навык просьбы у детей с рас
Статья «Формирование навыка просьбы у детей с расстройствами аутистического спектра»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование навыка просьбы у детей с расстройствами аутистического спектра
Для того чтобы речь ребенка развивалась, ему необходимо научиться обращаться с просьбами к окружающим — подходить к взрослому, требовать его внимания, пояснить доступным ему способом (с помощью жеста, карточки или слова), что ему необ ходимо, и получить желаемое. И именно в обучение этому навыку необходимо вкладывать усилия, так как благодаря навыку проявления инициативы и коммуникации ребенок захочет общаться и взаимодействовать с окружающими.
Следует помнить, что если ребенок не умеет просить, функция этого навыка обязательно перейдет на проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или самоагрессии.
В процессе занятий многие педагоги и родители предпочитают работать над словесной имитацией: повторением звуков, слогов и слов. Долгие часы занятий ориентированы на то, чтобы ребенок повторял «аааа», «оооо», «ииии», «мама». Чаще всего интенсивная работа над звукоподражанием быстро приводит аутичного ребенка к фрустрации, и он начинает избегать таких упражнений, плакать, кусаться или демонстрировать другое нежелательное поведение. В данном случае взрослые часто ошибочно воспринимают навык словесной имитации как первичный: «Если научится повторять, значит, заговорит». Но на практике это не так. Если навык повторения слогов и слов не развивается одновременно с навыком коммуникации, то, даже когда ребенок научился повторять «аааа», «оооо», «ииии», «мама», это не приводит к тому, что он начинает разговаривать, делиться впечатлениями или отвечать на вопросы. Таким образом, каждая программа по развитию речи должна включать работу над развитием навыка просьбы.
Опираясь на естественные потребности ребенка в еде, питье, и т.д., работу над формированием навыка просьбы лучше начать с лексических тем: «продукты питания», «фрукты», «овощи» и «игрушки» и формирования глагольного словаря (пить, есть, спать, играть и т.д.). В процессе занятий мы вырабатываем у ребенка понимание обращенной речи, пополняем пассивный словарный за- пас, тем самым развиваем навык просьбы. Метод формирования навыка просьбы заключается в том, чтобы постепенно подвести ребенка к выполнению желаемого действия, усиливая приближенные формы реакции. Например, если на начальном этапе ребенок не может произнести слово «Сок», а говорит только «К», то все равно получает сок, который он просил. На следующем этапе, когда учитель дал подсказку «Сок», и ребенок сказал «Со», то сразу же предоставляется сок. Теперь, если ребенок скажет «К», то сок не получит, а если улучшит реакцию и скажет «Со», то получит сок. Таким образом, более отдаленная форма реакции «К» угаснет, а приближенная форма реакции «Со» закрепится. А уже на следу ющем этапе, таким же образом, сформируется и полная реакция «Сок» вместо «Со».
Детям с РАС наиболее доступны схемы, и именно на них мы опираемся в коррекционной работе. Все задания предлагаются в наглядной форме. Объяснения должны быть простыми, повторяющимися по нескольку раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.
Предварительный этап обучения — научить использовать указательный жест для выражения своего желания.
I этап — логопед, показывая на соответствующую картинку, произносит: «Дай сок» или «Я хочу пить», закрывает последовательно каждую картинку фишкой.
II этап — включает использование сопряженной речи, ког да ребенка учат повторять вслед за логопедом короткую одно-, двусложную фразу.
III этап — после того как у ребенка закрепятся некоторые наименования или действия, следует приступать к работе с вопросами. Например, в ответ на вопрос «Что ты хочешь?» ребенок должен поставить фишку на соответствующее изображение, выразив при этом свое желание не только жестом, но и используя приобретенный навык просьбы.
IV этап — перенос навыка просьбы с картинок в бытовые усло вия.
Если не формировать и не тренировать навык обращения с просьбой, то ребенок не научится спонтанно использовать речь и общаться. Необходимо выстраивать обучающий процесс последовательно и эффективно.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Обучение детей с РАС просьбам
Поэтому первый вид коммуникации, которому нужно обучать ребенка — это просьбы.
Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с РАС просьбам»
Если вы собираетесь обучать вашего ребенка общаться с помощью устной речи, то можно использовать сочетание стимул-стимул — простую процедуру, которая позволяет увеличить количество речевых звуков, издаваемых ребенком.
Эта процедура использует особенность обучения, которая сводится к тому, что если некий нейтральный стимул постоянно появляется перед желательным стимулом, то он приобретает качества желательного стимула. Это значит, что если постоянно повторять отдельные речевые звуки перед тем, как ребенок получает любимый предмет или развлечение, то данный звук речи станет для ребенка желанным сам по себе.
Например, если ваш ребенок любит мишек Барни, то вы можете говорить «Ба» и тут же давать ему любимую игрушку мишки или включать мультфильм про мишку на несколько секунд. После этого уберите предмет или выключите мультфильм. Когда вам покажется, что ребенок снова его хочет, повторите такую же процедуру. После того как вы проделаете это множество раз, вы можете заметить, что ребенок начал чаще произносить вслух «Ба», поскольку этот слог приобрел для него определенную ценность. Теперь, когда вы знаете, что ребенок может свободно говорить «Ба», вы можете обучать его вокальным просьбам.
Если в то время, когда ваш ребенок ожидает любимый предмет или занятие, ваш ребенок случайно произносит звук «Ба», то немедленно дайте ему предмет или обеспечьте любимое занятие, одновременно произнося его название целиком: «Барни!» Теперь вы работаете над тем, чтобы научить ребенка вокальным просьбам.
Когда ваш ребенок начнет последовательно просить предмет или занятие с помощью звука, вы можете попробовать приблизить его к полному слову (например, «Ба-и» вместо «Ба»). На данном этапе вы можете сказать «Ба-и», затем сделать паузу и посмотреть, повторит ли ребенок просьбу. Дайте предмет или занятие сразу же после того, как ребенок произнесет более близкие к слову звуки. Как только ваш ребенок начет регулярно говорить новое сочетание звуков, переходите к еще более близким словам (например, «Ба-ни», затем «Барни»). Теперь вы учите ребенка просить то, что он хочет, а также подражать вашей речи.
Полезные советы
— Можно усилить процедуру сочетания стимул-стимул, произнося другой звук в то время, когда у ребенка нет желательного предмета или занятия, и после звука доступ к ним не предоставляется. Если вы говорите «Ба», а затем показываете десять секунд мультфильма, то в другое время вы говорите «зо» или любой другой звук и ничего после этого не делаете. Затем вы снова говорите «Ба» и предоставляете Барни. Такой контраст может усилить связь между вашим желательным звуком и желанным предметом или занятием ребенка.
— Помните, что многим детям понадобится длительное время, чтобы научиться произносить некоторые звуки. Произношение ребенка должно быть достаточно точным, чтобы вы и другие члены семьи могли отличать одну просьбу от другой, например, понимать, чем «Ба-и» отличается от «Бабы».
Хотя сочетание стимул-стимул — это простая и эффективная процедура, позволяющая увеличить количество звуков, которые произносит ребенок, формирование вокальных просьб и другой функциональной речи может потребовать специального анализа и процедур, разработанных специалистом в области поведенческого анализа.
Если ваш ребенок повторяет за вами то, что вы говорите, но не обращается к вам с независимой просьбой, чтобы получить желаемое, то вы можете использовать простую процедуру, чтобы сделать вокализации вашего ребенка более функциональными.
Самая важная функция коммуникации для вашего ребенка — это «манд» или способность попросить какие-то предметы или занятия. Поэтому первый вид коммуникации, которому нужно обучать ребенка — это просьбы. Если у вашего ребенка уже есть эхолалия (вы говорите «кот», и ваш ребенок повторяет за вами «кот»), то вам нужно использовать процедуру перехода «от эхо к просьбе». Процедура сводится к тому, что вы превращаете эхолаличные ответы ребенка в функциональные просьбы.
1. Начинайте обучение, когда желательный предмет находится в зоне видимости ребенка (например, любимый напиток ребенка стоит на столе).
2. Убедитесь, что ваш ребенок ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочет предмет или занятие. Для этого:
— Положите предмет рядом с ребенком и посмотрите, попытается ли он взять его.
— Наблюдайте, тянется ли ребенок и делает ли какие-то жесты в сторону предмета.
3. Используйте подсказку эхо — обозначьте предмет или занятие конкретным словом (вы можете сказать «сок», одновременно взяв в руки стакан сока).
— Если ребенок повторяет слово за вами (вокально имитирует), то дайте ему предмет или занятие, еще раз повторив его название.
4. Как можно раньше начинайте уменьшать подсказки эхо:
— После использования подсказки эхо несколько раз, попробуйте только частичную подсказку. Скажите только начало слова (держа стакан сока, скажите «с» вместо «сок»).
— Если ребенок произносит полное название предмета, то повторите слово целиком и немедленно дайте ребенку желаемое.
— Если ребенок не произносит название предмета после частичной подсказки, подскажите полное название и используйте процедуру коррекции ошибок, описанную ниже.
— После нескольких успешных просьб с частичной подсказкой (по описанной выше процедуре) попробуйте подождать 3 секунды и понять, скажет ли ребенок название самостоятельно.
— Если ребенок повторяет название самостоятельно во время трехсекундной паузы, повторите название предмета и тут же предоставьте его ребенку. Если ребенок говорит название предмета без подсказки, то увеличьте объем/продолжительность предмета или занятия.
— Если ваш ребенок не произносит название предмета во время ожидания в течение 3 секунд, то скажите начало слова. Если это не работает, то произнесите все слово.
5. Процедура исправления ошибок (если ребенок не говорит слово или говорит что-то не то):
— Никогда не давайте поощряющий предмет или занятие после того, как ребенок ошибочно сказал название другого предмета или занятия, даже если ребенок поправил сам себя.
— Подождите 3 секунды, потом скажите правильное название поощряющего предмета или занятия, и как только ребенок повторит это название, предоставьте ему предмет/занятие, одновременно повторяя название.
Полезные советы
— Всегда учите названию конкретного предмета или занятия (учите словам «вода», «сок» и «молоко», а не «пить»).
— НЕ учите словам «да», «нет», «еще», «помоги» или другим более общим просьбам до тех пор, пока ваш ребенок не освоит 200-300 различных конкретных просьб.
Как научить ребенка с расстройством аутистического спектра сотрудничать?
Карпова Виктория
Как научить ребенка с расстройством аутистического спектра сотрудничать?
Инструкции для обучения:
Держи руки спокойно;
(другие инструкции по необходимости).
Мы будем учить ребёнка успешно выполнять инструкции с помощью постепенного возрастания уровня требований. Сначала ребенка просят выполнять только самые простые и приятные для него задания. Например, педагог может попросить съесть что-то вкусное, поиграть с любимой игрушкой и т. д. Такие инструкции, скорее всего, будут послушно выполнены ребенком. Это даст возможность подкрепить следование инструкциям. Постепенно инструкции становятся чуть менее привлекательными для ребёнка, однако сильное подкрепление сохраняется.
1. Для начала определите инструкции, которые обычно даются дома, и выполняются ребенком. Выстройте иерархию инструкций, начиная с самой максимальной (например, «Съешь печенье») до самой минимальной вероятности послушания (например, «Верни брату его игрушку»).
2. Далее попросите выполнить такие инструкции, которые с наибольшей вероятностью будут выполнены. За послушное выполнение этих инструкции дайте подкрепление (поощрение). Если ребенок демонстрирует послушание в течение трёх последовательных сессий, переходим к следующему этапу.
3. Педагог дает инструкции с высокой вероятностью выполнения отработанные ранее, добавляя несколько новых инструкций, выполнение которых менее вероятно. За послушное выполнение инструкций даётся подкрепление. Когда ребенок в течение трёх последовательных сессий послушно выполнит более сложные просьбы, переходите к следующему этапу.
4. Постепенно от ребенка требуется выполнение менее предпочитаемых инструкций, а приятные задания даются реже.
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра Аннотация. Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация,.
Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Когда настает пора отдать ребенка в детский сад, умение малыша одеваться самостоятельно является одним из непременных условий приема ребенка.
Как научить ребенка рисовать? Как научить ребенка рисовать? Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться.
Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Рассказова Елена Александровна, учитель-дефектолог.
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени.
Памятка для родителей «Как научить ребенка не перебивать взрослых. Как помочь ребенку» Памятка для родителей. «Как научить ребенка не перебивать взрослых». 1. Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет.
Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра на базе дошкольного коррекционного учреждения В ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ» есть 4 группы детей с РАС и синдромом Дауна (одна из групп кратковременного пребывания).
Социализация детей с расстройством аутистического спектра В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм.
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.
Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Авторы: Гайдарова Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог Харабарова.
Навык просьбы у детей с рас
Автор работы: Свиридова Оксана Николаевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93», г. Воронеж
Основным дефицитом при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра [1]. И поведенческий подход предполагает формирование адаптивных коммуникативных паттернов у детей с расстройствами аутистического спектра при помощи создания внешних поддерживающих условий поведения, через специально организованное материальное и социальное окружение [2]. А обучение реакции манд (просьба) имеет крайне важное значение в формировании коммуникативных навыков в работе с людьми, у которых данный репертуар ограничен либо отсутствует. За счет обучения можно сформировать важные коммуникативные реакции, которые:
1. Увеличивают вероятность получения доступа к конкретным объектам, необходимым видам деятельности, действиям, информации и т. д., в случае, когда доступ к этим стимулам контролируется либо может быть предоставлен другим человеком.
2. Способствуют формированию коммуникации (диалога) устанавливая и разделяя важные его компоненты: роль говорящего и слушателя.
3. Зачастую способствую снижению негативного поведения, увеличению коммуникативных инициатив и увеличению спонтанных коммуникативных реакций [3].
Исходя из вышесказанного, тренинг манд (просьба) крайне необходим и имеет клиническую значимость. Поэтому я решила повторить исследование, описанное в статье Albert, K. M., Carbone, V. J., Murray, D. D., Hagerty, M., & Sweeney-Kerwin, E. J. (2012). В которой авторы решили продолжить изучение данной сферы, базируясь на работе Холла и Сандберга (Hall and Sundberg 1987), посвященной обучению детей с аутизмом просьбе об отсутствующем в поле его зрения предмете, во время выполнения поведенческой цепочки.
В оригинальном исследовании было выбрано три цели:
1. Воспроизведение исследования Холла и Сандберга (Hall and Sundberg 1987), с некоторыми незначительными изменениями в процедуре, с детьми с аутизмом. Обучение детей с аутизмом просьбе о предмете, находящегося вне поле его зрения, посредством прерывания выполнения поведенческой цепочки.
2. Второй целью было расширение поведенчески-аналитических исследований по обучению манд-реакциям детей с аутизмом с использованием прерванных поведенческих цепочек, для обуславливания ранее нейтральных предметов, как мотивационных, и формированию просьбы относительно этих предметов, когда они находятся вне поля зрения.
3. Заключительной задачей была проверка ранее необученных такт – реакций, полученных после тренинга просьб, проведённая с помощью прерывания.
В своей работе я решила воспроизвести первую цель и продемонстрировать, как именно работает метод прерванной цепочки по расширению репертуара просьб у ребенка с РАС.
Цель исследования: расширение репертуара просьб у ребенка 7 лет с РАС посредством метода прерванной цепочки.
Участник исследования: Ксюша, девочка 7 лет, диагноз: РАС. Ребенок посещает детский сад, группу компенсирующей направленности, обучается по индивидуальной образовательной программе, включающей в себя методы DTT, обучение в естественной среде, с добавлением игровой деятельности. Обладает широким репертуаром навыков наименования и быстро обучается. Использует вокальную просьбу для широкого спектра подкреплений (например, предметов, действий, деятельности), используя либо односложные конструкции, либо фразы из 2-ух слов. Посещает детский сад 5 раз в неделю по 8 часов.
Условия, в которых применялось вмешательство: группа детского сада, режимные моменты и организованная деятельность; в течение всего времени пребывания участника исследования в детском саду; особых условий во время проведения эксперимента не создавалось, обучение велось в естественной среде.
Описание зависимой переменной (какое поведение наблюдали): зависимой переменной была реакция–манд, произнесённая участником.
1. Спонтанная реакция манд об отсутствующем предмете, была определена как воспроизведённая участником целевая вокальная просьба (фраза из двух слов: «Дай …»), в отсутствие эхо – подсказки в течение 10-ти секундной задержки во времени о соответствующем невербальном стимуле (предмете), и была зафиксирована как С.
2. Реакция манд об отсутствующем предмете с подсказкой, была определена как воспроизведённая участником целевая вокальная просьба, вследствие подсказки педагога по истечении 10 сек (т.е. эхо – модели). Такие реакции фиксировались, как П.
Подготовительный этап (базовый уровень). На подготовительном этапе – были выбраны последовательные цепочки действий исходя из предпочитаемой деятельности: игра на музыкальных инструментах в ходе песенного сопровождения, накрывать на стол к завтраку и обеду, мытье рук. Во время реализации этого этапа, – были проведены пробы такт–реакций для каждого стимула, который был выбран для формирования просьбы. Данные пробы осуществлялись одним и тем же инструктором, который проводил все основные этапы исследования. Была проведена одна сессия с одной пробой на целевой предмет. Процедура выглядела так: участнику демонстрировалась карточка с изображением предмета и задавался вопрос: «Что это?», предоставлялся 5-секундный интервал для возникновения спонтанной реакции, далее фиксировалась полученная реакция участника. Никаких запланированных последствий в данной процедуре не было предусмотрено (коррекция ошибки, предоставление поощрения).
Основной этап. Следующим этапом было удаление одного из ключевых стимулов каждой цепочки (бубна для цепочки «играем на музыкальных инструментах», ложек для цепочки «накрывать на стол», полотенца для цепочки «мыть руки»). Процедура выглядела так: – предоставлялась инструкция, например: «Накрыть на стол» и возможность совершить цепочку для получения естественного подкрепления т. е. возможности сесть и съесть обед/завтрак. Процедуру всегда проводил один инструктор. В течение дня делалось 10 проб:
Во время тренинга манд-реакции – процедура была идентична той, которая была описана для базового уровня до того момента, пока цепочка не прерывалась. Теперь, если реакция участника не совпадала с целевой, в конце 10-тисекундного интервала предоставлялась эхо–подсказка. Если целевая реакция появлялась, после подсказки, в среду возвращался недостающий предмет, и участник мог продолжить выполнять цепочку действий и получить подкрепление.
Описание дизайна, с помощью которого проводилась оценка эффективности вмешательства: реверсивный дизайн.
Данные фона (5 дней) собирался в ходе наблюдений за ребенком в течение дня. Инструктор моделировал ситуации с отсутствующим предметом и ожидал реакции ребенка в течение 5 секунд, но не предоставлял никаких подсказок. Фиксировал наличие просьбы.
Вмешательство (5 дней): данные собирались за все цепочки, считалось количество самостоятельных правильных реакций, и делались отметки на графике. В графике на оси ординат отмечается количество самостоятельных просьб, а на оси абсцисс дата.
Отмена вмешательства (5 дней): моделировались те же цепочки, но без предоставления подсказок.
В ходе исследования результаты участника были достаточно устойчивыми, как показано на графике.
В течение базового периода реакции стабильно держались в среднем 3,4 за период пребывания в детском саду, при предоставляемых 10 возможностях в день.
Спонтанная реакция манд стабилизировалась в течение 9-10 тренировочных сессий и сохранялась в период отмены вмешательства, на графике видно, что наблюдается поддержание усвоенного навыка (7,2 реакций при 10 возможностях).
полученные данные свидетельствуют о том, что метод прерванной цепочки, совместно с подсказками и исчезновением необходимых предметов, может быть использован для обучения спонтанному навыку просьбы об отсутствующих в поле зрения предметах. Далее рекомендуется провести процедуру в домашних условиях и с другим специалистом.
Вопрос-ответ. Как обучить ребенка с аутизмом обращаться с просьбой с помощью жеста?
Рекомендации по обучению детей с аутизмом жестам в качестве альтернативы и предшественников устной речи
Если принято решение, что ребенок будет использовать язык жестов в качестве коммуникации, то очень важно, чтобы все, кто работают с этим ребенком, следовали одним и тем же алгоритмам обучения его жестам. Соответствующие подсказки и их исчезновение помогут ему научиться успешно использовать новые жесты и позволят использовать эти жесты в связке с поощрением.
Общая информация
Чаще всего оказывается полезным в качестве первых просьб использовать предметы, которые уже разделены или которые можно легко разделить на маленькие порции или части, что позволяет много раз тренировать новые жесты. Кроме того, это позволяет дать ребенку больше желаемого, если он стал более самостоятельным в использовании навыка просьбы (дифференциальное поощрение).
Если то, что просит ребенок, нельзя разделить на маленькие части, важно научить ребенка отдавать обратно поощрение, чтобы у вас было больше возможностей для практики. Для этого сначала научите ребенка отдавать «нейтральную» вещь. Это может быть что-то, что он держит в руках, но с чем не играет или к чему не проявляет интереса. Если ребенок не отдаёт вам вещь, заберите ее и тут же отдайте обратно. Если он начинает кричать, плакать или проявлять другое негативное поведение, когда вы забираете вещь, просто отвернитесь, игнорируйте или покажите, что он не получит поощрения в таких условиях (считайте вслух, напоминайте ему, чтобы он успокоился и т.п.), пока ребенок не перестанет себя так вести. Когда ребенок успокоился, подскажите ему жест и отдайте ребенку вещь обратно. Продолжайте так делать, пока он не станет отдавать вам вещь по просьбе. Как только он отдаст вам желанный предмет по вашей просьбе, поощрите его особым образом и позвольте дольше оставлять предмет у себя.
Повторяйте этот блок в течение занятия, постепенно добавляя другие задания между моментом, когда ребенок дает вам вещь, и моментом, когда он просит ее обратно.
Для некоторых предметов, которые будет хотеть ребенок, нет стандартных жестов. В таком случае, жест можно выдумать. Следите, чтобы все, кто работает и общается с ребенком, знали жест, который он использует для этой вещи, чтобы его использование постоянно поощрялось. Жесты также можно выдумывать и изменять, если ребенок не обладает достаточными навыками мелкой моторики, необходимыми для стандартного жеста. Когда вы выдумываете жесты, старайтесь использовать знаки, изображающие или похожие на то, что просит ребенок.
Прежде чем обучать ребенка просить что-либо с помощью жеста, важно гарантировать, что ребенок действительно хочет этот предмет в данный момент (для этого можно предварительно лишить ребенка доступа к этому предмету). Для этого нужно наблюдать, смотрит ли ребенок на вещь, пытается ли до тянуться до неё или тянет ли вашу руку к вещи, чтобы вы достали ее. Также можно добиться интереса ребенка, предложив ему кусочек или играя с этой вещью вместе с ребенком некоторое время.
Мы должны всегда проговаривать вслух название предмета в паре как с жестом, так и с самой вещью. Название вещи нужно сказать: 1) когда вы подсказываете ребенку жест, 2) когда ребенок показывает жест, 3) когда ребенок получает вещь.
Если ребенок подходит к кому-нибудь и показывает сразу много жестов, важно, чтобы эти цепочки жестов не поощрялись. Другими словами, ребенок не должен ничего получить. Он получает желаемое, только когда показывает один жест. Чтобы у него это получалось, нужно использовать подсказки, а затем убирать их. Например, если ребенок подходит и показывает три последовательных жеста, ничего ему не давайте. Если вы знаете, чего он хочет, подскажите жест, затем спросите «Что ты хочешь?», чтобы получить самостоятельный жест в ответ, прежде чем дать желаемое ребенку. Если вы не знаете, чего хочет ребенок, положите в поле зрения его любимые вещи. Когда он потянется к одной из них, подскажите жест, а затем спросите «Что ты хочешь?», чтобы получить жест без подсказки.
Если ребенок не может подражать движениям мелкой моторики
1. Используйте подсказку «рука на руке». Своей рукой помогите ребенку показать жест.
2. Назовите предмет, пока вы управляете рукой ребенка.
3. Повторите название предмета, когда вы отдаете ребенку этот предмет.
4. Предоставьте ребенку много возможностей попросить предмет.
5. Уберите подсказку «рука на руке», как только почувствуете, что ребенок сам двигает рукой. Чаще всего полезно переставать сначала подсказывать на последнем этапе жеста или едва касаться, когда ребенок начинает показывать жест самостоятельно.
6. В качестве одного из блоков программы обучения ребенка научите его подражать и другим движениям, чтобы затем при обучении новым жестам использовать менее явные подсказки для повторения движений.
Если ребенок может подражать движениям мелкой моторики только в ответ на определенную инструкцию
Если ребенок может подражать движениям мелкой моторики только в ответ на «Сделай так», а не тогда, когда инструктор называет предмет и показывает жест:
1. Скажите «Сделай так» и покажите жест.
2. Назовите предмет и покажите жест снова. Ребенок должен повторить его, так как он только показывал точно такое же движение.
3. Назовите предмет, когда вы даете его ребенку.
4. Постепенно добавляйте новые задания между блоком «Сделай так» и самостоятельным блоком с названием предмета, пока ребенок не станет повторять жест, когда вы говорите название предмета и показываете жест (перенос такого же поведения в новые условия).
Если ребенок может повторять жест, когда инструктор называет предмет
Если ребенок может повторять жест, когда инструктор называет и показывает жест:
1. Назовите предмет, пока вы показываете жест.
2. Ребенок показывает жест. Назовите предмет, пока он показывает жест.
3. Повторите тот же блок без подсказки. Спросите «Что ты хочешь?»
4. Ребенок отвечает жестом. Назовите предмет в то время, как ребенок показывает жест.
5. Скажите название предмета, когда вы даете его ребенку.
6. Постепенно добавляйте новые задания между блоком с подсказкой, когда вы сначала называете предмет сами и новым ответом на «Что ты хочешь?», пока ребенок не станет отвечать без показа.
Если ребенок может показать жест, чтобы попросить предмет, только после вопроса «Что ты хочешь?»
Если ребенок просит предмет с помощью жеста только после вопроса «Что ты хочешь?» (Когда мы хотим, чтобы ребенок научился отвечать на этот вопрос, мы не хотим, чтобы он просил что-то, только после того как его спросят, чего он хочет. «Чистая просьба (манд-реакция)» основана только на желании ребенка или на предшествующем исключении доступа ребенка к желаемой вещи):
1. Спросите «Что ты хочешь?»
2. Ребенок показывает жестом название предмета. Скажите название предмета, пока ребенок показывает.
3. Дайте ребенку кусочек того, что он хочет, и затем выжидающе посмотрите на него.
4. Если ребенок повторяет жест, дайте ему больше.
5. Если ребенок не повторяет жест, дайте ему частичную подсказку, переводя руку в позицию, в которой показывается жест. Когда ребенок показывает жест, назовите предмет и дайте его ему. Постепенно убирайте эту подсказку.
Если ребенок может попросить предмет с помощью жеста, только если видит желаемый предмет
Если ребенок просит с помощью жестов только предметы, которые находятся в поле его зрения (мы хотим, чтобы ребенок мог просить и те предметы, которые он не видит):
1. Ребенок показывает жестом предмет.
2. Назовите предмет, пока ребенок показывает жест, и повторите название, когда даёте ребенку кусочек того, что он хочет.
3. Уберите предмет из поля зрения и подождите, пока ребенок повторит жест.
4. Постепенно убирайте предмет в другое место. Пусть ребенок видит, как вы убираете предмет. Дайте ребенку большее количество желаемого, когда он просит предмет, находящийся вне поля зрения.
Если ребенок может просить с помощью жестов предметы, которые он видит и не видит, но он не привлекает к себе внимание, прежде чем показывать жест (если ребенок показывает жест, и его никто не видит, он может перестать его показывать, так как его жест больше не получает поощрения (это называется «угасание»). Мы хотим, чтобы ребенок научился привлекать внимание другого человека, прежде чем показывать жест):
1. Привлеките двух инструкторов. Пусть первый их них держит желаемый предмет, но отвернется от ребенка.
2. Второй инструктор подсказывает ребенку, чтобы тот коснулся руки первого. Как только он делает это, первый инструктор поворачивается и спрашивает: «Что ты хочешь?» (или смотрит на него выжидающе, или подбадривает его вопросительным «да?», если ребенку не нужно услышать вопрос, чтобы попросить предмет).
3. Ребенок жестом просит предмет. Первый инструктор называет предмет, передавая его ребенку.
4. Уберите подсказку второго инструктора, когда ребенок сможет коснуться первого инструктора самостоятельно.
В процессе обучения обязательно давайте ребенку подсказки, если он не реагирует в течение 2-3 секунд, и не забывайте постепенно убирать подсказки. Благодаря этому ребенок будет успешен и не будет расстраиваться. Важно помнить, что, если не поощрять новое коммуникативное поведение ребенка (жест), он может вернуться к другому поведению, которое позволяло ему добиваться желаемого в прошлом (крик, драка, истерика).
Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».