навык это в обществознании
ЕГЭ. Человек
Тема 5.Способности
Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а других нет? Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.
Способности
Формирование способностей
Типы способностей
Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.
Одновременно выделяют следующие типы способностей.
В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?
Виды способностей по направленности на деятельность.
Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.
Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.
Уровни способностей
Выделяют следующие виды одаренности:
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.
В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.
Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.
Уровни способностей
Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.
Показатели способностей:
Пути развития способностей:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Социальные навыки: что это такое, и как их развивать
Социальные навыки представляют собой умения человека, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающими. Они позволяют грамотно вести диалог, повышать качество коммуникации, а также держать под контролем свои эмоции. Многие люди считают, что социальные навыки заключаются лишь в умении общаться. Но это неверное представление. В данной статье вы сможете подробно узнать о развитии, формировании и особенностях социальных навыков.
Виды социальных навыков
Развитые социальные навыки позволяют человеку контролировать эмоциональное состояние и проявлять себя в различных сферах. Личность, способная развивать социальные навыки, может успешно руководить людьми, иметь хорошую силу убеждения. Формирование таких умений позволяет правильно донести позицию, используя в нужный момент логику или же красноречие.
К социально-коммуникативным навыкам относят:
Методы развития навыков
Развивая в себе социальные навыки, человек становится более харизматичным, уверенным в себе и спокойным. Он учится добиваться своего в жизни, поднимается по карьерной лестнице. Основные методы формирования социальных навыков следующие:
Дополнительные рекомендации
Все предложенные методы обучения являются достаточно простыми. Дополнить их можно следующими рекомендациями:
Все эти простые и несложные правила являются значимыми в развитии социальных навыков. Но часто людям мешают страх, неуверенность, вспыльчивость, высокомерие, чрезмерная доверчивость. Все эти поведенческие реакции препятствуют человеку нормально взаимодействовать с обществом и выстраивать гармоничные отношения. Постарайтесь смотреть на жизнь проще, развивать таланты, а также работать над своими недостатками. Тогда вы станете отличным собеседником и сможете проявить себя.
Навык
Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.
Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного навыка подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна.
Содержание
Классификация
Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.
Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
Формирование навыков
Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.
На формирование навыка влияют:
Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.
Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Навык» в других словарях:
навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное… … Большая психологическая энциклопедия
навык — См. знание, опытность, привычка приобрести навык. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. навык знание, опытность, привычка; искусство, мастеровитость, мастерство, умение,… … Словарь синонимов
НАВЫК — НАВЫК, навыка, муж. 1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему нибудь, в чем нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.). || преим. мн. Практические уменья (пед.). Школа должна давать… … Толковый словарь Ушакова
НАВЫК — НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Навык — Habit of the work; Skill доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия. Навык вырабатывается упражнением или привычкой. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе навыков лежат условные рефлексы. Различают … Словарь бизнес-терминов
НАВЫК — НАВЫК, а, муж. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему н. Н. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
НАВЫК — доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных … Философская энциклопедия
НАВЫК — англ. habit; нем. Fertigkeit. Доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
НАВЫК — доведенное до автоматизма умение решать те или иные задачи (чаще всего двигательные) … Российская энциклопедия по охране труда
навык — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ability/yhabit … Справочник технического переводчика
Знания и умения как условие успешной деятельности
Урок 8. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Знания и умения как условие успешной деятельности»
Как вы уже знаете, с самого раннего детства человек начинает приобретать определённые знания, овладевать различными умениями и навыками, которые необходимы ему для жизни в современном мире.
Но что же принято понимать под этими терминами? Давайте попробуем с этим разобраться.
Знания – это обобщение результатов познавательной деятельности человека.
Проще говоря, любые знания – это информация, ответы на вопросы, позволяющие решать поставленную задачу.
Благодаря получению новых знаний человечество постоянно движется вперёд. Если ещё наши первобытные предки прекрасно обходились костром и пещерой над головой, то мы с вами благодаря приобретённым человечеством знаниям, можем строить комфортабельные дома и пользоваться различными коммунальными услугами.
Умения – это способность человека к целенаправленной и результативной деятельности.
Умения всегда опираются на знания. Согласитесь, что невозможно поменять местами учителя и врача, так как они имеют отличные знания и умения только в своей области.
И также, как знания и умения приобретаются на протяжении всей жизни человека. Самое простое умение возникает в ходе подражания действию и случайно полученных знаний. Например, ребёнок учится издавать звуки, слыша, как это делают окружающие его люди.
Но чем сложнее вид деятельности, тем больше формирование умений зависит от получения целенаправленных, узких знаний. Их переработки, осмысления и обобщения.
И действительно, учёные выделяют следующие этапы приобретения умений человеком.
С момента рождения и до трёх лет ребёнок учится смотреть, издавать звуки, делать движения, ходить.
С трёх до пяти лет ребёнок овладевает умением разговаривать, самостоятельно играть, рисовать, есть, одеваться, умываться, завязывать шнурки и многое другое.
С шести до семнадцати лет подросток учится читать и писать, постигает азы многих наук.
Начиная с восемнадцати лет, бывший подросток становится взрослым человеком, умения которого развиваются в ходе его учёбы в институте или овладения профессиональными умениями на работе.
Навыки – это деятельность, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма.
Стоит помнить, что навыки могут как ускорять процесс деятельности, так и тормозить его. Например, если человек умеет водить машину, то он без труда может сесть за руль автомобиля любого производителя, а не только водить автомобиль определённой марки. Ведь принцип управления автомобилем один и тот же, и совершенно неважно – это жигули или мерседес.
А как вы думаете, сможет ли водитель из нашей страны с лёгкостью водить автомобиль по дорогам Японии или Англии?
Если вы думаете, что он с лёгкостью может это сделать, то вы ошибаетесь. В отличие от России, в этих странах левостороннее движение и водительское место в автомобиле находится с правой стороны. Поэтому с непривычки водитель не только будет хуже управлять таким автомобилем, но и часто нарушать правила дорожного движения, так как у себя на родине он привык совсем к другому.
Каждый навык складывается в системе тех навыков, которыми человек уже владеет. Вернёмся к нашим автомобилистам: если вы умеете водить легковой автомобиль, то без труда научитесь управлять микроавтобусом, грузовиком или автобусом.
Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива овладения.
Следует помнить, что для сохранения и упрочения навыка им следует систематически пользоваться, иначе можно легко разучиться делать что-либо или попросту забыть.
Можно говорить о том, что знания, умения, навыки очень тесно связаны между собой. Как же соотносятся между собой эти три понятия.
Давайте вернёмся к нашим автомобилистам и представим себе, что как только вам исполнится восемнадцать лет, вы захотите научиться водить автомобиль. Сперва вы должны получить определённые знания: изучить теорию вождения, правила дорожного движения, познакомиться с устройством автомобиля и его техническими характеристиками, прочитать разные полезные статьи в интернете.
Благодаря полученным знаниям у вас начнут формироваться определённые умения, например, вы научились заводить автомобиль и трогаться с места, выполнять дорожные манёвры, правильно парковаться и так далее.
Постепенно, по мере увеличения вашего водительского опыта, умения начнут преобразовываться в навыки. Вы станете выполнять некоторые действия автоматически, например, переключать скорости на механической коробке передач.
Но каким образом знания, умения и навыки влияют на успешную деятельность?
Как вы уже знаете, деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение потребностей, достижение поставленных целей.
А теперь подумайте о том, можно ли добиться поставленной перед собой цели, ничего не умея? Не обладая нужными знаниями, умениями и навыками невозможно лечить больных, строить дома, выращивать фрукты и овощи и много чего ещё.
Поэтому постоянное совершенствование знаний, умений и навыков, то есть рост человека в профессиональном плане, будет являться залогом его успешной деятельности.