навыки и компетенции 21 века в образовании

Навыки и компетенции учащихся 21 века.

Доклад к семинару «Навыки и компетенции учащихся 21 века»

Просмотр содержимого документа
«Навыки и компетенции учащихся 21 века.»

Навыки и компетенции 21 века

Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками XXI века. Впервые в истории учитель и школа перестали быть для ребенка авторитетом. Все то, что рассказывает учитель, ребенок может гораздо быстрее получить из других источников прямо в процессе урока. То, что знает учитель информатики, может проигрывать тому, что знает кто-то из его учеников. И так далее.

Мир меняется очень стремительно. И если хочешь выжить, нужно уметь адаптироваться, уметь меняться. Технологии меняются очень быстро и мы должны готовить человека, который способен не просто выживать, а быть успешным и счастливым в этом меняющемся мире. Сегодня знания и даже навыки устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным.

Готовясь к выступлению, я столкнулась с тем, что одно и тоже понятие называлось по разному: грамотность, навыки, компетенции, знания, поэтому хочу разграничить эти понятия.

С начала 2000-х гг. на разных уровнях активно обсуждается концепция «навыков XXI века». Для начала давайте разберемся, что же именно скрывается под звучным названием «навыки XXI века», и чем эти навыки отличаются от тех, что были раньше? Так вот, если задуматься, то легко признать тот факт, что основными навыками в индустриальную эпоху были чтение, письмо и арифметика. В современном мире этими навыками уже никого не удивить и, таким образом, акценты сместились в сторону умения мыслить критически, способности к коммуникации, взаимодействию и творческого подхода к любому делу, а это уже не навыки, а компетенции.

Таким образом, под навыками 21 века подразумеваются личностные качества человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности.

Существует несколько теорий компетенций или навыков 21 века.

Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.

На всемирном экономическом форуме в Давосе определили 10 ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый востребованный сотрудник:

решать комплексные задачи;

работать в команде;

распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;

формировать суждения и принимать решения;

ориентироваться на клиента;

быстро переключаться с одной задачи на другую

В нашей стране специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

критическое мышление (Critical Thinking);

координация (Coordinating With Others).

Для многих преподавателей эти навыки XXI века являются чем-то самим собой разумеющимся, необходимым для качественного образования. И, ведь, правда. Наверняка, многие из вас сразу подумали: «Хм, а ведь я давно использую эти самые навыки на своих занятиях. Что же в них удивительного?»

Ведь каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики:

были способны выполнять задания самостоятельно, а также работать в паре/группе в высокотехнологичной передовой атмосфере.

были готовы к взаимодействию с преподавателем и другими учащимися.

были способными к гибкому и креативному мышлению.

Подробнее о каждом из четырех «К».

Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.

Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа.

На выходе мы хотим получить портрет нового человека, благополучного человека, человека с определенными ценностями, который способен развивать и экономику, и науку и другие отрасли».

Итак, современный человек будет обладать

1) определенными личностными качествами: лидерство, умение работать на результат, умение работать в команде, умение добиваться успеха;

2) компетенциями: такими как критическое мышление, творчество;

3) базовыми знаниями: умения и навыки, ведь формирование компетенций и личностных качеств невозможно без серьезной базы.

Почему концепция «навыков XXI века» выглядит именно так, и чем навыки ХХI века отличаются от традиционного набора знаний?

Традиционная система образования в Казахстане предлагает устоявшиеся с годами подходы: программы обучения основываются на изучении отдельных дисциплин, основной упор делается на получение информации, а не на ее самостоятельную переработку, выделяется определенное «ядро» необходимых знаний, которые нужно усвоить в обязательном порядке. Но, ведь, современное общество часто требует от каждого из нас нестандартного мышления, неординарности, нетипичности. Люди, которые могут найти нестандартное решение проблемы, пользуются спросом, креативность в обучении и на многих рабочих позициях только приветствуется. Но эти навыки могут появиться только при условии, если их развивать. Во-вторых, знания сами по себе ничего не стоят, если ученик не может их правильно и уместно применить, проанализировать. Если мы его научим только тому, что знаем, знания ученика будут ограничены рамками наших собственных знаний, он не сможет выходить за «границы» заучивания, мыслить нешаблонно, нестандартно.

