).

В первоначальном виде последняя строка в первом куплете выглядела так: «За красным восходом — коричневый закат» (в таком варианте исполнения можно было встретить записи 1990—1993 г.г. Об этом же рассказывал Бутусов в интервью, которое звучало в радиопередаче «Летопись» на «Нашем радио», 21 выпуск, 56-я минута).

Её можно трактовать как намёк на будущее советского общества, начавшегося с коммунизма и способное закончиться фашизмом. По настоянию руководства Свердловского рок-клуба коричневый цвет был изменён на розовый, не имеющий политической окраски.

Немножко культурологического анализа.

В первой строчке говорится о том, что все за друг друга отвечают и все становятся в грязи. Как например происходит в различных преступлениях. В следующей строчке говорится о рукопожатии и марширующем строе. Берут за руку когда знакомятся или хотят быть вместе, но вместо человека есть чувство локтя, чувство единого строя. Это словосочетание пришло из армейского лексикона. Солдаты должны чувствовать друг друга, чтобы получился четкий ритм. Поэтому они соприкасаются локтями и маршируют.

Далее говорится об орлах и бройлерных курицах. Орел это птица-хищник, которая уничтожает гадов, змей, пауков. А сброшены они с должностей. Кто имеет моральные ценности, тех не допускают до высоких должностей. Вместо этого оставлены бройлерные курицы. Она в отличие от орла несет яйца. То есть откаты и распил. А так как она бройлерная, означает что она выращена искусственно под конкретные цели хозяев. К тому же в отличие от орла, курица летать не может. Это говорит о том, что на высокие должности ставят беспомощных и глупых.

Нищие это те, кто не вошел в кланы допущенной кормушки. Это те, кто не попал в круг блата и кумовства. Их самая большая глупость — поддерживать кланы, которые их и обворовали. Гарантированная нищета — это государственная система, которая продумана и отлажена так, чтобы люди всегда оставались нищими (минимальная зарплата, постоянная занятость и т.д.)

Приходят к тебе когда ты имеешь высокую должность, а подчиненные обращаются когда им что-то нужно. Но в предпоследней строчке говорится о других “пришедших”. Это те, кто приходил без повестки или ночью, чтобы забрать и расстрелять. Если есть те, кто подчиняется тебе, то есть и те кто подчиняется другому. А те кто приходит к тебе, и те кто приходит за тобой находятся в системе и не могут отказаться. Такой цепной страх и малодушие составляют единую цепь массового поведения.

Работа, которую тебе предлагают, кроме усталости больше ничего не принесет. Потому что зарплаты рассчитаны так, чтоб их хватало на самый минимум. И какие бы положительные результаты люди не показывали, их никто не будет ценить. Так убивают в людях потенциал и эффективность.

Негодяев нет, потому что те кто у власти сами определяют негодяев. Сам себя никто и никогда признавать не будет. Но если бы кабинет был из кожи, то и в этом случае в нем не было негодяев.

Так как кабинеты из кожи это отсылка к древней традиции. Она повествует о том, что если судьи брали взятки, то с него снимали кожу. Его кожей обтягивали кресло следующего судьи. Он в свою очередь знал что сидит на кресле из кожи предыдущего судьи, который брал взятки. Если кабинет будет из кожи взяточника, то и негодяев больше на этом кресле не окажется.

Сам Автор стихов, Илья Кормильцев, говорил, что «это композиция о сегодняшнем дне, который отличается от вчерашнего большим сознанием того, что каким-то переменам в нашей жизни мешают факторы не столько внешние, сколько внутренние». Он подчеркивал в последнем интервью, что «С. о. ц.» — о сгнившей псевдокоммунистической системе, на деле уже живущей капиталистическими ценностями. Бутусов — о том, что песня попала «в струю недоразвитого социализма» и в то же время, как было понятно еще в 1990-х, говорит о недостатках более-менее любого типа общества.

С одной стороны, правы, конечно, оба, и красные флаги, которыми однажды размахивали на концерте фанаты «Наутилуса» во время «Скованных», в любом случае выглядят неадекватно. С другой — многие из них любили стоять под «Скованных» в обнимку и однажды совместно гремели невесть как протащенными цепями.

При всей обличительной точности некоторых протестных песен и элементарном зачастую контексте лучшие из них получаются про что-то гораздо большее, чем недовольство системой.

Из-за острой социальной и политической направленности были опасения, что песня вызовет резонанс у партийного руководства, однако этого не произошло.

