навык произвольное действие доведенное в процессе обучения до автоматизма по типу условного рефлекса
Биология в лицее
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
Рефлекс (лат. reflexus — обращённый, повёрнутый назад, отражённый) — ответная реакция организма, вызываемая центральной нервной системой в ответ на раздражение рецепторов факторами внутренней или внешней среды.
Рефлексы различают по уровню участия в них ЦНС: на уровне спинного мозга возникают вегетативные и двигательные рефлексы, на уровне продолговатого мозга — защитные, с участием гипоталамуса — вегетативные, с участием коры больших полушарий — условные.
Безусловные рефлексы — врождённые, передающиеся по наследству, они присущи всем представителям данного вида. Примеры безусловных рефлексов: хватательный, мигательный, пищевой, сосательный.
Например, человеку свойствен коленный рефлекс — это безусловный рефлекс, относящийся к группе рефлексов растяжения. Коленный рефлекс возникает при непродолжительном растяжении четырёхглавой мышцы бедра, вызванном лёгким ударом по сухожилию этой мышцы под надколенником. При ударе сухожилие растягивается, действуя, в свою очередь, на мышцу-разгибатель, что вызывает непроизвольное разгибание голени.
Безусловный рефлекс — врождённая реакция организма на определённые воздействия внешнего мира, осуществляемая с помощью нервной системы и не требующая специальных условий для своего возникновения (мигание, сосание у новорождённых и др.).
Простые безусловные рефлексы обеспечивают элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела). Сложные безусловные рефлексы лежат в основе инстинктов.
Биологическая роль безусловных рефлексов — приспособление поведения человека к постоянным, привычным для него условиям среды. Термин «безусловный рефлекс» ввёл великий русский физиолог Иван Петрович Павлов.
Пищевой безусловный рефлекс — сложная рефлекторная реакция, направленная на поиск, захват, продвижение по пищеварительной системе и переработку пищи.
Защитные, или оборонительные, безусловные рефлексы — это самая большая группа безусловных рефлексов, направленная на сохранение жизни и здоровья организма. Например, отдергивание руки или ноги от любого болевого раздражителя — острый, горячий, холодный или другой неприятный предмет. Защитные безусловные рефлексы присущи животным и человеку.
При попадании в нос инородных частиц срабатывает чихательный рефлекс, не пропускающий в лёгкие потенциальный «загрязнитель».
Если в глаз попала соринка — срабатывает мигательный рефлекс: частое моргание, обильное выделение слёз. Они устраняют с поверхности глаза потенциальную опасность.
При резком громком звуке человек непроизвольно приседает, закрывает голову руками, съёживается.
При попадании в организм недоброкачественной пищи проявляется рвотный рефлекс, удаляющий опасный продукт.
Условные рефлексы формируются на базе безусловных при многократном сочетании условного и безусловного раздражителей. В коре больших полушарий возникают два очага возбуждения. При многократном сочетании между ними устанавливается связь — возникает условный рефлекс. Однако если эта связь долго не подкрепляется, происходит внутреннее торможение условного рефлекса, однако полностью рефлекс не исчезает ещё долго.
Условные рефлексы — индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях. Для их возникновения должна образоваться временная связь между условным раздражителем и подкрепляющим его безусловнорефлекторным актом.
Появление понятия «условный рефлекс» и его изучение связано в первую очередь с именем Ивана Петровича Павлова. Учёный описал возникновение научения у отдельных индивидов и показал, что условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Она лежит в основе многих привычек и навыков.
Однако если временная связь между очагами возбуждения долго не подкрепляется, происходит внутреннее торможение условного рефлекса, однако полностью рефлекс не исчезает еще долго.
Для выработки условных рефлексов необходимы условия:
Подкрепление — действие второго по порядку стимула, благодаря которому первый стимул приобретает способность вызывать ранее не свойственную ему реакцию (звонок — похвала, ободрение — пища). Отмена подкрепления ведет к торможению и угасанию условного рефлекса, хотя возникающая нервная связь между ассоциированными стимулами сохраняется неопределенно долго.
