навыки фасилитации что это
Консалтинговая группа Донских
Принципы и правила фасилитации
Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.
Что такое фасилитация
Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.
Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.
Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.
Кто такой фасилитатор
Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:
Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.
Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.
Отличие фасилитации от модерации
Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:
Пять правил фасилитации
Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач.
Существуют 5 правил фасилитации:
Техники фасилитации
Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:
Фасилитация в бизнесе
Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?
Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.
НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ: КОМУ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ
ПОЧЕМУ УМЕНИЕ ФАСИЛИТИРОВАТЬ ТАК ВАЖНО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
12 сентября 2001 года в моем расписании стоял тренинг по навыкам фасилитации для 150 руководителей государственного управления. Шокированная и напуганная произошедшим 9 сентября, я планировала отменить мероприятие. Могла ли фасилитация быть актуальной в настолько изменившемся мире? Но организаторы все-таки решили идти дальше и, пока я ехала до места проведения тренинга, я не могла понять, с чего начать.
Пока я ехала, я думала про себя: а что я так ценю в фасилитациях? Мне на ум пришло одно из ее определений: «искусство, которое позволяет каждому голосу быть услышанным». Вот тогда я и начала ощущать актуальность фасилитаций в изменившемся мире. Хотя сама по себе она не может привести к какому-то соглашению или договоренности между людьми с противоположными точками зрения, она помогает значительно облегчить совместную выработку какого-либо единого решения. Тогда, 12 сентября, я поняла, что фасилитация – это один из самых существенных инструментов поддержания мира, доступный каждому из нас.
Что такое фасилитация?
Корень слова «фасилитация» – это «facil», то есть «легкий». Значит, фасилитация помогает сделать что-либо более легким, простым. Вопрос, который я задаю участникам: «Сделать легче для кого?» Очевидно, не для фасилитатора, так как хорошая фасилитация может быть достаточно изнуряющей (даже если этого не видно остальным членам группы). Фасилитация включает в себя выявление и применение групповой мудрости, чаще всего, когда группа создает что-то новое или решает какую-то проблему. Чем легче фасилитатор добьется взаимопонимания в группе, тем легче придет необходимое решение.
Как говорят Сэм Кейнер и его коллеги в «Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making», «Очень многие группы не знают, как решить какие-то трудные проблемы самостоятельно. Они не знают, как выстроить общие рамки взаимодействия, так как очень редко понимают его истинное значение. Они боятся конфликтов и дискомфорта и изо всех сил стараются избежать их. При этом, избегая борьбы за отстаивание своей точки зрения, члены группы значительно снижают потенциал собственной эффективности. Им нужен фасилитатор».
Перефразировав Майкла Дойла, я могу сказать: фасилитатор – это тот, кто поддерживает огонь в процессе открытого, вовлеченного диалога участников. Что может быть более актуальным в наши дни?
Фасилитация как основная компетенция лидера
В своей книге «Facilitating With Ease» Ингрид Бенс говорит о фасилитации как об основной лидерской компетенции, в которой нуждаются организации на всех уровнях и в течение всего жизненного цикла. Современным лидерам приходится управлять постоянными изменениями. От них ждут эффективного сотрудничества, которое обеспечивает вовлеченность людей за счет стимулирования их активного участия и возможности взять на себя ответственность. Руководители могут соответствовать таким требованиям, только если владеют основами фасилитации.
Когда я начинала обучать навыкам фасилитации в середине 80-х гг., ее часто путали с групповой терапией или медитацией. Сейчас ее воспринимают как важный навык, необходимый каждому, кто всерьез заинтересован в развитии своих способностей управлять другими. Поле фасилитации само по себе стало более видимым и жизнеспособным. С конца 80-х у нее существует своя профессиональная ассоциация – Международная Ассоциация Фасилитаторов.
Власть фасилитатора в современном мире
Участники моих мастер-классов зачастую смущаются, когда слышат о власти, которой обладает фасилитатор. Они спрашивают: «Если фасилитатор стоит на нейтральной стороне, в чем заключается его власть?» Этот вопрос может быть задан только в той культуре, которая предельно узко трактует власть как знание, обращает слишком много внимания на процесс, а нейтральность приравнивает к пассивности.
Качество взаимодействия между людьми влияет на финальный продукт, который получает группа. Фасилитатор обладает колоссальной властью в управлении этим процессом. Он или она помогает членам группы слышать друг друга и быть услышанными. Чтобы обеспечить надежное решение, он или она помогает связать разные темы и идеи, возникающие в ходе совместной работы. Иногда играет роль дорожного регулировщика, который не дает одной точке зрения подавить другую, обеспечивает справедливость и сбалансированность всего процесса.
Эксперт по контенту и фасилитатор: разные типы власти
Эксперт по контенту | Фасилитатор |
Предоставляет информацию | Руководит процессом |
Обеспечивает правильными решениями | Задает правильные вопросы |
Фокус на содержании (контенте) | Фокус на результате |
Однонаправленная коммуникация | Разнонаправленная коммуникация |
Власть фасилитатора по своей силе зачастую равна власти эксперта по контенту, но все же это разные виды власти.
5 принципов современных фасилитаторов
Если мы в ходе обсуждения глубоко погружаемся в данные, информацию и посторонний шум, все большую роль играет умение вести продуктивный групповой диалог. Вот 5 принципов построения эффективного диалога:
1. Практикуйте «осведомленность»
Повышайте осведомленность как в материальных, так и в нематериальных вопросах, имеющих значение для группы. Развивайте свое умение следовать энергии группы. Слушайте, смотрите и чувствуйте, что происходит вокруг. А потом принимайте решение: вмешиваться или нет, и какие умения при этом применять.
2. Будьте зеркалом, а не магнитом.
Помогите группе почувствовать весь процесс, минимизируйте внимание к собственной персоне. Помните, что участники будут отражать ту энергию, вовлеченность и откровенность, с которой вы будете общаться с ними изначально.
3. Создайте ощущение безопасности.
Чем яснее процедура, тем безопаснее она кажется участникам. Ясно представьте себе и опишите, что и как будет происходить. Объясните результаты, выясните роли, представьте процессы, помогите группе сформировать общие правила поведения.
4. Практикуйте отстраненность.
Как нейтральный фасилитатор, вы можете стать мишенью для эмоций участников. Помните о своей нейтральной роли и следуйте ей. Не допускайте ситуаций, когда Вас что-то слишком задевает.
5. Фокусируйтесь на результате.
Ваша конечная задача – помочь группе достигнуть какого-то необходимого решения. Фокусируйте внимание участников на результат тогда, когда они полностью вовлечены и активно участвуют в обсуждении.
В наши времена плохих телешоу, стресса на дорогах, постоянных организационных изменений и прочих опасностей особенно важно слышать друг друга и быть услышанными. Именно поэтому люди, владеющие навыками фасилитации, управляют будущим!
Навыки для эффективной фасилитации: в чем заключается работа фасилитатора?
Как лидеры и организации создают самообучающуюся организацию? Только через создание мероприятий, где люди могут вместе:
Чтобы создать самообучающуюся организацию, необходимо иметь особого тренера, который имеет в наличии особый склад ума и соответствующий набор качеств.
В чем заключается работа фасилитатора?
Задача фасилитатора – помочь каждому участнику думать. Создать среду, в которой поощряется участвовать в работе, понимать точку зрения окружающих и разделять ответственность. Во время работы фасилитатор группы помогает участникам искать решения и строить сбалансированные договоренности.
В некоторых группах такого вида помощи не потребуется. Например, в тех, где на собраниях зачитывается информация, делаются сообщения и доклады. Или в группах, которые встречаются регулярно, чтобы обсудить плановые решения стандартных проблем, например, расписание. Такие вопросы решаются без фасилитации.
Как насчет сложных вещей? Группа, занимающаяся запуском новой линейки товаров, состоит из службы дизайна, маркетинга, изготовления и клиентского сервиса. Несмотря на общую цель – высокие продажи, рамки ответственности у них отличаются.
То, что кажется разумным одному члену группы, потребует много дополнительных трудозатрат от другого участника. И стили межличностного общения также будут отличаться.