Отвечая на вопросы посетителей официального сайта группы «Ю-Питер», Вячеслав Бутусов говорил, что считает композицию завершённой и не считает нужным дополнять её.

Тогда же он добавил, что людям свойственно обращаться к вопросам, которые всегда остаются на виду.

Итак. Композиция “Наутилус Помпилиус» смысл имеет довольно глубокий. Песня рассказывает, как по глупости люди попадают в “круговую поруку” негодяев. Тем самым становясь жертвой этой цепи. Ведь цепь это в первую очередь связь, причем связь в обе стороны. Она же карма. Любой негодяй создавая общество негодяев сам часто становится жертвой и заложником своего создания.

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песни

Круговая порука мажет, как копоть.

Я беру чью-то руку, а чувствую локоть.

Я ищу глаза, а чувствую взгляд,

Где выше голов находится зад.

Скованные одной цепью,

Связанные одной целью.

Скованные одной цепью,

Здесь суставы вялы, а пространства огромны.

Здесь составы смяли, чтобы сделать колонны.

И я, держу равнение даже целуясь.

На скованных одной цепью,

Связанных одной целью.

Скованных одной цепью,

Связанных одной целью.

Можно верить и в отсутствие веры,

Можно делать и отсутствие дела.

Нищие молятся, молятся на

То, что их нищета гарантирована.

Здесь можно играть про себя на трубе,

Но как не играй, все играешь отбой.

И если есть те, кто приходят к тебе,

Найдутся и те, кто придет за тобой.

Также скованные одной цепью,

Связанные одной целью.

Скованные одной цепью,

Здесь женщины ищут, но находят лишь старость,

Источник

10 фактов о песнях Nautilus Pompilius

Песня «Взгляд с экрана» написана Ильей Кормильцевым по мотивам главного хита поп-трио из Англии Bananarama «Robert De Niro’s Waiting», который поется от лица девушки, мечтающей встретиться со своим кумиром. Кормильцеву было крайне неприятно, когда из оригинальной строчки «Ален Делон не пьет тройной одеколон» Бутусов убрал слово «тройной».

Когда в студии Аллы Пугачевой музыканты записывали песню «Доктор твоего тела» для альбома «Князь тишины», профессиональный архитектор Бутусов, не учивший сольфеджио, с ходу спеть ничего не смог. И чем больше было попыток перезаписать вокал, тем хуже они получались. Работавший с «Наутилусом» в 1980-х клавишник Алексей Хоменко потом вспоминал, что Пугачева стояла рядом с Бутусовым с карандашом в руках и делала пометки в тексте песни — мол, до этого места все нормально, а дальше перепевай. В одной песне у Бутусова совсем ничего не получалось, и пришлось ей самой встать к микрофону. Так Пугачева оказалась в качестве бэк-вокалистки «Наутилуса».

Песню «Зверь» Бутусов написал лично, без помощи Ильи Кормильцева. Дело было в Питере:

«Я стоял на балконе на Юго-Западе, у себя, и просто смотрел на весь этот никудышный район. Понастроили огромных китайских стен, и там не удосужились никакую инфраструктуру вообще придумать, построить. Потому что такие темпы были бешеные. Там, например, люди ходили по соседним улицам, жили в каком-то доме и в то же время не знали, как называется улица, которая пересекает их улицу в двадцати метрах. В общем, такой, я бы сказал, партизанский район»

Слушайте Зверь — Nautilus Pompilius на Яндекс.Музыке

Предполагалось, что в работе над песней «К Элоизе» будет участвовать Глеб Самойлов из «Агаты Кристи». В ней он должен был произнести на немецком языке какие-нибудь ругательства. Специально для этого Глеб консультировался со знакомой студенткой филологического факультета. Но из-за своей меланхоличности Глебу конечный результат не понравился, и эту идею с немецким «Наутилусу» пришлось оставить.

Песня «Князь тишины» написана Вячеславом Бутусовым на стихотворение венгерского поэта Эндре Ади «Впереди доброго князя тишины» в переводе на русский язык Леонида Мартынова.

Песня «Синоптики» была написана Кормильцевым и Бутусовым после первого приезда в Ленинград и посещения Ленинградского рок-клуба в 1986 году.

Синоптики — это рокеры, «сумевшие выжить на лютом морозе» советской действительности и сделавшие людскую жизнь «чуть теплей, чуть светлей», а главное самих людей — более активными в политическом смысле: «мы стали подвижней в оттаявших позах». Второй куплет песни посвящён рокерам зарубежным — «заморским», которых Бутусов называет «богами». «Хранители» их «тайны» — это хиппи. Отсюда и «девчонки», уводимые «под белый покров», «растительная пища» (дети цветов).

