навыки эффективного поиска работы
Как правильно искать работу. Комплексный подход. Советы от хантеров
Искать работу – тоже работа. Это инструкция из 5 пунктов для человека из любой индустрии и любого уровня, будь то первая работа после университета или руководящая должность высокоуровневого специалиста.
Индустрия – почва, на которой вы будете расти следующее время. Это может быть диджитал, маркетинг, IT, финансы, продажи и т. д.
Сайты для поиска работы – простой, но не эффективный способ. После изучения индустрии обратите внимание на компании, которые кажутся привлекательными, исходя из ваших ожиданий.
Для этого изучите сайт компании, найдите контакты по трудоустройству. Еще можно отыскать социальную сеть человека принимающего решения и обсудить возможности сотрудничества. Если вы можете сделать для компании что-то полезное, вам будет, что обсудить.
Даже если нет, вы ничего не теряете. Узнаете инсайдерскую информацию и обретете новый опыт.
Развивайте деловые коммуникации, общайтесь с потенциальными коллегами приветливо и доброжелательно!
Приобретенная специальность не так важна. Всегда можно изменить профессиональную жизнь в лучшую сторону. Главное в карьере – это приобретенные навыки (hard skills) и личностные качества (soft skills).
Если каждый день читать профильные статьи и смотреть лекции, посещать курсы и вебинары, то в какой-то момент вы начнете разбираться в сфере вашего изучения и сформируете экспертное мнение. После нужно закрепить это в практике, но начало положено.
Можно стартовать и развиваться в любом направлении. Вопрос в том, сколько понадобится времени на реализацию, в соответствии с приложенными усилиями для достижения желаемого результата.
Если у вас уже есть список компаний, где хотите работать, не бойтесь открывать смежные вакансии. По названию позиции не всегда можно понять зону ответственности. Изучите внимательно описание функционала и требования. Возможно, неочевидная роль вам подойдет.
Мы, агентство по найму топ-менеджеров, часто сталкиваемся с нечетким запросом компаний, где функционал, требования и название должности не соответствуют друг другу.
Так, клиент может сказать, что нужен Директор по маркетингу, но при брифе выясняется, что на самом деле Креативный директор.
Будьте партнером будущего работодателя. Это относится и к стажерам, и руководителям.
Нанимая выпускника, работодатель не может взять рекомендации с прошлого места работы. У обеих сторон есть риски. Если вы понимаете руководителя, можете аргументированно вести диалог и готовы показать результат, то с большой вероятностью вас вознаградят желаемой должностью.
В прошлом году мы нанимали креативного копирайтера в медиаплатформу с зп250 000. Эта цифра не была указана в открытом доступе, т.к. она в несколько раз превышала средний уровень по Москве, и могла бы вызвать резонанс. Но компания готова была выплачивать эти деньги сильному профессиональному кандидату за результат.
По данным сайта superjob.ru, в Москве средняя заработная плата копирайтера составляет 47 000 руб. в digital-агентствах и 50 000 руб. в компаниях.
Для руководителей и топ-специалистов заработная плата практически никогда не указывается.
Уайзман провел показательный эксперимент про удачливых и неудачливых людей: попросил добровольцев посчитать количество фотографий в газете. В среднем «неудачники» потратили две минуты на выполнение задания, а везунчики — несколько секунд.
На второй странице газеты было написано большими буквами: «Прекращайте считать — в номере 43 фотографии». Надпись занимала полстраницы, но остальные ее не замечали.
В нынешних условиях складывается ощущение, что работы нет. Но она есть, и работодатели ждут «тех самых» кандидатов.
Можете задавать вопросы в комментариях, попробуем ответить на самое интересное. Всем крутых офферов!
Искусство успешного поиска работы
Я не буду заходить так далеко, утверждая, что плохо спланированный поиск работы убьет вас, но я считаю, что он может поместить вашу карьеру в отделение интенсивной терапии, и потребуется несколько лет реабилитации, чтобы вернуть ее в нужное русло. Чтобы избежать этого, я хотел бы предложить, на мой взгляд, наиболее важные инструменты и методы, которые сопровождают успешный поиск работы. Кстати, вы можете использовать их независимо от того, как обстоят дела с работой.
Прежде, чем поделиться элементами успешного поиска работы, я бы хотел объяснить, что именно я имею в виду под словом “успешный”. Суть успешного поиска работы не ограничивается получением предложения и его принятием. Результатом эффективного поиска является получение нового рабочего места, которое сделает вас счастливым в течение длительного периода времени, будет иметь значительную ценность для компании, нанявшей вас, а также поспособствует профессиональному росту. Если же ни одно из трех условий не выполняется, тогда и ваш «успех» остается сомнительным.
Что же включают в себя элементы успешного поиска работы?
Существуют различные составляющие результативного поиска работы, но я хотел бы сконцентрировать внимание на 12 из них:
Узнайте себя. Одной из наиболее больших проблем кандидатов, которые решили сменить работу, является полное непонимание того, что же делает их счастливыми в профессиональном плане. Может это покажется вам странным, но с точки зрения интеллекта, гораздо легче идентифицировать моменты, делающие вас несчастными, ведь области, отвечающие за них, находятся в передней, центральной и верхней части мозга. Именно поэтому определить, что же на самом деле может вас осчастливить в профессиональном плане – будет более сложной задачей. Сделайте это заблаговременно, ведь данная информация послужит вам основой оценки текущей ситуации, а также потенциальных работодателей.
Стиль вашего резюме. Я написал не одну, а целых две статьи на эту тему. Сейчас я не смогу выразиться лучше, чем тогда. Потому предлагаю ознакомиться с такими моими статьями «Как написать резюме, чтобы попасть на собеседование?» и «Резюме по-быстрому».
Рекомендации. Я не большой поклонник «runningback», чтобы присвоить себе звание магистра делового администрирования(MBA) или что-нибудь подобное. Я только даю рекомендации о том, что необходимо сделать для карьерного роста. Допустим, если вы работаете инженером, а хотели бы стать специалистом в области финансов, пожалуйста – потратьте 100$К, и сделайте это. В том случае, если бы вы хотели продолжить заниматься вашей профессиональной деятельностью, проводите соответствующие сертификации. Если они у вас есть, здорово! Если нет, то займитесь данным вопросом и отметьте это в вашем резюме. Данный факт покажет работодателю, что вы уже взяли на себя такую инициативу и готовы к обучению.
Сделайте ваш профиль в социальных сетях открытым для просмотра. Нравится вам это или нет, но настройки конфиденциальности в социальных сетях лучше не включать. Это означает, что зачастую, все ваши фотографии на Facebook или других социальных ресурсах являются недоступными для просмотра. Большинство компаний, корпоративных рекрутеров будут просматривать ваш профиль в LinkedIn, Facebook, Twitterи и даже в Google. Если у вас нет аккаунтов на этих сайтах, могут возникнуть различного рода вопросы. Потому, в любом случае, сохраняйте порядок на своей страничке. «Правильная» фотография на «аватарке» в LinkedIn как бы сама за себя говорит: «Возьмите меня на работу!». Именно по этой причине, не нужно выставлять ваше фото с игры в гольф (если только вы не член PGA) или снимок с собакой (если, конечно, вы не являетесь владельцем зоомагазина). Регистрация своих данных в Google и выбор необходимой фотографии займет у вас всего 20 секунд времени. Сделайте это до того, как потенциальные работодатели начнут вами интересоваться.
Подготовьте перечень вопросов. Ваш список критериев “счастья” должен служить отправной точкой для этих вопросов. Вы можете «набросать» базовый список, который, наверняка, подойдет любому работодателю, а затем пополнить его специфическими вопросами компании, в которую отправляетесь на собеседование.
Будьте изобретательными, благодарными, оптимистичными, готовыми ко всему!
