навык чтения в начальной школе это

Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС

навык чтения в начальной школе это. Смотреть фото навык чтения в начальной школе это. Смотреть картинку навык чтения в начальной школе это. Картинка про навык чтения в начальной школе это. Фото навык чтения в начальной школе это Татьяна Окладова
Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Подготовила : учитель начальных классов

Окладова Татьяна Васильевна

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения на уроках в начальной школе.

Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.

Существует несколько подходов к выбору методов обучения чтению. В современной педагогической и инновационной практике можно встретить примеры каждого из них. Однако, наиболее распространенным до сегодняшнего дня является фонетический подход, когда ребенок сначала изучает произношение букв, потом переходит к слогам, а потом к словам. Второй подход – метод целых слов. Ещё несколько лет назад на уроках в начальной школе применялся лишь один подход. Но в последнее время учителю для построения современного урока необходимо использовать различные подходы и методики, обновлять и постоянно совершенствовать методы и приёмы работы, объединять, как раньше казалось, несовместимые направления в обучении. Это обусловлено введением ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В нём принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Исходя из этого, применяются общие направления в обучении чтению для детей с разным интеллектуальным уровнем и уровнем подготовки.Это включение в каждый урок упражнений на развитие:

— на развитие зрительного восприятия;

— на развитие гибкости артикуляционного аппарата;

— на тренировку объёма дыхания;

— на знакомство с орфоэпическими нормами;

— на исследования этимологии и лексического значения слов.

В обучении детей с интеллектуальными нарушениями и трудностями обучения целесообразно применять:

— метод целых слов – распознавание целых единиц, не разбивая на составляющие (методика обучения чтению по Глену Доману).

Для одарённых и подготовленных учеников при чтении часто характерны повторы слов, интонационные ошибки при чтении, которые проявляются вследствие неуверенности в себе, недостаточности жизненного опыта. Для исправления и предупреждения такого рода чтенияприменяются упражнения:

«чтение наоборот»;

— «чтение по частям: начало, концовка, середина»;

«узнай слово по верхней половине, по нижней половине»;

— «посели слово (предложение) в другую ситуацию».

В сложном процессе чтенияможно различить три основных момента:

1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое прочитанное слово может вызывать в сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание этого слова. В одном случае в сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.

Сформированный навык чтениявключает в себя как минимум два основных компонента: технику чтения и понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.

Опытным путём было доказано, что пониманию и оценке прочитанного на уроках способствуют методы и приёмы «Технологии развития критического мышления» и «Шестиугольного обучения», которые способствуют повышению учебной мотивации и позволяют разносторонне проводить работу по предвосхищению событий текстов, анализу получаемой информации, получению выводов по прочитанному материалу. Такие виды работы (что немаловажно) способствуют развитию творческого мышления учеников, дают толчок к исследовательской деятельности на уроках.

Учитывая всё вышесказанное, можно сказать, что путь формирования навыка чтения будет пройден ребенком в рамках начальной школы успешно при:

1. Владении учителем психолого-педагогическими аспектами данной проблемы.

2.Обеспечении в классе определенного режима работы:

— дифференциация заданий для одарённых и подготовленных детей, детей ОВЗ и с трудностями обучения, заданий среднего уровня;

— упражнения в чтении должны быть каждодневными;

— отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

— учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения, применяя разработанную систему упражнений;

— учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

— специально должно быть организовано обучение чтению про себя,предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи, собственно чтение про себя;

— применение современных технологий, методов и приёмов, оптимально соответствующих целям и задачам, поставленным на уроках.

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1–4 классах «Детские писатели в начальной школе» с презентацией Цель: знакомство с детскими писателями и их творчеством Задачи: проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов,.

навык чтения в начальной школе это. Смотреть фото навык чтения в начальной школе это. Смотреть картинку навык чтения в начальной школе это. Картинка про навык чтения в начальной школе это. Фото навык чтения в начальной школе этоДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО «Института развития образования»Свердловской области и проводит муниципальные.

навык чтения в начальной школе это. Смотреть фото навык чтения в начальной школе это. Смотреть картинку навык чтения в начальной школе это. Картинка про навык чтения в начальной школе это. Фото навык чтения в начальной школе этоФотоотчет о спортивных состязаниях «Зимние забавы» в рамках сетевого взаимодействия детских садов в свете реализации ФГОС до Фотоотчет спортивных состязаний «Зимние забавы», в рамках сетевого взаимодействия д\садов, в свете реализации ФГОС ДО. 18 декабря ребята.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

навык чтения в начальной школе это. Смотреть фото навык чтения в начальной школе это. Смотреть картинку навык чтения в начальной школе это. Картинка про навык чтения в начальной школе это. Фото навык чтения в начальной школе этоВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Источник

Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения

Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.

Процесс формирования навыков чтения

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.

навык чтения в начальной школе это. Смотреть фото навык чтения в начальной школе это. Смотреть картинку навык чтения в начальной школе это. Картинка про навык чтения в начальной школе это. Фото навык чтения в начальной школе это

В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:

Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.

Этапы формирования навыков чтения

навык чтения в начальной школе это. Смотреть фото навык чтения в начальной школе это. Смотреть картинку навык чтения в начальной школе это. Картинка про навык чтения в начальной школе это. Фото навык чтения в начальной школе это

Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:

Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.

На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.

навык чтения в начальной школе это. Смотреть фото навык чтения в начальной школе это. Смотреть картинку навык чтения в начальной школе это. Картинка про навык чтения в начальной школе это. Фото навык чтения в начальной школе это

Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.

Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.

Особенности формирования навыков чтения

Существует 4 основных качества навыка чтения:

навык чтения в начальной школе это. Смотреть фото навык чтения в начальной школе это. Смотреть картинку навык чтения в начальной школе это. Картинка про навык чтения в начальной школе это. Фото навык чтения в начальной школе это

Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.

Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.

Методы и упражнения для формирования навыков чтения

В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.

Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.

Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.

Помимо этого, есть еще несколько методик:

навык чтения в начальной школе это. Смотреть фото навык чтения в начальной школе это. Смотреть картинку навык чтения в начальной школе это. Картинка про навык чтения в начальной школе это. Фото навык чтения в начальной школе это

Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.

Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:

А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.

Источник

Освоение навыков чтения

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют речедвигательный, слуховой и речеслуховой анализаторы. Чтобы возник интерес к чтению, человек должен свободно владеть осознанным чтением, у него должны быть развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Одна из основных задач начального образования – научить детей беглому, правильному, выразительному и осознанному чтению. Это крайне важно, ведь этот процесс играет определяющую роль в развитии и воспитании ребенка.

Умение читать и понимать прочитанное – показатель развития познавательной деятельности ребенка, а также основа дальнейшего обучения и изучения предметов в школе. Также нужно помнить о том, что чтение является важнейшим источником получения информации, который по-прежнему остается актуальным, несмотря на всеобщую цифровизацию.

Чтение и его составляющие

В таком сложном психофизиологическом процессе, как чтение, можно выделить 3 основных момента:

Восприятие данных слов. Основа процесса чтения – это возможность по увиденным буквам понять и воспроизвести слово, которыми оно обозначается. Человек смотрит на буквы в тексте, понимает, какое слово обозначает их сочетание, поэтому он может прочитать данное слово. Помимо зрительной функции, в этом процессе участвует память и воображение человека.

Понимание контекста, который связан с прочитанными словами. Когда мы читаем какое-нибудь слово, то в нашем сознании происходят определенные изменения, которые связаны с пониманием только что прочитанного. В сознании может возникать какой-нибудь яркий образ, либо чувство или какой-нибудь логический процесс.

Оценка прочитанной информации. Процесс чтения предполагает не только сам факт того, что человек прочитал текст (рассказ, книгу), но и то, что он может проанализировать прочитанное, выделить основные моменты, рассказать о смысле текста.

