навыки будущего что нужно знать и уметь в xxi веке
Навыки будущего для 2020-х Новая Надежда
Проект «Навыки будущего для 2020-х: Новая Надежда» был инициирован WorldSkills Russia и выполнен организацией Global Education Futures при поддержке WorldSkills International в ответ на изменения, спровоцированные пандемией COVID-19. Результаты этой работы, представленные в докладе, будут полезны для преподавателей и управленцев в области профессионального образования, регуляторов, участников движения WorldSkills, бизнес-сообщества, академического сообщества, представителей СМИ и учащихся всех возрастов, которые интересуются последними тенденциями и новыми навыками
Этот доклад был подготовлен более чем 700 экспертами из 45 стран мира и исследует последствия для 7 отраслей промышленности и их потребностей в профессиональном образовании и подготовке. В нем также исследуются возможности для местного и международного сотрудничества с целью создания системы обучения «Навыкам будущего».
Навыки, актуальность которых обусловлена развитием технологий и цифровизацией рабочих мест.
Гоизонт 2 это волна инноваций, которая поднимается, чтобы исправить недостатки Горизонта 1. Эти инновации как правило, не затрагивают фундаментальные проблемы существующей экономической модели — например, соответствие эффективной экономической деятельности «планетарным границам»
Навыки будущего что нужно знать и уметь в xxi веке
Давайте поговорим о будущем.
Точнее о том, как связано будущее и система образования.
Знаете, про эту связь говорят гораздо меньше, чем стоило бы. Для многих “инновации в образовании” — это “как бы покрасивее упаковать таблицу умножения, чтобы наиболее эффективно засунуть её в детей”. Это грустно.
Образование же, на самом деле — не про то чтобы впихнуть в себя какие-то знания и кому-то что-то сдать. Образование — это про то, как найти своё место в мире, делать для него что-то полезное, поменьше переживать и побольше радоваться.
А для этого надо что-то понимать про этот самый мир и в какую сторону он меняется.
Именно про это рассказывают ребята из Global Education Futures и WorldSkills Russia в своём докладе “Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире”. Они показывают 7 трендов, которые уже меняют мир и дальше будут менять его всё сильнее, и анализируют, как изменится рынок труда, и чему в связи с этим стоит учиться.
Перед вами мой конспект этого доклада.
Мы ставим амбициозную и непростую задачу — определить, какие навыки будут востребованы в XXI веке. А это значит, что нам необходимо выявить процессы, меняющие общество в XXI веке, и показать, как эти изменения коснутся конкретных людей на конкретных рабочих местах — иными словами, как изменится само понятие «работа», что будет собой представлять «трудовая деятельность».
7 трендов, определяющих образ рабочего места в XXI веке
Тренд 1. Цифровизация всех сфер жизни
Всё, что нас окружает, соединяется в единую сеть. Всё имеет цифровую копию.
Интернет в кормушке для кошки и в подкожном чипе, который считывает уровень сахара в крови; искусственный интеллект, который постоянно учится и понимает обычную человеческую речь; Pokemon Go и интернет непосредственно в мозге.
Пожалуй, это наши дети будут учить нас жить в мире со всеми этими штуками, а не мы их.
Тренд 2. Автоматизация в промышленности и экономике
Это известная страшилка про то, что нас всех заменят роботы.
Не сразу и не всех, но многие профессии действительно скоро перестанут быть человеческими: роботы на конвейерах вместо ручного труда, транспортные автопилоты вместо водителей, искусственный интеллект, который закажет билеты вместо туроператора или персонального ассистента.
Если ты научил программу один раз, тебе никогда не придётся повторять обучение — в отличие от новых сотрудников.
Тред 3. Глобализация экономики, знаний и технологий
Для многих процессов в мире государственные границы не имеют значения.
Нутелла собирается из десятков ингредиентов, изготовленных в разных частях света; открытия совершают группы ученых, ни разу не встретившихся лично; “Игра престолов” выходит в один и тот же час во всех странах мира, чтобы пираты не слили её в сеть раньше релиза.
С одной стороны, мы учимся мыслить на уровне целого мира, но с другой — рискуем потерять самобытность.
Тренд 4. Экологизация
Если раньше экология заботила только горстку “зеленых” фриков, то сейчас проблемы на планете уже нельзя не воспринимать всерьёз.
Между 1970 и 2020 годом с лица Земли исчезли две трети популяции диких животных; энергетические ресурсы истощаются, а их использование приводит к изменениям климата и угрозе жизни на земле; но при этом активно развиваются альтернативные источники энергии, всё больше людей говорит об озеленении городов, а многие страны запрещают одноразовый пластик.
Распространяется экологическое мышление: люди и бизнесы объединяются в экосистемы, где каждый видит себя частью большего и влияет на всю систему в целом.
Тренд 5. Демографические изменения
Когда меняется состав тех, кто может работать, меняется и рынок труда.
Продолжительность жизни стремительно растёт, пожилых людей становится больше, на пенсию они выходят позже; больше женщин идут работать; детство уже не воспринимается как этап подготовки к жизни, но как полноценный её этап, и многие дети начинают участвовать в экономике, ещё не окончив школу.
Жизнь больше не делится на “подготовка-работа-пенсия”, нужно уметь учиться и переучиваться всю жизнь.
Тренд 6. Сетевое общество
Не только кормушки для кошек связаны в единую сеть, но и мы с вами.
Всё больше людей становятся фрилансерами и предпринимателями, которые работают из любой точки мира и тусуются в коворкингах; распространяется экономика совместного потребления и краудфандинг; бизнес становится гибким и самоорганизующимся; блокчейн упрощает бюрократию.
Обществу уже не нужно так много посредников и управленцев, сколько есть сейчас.
Тренд 7. Ускорение технологических и социальных изменений
Мир развивается настолько быстро, что отдельно взятый человек физически не может осознать все изменения.
Электричество распространилось за десятилетия, смартфоны — за годы; каждое новое преобразование занимает всего треть времени от предыдущего.
В этой бешеной гонке многие чувствуют себя потерянными и ненужными.
Хоть доклад и называется “Навыки будущего”, но мы ведь не про будущее говорим, а про самое настоящее настоящее. У меня под окном три машины с надписью “каршеринг”, а в магазине напротив стоит терминал по работе с биткоинами (понятия не имею, что с ними делать). Эти штуки появляются стремительно и тут же становятся чем-то обыденным.
Мир, в котором развиваются эти тренды, называется VUCA world: Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность.
Как в этом мире меняется и будет меняться производство?
С учетом всего этого у людей есть два варианта, как не остаться на обочине: трансформировать свою профессию под требования времени — или освоить новую.
Вот в каких областях точно ещё долго будет нужен живой человек:
Для многих людей всё это звучит очень страшно. Они не видят себя в таком будущем.
Чтобы совершить переход в новый сложный мир, нужно мыслить по-новому: в том числе, изменить своё отношение к тому, что вообще такое работа. Идея не в том, что нужно каждый месяц переучиваться, пытаясь догнать убегающий мир — это не принесет ничего кроме стресса. Нужно найти свой собственный смысл в этом мире, и тогда работа станет всего лишь его проявлением.
Возможно, после автоматизации большинства рабочих мест многие страны введут Безусловный Базовый Доход для каждого гражданина — и тогда…
Люди смогут начать вспоминать, что же они хотели делать, до того, как им сказали, что они должны зарабатывать на жизнь. Избавившись от необходимости постоянно думать о деньгах для обеспечения базовых потребностей, человек сможет относится к работе как к пространству для собственного развития, общения с другими людьми и реализации своего предназначения.
Какие навыки нужны в новом сложном мире?
В каждой профессии людям нужны 2 вида навыков: жесткие (hard skills) и мягкие (soft skills).
Жесткие навыки — это умение работать с техникой и выполнять конкретные задачи, которые можно проверить и измерить. Например, программирование.
Мягкие навыки сложнее проверить и продемонстрировать — это, например, умение улаживать конфликты и управлять временем. И именно они помогут оставаться на плаву, что бы ни происходило в мире.
Если раньше базовыми навыками считалась способность читать, писать и считать, то сейчас часто говорят о навыках 4К: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа, которыми стоит владеть каждому человеку.
Дальше авторы доклада расширяют список необходимых навыков до вот такого:
А в основе развития личности — экзистенциальные навыки: способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).
Какое образование сформирует эти навыки?
Образовательные системы почти во всех странах мира созданы для того, чтобы готовить людей к обстоятельствам прошлого — к общественному послушанию, к труду, в основном не требующему творческого подхода, к стандартным рабочим процессам, к конкурентным трудовым средам. Современная модель массового образования возникла в XIX веке, когда основной задачей образования была подготовка людей к работе на фабриках или в государственном бюрократическом аппарате. Все система образования была выстроена таким образом, чтобы ученик привыкал жить в ритме индустриального общества: рабочая неделя с жестким монотонным расписанием, звонок, оповещающий о начале и окончании каждого урока и всего учебного дня, и так далее.
Но это больше не работает. Миру не нужны люди с конвейерным мышлением. Чтобы быть современным, образование должно стать неформальной экосистемой. Конструктором, где каждый может собрать индивидуальное образование под себя — из групповой работы, общения с наставником, лабораторий в дополненной реальности, онлайн-курсов. Образование перестанет запираться в стенах школы и выйдет в мир: стажировки в компаниях, городские сообщества, группы по интересам, включающие людей всех возрастов.
И будет много инструментов навигации, чтобы каждый выстраивал подходящую ему траекторию образования в доступном вокруг реальном и цифровом мире.
По докладу неочевидна связь между навыками XXI века и образованием, так что я резюмирую от себя.
В нынешней системе образования главное — знания, в том числе потому, что их легко измерить тестами. Но в новом сложном мире умение договориться, объединиться, быстро найти нужную информацию и предложить свежее решение — важнее, чем вызубрить ключевые даты первой мировой войны. Впихнуть в себя всю информацию всё равно невозможно, её слишком много, надо уметь с ней грамотно обращаться. А сформируются эти навыки в свободной среде, где люди творят, взаимодействуют между собой, каждый несёт ответственность за своё образование и наполняет его своим смыслом.
Пора перестать разделять образование и жизнь.
А что дальше?
Рождающийся мир может стать миром еще большего порабощения души и тела — теперь уже цифрового, где каждое действие человека контролируется, где каждый из нас еще более надежно вписан в «мегамашину» глобального общества. Но одновременно перед нами появляется шанс вспомнить о том, что нам на самом деле важно, отдать машинное машинам, вернуться к природе и к себе самим. Это может произойти, но лишь в том случае, если мы войдем в этот переход осознанно, принимая и открыто обсуждая долгосрочные последствия своих выборов, вырабатывая на самих себе новые принципы управления и новую этику. Тогда навыки будущего смогут стать дорогой в новый мир — в процветающую глобальную цивилизацию XXI века.
Мегатренды будущего: какие навыки понадобятся работодателям
Ускорение общества под влиянием новых трендов
Массовое образование индустриальной эпохи не готовит к жизни в сложном мире, не развивает мышление, снижает творческий потенциал и способность к сотрудничеству. Чтобы решать проблемы XXI века, нужно менять систему образования и развивать современную модель общества, в основе которой будет коллективная мудрость и «основополагающая прагматика жизни».
По мнению авторов доклада, в ближайшие десятилетия изменения будут происходить под воздействием четырех основных мегатрендов. Почти все развитые страны, глобальные технологические корпорации, социальные движения и мировое научное сообщество поддерживает эти наблюдения.
Тренд 1. Цифровизация
Цифровизация — это появление цифровых технологий в разных сферах жизни. Мы живем во времена тотальной цифровизации, когда человек окружен данными через мобильные устройства, «умные» дома и города, дроны, роботов, «интернет вещей», импланты. В современном обществе меняется представление о том, что значит «быть человеком». Люди больше используют искусственный интеллект, дополненную и виртуальную реальности для усиления своих возможностей.
По оценкам компаний EMC и IDC объем всех цифровых данных достигнет 44 зеттабайта или триллиона Гб в 2020 году. Если перенести эти данные в iPad Air с объемом памяти 128 ГБ, получится стопка планшетов высотой в две трети расстояния от Земли до Луны.
Тренд 2. Автоматизация
Современную эпоху считают Четвертой промышленной революцией или Индустрией 4.0. Принцип Индустрии 4.0. основан на внедрении новых цифровых и биотехнологий, материалов, возобновляемой энергии в промышленность и бизнес. Люди массово автоматизируют процессы и производство, внедряют искусственный интеллект, 3D печать, робототехнику.
Революционные технологии меняют работу и обучение. В ближайшие 15—20 лет половину «рутинных» задач физического и интеллектуального труда смогут заменить искусственным интеллектом или роботами даже при нынешнем уровне развития технологий. Технологии в некоторых областях могут заменить экономику массового конвейерного производства на производство «под запрос». Например, с помощью биотехнологий будут создавать искусственные органы.
Венчурный инвестор Натали Фратто делится способом измерить ваш «коэффициент адаптируемости» и рассказывает о важности реагировать на изменения.
Цивилизация достигнет «тотального изобилия». Люди будут уделять больше внимания творчеству, исследованию, общению с другими людьми и природой, а не удовлетворению базовых потребностей. Масштабная трансформация изменит целые профессиональные отрасли, но создаст новые рабочие места и секторы экономики. Исследователи выделяют минимум пять секторов, где появится достаточно новых занятий для человека.
1. «Новые технологические секторы. С развитием нового поколения технологий появятся новые отрасли, в которых потребуются работники. Например, разработчики и программисты «умных» энергосистем, производители городских роботов и беспилотного транспорта, разработчики возобновляемых биоинженерных материалов.
2. «Человекоориентированные услуги». Это услуги, основанные на том, чего не могут делать роботы. Искусственному интеллекту сложнее всего имитировать творческих подход и «человечность». Услуги от людей для людей останутся актуальными в сферах образования, здоровья, развлечения, дизайне. Например, в Японии популярна услуга «друг на время», когда вы можете заказать человека, чтобы близко пообщаться с ним несколько часов.
3. Виртуальные экономики. Люди смогут создавать экономики внутри игр, соцсетей и других виртуальных сред, чтобы жить и работать там. Виртуальная реальность помогает преодолевать практически все ограничения материальной реальности, создавать новые миры с собственными правилами. Профессиональные стримеры и майнеры — первые примеры профессий в этом секторе.
4. Сектор производства знаний. Спрос на контекстные знания, создаваемые в профессиональных сообществах, растет. Это hard skills и знания, которые применяют для решения конкретных задач. Например, создание видений и стратегий, систематизация новых практик организаций. Такие знания будут вырабатывать с помощью совместного творчества и объединения коллективного опыта.
5. «Зеленая» экономика. Этот сектор направлен на восстановление баланса между человечеством и планетой. В «зеленой» экономике всё больше людей играют роль садовников, лесничих и защитников естественной экосистемы Земли. Авторы доклада считают, что в этих секторах появятся новые сферы занятости и самореализации, а не «работа» с позиции индустриального общества.
Тренд 3. Трансформация социальных институтов
Общественные системы, созданные в эпоху относительной стабильности прошлого, могут не подойти для будущего. Под воздействием технологий общества, сообщества и организации быстро меняются, искусственные границы между человеческими занятиями исчезают. Будет появляться больше «творческих сообществ», в которых естественно переплетены творчество, работа, игра, жизнь. Люди будут вместе создавать новые прототипы образов жизни и запускать общественные изменения.
Чтобы удовлетворять потребностям людей и подготовиться к будущему, существующим социальным институтам придется меняться. Больше всего изменятся управленческие и финансовые системы. Появляются криптовалюты, «репутационные» валюты и другие системы управления благосостоянием на основе блокчейна. У людей меняются ценности и мотивация, деньги становятся не столь важными факторами. При этом социальные институты меняются под влиянием глобализации, регионализации и кризиса глобального лидерства.
Глобализация. В результате массового роста торговли и культурного обмена мир становится более взаимосвязанным. В 2003 году на Китай приходилось 4% мирового производства, в 2020 году — уже 16%. Это означает, что происходящее в Китае влияет на мир в гораздо большей степени, чем раньше.
Компании выходят за рамки национальных форм и становятся международными корпорациями. Глобализация помогает создавать больше продуктов и услуг, но увеличивает разрыв между богатыми и бедными людьми и странами мира. Например, из-за пандемии более миллиона британских школьников из малообеспеченных семей не могут закончить обучение в этом году. У них не было постоянного доступа в интернет и необходимой техники для учебы.
Регионализация. Параллельно глобализации ускоряется регионализация — деление мира на регионы. Регионы защищают общественные интересы от негативного влияния глобализации и влияют на международные отношения, например Евросоюз. При этом происходит передача функций государственного уровня региональному. Так в пандемию коронавируса российские регионы сами выбирали меры безопасности и несли за них ответственность.
Кризис глобального лидерства. Глобальные лидеры — люди, которые задают направление своему и другим государствам. Сейчас в мире не хватает лидеров, которые смогут объединить несколько регионов или всю планету вокруг общей цели.
Тренд 4. Демографические изменения
Технологии развивают науку и медицину, поэтому продолжительность жизни человека увеличивается. Согласно существующим тенденциям, к 2050 году средняя продолжительность жизни в развитых странах будет примерно 100 лет. Создание лекарства от рака и нервных расстройств помогут большинству людей вести активный образ жизни как минимум до 90 лет.
Увеличение продолжительности жизни приведет к снижению рождаемости. С развитием городов и «городской культуры» люди будут заводить меньше детей. В странах с развитой экономикой теперь считается нормой иметь одного или двух детей. Теперь это происходит в странах Азии, Латинской Америки и Африки, где развивается урбанизация.
Стратег по экологической устойчивости Лейла Акароглу рассказывает, как избавиться от экологических мифов и изменить мышление.
Наше общество еще не перешло на экологически чистые и восполняемые ресурсы. Производства, автомобили и добывающий сектор продолжают загрязнять окружающую среду, а сельскохозяйственные методы разрушать биосферу. Индустриализация приближает человечество к «точке невозврата», после которой мы не сможем восстановить планету, не справимся с экономическими и экологическими последствиями. «Зеленая» повестка потребует иначе думать и действовать миллиарды людей. Придется определить и развить новые компетенции для более здоровой, продуктивной, счастливой жизни.
Какие навыки потребуются в будущем
Профессиональная и социальная жизнь меняются, больше людей вовлекаются в творчество в горизонтальных сообществах и организациях. Постоянное развитие становится требованием и частью жизни, помогает достигать личных и глобальных общественных целей. Глобальные изменения заставляют организации, сообщества и экономики сильнее конкурировать и создавать массовый спрос на «компетенции будущего». Такие компетенции помогают людям уверенно действовать, а не теряться в новом сложном мире.
Компетенции будущего включают профессиональные компетенции (hard skills, «жесткие» навыки), чтобы решать конкретные задачи и надпрофессиональные компетенции (soft skills, «гибкие» навыки), которые помогают решать задачи во всех профессиях, общественных и личных ситуациях.
В будущем человеку потребуются разные наборы «гибких» навыков:
Осваивая «компетенции будущего», мы можем стать более сложными людьми, которые способны жить в новом сложном мире. Общество и экономики ускоряются, становятся сложнее. Чем больше людей освоят новые компетенции, тем более устойчивым будет будущее.
Что почитать и посмотреть по теме
Статьи и исследования
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке
Знание и умение формируют навык
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире
В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.
В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.
Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.
Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.
«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни
Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.