В активном поиске: как искать работу мечты
Надеемся, регистрация на hh.ru у тебя в кармане, а в телефон скачано бесплатное приложение. Остается войти, и тысячи предложений по работе тебе гарантированы. Думаешь, преувеличиваем? Тогда смотри: по данным на 7 июля 2021 года на позиции «менеджер» представлено более 172 000 вакансий, «программист» — 60000, «администратор» — 39000, «дизайнер» — 18000, «юрист» — 11000, «сварщик» — 11000. На hh.ru много и других горячих вариантов. Сам поиск выглядит предельно просто: в главную строку вбиваешь желаемую должность, далее выбираешь профессиональную область, регион, желаемый уровень дохода, опыт работы, тип занятости, график и — вуаля — получаешь на руки список потенциальных работодателей.
«Прежде чем начать поиск работы, ответь на вопросы: что я ищу, где хочу работать и на какой зарплате, какими навыками владею я, а какие требует рынок? Изучи требования, которые компании предъявляют к соискателям, и соотнеси свои желания с возможностями. И только потом откликайся на вакансии». Ирина Святицкая
Лайфхак № 1
Поиск работы — тоже работа, как бы странно это ни звучало. И, как и в любом серьезном деле, здесь важна скрупулезность. Заведи на удобное время будильник и каждый день по звонку приступай к мониторингу интересных вакансий или компаний твоей мечты, составлению индивидуальных сопроводительных писем, рассылке резюме. Имей в виду, что, по статистике hh.ru, чем чаще оно отправляется, тем выше вероятность получить приглашение от работодателя.
Лайфхак № 2
Периодически обновляй резюме. Оно живет по принципу новостной ленты: наверху всегда находится «свежак». Обновляя резюме, ты поднимаешь его на видное место — благодаря этому работодатель не только сразу его замечает, но и понимает, что кандидат находится в активном поиске. Боишься забыть нажать на волшебную кнопочку? Сервис «Автоподнятие» тебе в помощь. Он позволяет без твоего участия поднимать резюме несколько раз в день, причем не наугад, а в то время, которое удобно рекрутерам — специалистам, ищущим ценные кадры. А еще ты сможешь выделить его ярким цветом, и тогда оно точно не останется незамеченным.
Лайфхак № 3
Вообще не стесняйся пользоваться полезными опциями hh.ru — они ведь и разрабатывались специально для тебя. Обязательно подпишись на рассылки, чтобы получать подборки вакансий, которые а) востребованы сегодня; б) предлагают самый высокий уровень дохода; в) подходят именно тебе. Эта информация будет держать тебя в курсе ситуации на рынке труда и позволит вовремя выхватить отличный вариант.
Лайфхак № 4
Нет понимания, где именно хотелось бы работать? Не проблема! Для начала изучи Рейтинг работодателей России hh.ru. Присутствие в нем — гарант того, что компания дорожит репутацией, а значит, это дополнительная страховка для тебя. Составь перечень из наиболее симпатичных вариантов и начинай изучать их вакансии. Обязательно присмотрись к номинантам, а особенно победителям Премии HR-бренд. В ее шорт-листы попадают компании, где используются современные методы привлечения, мотивации и удержания сотрудников. Следовательно, будут уважать и ценить тебя как мегапрофессионала. Мы даже не сомневаемся, что ты именно из их числа! И, наконец, пройди тестирование на профориентацию — классный продукт, который выведет тебя на нужную карьерную дорогу.
Лайфхак № 5
С компанией мечты все ок, но в нужном департаменте нет актуальных вакансий? Тогда жми на кнопочку «Хочу у вас работать». Твое желание услышит Вселенная и увидит работодатель — письмо попадет в особую папку в его кабинете и, как только он объявит охоту на молодых специалистов, ты узнаешь о ней в числе первых. Всего лишь цифра: 43% работодателей регулярно просматривают такие резюме. И да, чуть не забыли: ты проявишься как мотивированный сотрудник и выделишься среди других соискателей. Ну круто же!
«При поисках работы я рекомендую молодым специалистам отталкиваться именно от компаний. Неважно, представляют они средний, малый бизнес или являются крупными холдингами. Главное — те ценности, которые они проповедуют. В идеале они должны быть созвучны твоим, чтобы тебе было комфортно и интересно работать и строить там карьеру». Ирина Святицкая
Работа не волк, часть 1. Поиск работы: 9 кругов HR-a
Поиск работы вызывает неприятные тревожно-азартные ощущения и у вчерашнего студента, и у профессионала с годами опыта за плечами. Это не признак неуверенности в себе, это проблема всей отрасли поиска персонала: мы идём на собеседование и понимаем, что не всё может зависеть от профессионализма, что кому-то не понравятся наши софт-скиллы или внешний вид, кто-то упрется в вопрос о причинах ухода с предыдущего места. На Хабре может выйти 200 статей-обращений к HR-службами IT-компаний, где сами соискатели будут с пеной у рта рассказывать, как с ними (нами!) нужно разговаривать, как оценивать, но на первой встрече с будущим работодателем вам всё равно подсунут психологический тест, зададут странные вопросы и посмотрят на вас, как будто вы уже что-то нарушили и идёте в компанию, чтобы порушить устои и корпоративную культуру. Поэтому мы не будем рассказывать компаниям, в чём они не правы — мы расскажем вам, как с этим жить.
Это первая часть нашего нового цикла «Работа не волк», который будет состоять из пяти частей, каждая из которых раскрывает важнейшие аспекты, связанные с трудоустройством. Как и в случае с циклом про образование, статьи будут субъективными, честными и основанными на обширной экспертизе. Вот что вас ждёт:
Как мы ищем работу и работа ищет нас
Вне зависимости от образования есть несколько способов найти новую работу, каждый из которых имеет свои преимущества и серьёзные подводные камни.
▍На сайтах работы
Вы составляете резюме, размещаете его на «Моём Круге» или Хедхантере, откликаетесь на вакансии или ожидаете, когда работодатель пригласит вас на собеседование. Когда-то эта форма казалась прогрессивной и передовой, сегодня она сохраняет позиции, но требует трансформации по ряду причин.
▍Прямым контактом с компанией
Отличный способ найти хорошую, подходящую работу — это напрямую обратиться в компанию и предложить рассмотреть ваше резюме: отправить по электронной почте, написать в социальных сетях. Таким образом вы не просто информируете о себе, но и демонстрируете вовлечённость. Такой подход требует не молчаливого «кидания резюме», а вдумчивого сопроводительного письма, в котором вы расскажете, почему вам интересна компания, что вы о ней знаете (при любом уровне знаний — излагайте только открытую информацию!), что готовы привнести в работу и продукт. Такие письма крайне редко остаются без внимания, но лучше всего спустя пару дней позвонить и уточнить, видели ли вашу информацию (это трудно ровно до первого «Алло», вы классный специалист, вы продаёте себя, не нужно стесняться).
Что нужно иметь ввиду?
▍По рекомендации (не по блату!)
У HR во всех сферах и особенно в IT, есть обширные сообщества и локальные группы и чаты, где они делятся резюме специалистов, размещают запросы на соискателей, рассказывают о сокращениях, обсуждают проблемы и проч. Так что если вы уходите из компании по-хорошему, заранее, с отработкой, вы можете попросить HR-менеджеров закинуть резюме в одно из таких коммьюнити — как правило, после этого IT-специалисту поступает по 5-10 звонков за два дня, а ваш HR своеобразно ручается за вас.
Также вас может порекомендовать бывший или настоящий коллега, знакомый и даже руководитель, если у вас объективные причины увольнения и у них есть такая возможность. Это выигрышный вариант трудоустройства, поскольку вы в компанию идёте уже как немножко знакомый с рекомендацией, а не человек с улицы (надеюсь, вы понимаете, что наниматель расспросит о вас того, кто порекомендовал?).
Что нужно иметь ввиду?
▍Через конференцию, митап и т.д.
Неоднозначный способ в мире IT, но мы же сейчас не будем краснеть и говорить, что не знаем, зачем компании проводят митапы и открывают стенды на конференциях? Вы же знаете, зачем вы решаете задачки за призы и оставляете свой e-mail и телефон на листочке с решением или в анкетке? Это всё элементы HR-бренда — создания образа компании, в которой хочется работать. Ну а вам потом перезвонят — причём реально перезвонят, а не как в шутке. И это классно с точки зрения компании и соискателя: за счёт тестов и задачек считайте, что предварительный этап собеседования пройден и уже примерно понятно, каков ваш минимум (а иногда и больше).
Но, конечно, не всё так просто. И здесь тоже нужно учитывать несколько моментов.
▍Случайным запросом от работодателя
Порой пути трудоустройства настолько удивительные, что начинаешь подозревать неладное 🙂 Например, пишете вы пост на Хабр или даёте грамотный комментарий, а через час у вас в личке приглашение пройти собеседование в компании, которой интересны ваши скиллы и ваш опыт; или, например, сидите в компании в кафе, по пьяной лавочке начинаете затирать, что вы провели эксперимент с ClickHouse и в итоге…, а в этот момент кто-то из сидящих за столом решает, что именно вас не хватает компании).
Здесь минусы и плюсы очень индивидуальны. Важно, что такое решение, как правило стихийное, и вы можете не успеть присмотреться к компании и к особенностям предстоящих задач. Совет один — возьмите небольшой таймаут и подумайте: вас хотят, а значит, несколько дней погоды не сделают. Но такие встречи чаще всего означают классное и интересное сотрудничество.
▍Блат и кадровое агентство
Есть ещё два способа: по блату и через кадровое агентство. Честно говоря, хочется пожелать всем избежать участи и работы с такими ребятами, и устройства таким образом. Однако оговорюсь о кадровых агентствах — старайтесь не попасться на их услуги, вы и без них способны устроиться. А вот работодателям я так скажу: господа, услугами кадровых агентств пользуются соискатели, которые в большинстве случаев «неликвид рынка труда» — и, нанимая их, вы мало берёте навязанного кота в мешке, так ещё и платите за это деньги. Лучше предложите премию за привлечение сотрудника — ваши же подчинённые найдут лучше. Впрочем, это субъективно — и если вы разубедите меня в комментариях, посыплю пеплом голову.
Расскажу вам историю. Мой коллега работал над системами компьютерного зрения, прекрасный специалист. Им стало интересоваться кадровое агентство «для своего клиента». Он, конечно, отказался, и тут же сотрудница агентства, которая 15 минут говорила ему, какой он уникальный и единственный, спрашивает: «Евгений, а у вас есть пара коллег, кого бы вы могли порекомендовать на эту должность? Мы за это вас будем всем подряд советовать.» Женька, конечно, её некультурно послал. Почитали про агентство, а оно топовое. Такие дела.
Вне зависимости от способа трудоустройства и степени вашей удачи, нужно не забывать главное: вас нанимают как профессионала, от вас ожидают качественной работы и быстрого старта в проектах. Если вы к этому будете стремиться, всё сложится, а в софт-скиллах сориентируетесь. Кстати, вот вам новейшая поговорка из мира HR для размышления: «Принимают за hard skills, увольняют из-за soft skills».
Печатное, в виде видео, в вид репозитория на GitHub или суперквеста, но резюме должно быть. Это важный файл, который презентует вас, даёт информацию об опыте и, что самое важное, является первой точкой соприкосновения работодателя и соискателя (в большинстве случаев). Поэтому над ним нужно поработать.
▍Какие элементы должно иметь резюме?
▍Чего в резюме быть не должно?
▍Должно ли резюме быть креативным?
Очень сложный вопрос. Да, можно написать развесёлый пост в Facebook и вирусно получить массу предложений о работе, можно прислать резюме в конверте с долларом или в виде оригами (реальные резюме, побывавшие в моих руках), можно сделать сайт и т.д. Но нужно понимать, что так делают сотни, а выстреливает у единиц. Если вы делаете так, это должно быть по-настоящему круто. Потому что если вы решите продемонстрировать свой юмор и креатив, они могут сыграть против вас и выдать в вас не ироничного профессионала, а выпендрёжника.
Ещё момент — ваш креатив, как и резюме должен открываться, работать и не раздражать. Протестируйте свою подачу на всех платформах, посмотрите на мобильном, отправьте паре друзей — всё должно работать безупречно. Вот вам пример одно из крутейших резюме, которые встречались за последнее время (осторожно, таймкиллер!). Это впечатляет и демонстрирует многие навыки соискателя в действии. Но мне страшно подумать, что будет, если его откроет HR, которая привыкла работать по схеме: оклик — распечатать — позвонить. Испугается и забьёт? Разозлится? Не поймёт, как смотреть и закроет? Решит, что вирус? Короче, берите в расчёт, кому в руки попадёт ваше резюме. И да, зависть ещё тоже никто не отменял 😉
Итак, мы с вами составили и разослали резюме. Идём дальше.
Как пройти HR-а и дойти до босса
Поиск работы в IT специфичен: не всегда HR имеет технический бэкграунд, не всегда вы выходите на HR (иногда сразу на руководителя или генерального). Это приводит к стрессовым собеседованиям, на которых может растеряться даже матёрый миддл. Но это преодолимо. Начнём с начала — с HR.
▍Общаемся с HR
Как уже говорилось в начале, несмотря на сотни статей и наши с вами крики о просьбе что-то изменить, в 90% случаев вам предстоит очень стандартная процедура: HR — руководитель и специалист подразделения — большой босс. (Редкая удача случается в малом и среднем бизнесе, где с вами сразу разговаривает руководитель). Ваша задача — дойти до вашего потенциального непосредственного руководителя, чтобы показать ему профессиональный уровень. Придётся страдать.
Не проявляйте негативные эмоции к HR (пренебрежение, высокомерие), общайтесь так, как будто перед вами ваш хороший товарищ: искренне, с улыбкой, включённо, без сарказма. Пройдите предложенные тесты, смотрите в глаза, отвечайте на вопросы нейтрально.
Кем видите себя через 5 лет? — Я стараюсь постоянно профессионально развиваться, осваивать новые технологии и расти как специалист. Если политика вашей компании подразумевает вертикальный рост, то мне было бы интересно стать ведущим разработчиком или тимлидом, чтобы применять свой опыт для развития проекта, если рост горизонтальный, то мне бы хотелось попробовать себя в команде Х. // Так вы показываете знание компании и нейтрально отвечаете на противный вопрос.
Все в SpaceX, там вас точно поймут!
Ваши отрицательные качества? — Я трудоголик, поэтому иногда сталкиваюсь с прокрастинацией, мне нужно полчаса-час, чтобы переключиться на новую задачу. В это время я продумываю схему её решения и риски. Так что может показаться, что в это время я немного бездельник (и усмешка). // Чего же тут негативного, а как искренне звучит!
Как вы относитесь к переработкам? — Всегда готов! // А там разберётесь.
У вас двое детей, они явно болеют, вы часто ходите на больничные? — Мы закаливаемся и стараемся болеть меньше. Но надо сказать, что сегодня больничный — не помеха: удалённая работа не мешает течению процессов, я классно её организую. Так что не вижу проблем. //Твёрдый ответ и готовое решение проблемы.
Если в вакансии есть какие-то требования к английскому языку, есть вероятность, что HR явит свой инглиш-иняз-финиш и начнёт говорить на языке. Это немного сбивает с мыслей, поэтому, если ваш уровень языка не очень уверенный, подготовьте заранее ответы на стандартные вопросы (можно найти в интернете и на Хабре (раз, два, три, четыре) и где угодно).
Обговорите сроки выхода на работу, если вы ещё не уволились с текущей: как показывает опыт, это может занять больше нормативных двух недель. Уточните, готовы ли вас подождать и поясните, почему это для вас важно. Даже если вы хотите пару недель отдохнуть и набраться сил, обозначьте это, огласив период до предыдущего отпуска (лучше, если он больше полугода).
Перед тем, как идти на собеседование, обязательно изучите компанию, продукты, отзывы, блог, блог на Хабре — так вы поймёте ценности и легко ответите на вопросы типа «что вы знаете он нас?». Я вот ни разу не HR, но как же мне было приятно слышать от соискателей, что продукт XYZ уверенно выглядит на рынке и у него классно реализована логика работы с ****. «Это же мой отдел придумал, мой!» — хотелось кричать и брать без тестового задания.
Позаботьтесь об одежде и внешнем виде. Это очень болезненная и щепетильная тема, потому что на вкус и цвет товарищей нет и кому-то понравится эмансипированная девушка в брючном костюме в лучших традициях Сен-Лорана, а кто-то ждёт прогера в джинсах и майке, а не в деловом костюме. Обычно для IT-компаний (если они без дресс-кода узнайте заранее) достаточно нейтральных вещей приятного цвета и фактуры (примерно то, что называется смарт-кэжуал, погуглите, кароч). Волосы должны быть чистыми, ногти аккуратными, дыхание свежим, макияж ненавязчивым, обувь чистой — но разве не так вы выглядите каждый день?
В принципе, задача минимум — не вызвать негатив, максимум — вызвать симпатию. Обязательно поблагодарите и спросите, когда следующий контакт.
▍На что обратить внимание на собеседовании: чёрные метки, белые метки
Деньги — самый сложный вопрос на собеседовании: от вас требуют ответа, сколько вы хотите и оценивают адекватность оценки своего уровня, вы боитесь услышать маленькую сумму. Обратите внимание, как HR-менеджер говорит о вилке в оплате труда, что рассказывает о бонусах и соц. пакете. Уточните, вся ли зарплата белая, если для вас это важно, — это нормальный вопрос в наше время. На вопрос о ваших зарплатных ожиданиях называйте сумму чуть больше, чем средняя по рынка в вашем регионе для выбранной позиции (узнайте заранее). Если у вас есть выдающиеся качества и жёсткий мотив требовать большую сумму, твёрдо объясните это, аргументируя мнение.
Спросите, сразу ли вы будете работать по трудовому договору. Если нет, семь раз подумайте, нужна ли вам эта работа.
Обговорите график, спросите, как организована отработка «сдвинутых» и «отгулочных» часов. Если за них берут деньги (aka штраф или депремирование), уходите, не оглядывайтесь — в этой компании ваше время и ваши потребности полный ноль. Обычно отработка запланирована в оверчасах на неделе или в выходные.
Обязательно спросите, кто будет вашим непосредственным руководителем, попросите показать кабинет или опенспейс. Если всё в порядке и в компании царит адекватная атмосфера, менеджер по найму сразу согласится или даже сам предложит вам небольшую экскурсию по офису.
Если дело пошло очень хорошо и HR-специалист к вам расположен, спросите, сколько он работает и нравится ли ему работа. По реакции вы сразу поймёте, насколько к вам искренне отнеслись и действительно ли всё так хорошо, как написано на сайте в разделе «Карьера» и «О нас».
Чёрные метки, которые вас должны насторожить:
▍Собеседуйте компанию — это вы им нужны!
Смена работы — важнейший шаг, который может определить ближайшие 5-10 лет вашей жизни. Поэтому отнеситесь к выбору с глубоким самоуважением, не бойтесь задавать вопросы. Составьте список заранее и тщательно их запомните (не читайте!). Часть вопросов мы уже обозначили выше, но повторю их здесь, чтобы вы могли скопировать их себе списком.
(Внимание! Эти вопросы являются рекомендацией, всегда нужно думать, в КАКУЮ компанию вы устраиваетесь, и возможно не все вопросы стоит озвучивать, часть их лучше разведать заранее или после общения с HR).
Если вы дошли до собеседование с техническими специалистами и/или руководителем, ваши шансы устроиться в компанию ощутимо возросли, и очень многое зависит от вас. Об этом, о муках выбора, об адаптации в компании и первых месяцах — в следующем выпуске. Постараемся не задерживать.
А пока домашнее задание: пересмотрите своё резюме, зарегистрируйтесь на «Моём Круге», проверьте социальные сети. И расскажите в комментариях, а как вы проходите HR?