В подобных ситуациях участники добьются принятия конструктивных решений, если воспользуются приемами фасилитации. Это делает тренер, который может помочь лидеру встречи, используя фундаментальные принципы групповой фасилитации.
Достаточно ли распространено в Вашей организации фасилитационное мышление?
Тренер или фасилитатор… В чем разница?
Тренинги и фасилитация – 2 разные вещи. Они потребуют некоторых общих и некоторых умений, которые отличаются. Тренер – часто является экспертом по содержанию, а фасилитатор – эксперт по ведению процесса. Тренер использует формат лекции, следит за тренировкой навыков, исправляет ошибки учеников.
Фасилитатор ведет дискуссии и помогает участникам научиться из личного опыта. Тренер ведет обсуждение о содержании курса; фасилитатор больше фокусируется на процессе обсуждения. Тренинг фасилитационных навыков часто включает навыки проведения тренингов.
Вот некоторые из отличий между фасилитатором и тренером:
Акцент делается:
Внимание уделяется:
Знания, которые нужны, включают в себя:
Компетенции включают в себя:
Какую из этих двух ролей Вы чаще играете в организации: фасилитатор команды или тренер?
Навыки фасилитации: Что должен делать каждый фасилитатор и что делать нельзя!
Хотя задачи фасилитатора могут отличаться, есть 10 ключевых техник, которые опытные специалисты используют, чтобы управлять работой группы:
Сколько из этих навыков Вы используете, когда проводите фасилитационные встречи? Какие из них теперь сможете добавить, чтобы сделать работу эффективной?
Есть некоторые вещи, которые опытные фасилитаторы не делают.
Как избежать таких ошибок – вопрос, который должен быть включен в любой тренинг по навыкам фасилитации.
Станьте лучшим фасилитатором: помогайте проведению встреч и обсуждений!
Обучение через дискуссию проходит тогда, когда участников заставляют думать. Командные фасилитации будут эффективными, если Вы будете использовать следующие техники:
Шаг 1:
Начните дискуссию с постановки цели перед участниками, расскажите, о чем они будут говорить, как будет проводиться обсуждение.
Шаг 2:
Способствуйте процессу обсуждения с помощью вопросов и оценки ответов. Помогайте участникам подвести итоги главных моментов обсуждения.
Шаг 3:
Просите участников поделиться реакцией на то, о чем говорили, во время ответов на вопросы. Вопросы направлены на то, чтобы узнать, что произошло с ними или окружающими во время обсуждения.
Шаг 4:
Попросите участников определить понятия из обсуждения во время ответов на вопросы. Вопросы выявляют, чему участники научились, до какой степени достигнуты цели встречи.
Шаг 5:
Попросите участников использовать то, что они узнали нового на обсуждении. Вопросы нацелены на то, чтобы помочь использовать новую информацию в рабочих ситуациях.
На дискуссии фасилитатору не полагается выступать техническим экспертом. Также, не высказывайте своего мнения. Итогом дискуссии должен быть продукт размышлений участников группы. На результатах не должно остаться «отпечатков пальцев» фасилитатора.
Как не вступать в дискуссию и оставаться в роли фасилитатора?
Опытные специалисты используют набор приемов, чтобы помочь группе понять общие цели и помогают их достигать. Каждый тренер имеет собственный стиль и подход. Именно этот подход делает возможным вклад фасилитатора в общий процесс.
Что такое фасилитация и как она работает
Три главных проблемы традиционных совещаний
Представьте себе обычную планерку или летучку. В абсолютном большинстве коллективов она выглядит следующим образом:
Никакого реального вовлечения сотрудников в совещание просто нет, брейн-шторма не происходит. Внедрение гибких методологий вроде Scrum иногда позволяет исправить ситуацию, но во многих случаях оказывается просто сменой формы, а эффективность совещаний остается на драматически низком уровне.
Почему так происходит
В основе всех перечисленных проблем лежат три фактора:
Об этих факторах все знают, практически все осознают их негативное влияние — тем удивительнее, что очень малое количество руководителей уделяют хоть какое-то внимание исправлению ситуации. Между тем разрешить все перечисленные сложности достаточно просто: воспользуйтесь фасилитацией.
Что такое фасилитация и как она работает
Фасилитация — это метод проведения совещаний, позволяющий повысить их эффективность до максимальной. Суть заключается в том, чтобы устранить препятствия к обмену идеями и вовлечь в обсуждение абсолютно каждого сотрудника. Достигается это при помощи введения роли фасилитатора — организатора совещаний, который решает следующие задачи:
Таким образом, фасилитатор создает необходимые для командного взаимодействия условия, устраняя перечисленные ранее проблемы. При этом, в отличие от Scrum и других гибких методологий, фасилитация не требует полной перестройки бизнес-процессов компании, на нее не нужно тратить месяцы: вы можете все изменить прямо здесь и сейчас. Такая универсальность делает метод отличным выбором, если нет ясности, с чего именно начать.
Фото: Fauxels/Pexels
Пример работы фасилитатора
Все, что перечислено выше, выглядит достаточно очевидным: важно записывать мнения, сохранять нейтральную позицию, разрабатывать план, формулировать цели — задачи понятны, так почему они не решаются на практике без посторонней помощи? Причина в отсутствии структурированного подхода и недостатке информированности об инструментах организации совещания.
Возьмем для примера типовое совещание с темой «План работ на следующую неделю» — часовую летучку, которую проводят многие компании. Пусть в нем участвуют десять человек, по одному от каждого департамента. Уверен, что уже через полчаса после начала будет следующая картина:
Продуктивность такого совещания очень низкая: час времени потрачен, но на реальную работу по ключевым вопросам из этого часа пришлось минут десять. Причина заключается в том, что однообразная активность — «один говорит, остальные слушают» — быстро утомляет. Так устроен человеческий мозг: чтобы сохранять концентрацию и работоспособность, нам нужно менять форматы деятельности.
Зная это, фасилитатор чередует разные виды активности:
Чередуя эти форматы между собой, вы будете поддерживать энергию сотрудников и их вовлеченность на высоком уровне. И это только четыре инструмента: простые, понятные, но ими практически никто не пользуется. Вообще все методы фасилитации выглядят простыми, но только после того, как вам о них расскажут. В этом главное преимущество методологии: ее очень легко применять.
Кому нужна фасилитация
Я прошел обучение по фасилитации в 2015 году, аккредитовался на тренера по фасилитации в 2017-м и провел переаккредитацию с учетом перехода на удаленную работу из-за пандемии коронавируса в 2020-м. Вот несколько примеров из моей практики и со слов руководителей, которых я обучил:
Мы проводили исследование удовлетворенности руководителей качеством и результатами традиционных встреч, и результаты были неутешительные: 70% считают, что встречи затягиваются, не доходят до цели или теряют в качестве решений. Если вы входите в эти 70%, фасилитация — ваш выбор. Займитесь своими совещаниями по-настоящему, превратите их в событие, на которое хочется попасть, в котором хочется поучаствовать, — и вы увидите, как продуктивность ваших сотрудников вырастет на порядок.
Больше текстов об экономике и финансах — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Простое руководство по фасилитации: как к ней подготовиться и чего избегать
Что делать, если дискуссия заходит в тупик, работа стопорится, а члены команды конфликтуют друг с другом? Лучший выход — устроить фасилитационную сессию. Что это такое расскажем в этой статье.
Что такое фасилитация
«Слово «фасилитация» происходит от английского facilitate — «облегчать», которое очень точно отражает суть процесса: первая задача фасилитатора — облегчить диалог, дискуссию, помочь сделать ее конструктивной».
Фасилитатор — хороший переговорщик и психолог, который умеет настроить команду на общение и помогает разрешить все внутренние конфликты. Но фасилитация действенна не только в стрессовых ситуациях. Она помогает бизнесу понять, какова миссия компании, какой ее видят сотрудники, какие новые направления можно развивать.
Цели фасилитации
Согласно руководству по фасилитации Стэнфордского университета, ведущий должен:
Как подготовиться к фасилитации
Выберите ведущего. Важно не только то, что ваш кандидат разбирается в нужной теме и остается объективным, но и то, как его принимают члены группы.
Узнайте себя поближе. Ответьте на следующие вопросы:
Определите цели сессии.
Сделайте план обсуждения: определите размер группы, попробуйте понять, насколько участники знакомы и близки между собой, решите, будет ли разговор в формальном или неформальном тоне. Запланируйте, когда именно вы коснетесь ключевых моментов обсуждения.
Обратите внимание на место, в котором вы планируете провести сессию: оно должно быть достаточно удобным для того, чтобы все участники могли общаться друг с другом, а не только с вами. Подсказка: люди, сидящие кругом, склонны больше разговаривать друг с другом, а не сосредотачиваться на фасилитации.
Подготовьте несколько интересных вопросов, чтобы начать обсуждение, а также материалы, которые вам могут для него понадобиться (доска, маркеры, бумага).
С чего начать сессию
Познакомьте участников с целью и структурой обсуждения, убедитесь, что все одинаково понимают, о чем будет сессия, когда она закончится и что за ней последует. Например: «Сегодня мы обсудим конфликт между отделом А и Б. Мы будем говорить в небольших группах в течение часа, затем потратим еще полчаса на общую дискуссию. Мы закончим в 17:00 и любой, кто захочет продолжить обсуждение, может остаться. Если заинтересованных будет много, мы продолжим наше обсуждение в четверг в 15:00».
Объясните свою роль фасилитатора — человека, который должен оставаться нейтральным и объективным, целенаправлено развивать обсуждение и создавать комфортную среду, в которой каждый может принять участие в разговоре. Это не означает, что вы сами нейтральны по отношению к объекту обсуждения, но, как фасилитатор, должны таким оставаться в группе.
Выберите нужный тон. Очень важно создать безопасную и открытую среду, в которой остальные чувствуют, что могут честно поделиться своими взглядами.
Например: «Я здесь, чтобы помочь вам обсудить эту тему. Мы собрались, чтобы научиться друг у друга чему-то новому, понять, как и что каждый из нас думает и чувствует. Чтобы достичь этого, мы должны постараться установить связь друг с другом. Моя задача — помочь вам провести обсуждение, в котором все мнения будут высказаны в безопасной и комфортной обстановке. Это не значит, что у нас не будет противоречий и даже некой напряженности, но я надеюсь, что вы будете открыто высказывать свое мнение. Я понимаю, что это вызов самим себе — поделиться своим наболевшим, внутренними проблемами и показать уязвимые места, поэтому каждый из участников должен следовать определенным правилам дискуссии, чтобы не задеть оппонентов».
Попросите участников представиться и немного рассказать о себе.
Установите основные правила и обязательно уточните у группы, все ли могут их придерживаться. Вот несколько вариантов:
Во время фасилитации
Оставайтесь нейтральными. Обычно фасилитаторы не высказывают своего мнения, а помогают членам группы делиться своим. Ваша роль — способствовать обсуждению в группе, но если у вас есть ценные идеи, которые могут помочь, попросите кого-то еще выступить в роли фасилитатора, а сами примкните на время к группе.
Учитесь слушать, а не говорить. Избегайте высказывать «экспертное мнение». Даже если участники обсуждения обратятся к вам за советом, постарайтесь не давать ответ сразу, а для начала вынесите его на общее обсуждение. Постарайтесь не задевать собственных триггеров — вопросов или тем, которые вызывают у вас большой эмоциональный отклик.
Контролируйте процесс. Еще одна из ваших задач — признавать вклад участников группы в обсуждение. Благодарите за выдвинутые идеи, обращайте внимание, если человеку трудно дается участие в общем разговоре. Несколько действенных техник контроля обсуждения:
11 частых проблем
Безусловно, ни одна сессия не может пройти идеально, как бы вы ни готовились. Мы постарались разобрать несколько главных проблем, с которыми вы можете столкнуться.
Книги, которые расскажут, как стать фасилитатором
2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены