навыки культурного поведения в 1 младшей группе
Воспитание культуры поведения (первая младшая группа)
Алина Юрпольская
Воспитание культуры поведения (первая младшая группа)
Одна из задач воспитания детей первой младшей группы – формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно – гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретет индивидуальный подход к каждому ребенку.
Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность постоянных контактах с взрослым. От того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.
Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Оно из них – формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. Е. в коллективе. Не менее важно привить интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им, позднее – и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувства благодарности за заботу и уход, послушания и чувства симпатии, дружелюбия к детям и взрослым – все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в первой младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно – гигиенических навыков – опрятности, аккуратности быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности.
На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.
Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание и т. д., доставляет ребенку радость; дети осваивают, как и в какой последовательности надо делать.
Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому в начале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.
Прежде всего,следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыков торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно – эмоциональный настрой.
Чтобы добиться эффективных результатов в своей работе мы часто используем такой способ – как игра (с куклой, с водой и т. п.). Такие игры в тоже время позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов.
Через игры – инсценировки, игры – упражнения, коллективные игры воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, что дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
Проводятся такие игры и первой и во второй половине дня, в зависимости от содержания. Например, игру «Мы умываемся» модно проводить после завтрака, ужина перед приходом родителей. Местом проведения могут быть групповая, игровая или где дети непосредственно умываются.
Длительность игр определяется их задачами и содержанием, целесообразно проводить их по подгруппам 10 – 12 человек, так как работа со всей группойодновременно не дает желаемого результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя обращенную ко всем.
Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, играм следует придавать максимальную значимость. Что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда при этом присутствует дети старшего возраста, показывают непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого общения (подать стул, поздороваться и т. д.).
В таких играх как правило, часто используются игрушки (кукла, мишка, зайчик): «Кукла Таня у нас в гостях»; «Умоем куклу Таню», «Поможем Мишке одеться на прогулку» и т. д. Но не стоит забывать и про предмет, действия которого показывает воспитатель, например как следует держать ложку, как правильно пользоваться расческой и зеркалом, платком.
Показанные и освоенные с детьми действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. Формирование нравственных качеств – важный и сложный компонент воспитания культуры поведения.
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Мойдодыр» Игра для детей дошкольного возраста «Мойдодыр» Используя авторский литературный материал, предлагаю игру с детьми дошкольного возраста,.
Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Составитель проекта: воспитатель Козмодемьянова Надежда Владимировна.
Перспективный план по воспитанию культуры поведения в группе раннего возраста
Судакова Ирина
Перспективный план по воспитанию культуры поведения в группе раннего возраста
Сентябрь
1. Беседа «В гости к нам пришли матрешки».
Цель: учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании. Дидактические игры: «Давайте, матрешки, познакомимся (попрощаемся)».
2. Беседа «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой».
Цель: закреплять навыки вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени- отчеству.
3. Беседа «Мы едем в автобусе».
Цель: знакомить с навыками поведения в общественном транспорте.
4. Беседа «Безопасность на дороге».
Цель: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Развивать у детей интерес к машинам, работе водителя, правилам дорожного движения. Формировать навыки культурного поведения «на дорогах».
Октябрь
1. Беседа «А куда поедем днем перед сном?»
Цель: закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате.
2. Игровая ситуация «Готовим угощение из фруктов».
Цель: закреплять знание детей о фруктах, о способах их приготовлениях. Учить детей проявлять гостеприимство. Принимать личное участие в элементарных трудовых процессах.
3. Игровая ситуация «Кукла Таня собирается в гости».
Цель: воспитывать элементы организованности и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, не опаздывать в детский сад, приходить чистым, аккуратным, приводить в порядок костюм перед зеркалом.
4. Беседа «С кем мне нравится играть и почему?»
Цель: подводить к осознанию правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.
Ноябрь
1. Беседа «Как играют воспитанные дети?»
Цель: закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть.
2. Дидактическая игра «Кто я такой?» Рассматривание иллюстраций по сюжету А. Барто «Девочка-чумазая».
Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Беседа «Добрые слова дедушке и бабушке».
Цель: способствовать формированию заботливого отношения к пожилым людям.
4. Беседа «Каждой вещи свое место». Чтение З. Н. Александрова «Что взяла, клади на место».
Цель: закреплять правило «Каждой вещи – свое место». Выяснить, знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимые для самостоятельной деятельности. Воспитывать умение слушать, учить понимать смысл произведения.
Декабрь
1. Игровая ситуация «Кукла Таня простудилась».
Цель: формировать навык пользования носовым платком. Приучить детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если кто-нибудь находится рядом, отвернутся.
2. Беседа «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами».
Цель: учить оказывать посильную помощь, воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
3. Беседа «Дружба крепкая».
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь, продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга. Чтение рассказа С. Г. Козлова «Дружба».
4. Игровая ситуация «Оденем куклу Таню на прогулку».
Цель: воспитывать потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать, вешать вещи в свой шкаф.
Январь
1. Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке». Дидактическая игра «Поучим зверюшек застегивать пуговицы».
Цель: учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д..
2. Беседа «Наши хорошие поступки».
Цель: воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким. Способность замечать красивые поступки, соблюдать правила культурного поведения со сверстниками, спокойно играть, не мешая другим, делится игрушками.
3. Беседа «Животное, которое я люблю».
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, стремление оберегать ее.
Февраль
1. Беседа «Защитники девочек».
Цель: формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек.
2. Беседа «Поведение в игре».
Цель: учить играть дружно, без споров меняться ролями или игрушками. Объяснить, что в каждой игре есть правила, которые надо соблюдать. Пояснить, что в играх следует быть осторожными, чтобы не причинить друзьям боль, не нанести случайную травму, играть «рядом» и «вместе».
3. Беседа «Жадина». Чтение Н. П. Найденова «Ничего тебе не дам».
Цель: формировать представление о доброте и жадности.
4. Рассказ воспитателя «Как вести себя на празднике». Разучивание стихотворений, песен.
Цель: закреплять правила поведения на праздничных утренниках и развлечениях: внимательно слушать и не вмешиваться в выступления товарищей, спокойно выполнять предложения ведущих.
Март
1. Беседа «О маме». Чтение С. Л. Прокофьева «Сказка про маму».
Цель: развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.
2. Беседа «Как вести себя с игрушками».
Цель: учить детей бережно относиться к игрушкам, правильно использовать их в игре.
3. Игровое упражнение «Расскажем Хрюше, как правильно кушать».
Цель: учить детей быть гостеприимными, закрепить знания о назначении предметов, умению действовать по четкому алгоритму. Воспитывать у детей культуру поведения за столом, умение наслаждаться чаепитием, уютом, общением друг с другом.
4. Игровая ситуация «Узнай, почему Витя сидит один, не играет?»
Цель: продолжать воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
Апрель
1. Беседа «Что нельзя и что можно делать в магазине».
Цель: формировать навыки поведения в общественных местах.
2. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» по стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства, учить просить извинения.
Цель: дать понимание того, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Понимать смысл потешки.
4. Игровая ситуация «Если плачет друг, пожалей его».
Цель: поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять, помочь.
1. Беседа «Мы вежливые дети».
Цель: способствовать формированию привычки спокойно вести себя в помещении и на улице.
Цель: закреплять навыки детей в умывании, знание предметов туалета и их назначении. Развивать наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды. Воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительное отношение к своему телу.
2. Беседа «В группу зашли взрослые».
Цель: продолжать учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании.
3. Чтение И. С. Горюнова «Этикет для карапузов. Правила поведения за столом».
Цель: продолжать формировать умения правильно вести себя за столом.
4. Чтение И. С. Горюнова «Этикет для карапузов в детском саду».
Цель: учить детей правильно вести себя в группе, делаться игрушками с друзьями.
Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.
Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.
Перспективный план группы раннего возраста 2017–2018 год Социально-коммуникативное развитие. Задачи: Развитие начал общения, взаимодействия с взрослыми, сверстниками и готовности к совместной.
Перспективный план группы раннего возраста на 2017–2018 год (продолжение, февраль) Социально-коммуникативное развитие. Задачи: Развитие начал общения, взаимодействия с взрослыми, сверстниками и готовности к совместной.
Перспективный план группы раннего возраста 2017–2018 год (продолжение, январь) Социально-коммуникативное развитие. Задачи: Развитие начал общения, взаимодействия с взрослыми, сверстниками и готовности к совместной.
Перспективный план группы раннего возраста 2017–2018 год (продолжение ноябрь) Социально-коммуникативное развитие. Задачи: Развитие начал общения, взаимодействия с взрослыми, сверстниками и готовности к совместной.
Перспективный план мероприятий по воспитанию ЗОЖ в старшей группе. Часть 1 СЕНТЯБРЬ Беседа «Здравствуйте мои друзья». Цель. Создание условий для радостного общения детей после летнего отпуска. Помочь детям понять,.
Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.
Перспективный план развлечений и праздников, организуемых воспитателем в группе раннего возраста с сентября по октябрь Тема праздничного утренника, развлечения. Программное содержание. Сентябрь Развлечение «В гости к бабушке» Развивать навыки творческой.
Презентация — перспективный план группы раннего возраста 2017–2018 год (продолжение апрель) Социально-коммуникативное развитие. Задачи: Развитие начал общения, взаимодействия с взрослыми, сверстниками и готовности к совместной.
Картотека бесед по воспитанию культуры поведения и положительных моральных качеств во второй младшей группе
Юлия Понкратова
Картотека бесед по воспитанию культуры поведения и положительных моральных качеств во второй младшей группе
Беседа «В гости к нам пришла игрушки»Цель: учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании. Д/игры «Поучим мишку знакомиться», «Подскажем мишке, как надо прощаться»
Беседа «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой»Цель: Закреплять навыки вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.
Беседа «Как утешить Таню?»Цель: воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища. Чтение А. Барто «Мяч».
Беседа «Кто поможет?»Цель: учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам. Чтение М. Ивенсон «Кто поможет?»
Беседа «Как играют воспитанные дети»Цель: закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть.
Беседа «Спать пора, уснул бычок…»Цель: закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате.
Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»Цель: Приучать детей общаться спокойно, без крика.
Беседа «Дружба крепкая»Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь, продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга. Чтение «Н. Калинина «Разве так играют?»
Беседа «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней»Цель: продолжать воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
Беседа «Капризки и упрямцы»Цель: закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства. Чтение Т. Карамаренко «Капризка»
Беседа «С кем мне нравится играть и почему»Цель: подводить к осознанию правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.
Беседа «Как надо помогать малышам»Цель: рассказать детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т. д., почему малышам нужно помогать.
Беседа «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами»Цель: учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость и доброжелательность.
Беседа «Добрые слова дедушке и бабушке»Цель: Способствовать формированию заботливого отношения к пожилым людям.
Беседа «Мы в автобусе поедем»Цель: знакомить с навыками поведения в общественном транспорте
Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами»Цель: воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.
Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»Цель: закреплять умение давать оценку своим поступкам.
Беседа «Что нельзя и что можно делать в магазине»Цель: формировать навыки поведения в общественных местах (магазин, улица, поликлиника)
Беседа «Животное, которое я люблю»Цель: воспитывать бережное отношение к природе, стремление оберегать ее.
Беседа «Драться или договориться?»Цель: учить детей договариваться, помогать друг другу.
Беседа «Защитники девочек»Цель: формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек.
Беседа «Жадина»Цель: формировать представление о доброте и жадности.
Беседа «Можно ли хвастать?»Цель: формировать представления о скромности и зазнайстве. Чтение сказки «Заяц Хваста».
Беседа «Труд и лень»Цель: закреплять представления о трудолюбии и лени. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Беседа «Как вести себя с игрушками»Цель: учить детей бережно относиться к игрушкам, правильно использовать их в игре.
Беседа «Посидим в тишине»Цель: на примере стихотворения «Посидим в тишине» показать, что о маме нужно заботиться, помогать ей.
Беседа «Каким должен быть друг»Цель: Выяснить, как дети понимаю значение слов «друг», «дружба», какие качества больше всего ценят дети в своих друзьях.
Беседа «В автобус вошла старенькая бабушка»Цель: учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.
Беседа «Добрые слова»Цель: Вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения.
Беседа «Всегда будь вежлив»Цель: закреплять формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините).
Беседа «Правила разговора по телефону»Цель: Познакомить с навыками телефонного этикета.
Беседа «Добрые дела»Цель: воспитывать потребность проявлять доброту к окружающим людям.
Беседа «Научим мишку делиться»Цель: учить детей правильно вести себя в группе, делаться игрушками с друзьями.
Беседа «В группу зашли взрослые»Цель: продолжать учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании.
Беседа «Упала Катя»Цель: закреплять умение сочувствовать друг другу.
Беседа «Мы вежливые дети»Цель: способствовать формированию привычки спокойно вести себя в помещении и на улице.
Картотека бесед о здоровье Картотека бесед о здоровье ТЕМА: «Ребенок и здоровье» Цель: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе.
Картотека бесед о здоровье детей в подготовительной группе Беседы о здоровье в подготовительной группе СЕНТЯБРЬ ТЕМА: «Ребенок и здоровье» П. с. : формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни.
Картотека бесед по ОБЖ Беседа: «Как песок может стать опасным» Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть.
Картотека бесед по воспитанию нравственности у детей в средней группе карточка-1 Зачем говорят «здравствуй»? Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия.
Картотека бесед в подготовительной группе «Моя семья» Беседа для детей подготовительных групп №1 «Сердце семьи» Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
Картотека бесед в старшей группе Беседа «Правила для дежурных» Цель: напомнить детям, как накрывать на стол, учить действовать последовательно и аккуратно, обсудить важность.
Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель д\с N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.
Обогащение детей знаниями о моральных нормах поведения Обогащение детей знаниями о моральных нормах поведения Воспитатель МБДОУ детский сад №109 «Воробуше» г. Брянска Еремина М. И. Дошкольный.
Картотека бесед на тему «Профессии» Картотека бесед на тему: «Профессии». Воспитатель Воспитатель – это человек, который воспитывает и обучает детей в детском саду. Профессия.
Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств в старшей группе Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств старшая группа (I квартал) Для воспитания культуры поведения и положительных.