Источник

Навыки XXI века: упоминаются во ФГОС, но учат ли им в реальности?

На рынке труда растёт ценность гибких навыков (софт-скиллов). Есть две проблемы: мало какие вузы им обучают, а как их оценивать, вообще не ясно.

навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть фото навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть картинку навыки и компетенции 21 века в образовании. Картинка про навыки и компетенции 21 века в образовании. Фото навыки и компетенции 21 века в образовании

навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть фото навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть картинку навыки и компетенции 21 века в образовании. Картинка про навыки и компетенции 21 века в образовании. Фото навыки и компетенции 21 века в образовании

По данным hh.ru, российские работодатели считают отдельные гибкие навыки очень важными для своих потенциальных сотрудников. Наиболее ценные из них:

В совместном исследовании WorldSkills и организации Global Education Futures о навыках будущего фундаментальный набор компетенций для 2020-х годов также включает критическое и творческое мышление, сотрудничество, межкультурную коммуникацию и другие гибкие навыки. Авторы исследования считают, что каждый современный профессионал должен освоить хотя бы этот базовый набор, чтобы преуспевать в сложной реальности 2020-х.

Такое внимание экспертов к универсальным гибким навыкам не значит, что важность конкретных профессиональных знаний (так называемых хард-скиллов) падает. Но в условиях повсеместной цифровизации, информационных перегрузок, перехода к новым форматам работы и взаимодействия всё заметнее становятся умения, общие для разных профессий.

Откуда берутся такие навыки? Раз они так важны для профессиональной жизни, можно предположить, что их нужно формировать в процессе образования. В России это учтено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС): согласно им, универсальные компетенции включены в результаты обучения в вузах.

Как на самом деле образовательные организации справляются с необходимостью формировать такие навыки, рассказали в докладе « Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования» исследователи из Института образования Высшей школы экономики. Вот что мы узнали из исследования и его обсуждения на ежегодной Апрельской конференции ВШЭ.

навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть фото навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть картинку навыки и компетенции 21 века в образовании. Картинка про навыки и компетенции 21 века в образовании. Фото навыки и компетенции 21 века в образовании

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Что это ещё за универсальные компетентности?

Коротко говоря, это то же самое, что гибкие навыки, мягкие навыки, навыки будущего или навыки XXI века. Авторы доклада ВШЭ указывают, что нельзя даже перечислить все универсальные компетентности: что именно включить в список, зависит от того, какой уровень образования и в каком контексте мы обсуждаем. В большинстве случаев эксперты называют в числе важнейших навыков критическое и креативное мышление, умение работать в команде, коммуницировать и эффективно взаимодействовать с людьми, самоорганизацию и саморазвитие. Но перечень меняется с той же скоростью, что и мир вокруг.

Объединяет разные списки то, что в любом из них компетентности:

Последний признак значит, что такой навык можно разделить на части и каждую раздробить ещё на несколько составляющих. Например, как пишут авторы доклада ВШЭ, критическое мышление включает навыки анализа, синтеза и выделения причинно-следственных связей. А работа в команде объединяет навыки коммуникации и целеполагания. И все эти составляющие нужно учитывать как при формировании универсальных компетентностей, так и в их оценке.

Как обстоят дела с формированием универсальных компетенций в вузах

Обучение в вузе для вчерашнего школьника — целая новая жизнь. Это новый уровень ответственности, самоорганизации, умения находить и использовать информацию, взаимодействовать со сверстниками и преподавателями и работать в команде. Здравый смысл подсказывает, что гибкие навыки должны развиваться в это время без специальных усилий, просто в ходе решения новых для учащегося проблем.

Но как минимум для некоторых универсальных компетенций такой подход не работает. Например, критическому мышлению, на котором в основном и сосредоточен доклад ВШЭ, нельзя обучить «между делом».

В докладе говорится о зарубежных исследованиях эффективности различных программ по критическому мышлению. Программы иммерсивного формата, когда сами студенты не знали, что часть курса или конкретное задание направлены на развитие критического мышления, оказались неэффективны. Опыт зарубежных университетов показывает, что работа по формированию критического мышления должна быть сознательной и по возможности проводиться в отдельном учебном курсе.

О том, что критическое мышление не развивается автоматически в ходе обучения в вузе, говорят результаты международного проекта SUPERtest (Study of Undergraduate Performance). В 2015–2018 годах в вузах России, Китая, Индии и США измеряли знания студентов-инженеров по математике и физике и их навыки критического мышления. Исследование охватило более 30 тысяч студентов, причём участники проходили тесты трижды: сразу после поступления, в конце второго курса и в конце обучения. Прогресса в критическом мышлении у студентов из России, Индии и Китая за это время не происходило.

Вузов, где универсальные компетентности развивают на отдельных предметах, в России пока не так много:

Если верить ФГОСам, в остальных университетах универсальные компетентности тоже должны формироваться. Но, как отмечено в докладе ВШЭ, в основном преподаватели российских вузов по-прежнему сконцентрированы на трансляции студентам знаний по дисциплине.

Впрочем, некоторые исследователи не считают, что исключительно вузы должны брать на себя развитие навыков будущего. Это общая задача вузов и работодателей, сказала на сессии Апрельской конференции о формировании ключевых компетентностей исследователь образовательной политики Вера Мальцева. Она отметила, что навыки готовности к работе (близкие к универсальным компетентностям) в последнее время обсуждаются как ответственность одних вузов. Но развитие всегда продолжается на рабочем месте, и требования к навыкам работников постоянно меняются, поэтому ответственность за процесс образования и его результаты с университетами должен разделять и рынок труда.

Что мешает развивать навыки XXI века во время учёбы

На первый взгляд, преграды на пути универсальных компетентностей в российских вузах — чисто экономические. В университетах, как правило, некому, не на что и незачем этим заниматься.

Формальный подход

Как рассказала одна из авторов доклада ВШЭ Юлия Корешникова на встрече проекта «Клубы мышления» Университета 20.35, развитием критического мышления заняты только отдельные инициативные преподаватели. Требования ФГОС остаются формальными: условий для их реализации в большинстве вузов не создано. Нагрузка у преподавателей, как правило, повышенная, а в администрации вузов нет агентов изменений, которые бы запустили внедрение критического мышления и других универсальных компетентностей в образовательные программы, разработку инструментов их оценки и соответствующее повышение квалификации преподавателей.

Отсутствие инструментов оценки

Но есть и более глубокие причины, по которым навыки будущего остаются декларацией. Их обозначил во время обсуждения доклада научный руководитель центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ Виктор Болотов.

навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть фото навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть картинку навыки и компетенции 21 века в образовании. Картинка про навыки и компетенции 21 века в образовании. Фото навыки и компетенции 21 века в образовании

«Пальцев на двух руках хватит, чтобы назвать вузы, которые всерьёз занимаются этой проблемой. А почему? Потому что не умеем оценивать. Все говорят: „Мы формируем универсальные компетентности“, но показать никто не может. Поэтому для меня проблема оценки выходит на первое место. Нам нужна триада: компетенции, формирование и оценка. И этой триадой должны заниматься психологи, психометрики, социологи, философы и люди, которые знают рынок труда и представляют его запросы».

Оценить универсальные компетентности непросто, так как каждая из них — это не отдельная особенность или черта, а совокупность многих элементов. Как пояснила Елена Карданова, руководитель авторского коллектива доклада, по одной составляющей оценить уровень развития критического мышления или умения работать в команде нельзя. Чтобы измерять столь сложные конструкты, нужны тесты, в которых испытуемые будут воспроизводить такие же непрерывные действия, как в жизни.

Сделать такие тесты достаточно точными, достоверными и при этом пригодными для массового применения — актуальная прикладная задача науки. И не только российской. О международном статусе проблемы на презентации доклада ВШЭ рассказала профессор университета г. Майнца в Германии Ольга Златкин-Тройчанская:

Кто и как в будущем будет оценивать наши навыки

С учётом этих принципов — в рамках холистического подхода и для цифровой среды — разработаны самые удачные системы оценки универсальных компетентностей. В докладе ВШЭ рассказано о нескольких таких международных проектах.

Какие способы оценки есть сейчас

Например, проект iPAL направлен на разработку инструмента измерения критического мышления, навыков письменной коммуникации, математической грамотности и других компетентностей. По той же методологии разрабатывается инструмент для измерения навыков критического мышления CORA. При тестировании в этом инструменте студент должен найти ответы на поставленные вопросы или проанализировать информацию, используя любые источники в интернете. Это делает ситуацию теста максимально реалистичной, но обрабатывать результаты такого тестирования чрезвычайно сложно.

На презентации доклада ВШЭ старший научный сотрудник Екатерина Орёл рассказала, что эти и другие зарубежные инструменты трудно локализовать для использования в России. Между тем никаких национальных систем оценки универсальных компетентностей в стране пока не существует. Насколько выпускники отечественных вузов владеют гибкими навыками, можно судить разве что по результатам отдельных исследовательских проектов, таких как SUPERtest.

Поэтому ВШЭ разрабатывает собственный инструмент для оценки критического мышления. По словам Екатерины Орёл, его создатели вдохновлялись примером теста CORA. В тесте ВШЭ есть задания с выходом в интернет — например, выбрать психотерапевта — и офлайн-вопросы, где необходимо проанализировать утверждения. Инструмент только тестируется, но уже понятно, что он будет сложным — а значит, и дорогим. Будет ли он востребован в вузах? Возможно, и нет — если у вузов перехватят инициативу по оценке гибких навыков другие игроки рынка.

Кто ещё может разработать оценку

Как это может произойти, предположил в ходе обсуждения доклада ВШЭ проректор Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов. Университеты, отметил он, видят важность универсальных компетентностей и пытаются развивать их в студентах и оценивать. Но для многих компаний гибкие навыки до сих пор — просто красивые слова, которые важно добавлять в презентации. Об умении работать в команде, критическом мышлении и прочих полезных навыках принято говорить, но по факту немногие компании учитывают уровень их развития при найме, считает Дмитрий.

Эта ситуация изменится — социальный контракт о том, что должен знать и уметь работник, и, соответственно, чему вузы должны учить студентов, переписывается прямо сейчас. Но как только гибкие навыки будут признаны работодателями на практике, авторами инструментов для их оценки могут стать далеко не вузы.

навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть фото навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть картинку навыки и компетенции 21 века в образовании. Картинка про навыки и компетенции 21 века в образовании. Фото навыки и компетенции 21 века в образовании

«Есть опасение, что лучшими оценщиками универсальных компетентностей окажутся не университеты и не те игроки, с кем мы сейчас конструируем эту систему… Лучшими держателями данных о реальном поведении людей — коммуникационном, в сфере критического мышления, командном — являются большие платформы. Капитализм платформ может в какой-то момент ворваться в мир высшего образования. Окажется, что Facebook может оценивать коммуникационные компетенции лучше, чем университет, а платформы типа Steam могут лучше оценивать командное поведение… Это вызов, а мы к нему ещё не подступились, потому что из своей университетской башни из слоновой кости смотрим на игры и соцсети как на что-то несерьёзное», — предупредил Земцов.

Авторы доклада ВШЭ, ответила Елена Карданова, тоже видят опасность потерять инициативу. Именно потому, что значимость навыков XXI века становится всё более очевидной, так важно вовремя разработать инструменты их оценки на надёжной базе. У соцсетей, игровых и стриминговых сервисов больше информации о поведении людей, но у них нет теоретических моделей новых навыков, а только упрощённые схемы, считает Карданова. Достоверные системы оценки навыков XXI века могут создать лишь университеты — и самое время заняться этим.

Источник

Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке

навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть фото навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть картинку навыки и компетенции 21 века в образовании. Картинка про навыки и компетенции 21 века в образовании. Фото навыки и компетенции 21 века в образовании

Знание и умение формируют навык

Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.

Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.

Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:

Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.

«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире

В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.

В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.

Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.

навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть фото навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть картинку навыки и компетенции 21 века в образовании. Картинка про навыки и компетенции 21 века в образовании. Фото навыки и компетенции 21 века в образовании

Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.

«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни

Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.