Вдумчивое чтение является средством приобщения ребенка к культурной среде, его погружения в мир литературы, прочтение которой прямым образом сказывается на развитии личности.

Если вы хотите помочь малышу заговорить, научиться делать логопедический массаж, узнать все подводные камни при коррекции звукопроизношения вибрантов у детей и подростков, то предлагаем курс повышения квалификации «Современные практические методики коррекции речевых нарушений» на 144 ак. часа.

Вы научитесь проводить профилактику нарушений чтения и письма, выявлять типичные ошибки при обучении начальной грамотности, а также распознавать признаки расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте. Подробнее.

Мотивом чтения всегда является потребность. У ребенка – это первоначальное желание научиться читать, т.е. речь изначально идет об освоении звуковой системы, умении понимать слово на основании прочитанных букв.

Когда эти навыки освоены, у ребенка возникает другая потребность – понимать смысл прочитанного, что обозначает то или иное слово. По мере развития усложняются и мотивы чтения – теперь ребенок хочет понять смысл самого рассказа, мотивы и желания героев, анализ их поступков и т.д.

Для учеников 1-2 классов основной задачей является нахождение точки зрения героев и рассказчиков в тексте.

Для этого дети должны владеть следующими навыками:

Заинтересованность и эмоциональное сопереживание.

Работа с самим текстом в позиции читателя (под руководством преподавателя).

Формирование собственного высказывания (написание сочинения по прочитанному, рассказа от имени героя произведения и т.д.).

По мере взросления детей навыки усложняются. Ученики 3-4 классов уже должны уметь понимать общий смысл всего произведения, уметь разделять собственную позицию как читателя и то, что именно хотел сказать автор.

навык чтения в начальной школе это. Смотреть фото навык чтения в начальной школе это. Смотреть картинку навык чтения в начальной школе это. Картинка про навык чтения в начальной школе это. Фото навык чтения в начальной школе это

Основные качества процесса чтения

Навыки чтения характеризуется следующими необходимыми качествами:

Правильность. Под этим понимается процесс чтения без каких-либо искажений, которые могут повлиять на основную мысль прочитанного.

Сознательность. Подразумевается понимание основной мысли, которую заложил автор при написании произведения. Ребенок должен не только понимать смысл высказывания, но и уметь формировать свое собственное отношение к прочитанной информации.

Беглость. Существуют определенные стандарты скорости чтения (как правило, количество слов в одну минуту). При этом ребенок должен читать бегло, но без искажений и вреда для понимания смысла текста.

Выразительность. Это выражение главной мысли произведения (а также собственного отношения к прочитанному) слушателям при помощи средств устной речи. Под выразительным чтением понимается умение интонационно выделять паузы в тексте, соблюдать интонации утверждения, вопроса. Чтение не должно быть безликим и монотонным – важно придавать голосу эмоциональную окраску, при этом не допускать ошибок при прочтении слов.

Обучение чтению предполагает работу над всеми вышеперечисленными качествами, потому что они связаны между собой. В частности, беглость чтения подразумевает темп, т.е. она может считаться средством выразительности при прочтении текста.

Основные этапы становления навыков чтения

Процесс освоения чтения очень сложный и достаточно длительный. При формировании навыков этого процесса выделяют 3 основных этапа – аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап представляет собой начальный этап чтения, когда ребенок читает по слогам. Слоговое чтение основывается на слогозвуковом анализе и синтезе. В данном случае, все 3 компонента чтения (восприятие, произнесение и осмысление) разорваны. Ребенок должен увидеть гласную букву, потом соотнести ее со слогом-слиянием. Он озвучивает увиденный графический слог, делает это плавно, чтобы он мог понять само слово.

Синтетический этап предполагает, что все 3 компонента происходят одновременно. Ребенок уже полноценно читает слова, а не по слогам. При этом для этого этапа важно, чтобы ребенок не только читал слова, но и использовал интонацию, а это возможно только в том случае, если есть понимание общего смысла прочитанного.

Этап автоматизации предполагает, что ребенок уже читает в автоматическом режиме, т.е. не задумываясь об этом процессе. Он не концентрируется на понимании отдельных слов, а стремится понять смысл всего текста, используемых автором художественных средств. На этом этапе уже характерно чтение про себя. Основными признаками этапа автоматизации являются эмоциональная реакция на прочитанное, стремление поделиться своими мыслями по поводу героев, идеи произведения.

Такой поэтапный процесс овладения навыками чтения возможен только при определенных обстоятельствах.

Имеется в виду именно работа самого учителя, который должен выстроить правильный образовательный процесс:

Занятия по формированию навыков чтения должны быть ежедневными.

Тексты, которые используются на занятиях, не должны подбираться в хаотичном порядке. Важно учитывать их сложность, возраст детей и их психологические особенности.

Систематическая работа по предупреждению неправильного чтения.

В случае возникновения у детей ошибок в процессе прочтения текстов, нужно реагировать на это, не допуская того, чтобы эти ошибки вошли в привычку.

Должна вестись работа по приучению детей к чтению про себя.

Источник

Статья «Развитие навыков чтения у учащихся начальной школы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие навыков чтения у учащихся начальной школы

Важнейшая задача начального обучения – научить детей читать. Это умение необходимо каждому школьнику, прежде всего как общеучебное средство при усвоении всех учебных предметов, оно является также важнейшим видом речевой и умственной деятельности, средством самообразования и самовоспитания.

Между тем состояние умения читать у младших школьников значительно отстает от необходимого уровня, что сильнейшим образом сказывается на успеваемости. Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе.

Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности. Понятно, что при таком положении обучение чтению нуждается в особом внимании и контроле.

Читают все, но далеко не все умеют читать. Проблема вооружения людей хорошей техникой чтения приобретает большое общественное значение, и поэтому решать ее следует со школьной скамьи. Действительно, ведь читающий быстро прочитает больше книг и больше получит информации, он лучше усвоит и запомнит прочитанное, глубже вникнет в смысл. Среди быстро читающих 53% учатся на «хорошо» и «отлично».

Но практика показывает, что техника чтения у многих школьников находится на низком уровне, темп чтения значительно отстает от возможностей детей. На уроках чтения основное внимание уделяется пониманию прочитанного, развитию мышления, а развитие беглости чтения остается в «тени». А ведь увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в начальных классах.

И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Перед учителем стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи к концу начального обучения.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин.

Чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение, нужно сформировать навык чтения.

На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения

навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и

понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.

Формирование навыков чтения – сложный процесс, и на каждом его этапе перед учителем и учащимися стоят большие задачи.

Первый этап – научить учащихся слушать слово, художественное произведение, т.е. воспринимать на слух. С первых уроков обучения грамоте, внеклассного чтения перед малышами ставлю задачу представить себе читаемое в красках, звуках, формах (учатся воображать).

Второй этап – формирование навыков учебной деятельности. Это усвоение понятия «читать» в узком и широком его смысле. Для успешной работы на данном этапе при анализе слов использую фишки и учу произношению слов с интонационным подчеркиванием каждого звука. «Чтобы прочитать слово, надо посмотреть на буквы (фишки) и называть последовательно звуки».

Третий этап – чтение слогов. Усвоению ускорения действия чтения способствует стремление видеть слог, ориентируясь на гласную букву. Облегчает процесс овладения плавным чтением слоговым – чтение за ведущим, чтение разнообразных слоговых таблиц. Каждый урок литературного чтения начинается с чтения слоговых таблиц.

Четвертый этап – следить за чтением. Научить следовать за медленным чтением учителя глазами и пальцем по строчке, чтобы отождествлять звуковую форму слова с его графической формой.

Пятый этап – сформировать и закрепить навык фиксации глаз на слове, строке с одновременным проговариванием шепотом или вслух.

Шестой этап – сформировать навык беглой артикуляции. Это чтение одновременно с учителем в нужном для класса темпе с опорой на текст.

Седьмой этап – формирование действий контроля за чтением. Способствуют этому соревнования «лучший чтец».

И заключительным этапом по формированию навыка чтения для начинающих является:

Восьмой этап – развитие интереса к чтению, книгам.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Эти факторы ввели в тесты, анкеты, протестировали и проанкетировали более 2000 учеников. Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем остальных. Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту).

Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Если скорость завышена – ухудшается понимание, если понижена – то прочитать надо 2 или 3 раза, чтобы понять.

На развитие техники чтения положительно сказывается стимуляция к быстрому чтению:

Показ образца быстрого чтения;

Заучивание и чтение на память;

Организация внеклассного чтения;

Проведение конкурсов на лучшего чтеца;

Обучение приемам разных типов чтения.

Эти стимулирующие средства – развивающий фактор в совершенствовании учебного навыка.

К тормозящим факторам можно отнести трудные слова, неразвитость артикуляции, неритмичность дыхания учащихся, преувеличение роли громкого чтения.

Исследования психологов свидетельствуют, что на скорость чтения серьезное влияние оказывает еще и волевое отношение к процессу чтения. В связи с этим необходимо постоянно внушать школьникам, что научиться читать быстро – очень важно.

Развитию зоркости глаз и внимательности, необходимых для беглого чтения, способствуют зрительные и слуховые диктанты (при правильной методике их проведения, иначе все сводится к механическому копированию). Предложения для слуховых диктантов подбираются по такому же принципу, как и для зрительных. Важно, чтобы объем предложений возрастал постепенно, и они были доступны по смыслу. Упражнения можно проводить на уроках русского языка в виде «пятиминуток» 1-2 раза в неделю.

Безусловно, такие биологические индивидуальные особенности, как скорость реакций, особенности темперамента, качество зрения, в определенной степени влияют на развитие скорости чтения. Однако все же навык чтения – навык приобретенный, подлежащий дальнейшему совершенствованию. Поэтому необходимо выделять (устанавливать)факторы, влияющие на беглость чтения и одни из них развивать, а вторые (тормозящие) устранять.

В любом случае главный показатель эффективности работы учителя – это продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей проверки.

Иногда можно услышать, что младшим школьникам надо овладеть скорочтением. Но это неприемлемо для всех.

Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов/минуту, вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо для руководящих работников, для научных сотрудников. Словом, за скорочтение и чтение в темпе скороговорки (это от 180 до 300 слов/мин.) в начальных классах говорить не имеет смысла. Диктора телевидения широко варьируют свою скорость чтения – в пределах от 90 до 170 слов/мин, при среднем значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

На мой взгляд, вот к чему должны стремиться выпускники начальной школы. Нормативное чтение, как известно, имеет минимальным значением 90-95 слов/мин. Поэтому в наших интересах поднять норматив до уровня оптимального чтения. Исходя из вышеизложенного понятия «фактор №1», воздействующего на успеваемость.

Таким образом, начальная школа должна стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов/мин.

Существует немало литературы, помогающей учителю эффективно обучать детей чтению. Я приведу примеры, используемых приемов, упражнений, взятых из опыта ученых, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Их можно творчески использовать, видоизменять, комбинировать в зависимости от возраста и подготовки класса.

1.На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова, на траве двора.

2. Проворонила ворона вороненка.

Исправляют плохую дикцию, развивают фонематический слух, культуру речи, память.

Сюда относится работа с орфографическим словарем, толковым словарем, выбор слов из текста, которые непонятны, малоупоребляемы в детской речи, устаревшие формы слов, современные, появившиеся недавно, услышанные по радио, телевизору, в разговоре взрослых. Такие слова можно собирать в коробочку. Дети сами записывают их на карточке, и приносят для обсуждения на уроке русского языка, чтения. Затем с этим словом можно составить предложение, обыграть в жизненной ситуации.

Дети читают в комфортном режиме на максимально доступной каждому скорости чтения про себя, и переходят на чтение вслух в максимально ускоренном режиме по команде «Молния!» и продолжается с 20сек.( в начале) до 2-х минут. Этот прием чередования используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!», дети прикладывают палец левой руки. Это упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух.

Чтение текста, перекрытого полосками (2,3,4 – в зависимости от тог, как читают дети). Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80-160 слов/мин). Дети читают текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на том месте, показать слово, а учитель выборочно проверяет. Это упражнение развивает скорость и гибкость (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

Учитель дает задание распространить предложение. Можно одно предложение для всех или для каждой группы свое предложение. После коллективного обсуждения дети выходят к доске и командир называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Выбирается лучший вариант.

Восстановление логической последовательности текста. Подготовка к дикторскому чтению.

Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.

Эти упражнения используются для развития учащихся, в основном для коллективной работы, т.к. успех групповой работы смягчает отрицательное самовосприятие, которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы группы в силу специфики работы завязан на самосовершенствовании всех членов группы.

Для расширения угла зрения, особенно бокового, можно использовать таблицы Шульте и Лезера.

Таблица Шульте – это квадрат 20*20 см, поделённый на 25 квадратиков, в каждом из которых записаны числа от 1 до 25. (Приложение)

Таблица Лезера – это прямоугольник 20*40 см, поделенный на 50 частей, куда вписаны числа от 1 до 50.( Приложение)

Суть упражнений по этим таблицам состоит в том, чтобы показать карандашом расположение в таблице числа с увеличением натурального ряда, не перемешивая взгляд за пределы центральной клетки таблицы. Время работы по таблице Шульте – 25 с, а по таблице Лезера – 50 с.

В процессе работы по этим таблицам у учащихся вырабатывается периферическое поле зрения и концентрируется внимание школьника.

Для улучшения навыков чтения и расширения угла зрения можно использовать чтение пирамидок.

На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать зубы и губы. Цель: тренировка в скорочтении.

Развитие техники чтения

Было основным элементом обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение 5 мин.

2. Ежеурочные пятиминутки чтения

Этот прием заимствован в школах Монгольской Народной Республики. Любой урок начинать с 5-тиминутки чтения в режиме жужжащего чтения. Что дают такие 5-тиминутки: 5*4*5=100. Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 100 минут.

3. Чтение перед сном

Еще 200 лет назад говорилось: « Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к такому состоянию.

4. Режим щадящего чтения

Этот прием используется для детей, которые не любят читать (т.к. у него возникают трудности при чтении). Это такой прием, когда ребенок читает по 1-2 строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такие условия создаются при просмотре диафильмов. Ребенок читает 1-2 строки под кадриком, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять 2 строчки прочитал, опять просмотрел картинку. Таким образом, можно привить интерес к чтению даже в 5 классе.

6.Многократное чтение (из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко)

Учитель предлагает начать чтение текста, разобранного на уроке, всем одновременно и продолжать в течение 1 минуты. После этого каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. Сравнить затем результаты продвижения.

Более 3х раз не следует читать один отрывок!

7.Чтение в темпе скороговорки

Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому не следует уделять внимание выразительности чтения, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов.

Упражнение длится не более 30 секунд. Затем останавливаем учащихся и переходим к следующему упражнению.

8. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Читают этот же текст, но теперь медленно и выразительно до конца и переходят на незнакомую часть текста дальше, продолжая читать ее в том же повышенном темпе (в этом и заключается, по выражению И.Г.Пальченко, маленькое чудо). Эти упражнения помогут сделать первый шаг в усилении качества обучения – в обучении оптимальному чтению, чего требует школьная реформа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *