навык планирования работы ученики приобретают

Развитие умения планирования у младших школьников в учебной деятельности

Педагогические науки

Похожие материалы

Для успешной социализации в современном постиндустриальном, высоко динамичном обществе необходимо формирование у молодого поколения умения четко распределять многообразие видов деятельности для выполнения их в течение ограниченного времени, конструировать различные варианты выполнения деятельности и осуществлять выбор оптимального. При этом успешное выполнение личностью деятельности обеспечит высокий уровень развития у неё умения планирования.

Целенаправленное формирование умения у младших школьников планировать связано с началом обучения ребенка в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, развитие умения планирования у обучающихся является необходимым для достижения ими высоких образовательных результатов в учебной деятельности, поскольку оно способствует упорядочиванию и систематизации детьми учебных действий, своевременному прогнозированию возможных трудностей и путей их преодоления[ ].

Проблема формирования умения планирования у младших школьников раскрывается в работах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, В.Х. Магкаева. По мнению А.Г. Асмолова, планирование является универсальным учебным действием обучающегося, обеспечивающим его способность к организации процесса овладения новыми знаниями и способами действий и к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Формирование умения планирования у младших школьников осуществляется поэтапно: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция; контроль [1].

В.В. Давыдов рассматривает планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Он отмечает, что успешность осуществления деятельности планирования младшим школьником зависит от количества предусмотренных им пошаговых действий и тщательного сопоставления их между собой Автор указывает, что формирование планирования у младших школьников связано с развитием теоретического мышления[2].

П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина считают, что основу умения планирования составляет развитие у обучающегося внутреннего плана действий. Данные исследователи выделяют пять этапов развития внутреннего плана действий у младших школьников. На первом этапе планирование носит внешней характер: дети при помощи педагога озвучивают последовательность своих действий. На втором этапе при составлении плана младшие школьники опираются на поставленную цель и конечный результат, в процессе выполнения действий по реализации плана у них проявляются ошибки и несовпадение с необходимым результатом. На третьем этапе у младших школьников проявляется способность к мысленному формированию плана действий, к представлению промежуточных результатов. Обучающиеся выполняют действие во внутреннем плане, а затем реализовывают его в практической деятельности, регулируют свою деятельность в соответствии с планом. На четвертом этапе при построении плана решения младшие школьники преобразуют практическую задачу в теоретическую. Оценка результата осуществляется на основе рефлексии и логики достижения цели. На пятом этапе у обучающихся проявляется самостоятельность в процессе формирования внутреннего плана действий. Действия во внутреннем и внешнем плане согласованы, последовательны, логичны. Построение плана предваряется анализом собственной структуры задачи[4].

В.Х. Магкаев считает, что умение планирования у младших школьников проявляется в способности выстраивать последовательность мысленных действий и реализовать эти действия в практической деятельности. Основу планирования составляют предвидение и преднамеренность. В.X. Магкаевым выявлены четыре типа реализации планирующей функции мышления у младших школьников: манипулятивный тип (отсутствие планирования), пошаговый (определение способа действия на основе анализа выполнения предыдущего действия), ближайшее планирование (представление во внутреннем плане частичного решения задачи), рациональное планирование (выбор во внутреннем плане наиболее оптимального способа решения задачи из нескольких вариантов)[ ].

В работах О.В. Якубенко отмечается, что на формирование умения планирования учебной деятельности у младших школьников оказывает влияние организация сотрудничества обучающихся на уроках. В связи с этим педагогу необходимо создавать оптимальные условия для развития гуманистических межличностных отношений детей, активно применять на уроке технологии группового и коллективного способов обучения[ ]. При этом с целью профилактики агрессивного, конфликтного поведения детей исследователь рекомендует использование средств арт-терапии[ ]. Формирование у младших школьников умения планирования учебной деятельности будет способствовать профилактике их дезадаптации к условиям школьного обучения[ ].

В работах П.И. Фроловой рассматриваются педагогические технологии, способствующие формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе: проблемное обучение, кейс-технология, игровые технологии, технология организации учебного сотрудничества. По мнению исследователя, систематическое использование указанных технологий на уроках в начальной школе обеспечит активное осмысление младшими школьниками структуры и содержания учебных задач, создание универсальных алгоритмов их решения[ ].

Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения обучающихся планированию учителю необходимо использовать метод обсуждения готового плана решения учебной задачи. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату.

В процессе формирования умения планирования у детей в начальной школе эффективным методом также является использование учителем плана с недостающими или избыточными действиями. Педагог может предложить обучающимся детализировать план решения учебной задачи, составленный в общем виде, или дополнить план, в котором пропущены некоторые действия.

После освоения младшими школьниками рассмотренных выше методов планирования учебной деятельности учителю необходимо предложить им самостоятельно составить собственный план решения учебной задачи. Сначала педагог предлагает детям ориентировочную основу деятельности – алгоритм составления плана. Обучающиеся составляют план решения учебной задачи по алгоритму, учитель оказывает им необходимую помощь. По мере овладения данной деятельностью до уровня автоматизации дети приобретают способность осуществлять планирование самостоятельно, без опоры на алгоритм. На данном этапе у младших школьников формируется рациональное планирование учебной деятельности.

Таким образом, формирование умения планирования у младших школьников необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. При этом необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Формирование умения планировать свою деятельность у детей старшего дошкольного возраста на примере логогруппы

навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть фото навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть картинку навык планирования работы ученики приобретают. Картинка про навык планирования работы ученики приобретают. Фото навык планирования работы ученики приобретают Елена Претцер
Формирование умения планировать свою деятельность у детей старшего дошкольного возраста на примере логогруппы

Планирован ие — это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Понятно, что детям дошкольного возраста этим умением овладеть нелегко. Чем меньше дети, тем слабее их умение планировать деятельность. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так в подтверждение правила, дети приводят те же примеры, которые уже были приведены другими, и т. д. В некоторых случаях отсутствие умения планировать деятельностьприводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему, и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.

Планирование – это компонент деятельности, развитие которого также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий, а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Дети старшего дошкольного возраста способны к планированию, которое связано с речью (речь-планирование). В старшем дошкольном возрасте речь-планирование имеет место до решения детьми задач. Например, собираясь сделать поделку, дети обдумывают и выражают в слове то, что будут делать (для чего или кому будет предназначаться, определиться с сюжетом, материал и т. д., определяют очередность выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций. С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е. самоконтроль. Он способствует повышению качества планирования и всей деятельности в целом. Отличительной особенностью умения планировать свою деятельность детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

Работая в логогруппе часто видим, что дети дошкольного возраста испытывают трудности в ответе на вопросы, составлении рассказа, сказки, в последовательном выполнении задания. Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может быть план (план обобщённого действия). Одним из таких планов является алгоритм.

Сформировать умение планировать свою деятельность можно с помощью специально организованной образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов. В настоящее время это становится задачей не только педагогов дошкольной образовательной организации, но и родителей (законных представителей). Так, при выполнении какого-либо задания (деятельности) ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь «формулировать«, т. е. четко понимать цель своих действий, планировать их, находить средства и способы их осуществления, преодолевать трудности на пути достижения цели и оценивать полученные результаты. Для того чтобы научить ребенка «формулировать» (понимать) цель своих действий, необходимо перед выполнением задания (деятельности)задавать ему уточняющие вопросы: «Ты хочешь нарисовать город? Красками или карандашами?», «Ты хочешь полить цветы? У себя в комнате или во всей квартире?». Ответы ребенка при этом должны быть более точными. На этапе планирования деятельностивзрослый может побуждать ребенка следующими вопросами: «Расскажи, как ты будешь это делать?», «Что ты будешь делать сначала?», «Что ты будешь делать потом?». Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам проговорил последовательность своих действий, используя речевые формулы: «Сначала я. «, «Затем я. «, «Если., то. «.

На занятиях детям предлагаются готовые образцы планов, происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана. После составления планов проходит закрепление материала на практике Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа, самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия (разговора по телефону, приёма гостей, сюжетно-ролевой игры, движения от дома до детского сада и т. д).

После составления планов проходит закрепление материала на практике.В конце занятия педагог ставит задачи для размышления: Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему?

Работа по алгоритму делает познавательные усилия детей контролируемыми и управляемыми. Многократное применение алгоритма создаёт условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса, развивает логичность в суждениях. Использование алгоритма облегчает труд педагога и положительно влияет на результат, мотивирует детей на создание продукта.