В конце песни «Чугада» слова «Я тебя прощаю, я тебя люблю…» поет четырехлетняя дочка Вячеслава Бутусова — Ксюша.

Вячеслав Бутусов вспоминал:

«Мы использовали Ксюшу ради определенной окраски. Специально отвели для нее время, чтобы наработать записей почти на час. У нее очень громкий голос. То есть она меня компенсировала в этом смысле. И самое замечательное, что вела она себя очень естественно»

Слушайте Чугада — Nautilus Pompilius на Яндекс.Музыке

«Шар цвета хаки» была написана Бутусовым в состоянии дикого невроза в 1985 году, когда он учился в Свердловском архитектурном институте и находился на волосок от того, чтобы стать солдатом Советской армии. Как раз в то время в разгаре была война в Афганистане. К счастью, знакомство с армией ограничилось для него лишь военными сборами.

Изначально композиция «Негодяй и ангел» писалась специально для дуэта Бутусов-Гребенщиков. Но совместное творчество по неизвестным причинам так и не осуществилось.
Слушайте Негодяй и ангел — Nautilus Pompilius на Яндекс.Музыке

Цитата из песни «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки» была выбрана в качестве эпитафии, написанной на памятнике Илье Кормильцеву, установленном на его могиле на Троекуровском кладбище в Москве.

Источник

наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть фото наутилус помпилиус три царя смысл песни. Смотреть картинку наутилус помпилиус три царя смысл песни. Картинка про наутилус помпилиус три царя смысл песни. Фото наутилус помпилиус три царя смысл песниbutusov_art

Творчество Вячеслава Бутусова

Статья опубликована в сборнике научных трудов «Русская рок-поэзия: текст и контекст» (выпуск №3). Тверь, 2000

Е.А. КОЗИЦКАЯ

РЕЦЕПЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ МИФОВ, «ВЕЧНЫХ ОБРАЗОВ» И СЮЖЕТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ГРУППЫ « NAUTILUS POMPILIUS »)

В исследованиях, посвященных русской рок-поэзии, неоднократно отмечалось сложное отношение ее авторов к культурному наследию прошлого. Обращение рок-поэтов к «чужому» слову, в том числе к «вечным» образам и традиционным литературным сюжетам, часто приводит к серьезному переосмыслению культурных мифов, вплоть до их полной перверсии. И дело не только в ощущении катастрофичности окружающей действительности, что является типичной чертой андеграундного сознания, рок-восприятия. Если рассматривать корпус текстов той или иной группы / автора как целостность, проанализировать те последовательные изменения, которым подвергаются в рок-текстах традиционные сюжетно-образные схемы, то это позволит воссоздать художественную картину действительности, какой она представляется носителю рок-сознания, и в конечном итоге реконструировать «мироощущение той части поколения, выразителем которой стал рок». В данной статье мы попытались рассмотреть с этой точки зрения тексты группы « NAUTILUS POMPILIUS ».

Один из самых традиционных культурных мифов человечества – это миф о детстве как особой, самой светлой и счастливой поре жизни, и о ребенке – чистом создании, воплощающем непосредственное, естественное, радостное начало бытия. В противовес старой культурной традиции, в текстах «Нау» ребенок чаще всего показан болезненно-извращенным существом, ничем не отличающимся в лучшую сторону от взрослых. Так, в рок-стихотворении «Алчи» возникает зловещий и одновременно пародийный образ:

Алчи Алчи, что ж ты мальчик

где так долго пропадал

от тебя табачный запах

крепких взрослых папирос

у тебя в кармане рюмка

у тебя в ботинке нож

ты растрепан неопрятен

на кого же ты похож.

Аналогично представляет себе своих будущих детей лирический герой стихотворения «К Элоизе»: «… в руках у них сабли и кривые ножи». Таким образом, с темой детства тесно связана тема жестокости, угрозы: лирическая героиня «Бедной птицы» сравнивается с птицей, «которую ранили глупые дети», а в «Жажде» эгоистичные влюбленные, которые «не сумели простить», охарактеризованы следующим образом:

С детством связан также мотив греха, нездоровой сексуальности. Натуралистическая зарисовка быта рабочей окраины, «городской помойки», символизирующей мироустройство вообще, включает в себя такие выразительные подробности:

папа щиплет матрасы мама точит балясы

под дикий рев мотоциклов детей

они смотрят программы отмеряя стограммы

когда дети приводят блядей

А в стихотворении «Тихие игры» создан гротескный образ «светлых мальчиков». С одной стороны, трогательные детали их облика указывают на беззащитность, святость и чистоту – понятия, соотносимые с традиционно-идиллическим представлением о детстве и детях-ангелочках:

светлые мальчики с перьями на головах

снова спустились к нам снова вернулись к нам с неба

их изумленные утром слепые глаза

просят прощенья как просят на улицах хлеба

медленно словно пугливые странные звери

еще не успев отойти от усталости сна

ищут наощупь горшки и открытые двери

путаясь в спальных рубашках как в ласках отца.

С другой стороны, «их пробирает неведомый маленьким стыд», объясняющийся, видимо, некоторой сомнительностью занятий «милых детей»:

тихие игры под боком у спящих людей

каждое утро пока в доме спят даже мыши

мальчики знают что нужно все делать скорей

и мальчики делают все по возможности тише.

Мир детства может быть заражен безумием. В стихотворении «Музыка на песке», представляющем собой вариацию на тему легенды о крысолове, место главного героя занимает персонаж-ребенок:

у зеленой воды у запаха тины

наблюдая восхищенно полет паутины

сумасшедший пацан бьет в пустую жестянку

сумасшедший пацан лупит в старую банку

из пустого пространства из старой консервы

извлекается звук возбуждающий нервы

сумасшедший пацан бьет жутко и мерно

по заржавленным бакам по огромным цистернам

строит замки из песка

крутит пальцем у виска

мы спешим за ним как крысы

и скрываемся в прибой

я ощупываю пальцами свое лицо

и внутри у меня холодеет от жути:

неужели я такой же как все эти люди

люди которые рожают детей

люди которые страдают от боли

люди которые стреляют в людей

но при этом не могут есть пищу без соли.

Отметим, что темы детства и смерти остаются устойчиво соотнесены между собой и тогда, когда слово «дети» употреблено не в прямом значении, а в переносном. В стихотворении «Падал теплый снег» лирические персонажи погибают от любви:

мы заснем в твоих мягких лапах

нас погубит твой мятный запах,

а в «Стриптизе» появление «детей пустыни» оказывается частью общей картины глобальной катастрофы:

костлявые дети пустыни

стучатся в двери и просят объедков

страна умирает как древний ящер

с новым вирусом в клетках.

Итак, с темой детства связана семантика греха, болезни, безумия. Как показывают исследования, подобное «искаженное» изображение ребенка и детства характерно для жанра антиутопии. Это позволяет утверждать, что в рок-поэзии «Нау» находит свое выражение определенная концепция действительности, по сути очень близкая авторской позиции в антиутопии, и «развенчание» образа ребенка соответствует состоянию современного мира, в котором произошла девальвация всех традиционных ценностей.

Наряду с этим в текстах «Нау» встречается и иной, более традиционный тип ребенка – маленького мученика, жертвы жестокого миропорядка. В «Песне в защиту мужчин» говорится: «Я несчастней сиамских детей-близнецов», а в «Черных птицах» мистическая опасность угрожает дочери лирического «я», бессильного ее защитить:

черные птицы страшные сны

кружатся кружатся всю ночь

ищут повсюду мою дочь

черные птицы из детских глаз

выклюют черным клювом алмаз

в черных алмаз унесут когтях

оставив в глазах черный угольный страх.

В стихотворении «Боксер» субъектом речи становится сам ребенок, восставший против принуждения, попытавшийся себя защитить и тем самым неизбежно втянутый в замкнутый круг насилия – неотъемлемой части взрослой жизни:

когда я кусался или портил игрушки

или выходил не спросясь за порог

меня ставили в угол как ненужную куклу

я плакал пока я мог

но слезы кончались, глаза высыхали

я падал на колени и молился кому-то

кто мог прекратить бесконечную пытку

и когда меня снова поставили к стенке

я ударил туда где двигались губы

но когда я вставал, я сжимал кулаки

чтобы вновь ощутить привкус собственной крови.

