навыки работника 21 века
Навыки, требующиеся в 21 веке для любой хорошей работы
Помимо навыков, которые были и будут необходимы всегда, есть и те, которые стали важными совсем недавно. С одной стороны, это говорит о том, что нужно намного больше работать над собой, с другой — что есть прекрасная возможность выделиться и найти достойную работу.
50 лет назад большинству работников требовалось быть хорошими исполнителями, следовать инструкциям и повышать эффективность. И сегодня остались подобные должности, однако всем хочется не столько выполнять работу, сколько наслаждаться ею и получать достаточный уровень свободы. Поэтому так называемые soft skills стали цениться больше, чем когда бы то ни было. Не забывайте, что образование — это хорошо, но теперь этого мало. Вы должны быть прежде всего сильной личностью, обладающей сильными навыками.
Коммуникационные навыки
Каждому человеку приходится общаться с другими, поэтому этот навык мы ставим на первое место. Умение общаться и влиять на людей является важнейшей способностью в любой сфере бизнеса и практически на любой должности.
Помимо этого, нужно научиться:
Если вы хотите повысить свои коммуникационные навыки, пройдите наш курс.
Аналитические, исследовательские навыки
Эти навыки имеют непосредственное отношение к способности адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, выявлять несколько способов решения проблем и подбирать правильную информацию.
Бизнес-среда достаточно сложна и вам нужно будет оперировать большим массивом данных, чисел и графиков. И даже этого мало: нужно научиться делать правильные выводы и строить прогнозы. Если вы умеете делать это, тогда научитесь расставлять приоритеты, планировать и будете организованными.
Компьютерная и техническая грамотность
Если раньше было достаточно уметь работать с Word и Excel, то сейчас этого мало. Нужно уметь настраивать интернет, решать базовые проблемы с железом компьютера, понимать принципы работы социальных сетей и хотя бы немного знать, как работает поисковая система Google.
Межличностные навыки
Эти навыки еще называются человеческими. Они позволяют находить общий язык с другими, вовлекать их в разговор, мотивировать и взаимодействовать. Немаловажным умение будет и способность решать конфликты и искать компромиссы. В компаниях работают самые разные люди и тот, кто умеет найти индивидуальный подход к каждому, получит прекрасную должность и сможет продвигаться по карьерной лестнице.
Адаптируемость и гибкость
Кандидат, ищущий работу в хорошей компании, должен отдавать себе отчет в том, что в круг его обязанностей будет входить целый спектр дел. И важно уметь переключаться с одного на другое (а не выполнять их одновременно).
Адаптируемость важна для эволюции, имеет она огромное значение и для сферы бизнеса.
Лидерские навыки
Даже если вы не хотите становиться главой компании, руководить хотя бы парой человек нужно уметь. Лидерство означает не только это: надо научиться брать на себя ответственность и принимать решения, быть надежным и не давать себе поблажек. А так как эти навыки есть не у всех, то и воспринимаются как редкие и лидерские.
Современные работодатели ищут не исполнителей, а лидеров, что позволит им самим освободить личное время.
Позитивное мышление, умение мотивировать себя и других, страсть
Позитивное мышление особенно ценится в трудные времена. Тогда-то и выясняется, кто умеет контролировать свои эмоции и держать голову ясной.
Мотивация и самомотивация заставляют людей и вас самих двигаться вперед, а страсть прекрасна тем, что работа становится частью жизни, а не обязанностью. То, что делается со страстью, получается значительно лучше.
Креативность, аргументация, решение проблем
Креативность позволяет получить конкурентное преимущество и формировать прибыль. Обычные, банальные вещи в наше время никого не интересуют. Конечно, при этом креативность не означает лишь оригинальность, она должна нести смысл.
Способность приводить правильные аргументы важна в командной работе. У каждого сотрудника есть свое мнение, но двигаться нужно в одну сторону. Приводя правильные аргументы, можно добиться понимания и согласия.
Проблемы ожидают за каждым поворотом, а в бизнесе и вовсе густо рассыпаны повсюду. Как их решать? Проблемы требуют индивидуального подхода, слишком много факторов нужно учесть. Поэтому если вы умеете просчитывать последствия своих действий, перед вами откроется целый мир.
Уверенность
Навык, который будет цениться во все времена. Уверенность означает понимание ситуации и своих сильных сторон. В отличие от самоуверенности, в которой бал правит невежество и экзальтация.
Навыки, которые нужны в 21 веке для успешной работы
Среди стандартных навыков (работоспособность, исполнительность) есть и те, которые появились недавно и без которых в 21 веке уже не обо йтись. Их стоит развивать, чтобы наслаждаться работой и продвигаться по карьерной лестнице. Рассказываем о современных soft-skills, которые ценят работодатели.
Навык общения
Умение анализировать
Этот навык помогает адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, выявлять несколько способов решения и выбирать наиболее оптимальный. Он пригодится в профессиях, где необходимо обрабатывать большой объём информации, прогнозировать и планировать. Так заодно научишься расставлять приоритеты и быть организованным.
Компьютерная и техническая грамотность
Адаптируемость и гибкость
Адаптируемость имеет важное значение для развития человека как специалиста. Ведь часто при переходе из одной компании в другую нужно подстраиваться под новую среду, осваивать новые обязанности и так далее. Если ты мобильный и гибкий, тебе проще будет подняться по карьерной лестнице.
Лидерские навыки и уверенность
Работодатель хочет видеть в офисе лидеров — уверенных людей, способных взять на себя ответственность за определённые задачи. Лидеру проще организовать себя и других, найти лучшее решение вопроса и убедить других в чём-либо. С лидерскими навыками тебе открыт путь практически на любую должность.
Креативность
Обычные, банальные вещи в 21 веке мало кого интересуют. Поэтому высоко ценится креативность. Конечно, она не должна нести только оригинальность, но и определённый смысл. К тому же в каждой профессии своё понятие креативности. Так, креативный дизайнер создаёт уникальные вещи и декор. А креативный программист найдёт оптимально простой алгоритм для решения сложной задачи.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке
Знание и умение формируют навык
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире
В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.
В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.
Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.
Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.
«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни
Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.
Изменяться. Мыслить. Выстраивать. Какие навыки потребуются для работы в 21 веке
При выборе соискателя на вакантное место работодатели уделяют особое внимание наличию так называемых «переносимых» (transferable skills) личных навыков. Это способности, компетенции или опыт, которые могут использоваться в работе на любых должностях и в разных сферах деятельности. Карьерные эксперты столичного Центра занятости «Моя работа» рассказали «Ленте.ру», какими ключевыми навыками должен обладать кандидат и как нужно развивать в себе необходимые качества, чтобы стать востребованным специалистом.
Высокая адаптивность
Умение быстро реагировать на изменения — ключевой навык в условиях непредсказуемости и нестабильности. Сейчас востребованы кандидаты, способные оперативно отслеживать тренды и изменения рынка и легко к ним адаптироваться, чувствовать актуальную ситуацию и в случае необходимости быть готовыми быстро обучаться и активно вовлекаться в реализацию новых задач и процессов.
Аналитическое мышление
Компаниям сейчас нужны специалисты, умеющие быстро собирать и обрабатывать большой поток профильной информации, рассматривать одновременно разные сценарии решения вопроса. Речь идет о комплексном подходе — умении видеть суть проблемы, взаимосвязи с другими событиями и процессами, делать выводы, проанализировав данные.
Коммуникабельность и работа в команде
Способность работать в команде и грамотно выстраивать отношения в коллективе сильно ценится в рабочей среде. Развивая навыки коммуникации, вы сможете эффективно работать с коллегами, участвовать в совместных проектах, а также выстраивать долгосрочные связи с людьми. К коммуникационным навыкам относятся связная конструктивная речь, четкое изложение мыслей, умение слушать.
Креативность и инновационность
Сейчас, когда в каждой сфере экономики слишком высокая конкуренция не только между кандидатами, но и бизнесами, компаниям нужны креативные сотрудники, способные нетривиально мыслить и находить нестандартные решения, выходя за рамки шаблонов. Таким специалистам необходимо не только уметь генерировать свежие интересные идеи, но и быть способным правильно их реализовывать и внедрять в рабочий процесс.
Эмоциональный интеллект
К эмоциональному интеллекту относятся такие навыки, как эмпатия, самоконтроль, полное понимание себя и своих эмоций, способность вдохновлять и стимулировать как других людей, так и себя самого. Люди с такими навыками могут легко сглаживать конфликты и непростые ситуации, добиваться социального успеха на работе. И главное, имея стабильный эмоциональный фон, они будут желанными коллегами и сотрудниками в любом коллективе.
Навыки XXI века: упоминаются во ФГОС, но учат ли им в реальности?
На рынке труда растёт ценность гибких навыков (софт-скиллов). Есть две проблемы: мало какие вузы им обучают, а как их оценивать, вообще не ясно.
По данным hh.ru, российские работодатели считают отдельные гибкие навыки очень важными для своих потенциальных сотрудников. Наиболее ценные из них:
В совместном исследовании WorldSkills и организации Global Education Futures о навыках будущего фундаментальный набор компетенций для 2020-х годов также включает критическое и творческое мышление, сотрудничество, межкультурную коммуникацию и другие гибкие навыки. Авторы исследования считают, что каждый современный профессионал должен освоить хотя бы этот базовый набор, чтобы преуспевать в сложной реальности 2020-х.
Такое внимание экспертов к универсальным гибким навыкам не значит, что важность конкретных профессиональных знаний (так называемых хард-скиллов) падает. Но в условиях повсеместной цифровизации, информационных перегрузок, перехода к новым форматам работы и взаимодействия всё заметнее становятся умения, общие для разных профессий.
Откуда берутся такие навыки? Раз они так важны для профессиональной жизни, можно предположить, что их нужно формировать в процессе образования. В России это учтено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС): согласно им, универсальные компетенции включены в результаты обучения в вузах.
Как на самом деле образовательные организации справляются с необходимостью формировать такие навыки, рассказали в докладе « Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования» исследователи из Института образования Высшей школы экономики. Вот что мы узнали из исследования и его обсуждения на ежегодной Апрельской конференции ВШЭ.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Что это ещё за универсальные компетентности?
Коротко говоря, это то же самое, что гибкие навыки, мягкие навыки, навыки будущего или навыки XXI века. Авторы доклада ВШЭ указывают, что нельзя даже перечислить все универсальные компетентности: что именно включить в список, зависит от того, какой уровень образования и в каком контексте мы обсуждаем. В большинстве случаев эксперты называют в числе важнейших навыков критическое и креативное мышление, умение работать в команде, коммуницировать и эффективно взаимодействовать с людьми, самоорганизацию и саморазвитие. Но перечень меняется с той же скоростью, что и мир вокруг.
Объединяет разные списки то, что в любом из них компетентности:
Последний признак значит, что такой навык можно разделить на части и каждую раздробить ещё на несколько составляющих. Например, как пишут авторы доклада ВШЭ, критическое мышление включает навыки анализа, синтеза и выделения причинно-следственных связей. А работа в команде объединяет навыки коммуникации и целеполагания. И все эти составляющие нужно учитывать как при формировании универсальных компетентностей, так и в их оценке.
Как обстоят дела с формированием универсальных компетенций в вузах
Обучение в вузе для вчерашнего школьника — целая новая жизнь. Это новый уровень ответственности, самоорганизации, умения находить и использовать информацию, взаимодействовать со сверстниками и преподавателями и работать в команде. Здравый смысл подсказывает, что гибкие навыки должны развиваться в это время без специальных усилий, просто в ходе решения новых для учащегося проблем.
Но как минимум для некоторых универсальных компетенций такой подход не работает. Например, критическому мышлению, на котором в основном и сосредоточен доклад ВШЭ, нельзя обучить «между делом».
В докладе говорится о зарубежных исследованиях эффективности различных программ по критическому мышлению. Программы иммерсивного формата, когда сами студенты не знали, что часть курса или конкретное задание направлены на развитие критического мышления, оказались неэффективны. Опыт зарубежных университетов показывает, что работа по формированию критического мышления должна быть сознательной и по возможности проводиться в отдельном учебном курсе.
О том, что критическое мышление не развивается автоматически в ходе обучения в вузе, говорят результаты международного проекта SUPERtest (Study of Undergraduate Performance). В 2015–2018 годах в вузах России, Китая, Индии и США измеряли знания студентов-инженеров по математике и физике и их навыки критического мышления. Исследование охватило более 30 тысяч студентов, причём участники проходили тесты трижды: сразу после поступления, в конце второго курса и в конце обучения. Прогресса в критическом мышлении у студентов из России, Индии и Китая за это время не происходило.
Вузов, где универсальные компетентности развивают на отдельных предметах, в России пока не так много:
Если верить ФГОСам, в остальных университетах универсальные компетентности тоже должны формироваться. Но, как отмечено в докладе ВШЭ, в основном преподаватели российских вузов по-прежнему сконцентрированы на трансляции студентам знаний по дисциплине.
Впрочем, некоторые исследователи не считают, что исключительно вузы должны брать на себя развитие навыков будущего. Это общая задача вузов и работодателей, сказала на сессии Апрельской конференции о формировании ключевых компетентностей исследователь образовательной политики Вера Мальцева. Она отметила, что навыки готовности к работе (близкие к универсальным компетентностям) в последнее время обсуждаются как ответственность одних вузов. Но развитие всегда продолжается на рабочем месте, и требования к навыкам работников постоянно меняются, поэтому ответственность за процесс образования и его результаты с университетами должен разделять и рынок труда.
Что мешает развивать навыки XXI века во время учёбы
На первый взгляд, преграды на пути универсальных компетентностей в российских вузах — чисто экономические. В университетах, как правило, некому, не на что и незачем этим заниматься.
Формальный подход
Как рассказала одна из авторов доклада ВШЭ Юлия Корешникова на встрече проекта «Клубы мышления» Университета 20.35, развитием критического мышления заняты только отдельные инициативные преподаватели. Требования ФГОС остаются формальными: условий для их реализации в большинстве вузов не создано. Нагрузка у преподавателей, как правило, повышенная, а в администрации вузов нет агентов изменений, которые бы запустили внедрение критического мышления и других универсальных компетентностей в образовательные программы, разработку инструментов их оценки и соответствующее повышение квалификации преподавателей.
Отсутствие инструментов оценки
Но есть и более глубокие причины, по которым навыки будущего остаются декларацией. Их обозначил во время обсуждения доклада научный руководитель центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ Виктор Болотов.
«Пальцев на двух руках хватит, чтобы назвать вузы, которые всерьёз занимаются этой проблемой. А почему? Потому что не умеем оценивать. Все говорят: „Мы формируем универсальные компетентности“, но показать никто не может. Поэтому для меня проблема оценки выходит на первое место. Нам нужна триада: компетенции, формирование и оценка. И этой триадой должны заниматься психологи, психометрики, социологи, философы и люди, которые знают рынок труда и представляют его запросы».
Оценить универсальные компетентности непросто, так как каждая из них — это не отдельная особенность или черта, а совокупность многих элементов. Как пояснила Елена Карданова, руководитель авторского коллектива доклада, по одной составляющей оценить уровень развития критического мышления или умения работать в команде нельзя. Чтобы измерять столь сложные конструкты, нужны тесты, в которых испытуемые будут воспроизводить такие же непрерывные действия, как в жизни.
Сделать такие тесты достаточно точными, достоверными и при этом пригодными для массового применения — актуальная прикладная задача науки. И не только российской. О международном статусе проблемы на презентации доклада ВШЭ рассказала профессор университета г. Майнца в Германии Ольга Златкин-Тройчанская:
Кто и как в будущем будет оценивать наши навыки
С учётом этих принципов — в рамках холистического подхода и для цифровой среды — разработаны самые удачные системы оценки универсальных компетентностей. В докладе ВШЭ рассказано о нескольких таких международных проектах.
Какие способы оценки есть сейчас
Например, проект iPAL направлен на разработку инструмента измерения критического мышления, навыков письменной коммуникации, математической грамотности и других компетентностей. По той же методологии разрабатывается инструмент для измерения навыков критического мышления CORA. При тестировании в этом инструменте студент должен найти ответы на поставленные вопросы или проанализировать информацию, используя любые источники в интернете. Это делает ситуацию теста максимально реалистичной, но обрабатывать результаты такого тестирования чрезвычайно сложно.
На презентации доклада ВШЭ старший научный сотрудник Екатерина Орёл рассказала, что эти и другие зарубежные инструменты трудно локализовать для использования в России. Между тем никаких национальных систем оценки универсальных компетентностей в стране пока не существует. Насколько выпускники отечественных вузов владеют гибкими навыками, можно судить разве что по результатам отдельных исследовательских проектов, таких как SUPERtest.
Поэтому ВШЭ разрабатывает собственный инструмент для оценки критического мышления. По словам Екатерины Орёл, его создатели вдохновлялись примером теста CORA. В тесте ВШЭ есть задания с выходом в интернет — например, выбрать психотерапевта — и офлайн-вопросы, где необходимо проанализировать утверждения. Инструмент только тестируется, но уже понятно, что он будет сложным — а значит, и дорогим. Будет ли он востребован в вузах? Возможно, и нет — если у вузов перехватят инициативу по оценке гибких навыков другие игроки рынка.
Кто ещё может разработать оценку
Как это может произойти, предположил в ходе обсуждения доклада ВШЭ проректор Дальневосточного федерального университета Дмитрий Земцов. Университеты, отметил он, видят важность универсальных компетентностей и пытаются развивать их в студентах и оценивать. Но для многих компаний гибкие навыки до сих пор — просто красивые слова, которые важно добавлять в презентации. Об умении работать в команде, критическом мышлении и прочих полезных навыках принято говорить, но по факту немногие компании учитывают уровень их развития при найме, считает Дмитрий.
Эта ситуация изменится — социальный контракт о том, что должен знать и уметь работник, и, соответственно, чему вузы должны учить студентов, переписывается прямо сейчас. Но как только гибкие навыки будут признаны работодателями на практике, авторами инструментов для их оценки могут стать далеко не вузы.
«Есть опасение, что лучшими оценщиками универсальных компетентностей окажутся не университеты и не те игроки, с кем мы сейчас конструируем эту систему… Лучшими держателями данных о реальном поведении людей — коммуникационном, в сфере критического мышления, командном — являются большие платформы. Капитализм платформ может в какой-то момент ворваться в мир высшего образования. Окажется, что Facebook может оценивать коммуникационные компетенции лучше, чем университет, а платформы типа Steam могут лучше оценивать командное поведение… Это вызов, а мы к нему ещё не подступились, потому что из своей университетской башни из слоновой кости смотрим на игры и соцсети как на что-то несерьёзное», — предупредил Земцов.
Авторы доклада ВШЭ, ответила Елена Карданова, тоже видят опасность потерять инициативу. Именно потому, что значимость навыков XXI века становится всё более очевидной, так важно вовремя разработать инструменты их оценки на надёжной базе. У соцсетей, игровых и стриминговых сервисов больше информации о поведении людей, но у них нет теоретических моделей новых навыков, а только упрощённые схемы, считает Карданова. Достоверные системы оценки навыков XXI века могут создать лишь университеты — и самое время заняться этим.