навыки обучения в предшколе
Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников
Ирина Кузнецова
Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников
В жизни каждого дошколёнка рано или поздно наступает момент важного шага- поступление в школу. Начало этапа обучения- очень непростой период в жизни ребёнка.
Начинает пропадать детская непосредственность, появляется некая манерность. Ребёнок начинает осмысливать свой внутренний мир: всё больше проявляются самолюбие и самокритика, чувство собственного достоинства и самооценка. Речь ребёнка усложняется, расширяется словарный запас, происходит освоение звукового анализа и синтеза; и, наконец, ребёнок начинает читать.
Отсюда многие родители задаются вопросом: как правильно подготовить ребёнка к школе, как определить готовность к школьному обучению?
К сожалению, многие родители в понятие «подготовка к школе» вкладывают лишь обучение счёту, чтению и письму. И совершенно забывают, что собственно все 7 лет жизни дошколёнка- это подготовка. На протяжении всей жизни ребёнок учится: сначала взаимодействовать со взрослым, потом со сверстниками; учится выполнению инструкций, навыкам игровой деятельности (а ведь в игровых приёмах и отрабатываются все необходимые ребёнку навыки); умению доводить дело до конца и оценивать конечный результат- это тоже подготовка к школе.
Сущеструет насколько основных критериев оценки готовности ребёнка к поступлению в школу:
Первым таким критерием является общее состояние здоровья.
Не стоит пренебрегать в данном случае советами врачей. Често болеющий ребёнок будет пропускать многое из учебной программы, что в свою очередь приведёт к неминуемым пробелам в знаниях, и, как результат, к неуспеваемости. Если возраст позволяет подождать, то лучшим вариантом будет отдать ребёнка в школу на год позже. А в оставшееся время активно заняться укреплением его здоровья.
Если же вы всё таки решились поступать в школу, то, чтобы сохранить нервы себе и своему чаду, следует загодя заняться организацией будущего школьника. Распорядок дня по регламенту должен превратиться в своеобразный закон для дошкольника. Как показывает практика, в будущем это явится залогом успешной учебы в школе.
Не забывайте чаще хвалить ребенка, так как подготовка к школе и учеба в дальнейшем должны доставлять ему положительные эмоции. Психика ребёнка в этом возхрасте очень лабильна.Как говориться: что посеешь, то и пожнёшь.
Если в речи ребёнка присутствуют дефекты речи, то нужно неприменно посетить логопеда и стомотолога, т. к. любые нарушения звукопроизношения оказывают негативное влияние на развитие личности ребёнка, на его умственное развитиве и на формирование эмоционально-волевой сферы.
Следующим критерием оценки готовности к школе является состояние общей и мелкой моторики.
Очень часто родители не придают значения тому, что ребёнок неуклюж: постоянно что-то задевает, у него всё валится из рук, он шаркает ногами, испытывает трудности при просьбе нарисовать линию или круг. При разговоре с родителями таких детей выясняется, что ребёнок пропустил одну из самых важный стадий в своём развитии: стадию «ползания».
Если вы зметили у своего ребёнка моторные трудности, не торопитесь в первый класс. Лучше в освободившееся время до школы позанимайтесь развитием моторики. Благо, сейчас много литературы данной тематики.
В том случае, если же в школу ы всё таки собрались, следует удеть больше внимания тонкой координации движений. Ребёнку предстоит ведь учиться письму, а это значительная нагрузка. Отлично развивают мелкую мотрику занятия пластилиновой лепкой и рисование. Одно-два занятия еженедельно необходимо посвящать, как раз, подготовке руки дошкольника к письму. Лучше, все занятия проводить форме игры. К примеру, можно предложить малышу сначала изобразить какое-либо животное, а потом самостоятельно вырезать его из бумаги. Получится своеобразный бумажный зоопарк. Подобные упражнения желательно разнообразить, чтобы ребенок не утомлялся от монотонной деятельности.
В ходе дошкольных занятий не следует слишком усердствовать, заставляя малыша неприрывно выводить буквы на листе.Лучше чередовать момент обучения с отдыхом : 3 минуты пописали- столько же отдохнули.
Также важным аспектом при подготовке к школе является уровень сформированности пространственных представлений. От сформированности данного навыка во многом зависит успешность ребёнка в чтении и письме. Если данный навык не сформирован, или сформирован неполностью, у ребёнка возникнут трудности при ориентировки на тетрадном листе, в написании и расположении элементов буквы, в понимании условия задач.
Для развития данных способностей, поиграйте с ребёнком!. Например, в селедопытов. Нарисуйте вместе карту, где будут указаны направления движения и количество шагов (где шаги это клеточки): «два шага вниз», «три шага вправо», «остановись справа от круга» и т. д.
И последним по счёту, но не по значимости, является умственное развитие ребёнка.
Данное понятие включает в себяи уровень развития познавательных процессов: внимания (объём, концентрация, переключаемость, память (вид, объём, восприятие, мышление, развитие речи.
Для развития внимания, следует приучать ребёнка к усидчивости и умению концентрироваться на задании. Вначале по 10-15 минут, постепенно доведя этот отрезок до получаса. В этой связи, ребенку не помешает собственное место для занятий. Наряду с учебой это приучит его к аккуратности и содержанию в порядке своего «рабочего» места.
Сейчас очень много детской литературы, журнилов, книг, где печатают различные головоломки, кроссворды, задания на поиск аналогий, выделения четвёртого лишнего и т. д. Не пропускайте их мимо. Подобные задания помогут вашему малышу развить мышление и доставят ему и вам массу положительных впечетлений!
В процессе занятий необходимо побуждать вашего ребёнка к пересказу небольших и хорошо понятных. Это способствует усвоению навыка анализа. Заучивание наизусть стихов и песен – безотказный вариант для развития памяти. Кстати, эти мероприятия положительно влияют на развитие грамотного письма и беглого чтения.
Итак, подведём итоги всего вышесказанного:
1. Перед школой и во время учёбы проверяйте здоровье своего ребёнка!
2. Не пугайте ребёнка трудностями в школе! Чтобы ребёнок с радостью и без труда мог выполнить инструкцию и просьбу педагога, обращайте внимание как он понимает ваши инструкции. Они, в свою очередь, должны быть лаконичными, чёткими, и, самое главное, доброжелательными.
3. Развивайте мелкую моторику малыша. Больше играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, клейте.
4. Не нагружайте ребёнка избыточным чтением и письмом!. Детская нервная система очень истощаема. Чередуйте эти занятия с отдыхом.
5.Развивайте пространственные представления: больше играйте, проявляйте творчество и воображение. Закрепляйте с ребёнком умение проводить линии и штриховать сверху-вниз и слева-направо.
6. Поощряйте умение ребёнка наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
При подготовке к школе ни в коем случае не примеряйте на себя роль учителя! Вы, прежде всего заботливый и нежный родитель! Мы все знаем, что ребёнок ничего не делает по принуждению. Будте активны! Фантазируйте вместе с ним, придумывайте новые интересные формы работы.
Никогда не сравнивайте достижения ребёнка со своими собственными, старших братьев или сестёр, детей знакомых. У каждого ребёнка свой, индивидуальный темп развития и свои, индивидуальные личностные особенности.
Ваша любовь, терпение и забота будут вознаграждены успехами вашего малыша!
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры Актуальность «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра». Джон Дьюи Действительно, в настоящее время.
Презентация «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребёнка.
Формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных.
Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР Воспитатель: Синица Т. П. Учитель-логопед: Исаченко Л. И. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с.
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях МКШ «Проектная деятельность – как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях малокомплектной школы (далее.
Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий МОУ «Чобручская СОШ № 3» Районное МО учителей начальных классов Доклад на тему: «Применение современных образовательных технологий.
Формирование певческих навыков дошкольников «Формирование певческих навыков дошкольников» Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения.
Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников На современном этапе деятельность учителя начальных классов регламентируется такими нормативными документами, как закон РФ «Об образовании»,.
Предшкольная подготовка и ее роль в формировании личности младшего школьника
В методической литературе для учителя начальных классов часто можно встретить материалы по преемственности младшей и средней школы, а вопросу о переходе от дошкольника к периоду обучения в школе уделяется не достаточно внимания.
Нам, учителям с 20 летним стажем, часто приходилось сталкиваться с проблемами именно в предшкольной подготовке, и вопрос о преемственности между дошкольным и школьным обучением нам особенно близок. В своей работе мы руководствовались как разработками и материалами современных психологов, так и положительным опытом работы учителей начальных классов.
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной её старт и одновременно вершина, окончание такого значимого для ребенка дошкольного возраста и момент вступления во взрослую школьную жизнь. Официальные документы регламентируют на сегодняшний день время начала и окончания начальной школы от 6,5 до 10,5 лет. Но исследователи отмечают, что эти возрастные границы подвижны и зависят от социокультурных обстоятельств, типа преобладающей культуры, требований окружающих, индивидуальных физических и интеллектуальных особенностей ребенка.
Хотелось бы поподробнее рассмотреть момент окончания возраста дошкольника и начало возраста младшего школьника. То есть непосредственно предшкольный период.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы социальной компетенции, соответствующей социальным нормам и общечеловеческим духовным ценностям.
В состав базиса социальной компетенции включается ориентировка ребенка в окружающем мире, явлениях общественной жизни, во взаимоотношениях с окружающими.
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), «характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни». При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску.
Следовательно, вопросы подготовки к школьному обучению — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.
В связи с этим перед нами, учителями начальной школы и в частности, перед учителями 1-х классов, остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.
При приеме в 1 класс мы обращаем внимание, прежде всего на физическую готовность к школе. Это состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, особенности тонкой моторной координации, физическая и умственная работоспособность.
Но последующая успешность в обучении зависит и от личностной и интеллектуальной готовности к школе.
Личностная готовность — это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность — это развитие образного мышления, воображения и творчества, также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль, наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.
Понятие готовности к обучению включает в себя понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Успешность обучения в 1 классе, да и в начальной школе в целом во многом зависит от уровня подготовки к школе.
На наш взгляд, можно выделить три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Три этих направления можно с успехом реализовать в программе по подготовке к школе, в которой могут участвовать как непосредственно общеобразовательные школы, так и учреждения дополнительного образования.
Рассмотрим примеры предшкольной подготовки непосредственно в нашей школе (МОУ СОШ № 48 г. Астрахани).
Предшкольная подготовка может улучшить качество школьного образования, но только при разумной организации образовательного процесса, поэтому очень важно серьезно продумать формы ее воплощения, иначе вместо «выравнивания стартовых возможностей» можно получить совсем другой эффект. В нашей школе, ежегодно открывающей курсы предшкольной подготовки, созданы такие условия предстартовой подготовки, которые позволяют всем детям, поступающим в первый класс, как можно более безболезненно включиться в школьное обучение и быть успешными.
Сейчас практически любая школа начинает подготовительный период задолго до начала занятий. В некоторых школах это регулярные занятия в течение всего года, в других проводятся «блоками». В нашей школе этот период проходит с января по май.
Естественно, начинается этот период со знакомства с ребенком, оформления соответствующих документов и начальной диагностики. Для начальной диагностики я использую выработанные в течение ряда лет и основанные на педагогическом опыте вопросы и задания. Этот этап позволяет выявить уровень психологической и интеллектуальной подготовленности к школе. Зачастую это зависит от того, посещал ли будущий школьник детский сад, специальные курсы в учреждении дополнительного образования или был «домашним ребенком».
Единственные в семье и не посещавшие детский сад дети с большим трудом адаптируются к новой жизненной ситуации, более не уверены в себе. В начале обучения они больше других детей насторожены к представителям противоположного пола, избегают общения с одноклассниками, не играют с ними. В то же время тянутся к общению с учителем, претендуя разговаривать с ним более содержательно или панибратски, чем другие ученики. Уровень их общего развития бывает либо более высоким, чем у сверстников, либо они, в силу своей болезненности, каких-то негативных переживаний в дошкольной жизни, отстают как в общем развитии, так и в готовности к школьному образу жизни, для них характерен больший инфантилизм, чем для остальных детей.
Отличаются и дети с разным типом нервной деятельности, с разной степенью школьной зрелости. Так, гиперактивные, чрезмерно возбудимые дети с трудом переносят напряжение, быстро теряют работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны долго фиксировать свое внимание на учебном задании, плохо осваивают навыки чтения и счета, предпочитают делать только то, что дается легко и доставляет удовольствие. Им трудно красиво и аккуратно писать, их тетради неряшливы. Такие младшие школьники испытывают трудности и при взаимодействии с одноклассниками. Они часто бывают раздражены и даже агрессивны, резко реагируют на отказ в чем-либо и не владеют собой.
Дети с более уравновешенной психикой испытывают гораздо меньше трудностей при организации своего рабочего места, учебного труда. Они более аккуратны, покладисты, исполнительны и дружелюбны, способны на более длительные усилия, даже если выполняемое задание им не очень нравится и их школьная зрелость невысока.
По-разному ведут себя девочки и мальчики. Мальчики маскируют свои страхи и неуверенность, ведут себя шумно и несдержанно, почти никогда не плачут при сверстниках, девочки в первые дни робки и сдержаны, ведут себя тихо, приветливо; они, как правило, не бывают непричесанными, их одежда чаще всего оказывается в порядке, шнурки на обуви завязаны, у них чистые руки и лицо и т. д. Тетради, учебники и другие школьные принадлежности девочек тоже выглядят более аккуратно. Это объясняется и тем, что их тонкая моторика, более совершенна, они более склонны соответствовать ожиданиям взрослых, добиваться их расположения. Девочки послушнее, организованнее, трудолюбивее и ответственнее мальчиков, успешнее овладевают учебными навыками, ближе к условному портрету «хорошего ученика».
На основании своих наблюдений и результатов начальной диагностики мы начинаем продумывать и программу подготовки.
Задачами этих занятий являются:
Из опыта нашей работы мы можем предложить курс занятий с первоклассниками, состоящий из 10 занятий по субботам (3 по 20 мин) для детей и двух занятий для родителей и индивидуальных консультаций. На современном этапе эти занятия мы строим с применением ИКТ, что повышает интерес детей к школе и даёт возможность заниматься с разноуровневой группой. Естественно, такие занятия направлены, прежде всего, на формирование условий для успешного вступления в школьную жизнь, адаптации к работе в группе, развитие навыков общения с учителем и другими детьми, познавательных процессов и привыканию к школьному распорядку. Обязательно в программу занятий мы включаем экскурсию по школе, т.к это помогает не только психологической адаптации, но и пространственному ориентированию в незнакомом помещении и снимает проблему дезориентации и стресса в последующем обучении. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию набор слайдов для одного из занятий. (см. Приложение 1)
Особое внимание должно уделяться работе с родителями, т. к поступление ребенка в школу это является событием и в их жизни тоже, особенно для молодых и неопытных родителей.
В нашей школе занятия для родителей проходят в несколько этапов. Общее собрание проводит директор школы. Он знакомит родителей с правилами и законами, установленными в школе, рассказывает о традициях и внеурочной работе, отвечает на вопросы по организации учебного процесса.
Следующие занятия проводят учителя непосредственно по группам. Нами используется специальная презентация (набор слайдов), которая содержит основные и часто задаваемые вопросы, тест и рекомендации для родителей.
Проведение специальных занятий для родителей это не просто родительское собрание в традиционном его понимании, это методическая и психологическая помощь. Учитель знакомит родителей с особенностями физического и психического развития ребенка этого возраста, основными сложностями при адаптации, отвечает на наиболее распространённые вопросы. На таких занятиях родители могут протестировать себя и ребенка по степени готовности к школе и, самое главное, учитель сразу даёт нужные советы и рекомендации, которые содержатся в расшифровке теста. В конце таких занятий родители получают памятку, с основными критериями готовности к школе (в течение лета, руководствуясь этой памяткой, родители могут самостоятельно заниматься с ребенком) и перечень необходимых в школе принадлежностей, чтобы ребенок имел всё для работы на уроке. И, конечно же, одной из составляющих работы с родителями, являются индивидуальные консультации. Любой из родителей может получить их в отведенное для этого время.
Некоторые из родителей, стремятся к тому, чтобы переход из дошкольного в младший школьный возраст прошел для ребенка наиболее безболезненно и продуктивно.
Помочь в этом могут занятия в различных школах развития ребенка, которые в большинстве своём открываются при центрах дополнительного образования с 4,5-5 лет в учреждениях доп. образования.
Именно такие условия могут быть с успехом созданы в учреждениях дополнительного образования и непосредственно на базе школы.
Это и является фундаментом для принятия новой для ребенка позиции ученика и успешного перехода от предшкольного к школьному образованию.
Успешное сочетание курсов в школах развития и посещение занятий на базе школы может дать положительный результат, т. к курсы направлены на насыщение дошкольной деятельности многообразными формами «специфически детской» деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной и т.д.). А на занятиях на базе школы ребенок интеллектуально развивается, знакомится с распорядком учебного дня, своим будущим учителем и возможными одноклассниками.
Дети, посещавшие курсы в системе дополнительного образования и на базе школы являются более успешными, психологическая адаптация к школе проходит более безболезненно и эффективно. Значит, взаимосвязь между базовой предшкольной подготовкой и подготовкой в дополнительном образовании имеет положительный результат и должна развиваться.
Мы считаем, что только при совместных усилиях учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования и родителей, т. е целой системы предшкольной подготовки, мы можем сделать очень важный для ребенка предшкольный период психологически и интеллектуально комфортным, а к нам в школу придут подготовленные и мотивированные на успешное школьное обучение, ученики.