Условный стимул — стимул (пища), вызывающий реакцию, связанную с условным рефлексом.
Торможение — активный физиологический процесс в центральной нервной системе, приводящий к задержке возбуждения. Торможение направлено на ослабление или полное прекращение того или иного вида деятельности организма.
Торможение возникает в момент встречи двух возбуждений, одно из которых является тормозящим, а другое — тормозным.
Внешнее (безусловное) торможение — торможение условного рефлекса, возникающее под влиянием внешних раздражителей.
Внешнее торможение (безусловное, или физиологическое) — это подавление, ослабление условных и безусловных рефлексов, вызванное внешним посторонним раздражителем, например болью или неожиданным звуком. При внешнем торможении возникает ориентировочная реакция, в центральной нервной системе появляется новый очаг возбуждения, подавляющий возбуждение в центре первого рефлекса. К внешнему торможению относят также запредельное торможение, вызываемое чрезмерным увеличением силы условного раздражителя.
Запредельное торможение — форма внешнего торможения, возникающая преимущественно в клетках коры головного мозга при чрезмерном раздражении (увеличении его силы, длительности или частоты). Запредельное торможение развивается при углублении возбуждения нервных клеток, превышении предела их работоспособности. Биологически запредельное торможение играет роль охранительного торможения («предохранителя» нервной системы организма).
Внутреннее (условнорефлекторное) торможение — выработанная реакция торможения, устраняющая положительный условный рефлекс.
Навык — последовательность развертывания во времени и пространстве действий и операций:
Навык — привычная реакция на какое-нибудь раздражение, возникающее в результате многократного опыта. К числу навыков относятся ходьба, речь, трудовые движения.
Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе формирования навыка лежит образование динамического стереотипа.
Динамический стереотип — функциональный комплекс условных и безусловных рефлексов, образующийся под влиянием стереотипно повторяющихся воздействий и изменений внешней и внутренней среды организма. Обычно воспроизведение динамического стереотипа носит автоматический характер.
Различают двигательные, сенсорные и интеллектуальные навыки.
Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно воспроизводимые ранее.
Навык интеллектуальный — автоматизированные приёмы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.
Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
Для выработки навыка необходимы:
Сочетания этих факторов по-разному способствуют формированию навыка: быстрое усвоение в начале и замедление в конце, затруднённое на первом этапе и быстрое в конце обучения; но возможны и смешанные варианты.
Трудовой навык выработанный в процессе трудовой деятельности — это автоматизированный навык, при котором выбор параметров операций и контроль за их сменой осуществляются без включения в сферу мышления. Навыки в труде не продуцируют у работающего проблемные ситуации.
Навык: действие, доведенное до автоматизма
Навык отработан до автоматизма.
скачать видео
«Ричард Паскэйл, автор книги «Управление на краю», привел простой пример, демонстрирующий различие между знанием и навыком, во время одного нашего совместного семинара в Лондоне. Ричард спросил участников, могут ли они написать свое имя. Жаль, что вас там не было, и вы не видели выражения лиц присутствующих. Если бы мы могли читать мысли, мы бы услышали явственное бормотание: «И за это мы платили деньги?» Однако все сказали, что прекрасно умеют писать собственное имя. Затем Ричард предложил: «Хорошо, а теперь напишите свое имя, только левой рукой или правой, если вы левша…» Группа снова захихикала, но все старательно вывели свое имя на листе, не привыкшей к письму рукой. Ричард сказал: «Видите, сам по себе тот факт, что вы имеете знание о чем-то, не означает, что у вас есть навык в той же самой области. Вы все имеете знания, необходимые, чтобы написать ваше собственное имя. Но навыка написать его другой рукой у вас нет…» Ясно, что хорошая осведомленность, понимание или профессиональное отношением к предмету не гарантируют, что игрок сможет справиться с задачей с блеском. Даже то, что игрок уверен в достижимости определенных результатов, вовсе не гарантирует, что у него достаточно для этого мотивации! (Ну что, получилось испытать очередное Озарение?)» Джермэйн Порше, Джед Нидерер, Стать тренером для всех и во всем: как помочь людям преуспеть в бизнесе и в жизни, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г., с. 91-92.
