навыки которые развивает проектная деятельность у обучающихся

Прямая связь: проектная деятельность и успех современного школьника

Классическая карьерная траектория, которая работала в советский период, не актуальна в современном мире. К сожалению, диплом не является залогом того, что ученик получит путевку в жизнь и отправится в свое счастливое будущее. Нужен другой набор навыков, которые необходимы любому человеку для того, чтобы жить в сложном информационном мире, – в этом уверена Алена Францкевич, руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделей.

Изображение StockSnap с сайта Pixabay

В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.

По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.

Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.

Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills

Проект — это временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Так гласит «Свод знаний по управлению проектами».

«Hard skills — это навыки, которые нужны для того чтобы осуществить профессиональную деятельность. Soft skills — это навыки надпрофессиональные, которые позволяют мигрировать из одной профессии или отрасли в другую».

Типы школьных проектов и их результаты

Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.

Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?

В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.

В качестве примера региональных инициатив можно привести проектную школу «Старт Про», реализуемую Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего». Цель проекта — воплотить экосистемный подход по формированию индивидуальных образовательных маршрутов через проектную деятельность десятиклассников (в рамках ФГОС) в старшей школе.

«Старт Про» — долгосрочный проект, в котором участвуют 33 школы города (это примерно 300 школьников и 70 учителей). В рамках инициативы реализуется около 60 школьных проектов разной направленности и тематики.

Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.

Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.

Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.

Источник

Роль проектной деятельности учащихся в формировании навыков и умений

навыки которые развивает проектная деятельность у обучающихся. Смотреть фото навыки которые развивает проектная деятельность у обучающихся. Смотреть картинку навыки которые развивает проектная деятельность у обучающихся. Картинка про навыки которые развивает проектная деятельность у обучающихся. Фото навыки которые развивает проектная деятельность у обучающихся

В современный педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы. К ним относятся проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеклассной работе.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.

Задачи проектной деятельности:

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:

Проектная деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:

Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Опыт работы по внедрению проектной технологии показывает, что она востребована как педагогами, так и учениками. Классно-урочная система «загоняет» учителя и ученика в жесткие рамки программ и стандартов. Проектная технология, наоборот, создает простор для инициативы и творчества и направлена на формирование креативности ученика.

Учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, более коммуникабельные, легче осваивают содержание учебных предметов, умеют анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Все эти навыки будут востребованы во взрослой жизни и помогут быстрой социализации подростков.

Источник

Доклад» Формирование навыков проектной деятельности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Проект.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

Доклад на районном методическом объединении

учителей начальных классов

по теме: « Формирование навыков проектной деятельности

младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

категории Родионова Е.В.

Тема: «Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность метода учебных проектов в условиях реализации ФГОС НОО.

Цели и задачи проектной деятельности.

Виды проектов, их содержание и структура.

Памятки для учащихся и учителя по подготовке проекта.

Роль проектной деятельности в становлении самостоятельной организации учебного процесса учащегося.

Список использованной литературы.

Приложение ЭОР : презентация

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования . Своевременность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.

Задачи проектной деятельности:

— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

— Умение составлять письменный отчет;

— Формировать позитивное отношение к работе.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Различают следующие виды проектов:

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.

Индивидуальные: Проект «Рассказ о слове»-2кл, «Живая цифра», « Живая буква»-1 кл, « Правила орфографии в названиях сказок»-1кл

Групповые : проект « В гостях у фольклора» ( 3 кл) в данный момент находится в стадии разработки. Продукт проекта – устный журнал, форма деятельности- групповая, вид краткосрочный ( от 1 до 2 недель). Задания для групп: 1г.- пословицы и поговорки незнакомого содержания, 2 г.- народные загадки, 3 г.- небылицы, шутки, 4 г.-потешки, 5г.- русские народные песни.

Проект по изобразительному искусству « Времена года в женском образе» ( характерные признаки времени года в образе», «Домик-буковка» 1-2 кл, « Такая разная одежда»-1 кл.

Игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

« Осенние посиделки»-2 кл- работали мини-группы по созданию праздника:

1-сбор пословиц об осени, 2-загадки об овощах, об осенних явлениях, месяцах, 3-осенние приметы ( мини-проекты), 4-игры, по желанию учащиеся готовили проект « Осень в женском образе», учитель и родители занимались оформлением доски к празднику, учитель составил сценарий на основе материалов, подготовленных детьми, родители организовали церемонию чаепития по завершению праздника.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.

Социально-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Проектная деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

*Творческих и коммуникативных способностей;

*Умения ставить цели и пути их реализации.

Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:

* Умение видеть проблему;

*Самостоятельно ставить задачи;

*Планировать и оценивать свою работу;

*Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение ребёнка или группы детей.

Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.

Любая проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

1 этап – мотивация и целеполагание :

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной, соответствовать возрасту учащихся. На данном этапе формулируется тема, цели и определяется результат, продукт.

2 этап – планирование деятельности:

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной или индивидуальной деятельности. Проекты по форме могут быть индивидуальными или групповыми, по виду- краткосрочные или длительные.

3 этап. Информационно-операционный ( создание проекта):

На этом этапе идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется.

4 этап. Контроль и коррекция результата.

Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

5 этап. Рефлексивно-оценочный:

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.

Для учащихся я готовлю памятку. Она называется «6 П»

3.Подбор информации, иллюстративного материала

4.Продукт проекта (соответствие критериям оценивания)

Первые два этапа осуществляются в школе: я знакомлю учащихся с темой проекта, предлагаю различные варианты способов выполнения работы, выслушиваю мнения детей по данному этапу подготовки, вместе с учащимися определяем, каким образом может выглядеть конечный результат проекта и как нужно осуществлять его защиту.

Третий этап направлен на самостоятельный подбор материала учащимися. Для сбора информации определяются временные рамки, в течение которых я для учащегося являюсь консультантом по сбору материалов. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Четвёртый реализуется в классе: проходит представление проекта и его защита. Нельзя не сказать о роли родителей по сбору информации и оформлению продукта проекта . А.А. Плешаков, научный руководитель умк « Школа России», предлагает уже на третьей неделе по курсу « Окружающий мир» выполнение проекта « Моя малая Родина», при условии, что 80% учащихся не умеют читать, и 100% учеников не умеют писать. Родители вместе с детьми являются « первооткрывателями» проектной деятельности. Этой теме посвящается один из вопросов первого родительского собрания, где мамы и папы знакомятся со структурой проекта и планом его подготовки. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих учеников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке у нас все получается!

На пятом этапе после заслушивания всех проектов начинается обсуждение выполнения работ по критериям, предъявленным к данной проектной деятельности, определяются лучшие результаты.

Памятка по подготовке проекта

1.Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта

(по методике А.И.Савенкова):

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

2. Планирование работы ( способы и формы работы определяются в классе)

Формы проектной деятельности учащихся:

Источник

Система работы по формированию навыков проектной деятельности школьников.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблема: активизация деятельности школьников по выполнению учебного проекта на получение результата, имеющего практическую и теоретическую значимость.

Тема: Система работы по формированию навыков проектной деятельности школьников.

Цель : Формирование навыков проектной деятельности школьников как инструмента успешной социализации учащихся и развития общей культуры.

1) Организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение задач учебного проекта, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

2) Научить интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

3) Воспитать интерес к осуществлению проектной деятельности, дать возможность учащимся увидеть практическое применение полученных знаний в жизни и профессиональной деятельности.

4) Повысить учебную мотивацию и результативность в изучении математики.

Гипотеза: Исследовательская, проектная деятельность учащихся, может являться фактором формирования системы универсальных учебных действий, развития готовности к решению учебно-исследовательских, учебно-практических задач.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование, анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса, метод сравнительного анализа литературы, метод обобщения информации, создание условий для успешной социализации и формирования общекультурных компетенций.

Объект исследования: использование проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования: проектная деятельность как инструмент формирования и развития общекультурных и социальных компетенций.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Поэтому в свою очередь современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в образовании и развитии личности ее внутреннюю активность, ее потребности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с необходимостью решения этих проблем в наших образовательных учреждениях осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.

Среди разнообразных направлений новых образовательных (педагогических) технологий, в которых реализуются возможности рефлексии, уделяется заслуженное внимание проектной технологии. Начинать ее необходимо в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес. Метод проектов в этом отношении как раз и является одной из таких технологий.

В основе проектного обучения лежит рефлексивно–деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия обучающихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию.

Проектная деятельность предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и обучающихся в совместной творческой работе.

Новизна опыта состоит в том, что проектная деятельность в школе воспитывает готовность и способность учащихся к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; развивает умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом общекультурных и нравственных ценностей; способствует владению языковыми средствами: умению ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии; развивает навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Оптимальность и результативность опыта состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами государственной аттестации, эффективным участием в конкурсах различной направленности, диагностиками уровней сформированности социальных и общекультурных компетенций.

Перспектива использования педагогического опыта очевидна, поскольку умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно- смысловой компетенций. Все эти требования заложены и в Федеральные Государственные Образовательные стандарты. Использование проектной деятельности при изучении филологических дисциплин позволяет обучающимся формировать объективную систему представлений о родном языке, культуре своего народа, русской литературе, возможностях и умениях их реализовывать.

Метод проектов включает в себя:

1) целевую направленность,

2) научные идеи, на которые опирается;

3) систему действий учителя и ученика;

4) критерии оценки и качественно новый результат.

При осуществлении проектного метода необходимо учитывать, что

— Образовательный процесс строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.

— Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.

— Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Система принципов и подходов

Методологическую основу опыта составляют культурологический, социологический, системный, деятельностный подходы, позволяющие рассматривать проектную деятельность как важную составляющую общечеловеческой культуры, как совокупность взаимосвязанных элементов деятельности по преобразованию окружающего социума на основе объективных ценностей.

Внедрение технологии проектной деятельности в образовательный процесс базируется на принципах :

учета возрастных психологических и творческих возможностей детей

учета региональных особенностей

интеграции учебной и внеклассной деятельности

Однако, проектная культура не может возникнуть сама автоматически, ее надо культивировать, и учащихся необходимо приобщать к ней. Она является сущностным компонентом жизнедеятельности любого человека, присутствует во всех сферах его деятельности, она направлена на преобразование окружающей их действительности и превращение богатства человеческой истории во внутреннюю сущность личности.

Каковы же критерии сформированности проектной культуры? Какие черты и качества учащегося должно включать в себя понятие «проектная культура»?

В данном случае условно под «культурой» понимается комплекс знаний, навыков и умений, или уровень индивидуального владения знаниями, навыками, умениями, принципами, нормами, рекомендациями, относящимися к проектной деятельности учащихся. Создающаяся в школе система по развитию проектной культуры учащихся должна предполагать, в первую очередь, совместную деятельность учащихся и учителя, тем самым у обучаемых будет происходить развитие способности к самоуправлению и самореализации в процессе проектной деятельности.

Однако формирование проектной культуры не исчерпывается только взаимодействием ученик-учитель, ее качества развивает созданная грамотным управлением система, включающая воспитательное пространство и влияние внутришкольной и внешкольной среды.

— общая эрудиция; широкий кругозор, которого требует у учащегося проектная работа;

— культура устной и письменной речи;

— общеинтеллектуальные умения, которые обеспечивают развитие продуктивного мышления ;

— навыки самостоятельной работы, самостоятельного и критического мышления, творческой активности;

— авторская позиция ученика в образовательном процессе; рефлексивное видение учащимися целесообразности своих действий и их оснований

— умение самостоятельно приобретать знания сверх базового уровня;

— умение самостоятельно мыслить и делать выводы ;

— умение выбрать тему проекта (сформулироватъ ее так, чтобы в ней содержался элемент новизны и актуальности);

— знание темы проекта;

— умение подобрать материал по теме проекта, используя различные источники информации (в том числе интернет, энциклопедии, периодические издания и др.; умение работать с этими источниками);

троить его композиционно;

— владение предметом; более глубокое и прочное освоение учебного материала, т.е. учение с увлечением

— умение структурировать отобранный материал, умение интегрировать в процессе работы над проектом различные предметные области; способность неординарного интегративного использования сведений из разных областей знаний;

— расширение содержания образования;

— повышение мотивации получения знаний вообще;

— знание и использование начальных основ психологии;

— умение грамотно и логично излагать свои мысли и аргументы;

— способность давать оценочные суждения;

— способность к самоконтролю и самокоррекции;

— умение самостоятельно определить учащимися место их проекта в системе социальных, философских и нравственных ориентиров;

— умение четко определять этапы проектной работы и их взаимосвязь;

— умение технически компетентно преподать материал и представить его;

— умение выбирать необходимые средства для достижения результата ;

— навыки планомерной технологической деятельности;

— владение информационными технологиями;

— умение использовать программное обеспечение, не используемое в школе;

— умение работать с архивом, в том числе своей семьи.

Специальные исследовательские качества.

— умение правильно определить цель исследования ;

— умение самостоятельно поставить, сформулировать проблему исследования ;

— решать исследовательские задачи;

— выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу;

— владеть методами исследования, уметь выбрать (найти) и обосновать метод (методы и методики) исследования;

— наметить план и провести исследование;

— обработать и проинтерпретировать данные;

— публично защитить свою идею, основные тезисы и результаты (овладение методами анализа результатов исследования);

— организовать исследовательскую работу в коллективе.

— умение генерировать идеи и выдвигать гипотезы;

— умение грамотно провести опрос, анкетирование, затем обработать результаты;

— способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал, научную литературу по проблеме исследования;

— умения использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент, моделирование;

— умение делать выводы, показать новизну в выводах и обобщениях.

Исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности формирует и развивает личные качества учителя и ученика. Работая над проектом, учитель и ученик становятся равноправными участниками творческого образовательного процесса. На практике реализуются принципы педагогики сотрудничества. Ставя перед собой цель и самостоятельно, осознанно и целенаправленно двигаясь к ней, ребенок получает применимые на практике знания, умения и навыки, развивает свою компетентность и функциональную грамотность.

В конкурсах, разработанных в школах, может принять участие каждый школьник, обучающийся в общеобразовательном учреждении. На конкурс принимаются проекты, выполненные как индивидуально, так и коллективно. Действуя в рамках рекомендаций по организации научно-исследовательской деятельности учащихся, исследовательские работы конкурсов ведутся при участии консультантов, которыми являются педагоги школы.

Тематика конкурсов обширна и ставит перед собой социально значимые цели:

Патриотическое воспитание («Школьный музей», «Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени»);

Гражданско-правовое воспитание («Моя конституция – мой выбор», «Символика государства российского»)

Забота о сохранении здоровья подрастающего поколения («Перекресток», «Шаг в бездну»)

Модернизация образования («Школьное самоуправление»)

Внутрифирменная подготовка учителей дает возможность активно использовать проектную технологию на уроках и во внеурочное время.

В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности.

Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач, получают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников.

Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.

Проектная деятельность способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение.

При правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках внеучебной деятельности школьники получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать информацию, воспитывает у школьников способы грамотного и цивилизованного обмена информацией.

Использование проектной деятельности позволяет обучающимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать.

2. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

3. Полат Е. С. Метод проектов. М., 2001

4. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.

6. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *