навыки куратора студенческой группы
Навыки куратора студенческой группы
1.1 Постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента.
1.2 Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов: проверка журнала посещаемости, посещение учебных занятий, беседы с преподавателями.
1.3 Помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией.
1.4 Знание бытовых условий и состояния здоровья каждого студента в группе.
1.5 Изучение научных интересов студентов; привлечение их к исследовательской работе.
1.6 Приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации.
1.7 Индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в вузе, так и с теми, кто стремиться к более глубокому изучению учебных дисциплин. Куратор также должен уделять внимание вопросам взаимодействия с сокурсниками, преподавателями, личным проблемам студентов.
1.8 Работа с родителями: доведение до их сведения необходимой информации о посещаемости (не посещаемости), успеваемости (неуспеваемости), поведении студента в вузе.
1.9 Этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: контроль за внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими правил внутреннего распорядка в университете; привитие интереса к культуре и искусству.
2. Порядок работы куратора
2.1 Заочное знакомство с группой.
Знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа куратора в этот период заключается в подготовки списка группы (занесением его в журнал куратора), ознакомление с личными делами студентов: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам). Всю необходимую информацию занести в журнал куратора на листы для заметок, в личные листы студентов.
2.2 Знакомство с университетом, институтом.
Знакомить студентов с институтом и университетом (историей, традициями, особенностями, требованиями к студентам) можно начать уже 1 сентября и продолжить в течение ближайших месяцев.
Знакомить студентов с институтом и университетом можно следующим образом:
– заочное знакомство: беседы с группой, просмотр фильма об истории института и университета;
– экскурсия по институту, по наиболее интересным и необходимым для студентов местам в вузе (главный корпус, учебный корпус, библиотека и т.д.);
– посещение музеев университета;
– знакомство со студенческой жизнью в университете: с системой студенческого самоуправления, с подразделениями воспитательной системы, с общественными организациями;
– знакомство и пояснение Устава университета, института, прав и обязанностей студентов.
2.3 Выбор актива группы.
Актив группы выбирается в сентябре месяце, но не в первые дни учебы (на это время может быть назначен временный староста). Состав актива группы зависит от существующей в институте системы студенческого самоуправления. В любом случае актив группы представляют староста, заместитель старосты и профорг.
Выборы актива проводит куратор или временный староста в присутствии куратора. До того как проводить выборы, необходимо познакомить студентов с полномочиями и обязанностями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы человека выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Также необходимо сразу сказать студентам, что актив группы в конце учебного года (а при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран. И не забудьте провести перевыборы в апреле-мае месяце!
Задача куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить студентов в решении вопросов выбора актива, но не решать все за них (даже если их выбор кажется вам не совсем верным).
2.4 Час куратора.
Час куратора проводится один раз в неделю. Однако в зависимости от учебного периода и состояния дел в группе его можно проводить несколько раз в неделю (в первые месяцы учебного года), а можно раз в две недели. Продолжительность часа куратора также относительно условна: он может длиться больше часа или 15-20 минут в зависимости от ситуации. Тематика часа куратора:
– решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
– обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодежи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
– встречи с выпускниками факультета (института), специалистами, представителями общественных организаций и др.;
– проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
– индивидуальные беседы со студентами об их посещаемости, соответствии званию студента, проблемах, возникающих с учебой.
2.5 Мероприятия с группой.
Кроме часа куратора преподавателю необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых в институте и в университете.
Куратор в течение учебного года организует также внутригрупповые мероприятия, мероприятия между группами и курсами. Направления данных мероприятий:
– посещение культурных мест нашего города: театров, выставок, музеев;
– спортивные (футбол, волейбол, лыжные прогулки и т.д.);
– пешие походы, выезды на природу;
– поездки в другие города, по историческим местам;
– интеллектуальные игры;
– Дни именинников;
– издание настенной газеты;
– мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников;
– дискуссионные клубы.
2.6 Подведение итогов первого семестра и учебного года.
