навыки декоративно прикладного творчества
«Декоративно – прикладное искусство как средство развитие творческих способностей»
Автор: Пидукова Лариса Николаевна
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования. Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Формирование творческих способностей учащихся не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В наши дни народное искусство приобретает все большее значение. Возникая в виде художественного промысла, вызванное к жизни разнообразными причинами, народное искусство становится необходимой частью художественной, экономической культуры.
Отражая в своем содержании исторически сложившиеся национальные черты, народное искусство традиционно, его суть в преемственности, в его непрерывном существовании во времени.
В народной педагогике значительное место в обучении ребенка чему-либо занимает вовлечение его в практическую деятельность.
Именно декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитало в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества. Впитало мудрость и талант многих поколений, позволило открыть широкий простор для творчества и развития учащихся.
Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания традиционных технических приемов изготовления изделий с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе декоративные работы, украшающие повседневную жизнь. Работу учащихся над изготовлением изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением, можно назвать творческой.
Народное искусство всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами, шкатулками, вышитыми рушниками и подзорами, потому что такие изделия хранят в себе тепло рук мастера, тонкое понимание прекрасного, умение просто, но с большой точностью отбирать для своих изделий только то, что поистине прекрасно.
Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.
Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Творческой деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада, средних школ и школ – интернатов. Решая задачи художественно-творческого развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомить детей с народными промыслами я начала ещё в начальных классах.
Целью моей углубленной работы стало: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство народным декоративно-прикладным искусством.
Расширению кругозора детей в области русского декоративно-прикладного искусства способствовало подготовка к открытому мероприятию «Этой
ярмарки краски…». В ходе его подготовки дети познакомились с основными декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов), стремилась формировать навыки творческой изобразительной деятельности, учила использовать цвета для русских росписей, применять разнообразные приемы, материалы и инструменты, стремиться к созданию выразительного образа.
Знакомство с различными видами росписи мной проводилась работа согласно такой последовательности:
1. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материалом, фактурой, орнаментом, узором) с использованием компьютерных презентаций.
2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла,
3.Изготовление и роспись свистулек,
4.Разукрашивание сделанной своими руками глиняной посуды,
5.Росись раздаточных досок с применением различных видов росписи.
Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется мной в организованной образовательной деятельности: в играх, труде, на занятиях, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.
Это способствововало развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей; способствовало формированию эстетического вкуса.
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны педагога. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – задача педагога.
И действительно, в результате планомерно проводимой работы ознакомление народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей школьников значительно вырос. Дети самостоятельно научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Многие заинтересовались этим промыслом, и я решила усложнить вид деятельности. В среднем звене мы начали лепить Дымковские игрушки.
Занятие этим ремеслом оказалось для нас сложным, но увлекательным видом деятельности. Общими усилиями мы преодолели эти трудности и достигли неплохих результатов. Наши работы участвовали на различных выставках и не раз занимали призовые места.
Таким образом, значение ознакомления школьников с народным декоративно-прикладным искусством, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством школьников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.
«Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам.
Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей
Светлана Железниченко
Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
Каждый ребенок, имеет право на интеллектуальное, духовное развитие, развитие своих способностей. А данными способностями в той или иной мере наделены все дети.
Еще Сенека сказал, что «свои способности человек может узнать, только попытавшись применять их на деле».И мы стареемся, в силу возможностей, дать детям эту возможность.
Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – без оценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и независимо от уровня успеваемости по обязательным дисциплинам. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на нравственно – духовное, эстетическое воспитание и на учебную деятельность.
Формирование личности ребенка происходит в триедином неразрывном непрерывном процессе обучения, воспитания и развития. Единство и
непрерывность этого процесса обеспечивается созданием постоянно развивающейся культурной среды.
Основными направлениями дополнительного образования и развивающейдеятельности являются: декоративно – прикладное творчество. Дети занимаются различными видами деятельности. Результаты работы все видят на проводимых выставках, конкурсах на которых наши воспитанники занимали призовые места.
Творчество – способ существования личности. Только в творчестве осуществляется личность, и отсутствие творчества означает отсутствие личности. Подлинных знаний можно достичь, только опираясь на творчество.
Работа отдела прикладного творчества осуществляется в соответствии с основными положениями и концептуальными подходами к построению учебно-воспитательного процесса,предполагающими:
— воспитание человека высокой культуры;
— ориентирование педагогического процесса на воспитание личности, развитие ее задатков и индивидуальных способностей;
— дифференцирование обучения детей по интересам;
— развитие творческих способностей;
— связь учебной и внеучебной деятельности детей;
— интенсификацию семейного воспитания.
В отделе происходит овладение обучающимися современными прикладными ремеслами-искусствами: конструированием, лоскутным шитьем, тестопластикой, изонитью и т. д.
Главная задача через труд и искусство приобщить детей к творчеству, развить у них творческие способности. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, то есть именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, гуманистическое мировоззрение.
Главной особенностью проектирования учебного процесса в отделеявляется нахождение оптимального соотношения между словесными, наглядными и практическими методами обучения. Около 70% учебного времени отводится на выполнение практических работ.
В начальных классах ставится задача обучить детей первоначальным навыкам самостоятельной работы, практическим приемам изготовления изделий. Развиваются такие необходимые для самостоятельной работы качества, как координация движения рук, быстрота реакции в решении задач, память и глазомер.
На среднем этапе обучения (V-IX кл.) осуществляется дальнейшее совершенствование знаний и умений обучающихся, у них формируются интересы и склонности к определенному виду творческой деятельности, развиваются индивидуальные способности. Уже с пятого класса они свободно могут включиться в самостоятельную и творческую работу сверх учебной программы, занимаясь в кружках, клубах и творческих комнатах.
В старших классах обучающиеся уже сознательно определяются в выборе профессии и, обучаясь в учебно-производственном комбинате, приобретают специальность и способность творчески трудиться.
Дети активно участвуют в выставках детского художественного творчества, ярмарках, посещают мастерские и музеи города.Они постоянные участники городских праздников: «Масленица», «День знаний» и т. д.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей «Волшебные краски». Автор проекта: Хоптар Вита Михайловна. г. Нижний Новгород 2016г. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках.
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Из опыта работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.
Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит на лидирующие.
Художественное конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей у детей В работе с детьми отвожу значительное место художественному конструированию из бумаги, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями.
Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.
Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.
Спектакль на английском языке (Goldilocks and the three bears) как средство развития творческих способностей детей! В детском саду дети очень любят слушать сказки на английском языке и участвовать в спектаклях. Сказка «Златовласка и три медведя» на английском.
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей
Ирина Леонидовна Метельникова
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей
Администрация Ленинского района
Муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №150» Ленинского района г. Саратова
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей
воспитатель Метельникова И. Л.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Известный педагог В. Н. Шацкая определяла творчество дошкольников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваютсяв разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза.
Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством русского народа.
Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью русского народа. Также дети учатся умению составлять узоры на русские мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими
руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
На нравственное воспитание детейсущественное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детейвоспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сокулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Список используемой литературы.
1. Величкина Г. А., Шпикалова Т. Я. Дымковская игрушка. —М: Мозаика —
2. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
4. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
5. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» №7/89.— М: Просвещение.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №9/2002.— М: Просвещение.
8. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
9. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
11. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
12. Куприна Л. С. Бударина Т. А., Маркеева О. А. и др. Знакомство детей с
13. Соломенникова О. А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
14. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).
Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.
Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.
Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.
Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.
Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.
Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.