навыки коммуникации это что
Развитие коммуникативных навыков
Развитие коммуникативных навыков требуется каждому человеку на планете, только если он не живет отшельником в пещере. Даже несмотря на то, что сейчас многие мнят себя полностью независимыми, взаимодействовать с другими людьми так или иначе приходится каждому. В этой статье вы найдете несколько упражнений, игр, методик и книг, которые пригодятся для того, чтобы прокачать свои коммуникативные навыки.
Как передается сообщение?
Это важный вопрос для тех, кто испытывает проблемы в одной из этих ситуаций:
Что делать в этих случаях? Начать стоит с анализа процесса передачи и восприятия информации: так вы сможете понять, на каком этапе возникает проблема. Сообщение передается при помощи:
Если на каком-то этапе произойдет сбой, ваше сообщение будет неправильно интерпретировано. То же самое справедливо и когда реципиент вы. И это мы еще не учли невербальные сигналы, которыми могут быть: прикосновения, жесты, язык тела, выражения лица, зрительный контакт, одежда. Речь (помимо слов) также содержит невербальные элементы, такие как ритм, интонацию, темп и многое другое.
Самая главная причина того, что нас не понимают или мы не понимаем – наличие барьеров в коммуникации.
Пять основных барьеров
На самом деле количество коммуникативных барьеров поистине огромно, но, пожалуй, стоит начать с пяти основных. Если вы преодолеете их, то существенно повысите свои навыки общения.
Судить другого человека
Если вы судите собеседника, то, во-первых, совершенно перестаете понимать суть того, о чем он говорит (на это попросту не остается времени и внимания), а, во-вторых, начинаете навешивать ярлыки.
Не проявлять интереса к словам собеседника
Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. Дейл Карнеги, когда писал о необходимости проявлять искренний интерес к другим людям, имел в виду как раз это: не притворяться, а быть осознанным в общении с другими людьми, выйти из режима автопилота.
Во многих ситуациях вы должны работать над тем, чтобы вам стало интересно.
Использовать технический или непонятный язык
Мало того, что это выглядит снобистски и раздражает, так еще и полностью портит взаимопонимание и диалог. Научитесь выражать свои мысли простыми словами. Однако если видите, что собеседник полностью считывает ваши сообщения, можете поднять профессиональный уровень своей речи.
Давать непрошенные советы
Они плохи тем, что коммуникативные барьеры появляются уже у вашего собеседника. Он перестает думать о вашем сообщении и испытывает раздражение, выражающееся мыслью «Почему он лезет не в свое дело?».
Совершенно не имеет значения, насколько хороши были ваши советы. Научитесь их давать в правильное время и в правильных ситуациях.
Не проявлять эмпатию
Каждый человек имеет проблемы и заботы, будь то бездомный или королева Великобритании. Вы должны (опять же – искренне) проявлять интерес к ним. Помните, что для человека даже его мизерные проблемы намного важнее, чем все наводнения, войны и пожары вместе взятые.
После того, как вы поняли, чего не надо делать, давайте обсудим, что делать нужно. Вернее, какие коммуникативные навыки стоит развить.
Пять основных навыков коммуникации
За один день вы не станете мастером коммуникации. И за месяц тоже. Но шаг за шагом, осваивая отдельные навыки, вы сможете значительно повысить свой уровень.
Активное слушание
Чтобы научиться активно слушать, нужно придерживаться, как минимум, одного правила: слушать в два раза больше, чем говорить.
Второе правило: научитесь «слушать» всем своим телом. То есть задействуйте мимику, жестикуляцию, глаза. Третье правило: уточняйте, что хотел сказал собеседник.
Невербальная коммуникация
Кто такие гармоничные, цельные люди? Это те, у которых речь не конфликтует с телом и невербальными сигналами. Они говорят именно то, что чувствуют, поэтому тело правильно реагирует на слова.
Сначала будет сложно, ведь нужно будет обращать внимание на язык тела больше, чем на содержание информации. Но если решать проблему постепенно – сначала с руками, потом с ногами, зрительным контактом, мимикой – то через какое-то время вы и сами станете гармоничным человеком, который хорошо освоил навыки коммуникации.