Подведение итогов проводится на собрании группы в конце учебного семестра. Итоги подводятся по нескольким позициям:
– успеваемость;
– посещаемость;
– социальная активность студентов;
– сплоченность коллектива и общая атмосфера в группе, возникающие в этом плане проблемы;
– перевыборы актива группы (в конце учебного года).
Роль куратора в современных условиях среднего профессионального образования
Автор: Винограденко Инна Сергеевна
РОЛЬ КУРАТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по воспитательной работе
Винограденко Инна Сергеевна
Актуальность и значимость воспитательной работы в среднем профессиональном образовании в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.
Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.
Неслучайно роль преподавателя, преподавателя-куратора студенческой группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи, куратор призван помогать студентам адаптироваться в вузе, знакомить ребят с традициями университета в учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.
Значение слова Куратор по Ефремовой:
Куратор в Энциклопедическом словаре:
Значение слова Куратор по словарю Ушакова:
Значение слова Куратор по словарю Даля:
Куратор м. опекун, попечитель; член конкурса над несостоятельным должником. Кураторовь, ему прнадлеж щ. Кураторский, к куратору относящ. Кураторство ср. должность, звание это; опекунство, попечительство.
Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.
Основными направлениями работы куратора являются:
— изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их вос- питания, способностей и личных особенностей;
— постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;
— совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;
— выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;
— формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;
— сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;
— вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы, учебного заведения;
— установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе
Периодическое независимое анкетирование студентов курируемых групп с последующим анализом «Эффективность работы куратора академической группы». В процессе анкетирования ставится задача выяснить уровень и качество взаимоотношений куратора со студентами, отношение студентов к проводимой куратором работе в академической группе и налаживанию неформальных взаимоотношений с отдельными студентами, степень вовлечения куратором студентов во внеучебную деятельность,
Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.
Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не навреди”.
1. Л.В.Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. №1. С.152-155.
2. Е.П.Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. №3. С.83-86.
3. Н.И.Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально – профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012. №2.- С.118-126.
4. Н.И.Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. №3. – С.116-120.
5. Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. №9.- С.202-207.
6. И.А.Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с.
8. С. И. Рябцева Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 178-180.
Обобщение опыта на тему: «Из опыта работы куратора студенческой группы в системе СПО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лысов Юрий Александрович
преподаватель специальных дисциплин,
ГБПОУ РМ « Саранский государственный промышленно-экономический колледж»
Из опыта работы куратора студенческой группы в системе СПО
Процесс воспитания студенческой молодежи не дает мгновенных результатов и требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы. В статье, основанной на опыте работы, раскрываются все аспекты и направления в деятельности куратора студенческой группы по формированию личностных качеств студентов.
С момента поступления на работу преподавателем специальных дисциплин, ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» в 2011 году, и до настоящего времени, я являюсь куратором студенческих групп. За этот период времени мною накоплен большой опыт работы в воспитательной сфере педагогической деятельности, которым я хотел поделиться. В настоящее время я курирую группу студентов четвёртого курса, обучающихся по специальности: «Программирование в компьютерных системах» (ПО).
Основой моей воспитательной работы считаю создание в группе условий нормального воспитания и развития личности каждого студента. Это: гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса; демократические принципы и стиль общения между преподавателями и студентами; разумная дисциплина и порядок, как условия защищенности в образовательном пространстве; возможность проявления студенческих инициатив и их поддержка со стороны педагогического коллектива.
Несмотря на то, что воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники, основная роль в обеспечении целенаправленного воспитательного процесса принадлежит куратору группы. Я уверен, что деятельность куратора должна иметь систематический и планомерный характер, только тогда она будет эффективной. Причем, особое внимание следует уделять этапу адаптации студентов к обучению в новом коллективе и образовательной среде, как основе формирования коллектива группы. Опыт работы подтвердил правоту моего мнения о том, что залогом успеха работы с каждым студентом и с группой в целом, является установление тесного контакта. И делать это нужно сразу, учитывая тот факт, что период адаптации к новой учебно-воспитательной среде, есть не только у студентов, но и у их родителей.
Прежде всего, стремлюсь выполнять главные функции куратора:
➢ своевременно информирую студентов об итогах успеваемости, внеклассных мероприятиях, экскурсиях, культурно – массовых мероприятиях и т.д.;
➢ контролирую успеваемость и посещение занятий студентами группы;
➢ содействую в разрешении конфликтных ситуаций студентов (в группе, с преподавателями, с администрацией);
➢ способствую социальной адаптации студентов (выявление социальных проблем студентов, вовлечение в студенческую жизнь);
➢ поддерживаю контакты с родителями или родственниками студентов по мере необходимости (проблемы успеваемости, дисциплины).
Журнал куратора студенческой группы является основным документом, свидетельствующим о его работе с группой. Оформляется журнал постепенно, по мере накопления информации. Его ведение систематически контролируется начальником социально-воспитательного отдела и руководителем методического объединения классных руководителей. Необходимо отметить, что у меня никогда не было замечаний по ведению журналов, они всегда служили примером для других классных руководителей, особенно молодых.
Свою работу с группой строю в соответствии с требованиями, указанными в «Памятке куратора». Первые встречи со студентами посвящаю знакомству, выбору актива и ознакомлению студентов с основными документами СОФ МГРИ-РГРУ, стараюсь способствовать адаптации студентов в группе, постоянно оказываю помощь активу группы (как в планировании, так и в работе). Обязательно провожу собрания в группе по итогам ежемесячных аттестаций и сессий, при этом делая акцент не только на отстающих студентах, но и на отличниках.
Ежедневно контролирую посещаемость, сразу же провожу индивидуальную беседу с каждым прогульщиком с целью выявления причин, старается мгновенно реагировать на все замечания преподавателей. Организую групповые мероприятия: классные часы, экскурсии, походы в театр, соревнования, встречи с интересными людьми и т.п. Большое внимание уделяю индивидуальной работе со студентами группы, а также и их родителями. Активно привлекаю студентов к научно-исследовательской и творческой деятельности, участию в конференциях, конкурсах, олимпиадах, викторинах различного уровня. Регулярно провожу родительские собрания в группе, организую работу родительского комитета, все это фиксирую в журнале.
Я абсолютно уверен в том, что одним из важнейших факторов, влияющих на показатель успешности работы классного руководителя с группой, являются регулярные встречи со студентами. И это действительно так, ведь на расстоянии невозможно найти точки соприкосновения, узнать друг друга, выяснить проблемы и обсудить возможные пути их решения, подобрать стиль общения с группой в целом, а также с каждым студентом по отдельности.
Важно в период адаптации, когда члены вновь сформированного коллектива только начинают вырабатывать модель поведения и общения (как между собой, так и с куратором, преподавателями, администрацией учебного заведения). В этот период встречаюсь со своими подопечными несколько раз в день, контролирую их на каждой паре.
Позже такая необходимость пропадает, но до конца обучения провожу ежедневную проверку посещаемости занятий, каждый раз меняя время. У меня установлена теснейшая связь со старостой группы, который также контролирует посещение занятий. В случае выявления отсутствия на паре какого либо студента, я выясняю причину, позвонив сначала самому студенту, а затем родителям (если студент не ответил на звонок, или причина, озвученная им, показалась недостаточно убедительной).
В целом, общение со студентами группы происходит ежедневно. Они, как правило, собираются в кабинете классного руководителя на большой (сорокаминутной) перемене для того, чтобы поделиться новостями. Классные часы проводятся регулярно, один раз в неделю. Один раз в месяц в группе проходит собрание по подведению итогов успеваемости (помесячной аттестации) и посещаемости занятий. Однако, после того, как студенты после занятий покидают стены учебного заведения, их общение с куратором не заканчивается. Оно продолжается по телефону, электронной почте или социальных сетях, где создана своя группа.
Без сомнения, для любого классного руководителя результаты успеваемости студентов являются одним из главных направлений его работы. Опыт показывает, что огромное значение в этом имеет тот базовый багаж знаний, с которым ребенок вышел из школы и поступил в учебное заведение. При этом не важно, сколько классов он окончил – 9 или 11. Конечно же, у студентов со слабой школьной подготовкой (каких, к сожалению, большинство) трудностей возникает гораздо больше, и они требуют к себе повышенного внимания и со стороны преподавателей, и со стороны классных руководителей.
В связи с тем, что всегда стремлюсь сохранить контингент группы, систематически работаю с отстающими студентами, организую взаимопомощь внутри группы, контролирую посещение дополнительных занятий и консультаций, взаимодействую с родителями и преподавателями. Студенты моих групп знают, что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, что между родителями и куратором налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Однако, при этом классный руководитель должен быть для студента не цербером, а авторитетным и важным помощником, советчиком.
Я также посещаю уроки в группе, прислушиваюсь и реагирую на все замечания педагогов. Без сомнения, такая деятельность уже на протяжении многих лет дает положительный результат.
В связи с тем, что иногда (чаще всего в самом начале обучения, реже –на 2-4 курсах) студенты могут стесняться рассказывать о своих проблемах, я учу их доверию, убеждаю в своем желании помочь и поддержать. При этом строго следую правилу: «То, что сказано по секрету, не должно быть достоянием других», всегда осуждаю и пресекаю различные кривотолки и сплетни в группе.
В своей модели поведения со студентами придерживаюсь ряда принципов, часть из которых призываю использовать и своих подопечных. Вот некоторые из них:
1. Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их);
3. Откажись от идеи превосходства, желания залезть в душу студента и принуждать его к откровенности, умей выслушать студента;
4. Старайся видеть успехи студентов и радоваться каждому из них;
5. Принимай студента таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал;
6. Всегда нужно найти то, за что похвалить;
7. Постарайся общаться и сотрудничать со студентами, как можно больше;
8. Не делай ничего за студента, а делай вместе с ним;
9. Умей выслушать и услышать каждый ответ студента.
11. Поручай студентам такие дела, в которых они видели бы результаты своей деятельности;
12. Не выбирай себе любимчиков.
Студенты всегда отмечают тот факт, что они могут доверить мне любой секрет, поделиться любой проблемой, зная, что им окажут содействие в ее решении. Доверяют и родители студентов, что позволяет плодотворно сотрудничать с ними. Таким образом, я всегда нахожусь в курсе проблем своих подопечных.
Так как именно на куратора возложены соответствующие обязанности по руководству группой, по организации и координации воспитательной работы со студентами, воспитательный фактор в его работе является определяющим, а его деятельность представляет собой целенаправленный педагогический процесс, осуществляемый на основе личностно ориентированного подхода к студентам. Куратор планирует и осуществляет воспитательный процесс в курируемой им группе с учетом общих планов СГПЭК.
При планировании своей работы со студенческим коллективом, я всегда строго соблюдаю все требования учебного заведения. План воспитательной работы куратора состоит из нескольких разделов:
связь с родителями;
духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
трудовое и профессиональное воспитание;
самоуправление в учебном заведении и в группе.
Проведение запланированных мероприятий отмечается в специально отведенной колонке, для классных часов указывается дата.
В СГПЭК всеми классными руководителями соблюдается следующее правило: кроме общих мероприятий, регулярно организуемых социально-воспитательным отделом, в каждой группе еженедельно проводятся классные часы, а раз в месяц – собрание группы по подведению результатов успеваемости и посещения занятий. Темы для классных часов подбираются разнообразные, с тем расчетом, чтобы охватить все направления воспитательной работы. В журнале классного руководителя имеется раздел, где он по семестрам ведет учет проведенных классных часов.
Приведу примеры тем классных часов, проведенных мной в группе ПО по основным разделам плана. Гражданско-патриотическое воспитание – «Традиции России», духовно-нравственное воспитание –«Толерантность – путь к миру и согласию», эстетическое воспитание – «Рок музыка: динамика развития и ее влияние на человека», «Молодежные субкультуры», физкультурно-оздоровительное воспитание – «Правильное питание – основа здоровой жизни», экологическое воспитание – «Экологические проблемы планеты Земля», трудовое и профессиональное воспитание – «Мир профессий. Что я знаю о профессиях своих родителей?», правовое воспитание- «Наказание неизбежно!».
Я совершенно уверен в том, что одной из самых важных целей работы куратора является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи студентам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации. В связи с этим, всегда стремлюсь создать условия, способствующие социальной адаптации студента, оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем. Кроме этого, сформировать у студента позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам и оказать семье студента квалифицированную педагогическую помощь в воспитании. Для реализации этих задач традиционно использую следующие методы и формы: беседа; наблюдение; тестирование; анкетирование; анализ; диагностика, консультирование; индивидуальная и групповая работа.
Чаще всего, студентам требуется помощь в учебе (они не выполняют, или не защищают своевременно практические и лабораторные работы, не сдают зачеты по темам), так и образуются пробелы в знаниях, которые, накапливаясь, могут привести к получению итоговой неудовлетворительной оценки. Как правило, эта проблема возникает из-за пропусков занятий (в том числе и по уважительной причине) и решается достаточно просто. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими студентами, организовать помощь преподавателя и успевающих по этой дисциплине товарищей.
При выявлении социальных проблем студентов (например, трудностях общения с ребятами или преподавателями, зависимостью от социальных сетей), я сразу же предпринимаю попытки их решения. Иногда для этого требуется привлечение родителей или психолога, что также делается незамедлительно. Иногда бывает достаточно лишь помочь студенту в организации досуга или найти компанию по интересам, чтобы удовлетворить потребность в общении. Решение принимается в зависимости от ситуации.
На личном опыте я убедился, что часто хороший результат дают меры по привлечению ребят в спортивные секции, а также объединение широкого круга студентов общим делом. Нельзя сбрасывать со счетов и организацию предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, привлечение к ним студентов не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов. Все это положительно влияет на активность студентов в учебном заведении, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение.
Бывает, что студентам нужна помощь в разрешении конфликта, возникшего с родителями или другими членами семьи. Это также не должно оставаться без внимания куратора. Не раз убедился в том, что иногда (для оказания своевременной помощи) достаточно индивидуальной педагогической консультации. При этом нельзя забывать, что часто (в решении той или иной сложной проблемы) педагог может получить помощь непосредственно от родителей студентов. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для куратора. Родители получают реальное представление о делах и поведении студента, а классный руководитель – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого студента. Обменявшись информацией, обе стороны, как правило, приходят к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Я всегда использую следующие принципы успешного консультирования: доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность, выражение готовности к оказанию помощи семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
Как правило, больше всего проблем различного характера возникает у студентов с асоциальным поведением, выявление которых является первоочередной задачей классного руководителя. Здесь необходимо проведение индивидуальной воспитательной работы. Такие студенты ставятся на внутренний контроль, их условно относят к «группе риска», для них разрабатывается индивидуальная воспитательно-образовательная программа. Те, кто совершил правонарушение или состоит на учете в ИДН, относятся к «группе риска» уже официально, им назначается шеф – куратор, заводится дневник индивидуального педагогического сопровождения.
В решении подобных проблем всегда тесно сотрудничаю с работниками социально-воспитательного отдела СГПЭК, так как при работе с такими студентами часто необходима помощь психолога, социального педагога, Совета профилактики правонарушений.
Неоднократно мне приходилось сталкиваться и с решением проблем, связанных с тем, что студенты создавали семьи, и у них рождались дети. Это были проблемы и материального характера (в этом случае на помощь приходил социально-воспитательный отдел), и межличностные конфликты (оказывал помощь психолог), и бытовые трудности (помощь оказывали друзья из группы и куратор).
С целью развития познавательно-интеллектуального уровня и с учетом способностей и интересов студентов привлекаю их к участию в научно-исследовательской деятельности, различных конкурсах, олимпиадах.
Внутри учебного заведения группа принимает активное участие в мероприятиях и конкурсах, проводимых социально-воспитательным отделом (последние: конкурс плакатов «Молодежь выбирает» и дебаты «Выборы: за и против»). Они шествуют в колонне СГПЭК в День города, посещают митинги у памятников 9 мая, участвуют в традиционных городских благотворительных акциях «Новый год для всех и каждого» и «Подари частичку сердца», акциях «Чистый город». Традиционно они представляют свои работы на Всероссийских научных конференциях, проходящих в СГПЭК.
Студенты неоднократно защищали честь своего учебного заведения в городских и региональных конкурсах и спортивных соревнованиях, занимая призовые места.
В течение многих лет студенты курируемых мною, занимаются научно-исследовательской деятельностью. Темы для исследований выбираются с учетом всех направлений воспитательной работы куратора и интересов студентов, а по окончанию презентуются на классных часах соответствующей тематики.
Студенты традиционно выступают с докладами на заседаниях Всероссийской научной конференции «Малышевские чтения», публикуют статьи в сборниках Всероссийской заочной научной конференции студентов», Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в современной геологической науке и практике». Они также участвуют в конкурсах исследовательских работ различного уровня, занимая призовые места. Результаты исследований используются и в нашем учебном заведении при проведении классных часов, воспитательных мероприятий, работе с родителями, планировании работы социально-воспитательного отдела..
Опыт работы я передаю молодым кураторам студенческих групп. Я абсолютно уверен в том, что работа с родителями студентов группы является важным звеном в многогранной деятельности куратора. Начинается она с того, что сразу после начала обучения студента, кураторами создаётся паспортизация семей, выявляются трудные подростки, создаётся банк данных студентов, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи.
Всегда активно сотрудничаю с родителями студентов, используя коллективную и индивидуальную формы работы. Направления работы: изучение семей и условий семейного воспитания; информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение родителей; взаимодействие с родительским комитетом; совместная деятельность родителей и студентов. Регулярно поддерживаю связь со всеми родителями студентов группы, ежемесячно передаю карты успеваемости одним из способов: лично, по телефону, электронной почте, через социальные сети. По необходимости родители приглашаю в учебное заведение для личной беседы с заведующей отделением и преподавателями. На родительских собраниях организуется психолого-педагогическое просвещение родителей.
Кто может лучше оценить работу классного руководителя, как не сами студенты? Анализ анонимного анкетирования студентов группы ПО «Куратор глазами студентов» показал, что между куратором и студентами установлены доверительные, продуктивные, доброжелательные отношения. Ребята отметили, что во многом благодаря куратору, их группа – это хорошо слаженный коллектив, созданы все условия для обучения и социализации личности. Куратор тесно общается с группой, активно участвует в учебно-воспитательном процессе, помогает студентам в решении многих проблем, регулярно проводит классные часы, организует совместные мероприятия. Они подчеркнули, что всегда имеют возможность общения с куратором как лично, так и по любым средствам связи (телефон, интернет). Студенты считают, что куратор их группы обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Уровень профессионально-педагогической деятельности куратора (по предложенной шкале) определен как продуктивный.
В своих выступлениях я не раз отмечал, что совершенствованию в работе классного руководителя нет предела, всегда нужно стремиться достичь идеала. Каков же этот образ в моем представлении? Считаю, что идеальный классный руководитель – это высоконравственный, обладающий многосторонним знанием образованный человек, имеющий опыт практической деятельности, владеющий педагогическими тонкостями обучения людей подросткового возраста и взрослых.
Требования к классным руководителям каждый год растут. Задача куратора показать и разъяснить на собственном примере, как высокий уровень культуры в сочетании с интеллектом, развиваемым в процессе получения образования, позволяет человеку занять достойное место в обществе.
Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Щуркова Е. Н. Классное руководство: Теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Webquest. Wikipedia. Die freie Enzyklopadie. [Электронный ресурс]. — 2010.-Режим доступа: http://de.wikipedia org/wiki/Webqu
Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель / Л. К. Гейхман. — Пермь: Изд-во Пермск.ун-та, 2002–260 с. : ил.