Задачами в организации учебной работы с детьми являются:

1. Учить детей действовать по плану.

2. Учить детей способам действия: умению сравнивать, составлять рисуночные планы действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую;

3. Формировать умения детей прогнозировать последствия своей деятельности;

4. Учить учитывать время;

5. Воспитывать самостоятельность.

Итак, чему учим детей?

1. Учим планировать свои дела;

2. Каждое дело начинаем с плана;

3. Составляя план, думаем о конечном результате;

4. Составляем конкретные шаги плана;

5. Сравниваем и выделяем главное;

6. Осознаём нужность планирования;

7. Продумываем свои действия на шаг вперёд не только за себя, но и за оппонента;

8. Обобщаем имеющиеся знания;

9. Высказываем своё мнение;

10. Подбираем необходимые знания (сделаю сам? кого могу попросить);

11. Решаем проблему.

Результаты работы, проведённой с детьми по планированию, показывают, что ребята умеют правильно и уверенно составлять описательные рассказы об объекте, выделяют главное, умеют составлять план действия, если у них ярко выражена мотивация.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память, мышление, развитие внимания, речь и т. д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию.

навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть фото навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть картинку навык планирования работы ученики приобретают. Картинка про навык планирования работы ученики приобретают. Фото навык планирования работы ученики приобретают«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть фото навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть картинку навык планирования работы ученики приобретают. Картинка про навык планирования работы ученики приобретают. Фото навык планирования работы ученики приобретаютФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть фото навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть картинку навык планирования работы ученики приобретают. Картинка про навык планирования работы ученики приобретают. Фото навык планирования работы ученики приобретаютМетодическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть фото навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть картинку навык планирования работы ученики приобретают. Картинка про навык планирования работы ученики приобретают. Фото навык планирования работы ученики приобретаютОпыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть фото навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть картинку навык планирования работы ученики приобретают. Картинка про навык планирования работы ученики приобретают. Фото навык планирования работы ученики приобретаютПроект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект «Эта опасная дорога» Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Источник

Статья «Формирование умения планировать ход решения задачи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Я 26 лет работаю в школе учителем начальных классов. Каждый выпуск-это особенные дети. Все они разные, с разным восприятием мира. Некоторым легко дается литература и русский язык, кто- то больше склонен к точным наукам. Этот материал у меня возник не случайно. В моем классе многим детям математика давалась с трудом. Я много времени уделяла этим детям. Занимались после уроков, отрабатывали приемы на платформе УЧИ.ру, помогали родители, на уроках давала дополнительные задания на повторение. Результат, конечно же был, но не значительный. Мне удалось заинтересовать детей через умение решать задачи. За этот период я применила множество приемов в обучении решению задач. Мне важно, чтоб обучение в школе приносило радость.

Формирование умений планировать ход решения задачи.

учитель начальных классов

Винницкая Тамара Григорьевна

К общему умению решать задачи относятся:

— знания о задачах, структуре задач, процесс решения и этапы решения, методах, способах и примерах решения;

— умения выполнять каждый из этапов решения любым из методов и способов решения, используя любой из приемов, помогающий решению.

Обучение общему умению решать задачи – это формирование знаний о задачах, методах и способах решения, приемах, помогающих решению, о процессе решения задачи, этапах этого процесса, назначении и содержании каждого этапа; выработка умений расчленять задачи на составные части, использовать различные методы решения, адекватно применять приемы, помогающие понять задачу, составить план решения, выполнить его проверить решение; умения выполнять каждый из этих этапов.

Решить задачу (в узком смысле) – не только дать ответ на вопрос задачи (назвать результат), но и объяснить, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить после вычислений искомое число или результат, либо доказать, что решения не существует, либо обозначить отношение, о котором спрашивается в задаче.

Записать решение задачи (если речь идет о конкретных числах) –при помощи цифр и знаков действий показать, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное число, выполнить все эти действия и дать ответ на вопрос задачи.

С точки зрения данного подхода для решения задачи необходимо действовать по следующему плану:

а) раскрыть связи между данными и искомыми;

б) на основе этих связей выбрать действия для решения;

в) выполнить эти действия;

г) дать ответ на вопрос задачи.

