навыки ставшие потребностью называются
A)особенностей функционирования нервной системы
125.Отметьте соотношение основных свойств нервной системы, лежащее в основе сангвинического типа темперамента:
C)сильный, уравновешенный, подвижный
126.Исключите лишнее слово:
C)Устойчивость
C)эмоциональные комплексы
128.Любовь, счастье, профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение, решительность, это:
B)положительные психические состояния
C)чрезмерная, крайняя степень выраженности каких-то черт характера
C)патология (нарушение) характера
131.Отношение человека к себе, к людям, к вещам, к делу выражается:
A)в чертах характера
132.Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают:
B)сознательное поведение
133.Малодушие, нерешительность, «астеничность» в достижениях целей, неустойчивость взглядов понимают под:
C)мягкостью характера
134.Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
B)систему отношений человека к самому себе
135.К индивидуально-психологическим особенностям личности относятся:
A)характер, темперамент, способности
D)умения
B)Индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношения человека
138.Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:
C)целеустремленного
C)черты, характеризующие отношение личности к вещам
140.Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:
B)настойчивость
C)характер
142.Высшим видом памяти считается память:
D)вербальная
143.Навыки, ставшие потребностью, называются:
A)привычками
B)процесс побуждения к активности и деятельности
C)структурный компонент сознания, Я-концепция личности
146.Стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность, это:
D)агрессивность
B)направленность
C)мировоззрение
149.Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:
B)поведением
150.Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
B)регрессией
151.Анатомо-физиологической основой интеллекта и способностей являются:
A)задатки
152.Назовите уровни развития способностей:
D)одаренность, талант, гениальность
153.Прижизненно формируемое свойство личности обозначается понятием:
C)характер
154.Способности и знания, умения, навыки имеют следующее отношение:
B)Способности содействуют развитию знаний, умений, навыков
155.Понятие «задатки» характеризует:
C)свойства индивида
156.Необходимым условием развития способностей являются:
C)задатки через осуществление деятельности
C)склонность
A)специальные
159.О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать:
A)большие энергетические затраты на овладение деятельностью
160.Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения:
D)Способности
161.Специфическая познавательная активность, направленная на предметы и явления окружающего мира, называется:
A)интересом
A)способности
163.Психология относится к:
D)гуманитарным наукам
164.К психическим свойствам (особенностям) относятся:
A)эмоции, чувства, воля
165.До середины ХIХ века психология развивалась в рамках:
C)философии
166.В какой форме существовали психологические знания до выделения психологии в самостоятельную науку?
A)в житейской
167.Признание психологии как самостоятельной науки было связано:
B) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений
168.Термин «психология» в научный оборот ввел:
D) Х. Вольф
169.Психическим явлением является:
A) интерес
170.Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:
B)Ощущение
171.Какая форма отражения характерна для стадии интеллекта?
C)отражение отношений между предметами
172.Наличие психики у животных может быть оценено:
D)только по объективному критерию
173.Биологической (анатомо-физиологической) основой психической деятельности выступают:
C)деятельность нервной системы
174.Один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения, называется:
B)беседа
175.Контроль над действием осуществляется с помощью:
A)Органов чувств
A)Переход из внешнего, предметного во внутренний план
B)Переход из внутреннего мысленного плана во внешний
178.В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:
D)информационная, выразительная, побудительная
179.Стиль взаимодействия, при котором медработник старается не делегировать полномочия, а сосредоточить все в своих руках и самостоятельно решать все важные проблемы, называется:
A)Авторитарный
180.Какой из перечисленных стилей общения относится к продуктивному:
D) доверительно-диалогический
181.Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:
B)Убеждением
D)компромисс
183.К какой стратегии поведения относится следующее описание.
B) Приспособление
184.К какой форме поведения в конфликтной ситуации относится следующее описание.
A)Сотрудничество
185.Общение без слов называется:
B)невербальным
186.Стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения, это:
B) мотив аффилиации
187.Социальная психология выделяет следующие стили руководства:
Навыки ставшие потребностью называются
Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах … Тип ответа: Одиночный выбор  У. Бенниса  Д. МакКлелланда  П. Херси и К. Бланшара +  Д. Макгрегора
В качестве дополнительной компетенции наставника … Тип ответа: Одиночный выбор  выступает экспертное владение передаваемыми профессиональными навыками  выступают отличные коммуникативные навыки  выступает самообучаемость +  выступают хорошие административные навык
Одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую, называется … наставничество +
Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон включает … стили руководства Тип ответа: Одиночный выбор  демократический, авторитарный и либеральный  диктаторский, попустительский и коллегиальный  диктаторский, демократический, пессимистический, организаторский и манипулятивный +  диктаторский, коллективный, пессимистический и организационный
По мнению представителей …, лидером является тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи Тип ответа: Одиночный выбор  ситуационной  теории  трансформационной  теории лидерских качеств  системной теории лидерства +
Эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности называется … Тип ответа: Одиночный выбор  установкой  Я-концепцией  самооценкой + динамической характеристикой личности  самосознанием
Состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщений характеризует … функцию общения Тип ответа: Одиночный выбор  информативную  коммуникативную  координационную  контактную ++  побудительную
Волновые характеристики деятельности мозга, показывающие расслабление на фоне бодрствования, называются … Тип ответа: Одиночный выбор  альфа-волнами  бета-волнами  тета-волнами+  дельта-волнами
В конце XIX – начале ХХ в. возникают такие концепции лидерства, как … Тип ответа: Множественный выбор  теории великого человека + теории личностных качеств  поведенческие теории  вероятностные (ситуационные) теории  теории влияния+  теории взаимоотношений (системные)
Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно … Тип ответа: Одиночный выбор  не слишком отличаться от мнения реципиента  часто повторяться+  часто видоизменяться  взывать главным образом к страху
Обмен информацией становится возможен, если коммуникатор и реципиент используют … систему кодирования и декодирования информации различные
Код идеального лидера (по И. Адизесу) – это … Тип ответа: Одиночный выбор  РАЕi  РаЕI  paei  РАЕI + РАеI
Установите соответствие аспектов лидерства и их содержания: Тип ответа: Сопоставление A. Лидерство как черта B. Лидерство как деятельность C. Лидерство как статус D. способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей E. один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия F. ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности
Ответ ДЕФ
Расставьте в правильной последовательности этапы развития группы (команды): Тип ответа: Сортировка 1 этап функционирования° 2бурления° 3распад° 4этап формирования° 5нормирование
Ответ: этап формирования 2бурления 5нормирование 1этап функционирования 3распад
Область применения, как основание классификации, позволяет выделять такие виды коучинга, как … Тип ответа: Множественный выбор  индивидуальный коучинг  бизнес-коучинг+  интернет-коучинг  фотокоучинг  лайф-коучинг+
Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми … Тип ответа: Одиночный выбор  нормами +  ценностями  мнениями  целями
Одним из условий образования малой группы является … Тип ответа: Одиночный выбор  наличие общей территории  дифференциация  групповая открытость+  изолированность членов группы друг от друга
Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, – это … Тип ответа: Одиночный выбор  вербальное общение  директивное общение  невербальное общение +  внушение
… – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов Тип ответа: Одиночный выбор  Конформизм в малой группе  Лидерство в малой группе +  Влияние меньшинства  Автокинетический феномен
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Делай, как я», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта +  сопровождение  формирование опыта через короткую обратную связь  коучинг
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Посмотри, что получается», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта  сопровождение ученика  формирование опыта через короткую обратную связь +
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Посмотри, что получается», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта  сопровождение ученика  формирование опыта через короткую обратную связь +
Такое проявление невербального лидерства, как мобилизация, представляет собой … Тип ответа: Множественный выбор  впечатление от нашего вида (восприятие нашей внешности)  рабочее состояние тела, приспособление его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий + готовность человека к предстоящему действию, характеризуемая общей собранностью внимания  непроизвольное приспосабливание человеком положения своего тела для воздействия на внешний объект, с тем чтобы приспособить объект к своим нуждам
Метод, направленный на изучение социально-психологического климата, характера отношений и структуры коллектива, позволяющий выявить лидера, называется … Тип ответа: Одиночный выбор &#
Навыки ставшие потребностью называются
Онлайн тесты, дистанционное обучение запись закреплена
Общая психология (онлайн-тест)
2. Знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности, – это …
6. Потребности, лежащие в основе жизнедеятельности человека, называются … потребностями
9. Некоторые генетические анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся одним из условий, влияющих на успешное выполнение деятельности, – это …
10. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, – это …
11. Психические явления, позволяющие познать окружающий мир, − это психические …
13. Недостаточно отчетливо осознаваемая потребность – это …
14. Волевое качество личности, выражающееся в способности человека к длительному и неослабленному напряжению энергии, к неуклонному движению к намеченной цели, – это …
15. Вид внимания, при котором человек, сознательно ставя перед собой какую-либо цель, волевыми усилиями активно направляет свою деятельность, называется …
16. Оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков – это …
20. Раздел науки, рассматривающий вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности,- это
23. Относительно законченные элементы деятельности, направленные на выполнение одной простой текущей задачи, – это …
24. Осознание человеком самого себя, своих собственных качеств – это
25. Принцип, согласно которому все в природе, в том числе и психические явления, объясняются действием материальных причин и законов, − это принцип …
26. Способ выполнения действия, − это …
27. Инициативность, трудолюбие, работоспособность и другие черты, которые выражают различное отношение личности к действительности, – это …
28. Совокупность всех представлений человека о себе («образ Я»), оценка самого себя и потенциальные поведенческие реакции, вызванные ими, формируют … личности
29. То, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве конечного результата деятельности, − это …
30. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью, − это …
31. Опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту – это …
32. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с предметами, называется …
33. Вид памяти, основанный на повторении материала без его осмысления, – это … память
34. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений – это …
35. Неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам – это …
36. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, – это …
37. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов, называется …
38. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам – это …
39. Процесс памяти, заключающийся в способности удерживать материал в памяти в течение длительного периода, вплоть до момента его актуализации при воспоминании, – это …
40. Вид памяти, обеспечивающий сохранение и воспроизведение разных движений, – это … память
41. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным, называется …
42. Психические явления, определяющие своеобразие протекания различных психических процессов, – это психические …
43. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, – это …
44. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, называется …
45. Умение изменять намеченный ранее путь решения, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые с самого начала не удалось учесть, определяется … мышления
46. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные события, – это
47. Вид внимания, для которого характерна преднамеренность, но усилий воли для его сохранения не требуется, называется …
48. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее ее зависимость от условий существования, – это …
49. Представитель человеческого рода, в котором отражена его родовая принадлежность, называется …
50. Сложный вид восприятия, при котором происходит отражение величины, форм и глубины предметов, называется восприятием …
51. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения, называется …
52. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями и содержащая утверждение или отрицание чего-либо, называется …
53. Относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия называется … восприятия
54. Вид памяти, обеспечивающий хранение информации без специальной установки, – это … память
55. Процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память, – это …
56. Раздел науки, изучающий закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные ростом вовлечения их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, – это …
57. Психические явления, регулирующие действия и поступки, – это психические …
58. Реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих выраженную субъективную окраску, которые носят ситуативный характер, – это …
59. Раздел науки, изучающий закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований в ходе обучения, – это …
___________________________________________
Онлайн-консультации 24/7 / Репетиторы / Методическая помощь в подборе учебных материалов /Рекомендации по выполнению работ.
С Уважением команда Твой-зачёт
7(966)062-65-49 Вайбер /Вотсапп /Телеграмм
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ »
Выполнение данной части контрольных заданий позволит Вам осмысленно овладеть общими основами психологических знаний, которые являются базовыми для дальнейшего усвоения специальных разделов психологии.
Все задания размещены в порядке возрастающей трудности и выполняются без применения учебных пособий.
Инструкция к проведению
Выполняйте задания в предложенной последовательности, внимательно прочитав указания к каждой части. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Если затрудняетесь его выполнить, переходите к следующему заданию.
Контрольные заданияпредлагаются в двух вариантах.
ЗАДАНИЯ 1-10
В каждом задании первой части следует дополнить суждения. Прочитайте внимательно, выберите ключевое слово для дополнения суждения.
Образец ЗАДАНИЕ
Подберите ключевое слово.
Верный ответ:1) внимание 2) привычки
Вариант 1 ЗАДАНИЯ
Подберите ключевое слово.
7. Одна из форм направленности личности, окрашенная положительными эмоциями, связанная с проявлением познавательной потребности, называется.
ЗАДАНИЯ 11-15
Каждое из заданий имеет предполагаемые ответы, помеченные буквами А,В, С, Д, Е. Выберите среди предложенных ответов верный (единственный) и зачеркните на бланке ответов соответствующую ему букву.
Образец ЗАДАНИЕ
Выберите правильный ответ.
А. Своеобразные переживания человека, возникающие в результате недостатка притока раздражителей первой сигнальной системы.
В. Своеобразные переживания человека, возникающие в результате неудовлетворения двигательной потребности.
С. Переживания человеком недостатка положительных эмоций.
Ключ Верный ответ: А.
ЗАДАНИЯ
Выберите правильный ответ.
А. Культурой, к которой мы принадлежим. В. Индивидуальным опытом.
С. Оба ответа верны.
А. Понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме с помощью понятий, суждений и умозаключений.
В. Мышление, материалом которого являются образы. Манипулируя образами, человек, мысленно преобразует ситуацию, решает задачу.
С. Оба ответа верны.
А. Простая сумма ощущений, которая выступает в виде образов предметов или явлений.
В. Интеллектуальный процесс, в основе которого лежит синтез разнообразных отношений.
С. Оба ответа верны.
А. Процесс познания с помощью органов чувств. В. Процесс создания новых образов. С. Ступень познания, раскрывающая суть вещей, явлений. D. Все суждения верны.
А. Вспомнить какой-то отдельно взятый элемент. В. Ответить на прямые вопросы. С. Распознать элемент информации в предложенном содержании.
Вопросы для подготовки к экзамену
Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте
Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.
Содержание
Что такое пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.
Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.
Теория иерархии потребностей Маслоу
Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.
Уровни иерархии потребностей | Определения | Пояснения |
Физиология | Удовлетворение жизнедеятельности организма | Сон, еда, естественные нужды, здоровье, секс |
Безопасность | Чувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страхов | Крепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь |
Любовь и принадлежность | Общение, привязанность, семья, дружба — социализация | Поиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть |
Уважение и признание | Желание быть важным и получить признание в обществе | Заработать больше и показать свой статус, добиться успеха |
Творчество и познание | Стремление к новым знаниям | Путешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации |
Эстетика | Поиск гармонии и радости через искусство и красоту | Изучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование |
Самоактуализация | Поиск смысла жизни, переосмысление ценностей | Реализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов |
Классическая пирамида выглядит так:
Пирамида Маслоу. Источник
Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:
Пирамида Маслоу — потребности человека
Суть теории
Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.
Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:
Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.
Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.
Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.
Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.
Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.
Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.
Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:
Преимущества и недостатки
А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.
Преимущества
Недостатки
Применение в маркетинге
В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.
К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхи — и специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.
Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.
Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.
Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:
Применение в жизни
Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.
Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.
А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Альтернативные теории
Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.
Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».
Теория Альдерфера
Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:
Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.
Теория ERG Альдерфера
Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.
Теория МакКлелланда
Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.
Потребность во власти | Потребность в успехе | Потребность в причастности |
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды | Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал | Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку |
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух | Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе | Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку |
Мотивируют других людей | Стараются удерживать и прогнозировать риски | Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности |
Желают контролировать все процессы | Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство | Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи |
Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.
Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.
Теория Герцберга
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.
ССхема двухфакторной теории Герцберга
Основные тезисы концепции:
Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.
Теория Портера — Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:
Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.
Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.
Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера
Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.
А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!