Задавание вопросов
Прежде всего, стоит обратить внимание на качество вопросов, которые вы задаете. Если они закрытые, то нужно полностью изменить подход и начать задавать открытые:
Задавать вопросы может показаться трудным поначалу. Но как только вы начнете проявлять искреннее любопытство к людям, этот навык будет развиваться сам по себе.
Прояснение
Это важно, когда вы слушаете собеседника. Старайтесь всегда уточнять, что конкретно он хотел сказать. Данный подход убивает двух зайцев:
Осознанность
Осознанность является основой любого навыка, потому что требует отказаться от привычки и постоянно за собой наблюдать.
Например, при помощи осознанности вы прекратите критиковать и осуждать собеседника, будете заинтересованы в том, чтобы разобраться в его словах, мыслях, чувствах, научитесь применять разные подходы вместо того, чтобы просто вести разговор как умеете.
Игры на развитие коммуникационных навыков
Существует много упражнений-игр, которые развивают навыки общения. Вот некоторые из них.
Коммуникационные оригами
Это быстрое и легкое упражнение, которое показывает, как одни и те же инструкции интерпретируются разными людьми, и подчеркивает важность четкой коммуникации. Игра, скорее, демонстрационная, со своей моралью.
Для прохождения упражнения требуется от трех человек.
Подчеркните, что каждый лист бумаги выглядит по-разному, хотя вы давали всем совершенно одинаковые инструкции. Спросите у своей группы, были бы результаты намного лучше, если бы они иногда открывали глаза или задавали вопросы.
Открыть глаза = слушать и понимать.
Задавать вопросы = уточнять.
Эффективная коммуникация – это нелегко, ведь мы все интерпретируем информацию так, как умеем и хотим. Поэтому очень важно задавать вопросы и слушать собеседника.
Угадайте эмоцию
Данная игра-упражнение также проводится в компании, но она забавнее и увлекательнее, чем предыдущая.
Цель игры в том, чтобы ее участники научились лучше «считывать» чувства и эмоции друг друга. Компания разделяется на команды и каждый игрок по очереди показывает эмоции, такие как отвращение, привязанность, страх, беспокойство, смущение, гнев, решительность, а общая группа попытается угадать, что это за эмоция. Впрочем, на этой стадии правила могут меняться вами – в зависимости от того, как вам будет интереснее.
Сценка
Игра на двоих. Правила очень просты. Можно сказать, что вы сами их придумываете.
Для начала подумайте относительно темы, вокруг которой будет завязан диалог. Это может быть:
Перед тем, как начать сценку, вы должны четко прописать конфликт. Концовка может быть случайной.
Язык тела
Порой язык тела говорит больше, чем любые слова, которые вы можете произнести. Как сознательно, так и подсознательно тело показывает собеседнику, что действительно с вами происходит.
Язык тела может укрепить вербальное общение, однако оно также может быть сильнее, чем словесное общение – важно знать о нем, чтобы четко понимать, что проецируем правильное сообщение.
Книги
Детальнее разобраться в теме коммуникаций можно, прочитав следующие книги.
Не умеешь – научим. Как развить коммуникационные навыки?
Делл Хаймс, который ввел термин коммуникативных компетенций, считал: самое главное — понимать, что и кому следует говорить, а когда, наоборот, промолчать. Действительно, очень важно уметь грамотно выстраивать диалог, ведь без общения наша жизнь просто невозможна. И даже в век высоких технологий, где основным инструментом общения является Интернет, этот навык все равно необходим. Руководитель Департамента корпоративной социальной ответственности компании «Луис+» Ольга Попова-Качелкина рассказала, почему коммуникацию включили в систему четырех важных компетенций и поделилась простыми способами по улучшению навыков делового общения.
Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
Каким станет человек будущего
В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил о начале Четвертой технологической революции. Ее результатом станет тотальная роботизация. Чтобы оставаться востребованным специалистом, человек будущего должен:
«Сейчас набирает популярность „Система 4К“. Ее концепция включает критическое мышление, креативность, коммуникацию и координацию. Последние два пункта тесно связаны между собой. Умение договариваться, определять общую цель и пути ее достижения, распределять роли и оценивать результат нужно уже сейчас. Если не удастся найти подход к собеседнику, то можно легко потерять ключевого партнера».
Где нужны коммуникативные компетенции
Рабочая среда
Профессиональные отношения часто граничат со стрессом. Ради всеобщего блага сотрудникам приходится учиться принимать правильные решения и спокойно общаться с коллегами даже в экстремальных условиях. Именно поэтому соискатели, которые добавили в резюме стрессоустойчивость и коммуникативность, с каждым годом ценятся все больше.
В своей практике я часто сталкиваюсь с фактом: робким людям не удается добиться серьезного успеха в профессии. То же касается и командной работы. Ее эффективность падает, когда человек боится лишний раз переспросить, уточнить информацию.
«Ответственность и соблюдение сроков — серьезная поддержка в сфере бизнеса. Не забывайте предупреждать о форс-мажорах своих коллег и руководство, открыто обсуждайте проблемы, старайтесь вместе найти выход. Вам станут больше доверять, люди охотно будут идти на контакт даже после завершения проекта. Это поможет сформировать свой социальный капитал».
Сфера образования
«Когда к вам подходит малыш и протягивает свой рисунок, как бы вы ни были заняты, отвлекитесь, посмотрите ему в глаза, вместе разглядите картинку и оцените старания. Такой подход поможет развить его уверенность в себе. Иначе ребенок закроется. Действительно, зачем показывать взрослым что-то свое, если они все равно не обращают на тебя внимания».
Повседневная жизнь
Каждый взрослый человек в повседневности сталкивался с конфликтами. Плохое настроение и проблемы порой толкают нас на ссору даже в бытовых ситуациях.
Например, медлительность продавца в магазине привела к возникновению толпы на кассе. Люди начинают раздражаться, резко высказываться в его сторону. Вместо того чтобы начать работать быстрее, сотрудник принимается защищаться и хамит в ответ. В итоге никто из участников спора не получил никакой выгоды — время потрачено впустую, щеки покупателей горят, давление скачет. А можно было взять себя в руки и попытаться спокойно решить вопрос, тогда и очередь бы двинулась быстрее, и нервные клетки оказались целы.
Онлайн-коммуникация
Цифровой этикет – серьезный блок современных коммуникаций. Считать, что вас узнают по аватару в мессенджере, — большое заблуждение. Всегда представляйтесь, когда начинаете диалог. Здоровайтесь и называйте человека, которому пишете, по имени. Уважайте личные границы собеседника, спрашивайте, не занят ли он, и только потом излагайте свою мысль.
Голосовые сообщения могут поставить человека в неловкое положение, особенно если он не дома. Поэтому старайтесь разговаривать с помощью текстовых, предварительно объединив их.
Как стать превосходным собеседником
Искренний и взаимный интерес — залог успешного общения. Человеку, желающему прокачать свои коммуникативные навыки, следует уметь:
1. Слушать.
Во время диалога нельзя перебивать. Сдерживайте себя, даже если вам скучно. Детям сложно сконцентрироваться на чем-либо одном, поэтому предложите им внимательно прослушать видеоролик на YouTube или рассказ одноклассника о его летних приключениях. А потом резюмировать услышанное.
«Задавайте человеку вопросы, но прежде поищите в соцсетях какие-нибудь факты о нем и его интересах. Диалог станет более доверительным, а собеседник проникнется к вам симпатией. Контролируйте тело (лучше избегать закрытых поз), фиксируйте взгляд на оппоненте, забудьте о смартфоне хотя бы на время разговора. Такое внимание не останется незамеченным. Помните, мы все хотим признания своих достоинств и профессионализма».
2. Давать позитивную обратную связь.
3. Вести дискуссию.
4. Поддержать другого.
«Уже доказано, что молодые специалисты стремятся работать в тех компаниях, которые активно занимаются социальной политикой и заботятся о своих сотрудниках, слышат их. Позиция силы с применением агрессии и давления, напротив, деструктивна».
5. Разрешать конфликты.
Если ситуация обострилась, оцените ее не только со своей стороны. Подумайте о чувствах оппонента, причинах конфликта и путях его разрешения.
Что касается детей, то они обычно легко выходят из подобных ситуаций и договариваются. Будьте для них примером, ведь они копируют ваше поведение.
Коммуникативные навыки у детей и взрослых
Коммуникативные навыки – это совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми. Эффективное общение сводится к двум основным положениям: умение правильно понять собеседника, то есть верно объяснить для себя сказанное им, и умение правильно передать информацию, то есть высказать именно ту мысль, которая была запланирована.
Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например, Выготского, Эльконина, является основой развития человека и, в частности, фундаментом формирования личности. Кроме того, общение отвечает за ряд других функций. В их числе управление собственным поведением, реализация потребности в общении, обеспечение психологического благополучия, организация совместной деятельности с другими людьми и пр.
Коммуникативные навыки являются необходимостью для человека, живущего в социуме, поскольку ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, решая задачи из разных сфер жизни: от похода в магазин за продуктами до сложнейших переговоров делового характера. Также коммуникативные навыки отвечают за успешность выполнения поставленной задачи.
Низкая коммуникативная компетентность приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка или взрослого чувства отчужденности, замкнутости, ненужности, поэтому развитие коммуникативных навыков важно с самого раннего детства человека.
Кроме того, существует ряд профессий, в которых общение является основным методом работы. К таким относятся профессии из сфер журналистики, психологии, педагогики, маркетинга и многих других. К сотрудникам перечисленных сфер предъявляется требование наличия высоко развитых коммуникативных навыков. Однако и людям, не связанным с указанными сферами, важно развивать навыки эффективного общения, которое станет основой социальной реализации, психологического удовлетворения и поможет в формировании межличностных связей.
Формирование коммуникативных навыков
Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.
Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.
При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.
Коммуникативные навыки взрослых
Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.
Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:
Нарушения развития коммуникативных навыков
На развитие коммуникативных навыков влияют различные факторы, среди которых воспитание, образ жизни, качество внутрисемейных отношений. Существуют нарушения в формировании коммуникативных способностей, которые могут возникать вследствие особенностей средовых воздействий. К самостоятельным нарушениям коммуникативных навыков относят:
Нарушения коммуникативных навыков могут быть частью патологической симптоматики заболеваний или недостатка в развитии. В этом случае могут замечаться коммуникативная апраксия, нарушения общения, психотические расстройства процессов общения.
К заболеваниям, при которых характерным является наличие нарушений коммуникации, относят расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, интернет-зависимость, зависимость от мобильных устройств и др. Люди с общим недоразвитием речи, зрения и слуха также имеют трудности в приобретении навыков успешной коммуникации.
Диагностика коммуникативных навыков
Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.
Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.
Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.
Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.
Способы развития коммуникативных навыков детей
Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами. В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»). Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).
Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.
Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:
Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.
Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.
В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.
Способы развития коммуникативных навыков взрослых
Коррекция и совершенствование коммуникативных способностей взрослых сводится к сознательному изменению выработанных стереотипов общения. Эта работа может проводиться как самостоятельно, так и с помощью психолога.
К самостоятельным методам развития коммуникативных навыков, например, относят:
Из-за страха общения как такового, стеснительности трудно формировать коммуникативную компетентность. Стоит постепенно увеличивать количество взаимодействия с другими людьми, проявляя первым инициативу к общению.
Умение слушать – один из основных способов понять собеседника и расположить его к себе. К активному слушанию относится подержание зрительного контакта, задавание уточняющих вопросов, кивание и т.д. Выполняя техники активного слушания, можно повысить качество взаимодействия с другими людьми.
Избежать негативных эмоций от общения помогут техники позитивного мышления. Старайтесь концентрировать внимание на получении информации, поиске общего языка и понимании собеседника. Улыбайтесь своему собеседнику, давайте позитивную обратную связь и, наоборот, избегайте отрицательных оценок, осуждения. Постарайтесь сделать так, чтобы и вы, и ваш собеседник получили удовольствие от общения друг с другом.
Коммуникативные навыки, как и любые другие навыки, не могут развиться за несколько дней. К формированию коммуникативной компетенции ведет постоянное взаимодействие с другими людьми, постоянная практика общения.
Если у вас или вашего ребенка имеются сложности с коммуникацией, обратитесь за консультацией к нашему психологу. Записаться на прием можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры:
7 привычек, которые превратят любого интроверта в мастера коммуникации
Привет! Я Саша, Exness Global Learning & Development Manager.
Более 10 лет занимаюсь темой развития взрослых людей. В центре моего интереса вопросы роста начинающих руководителей.
В этой статье делюсь практическими наблюдениями о том, как интроверту быстро научиться управлять командой.
«Что бы вы предпочли – выпрыгнуть из самолета без парашюта или оказаться за столом на званом обеде рядом с незнакомым человеком? Если вы выбрали первый ответ, не отчаивайтесь. Вы такой далеко не один». Ларри Кинг
Каждый второй IT-интроверт, получив управленческую роль, признается в том, что ему трудно взаимодействовать с командой.
Лидерская позиция предполагает значительное количество общения, встреч и диалогов. Без этого крайне сложно вести людей за собой.
Руководитель, который не привык общаться с людьми, обычно испытывает следующие сложности:
Взрослому человеку трудно меняться. На первый план выходит иммунитет к изменениям ( «Неприятие перемен», Киган/Лейхи). Даже осознавая потребность в переменах, мы предпочитаем сохранить привычку вместо того, чтобы развить новый навык. Так как любое изменение требует приложения усилий, мы натыкаемся на страх перестать быть самими собой.
Поэтому необходимо двигаться маленькими шагами, формируя легкие ритуалы, которые впоследствии принесут заметные улучшения.
Есть семь проверенных полезных привычек, которые помогут настроить коммуникацию с командой:
1. Превратитесь в наблюдателя. Изучайте свою команду как исследователь NatGeo. Интересуйтесь своими ребятами как личностями: узнавайте о хобби, планах, настроении, выходных и планах на отпуск. Покажите свой интерес, получите в ответ возникший интерес и к вам. Чем лучше вы знаете особенности своих людей, тем вам легче управлять через взаимодействие.
2. Расширяйте привычные горизонты бесед. Проявляйте инициативу в разговоре. Составьте список безопасных вопросов для старта. Исключите «какдела»вопрос: он отрезает путь к настоящей коммуникации. Включайте конкретику: ‘Что думаешь о беспилотниках?»; узнайте: «Где был на выходных?»; обсудите последнюю новость. Позвольте коллеге действительно что-то рассказать, а не отмахнуться ответом «нормально».
3. Смотрите людям в глаза. Поднимайте глаза от экрана во время разговора, тренируйте прямой взгляд. Откажитесь на встречах от смартфонов и ноутбуков. Зрительный контакт обладает огромной силой. Именно он формирует впечатление о человеке, захватывает внимание. В мозгу включается ряд когнитивных процессов, поскольку принимается сигнал о взаимодействии с другим человеком.
4. Найдите свой эмоциональный аутлет. Наши реакции – это физика. При воспитании иного формата поведения важно скидывать накопленное, отвергнутое. Особенно это касается проявления ярких эмоций, экспрессии во взаимодействии. Учитесь самоконтролю, но оставьте место для отдыха наедине с собой: спорт, игры, песни или 10 минут тишины – каждому свое.
5. Рассказывайте сказки детям. Замените чтение пересказом. Маленькие дети молниеносно дают обратную связь о сюжете и стиле, держат вас в напряжении и внимании: «Про волка уже было, не надо повторять». Такая привычка позволяет в безопасной среде развить важный навык повествования, формирования ключевой мысли в разговоре и умение реагировать на обратную связь собеседника.
6. Узнавайте себя. Попытайтесь определить близкие и приятные вам темы, проанализируйте собственный образ мыслей. Начните формировать свой рабочий круг общения – с кем вам проще проводить время. Найдите пару коллег, взаимодействие с которыми приносит удовольствие. Не нужно насильно толкать себя из зоны коммуникативного комфорта. Позвольте для начала привычке сформироваться.
7. Развивайте эмпатию – умение распознавать чувства другого и правильно реагировать на его эмоции. Этот навык позволит вдохновлять команду и вести людей за собой. Для начала научите себя понимать собственные эмоции. Можно прислушаться к телу – сердцебиение, дыхание и напряжение мышц помогут вам осознать состояние. Озвучивайте эмоции, которые испытываете: »Горжусь твоим проектом», « Возмущен подрывом сроков доставки». Называя свои чувства, вы провоцируете другого делиться своими.
Материал основан на наблюдениях одного амбиверта (человека, который обладает чертами характера интроверта и экстраверта одновременно), подтвержденных на собственной практике и в исследованиях ученых-нейрофизиологов.
Решили углубится в тему?
— Посмотреть: «Сила интроверта», Cьюзан Кейн
— Послушать: Expert Networking for Introverts with Karen Wickre
— Почитать: «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно», Ларри Кинг.