Навыки бывают простыми и сложными.
Освоение навыка
Важно: не бросать на полпути. Большинство навыков вырабатываются где-то за 14 дней (при ежедневном повторении без пропусков). См.→
Обучение навыку
Навык формируется либо через дрессировку, либо через тренировку. В случае тренировки обучение навыку почти всегда предполагает три стадии:
Навык
Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.
Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного навыка подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна.
Содержание
Классификация
Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.
Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
Формирование навыков
Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.
На формирование навыка влияют:
Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.
Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Навык» в других словарях:
навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное… … Большая психологическая энциклопедия
навык — См. знание, опытность, привычка приобрести навык. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. навык знание, опытность, привычка; искусство, мастеровитость, мастерство, умение,… … Словарь синонимов
НАВЫК — НАВЫК, навыка, муж. 1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему нибудь, в чем нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.). || преим. мн. Практические уменья (пед.). Школа должна давать… … Толковый словарь Ушакова
НАВЫК — НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Навык — Habit of the work; Skill доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия. Навык вырабатывается упражнением или привычкой. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе навыков лежат условные рефлексы. Различают … Словарь бизнес-терминов
НАВЫК — НАВЫК, а, муж. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему н. Н. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
НАВЫК — доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных … Философская энциклопедия
НАВЫК — англ. habit; нем. Fertigkeit. Доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
НАВЫК — доведенное до автоматизма умение решать те или иные задачи (чаще всего двигательные) … Российская энциклопедия по охране труда
навык — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ability/yhabit … Справочник технического переводчика
В. А. Собина (нач кафедры физической подготовки и спорта Военного университета)
7.4. Развитие и совершенствование физических и специальных качеств
Во время проведения учебных занятий происходит формирование и совершенствование у студентов двигательных навыков, физических и специальных качеств.
Под двигательным навыком понимается произвольное действие, доведенное в процессе обучения до автоматизма (по типу условного рефлекса). При многократном повторении движений в головном мозге формируются прочные условно-рефлекторные связи – динамический стереотип. Движения автоматизируются и становятся координированными, выполняются легко и уверенно, потому что находятся под контролем ЦНС.
При формировании и совершенствовании двигательного навыка соблюдается определенная последовательность, происходит объединение отдельных элементов и движений в целостное действие, устранение излишних движений, ослабление роли зрительного контроля за движениями и повышение роли двигательного анализатора. Способность ощущать выполнение упражнений через вестибулярный аппарат, двигательный и другие анализаторы позволяет обучаемым определять свои ошибки, видеть и чувствовать то, что не замечают не владеющие данным навыком.
Двигательный навык формируется в течение определенного периода времени. У одних это происходит быстро, у других – медленнее, могут быть временные задержки. Это свидетельствует о неодинаковом уровне физического развития, подготовленности; об утомлении; неправильной методике обучения; плохой организации занятий. Навык считается выработанным, если обучаемый овладел техникой выполнения действий в целом. Однако этот навык может быть утрачен, если его систематически не совершенствовать.
Основными физическими качествами студентов являются сила, быстрота, выносливость, ловкость. Развитие и совершенствование этих качеств на занятиях по физической культуре имеет некоторые особенности, знание которых позволяет подбирать наиболее эффективные средства и методы их выработки.
Ведущая роль в развитии физических качеств принадлежит системе условно-рефлекторных связей, а также биохимическим, морфологическим изменениям, происходящим под влиянием тренировок в мышцах, внутренних органах и крови. Систематичность обучения, постепенность повышения нагрузок, рациональное чередование тренировки и отдыха обеспечивают прочность физических качеств, для выработки которых используются следующие методы: повторный, переменный, равномерный, контрольный, интервальный и соревновательный. Каждый из них применяется на определенном этапе обучения. Для развития и совершенствования конкретного физического качества используются специфические методы.
Сила – это способность человека выполнять работу, связанную с преодолением сопротивления или противодействием ему за счет мышечных усилий. Сила характеризуется степенью напряжения, которое развивает мышца при сокращении, и проявляется в статических усилиях и динамических движениях силового и скоростно-силового характера. Для развития силы применяются методы «больших и максимальных усилий» и «до отказа». Силу можно развивать с помощью специально подобранных упражнений с короткими интервалами отдыха между работой. Силовая нагрузка должна быть средней или большой (до 60% от максимальной).
Изометрический метод развития силы заключается в повторных проявлениях максимальных усилий при статических напряжениях. В сочетании с другими методами он способствует увеличению мышечной силы, но предъявляет значительные требования к нервной системе.
Большое значение для развития силы имеют величина применяемого отягощения, скорость выполнения упражнений, количество повторений и длительность перерывов между занятиями. Развивают и совершенствуют силу упражнения с отягощениями (грузом), поднятием тяжестей и упражнения по преодолению собственного веса и сопротивления. Так, сила мышц ног возрастает при ходьбе, беге, прыжках, беге на лыжах и коньках. Сила мышц рук и туловища хорошо развивается на занятиях по гимнастике и на тренажерах.
Быстрота – это способность человека выполнять движения и действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают быстроту двигательной реакции, быстроту отдельного движения, частоту движений. Быстрота проявляется при выполнении циклических и ациклических движений в минимальный отрезок времени. Как правило, она характеризуется несколькими показателями одновременно.
Хорошо развивают быстроту бег на короткие дистанции и спортивные игры. Основными методами выполнения упражнений в целях достижения быстроты являются повторные выполнения упражнений с предельной скоростью, с соблюдением оптимального времени для перерыва на отдых. В ходе занятий необходимо развивать у студентов «чувство быстроты». На это направлены задания по преодолению определенных расстояний в минимальные сроки.
Для выработки быстроты можно использовать различные грузы (отягощения) и выполнение упражнений в темпе и в ограниченное время. Систематические скоростные упражнения улучшают взаимодействие между нервными центрами, что проявляется в быстром чередовании процессов возбуждения и торможения. Это способствует улучшению работы сердца, других внутренних органов, биомеханических процессов в мышцах в условиях недостатка кислорода.
Выносливость – это способность человека продолжительное время поддерживать работоспособность на высоком уровне. Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость – это способность длительное время выполнять разнообразную динамическую работу (например, продолжительная ходьба, бег на длинные дистанции, плавание и передвижение на лыжах).
Ловкость – это способность человека выполнять целесообразные движения в сложных или внезапно меняющихся условиях. Ловкость – наиболее сложное физическое качество, которое требует координации и точности движений, быстрой реакции, умения быстро переключиться с одного вида деятельности на другие. Она обусловливается наличием выработанного в процессе продолжительной тренировки многообразия форм движений, развитых физических качеств и высокой пластичности нервных процессов.
Развитие и совершенствование ловкости обеспечивается постепенным усложнением применяемых упражнений и выполнением их в непривычных, постоянно изменяющихся условиях в сочетании с другими действиями. Особенно этому способствуют гимнастика, спортивные игры, прыжки в высоту и др.
Специальные качества вырабатываются в процессе выполнения различных упражнений, воздействующих на организм и обеспечивающих его устойчивость к определенным неблагоприятным факторам профессиональной деятельности.
Рис. 7.1. Основные связи и отношения главных компонентов развития и совершенствования у студентов физических и специальных качеств
Таким образом, физическое совершенствование – это процесс улучшения физического состояния студентов, а также формирование связанных с ним убеждений, потребностей, знаний и умений в ходе систематического выполнения упражнений и воздействия соответствующих благоприятных условий (рис. 7.1). В большой степени он зависит от деловых качеств педагога, от его знаний и опыта, добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей, умения методически грамотно проводить учебные занятия и тренировки по видам спорта, подводить итоги соревнований.
7.5. Содержание и организация учебных занятий по физической культуре
Учебные занятия по физической культуре, проводимые в вузе, различаются по содержанию и направленности и подразделяются на теоретические, практические, а также самостоятельную работу.
К теоретическому разделу относятся лекции, на которых отражаются следующие вопросы: значение физической культуры и спорта для развития и совершенствования физических, морально-волевых и психологических качеств обучаемых; особенности системы физкультурно-спортивного движения в стране; организация и проведение учебных занятий в вузе и др.
Практический раздел содержит: гимнастику, легкую атлетику, плавание, лыжную подготовку, спортивные и подвижные игры, комплексные занятия.
Легкая атлетика представляет собой бег на короткие, средние и длинные дистанции, челночный бег, прыжки с места и в длину. Основная направленность занятий – развитие у студентов быстроты, общей и скоростной выносливости.
Гимнастика включает упражнения на тренажерах и спортивных снарядах, вольные и другие упражнения, развивающие у студентов ловкость, координацию движений и пространственную ориентацию, силу, силовую выносливость и устойчивость к повышенным нагрузкам.
Плавание предусматривает разучивание и совершенствование способов брасс и кроль на груди (вольный стиль), отработку поворотов, стартов и привитие навыков оказания помощи товарищу на воде. Цель этого вида занятий – научить держаться на воде и плавать тех, кто этого не умеет.
Лыжная подготовка предусматривает разучивание и совершенствование лыжных ходов, подъемов, спусков, поворотов, других приемов и действий, а также подготовку к скоростному передвижению на лыжах. Основные задачи, решаемые в процессе занятий, – формирование и совершенствование у студентов навыков передвижения на лыжах и развитие выносливости.
Спортивные и подвижные игры – это баскетбол, волейбол, настольный теннис и др. Они вырабатывают у студентов ловкость, быстроту реакции и действий, скоростную выносливость.
Комплексные занятия включают разнообразные комбинации основных положений из гимнастики, легкой атлетики, плавания, спортивных игр (подвижных игр и эстафет). Основная задача – интенсификация тренировок, повышение интереса к выполнению физических упражнений и эмоциональности.
Самостоятельная работа проводится во внеучебное время и преследует цели: совершенствования изученных приемов и действий, подготовки к следующим занятиям, устранения недостатков, выявленных ранее.
Учебные занятия по физической культуре проводятся в составе учебной группы два раза в неделю согласно расписанию в целях обеспечения положительных изменений в организме обучаемых и направлены на совершенствование их двигательных способностей. Продолжительность занятий по всем разделам физической культуры 90 минут.
Планирование учебных занятий осуществляется с учетом следующих требований:
концентрированного прохождения учебной программы по разделам физической культуры;
равномерного распределения учебных занятий на протяжении недели.
Под концентрированным прохождением учебной программы понимается систематическое выполнение физических упражнений без больших перерывов между занятиями. Обеспечить это в течение учебного года по всем разделам невозможно. Поэтому на определенных этапах обучения на овладение учебным материалом, например, по гимнастике, а также легкой атлетике, отводится больше времени. Такая концентрация занятий создает благоприятные возможности для прочного освоения физических навыков. То есть на каждом отдельном этапе обучения на один или несколько разделов физической культуры отводится больше часов, что обеспечивает концентрированное прохождение программного материала. В этот период учебные занятия по другим разделам не планируются.
Если осуществляется аренда плавательного бассейна, то возникает необходимость планировать занятия в зависимости от срока аренды бассейна.
Учебные занятия проводятся с применением специального инвентаря и имущества на специально оборудованных местах: в спортивном зале, тренажерном зале, бассейне, местах для проведения занятий по лыжной подготовке, на стадионе и площадках.