навыки игры на саксофоне
Саксофон или кларнет
Саксофон или кларнет? Этому спору не будет конца.
Как только в середине 19-го века был сконструирован саксофон, начался трудный выбор, на чем играть. Наверное так будет всегда, пока существуют кларнет и саксофон.
Поэтому на этом сайте представлены сразу оба этих прекрасных инструмента:
Саксофон
Кларнет
Саксофон или кларнет : 6 комментариев
Добрый день,
Хочу реализовать свою мечту- научиться играть на саксофоне. Но я полный профан в этом вопросе. Еще нет инструмента, нет навыков, не музыкальная. Есть одно горячее желание.
Прошу мне помочь, начать, выбрать правильный инструмент, и сопроводить хотя бы на первых порах. Я трудолюбивая.
Очень рассчитываю на обратную связь.
Приобретайте саксофон и поговорим.
О том как выбрать саксофон посмотрите урок на нашем сайте.
Здравствуйте, Александр!
Не спеша осваиваю саксофон альт и поперечную флейту. Сейчам акцент на саксофоне. Очень кстати оказались видеоуроки. Чтобы настроиться мне хотелось бы знать какой тон должна воспроизводить эска на альтовом саксофоне и какой тон должен звучать при игре ноты»до». Спасибо за предложение пообщаться.
Привет, Юля! Рад Вашему вниманию 🙂 Могу ли чем помочь в освоении игры на саксофоне?
Пишите здесь или по e-mail
У меня альт саксофон Weltklang. Пробую заниматься самостоятельно.
Добавить комментарий Отменить ответ
Научиться играть на саксофоне
поможет программа «Свирелька»:
Ознакомительная версия бесплатно.
Включены три мелодии для разучивания.
Другие мелодии после регистрации.
Поделитесь этой страницей с друзьями
12 ШАГОВ К МЕЛОДИИ
Такой банальный, простой и в то же время неоднозначный вопрос, не так ли? Каждый из вас задавал его себе по многу раз, задолго до того, как купить саксофон. А каждый раз, получая ответ на него многие рисуют такую сложную картину обучения на саксофоне, что начинают пугаться раньше времени и терять саму суть обучения. Давайте сегодня разделим вопрос на несколько составляющих и каждый из вас для себя ответит на этот вопрос и узнает, что всё дело не в сложности саксофона, как инструмента, а в подходе к обучению, который может и изменит ваш взгляд к словам “КАК”,“НАУЧИТЬСЯ”, “ИГРАТЬ”, “НА САКСОФОНЕ”. Ведь для каждого ученика эти вопросы вызывают сомнения относительно споров о результатах после того, как в саксофон вложены немалые деньги. Практикуя с учениками больше 25-ти лет, я с удовольствием поделюсь своими наблюдениями и скорее всего помогу вам выставить правильные приоритеты с самого начала. От этого и будет зависеть качество обучения и конечно, в конечном итоге, скорость.
Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.
Обращаюсь в первую очередь к новичкам. Хотя постоянно сталкиваюсь с “опытными учениками” (1-2 года), которые порой не умеют показать элементарных навыков ни в звуке, ни в ритме, ни во всём остальном. Всё это они признают и позанимаюсь со мной месяц-два удивляются, как всё просто, когда знаешь чёткую последовательность выполнения каждого навыка. Проблема “опытных” – они постоянно переучиваются, то по одному ролику, то по-другому. Поэтому не обессудьте, все саксофонисты-любители, но приготовьтесь к горькой правде, которая многих не только отрезвит, но и направит в нужное русло, и я уверен на все 100% поможет всё-таки играть на саксофоне мелодии.
И так 1-ое правило саксофониста-любителя: если ты не настроился (нет времени и т.д.) на постоянные регулярные занятия (3-4 раза в неделю), то сразу отложите пока эту идею в сторону. Во-вторых: на начальном этапе не меньше 20-30 мин. на одно занятие. В-третьих: определить чёткую цель обучения на саксофоне. Это я к тому, что порой ученики за деревьями леса на видят – не уверен, чтобы вы купили саксофон для тренировки диафрагмального дыхания или изучения аппликатуры. В-четвёртых: определить чёткий путь, по которому ты пойдёшь, ибо путей много, а цель только одна. В-пятых: запастись терпением и настроиться на временные трудности и проблемы, которые ты готов стойко переносить и преодолевать. В-шестых: настроиться на радость жизни от сыгранного и выученного – в общем всего того, что в конце концов и называется результатом. Я вам гарантирую, что радость от сыгранной первой мелодии перекрывает всё остальное, что когда-то так беспокоило и доводило до отчаяния.
Диафрагмальное дыхание, амбушюр и аппликатуру с нотами, плюс все шесть пунктов выше — вы должны понимать задолго до того, как выбрать саксофон. А сейчас я вкратце расшифрую эти правила для тех, кто уже держит его в руках, но зашёл по каким-то причинам в тупик или уже положил инструмент на полку.
Наберитесь, друзья, терпения и уделите занятиям на саксофоне должного времени и сил. Так уж устроена музыка. Здесь само собой не приходит ничего, как и в спорте и в любом деле, за которое люди вас благодарят, аплодируют и радуются вместе с вами. Конечно, как в любом деле вам поможет добиться результата терпение, регулярность, исключение ошибок и системность. Саксофон довольно капризный инструмент, несмотря на всю внешнюю красоту и эффектность. Будет он казаться в самом начале неуклюжим, корявым и неудобным. Это всё потому, что ваши пальцы и руки не привыкли работать в таком режиме. А от того насколько правильно вы будете стоять и держать пальцы зависит все остальные навыки. Все эти блогеры от саксофона, которые кричат со всех сторон: ” Вставайте, как удобно… Держите саксофон, как удобно… ” – вводят вас в заблуждение. Ибо, как правильно держать саксофон – это первое, с чего начинаются все проблемы. Как удобно – это то же самое, что как придётся или как попало. Обратите на это внимание, т.к. от этого зависит ваше дальнейшее дыхание, работа пальцев и как следствие, главный результат, к которому вы должны стремиться – играть мелодии. Делать это легко и в радость, а не в постоянной борьбе с саксофоном. Я не хочу вас пугать, а хочу настроить вас на грамотный подход с самого начала, чтобы вы подходили так тщательно и системно к каждому навыку. От этого зависит немного-немало – бросите вы саксофон или будете играть мелодии, постоянно обновляя репертуар. А для этого всё надо делать с самого начала всё правильно, а не так, ”как удобно”, не так ли? Результат того, как делать всё ‘”как удобно “ я вижу постоянно на экране монитора, когда провожу личные уроки онлайн: 100% учеников приходится переучивать. Почему так происходит? Причин много и об этом чуть позже. Основная причина – это конечно ошибки, которые сопровождают каждого.
Ведь вопрос не в ошибках, как таковых, а том, как быстро их исправить, пока они не укоренились и не потянули вас назад. Поэтому мы в очередной раз подходим к правильности обучения, с самого начала вашего пути.
Все навыки, которым вы будете учиться, занимаясь на саксофоне должны быть направлены на главный результат — игра мелодий под фонограмму. Если у вас другие цели, то можете заканчивать прочтение статьи и не тратить время. Во всяком случае, ни один ученик ещё не отказался от такого удовольствия, как выступление в сопровождении минусовки. До этого, естественно, надо дорасти и иметь определённый уровень. Сейчас развею ещё одну сказку приготовленную для всех новичков АНТИ- репетиторами, которые будут вам говорить о несметном количестве нужных вам гамм и этюдов, чтобы потом, когда-нибудь вы начали играть мелодии с их позволения. Почему-то мои ученики играют мелодии под фонограмму с нуля после 10 уроков. А у кого-то вообще никогда. Это я к тому, что слово ДОРАСТИ совсем уж недолгое. Сделать вы это должны быстро и с энтузиазмом, т.к. нет ничего сложного, чтобы быстро овладеть элементарными навыками: диафрагмальное дыхание, постановка пальцев, звукоизвлечение на саксофоне и ритма. Нотную грамоту и аппликатуру я не считаю чем-то сверхъестественным и непосильным для взрослого человека. Чтобы убедиться в простоте всего перечисленного, посмотрите на детей, которые учатся всему этому без проблем и играют не хуже взрослых. Вы скажете, что они все занимаются в муз. школах по системе и постоянно? Так это я и предлагаю вам сделать в моём курсе и за короткий срок перейти к исполнению мелодий, а не заниматься обучением ради обучения. И вот ещё одна причина, по которой многие так и не доходят до мелодии, т.е. я повторюсь – за деревьями леса не видят. Всегда помните о том, для чего вы купили саксофон. Наверняка же не для бесконечного обучения элементарным навыкам. А для того, чтобы главная цель не терялась из вида, старайтесь добиваться качественного и конкретного результата в каждом конкретном навыке здесь и сейчас. Не отворачивайтесь от проблемы и доводите начатое до конца. Если, к примеру, сегодня получилось извлечь всего несколько звуков, то это тоже результат для новичка. А, если не останавливаться и продолжать, то завтра этих звуков будет больше и больше, при условии постоянного внимания к этой теме. Если, глядя на ноту на нотном стане вы думали – что это за нота и какая длительность сек. 20, то это тоже результат, если вчера вы не могли это определить и через минуту. Значит надо уделить этому время и сделать так, чтобы завтра вы определяли ноту за 10, а потом за 5 сек., а потом не задумывались об этом вообще. Именно так должно происходить, т.к. в руках саксофон, то негоже ученику стоять в раздумьях о ноте, которую ещё надо нажать на саксофоне. И так с каждым навыком. Почему овладеть всем этим можно быстро и главное – КАК? От чего зависит быстрота обучения и зачем она нужна? Как при этом не потерять качество каждого вашего умения, которое в конечном итоге и позволит вам играть мелодии любой сложности? Доводите начатое до конца и не бросайте на пол пути достигнутое тем более, что для этого есть масса упражнений для саксофона или без. Очень важно при этом не затягивать начальный этап. При этом не забывать о качестве овладения каждым навыком, которое не подведёт вас в трудную минуту при разучивании мелодий.
Уроки игры на саксофоне
Саксофон –это так романтично…
Но с чего же начать?
Хотя, уже лет тридцать, как некоторые фирмы предлагают трости, покрытые специальным пластиком:
А то и вовсе изготавливают трости целиком из пластмассы:
Если трость плохая, то даже если саксофон будет из чистого золота, он звучать не будет. Трость является тем источником звука, который создаётся при вдувании воздуха в саксофон. Воздух колеблет трость, и таким образом образовывается звук. Вроде бы, всё ясно. Кроме одного. Почему, с одной и той же тростью, на одном и том же саксофоне, у двух одинаково подготовленных исполнителей, звук будет совершенно разным? Вот – гамлетовский вопрос…
Итак, понадобится пачка тростей. Для начала обычных, из камыша.
И поскольку трости – вещь чрезвычайно хрупкая и ценная, из десятка купленных, как правило, лишь несколько подходят, то для их хранения нужно купить специальный чехол, или коробочку. Очень хороша вот такая:
Потому что мокрая после игры трость, при высыхании имеет свойство коробиться. А в этом футлярчике есть стёклышки, на которые кладутся трости и прижимаются. И это позволяет им оставаться ровными и не коробиться. Целая наука! Почти так же всё наворочено как в косметичке!
Также, тембр звука очень зависит от мундштука. Мундштуки бывают эбонитовые:
Считается, что эбонитовые больше предназначены для классики, а металлические больше подходят для джаза и рока. Но, опять же, у тех же двоих исполнителей, у одного из них металлический мундштук будет звучать мягко и объёмно, а у второго и на эбонитовом звук будет резкий и звонкий. Сплошные тайны…
Начинать играть лучше всего всё-таки на эбонитовом.
А ещё ведь эти трости и мундштуки различаются по номерам! Эти номера обозначают: у трости степень заточки, её тяжесть, как мы говорим. Потому что, чем толще трость на кончике, тем труднее на ней издать звук; а у мундштука номер обозначает величину пасти.
Ничего кровожадного, эта пасть всего-то два – три миллиметра шириной – это зазор между кончиком трости и концом мундштука, в этот зазор и вдувается воздух, чтобы создать колебание трости.
Трость к мундштуку прикрепляется машинкой. Лигатурой, по-научному:
Сейчас пошла волна мнений, что и от неё зависит звучание саксофона. Типа, более плотное прижимание трости к мундштуку обеспечивает лучшее звучание и пр. Спору нет, трость должна прилегать плотно. А вот при помощи чего это будет сделано – абсолютно всё равно. Мой папа на кларнете прикручивал трость обыкновенной бечёвкой, чёрненькой такой, как сейчас помню… И ничего, как–никак и в оркестре Большого театра на кларнете играл, и в оркестре Кинематографии на саксофоне солировал. Кстати, моего папу можно увидеть на основной заставке сайта, второй слева в первом ряду, первый альт саксофон оркестра Кинематографии, новогодний «Голубой огонёк» 1962/63гг.
А недавно увидел, фирма Вандорен опять бечёвочку предлагает!
Венчает всю эту конструкцию из мундштука, трости и машинки – колпачок:
Служит он для предохранения очень хрупкого кончика трости на то время, что вы не играете. Хорошо, что пока никто не додумался, что и от колпачка зависит, как звучит инструмент. Мир ещё в ожидании этого гения маркетинга, который и под этот предмет подведёт “научную” базу.
Из того что вам совершенно будет необходимо с самого начала – это удобный гайтан. Это такой ремешок в виде хомута, который одевается на шею или на плечи и к нему пристёгивается саксофон. Его по-простому называют хомуток, или ошейник. Гайтаны бывают обыкновенные, одевающиеся на шею:
А бывают в виде сбруи, одевающейся на плечи:
Подобная конструкция позволяет не нагружать шейные позвонки, и абсолютно необходима для детей, занимающихся на саксофоне!
Понимаю, что ноты эти – хуже, чем китайская грамота, но без них – никуда. Зато потом, когда вы станете настоящим «китайцем», перед вами откроется целый мир… А ещё потом, когда все произведения будут выучены наизусть, когда вы научитесь “видеть” у себя в голове ноты той мелодии, которую вы хотите сыграть, тогда, необходимость в нотах в целом отпадёт. А на пюпитр можно будет ставить книжку, и читать её во время ежедневных обязательных двухчасовых упражнений на инструменте. (Одно и то же, изо дня в день, и так всю жизнь…) Или планшет на него с фильмом положить и смотреть кино, пока дуешь упражнения. Красота!
А в перерывах, саксофону хорошо было бы находиться на специальной стойке:
Это очень удобно. При лежачем положении, может нарушится механика некоторых клапанов. Кроме того, при игре, внутри саксофона образуется конденсат. Металлический корпус инструмента нагревается, а потом в перерыве, начинает охлаждаться и образуется конденсат. Струйки воды заливают подушечки, и они от этого быстро приходят в негодность. Саксофон перестаёт “крыть”, то есть, клапанные подушечки перестают плотно прилегать к чашкам отверстий и между ними образуется люфт, сквозь который проходит воздух, что существенно затрудняет звукоизвлечение. Играть на таком инструменте сущее мучение!
Вот как выглядят подушечки:
Они изготавливаются из тончайшей лайки и вставляются во внутреннюю часть клапанов.
Внутри механики есть ещё очень много чего интересного, но пусть это пока для вас останется тайной. Потом сюрприз будет!
После игры, саксофон необходимо разобрать и тщательно протереть внутри корпус, эску и мундштук, чтобы избавиться от влаги, пагубно влияющей на состояние инструмента. Для этого существуют различные приспособления:
Если после начала ваших занятий, с вами перестанут здороваться соседи, то имеет смысл приобрести вот такую штуку:
Это демпфер, он вставляется в раструб саксофона и здорово приглушает его звук.
Ну вот, это всё, что вам поначалу может понадобиться.
Хотя, некоторым может понадобиться очень многое. Им я предлагаю почитать очень занимательную статью с одного американского сайта для профессиональных саксофонистов, в моём переводе.
Для тех, кто уже не первый год мучается с этой S-образной загогулиной, я предлагаю ознакомиться со статьёй о тростях, мундштуках, марках саксофонов, set ups великих (и не очень) и прочих вечных темах в статье «Мундштуки, трости, машинки марки саксофонов и их сочетание».
А теперь, об орудии главного калибра.
Саксофон
Вот схема саксофона,сделанная моими умелыми руками:
А вот как выглядит саксофон в разобранном виде
Для того, чтобы вы не задевали прохожих эской (этим верхним изгибом), когда несёте саксофон по улице, она отвинчивается и кладётся в футляр отдельно: Кстати, кофры, или футляры, продаются, как правило, вместе с саксофоном. Но если понадобится, то можно купить самые разные футляры или чехлы. В городе очень удобны те, что можно носить как рюкзак:
А для дальних поездок больше подойдёт жёсткий футляр:
Но вернёмся собственно к саксофону.
Та часть саксофона, что мы положили в футляр отдельно, называется эска. Потому что имеет форму латинской буквы “S”. На её конце наклеена пробка, на которую насаживается мундштук:
Корпус саксофона усеивают клапаны, которые закрывают соответствующие отверстия, и это позволяет издавать на саксофоне различные ноты.
Чтобы издавать удачные ноты почаще, инструмент надо правильно выбрать. Каким же образом?
Кстати, если вы заметили, то саксофоны бывают разных размеров и форм. Для того, чтобы выбрать для себя ту разновидность саксофона, которая вам понравится, и на которой вы захотите играть, предлагаю вам ознакомиться со статьёй “Виды и разновидности саксофонов“.
Итак, выбираем саксофон.
В современной классификации музыкальных инструментов, предлагаемых магазинами, встречаются такие понятия как “студенческая модель”, “профессиональная модель” и “полупрофессиональная модель”. Если с первыми двумя мне всё понятно, то про третью – не понятно совсем. Полупрофессиональный шофёр – это кто? А полупрофессиональный повар, портной? Тем, кто считает, что инструмент может быть “полупрофессиональным”, я желаю питаться в ресторане с полупрофессиональным поваром и одеваться у полупрофессионального портного. Это как с осетриной второй свежести, помните? То же самое и с профессионализмом, и с профессиональными инструментами. Или этот инструмент профессиональный, или он студенческий. Или вам пытаются под видом “полупрофессионального” инструмента впихнуть обычную студенческую модель, но в два раза дороже.
Так что же покупать? Если не брать во внимание материальную сторону вопроса, возможности у всех разные. Понимаю, что хороший инструмент стоит хороших денег, но хочется всё-таки посоветовать купить профессиональную модель. Потому что те технологические несовершенства, которые существуют у всех студенческих моделей, будут восприниматься вами как ваше техническое неумение. А поскольку оно поначалу и так будет очень близко к нулю, то разочарование может наступить очень быстро. И очень необоснованно! Конечно, профессиональные модели у раскрученных фирм стоят довольно больших денег. Но есть целый ряд компаний, выпускающих очень приличные инструменты по вполне умеренным деньгам. И есть старые инструменты, то есть те, что были выпущены давно, и тоже не раскрученными фирмами, но находятся в хорошем состоянии. Технические показатели механики таких инструментов и их звучание вполне сопоставимы с профессиональными моделями известных фирм, а цена зачастую меньше в разы. Кроме того, никто не знает, как у вас сложится с саксофоном, дело это не простое. Не стоит воспринимать всерьёз заявления некоторых новомодных преподавателей, привнесших в процесс преподавания музыки элементы рекламы акций на бирже. Их заявления, что вы чуть ли не на первом занятии заиграете на саксофоне, ничего кроме умиления у меня не вызывают. Тут бы хорошо, чтобы вы хотя бы через полгода некие удобоваримые звуки начали издавать… Дело это, повторяю, очень не простое. И если оно вам придётся не по душе, то дешёвый инструмент вам продать вряд ли удастся. А вот удачно купленный хороший профессиональный инструмент, вы продадите за один день. И за те же деньги, что купили. Просто, такой инструмент нужно поискать, и желательно с помощью компетентного в этом деле человека. Но дело стоит того, ведь при любом раскладе вы не проиграете. Или будете играть на хорошем инструменте и радоваться, или вернёте свои деньги обратно.
Ну вот, в целом всё, всем начинающим желаю успеха.
Как научиться играть на саксофоне с нуля?
Современный саксофон – это инструмент, который ярко выделяется среди других духовых инструментов своим красивым, гибким и певучим звучанием, а также броской элегантной формой. Именно красочная звуковая палитра, разнообразие приемов звукоизвлечения будят фантазию композиторов, притягивают к себе исполнителей и слушателей, способствуют его активному применению в различных сферах современного музыкального искусства.
Саксофон является инструментом, о котором мечтают многие любители джаза, но и другие музыкальные жанры открывают саксофону большие возможности. Если вам нравится оригинальная музыка — саксофон именно тот инструмент, который сможет принести истинное удовольствие.
Что необходимо для начала занятий на саксофоне?
Научиться играть на саксофоне с нуля возможно каждому и если такое желание имеется давно, то не стоит откладывать обучение.
Для начала обучения необходимо иметь сам инструмент — саксофон, метроном, ноты, найти преподавателя или самоучитель, аппликатуру, партитуры. Чек-лист начинающего саксофониста можно посмотреть здесь.
Что является главным в процессе обучения игре на саксофоне?
Главное, о чем стоит помнить в период обучения — необходимо много заниматься. Длительные перерывы в занятиях станут преградой в обучении игре на саксофоне. Каждодневные выполнения упражнений, даже не длительные, поспособствуют основательному подъёму вашего уровня за короткое время. Также Вам будет необходимо купить трости для саксофона. О самоорганизации ежедневных занятий можно почитать здесь.
Лучше всего для обучаемого будет, если его занятия будет контролировать преподаватель, который способен сразу заметить ошибки и поправить технику игры. Освоить саксофон по самоучителю будет труднее и потребуется больше занятий и времени. Но все возможно, если уверенно и планомерно идти к своей цели.
Во время занятий, когда стали получаться звуки, необходимо научиться выполнять их красиво и ровно. Не стоит торопиться и играть быстро. Длинные ноты помогут усовершенствовать издание звуков. Во время многочисленных разминок необходимо проигрывать гаммы и использовать метроном. Этот предмет не повредит, а только принесёт пользу.
Если ваши занятия проходят без преподавателя, то для самопроверки можно проводить запись своей игры. Во время прослушивания легко заметить ошибки и в дальнейшем их исправить.
Саморазвитие — это решающий момент для каждого музыканта.
Ещё одним главным моментом при обучении игры на саксофоне является саморазвитие. Слушать саксофон, известные мелодии и композиции, пойдёт на пользу начинающему музыканту.
Регулярное прослушивание саксофонной музыки, походы на концерты помогут узнать много нового, отметить новые приемы, которых не описывают в учебниках. Для того, чтобы саксофон слушать онлайн, наберите в поисковой строке: «девушка играет на саксофоне», и вам предоставится возможность слушать саксофон.
В процессе обучения станет необходимым изучение нот. Без этих знаний дальнейшей серьезной игры на саксофоне не получится. Нотная грамота – наука не сложная. При близком с ней знакомстве вы в этом убедитесь сами. Главное — регулярность в занятиях и упорство. Такой музыкальный инструмент, как саксофон, купить можно во многих интернет-магазинах по приемлемым ценам, но, все же лучше приобрести саксофон вместе с опытным музыкантом-саксофонистом, чтобы сразу проверить инструмент.
Материал сборника «Цифровая энциклопедия саксофониста» © окажет теоретическую и практическую помощь обучающимся самостоятельно, учащимся музыкальных учебных заведений, а также педагогам в подготовке к предстоящей самостоятельной педагогической деятельности. Успех приобретения индивидуальных технических качеств как целого комплекса разнообразных навыков во многом зависит от любви к занятиям на инструменте, от желания постоянно совершенствовать свою игру, от удовлетворенности музыканта ее результатами. Стержнем занятий должна явиться правильная и целенаправленная их организация.
В процессе непрерывного развития индивидуальной исполнительской техники саксофонисту необходимо хорошо усвоить музыкально-теоретические знания, навыки чтения с листа, игры наизусть, чистоты интонирования, ощущение красивого саксофонного звука. Большое значение будет иметь также накопление опыта игры в оркестре или ансамбле, изучение сольного репертуара.
В сборнике «Цифровая энциклопедия саксофониста» © предлагаются общие методические ориентиры и педагогические установки, в основе которых лежит личный исполнительский и педагогический опыт авторов школ игры на саксофоне. Самостоятельная работа со сборником поможет саксофонисту понять специфику академической культуры игры на инструменте, определить (самостоятельно или с помощью педагога) свой индивидуальный подход в занятиях на нем и в итоге стать хорошо подготовленным солистом или оркестровым музыкантом, а в дальнейшем, возможно, и мастером. Путь к намеченной цели лежит только через огромное трудолюбие, самоотдачу и творческую устремленность!
И еще. Как можно чаще слушайте игру на саксофоне. Постоянно слушая саксофон вы, помимо того, что будете вдохновляться прекрасным исполнением профессиональных музыкантов, будете привыкать к качественному и правильному звуку. Кстати, можете подписаться на бесплатный Телеграм канал «Саксофон для души», где публикуется лучшая саксофоновая музыка со всего мира, а также редкие оцифрованные виниловые пластинки! Слушайте хорошую музыку везде — дома или в путешествии и играйте, играйте, играйте!
О том, как научиться правильно играть на саксофоне с самого начала, об основных правилах постановки саксофониста, о корпусе, голове и осанке саксофониста и как ничего не упустить читайте здесь >>