Источник

Навыки и компетенции 21 века в образовании

В статье рассматривается вопрос формирования и оценки критического и креативного мышления на уроках. Данные умения входят в компетенции XXI века, которые работодатели и исследователи образования признали наиболее важными для нашего общества. Если мы хотим помочь учащимся развивать эти компетенции, необходимо так организовать учебный процесс — преподавание и учение, чтобы они могли это делать постоянно. Авторы поставили для себя задачи определить, как вписываются новые компетенции в образовательные стандарты и программы, какими могут быть задания, формирующие эти умения на школьных уроках, и как учитель может оценивать их. В статье рассматриваются конструкты «критическое мышление» и «креативное мышление», требования к учебному заданию и уроку, формирующему и развивающему эти компетенции, и одно из заданий, прошедших апробацию в отечественных школах и получивших высокую оценку в международной экспертизе.

Ключевые слова: Креативность, креативное мышление, критическое мышление, навыки XXI века, разработка заданий, школьные практики.

В последние несколько лет во всём мире актуальна образовательная повестка, направленная на переход от традиционной ориентации школьного обучения на формирование предметных знаний и умений к созданию условий для развития современных ключевых компетенций (или навыков) XXI века. Несмотря на различные конфигурации этих умений в тех или иных моделях, сам набор этих навыков остаётся достаточно устойчивым. Помимо собственно предметных умений (или грамотностей) Partnership for 21st Century Learning предлагает рамку для умений XXI века, в которой выделяются «инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, способность к коммуникации и коллаборации, а также большой набор «жизненных» или «карьерных» умений [10].

На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, способные формироваться на всех этапах обучения, разделены на три типа: базовая грамотность, компетентности и качества характера.

Таблица 1. Навыки XXI века. Всемирный экономический форум. Доклад «Новый взгляд на образование» [16]

навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть фото навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть картинку навыки и компетенции 21 века в образовании. Картинка про навыки и компетенции 21 века в образовании. Фото навыки и компетенции 21 века в образовании

Центральную часть этой модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Почему именно они были выделены в качестве ключевых или основных?

Известен ряд исследований, целью которых было выяснить, на какие компетенции ориентируется профессиональное сообщество, что закладывают в национальную образовательную повестку те или иные страны. Одно из них было проведено в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, к числу которых как раз принадлежат современные лидеры образования — Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Япония, быстро поднимающийся в мировом рейтинге образовательных достижений Вьетнам [17]. Исследователи изучили документы, определяющие образовательную политику и образовательные стандарты этих стран, и выделили наиболее часто встречающиеся в них компетенции, ценности, установки и другие образовательные результаты, которые должны формироваться у учащихся. Среди них первые позиции занимают критическое и инновационное, или креативное, мышление, умение управлять собой и взаимодействовать с другими.

Аналогичное исследование, одно из последних и наиболее масштабных, проведённое в 152 странах, показало, что наиболее часто в документах, определяющих направление развития образования и его содержание, говорится о таких компетенциях, как коммуникация, креативность, критическое мышление и решение проблем [7].

навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть фото навыки и компетенции 21 века в образовании. Смотреть картинку навыки и компетенции 21 века в образовании. Картинка про навыки и компетенции 21 века в образовании. Фото навыки и компетенции 21 века в образовании

В основе этих компетенций лежат способности и умения учащихся, которые проявляются как воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Выделенные умения лежат в основе исследовательской деятельности учащихся, являются основой умения учиться автономно и в кооперации с другими.

Для успешного развития этих важнейших компетенций необходимо выделить и учесть в отечественной образовательной практике недостаточно востребованный педагогический потенциал урока. Урок — это время и условия для освоения и теоретического обобщения предметного содержания, приобретения учебного опыта. Но в то же время на уроке могут развиваться способности ученика самостоятельно приобретать и открывать, создавать знания, он учится работать в команде, управлять своим поведением и деятельностью.

А чтобы это стало возможным, нам нужно ответить на три важных вопроса. Как интегрировать новые навыки в образовательные стандарты и программы? Как их формировать на уроке на основе содержания изучаемого предмета? Как их оценивать?

Начнём с ответа на первый вопрос. Посмотрим на структуру компетенций «4К» и выделим их компоненты. А затем соотнесём эти компоненты с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), действующим сегодня.

В качестве примеров интеграции навыков XXI века в содержание обучения приведём образовательные стандарты стран, занимающих лидирующие позиции в международных сравнительных исследованиях качества образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *