навык уважительного конфронтирования заключается в
Что такое конфронтация в социуме и значение феномена в психологии
Конфронтация – неотъемлемая часть жизненного процесса и развития общества
Вся человеческая история построена на конфронтации. Противостояние имеет место во всех сферах человеческой деятельности, нравственном становлении и духовном развитии.
Конфронтация: с кем и почему?
Конфронтацию можно условно разделить на несколько видов:
Вполне достаточно рассмотреть несколько примеров, чтобы понять суть такого явления, как конфронтация, значение, рычаги и результативный вектор любого противостояния.
Конструктивная и разрушающая конфронтация
Любая конфронтация – палка о двух концах. Победа в противоборстве вовсе не означает достижение материального и нравственного благополучия. Особенно в тех случаях, когда оппонирующая сторона уступает силовому или психологическому давлению.
Природа – противник бескомпромиссный, у которого железные и неизменные правила. Она бывает жестокой и скупой, но она же и дарует человеку все то, что он имеет. В конфронтации с природой человек обязан проявлять особую гибкость и находить конструктивные решения. Попытки кардинально изменить непреложный ход вещей, приведут к гибельным последствиям, и в первую очередь для человечества.
Можно произвести тщательно спланированную, учитывающую все возможные последствия мелиорацию пустынных земель и получить «город-сад». А, можно, не только не добиться желаемого, но и значительно ухудшить ситуацию, не только в регионе проведения работ.
Государственные формирования, еще, будучи в самом зачатке, всегда ставили свои интересы выше всех остальных. Если даже исключить личностные амбиции лидеров (вождей, князей, царей), логика притязаний сводилась к одному – так лучше для нас. Чаще всего это были территориальные споры, которые заканчивались войнами. Истребительная жестокость таких конфронтаций имеет точное определение в библейском сюжете – «до мочащегося к стене», что может означать только одно – тотальное уничтожение.
Современный институт дипломатии не исключает конфронтацию между странами, союзами и блоками, но способен перевести ее в цивилизованное русло.
В основе упомянутых выше противостояний лежат, как правило, материальные интересы.
Конфронтация на почве религиозной и национальной принадлежности
Этнические и религиозные противостояния одни из самых непримиримых и жестоких. История знает множество попыток геноцида в прямой и завуалированной форме. Основные причины:
Как правило, конфликт провоцирует сторона, чувствующая за собой численное и силовое преимущество. Если объект давления отказывается от ультимативных условий (расовые ограничения в правах, отказ от родного языка, переход в другое вероисповедание), начинаются массовые гонения и преследования. Насильственные меры, если и приносят результат, то большой кровью и лишь на время.
Единственное цивилизованное решение, способное разрешить назревающий конфликт, между сторонами – найти консенсус, дающий равные права и возможности для тех и других.
Конфронтация значение в психологии
Человек, живущий в обществе, ежедневно сталкивается с конфликтными или около-конфликтными ситуациями, возникающими на работе, с соседями и в семье. Каждая из них, может стать поводом к жесткой конфронтации:
Реакция по всем пунктам может быть следующей:
Казалось бы, в настоящем проблема решена, но будущее не предсказуемо.
Помощь психотерапевта
С не очень давних пор (конец 70-х годов прошлого века), в психологии используется метод конфронтации, который позволяет взглянуть клиенту на свою позицию, занятую по отношению к близким и далеким людям и всему социуму, с неожиданной точки зрения. Специалист задает клиенту вопросы, которые заставляют последнего выбраться из уютного, годами належанного окопчика. Психолог удерживает внимание собеседника строго в теме вопроса, не позволяет ему уклониться в постороннюю тематику. Настаивает на оценке ситуации в новом открывшемся свете.
Задача специалиста вывести клиента на полноценный внутренний диалог и неизбежную конфронтацию, между ложным и истинным «Эго». Первое – благоприобретенный продукт, представляет собой сложную смесь жизненного опыта и полной ассоциации субъекта с конкретным физическим телом и восприятиями ему доступными. О втором, если не вдаваться в трансцендентные подробности, можно сказать: оно есть все доброе, что только присуще душе человека.
Хороший психолог способен помочь клиенту обрести новое понимание сложившейся ситуации и новый взгляд на решение проблем. Метод личностной конфронтации соизмерим с шоковой терапией. Он довольно сложен и предполагает высокую квалификацию и ответственность специалиста. Но этот метод эффективен, а разве не этого ищут застрявшие в жизненном противостоянии люди?
На сеансе психологического консультирования позиция одного и того же консультанта может меняться в зависимости от ситуации:
1. Работа на равных. Самая лучшая позиция, но трудно достижимая.
2. Работа с позиции сверху. Работает изначально. Применяется в ситуации детско-родительских отношениях.
3. Работа с позиции снизу. Возможно при моменте отсоединения, при завершении работы с клиентом.
Но иногда работа консультанта и клиента заходит в тупик. В этом случае можно применить т ехнику конфронтации:
Конфронтация – это действия консультанта, не совпадающие с привычным поведением клиента.
Противостояние направлено на противоречивое поведение клиента. Конфронтации подвергается привычный стиль межличностного поведения клиента. Этот стиль поведения воспроизводится и в консультативном контексте. Консультант обращает внимание клиента на его способы избегания обсуждения важных тем. Например: отвечает вопросом на вопрос.
Выделяют три типичных случая конфронтации во время психологического консультирования:
1. Консультант обращает внимание клиента на его противоречивость чувств, мыслей и поступков. Часто противоречивость чувств, мыслей клиента выражаются в словах «да, но».
2. Конфронтация позволяет увидеть ситуацию такой, какая она есть на самом деле.
3. Эта техника хороша для обращения внимания клиента на его уход от разговора на важные темы.
В использовании конфронтации существуют ограничения:
1. Конфронтация не должна быть средством выражения агрессии.
2. Она для преодоления психологической защиты клиента. Её задача помочь клиенту осознать свои способы защиты. Перед тем как идти на конфронтацию с клиентом, важно понять смысл психологической защиты клиента (от чего защищается и что защищает).
3. Эта техника не должна быть средством самовыражения консультанта перед клиентом. Задача консультанта не победить или поразить клиента своей наблюдательностью, а понять и помочь ему. Неправильное применение конфронтации говорит о том, что консультант решает свои вопросы.
Конфронтация, высказанная с долей сомнения, выглядит более мягко. Например: Если я не ошибаюсь…. Как бы вы объяснили эту ситуацию.
Конфронтация часто воспринимается клиентом как обвинение, если ему не хватает внимания и понимания консультанта.
Правила применения техники конфронтации
1. Техника конфронтациииспользуется в психологическом консультировании на этапах глубинной проработки проблем и конфликтов клиента, что обычно свойственно более поздним стадиям терапии. Конфронтация определяется как предъявление консультантом клиенту его неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознавания и проработки, когда консультант противостоит двойственному поведению клиента либо его установкам. Цель конфронтации — демонстрация клиенту несостоятельности, двойственности его поведения,используемых им защитных механизмов и иных противоречивых фактов и феноменов его поведения, которые могут мешать нормальной адаптации личности.
2. Техника может использоваться в психологическом консультированиив следующих случаях:
• противоречий в поведении клиента:
— консультант обращает внимание клиента на противоречивость его поведения, мыслей, чувств или на противоречия между демонстрируемым поведением и испытываемыми чувствами;
— целью использования конфронтации в этом случае является стремление помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он не осознает, не осознавал раньше или не хочет осознавать в данный момент. Пример: «Вы говорите, что вам все равно, как ведет себя ваша дочь, однако сейчас вы переживаете за нее»;
• противоречий в ситуации:
— консультант обращает внимание клиента на то, что ситуация не такова, какой он пытается ее себе представить, стремясь удовлетворить свои потребности или сохранить чувство безопасности;
— цель использования конфронтации — осознание клиентом неадекватности его восприятия проблемы или ситуации, которая его беспокоит, и формирование адекватного взгляда. Пример: «Вы недовольно тем, что муж всегда в командировках, но ведь это вы настаивали на том, чтобы он нашел более оплачиваемую работу»;
• уклонение клиента от обсуждения каких-либо важных вопросов и тем:
— консультант обращает внимание клиента на его уклонение и нежелание обсуждать важные, значимые или болезненные для него темы, вопросы, события и т. п.;
— цель конфронтации — подведение клиента к осознанию используемых им механизмов защиты, а также погружение клиента для работы с более глубокими слоями его личности. Пример: «Вы сказали, что хотите поговорить о чем-то важном, но вот уже полчаса рассказываете о каких-то пустяках».
3. Существуют следующие правила применения техники конфронтации:
• конфронтацию нельзя применять на ранних этапах консультирования, так как уровень доверия между консультантом и клиентом еще недостаточно глубок, и поэтому такая интервенция консультанта может быть не воспринята клиентом и вызовет негативные чувства;
• конфронтация применима только тогда, когда клиент уверен в том, что консультант заботится о нем и понимает его;
• консультант должен понимать целесообразность и своевременность использования конфронтации, а также осознавать свои мотивы;
• высказывание консультанта должно быть тщательно подготовлено и обдумано, он должен взвесить все плюсы и минусы применения конфронтации;
• нельзя использовать конфронтацию для «наказания» клиента за какие-то неудовлетворительные поступки или выражать таким образом свое недовольство клиентом и враждебность по отношению к нему;
• нельзя разрушать механизмы защиты клиента, если у клиента нет внутренней готовности к этому, конфронтация должна быть направлена на осознание этих механизмов, а не на их разрушение;
• нельзя использовать конфронтацию слишком часто, так как это может подорвать доверие клиента и разрушить терапевтический контакт;
• конфронтация не должна быть агрессивной или категоричной, консультант должен уметь интонационно правильно выразить свою мысль, не ущемляя и не унижая при этом клиента, используя фразы типа «мне кажется»или «обратите ваше внимание на то, что. «.
Конфронтация, фрустрация и поддержка в терапии
Комментарии 0
Мне нравится 1
Конфронтация. Конфронтация болезненна в переживаниях. И она, как правило, вызывает страх. Стоять одному, такой, какой ты есть и с тем, что есть в тебе – против мира – бывает страшно. Мира других людей, мира другого, отдельного от тебя, человека. Стоять – на-против.
Конфронтация – это про твою отдельность, твои границы, твою обособленность в этом мире и твою уникальность.
Конфронтация – это тот бастион, за которым стоит твой опыт, твое видение, твое самоощущение и мировосприятие – твоя сущность.
Конфронтация говорит о том, что «я – есть!»
Мы заявляли о себе через несогласие, обозначение своих границ, контуров нашего «я», выраженных в наших желаниях и наших протестах против чего-то вокруг нас и по отношению к нам.
В конфронтации мы росли, развивались: конфронтация нас формировала, как отдельных, отличных от других людей.
В своей тревоге за нас, в своей человеческой слабости они нередко воспринимали наше желание проявить себя, отстоять свою отдельность, как угрозу их существованию, их отдельности и, поэтому, часто это заканчивалось силовым подавлением с их стороны наших порывов заявить о себе так, как мы умели это делать.
И это столкновение приносило нам боль.
Больно терять себя, отказываясь от своих потребностей, своих желаний, обозначения своих особенностей.
Больно терять доброе расположение значимых взрослых, которые и были целым миром для нас.
Больно ощущать на себе силу их злости за наше «непослушание». И страшно.
Поэтому многие из нас – уходили от конфронтации, от противостояния с другим человеком, отказываясь от себя, от своих желаний и своих потребностей. Мы были очень малы, чтобы выдержать ту боль и тот страх, что приносила с собой конфронтация с другим человеком.
Мы отказывались стоять напротив.
Мы прятали себя и приглаживали свои «неудобные» черты, чтобы ослабить этот страх, чтобы сделать меньше эту боль.
Мы вышли с этими конструктами в мир.
И потеряли, может быть, самую лучшую часть себя.
Когда боль от собственной потерянности в этом мире становится маловыносимой, человек приходит к психологу на консультацию, терапию.
Он хочет найти себя, распознать среди других людей, с которыми он слился, соглашаясь бездумно с тем, что ему предлагают другие, не слыша себя, свою душу и сердце, свои чувства и свои потребности.
Он разрывается между потребностью быть собой и оставаться с другими людьми.
В терапии клиент может показывать две стратегии взаимодействия с терапевтом:
— отказываться от любой конфронтации с терапевтом, «проглатывая» от него, как в своём детстве, все предлагаемые терапевтом идеи, мысли, предложения – формируя, тем самым, позитивный перенос на терапевта и продолжая длить свой опыт подавления своей сущности, который и привёл его, в свою очередь, на терапию.
С этими процессами можно как-то обходиться в процессе терапии.
Для терапевта в контексте обсуждаемой темы выходит на первый план проработка на личной терапии его собственных болевых точек, связанных с конфронтацией в его жизни.
Потому что, не проработав эту тему, терапевт будет фрустрировать клиента (что само по себе может быть целительным: ограничивать, не давать то, чего он, клиент, хочет для себя привычным образом получить).
Но фрустрируя клиента своей непроработанностью, оставаясь с этим неосознаваемым моментом терапии для самого терапевта (что именно он делает в отношении клиента, для чего конфронтирует с ним или отказывается от конфронтации), терапевт не может дать клиенту опыта осознавания, понимания, что конфронтация может быть движением вперёд.
Не может дать опыт обратной связи «от мира» (в лице терапевта), что даже конфронтируя – клиент не перестаёт быть принимаемым, ценным, важным.
Не может дать опыт осознавания, нового понимания, что конфронтируя, можно оставаться рядом с другим человеком.
В этом случае терапевт в сессии проигрывает ту же самую бесконечно печальную историю непризнания его ценности его собственными родителями.
Осознаваемая же конфронтация терапевта в клиент-терапевтических отношениях предполагает осведомлённость клиента о происходящем с ним, клиентом, в сессии, даёт шанс на дальнейшее присвоение нового для него вышеупомянутого опыта.
И уже подобного рода фрустрация (осознанная и терапевтом и клиентом) является той необходимой поддержкой клиенту, которую он когда-то в своём раннем опыте не получил.