Как видим, не проводится работа по проверке решения, последующая работа над задачей, однако, работа по чтению задачи, составлению плана решения подразумевается.

В данном случае используется следующая «Памятка по решению задачи»:

Для обучения детей последовательному процессу работы с задачей, приучению к логике действий, полезно использовать такую «Памятку по решению задачи» для учеников начальных классов:

1. Прочитай задачу, представь то, о чем говорится в задаче.

2. Объясни, что показывает каждое число и назови вопрос задачи.

Запиши задачу кратко, если необходимо, сделай чертеж или схему.

3. Подумай, какое число должно получиться в результате (например, больше или меньше, чем данные числа и т.д.)

4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом? Составь план решения задачи.

6. Проверь ответ и ответь на вопрос задачи.

7. Подумай, можно ли решить задачу другим способом?

Разумеется, можно варьировать последовательность вопросов в данной памятке в зависимости от конкретных условий.

Эта памятка подробно описывает процесс работы над любой задачей, учит детей алгоритму работы с любой задачей, в неё включены все этапы работы с задачей.

Работа по этой памятке помогает детям полнее осознать понятие «задача», учит выделять ее составные части задачи и выполнять решение.

Проиллюстрируем работу по конструктивной памятке на конкретной задаче.

«На столе 15 карандашей, а в коробке на 12 больше. Сколько карандашей всего?»

Записи на доске и в тетрадях детей появляются в процессе работы по конструктивной памятке.

Известно. На столе 15 карандашей, а в коробке на 12 больше.

На доске появляется запись:

Надо узнать: Сколько карандашей всего. (вместо вопроса ставится точка, т.к. эту запись в дальнейшем трансформируем в запись ответа).

Объясняю. Сначала узнаю сколько в коробке. Так как в коробке карандашей больше на 12, чем на столе, то буду выполнять сложение (в записи появляется знак «+»).

Решаю. К 15 карандашам прибавить 12 карандаша будет 27 карандашей (в записи появляется результат вычисления и наименование).

Объясняю. На столе 15, в коробке 27, чтобы узнать сколько всего, надо прибавить.

Решаю. К 15 прибавлю 27, будет 42 карандаша.

Ответ:42 карандаша всего.

Работа над задачей, организованная таким образом, позволяет ребенку использовать речевой образец, сначала вслух, а затем про себя. Чаще всего так работает учитель с задачами, когда хочет научить решать задачи определённых видов или структур.

Для того чтобы решить задачу, ученик должен уметь выполнять следующую последовательность переходов:

навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть фото навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть картинку навык планирования работы ученики приобретают. Картинка про навык планирования работы ученики приобретают. Фото навык планирования работы ученики приобретают

Отрабатывать памятку ежедневно и доводить до автоматизма на уровне внутреннего диалога наряду с использованием разнообразных приемов. Вот некоторые из них.

Использование краткой записи

Карлсон за один день съел 10 банок варенья, а за второй день съел на 3 банки меньше. Сколько всего банок варенья съел Карлсон за два дня вместе?

По условию составим запись и выработаем план решения.

2 день −? на 3 банки меньше, чем в 1 день > − за 2 дня вместе?

Анализируя эту схему, делаем вывод, что задача решается двумя действиями.

Сначала найдём ответ на вопрос:

1) Сколько банок варенья съел Карлсон за второй день?

На 3 банки меньше — это значит, отнять 3!

10−3=7( б .) — столько банок варенья съел Карлсон за второй день.

— Теперь знаем количество банок варенья, которое съел Карлсон за первый день и за второй день. Поэтому можно ответить на вопрос задачи.

2) Сколько всего банок варенья съел Карлсон за два дня вместе?

Вместе — это значит, сложить!

10+7=17 — столько банок варенья съел Карлсон за два дня вместе.

Ответ: за 2 дня Карлсон съел 17 банок варенья.

Можно решение этой задачи записать и одним примером: (10−3) +10=17.

Первым действием в скобках ответим на первый вопрос, а вторым действием ответим на вопрос задачи

Таблица схожа с краткой записью, то с ней вполне можно знакомить детей уже со 2-го класса, необходимы лишь навыки работы с линейкой. Этот вид модели похож на краткую запись, но данные расставляются не по строкам к опорным словам, а структурируются в таблицу. Наиболее удачно применение таблицы при решении задач на умножение и деление.

В пенале 4 ручки. Сколько ручек в трёх таких пеналах?

Рассуждай так: Для решения задачи нужно по два взять три раза. Значит, нужно 2 умножить на 3.

3. Использование схематического чертежа или рисунка.

б) На шахматной доске 20 фигур. Из них 13 чёрных, остальные – белые.
Сколько белых фигур на шахматной доске?»

Прочитав оба текста, учащиеся рассуждают так: «Первую задачу нельзя решить, т. к. не известно, сколько Тане надо полить грядок».
«Вторую задачу можно решить, т. к. есть все необходимые данные».

навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть фото навык планирования работы ученики приобретают. Смотреть картинку навык планирования работы ученики приобретают. Картинка про навык планирования работы ученики приобретают. Фото навык планирования работы ученики приобретают

4. Некоторые задачи можно решать, выполняя действия с предметами.

ОООО ОООО ОООО ОООО ОООО ОООО ОООО ОООО

Чтобы ответить на вопрос задачи, достаточно сосчитать, сколько кружков положено в верхнем ряду и сколько в нижнем ряду. Логический метод строится на основе логических рассуждений.

В отличии от чертежа, схема не предполагает ответа на вопрос задачи без выполнения действий над числами, что способствует формированию сознательного и прочного усвоения общего приема работы над задачей. Данная модель позволяет сформировать у ученика умение разъяснять, как он получил ответ на вопрос задачи. Но схематическая модель эффективна лишь в том случае, когда она понятна каждому ученику и выработаны умения переводить словесную модель на язык схемы.

Гибкий методический прием. Вопросы дают возможность с наименьшими затратами времени вести самую разнообразную работу по развитию школьников: учить находить различие и сходство в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства, использовать прежний опыт и знания и т.д.

Для решения этих задач вопросы учителя должны:

— быть краткими и точными;

— задаваться последовательно с постепенным возрастанием сложности;

— идти от общего к частному;

— быть достаточно емкими для целостного восприятия;

— развивать мышление ученика, заставлять его задумываться;

— повторяться до того, как дети дадут ответ;

— предлагаться в различных формулировках;

— требовать от ученика односложных ответов.

По краткой записи составьте и решите задачу:

— О ком говорится в задаче? (Лена, Юля)

— Как называется величина, которая измеряется в м? (длина)

-Что могли делать девочки? (бежать, шить, отрезать….)

Давайте рассмотрим урок технологии, что могут шить?

-Кто шил длинную юбку?

-Какой вопрос задачи?

Подставим числа. Составьте задачу.

( Девочки шили юбки. У Лены ушло 2 м ткани, Юля израсходовала в 2 раза больше, чем Лена. Сколько всего м ткани израсходовали девочки?)

Решение: 1) 2*2 =4 (м)-ушло у Лены

6.Задания по заранее составленным выражениям и равенствам

Данный метод представлен Царевой С.Е. Выполнение метода осуществляется по представленной схеме:

— Прочитайте задачу и рассмотрите равенства.

— Запишите пояснения к каждому равенству.

— Выпишите как можно больше последовательностей равенств, задающих решения задачи.

— Выпишите равенства, в которых оба компонента действия-данные в задаче числа.

— Выпишите такие решения, в которых применена зависимость…(дается конкретный вид).

— Сравните найденные решения и выделите решение…(дается конкретный вид).

Числовое равенство – это записанная на языке математики какая-либо информация. Пояснение к равенству – это информация, записанная на русском языке.

Выполнение названных заданий может быть организовано по-разному: в коллективной деятельности с выслушиванием всех мнений, обсуждением вариантов; в самостоятельной работе с последующим обсуждением или проверкой; в групповой или парной работе с представлением результатов всему классу.

Для того, чтобы достигнуть поставленных результатов, необходима последовательная и продуманная работа учителя по обучению логике работы с задачей, приучению детей к определённому порядку работы с арифметической задачей. Только в этом случае действие станет универсальным, привычным для детей. В результате изучения разнообразных приёмов обучения решению задач я остановилась на использовании памятки. Она подробно описывает процесс работы над любой задачей, учит детей алгоритму работу с любой задачей, в неё включены все этапы работы с задачей. Таким образом, она помогает учащимся овладеть универсальным учебным умением – решать задачи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *