навыки работы со словарем формируются на основе изучения
Формирование культуры работы со словарями на уроках русского языка в целях реализации положений ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование культуры работы со словарями на уроках русского языка
в целях реализации положений ФГОС
Тихоньких Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Искитимская СОШ»
У шестиклассников развитие потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения различных задач на уроках и во внеурочной деятельности, началось ещё в начальной школе в результате реализации деятельностного подхода в обучении по программам на основе ФГОС. В пятом классе эти умения и потребности школьников развивались и закреплялись. Они научились практически использовать три базовых словаря: толковый, орфографический и орфоэпический, а также двуязычные : немецко-русский и русско- немецкий (6б), англо-русский и русско-английский словари(6а)
— для уточнения значения слов, их происхождения и образования ( толковые, этимологические, словообразовательные, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов);
-для саморедактирования и взаимного редактирования сочинений ( толковые, грамматические, орфографические);
— для предотвращения речевых и грамматических ошибок ( толковые, грамматические);
-для формирования устной культуры речи (орфоэпические, грамматические);
-для повышения орфографической грамотности (орфографические);
— для совместного повышения коммуникативной и культурной компетенции (словари иностранных слов, словари-энциклопедии юного филолога, этимологические словари, толковые).
-для развития речевой выразительности, языкового чутья и « чувства слова» (словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, орфоэпические и фразеологические).
Роль словарей высока и в обеспечении метапредметных результатов освоения шестиклассниками основной образовательной программы :
— для развития умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи познавательной деятельности (энциклопедические, толковые, топонимики, ономастики);
-для формирования навыка смыслового чтения с целью объяснения языковых явлений, процессов и связей (энциклопедические, фразеологические толковые, синонимов, антонимов, паронимов);
-для развития навыка логических рассуждений, умения делать умозаключения и выводы (грамматические, словообразовательные, морфем, этимологические);
-для осознанного использования речевых средств при выражении различных чувств, планировании и регуляции своей деятельности, при совместном выполнении какой-либо задачи для эффективного сотрудничества ( толковые, грамматические, орфоэпические, синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов).
Культура работы со словарями как одна из основ информационной грамотности неоходима школьнику для достижения высоких личностных результатов:
-осознания этнической принадлежности, знание языка и культурного наследия своего народа (словари пословиц и поговорок, афоризмов, устаревших слов, топонимики, ономастики и др.);
— формирования целостного мировоззрения, освоение социальных норм и правил нравственного поведения(словари пословиц и поговорок, афоризмов, устаревших слов, неологизмов и др.);
-формирования коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками в процессе образовательной, исследовательской, творческой и общественно-полезной деятельности ( различные энциклопедии и словари);
— развития основ экологической, эстетической культуры, восприятия художественного наследия народов России и мира (различные энциклопедии и словари)
Выполняя рекомендации Минобрнауки РФ «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации» (№08-535 от 06 мая 2013г), важно помнить, что «элементы словарной работы должны естественно, органично вписываться в рабочую программу по предмету, в содержание метапредметных программ основной школы, не должны влиять на структуру и целостность образовательного процесса»
1.Российская Федерация. Письмо Минобрнауки РФ от 06 мая 2013 года № 08-535 О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации
2. РАН. ФГБУН «Институт русского языка им.В.В.Виноградова». Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС.
Навыки работы со словарем формируются на основе изучения
от 6 мая 2013 года N 08-535
О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации.
Российская Академия Наук
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМ.В.В.ВИНОГРАДОВА
от 25 марта 2013 года N 777-347
Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС
I. Формирование культуры работы со словарями как часть образовательного процесса
Формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам, в рамках проектной деятельности и во внеаудиторной работе должно стать одной из норм образования. Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещенности как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.
— Воспитание культуры работы со словарями разных типов необходимо осуществлять на протяжении всего образовательного процесса: в начальной школе закладываются потребности обращения к словарям и общеучебные умения пользования ими, в основной и старшей школах эти потребности и умения развиваются и закрепляются, формируются навыки поисково-информационной работы по различным дисциплинам школьной программы с использованием толковых, энциклопедических и специальных (предметных) словарей, закладываются умения использовать все разнообразие словарей при решении учебных задач по дисциплинам филологического цикла.
— Практика систематического использования словарей в аудиторной, проектной и внеурочной деятельности призвана способствовать формированию интеллектуальных навыков ученика в области универсальных учебных действий: поиска информации, логических действий по формированию понятий, знаково-символических действий по обработке и хранению информации.
II. Классификация словарей, необходимых для обеспечения результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
В рамках образовательного процесса (в учебной и внеурочной деятельности) педагогам и ученикам рекомендуются к использованию современные словари разных видов, различающиеся по назначению, объему и типу подачи информации.
Школьные (учебные) словари
Типы школьных словарей: русского языка (универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, ударений, фразеологические, грамматические, словообразовательные, словари морфем, этимологические, тематические для расширения словарного запаса и другие); двуязычные.
— Предназначены для учащихся начальной, основной и старшей школы;
— ориентированы на образовательную программу, учитывают учебно-методические интересы школы, уровень знаний учащегося;
— позволяют учителям начальных классов, а также преподавателям русского языка и литературы разрабатывать и проводить современные интерактивные уроки, в том числе в игровой форме;
— помогают учителю наглядно продемонстрировать и раскрыть наиболее сложные для ученика темы, сделать их изучение более увлекательным, развить потребность и умение самостоятельного поиска, анализа и интерпретации информации;
— развивают у ученика системное языковое мышление и языковую культуру.
Базовые лингвистические словари
Типы базовых словарей: универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические, грамматические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, тезаурусы (в том числе идеографические) и другие. «Ядро» базовых словарей: универсальный, толковый, орфографический и орфоэпический.
— Предназначены для регулярного применения учителями общеобразовательных учреждений, а также учащимися основной и старшей школы в учебной и внеурочной деятельности;
— ориентированы на отражение актуальных языковых процессов, нормативное описание современного литературного языка, охватывают максимально широкий круг нуждающихся в словарном комментировании языковых явлений;
— помогают учителям начальных классов, а также преподавателям русского языка и литературы более эффективно проектировать уроки и организовывать внеурочную деятельность;
— позволяют учителям всех предметных дисциплин получить необходимую дополнительную информацию для организации проектно-исследовательской деятельности, разработки олимпиадных и конкурсных заданий и внеклассных мероприятий.
Фундаментальные научные словари
Типы фундаментальных научных словарей: универсальные, толковые, орфографические, орфоэпические, этимологические, грамматические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, тезаурусы (в том числе идеографические) и другие.
— Предназначены для учителей русского языка и литературы, а также детей, мотивированных к учению и одаренных;
— ориентированы на углубленное изучение языка, культуры, истории, природы и общества;
— позволяют повысить уровень знаний и расширить кругозор учителей и учащихся;
— помогают учителям развить у учащихся умение выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять, синтезировать, классифицировать и интерпретировать информацию.
Двуязычные словари
Типы двуязычных словарей: базовые, школьные (разных языковых пар: англо-русский, русско-английский; французско-русский, русско-французский; немецко-русский, русско-немецкий и другие).
— Предназначены для учителей иностранных и национальных языков и школьников, изучающих данные языки;
— ориентированы на перевод и толкование лексики иностранных и национальных языков;
— необходимы для обеспечения полноценного процесса изучения языков.
Энциклопедические словари и справочники
Типы энциклопедических словарей и справочников: родного языка, гуманитарных, естественно-научных дисциплин (словари-справочники по физике, химии, математике, русскому языку и литературе, истории).
— Предназначены для учителей конкретных учебных дисциплин и учеников, желающих повысить уровень своих знаний в той или иной предметной области;
— ориентированы на представление справочной информации об окружающих человека реалиях, культуре, истории, содержат лексику и терминологию, относящуюся к конкретному учебному предмету или предметной области;
— обеспечивают удобство информационной деятельности в изучаемой предметной области;
— позволяют сформировать у ученика системный взгляд на изучаемый предмет.
III. Роль словарей в реализации положений ФГОС
Роль словарей в обеспечении личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
— Формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию предполагает выработку навыков работы со словарями, для чего требуется изучать не только содержание отдельных словарных статей, но и общие принципы их организации и расположения, значение словарных помет, сокращений и т.д. Учащемуся также необходимо знать типы словарей, их назначение и отличительные признаки, а также наиболее авторитетные словарные издания, уметь пользоваться словарями в учебно-научной и практической деятельности.
— Уровень осознания учащимся своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества существенно повышается при овладении отраженным в языке культурным наследием народа. В этих целях рекомендуется привлекать словари: толковые, лингвострановедческие, топонимики и ономастики, фразеологические, афористики, пословиц и поговорок, устаревших слов и др.
— Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, возможно только при широком усвоении учащимися общенаучных и предметных понятий, понимании природных явлений, категорий и объектов культуры и при осмыслении способов их выражения в родном и других языках. Для усвоения этого рекомендуется использовать словари: энциклопедические, терминологические, лингвострановедческие, толковые, грамматические, фразеологии и афористики, двуязычные и др.
— Освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах невозможно без овладения средствами и правилами речевого этикета. Для достижения соответствующих результатов рекомендуется использовать словари: речевого этикета, толковые, фразеологические и афористики.
— Для формирования умения решать моральные проблемы на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а также для осознания значения семьи в жизни человека и общества, для понимания ценностей семейной жизни важно учитывать общепринятые нормы нравственности. Изучение этой части словарного запаса языка рекомендуется проводить по словарям фразеологии, крылатых фраз, пословиц и поговорок.
— Эффективное формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности может быть достигнуто только при наличии у учащихся достаточного словарного запаса, навыков точного, грамотного и меткого использования слов. В этих целях рекомендуется опираться на словари: толковые, паронимов, синонимов, антонимов, грамматических и орфоэпических трудностей, орфографические, орфоэпические, ударений, сочетаемости, устойчивых сравнений, фразеологии и афористикию.
— Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, невозможно без усвоения важнейших экологических понятий. Для их определения рекомендуется обращаться к экологическим словарям разного типа: энциклопедическим, терминологическим, популярным.
— Умение воспринимать художественное наследие народов России и мира, развитие творческой деятельности эстетического характера требует знакомства с важнейшими категориями эстетики и крупнейшими объектами культуры. В этих целях рекомендуется применять словари энциклопедические, культурологические, исторические, лингвострановедческие.
Роль словарей в обеспечении метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
— Формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности начинается с обнаружения новых для себя категорий и объектов. Для развития данных умений рекомендуется применять словари: энциклопедические, отраслевые, терминологические, толковые, топонимики и ономастики.
— Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации формируются с учетом толкований общелитературной лексики и определений терминов. В этих целях рекомендуется обращаться к словарям: толковым, терминологическим, энциклопедическим.
— Развитию умений устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы, а также создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач способствует изучение грамматики, словообразования и этимологии. Для этого рекомендуется использовать словари: грамматические, сочетаемости, словообразовательные, морфем, этимологические.
— Формирование умений смыслового чтения невозможно без выработки потребности точно понимать значения употребленных в тексте слов и выражений. Для обеспечения этого рекомендуются словари: энциклопедические, терминологические, толковые, синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устаревших слов.
— Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью может быть достигнуто только при наличии у учащихся достаточного словарного запаса, навыков точного, грамотного и меткого использования слов. В этих целях рекомендуется опираться на словари: толковые, паронимов, синонимов, антонимов, грамматических и орфоэпических трудностей, орфографические, ударения, сочетаемости, образных сравнений, фразеологии и афористики.
Роль словарей в обеспечении предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
— Для формирования целостной научной картины мира, общей системы научных знаний, первоначальных систематизированных представлений по отдельным наукам и для знания их крупнейших персоналий рекомендуется использовать словари: энциклопедические, исторические, отраслевые, терминологические, лингвострановедческие, топонимов, ономастики. При организации проектной деятельности рекомендуется применять также языковые словари разных видов для повышения грамотности и речевой выразительности оформления и презентации проекта, как то: толковые, синонимов, орфографические, орфоэпические, сочетаемости, грамматических и произносительных трудностей и др. При работе с особо одаренными и высокомотивированными детьми рекомендуется обращаться к отраслевым энциклопедиям и энциклопедическим словарям.
— В целях достижения более высоких результатов по предмету «русский язык» рекомендуется использовать:
Статья для учителей русского языка «Работа со словарем как средство формирования коммуникативной компетенции»
Описание разработки
Роль и место русского языка в системе школьного образования обусловлено его спецификой, социальной значимостью: он является средством общения и отражения действительности, орудием познания и воспитания. Владение языком развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
Изучение русского языка позволяет реализовать основную цель образования, определенную в Общеобязательных Стандартах: «Способствовать становлению компетентной, интеллектуальной и духовно-развитой личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни».
Чтобы реализовать поставленную задачу, необходимо осуществлять компетентностный подход в обучении. Он предполагает изменение позиции ученика от объекта научения, к субъекту учения, самостоятельно добывающему информацию, таким образом, предполагается, что ученик должен владеть основными ключевыми компетенциями: коммуникативной, информационной, разрешения проблем. Работа со словарем на уроках русского языка, на мой взгляд, способствует формированию данных компетенций.
В ходе такой работы учащиеся учатся слушать (выделять главное), находить информацию (анализировать, синтезировать), читать (обобщать, абстрагировать), понимать (классифицировать), запоминать (логическое мышление), доказывать, аргументировать. Опыт работы показывает, что работу со словарем можно сделать творческой, увлекательной и непринужденной для учащихся. Предлагаю несколько приемов работы со словарем на уроке. В учебниках «Русский язык» 5 класс М.Р.Кондубаевой, Ф.Г.Брулевой, Алматы «Атамура стр260-264, «Русский язык» 6 класс М.Р. Кондубаевой М.Д. Джусупова Алматы «Атамура» стр.258-268 имеются орфографический и толковый словари.
На каждом уроке 5 минут отвожу для работы со словарем. Психологами установлено, что в течение минуты ребенок способен запомнить 8-9 слов. Планирую задания с учетом этой рекомендации. Все мы в детстве играли в города, я предлагаю ребятам сыграть в словарные слова.
Записываю на доске первое слово, например, балкон и предлагаю ребятам быстро найти слово на последнюю букву, кто первым это сделал, записывает на доске, учащиеся списывают слово в тетрадь, затем называют свои варианты, обосновывают выбор, и игра продолжается. На следующем уроке даю задание воспроизвести по памяти те слова, которые записывали на предыдущем уроке. Кто больше всех записал и не допустил ошибки, получает «5».
Интересным для ребят является и такое задание: выпишите из словаря на букву, например, «Л» все зимние слова или осенние (предварительно просматриваю перечень слов и определяю, слова на какую букву можно взять для работы на уроке). При проверке задания ребята не только зачитывают слова, но и обосновывают свой выбор, организуется взаимопроверка. Работу со словарем можно связать с изучаемой темой на уроке или организовать повторение теоретических понятий.
Например, предлагаю ребятам выписать с указанной страницы все прилагательные и определить разряд или выписать все глаголы и определить их вид и т.д. Такая работа увлекает учащихся, элемент соревнования способствует формированию положительной мотивации.
Интересным, на мой взгляд, является словарный диктант «Молчанка». Молча представляю ребятам предмет –слово. Например, показываю апельсин, шоколад, рюкзак и т.д. Ребята молча записывают слова, организуется самопроверка, можно использовать интерактивную доску или слайдовую презентацию. Какая радость появляется в глазах ребят, если записанные ими слова совпадают с предложенным для проверки образцом.
Чтобы ребята правильно записали представленные слова, указывается страница в словаре, можно сказать, что это шпаргалка для ребят. На последующих уроках проверяется усвоение учащимися записанных ранее слов, таким образом, увеличивается словарный запас учащихся, формируется орфографическая зоркость.
Поэтому очень важно пробудить у учащихся эмоциональное, положительное отношение к учебной деятельности. Предложенные приемы работы со словарем активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют ключевые компетенции, позволяют осуществлять компетентностный подход в процессе обучения.
Содержимое разработки
Работа со словарем как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции
Афанасьева Татьяна Лаврентьевна, КГУ «Средняя школа № 27» акимата города Усть-Каменогорска, учитель русского языка и литературы высшей категории
Город Усть-Каменогорск ул. Бажова д.57, кв.8 т. 78-42-92 с. 87779906311
Педразвитие
Представление инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МКОУ ООШ
д. Мари-Ошаево Пижанского района Кировской области
Таракановой Татьяны Анатольевны
«Формирование умений и навыков работы со словарями как источника
информации и средства развития речи школьников на уроках русского
Перед каждым учителем в течение всей педагогической деятельности стоит
вопрос: чему учить и как учить. Особенно остро стоят эти вопросы перед
правила, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно писать. В
последнее время многое изменилось в образовании. И сегодня нет такого
учителя, который бы не задумывался над тем, как сделать урок интересным,
ярким. Каждый думает о том, как увлечь ребят, как создать ситуацию успеха для
каждого ученика (и сильного, и слабого), чтобы школьники с желанием и
хорошим настроением шли на уроки.
Современный школьник должен быть всесторонне развитым человеком,
обязан свободно владеть русским языком. Хорошее знание русского языка
необходимо в дальнейшем во всех сферах общественной и производственной
деятельности. Важно научиться самостоятельно пополнять свои знания, уметь
пользоваться разнообразной справочной литературой и другими источниками
В сегодняшнем обществе с его быстрым ростом объёма информации трудно
переоценить умение чётко и правильно пользоваться словарём и справочной
литературой. Школа же должна способствовать этому, поэтому в течение
нескольких лет я работала над проблемой формирования у школьников
навыков и умений работы над словарём различных типов.
В Примерной программе основного общего образования по русскому языку
стандартов второго поколения сказано, что одной из целей изучения русского
зыка в основной школе является овладение умением «. извлекать и
преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей
различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет. » А в
Основном содержании, обеспечивающем формирование языковой и
лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций,
читаем о необходимости использования на уроках русского языка
решении разнообразных учебных задач. «, «. орфографических словарей и
справочников по правописанию для решения орфографических и
пунктуационных проблем. «, об извлечении «необходимой информации из
лексических словарей различных типов. и использовании их в различных видах
деятельности. «, а также об использовании «. этимологических словарей и
справочников для подготовки сообщений об истории происхождения
некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные
Таким образом, можно сделать вывод, что работа со словарём и справочной
Но словарь – это не только источник извлечения информации, но и средство
развития речи школьников. Учитель должен организовать работу на уроках
русского языка так, чтобы учащиеся в процессе обучения учились размышлять,
анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого им
нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. Вопрос по
обогащению словарного запаса, я считаю, на сегодняший день очень актуален.
В условиях научного прогресса в обиход входят всё новые и новые слова,
многие из которых трудны и непонятны. Поэтому одна из ведущих задач в
деятельности учителя на современном этапе – развитие речи, обогащение
словарного запаса через работу со словарями. Необходимость в специальной
работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими
факторами: исключительно важной ролью слова в языке, потребностью в
постоянном пополнении запаса слов. Ведь, чем богаче активный словарный
запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красивее его устная и
Между тем, как показывает практика, умения и навыки работы со словарём и
справочной литературой развиты у учащихся недостаточно, активный
словарный запас беден, речь интонационно невыразительна, монотонна,
прерывиста. Поэтому работе в этом направлении должно быть уделено самое
Вопросы по обогащению словарного запаса учащихся освещаются ещё в
работах Ф.И.Буслаева, русского филолога второй половины XIX, который
рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врождённый дар
слова», И.И.Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей
«словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не
осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить
пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на
значение слов и выражений. К.Д.Ушинский писал, что нужно «через слово
ввести дитя в область духовной жизни народа».
Вопрос, касающийся формирования навыков работы со словарём,
направленной на обогащение словарного запаса школьников, всегда
привлекал и привлекает и современных методистов и учителей русского языка.
Какие же цели может поставить учитель, работая по данному вопросу?
Познакомить учащихся с многообразием видов справочной литературы.
Привить практические навыки пользования словарём и справочной
Обогатить словарный запас учащихся.
Воспитать у них информационную культуру.
Отсюда вытекают следующие задачи:
. Дать понятие справочной литературы.
. Обучить приёмам работы со школьными словарями.
. Формировать навыки самостоятельного поиска информации и способности
оценивать её с точки зрения полноты, достоверности, целей и поиска.
. Формировать интерес у учащихся к овладению словом, к пополнению
Знакомство с любым словарём можно осуществлять по такому плану:
Характер и содержание словника.
Порядок расположения слов.
Структура словарной статьи.
Правила пользования словарём.
Непосредственной работе со словарями должно предшествовать тщательное
изучение предисловий к ним.
Какие же упражнения может применить учитель для практического освоения
словарей учащимися? Для этого мною собран большой дидактический
материал, представленный в Приложении.
органичный, простой и удобный для ученика способ познания.
Игра «Справочное бюро»
Выбери слово, соответствующее лексическому значению: Колорит, компонент,
комфорт, компромисс (составная часть чего – либо).
Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать (сплотить
кого – либо для усиления деятельности)
Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция (объединение, соглашение, союз
государств, партий и др. для достижения общих целей)
Игра «Следствие ведут знатоки»
Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово « угол»:
«Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли.
Мать говорила: «Марш в угол!» Я шёл, становился и думал. После войны я
снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли
неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне
приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным» (Б.Слуцкий).
Раскрой значение выделенных слов.
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние,
покаяние, достоинство, совесть (В.Г. Костомаров).
Напиши правильно: стюарде..а, гри..аса, инте..генция, а..ликация, га..ерея,
Расставь ударения, произнеси правильно.
Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель,
договор, тефтели, партер, звонит, творог.
Подбери синонимы к словам: грустить, известить, пугаться, есть.
При подведении итогов учитывается не только правильность, но и быстрота
работы со словарём.
Выполняя эти и подобные задания, школьники приучаются быстро и правильно
ориентироваться в справочной литературе.
Организовать работу со словарями можно и индивидуально, и в парах, задания
в игровой форме проводить коллективно.
Формирование навыков работы со словарём может осуществляться не только
на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности.
Например, при проведении предметной недели по русскому языку можно
организовать школьную научно – практическую конференцию, где бы учащиеся
выступили с докладами или рефератами, затрагивающими темы различных
школьных словарей. Например, «Явление синонимии в русском языке»,
«Характеристика «Школьного словаря антонимов русского языка» М.Р.Львова»,
«Из истории этимологических словарей», «История слова (джинсы…)», «Пути
проникновения слов иноязычного происхождения» и т.д.
словарей таких, как космический словарь, словарь моих любимых слов,
спортивный словарь, словарь лесных слов, словарь полевых слов, словарь
снежных слов и т.д. В кабинете русского языка собраны такие словари.
Совместно с библиотекарем можно провести библиотечные уроки по теме:
урок – беседу «Знакомство с Энциклопедией для детей», урок информационной
культуры « Путешествие по Энциклопедии Земли Вятской» и т.д. Возможности
здесь не ограничены.
Таким образом мы сможем воспитать у детей потребность и настоятельное
желание пользоваться словарями русского языка, обращаться к ним как к другу
и советчику, хранителю русского языка. Чем раньше ученик заведёт дружбу с
ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее
знания. Долг учителя – помочь ему в этом.
Проводимая мною работа
позволила получать хорошие результаты
подготовки учащихся, обогатила их речь новыми словами. Знания, умения и
навыки, полученные на уроках русского языка, учащиеся используют в
Мой педагогический опыт по данной теме представлен выступлением на
курсах повышения квалификации в 2017 году, на окружном методическом
объединении учителей русского языка и литературы в 2018 году.
Упражнения для практического освоения словарей
Орфографический словарь. (Авторы Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.)
1.Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание слов по словарю.
Аб..туриент, Анж..лика, брош..ра, В..ниамин, В..ссарион, Ген..адий.
грос..мейстер, д..корация, Кири. пр..мьера. р..пертуар, Р..стислав, с..мфония,
ув..ртюра. ф..стиваль, эксп..р..мент.
2.Поставьте ударения. Особо выделите слова, в которых допускаются
вариантные ударения. Проверьте по словарю.
Айва, арбуз, баловать, бюллетень, магазин, договор, квартал, статуя, столяр,
творог, щавель, кухонный, обеспечение.
3. Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в именительном
падеже единственного числа. За помощью обращайтесь к словарю.
Стар.. фортепьяно, нов.. пианино, правительсствен..коммюнике, военн..атташе,
натуральн.. кофе, горяч.. какао, шерстян.. кашне.
4.Раскройте скобки. Проверьте правописание слов по словарю.
(В)лево, (в)право, (в)одиночку, (в) открытую, (в)досталь, (на)радостях,
(вагоно)строительный, (контр)адмирал, (выше)упомянутый.
5. Установите разницу в значении данных слов. Составьте с ними 4-6
предложений (по выбору).
Адресат – адресант, ветреный – ветряной, компания – кампания, воскресение –
воскресенье. Дискант – дисконт.
6.Образуйте от данных слов формы родительного падежа множественного
числа. Проверьте по словарю.
Варежка, грамм, гостья, кочерга, жаровня, ожерелье, твердыня.
Школьный грамматико – орфографический словарь русского языка (Авторы
Панов Б.Т., Текучев А.В.)
— Составьте для «Грамматико – орфографического словаря» словарные статьи
автобиография, аккуратный, реконструкция, леденец. Проверьте по словарю.
— Вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение. Определите лексическое
значение слов. Проверьте по словарю.
Ап..ляция, ж..люзи, л..гион, оп..зиция, пр..оритет. т..рания.
— Выпишите из словаря по три примера слов, состоящих: а) из корня и
окончания; б) из корня, суффикса и окончания; в) из приставки, корня и
окончания; г) из приставки, корня, суффикса и окончания. Найдите слова с
двумя приставками или двумя суффиксами. Составьте с ними предложения.
— Расскажите о происхождении данных слов.
Гастрит, гигант, калейдоскоп, перспектива, санаторий, философия.
Школьный толковый словарь русского языка (Авторы Лапатухин М.С.,
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П.)
— Составьте для толкового словаря словарные статьи мир, монолог, порядок.
Сопоставьте их со статьями, помещёнными в словаре.
— Определите лексическое и грамматическое значение данных слов.
Бегать, врасплох, диплом, кипучий, мыслить, подвиг.
— Пользуясь толковым словарём, выясните какие значения будут приобретать
данные глаголы, если их поочерёдно употреблять со словами, заключёнными в
Опустить (абзац, воротник, голову, письмо); терять (время, друга, зрение,
платок); тянуть (время, кабель, канат, к ответу, ко сну, от окна).
— Назовите однозначные и многозначные слова. Проверьте по словарю.
Агент, аннотация, белый, библиотека, донор, логика, поведение.
— Пользуясь словарём, определите, у каких из данных слов есть омонимы, а
какие из них являются многозначными.
Болеть, броня, везти, величина, дело, дрогнуть, класс, манера.
Краткий словарь синонимов русского языка (Автор Клюева В.Н.)
— Подберите к данным словам синонимы. Проверьте по словарю, все ли
возможные синонимы вы записали. Назовите общее значение слов-синонимов
Спокойный, фантазия, танцевать, страна, усердие, судьба, учитель.
— Напишите мини-сочинение на тему «Урок русского языка», используя данные
слова и синонимы к ним.
Интересно, найти, радость, слушать, смотреть, спор, удивляться, успех,
— Какое слово синонимического ряда может быть выбрано в качестве
доминанты? Почему? Проверьте по словарю.
Ум, рассудок, разум, мудрость, интеллект; великий, известный,
славный, знаменитый; предрекать, пророчить, прорицать,
Школьный словарь антонимов русского языка (Автор Львов М.Р.)
— Для словаря антонимов составьте словарные статьи добрый, свет, смелый.
Проверьте по словарю.
— Подберите к словам антонимы. По словарю выясните их значение. Составьте 5
предложений (по выбору).
Абстрактный, встречать, оптимизм, избыток, ласково, падать, умно,
легкомысленный, начало, банальный.
— Поберите к словам антонимы и синонимические пары.
Порядок, друг, обвинять, улыбаться, прошедший.
— Вспомните пословицы, построенные на использовании антонимов, таких,
например, как: больной-здоровый, мягко-жёстко, утро-вечер, свет-тьма и т.д. За
справками обращайтесь к словарю.
Школьный фразеологический словарь русского языка (Авторы Жуков В.П.,
— Для фразеологического словаря составьте словарные статьи
Во всю ивановскую, как с гуся вода, не смыкать глаз. Сопоставьте со
— Пользуясь словарём определите значение данных фразеологизмов : воды не
замутит, душа ушла в пятки, как угорелый; кошки скребут, краем уха.
— Определите, являются ли данные фразеологизмы однозначными или
многозначными. Выясните их значения. Составьте предложения.
Куда глаза глядят, комар носа не подточит, поминай как звали, положа руку на
сердце, прибирать к рукам, только нет птичьего молока.
— Установите значение фразеологизмов и входящих в их состав архаичных
Бить баклуши, аршин с шапкой, притча во языцех, как зеницу ока, как кур во щи,
язык прилип к гортани.
— Назовите известные вам фразеологические выражения со словами голова,
рука, сердце, земля, язык. Определите их значение. Дополните свой ответ по
— Определите происхождение фразеологизмов.
Точить лясы, умывать руки, втирать очки, авгиевы конюшни, Ариадны нить,
засучив рукава, кость от кости.
— Определите, в функции какого члена предложения могут употребляться
данные фразеологизмы. Составьте с ними предложения.
Из рук в руки, кровь с молоком, лыком шитый, на широкую ногу, первая
— Из словаря выберите по три фразеологизма с пометой ироническое,
неодобрительное, шутливое. Какие ещё стилистические пометы использованы
— К указанным фразеологизмам подберите синонимы.
Держать ухо востро, водить за нос, как снег на голову, пуще пареной репы,
пускать пыль в глаза, спустя рукава.
Этимологический словарь русского языка для школьников
— Расскажите о происхождении слов.
Абрикос, адмирал, актёр, ботаника, баскетбол, велосипед, квадрат, мармелад,
— С помощью этимологического словаря установите происхождение и значение
названий месяца года.
— Посмотрите в словаре слова на букву «ф». Из каких языков они
преимущественно заимствованы? Есть ли среди слов на эту букву собственно
Школьный словарь иностранных слов (Авторы Одинцов В.В., Смолицкая Г.П.,
Голанова Е.И., Василевская И.А.)
— С помощью словаря определите, из каких языков заимствованы данные слова.
Авторитет, ветеран, гармония, джинсы, инициалы, патриот, юмор.
— Произнесите данные слова в соответствии с литературными нормами. Для
справок обращайтесь к словарю.
Тезис, тенденциями, термин, режиссёр, реквием, новелла, атеизм, жюри,
— Объясните значение иноязычных слов при помощи синонимов. Каждое ли
иноязычное слово можно заменить одним русским?
Амбиция, адвокат, аргумент, пакт, комфорт, отель, фортуна.
— Подберите родственные слова. Составьте предложения.
Лаборатория, лирика, манера, мотив, монополия, фраза. Факультатив.
— Составьте словарные статьи демократия, партнёр, скульптура для словаря
иностранных слов. Сопоставьте со словарём.
Школьный словарь строения слов русского языка (Автор Потиха З.А.)
— Пользуясь словарём, сравните корневые части слов и объясните причины их
Соблюдать – соблюсти, сласть – слащавый, загибать – загнуть.
— Разберите данные слова по составу и укажите слова, от которых от которых
они образованы. Проверьте по словарю.
Разуверить, журчание, низвержение, распространённый.
— С помощью словаря объясните значение данных элементов греческих
латинских слов, составьте по три термина с каждым из них.
Авто, био, вита, моно, хроно, фото, эго, нигил, теле.
Упражнения на закрепление по всем школьным лингвистическим словарям:
— Кто быстрее найдёт слово (по выбору учителя) в одном из словарей.
— Определите, к какому из словарей относятся данные словарные статьи (по
— К какому из словарей нужно обратиться, чтобы ответить на вопросы:
а) как правильно пишется слово (например, д..рижёр); б) как произносится
слово (например, лотерея); в) какие значения может иметь слово (например,
мысль); г) как определить род сложносокращённых слов (БСЭ); д) как разобрать
слово по составу (максимальный); е) как образовать форму повелительного
наклонения глаголов (ехать, чистить, портить); ж) как определить
происхождение слов (стадион, коньки); з) как расставить ударение (красивее);
и) какие синонимы из русского языка можно подобрать к заимствованным
словам; к) как объяснить образование слов (волчица, тигрица, разбойница).