Любопытно, что когда в тексте создается образ женщины, сохраняющей черты ребенка, рядом опять с неизбежностью возникает мотив насильственной смерти. В стихотворении «К Элоизе» лирический «я»-повествователь, которого связывают с героиней изысканно-извращенные отношения, читает ей страшные и печальные сказки, в конечном итоге собираясь ее убить:

эти шелковые ленты эта плюшевая борода

все будет мгновенно ты умрешь навсегда

спи спи Элоиза моя я буду надежно твой сон охранять,

а в «Людях на холме» субъект речи обращается к возлюбленной:

иногда мне кажется что я должен встать

и отнести тебя как дитя

броситься вместе с вершины холма

В жестоком мире ребенок оказывается обреченной и, возможно, искупительной жертвой; в этой логике переосмысляется библейский миф в стихотворении «Непорочное зачатье». Ненужное своему человеческому отцу дитя, зачатое во время случайной связи, может оказаться сыном Божьим, младенцем Христом, вновь и вновь приходящим к людям, чтобы быть распятым:

если нет отца Он все-таки есть

я не знаю как Он выбирает невест

я не знаю как Он выбирает детей

я боюсь лишь того что Он выбрал меня

я не хочу ни за что отвечать

просто забыть или просто не знать

но если кто-то завтра умрет на кресте

я буду бояться что это мой сын.

Видимо, с традиционным представлением о божественной природе детства и самого рождения связана третья, наиболее «классическая» ипостась образа ребенка в текстах «Нау». В стихотворении «Родившийся в эту ночь» – еще одной вариации на тему Рождества – дети являются естественной частью, необходимым элементом картины наступившей вселенской гармонии:

я ехал в такси и от белых полей

поднимался искрящийся пар

как дыханье всех спящих под этой звездой

детей и супружеских пар.

«Молчаливые дети» бывают подобны богам, так как их язык ясен синоптикам, как «музыка медного Будды» («Синоптики»); а в полуфантастической «монгольской степи» живут «мудрые дети» («Монгольская степь»). Наконец, в стихотворении «Морской змей» лирический субъект мечтает после смерти стать «сказкой», «морским змеем морским / обвивающим Землю» и «глядеть на купанье детей». Можно предположить, что перед нами различные варианты утопий: христианской, восточной, или буддийской, и космической – когда мир вернется к состоянию гармонии и, следовательно, образ ребенка обретет свое первоначальное значение. Поэтому ответственность за настоящее, в котором искажены естественные отношения, люди несут именно перед детьми:

что мы скажем нашим детям

когда матери пойдут на войну

что мы сделаем к черту

когда женщина станет войной («Новые легионы»).

Еще один емкий культурный символ, широко используемый в рок-поэзии «Нау», – ангел, в котором акцентирована его человеческая, страдающая природа. В этом случае активно эксплуатируется мотив трагической обреченности двуединого существа, неизбежности его падения, несмотря на порыв в «синюю высь» («Как падший ангел»). Когда речь идет об ангеле-мужчине, причиной такого краха служат как собственная слабость, так и безнадежность самого стремления «быть справедливым и добрым» в мире, где «внизу на земле собираются толпы / пришедших смотреть как падает ангел». В стихотворении «Звездные мальчики», в котором речь идет о неких небесных посланцах («вы были легче птиц / когда летело вам вдогонку небо / и боги усмехались вслед»), подводится грустный итог их миссии:

подвиг кончился, звездные мальчики

вы дышать с тех пор привыкли

в вязком воздухе земли.

Столкновение ангела с земными реалиями может благополучно завершиться лишь в условно-сказочной ситуации. В стихотворении «Негодяй и ангел» последний проигрывает негодяю в карты свои крылья, но такой поступок, сам по себе несовместимый с ангельским статусом, остается без последствий. Лирический повествователь иронически предлагает читателю целый комплект классических счастливых финалов, где каждый получает свое, волки сыты, а овцы целы:

как должно было быть –

у сказок счастливый конец

дракон умирает пронзенный копьем

царевна идет под венец

негодяй торгует на рынке пером

и пухом из ангельских крыл

а ангел летит высоко-высоко

такой же крылатый как был.

Когда ангел – женщина, причиной ее падения становится любовь, погружение в греховные земные отношения. Знаком снижения статуса здесь может являться потеря крыльев и / или утрата (частичная или полная), способности летать. Парадокс заключается в том, что именно за эту способность ее когда-то полюбил лирический субъект:

ты снимаешь вечернее платье

стоя лицом к стене

и я вижу свежие шрамы

на гладкой как бархат спине

мне хочется плакать от боли

или забыться во сне

которые так нравились мне? («Крылья»)

ангел попавший в тиски

коварной и ловкой руки

прости что я поймал тебя

Расплата за грехопадение женщины-ангела – опасность гибели, которая может грозить обоим влюбленным:

я вижу – ты боишься открытых окон

и если завтра начнется пожар

и все здание будет в огне

мы погибнем без этих крыльев

которые нравились мне.

Если женщина-ангел продолжает стремиться к небу, трагический финал ее любви с земным человеком («за тобою вслед подняться / чтобы вместе с тобой / разбиться») также предопределен. Чтобы избежать этого, ей пришлось бы отказаться от своей небесной природы:

черный ангел печали

что на небе такого

чтобы рухнуть на камни

тебе или мне? («Одинокая птица»)

Однако в образе женщины могут сочетаться божественное и дьявольское начала. В стихотворении «Летучая мышь» лирический субъект осознает зловещую двойственность своей возлюбленной:

ведьма или ангел птица или зверь

смерть или спасенье свет ты или тьма

если не вернешься я впервые узнаю

Так образ ангела становится амбивалентным, связываясь уже не с мотивом падения (достаточно традиционный ход), а с темой зла и безумия. Болезненную, извращенную Элоизу ее любовник-убийца трижды называет «моим ангелом» («К Элоизе»).

Последовательной переакцентировке подвергаются также другие традиционные образы и сюжеты, прежде всего библейские. «Три царя» – волхвы, пришедшие поклониться Христу – с точки зрения московской милиции просто «чурки», которые «проникли нелегально в эту страну», и их следует задержать. Сама «древняя Москва» (в традиционном русском культурно-религиозном самосознании – святой город, третий Рим, новый Иерусалим) представляет собой настоящее антихристово царство: «слева – поп с пистолетом / справа – в рясе бандит», «на клиросе сп i вают менты», и «черный князь проходит с охраной в кабак» («Три царя»). Так как устойчивое определение дьявола – «князь мира сего», словосочетание «черный князь» является одновременно и иронической бытовой деталью, и прямым указанием на подлинный смысл происходящего – черной мессы, творящейся в «этом городе»:

и пока вы не откажетесь лизать ему зад

все на свете будет ребята не так.

Иронически переосмысляется даже библейская мифологема Страшного суда. Его возвещает труба Гавриила, но грешники просто спят и не слышат ее:

труби Гавриил труби

город так крепко спит

что небо его не разбудит.

Не менее интересны случаи, когда структурному преобразованию подвергается в тексте не одна, а несколько традиционных сюжетно-образных схем, и мы наблюдаем их постмодернистский коллаж. Так, в стихотворении «Джульетта» разрушается прежде всего комплекс представлений, связанных у реципиента с формулой «Ромео и Джульетта». Не названный по имени, но подразумеваемый Ромео, идеал возлюбленного на все времена, оказывается предателем любви, разбивая сердце Джульетты, причем реальность, достоверность этого предательства подчеркнуты деталью, взятой из современного обихода:

расколот как сердце на камне горит

Джульетты пластмассовый красный браслет.

Однако в стихотворении актуализирован не только шекспировский претекст, но и библейский мотив Вечного жида, чем дополнительно акцентируется мысль о наказании отлучением за отказ от любви, человеческой или божьей:

отпусти его с миром и плюнь ему вслед

пусть он с этим проклятьем уйдет

пусть никто никогда не полюбит его

но пусть он никогда не умрет.

В «Утре Полины» сконтаминированы категория пути и сюжет о спящей царевне, причем и тот и другой опять-таки принципиально переосмыслены. Если мифологический герой всегда движется к какой-то цели и получает в конце пути награду, а спящая царевна из сказки обязательно будет спасена и разбужена, то в тексте «Нау» и дорога героя, и ожидание героини оказываются бесконечными и безысходными:

утро Полины продолжается сто миллиардов лет

и мне не жалко того что так бесконечен мой путь

в ее хрустальной спальне постоянно светло

я люблю тебя за то

что твое ожидание ждет

того что никогда не сможет произойти.

Происходит разрушение самых основ мира – его пространственно-временных отношений и связанных с традиционным хронотопом важнейших мифологических моделей поведения мужчины и женщины.

Таким образом, нам представляется, что анализ изменений, которым подвергаются в рок-текстах классические культурные сюжеты и образы, помогает приблизиться к пониманию альтернативной картины мира (фактически – антимира), лежащей в основе поэзии русского рока и закономерно определяющей художественное восприятие (как известно, в значительной мере и бытовое поведение) ее творцов и реципиентов. Деструктивный характер рок-поэтики позволяет, на наш взгляд, говорить о глубокой внутренней закономерности возникновения русской рок-поэзии и обоснованности ее места в ряду других явлений отечественной словесности, проходящей постмодернистский этап развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *