навык самостоятельной работы это

Виды и формы самостоятельной работы студентов в вузе

навык самостоятельной работы это. Смотреть фото навык самостоятельной работы это. Смотреть картинку навык самостоятельной работы это. Картинка про навык самостоятельной работы это. Фото навык самостоятельной работы это

Обучение в университете отличается от школьного в первую очередь тем, что в вузах придется учиться преимущественно самостоятельно.

Если вы следите за нашими публикациями на нашем телеграм-канале, то уже наверняка встречались с подробным описанием некоторых видов самостоятельных работ. А сегодня мы рассмотрим в целом, что же это за тип работ и какая классификация видов самостоятельной работы студентов.

Что такое самостоятельная работа

Под самостоятельной работой подразумевают целый комплекс видов деятельности студентов под руководством или без него во внеучебное время.

Самостоятельная работа — специфический вид учебы по заданиям преподавателя, для выполнения которых необходимо использовать активную мыслительную, поисково-исследовательскую и аналитическую деятельность.

Самостоятельная работа как форма учебной деятельности состоит из следующих этапов:

Преподаватель при этом может контролировать и руководить ходом выполнения самостоятельной работы следующими видами деятельности:

Самостоятельная работа студентов может иметь несколько этапов:

Средства обучения для самостоятельной работы

Студентам в помощь при самостоятельной работе служат следующие средства обучения:

Виды и формы самостоятельной работы

Виды самостоятельных работ можно разделять по разным критериям: по дидактической цели, характеру учебной деятельности, содержанию, степени самостоятельности, элементу творчества и т.д.

По дидактической цели принято разделять самостоятельную работу на 5 групп:

Основные виды самостоятельных работ учащихся

Домашняя работа

Уже давно известно, что эффективным может быть лишь такое обучение, когда все знания и навыки, полученные в стенах университета, подкрепляются грамотной и систематической домашней работой учащихся. Домашняя работа помогает сформировать прилежание и самостоятельность.

Содержание домашнего задания:

Чаще всего домашние задания носят общий характер. Если его задают индивидуально, это делается с целью устранить пробелы в знаниях учащегося по отдельной теме.

Важно правильно дозировать объем и сложность этого вида самостоятельной работы. Иначе можно допустить перегрузку учащегося.

Работа с книгой

Данный вид самостоятельных работ считается основным, но на практике именно с ним у учащихся больше всего проблем.

Школьники и студенты не всегда знают, как использовать библиотечный каталог, подобрать подходящую литературу, пропускают важную для понимания всего содержания информацию, которая содержится в оглавлении, аннотации и введении.

В идеале во время чтения нужно фиксировать важную информацию, чтобы она сохранилась на длительный период. Это можно делать следующими способами:

Составление сложного или простого плана

При написании простого плана достаточно в 3-4 предложениях описать смысл содержания книги в логической последовательности. Это помогает на долгое время сохранить в памяти большой объем книжного текста и в последующем воспроизвести его. План используют и для составления других видов фиксации текста – конспектов, тезисов.

Планирование – важная часть самоконтроля. Качественный план станет свидетельством умения анализировать текст, усваивать его содержание.

Встречаются следующие типы планов:

Для составления плана рекомендуют использовать следующую последовательность действий:

Помните: работа над планом – это не сама цель, а лишь инструмент углубленного изучения содержания текста.

Ведение конспекта

Конспектом называют сжатую запись устной информации. Это вид творческой самостоятельной работы, в котором отображают основные моменты текста в кратком виде.

В зависимости от детализации конспекты бывают краткими и подробными.

Но для хорошего результата нужно знать правила и методы ведения конспекта.

Создание реферата

Рефератом называют краткое изложение основной информации первоисточника на базе ее смысловой обработки. В нем часто встречаются выжимки из текста и цитаты.

В зависимости от цели написания рефераты могут быть:

Большей популярностью у учащихся разных учебных заведений пользуются именно учебные рефераты. Пишут их по следующему алгоритму:

Для качественной работы не забудьте изучить грамотное оформление и подробную структуру реферата.

Нетрадиционные виды самостоятельной работы студентов

Современному человеку не подходит для учебы то, что применяли в прошлом веке. Ученые выявили некоторые новые способы качественного усвоения информации.

Таблица «З-Х-У»

навык самостоятельной работы это. Смотреть фото навык самостоятельной работы это. Смотреть картинку навык самостоятельной работы это. Картинка про навык самостоятельной работы это. Фото навык самостоятельной работы это

Данный графический прием поможет собрать информацию в одном месте, расширить и систематизировать знания по проблематике.

Ее можно применять как для самостоятельного одиночного обучения, так и для работы в группах.

Прием «Инсерт»

Эти значки можно проставлять на полях во время конспектирования, а затем составить полноценную табличку, в которой значки будут заглавиями граф.

Прием позволяет сделать процесс обучения зримым, обеспечивая более вдумчивое и внимательнее изучение материала.

навык самостоятельной работы это. Смотреть фото навык самостоятельной работы это. Смотреть картинку навык самостоятельной работы это. Картинка про навык самостоятельной работы это. Фото навык самостоятельной работы это

Прием «Верные и неверные утверждения»

Его хорошо использовать накануне экзамена, чтобы актуализировать знания по теме.

Чертим таблицу, первый столбец которой состоит из верных и неверных утверждений. Второй и третий столбик – до и после изучения вопроса. Там учащийся будет проставлять буквы В или Н, что соответствует утверждениям «верно» или «неверно».

Верные и неверные утвержденияДо слушанияПосле слушания
1.
2.

Упражнения как вид самостоятельных работ

Часто преподаватели задают учащимся разные типы упражнений для улучшенного усвоения знаний и навыков.

Как видите, существует масса способов и инструментов для самостоятельной работы учащихся. Изучив особенности и преимущества разных методов, вы можете подобрать для себя идеальный вид тренировок знаний и навыков, чтобы овладеть ими в совершенстве. Ведь именно сочетание учебных заданий и самостоятельной работы студентов дают крепкий результат в виде качественных знаний и умений.

Ну а с темами, которые не поддаются тренировкам и самостоятельным работам, мы советуем не разбираться самим, а отдавать на растерзание сервису студенческой помощи. Ведь если вам грозит страшная контрольная, то кто как не местные специалисты лучше всех сэкономят вам время и нервы?

навык самостоятельной работы это. Смотреть фото навык самостоятельной работы это. Смотреть картинку навык самостоятельной работы это. Картинка про навык самостоятельной работы это. Фото навык самостоятельной работы это

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

навык самостоятельной работы это. Смотреть фото навык самостоятельной работы это. Смотреть картинку навык самостоятельной работы это. Картинка про навык самостоятельной работы это. Фото навык самостоятельной работы это МБОУ Михайлово-Александровская СОШ
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно много затруднений возникает у ребят среднего звена, поэтому начинать эту работу надо с первого класса. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Я хочу осветить вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках, т. к. считаю, что она служит эффективным средством формирования личности школьников, дисциплинирует, рождает веру в себя, в свои силы и возможности.

Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1. Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1. По методу самостоятельной работы учащихся:

работа с текстом учебника.

2.По звеньям учебного процесса:

• задания на восприятие с целью изучения нового материала;

• задания на применение знаний и формирование умений;

• задания на закрепление и повторение учебного материала;

• задания на обобщение учебного материала.

3.По характеру познавательной деятельности:

• воспроизводящий по образцу;

• реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;

• эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;

• творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По характеру руководства:

5. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

групповые;

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3. Решение задач и выполнение практических работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5. Доклады и рефераты.

6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8. Техническое моделирование и конструирование.

При составлении календарно-тематического планирования, учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1. Предусматривать ее место в структуре урока.

2. Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3. Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4. Определить форму заданий.

5. Установить оптимальную длительность работы.

6. Подбирать соответствующий дидактический материал.

7. Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы) Выступление из опыта работы по теме «Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке».

Организация методической работы в школе по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека.

Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59 «Ягодка» Доклад на педсовет: «Организация подвижных.

Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.

Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования Слайд 1. Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования. В настоящее время.

Организация физкультурно-игровой среды как средство повышения двигательной активности детей Организация физкультурно-игровой среды, как средство повышения двигательной активности детей. Введение. Предлагаемый проект представляет.

Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 города Ставрополя Доклад на тему: «Организация информационного.

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.

Применение современных педагогических технологий как средство повышения учебной мотивации учащихся коррекционных классов Думать хорошо, а отгадывать – и того лучше. При обучении учащихся коррекционных начальных классов часто использую загадки, которые представляют.

Источник

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроке

Разделы: Биология

Одной из проблем учителей в современных школах считается не умение организовать самостоятельную работу на уроке при проведении лабораторных работ, практических занятий, семинарах консультаций.

Нужно признать и тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно работать, они стремятся увильнуть, избежать самостоятельной работы. Чаще ученики желают получить всё в готовом виде без труда и собственных усилий.

Не каждый учитель способен преодолеть это сопротивление. Есть, конечно, и трудности в подготовке уроков с самостоятельной работой: пока ещё мало технических средств, дидактического материала, компьютеров, даже необходимой литературы для учеников и самих рекомендаций для учителей.

Но всё выше сказанное не мешает многим учителям образцово организовывать самостоятельную работу учащихся и добиваться поистине высоких результатов.

Очень важно научить ученика учиться!

Хочется больше узнать о методах формирования навыков самостоятельной работы на уроках биологии.

Иногда, как будто всё есть: и вопросы задаются, и опыты проводятся, и задачи решаются и учебники на уроках используются – дети работают, самостоятельно что-то делают, а по существу, если вникнуть основательно – всё это чисто внешне, все эти действия носят поверхностный характер: дети выполняют строго всё по образцу, по трафарету, за результаты своей работы не отвечают, могут работать пассивно, в полсилы не очень стараясь.

Основная задача – научиться навыкам, приёмам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, вырабатывать навыки, привычки и любовь к учебному труду.

Самостоятельная работа – неоднозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приёмы.

Каждый учитель во время объяснения нового материала должен привлекать учащихся к самостоятельной работе.

Приёмы могут быть самые разнообразные, вот некоторые из них:

1. Читая лекцию, что-то объясняя, в нужный момент задаётся вопрос к классу: объяснении какого-либо вопроса, учитель обращается к классу: «откройте учебник, на странице 43, почитайте про себя абзац 3 и объясните прочитанное.

Учащиеся применяют знания на практике, дают собственные толкования, думают над решением генетической задачи.

2. При объяснении нового материала можно задать вопросы и поставить видеофрагмент, включит диафильм, кадаскоп. Дети смотрят на экран, ищут ответы на поставленные вопросы, т. е. они включены в познавательную деятельность.

3. После объяснения темы «Биосинтез белка», учитель демонстрирует модель аппликацию по данной теме и просит разъяснить, воспроизвести последовательность процесса синтеза белка. Школьники не только закрепляют, но и рассуждают, практически участвуют в познавательном процессе. Приобретают новые знания, навыки.

Данные приёмы ведут к лучшему усвоению нового материала, т. к. каждый учащийся вовлечён в работу.

Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока. Можно объяснить, показать, рассказать, а затем где-то 10-15, а порой 20 минут уделить самостоятельной работе с последующим комментарием и подведением итога.

Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, даже мыслить, но по определённым стандартам.

Более сложные работы связаны с поиском, решением усложнённых задач.

Можно использовать игровые моменты.

Например: мысленно перенестись в условия крайнего севера, почувствовать холод, а затем сравнить себя с животными и объяснить их приспособления к данным условиям жизни.

Более фундаментальным видом самостоятельных занятий является специальные уроки, или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников.

Уроки могут быть разными:

Такие уроки, полностью посвящены самостоятельной работе, проводятся, как правило, редко и требуют тщательной подготовке.

НО если их проводить чаще, то учащиеся лучше усваивают новый материал, умеют работать с разными источниками. Могут без помощи учителя в нужный момент сориентироваться и найти ответ на поставленный вопрос, а главное, когда они продолжают обучение в ВУЗах, то все эти навыки самостоятельной работы помогают получать знания, легко ориентируются в мире разной литературы.

Примерный алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой.

1. Выбрать и сформулировать тему.
2. Установить цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.).
3. Продумать последовательность действий, операций.
4. Подготовить дидактический материал (гербарии, тубусы, модели, рисунки, таблицы).
5. Учеников предварительно учат, как работать самостоятельно.

Как лучше запомнить изучаемый материал.

    Текст читай очень внимательно.

    Особое внимание уделяется структуре излагаемого материала.

    Мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста.

    Особые фрагменты текста мысленно пересказываются.

    Формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания.

    Если в формулировки есть сноска, откуда произошла она, то запомните, иногда это помогает вспомнить определение.

    Очень большое значение имеет то, какой текст вы читаете, если он трудный, то читают мало и основательно.

    При встрече с незнакомыми терминами, словами их нужно выписать, а затем найти значение. Никогда не оставляйте непонятно необъяснимым.

    Выписывайте всё в тетрадь, что нужно запомнить (термины, годы событий, названия статей, имена учёных…).

    Учтите, что чтение бывает:

    первоначальным, когда идёт знакомство с текстом, где важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные мысли, отметить неясные места;

    Как проводить анализ.

    Анализ-процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.

    Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.

    Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

    Подумай о причинах такого разделения на блоки.

    Как проводить обобщение.

    Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

    Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых предметах, явлениях.

    Определи их сходство.

    Установи связь между ними.

    Сформулируй общий вывод.

    Вчитайся в название статьи, осмысли его.

    Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай мысли.

    Стремись к краткости записи.

    Отделяй одну мысль от другой.

    Закончив работу, выпиши все данные источника.

    Как работать над понятием.

    Назови рассматриваемое понятие. Дай его определение.

    Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

    Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

    Употребляя данное понятие, составь рассказ.

    Как работать над сравнением.

    Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

    Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?

    Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

    Выдели существенные признаки каждого предмета.

    Выясни все признаки сходства и различия объектов.

    Найди и объясни причины сходства и различия.

    Как разъяснять теорию.

    Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих научный опыт и отражающих закономерностей природы, общества, мышления.

    Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.

    Назови основные положения, понятия теории.

    Определи круг явлений, объяснимых данной теории.

    Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

    Назови области применения данной теории.

    К сожалению, такой урок требует хорошей материальной базы (многое можно изготовить и самим учащимся и ученикам), больших временных затрат, т.к. мало разработано пособий в данном направлении.

    Должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке. Порой самые неожиданные препятствия срывают занятия. Например: при лабораторной работе не смогли приготовить препарат, а значит, не увидели, не могут сделать вывод и т.д.

    Вот пример урока, посвящённого самостоятельной работе.

    ТЕМА: Органоиды клетки и их функции.

    Образовательная – сформировать понятия об органоидах клетки, об их функциях.
    Развивающая – умение пользоваться учебником, делать схематические рисунки, составлять таблицы, развивать речь, память, логическое мышление.

    1. Назовите царства живой природы?
    2. У всех ли представителей 4 царств одинаковое строение клеток?
    3. Давайте вспомним различие клеток растений, животных, грибов, бактерий?

    КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ (для ученика)

    1. В параграфе найдите определения следующим понятиям:

    2. Запишите данные понятия в рабочую тетрадь.

    3. На какие 2 группы подразделяются органоиды? Сделай схему.

    4. Какие органоиды присутствуют:

    Б – в животных клетках

    В – в грибных клетках

    Заполните таблицу № 1:

    Названия органоидов

    Растительная клетка

    Бактериальная клетка

    5. Изучите особенности строения органоидов и их функции.

    Заполните таблицу № 2. Структурные компоненты клети и их функции.

    Название органоида

    Особенности строения органоида (схем. Рис.)

    6. Выучите пройденный материал и подготовьте устный ответ по рисункам клеток.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *