навыки фрилансера новичка пример
Как стать фрилансером: руководство для начинающих
Рынок фриланса растет. За 2020 год согласно исследованию PWC Россия вошла в первую десятку стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. Рассказываем, как стать фрилансером с нуля без опыта, где искать заказчиков и куда идти учиться, чтобы зарабатывать в интернете.
Содержание
Кто такой фрилансер
Фрилансер — внештатный специалист, который самостоятельно ищет клиентов и может совмещать работу сразу в нескольких проектах.
Часто понятия «фрилансер» и «удаленный сотрудник» используют как синонимы, но это не так. В отличие от фрилансера, удаленный сотрудник официально трудоустроен в одну компанию и работает по нормированному графику. Фрилансер же сотрудничает с разными клиентами и устанавливает график работы сам для себя.
Плюсы и минусы фриланса
Плюсы
Преимущества фриланса, из-за которых в него стремятся попасть люди из найма:
1. Работа из любой точки мира. Для работы потребуется только компьютер и выход в интернет. Можно не ждать отпуска, чтобы путешествовать. Вы свободно передвигаетесь по миру без привязки к конкретному городу.
2. Сами устанавливаете график работы. Если вы сова и любите начинать работу во второй половине дня, на фрилансе это возможно. Вы сами формируете свой график работы, главное — укладываться в дедлайны, поставленные клиентом.
3. Можно работать с заказчиками со всего мира. На фрилансе вы не ограничены географией работодателя. Вы можете сотрудничать с заказчиками из других городов и стран.
4. Много интересных проектов. Для тех, кто не любит рутину, разнообразие проектов и задач позволяет постоянно быть в динамике.
5. Нетворкинг. На фрилансе нужно постоянно общаться с новыми людьми на разных проектах. Вы приобретаете большой круг полезных знакомств.
Минусы
При переходе на фриланс многие забывают про его минусы. Их важно учитывать, чтобы не разочароваться и не опустить руки в первое время работы:
1. Высокая конкуренция среди фрилансеров. Без хорошего портфолио сложно получить заказы. Необходимо постоянно развиваться, проходить курсы, пополнять портфолио, чтобы конкурировать на рынке.
2. Заработок напрямую зависит от трудоспособности. Здесь нельзя отсидеть часы, как на обычной работе и потом получить зарплату. Сколько поработал, столько и заработал. Приходится работать больше и усерднее, чем в найме.
3. Нет оплачиваемых отпусков и больничных. Многие фрилансеры начинают гнаться за проектами и боятся уйти в отпуск, потому что тут же теряют в заработке. На этот случай придется запланировать отдельный бюджет и учиться договариваться с клиентами.
4. Нет гарантий. Вам может попасться нечестный заказчик. На фрилансе никто не гарантирует, что вы получите деньги за свою работу.
Как стать фрилансером с нуля
Накопите финансовую подушку
Первые несколько месяцев вам придется потратить на создание портфолио, поиск заказчиков и наработку навыков, поэтому зарабатывать вы начнете не сразу. Кроме того, на фрилансе всегда есть риски: отсутствие заказов, недовольство заказчиков работой и возврат денег, периоды болезни и другие. Чтобы на что-то жить это время, вам нужна финансовая подушка.
Лучше запасти денежные средства на ближайшие 3-4 месяца. Ниже пример таблицы, по которой вы можете посчитать, сколько денег вам потребуется для комфортной жизни в месяц.
Категория бюджета | Расходы в месяц |
Жилье | |
Питание | |
Транспорт | |
Здоровье | |
… | |
Итого: |
К полученной сумме прибавьте 20-30% на непредвиденные расходы. При подсчете у вас получится примерный размер финансовой подушки на месяц.
Составьте распорядок дня
Когда вас никто не контролирует, очень легко начать откладывать задачи на вечер, на завтра, на послезавтра. Таким образом, вы рискуете сорвать дедлайны и сделать работу некачественно. Кроме того, что вы не получите деньги за свою работу, еще и испортите репутацию, которая на фрилансе особенно важна.
Здесь вам придется взять себя в руки и заняться самоорганизацией. Как выстроить свой рабочий день и какие сервисы использовать для планирования, читайте в нашей статье «Тайм-менеджмент против переработок и стресса. Базовые принципы и инструменты управления временем».
Оцените стоимость своей работы
Самое сложное на фрилансе — установить адекватные цены за свою работу. На что следует опираться при создании прайса?
Учитесь общаться с клиентами
Чтобы комфортно работать на фрилансе, учитесь вести переговоры и продавать свои услуги. Вас могут попытаться опустить по цене, предложить невыгодные условия работы, если вы не сможете донести ценность того, что делаете.
Сократить разногласия по выполненной работе между вами и заказчиком поможет бриф. Что это такое и как его составить, читайте в нашей статье «Для чего нужен бриф и как он поможет в работе с заказчиком».
Книги, которые помогут вести переговоры и договариваться с клиентами:
А еще договориться о взаимовыгодном сотрудничестве с клиентом вам поможет наша статья «Как вести переговоры и добиться взаимовыгодных отношений».
Продвигайте свои услуги
Лучший способ продвижения своих услуг — качественно выполнять работу. Тогда у вас будет «сарафанное радио» и поток лояльных клиентов. Но чтобы создать такой поток, нужно время и заказчики.
Чтобы привлекать клиентов, заведите блог в соцсетях, начните рассказывать о своей работе, делитесь кейсами и отзывами. Используйте мультиссылки — мини-вариант лендинга, где собрано описание ваших услуг, ссылки на соцсети, отзывы клиентов или прайс.
Пример мультиссылки дизайнера
Мультиссылку можно разместить в шапке профиля Instagram, в описании вашей страницы на Facebook или Vkontakte. Создать мультиссылку вы можете бесплатно в конструкторе SendPulse.
Конструктор мультиссылок от SendPulse
Еще один вариант продвижения услуг — чат-боты. С помощью них вы можете рассказать клиентам о своей работе, делиться полезными материалами и собирать заявки. Пример того, как фрилансер может продвигаться с помощью чат-бота, бот ведущего мероприятий Ивана Сорокина в Telegram: @Sorokinved_bot.
Чат-бот ведущего мероприятий в Telegram
Создать чат-бота в Facebook Messenger, WhatsApp, Telegram и ВКонтакте вы можете самостоятельно без помощи программиста в конструкторе чат-ботов от SendPulse.
Откройте для себя чат-бота
Выстраивайте автоворонки продаж и отвечайте на вопросы пользователей с помощью чат-бота в Facebook, VK и Telegram.
Как перейти на фриланс: советы от опытных фрилансеров
Выберите направление
Определите, что вы умеете и в каком направлении хотите развиваться на фрилансе. Растите в одной конкретной специализации. Например, дизайн или программирование. Так вы быстрее станете экспертом и получите хорошие заказы. Берите проекты и учитесь в процессе.
Сформируйте портфолио
Если совсем нет никакой базы, я всегда рекомендую простой алгоритм: несколько бесплатных проектов для портфолио. Когда у вас появится небольшой опыт, можно взять несколько условно-бесплатных задач за символическую плату. И только после этого — первые платные заказы.
Работайте напрямую с заказчиками
К биржам у меня отношение двоякое. Если человеку спокойнее начинать работать без коммуникации, почему нет. Есть задача, есть отклик и особо ничего не теряешь. Завалил задачу — ушел на другую биржу.
Но если хочется сразу влиться в поток, стоит работать напрямую с заказчиками. Так ты учишься оставлять толковые отклики, общаться и договариваться с клиентами. Начинаешь понимать принципы работы.
Камила Велиева, графический и веб-дизайнер, фрилансер
Делайте как можно больше касаний с потенциальными клиентами
Откликайтесь на вакансии в Telegram чатах, пишите сообщения с коммерческими предложениями в соцсетях и на почту. Чем больше касаний, тем больше шансов на успех.
Я советую начинать с Telegram чатов, их множество. Есть тип чатов, где ты пишешь небольшую самопрезентацию и клиенты сами тебя находят. Еще есть чаты, где публикуются вакансии от заказчиков и тебе нужно откликнуться. Здесь важно грамотно себя подать. Не нужно писать в ответ на вакансию: «Здравствуйте, еще актуально?». Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Как digital специалисту правильно откликаться на вакансии».
Ещё один вариант поиска клиентов — Instagram. Выбираете нишу, с которой вам будет интересно работать. Например, спорт, психология, косметология. Ищете экспертов в этой нише и пишете им в директ сообщение с предложением о сотрудничестве. Важно, чтобы на вашем аккаунте была хоть какая-то информация о том, чем вы занимаетесь.
Выстраивайте личные границы
На фрилансе можно столкнуться с людьми, которые не соблюдают личные границы.
Клиент может тебе написать/позвонить в 2 часа ночи и попросить что-то срочно сделать, внести правки. Это нормально, если ты работаешь в таком графике, но если твой рабочий день, например, с 12:00 до 20:00, лучше предупредить об этом клиента еще в начале сотрудничества. Я взяла в привычку включать «бесшумный режим» на телефоне, когда мой рабочий день окончен.
Почему важно выстраивать личные границы с клиентами? Потому что если этого не делать и бежать на помощь каждый раз, когда от тебя чего-то ждут, совсем скоро выгорание станет твоим лучшим другом.
Вообще советую задать себе вопросы: «С кем я хочу работать, а с кем точно не стану? Кто мой идеальный клиент?». Тогда вы и самоценность свою поднимете и сами для себя определите личные границы.
Где искать заказчиков: популярные фриланс-площадки
Биржи фриланса
Weblancer — биржа фриланса для специалистов разных направлений. Можно найти заказы в сфере веб-дизайна, программирования, SEO, копирайтинга, бухгалтерии и многих других. Чтобы подавать заявки на заказы, нужно зарегистрироваться. На платформе предлагается заполнить портфолио — оно повышает шансы найти работу. Заказчики смотрят на портфолио при выборе исполнителя.
Страница с активными заказами на бирже Weblancer
Не на все заказы стоят фиксированные цены. Вы сами устанавливаете цены за свою работу на некоторых проектах. Также есть возможность выводить заработанные деньги не только на онлайн-кошелек WebMoney, но и на банковскую карту Visa/Mastercard. Комиссия сервиса — 5% от суммы сделки.
Kwork — фриланс маркетплейс, где вы сами размещаете услуги на виртуальной витрине. Для получения заказов нужно зарегистрироваться на сервисе и для каждой своей услуги создать кворк — карточку с описанием услуги.
Так выглядит карточка с описанием услуги на платформе Kwork
У такого формата есть минус. Когда вы разместили карточку в каталоге заказов, вы уже не сможете отказаться от работы, после того, как клиент нажал «Заказать».
Комиссия сервиса при заработке до 30 000 рублей — 20%, от 30 000 до 300 000 рублей — 12%, выше 300 000 рублей — 7,5%. Вы устанавливаете комфортные для себя цены на услуги с учетом комиссии сервиса.
FL — сайт для начинающих фрилансеров. Здесь найдется работа для специалистов из разных областей. Есть проекты для маркетологов, дизайнеров, разработчиков, фотографов. Чтобы приступить к выполнению заказов, пройдите регистрацию и заполните портфолио.
Страница с задачами для фрилансеров на сайте FL
Очень удобно, что сразу после регистрации сервис делает подборку заказов по вашей специализации. Есть минус — чтобы заказчики увидели ваш отклик, нужно приобрести аккаунт PRO, который стоит 1000 рублей в месяц.
Upwork — международная биржа фриланса. Работа в сервисе разделена по категориям: «Разработка», «Дизайн», «Финансы», «Техподдержка», «Копирайтинг», «Юридические услуги», «Продажи и маркетинг». Есть проекты с почасовой и фиксированной оплатой. Комиссия сервиса — 20%. Если с одного клиента вы суммарно заработали 500 долларов, комиссия снижается до 10%. Чтобы комиссия была 5%, вам нужно суммарно заработать 10 000 долларов с одного клиента.
Категории с заказами на бирже Upwork
Механизм работы такой же как на всех биржах. Вы регистрируетесь на платформе и начинаете откликаться на проекты в интересной для вас категории. При выборе исполнителя заказчики изучают ваше предложение и профиль, поэтому нужно грамотно заполнить личную страницу.
Freelancer — еще одна известная международная биржа фриланса. Можно найти заказы в самых разных тематиках. От простых задач типа рассылки сообщений в мессенджере до создания приложений и чат-ботов. Для поиска работы необходимо зарегистрироваться, заполнить профиль и указать свои навыки. В соответствии с ними сервис подберет подходящие для вас проекты.
На бирже также можно размещать работы на «витрине», так заказчики могут сами найти подходящего исполнителя
Комиссия сервиса как для проектов с фиксированной стоимостью, так и с почасовой оплатой — 10%. Есть дополнительные платежи «по желанию». Например, если вы хотите, чтобы ваша заявка на проект была выделена цветом, придется заплатить 0,50 долларов.
Fiverr — площадка для фрилансеров со всего мира. Особенность этой биржи в том, что не заказчики размещают свои задачи, а фрилансеры размещают свои услуги. Категории, в которых можно разместиться: «Дизайн», «Маркетинг», «Копирайтинг и переводы», «Видео и анимация», «Музыка», «Разработка», «Работа с данными», «Бизнес», «Образ жизни».
Предложения фрилансеров в категории Social Media Management на бирже Fiverr
Размещение услуг бесплатное, но сервис забирает себе 20% от каждой сделки. После заполнения профиля вам предложат пройти бесплатный онлайн-курс о том, как продавать свои услуги на бирже.
Guru — международный фриланс-сервис. Чтобы подать заявку на проект, нужно зарегистрироваться. Бесплатно можно отправить 120 откликов в год. Если хотите откликаться чаще, придется приобрести платный тариф. Всего их четыре. Базовый тариф Basic+ стоит 8,95 долларов в месяц, а самый продвинутый Executive — 39,95 долларов в месяц.
Страница с поиском заказов на бирже Guru. Можно задать нужную категорию, выбрать минимальную границу оплаты и другие параметры
Чем выше тариф, тем больше откликов можно сделать и тем меньше комиссия сервиса. Например, на бесплатном тарифе вы будете отдавать бирже 8,95%, а на тарифе Executive — 4,95%. Кроме того, вам регулярно придется подтверждать свою квалификацию прохождением тестов, за которые тоже нужно платить. Продвинутые тарифы дают вам возможность делать это бесплатно.
Telegram каналы с вакансиями
WORK ON — канал с вакансиями для фрилансеров. Много вакансий, связанных с соцсетями. Например, менеджер блогера или сторисмейкер. Есть предложения для таргетологов, дизайнеров, копирайтеров. Помимо вакансий, на канале размещают резюме. Разместить свое резюме можно, написав администратору канала. Стоимость размещения — 450 рублей.
Freelance Choice — медиа с вакансиями для копирайтеров, SMM менеджеров, журналистов и редакторов. Здесь есть не только предложения от заказчиков, но и полезные материалы для пишущих, анонсы творческих конкурсов и новости по маркетингу и редактуре.
Фриланс Таверна — канал с проектами для фрилансеров из разных ниш. Есть вакансии для верстальщиков, дизайнеров, менеджеров по продажам, копирайтеров, контент-менеджеров, разработчиков и других специалистов. На канале можно разместить свое резюме. Стоимость публикации — 600 рублей.
После размещения резюме остается на канале навсегда. Если вы поставите тег с вашей специализацией, например, #копирайтер, заказчик сможет в любое время найти вас в поиске.
Текстодром — агрегатор вакансий для копирайтеров, редакторов, SMM, SEO, PR, переводчиков и журналистов. Ежедневно утром и вечером на канале публикуют новые проекты. Также у агрегатора есть свой блог с полезными статьями.
Норм работа — канал с вакансиями для фрилансеров и удаленщиков, много предложений на полную занятость. Задачи и проекты очень разнообразные, но больше всего вакансий на канале размещают для копирайтеров, маркетологов, SMM специалистов и менеджеров по продажам.
Резюме
Если вы решили стать фрилансером, вот несколько советов:
Какие навыки следует указать в своем резюме фрилансеру
Очень часто работая на фрилансе, человеку приходится сталкиваться с поиском работы. Это происходит постоянно и к этому нужно просто привыкнуть. Вы никуда не денетесь от того, чтобы в очередной раз писать заявку и предлагать сотрудничество одному из заказчиков. В противном случае, вам придется просто сидеть без работы. В этом и есть отличие фриланса от офисной работы, здесь никто сам не будет искать вам работу. Нужно делать это самостоятельно. Причем, чем быстрее вы научитесь этому, тем лучше вам?
Какие навыки необходимо освоить фрилансеру для удачного поиска работы?
Если вы не хотите чтобы поиск нового проекта в работу на фрилансе для вас был пыткой или какой-то проблемой, вам нужно освоить некоторые навыки. К таким, к примеру, относятся:
Для получения работы очень важно также правильно создать первое впечатление о себе, которое у человека сложиться при первом посещении вашего профиля. Обратите особое внимание на этот шаг. Ведь если человек уже заинтересовался вами и перешел в ваш профиль, вам нужно просто удержать его и показать, что он нашел правильного специалиста.
Что нужно продемонстрировать в своем профиле?
Профиль фрилансера – его лицо. Нужно понимать это и следить за тем, чтобы всё было сделано правильно, максимально подробно описывало вас и подходило под требования для специалиста вашей предметной области. Особое внимание следует обратить на портфолио, свои навыки и описание.
Портфолио фрилансера играет огромную роль в его трудоустройстве. От того, какого уровня проекты будут там показаны и какой опыт действительно хороших и реальных проектов есть у фрилансера, напрямую зависит ваша возможность получить хороший и дорогостоящий проект. Хорошим портфолио считается то, где собраны реальные проекты фрилансера, где он показывает недавно выполненные работы, указывает их стоимость, сроки и сложность. Это должны быть работы, которые демонстрируют определенные ваши навыки, которыми вы можете похвастаться или выделиться на воне остальных фрилансеров.
Какие навыки стоит указать фрилансеру?
Для любого специалиста фриланс бирж важно правильно составить список своих навыков и умений. Очень важно расставить их в правильном порядке, подобрать именно те, что вам необходимы, и показать себя, таким образом, с хорошей стороны.
В числе первых нужно отметить те навыки, которые являются ключевыми для вашей специальности. Нужно указать то, что любой специалист вашей области должен знать. Так вы покажете, что вы действительно можете называться специалистом данной предметной области, и для вас не составит труда выполнить необходимые задания.
Следующими следует указывать те навыки, которые являются особенно актуальными на данный момент. Это может быть какая-то новая технология или подход к вашей работе. Что-то такое, что сейчас усердно используется и практикуется, однако знакомо далеко не всем специалистам. Так вы покажете, что вы следите за новинками своей сферы деятельности и пытаетесь оставаться на волне изменений, которые относятся к вашей профессии.
Дальше следует указать то, что является дополнительными и также необходимыми для работы навыками. Это могут быть какие-то приемы для улучшения работы, для уменьшения срока ее выполнения, для более быстрой работы над проектом и так далее. После этого нужно указывать все остальные навыки, которыми вы владеете. Не стоит оставлять место свободным. Хорошо подумайте о том, что вы умеете и о чем могли бы рассказать. Даже если заказчик не будет читать всё, что вы напишете, большое количество навыков у вас уже сложит о вас хорошее впечатление.
Немаловажно также правильно составить описание себя как специалиста. Продумайте то, чем вы отличаетесь от других фрилансеров. Что именно делает вас лучшим кандидатом, среди сотен других, желающих взяться за выполнение данного проекта. Найдите что-то, что будет вашей фишкой, от чего вы сможете отталкиваться и чем сможете привлекать людей. Не так важно, что это будет, главное чтобы у вас была какая-то особенность, и вы могли ее уверенно назвать.
Также вы можете указать личные качества. Однако не стоит писать что-то банальное вроде «пунктуальный», «позитивно настроенный» или «целеустремленный». Нужно указывать то, что действительно может пригодиться в работе. «Придерживаюсь сроков», «сдерживаю обещания», «быстро учусь» уже звучат более информативно для данной ситуации.
Когда после множества бессонных ночей диплом, наконец, готов, хочется сдать его и забыть. Но так просто университет от студента не отстанет. Ведь полный текст диплома читал только научный руководитель, а оценивать его соберется целая комиссия. Поэтому во многом именно от того, как студент защитит диплом, зависит его оценка.
Итак, в чем же заключается успешная защита?
Структура речи
Конечно, что именно говорить на защите зависит главным образом от темы дипломной работы и от того, что конкретно в ней написано, но существуют общие рекомендации, которые подойдут для всех.
С одной стороны кажется, что речь к диплому написать гораздо проще, чем сам диплом. Однако качественная речь это умелая выжимка из работы, а также грамотное ее преподнесение. И часто бывает так, что диплом написан на высший балл, а студент получает оценку хуже. Поэтому, если существует неуверенность в своих силах, можно заказать речь у нас на сайте. И тогда исчезнет вероятность провала из-за плохой речи. Ведь мы даем двадцатидневную гарантию на работу, и если вас что-то не устроит – вы можете бесплатно потребовать от автора доработать заказ. Мы заботимся о том, чтобы студенты оставались довольны, поэтому если и в окончательном варианте работа не удовлетворяет заявленным требованиям – вы получите назад свои деньги.
Формальные требования
При написании речи к дипломной работе необходимо также учитывать, что существуют и чисто формальные требования.
Конечно, это лишь рекомендации, и никто не заставляет строго им следовать. Однако отбрасывание некоторых позиций во время защиты создаст дополнительные вопросы от аттестационной комиссии, которая не всегда настроена лояльно. Поэтому лучше всего продумать все возможные вопросы и дать на них ответы заранее в защитной речи. Тогда у преподавателей останется минимум вопросов, и они будут благодарны за сохраненное время.
Hard и soft skills: какие навыки необходимы для успешной карьеры в digital-сфере
Работа в digital — это карьерные перспективы, востребованность и достойный заработок, большой выбор направлений: SMM, менеджмент, аналитика, разработка, SEO, копирайтинг. Но чтобы стать высокооплачиваемым digital-специалистом, важно развивать и «твердые», и «мягкие» навыки. Давайте подробно остановимся на этих понятиях, а также узнаем, какие скилы нужны авторам-фрилансерам.
Чем отличаются между собой hard и soft skills
Hard skills — «жесткие» умения и навыки, которые нужны для выполнения конкретных профессиональных задач, их можно измерить. Обычно они перечисляются в объявлениях о поиске специалиста, в разделе требований к кандидату.
Soft skills — «мягкие» навыки — личные качества, которые приобретаются с опытом. Это универсальные компетенции, например возможность выстраивать комфортные отношения с коллегами и руководством, способность выходить из конфликтных ситуаций, управлять своими эмоциями для решения практических задач, креативно мыслить.
Развивать в себе «мягкие» навыки не проще, чем «твердые». Для освоения последних требуется интеллект, они приобретаются в процессе учебы и подтверждаются дипломами, сертификатами. Что касается soft skills, то они формируются на личном опыте, оценить их гораздо сложнее — для этого необходимо индивидуальное психологическое тестирование.
Чтобы не только занимать желаемую должность, но получать удовольствие от работы, важно уметь сочетать и те, и другие навыки. Однако зарубежные исследования (например, фонда Карнеги Мелона и SRI International) показывают, что «мягкие» навыки в сфере IT, продаж, бизнеса, творческих профессий гораздо важнее, чем «жесткие». Хотя последние и выступают основой для получения той или иной работы, успех зависит от них только на 25%.
Soft skills, необходимые для работы в digital-сфере
Также важны ответственность, умение соблюдать дедлайны, широкий кругозор, порядочность, вежливость. Конечно, на одних только «мягких» навыках продвинуться по карьерной лестнице нельзя — важно иметь и hard skills.